Новости. Омск

Поле дураков? Почему Новосибирск делает миллиарды на пассажироперевозках, а Омск - «закапывает»?

«Поле дураков» появилось в печати в 2008 году на фоне поросячьего визга, устроенного полежаевско-шрейдеровским агитпропом. «Омские правды», «вечерки», «12 каналы» взахлеб кричали о сотнях миллионов, которые облправительство и муниципалитет выделили для кардинального решения проблемы пассажирских перевозок. В сумме получался миллиард, который лучше было бы для всех нас закопать на «поле дураков». Нет, власть фактически профинансировала этими деньгами хорошо организованное преступление против собственных граждан, которые, как и новосибирцы, пытались строить бизнес пассажироперевозок на принципах частной собственности. А в результате потеряли и собственность, и бизнес. Обиженный мэр Шрейдер предъявил мне, автору публикации, пятимиллионный иск. Ну и что вы, Виктор Филиппович, скажете теперь? Я ошибся только в одном – в масштабах катастрофы. Сегодня редакция «БК» приняла решение опубликовать «Поле дураков» еще раз. Мне, автору, нечего добавить к тому, что было написано четыре года назад.

 

Статья опубликована в журнале «Бизнес-курс» №26 (253) от 09.07.2008 г. «Поле дураков? Почему Новосибирск делает миллиарды, а Омск - «закапывает»?»

 

В 2007 году новосибирские предприниматели потратили на закупку новых крупногабаритных автобусов более одного миллиарда рублей! Эту сенсационную новость сообщил наш новосибирский корреспондент Дарья Жиганова.

 

Миллиарды на вере

 

Что же означает этот миллиард? И в чем собственно сенсация? А то и означает, что новосибирские граждане, занимающиеся предпринимательством, проинвестировали городские пассажироперевозки на сумму в миллиард рублей. Кроме того, примерно столько же граждане-предприниматели потратили на обслуживание парка собственных автобусов. Это расходы на топливо и содержание материальной базы, а также зарплаты персонала - водителей, слесарей, механиков, кондукторов и т.д., и т.п. И, конечно же, налоги! Делаем вывод. Новосибирские власти за счет чисто управленческих решений, можно сказать, из воздуха, сэкономили почти два миллиарда бюджетных средств. Колоссальные деньги, которые мэрия может теперь смело вкладывать туда, где бизнесу работать неинтересно. Да, да, да... В пресловутую инфраструктуру - дороги, развязки, «карманы», стоянки, сети и т.д. А мы знаем: там, где есть инфраструктура, обязательно будет и бизнес. Придет и все построит - жилые дома и офисные центры, театры и спорткомплексы, магазины и рестораны...

 

И еще одна суперважная деталь на тему реальной поддержки реального, а не чиновничьего бизнеса. Монетизация льгот! Бюджетные средства, выделяемые на льготников, отправляются этой категории граждан на так называемые социальные карты. Их нельзя потратить на колбасу или водку. Только на проезд в автобусе, оборудованном за счет мэрии специальными электронными устройствами.

 

Монетизация льгот, как это ни банально, является, конечно же, лучшим профилактическим средством от коррупции, воровства, неэффективности. В нашем случае из льготников, этой обузы любой экономики, сделали реальных инвесторов вполне реального бизнеса автоперевозок. Новосибирский льготник, садясь в автобус, лично расплачивается за свой проезд, и эти деньги возвращаются назад в виде новых автобусов. Возвращаются потому, что бизнес ВЕРИТ власти. Отсюда и миллиард инвестиций!

 

Новосибирский опыт - яркая иллюстрация того, как сделать городской бюджет инструментом развития экономики, стимулом для роста бизнеса, а не средством разрушения экономики и удушения бизнеса.

 

Хроники «военного» времени, или как наделать убытков и убить бизнес

 

У нас другая сенсация: Омский горсовет принял решение выделить 350 миллионов на покупку 100 новых автобусов. Это означает, что из скудного городского бюджета в очередной раз будут изъяты сотни миллионов рублей, которые можно было бы, как в Новосибирске, потратить на возведение станции метро, расширение дорог, строительство развязок... На инфраструктуру, ту самую, что стимулирует прирост инвестиций и развитие бизнеса. Увы, сегодня мы не только не можем повторить опыт Новосибирска, мы даже мечтать об этом не смеем. Политика нынешней шрейдеровской администрации отбросила экономику Омска в этой и многих других сферах на десятки лет назад. Что же про­изошло? Или, точнее, как это было?

 

Реальный, я бы даже сказал, исторический шанс начать по­этапное реформирование отрасли имел, но упустил Евгений Белов, предшественник Шрейдера. Именно при Белове дикие орды газелистов без какого-либо сопротивления со стороны муниципального транспорта захватили Омск, бесчинствуя на его улицах. Но при этом газелистам не просто удалось решить проблему пассажироперевозок в отдельно взятом Омске... Они становятся донорами российского автопрома. Это был редчайший для нашего времени случай, когда граждане, вчерашние совдепы, рискуя последним, закладывали под банковские кредиты движимое и недвижимое имущество, а потом все заработанное на омских улицах инвестировали в приобретение тысяч и тысяч новых «Газелей». Но и это не все. Жизнь, а точнее, жесткие законы рынка заставили газелистов-частников объединяться в конкурирующие между собой Союзы автоперевозчиков. Союзы стали иным, качественно более высоким уровнем организации. Взаимодействуя с властями, они выполняли представительские, управленческие и даже политические функции. В начале 2005 года, перед самым появлением Шрейдера, город имел в наличии:

● несколько тысяч активных граждан, представителей малого бизнеса, заинтересованных в развитии своего дела, то есть пассажироперевозок;

● налицо была и конкурентная среда: Союзам автоперевозчиков и муниципальному транспорту приходилось бороться за пассажиров;

● частники-газелисты обходились городскому бюджету фактически бесплатно;

● все автоперевозчики жили в ожидании перемен. В то время бизнес был готов принять любые разумные предложения властей. Никто не спорил - «Газели» надо постепенно менять на автобусы.

 

Что же делает власть с этим достоянием?

 

Евгений Белов, фактически заканчивающий свой мэрский срок, создает изощренную систему «изъятия излишков» у владельцев маршруток - через сомнительные конкурсы и еще более сомнительные отчисления «на нужды муниципального транспорта». Параллельно идет дележ маршрутов по знакомствам, связям, взяткам. Ситуация загоняется в угол!

 

А потом пришел «хозяйственник» Шрейдер, занимавший в региональном «табели о рангах» одну из самых высоких строчек. Виктор Филиппович, без сомнения, был политическим тяжеловесом, имевшим в то время безусловное влияние на губернатора, доверившего ему, очередному фавориту, миллионный город.

 

Шрейдер-«хозяйственник», получив полежаевские миллиарды, ставит крест на дискуссии о судьбах пассажирского транспорта. А если быть точным, на судьбах сотен людей, предпринявших попытку изменить свое положение в обществе. Стать средним классом! Для подавления нового нарождающегося класса собственников власть весьма эффективно применяет наработки Иосифа Виссарионовича - другого нашего выдающегося хозяйственника, преуспевшего в массовых зачистках и раскулачиваниях. Успех, как и тогда, должны обеспечить бюджетные деньги, оголтелая пропаганда и люди в погонах.

 

Власть через контролиру­емые СМИ объявляет газелистов ни много ни мало врагами собственного народа. Это они, газелисты, повинны в многочисленных авариях и гибели десятков людей. Это их «Газели» отравляют экологию Омска. И это они, газелисты, обдирая население, отказываются возить льготников - сотни тысяч своих сограждан, прозябающих за чертой бедности.

 

Объявив заботу о льготниках главной целью своей хозяйственной деятельности, Шрейдер тратит миллиард бюджетных рублей на закупку сотен новых муниципальных автобусов, которые, надо полагать, должны были обеспечить муниципалам необходимое конкурентное преимущество. Не тут-то было! Частник держит удар: население по-прежнему отдает предпочтение маршруткам. На сцене появляется милиция. Гаишники устраивают облавы на газелистов, другие подразделения УВД берут «в разработку» «главарей».

 

Извоз и ныне там

 

Сегодня, спустя три года, уместно задать вопрос. А где же результат шрейдеровских преобразований? Дикие маршрутки (точную цифру никто не знает, но однозначно речь идет о тысячах микроавтобусов) по-прежнему носятся по городу, наводя ужас на всех участников дорожного движения. Они, эти ушедшие в тень нелегалы, плевали на требования мэрии покупать крупногабаритные автобусы. Те же, кто мог и готов был переходить на автобусы добровольно, давно распродали свой парк маршруток. Чем занимаются эти люди, на личном примере усвоившие банальную истину - властям верить нельзя?

 

Другой вопрос. Как же работает бюджетный миллиард, наши с вами деньги, потраченные мэрией на закупку муниципального транспорта? Все ли новенькие автобусы, выехавшие на улицу всего лишь два года назад, работают на маршрутах? А может, стоят на приколе - нет денег на обслуживание? Или работать некому - водители не идут? А почему страховщики отказываются вступать с муниципалами в какие-либо финансовые отношения? Ответ на поверхности: никто не хочет иметь дело с банкротами - как финансовыми (долги муниципалов зашкаливают за миллиард), так и политическими... Спросите, при чем здесь политика? Отвечаю. Преступления, совершенные шрейдеровской мэрией против бизнеса и Личности, имеют под собой одно единственное оправдание - это забота о льготниках-ветеранах, инвалидах, пенсионерах.

 

Увы, и тут полное фиаско! Это в Новосибирске льготники, а их там, как и у нас, сотни тысяч, могут спокойно садиться в любой автобус - частный или муниципальный, без разницы. Они за себя платят живые деньги - восемь рублей за поездку. В пересчете на объемы - это сотни миллионов рублей. Огромные деньги, которые бюджет через конкретную категорию социально незащищенных пассажиров инвестирует в бизнес, в его развитие.

 

В Новосибирске с помощью бюджета льготнику вернули достоинство, а бизнесу - деньги! В Омске тот же самый бюджетный миллиард потратили на то, чтобы разрушить бизнес и унизить льготника. Вот слова Леонида Полежаева, как бы подведшего черту под трехлетней хозяйственной деятельностью Виктора Шрейдера: «Мы тратим невероятно большие суммы на льготы и не имеем адекватной оценки». Если развивать мысль губернатора, то следует сказать, что нам сегодня не хозяйственники типа Шрейдера нужны, а управленцы-профессионалы, способные генерировать и приводить в жизнь идеи новой экономической политики, суть которой в уважении к человеку.

 

Если бы мэр Шрейдер мог допустить хотя бы на мгновение, что ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ - те же люди и что отнимать у них ДЕЛО - все равно, что покушаться на их жизнь. И что они - кормильцы, у них семьи - дети, старики, те же пенсионеры-льготники.. И что, наконец, они платят налоги... Если бы наш Виктор, ПОБЕДИТЕЛЬ БИЗНЕСА, мог усвоить эту, в сущности, банальную истину, то ему наверняка пришлось бы искать другие, более человеческие решения, которые, вот парадокс, легко вписались бы в самые современные управленческие теории. Вариантов-то по сути нет. Конечно же, надо собрать для разговора предпринимателей-автоперевозчиков. И обязательно отменить поборы, организованные предшественником:

 

- Я знаю, что вы, газелисты, при Белове платили до 2000 рублей с каждого автомобиля, так сказать, на поддержку муниципального транспорта. По разным подсчетам, это 150-200 миллионов в год. Потратьте эти деньги и еще хотя бы «полстолько на покупку среднегабаритных автобусов».

- Не потянем! - обязательно усомнились бы автоперевозчики. - Ведь нам придется льготникам либо отказывать, либо ­возить их бесплатно.

- А мы вам будем платить, - парировал мэр. - Для начала рубля четыре-пять, что в перерасчете на год опять же составит миллионов четыреста - деньги, которые вы также должны вложить в развитие бизнеса. Так что, составляйте бизнес-план. Будем работать.

 

Нет у нас больше Госплана!

 

Допускаю, нет, уверен, что Шрейдер был бы прекрасным председателем Горисполкома в 50-е, 60-е и даже в 70-е годы минувшего столетия. И деньги народные он тратил бы рачительно, и за порядком бы следил, и у первого секретаря обкома был бы на хорошем счету. Но сегодня другие времена. Не­ужели непонятно, нет у нас больше, Виктор Филиппович, Госплана! Скоро уже двадцать лет будет, как Россия встала на рельсы рыночной экономики, которой как воздух нужны честная власть и здоровая конкурентная среда. Это когда у омичей, за Вас, Виктор Филиппович, проголосовавших, есть возможность выбирать лучшее. Выбирать, на чем ездить, у кого покупать, кому заказывать, с кем договор заключать или бизнес делать... Напомню, оба российских президента - Путин и Медведев - поставили перед страной глобальную задачу: более половины россиян должны иметь свое дело в малом или среднем бизнесе. Хотелось бы верить, что Вы отдаете себе отчет в том, что сделать из граждан предпринимателей - это не то же самое, что рассадить на городские кормушки темных лошадок из Вашего окружения.

 

Вот уже более трех лет «БК» остро реагирует на Ваши инициативы в сфере бизнеса, порождающие бесконечные рыночные переделы и войны. И это трудно назвать ошибкой в стратегии или тактике. Нет, по моему глубокому убеждению, речь идет о хорошо подготовленном и профинансированном деньгами налогоплательщиков преступлении против собственных граждан, которые, как и новосибирцы, пытались строить бизнес пассажироперевозок на принципах частной собственности. А в результате потеряли и собственность, и бизнес. Что пережили эти люди? Поставьте себя хотя бы один раз на место человека, у которого такая вот власть угоняет со двора кормилицу-корову, отбирает маршрут или торговую точку?

 

Иногда думаю, если бы Вы, Виктор Филиппович, и Ваши сотоварищи закопали бюджетные деньги по примеру героев известной сказки на «поле чудес», то для нас, омичей, это было бы все-таки лучшим из зол. По крайней мере, мы сохранили бы человеческий потенциал и надежды на будущее.

 

И последнее. Знаете ли Вы, что влиятельные люди из Вашей свиты постоянно тычут пальцем в потолок, давая понять, что это не Вы, это ОН, тот, что наверху, во всем виноват. И значит, не Вы, а ОН должен за все ответить. Если это и в самом деле так, то что Вам мешает собрать вещи и тихо уйти? Впрочем, можно и дверью хлопнуть! Согласитесь, честное имя и уважение к себе самому стоят дороже.

 

Джон Пяткин, журнал «Бизнес-курс» №26 (253) от 09.07.2008

Просмотров (5914)

Комментарии (4)
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

Для того, чтобы оставить комментарий от своего имени необходимо авторизоваться.
Для того, чтобы оставить комментарий без регистрации необходимо заполнить форму, приведенную ниже
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Виталий12.01.2013 21:21:05
Очень актуально и в 2013 году.
Пусть бы Двораковский прочитал и Парыгиной.
Сергей Сергеевич - Вы лучший журналист в России.
Пишите, пожалуйста, почаще. И давайте читать Двораковскому с Парыгиной, может поумнеют!
читатель14.01.2013 10:05:21
РЭК, безусловно и очень заумно, обоснует все свои тарифы - мы в этом уже неоднократно убеждались. Но многие омичи знают и другой способ расчета цены проезда в городском транспорте, бытовавший в советское время. Тогда тоже умели считать. Так вот, билет в автобусе стоил 5 копеек, в троллейбусе - 4 копейки, в трамвае - 3 копейки. В тогдашнем масштабе цен это были существенные деньги! Вполне сопоставимые с нынешними 16 рублями для тех, кто пользуется общественным транспортом. Может быть областному минпрому дать задание департаменту транспорта вернуться к этой логике?
Лилия17.01.2013 00:09:52
Пока не отменят на выборах порог посещаемости,так будет всякий, набравший наименьшее количество избирателей, мэром города! Я бы на его (Двораковского) месте просто из банального чувства собственного достоинства, из уважения к себе не пошла бы на должность мэра. Не справляется он с этой работой! Идите на пенсию, дядя, её просто так не дают. Нет от вас никакого толку, одна пустая болтовня, в которую мало кто верит. И горсовет свой \"Глубокую осень\" с собой прихватите!
Петрович17.01.2013 13:38:57
Я бы на его (Двораковского) месте просто из банального чувства собственного достоинства, из уважения к себе не пошла бы на должность мэра... - золотые слова, добавить нечего!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru