журналист

Леонид Евсеев: «Челябинский метеорит мог превратить город в пустыню»

Пять лет назад, 15 февраля 2013 года в небе над Челябинском произошло уникальное явление планетарного масштаба. Самая крупная (пока) в 21 веке космическая катастрофа. В атмосферу Земли вошел и взорвался крупный метеорит. Падение уральского метеорита стало новостью номер один во всем мире.

9.30 утра. Ударная волна после ярчайшей вспышки накрывает Челябинск и пригороды. В первые минуты после взрыва на улицах воют автосирены, царит паника, люди не на шутку напуганы. Кто кричал: «Война», кто: «Террористы». Все пытаются дозвониться до родных и близких, но сотовая связь не справляется с нагрузкой. В городе образуются пробки. Скорые не справляются с нагрузкой, раненые поступают потоком, в основном это люди, пострадавшие от осколков стекла. Одному мужчине пришлось ампутировать 4 пальца на руке, учительница из г. Копейска получила травму позвоночника от удара взрывной волны. Ее отправляют в Москву на самолете МЧС. Большинство пострадавших – дети. Они (любопытные же!) подбежали к окнам первые, когда небосклон озарила ослепительная вспышка, а через 2 минуты взрывная волна разнесла стекла вдребезги. Рассказывает школьник Анатолий С:

- Как будто кинули много световых гранат. Учительницу отбросило в сторону. Школа, как после бомбежки. Все стали визжать, выбежали из кабинетов.

В городе объявлена эвакуация детских садов и школ.

Полет огненного шара продолжался 32, 5 секунды, в момент взрыва Челябинского феномена до земли было 20 км., но и этой высоты хватило, чтобы нанести громадный ущерб. Площадь разрушений на Челябинском цинковом заводе более 1000 кв. м., пострадал Машиностроительный завод, на другом предприятии ворота весом более тонны сорвало с петель, как лист фанеры, серьезно пострадал комплекс Университета физкультуры, в ледовом дворце «Уральская молния», где занимались в этот момент 100 ребятишек, рухнул потолок. Тренер по прыжкам в воду Александр Харламов после взрыва, с травмой головы, с порезанными руками и ногами бросился спасать детей, накрывая их спортивными матами. Тысячи квартир нуждаются в ремонте. Ущерб от разрушений более миллиарда рублей. Интересно, что в одной из квартир взрывная волна, выбив стекла, разрезала алюминиевый обруч будто ножом.

Взрывная волна раскидывала автомобили, срывала крыши, повредила линии связи, вышибла окна в пяти тысячах зданий (на улице минус 21), в первые часы к медикам обратились за помощью 1,5 тысячи человек и, слава Богу, что обошлось без человеческих жертв.

Прихожане Свято-Троицкого храма были на литургии, когда упал метеорит. Вспышка озарила алтарь во время чтения Евангелия. За стенами церкви раздавались взрывы, но службу решили не прерывать. Они говорили потом: «Господь помиловал город Челябинск, а может и всю Россию. Будь метеорит больше, или взорвись он чуть ниже и город с опасными ядерными, химическими, вредными производствами просто бы разметало, затронув соседние регионы и центральную часть страны. Господи, помилуй нас грешных!

Мы не так защищены, как мы думаем. Вот так средь бела дня или ночи нам на голову может свалиться опасный космический объект. Ни одна из встреч нашей планеты с крупными метеоритами не прошла бесследно. Миллионы лет назад они уничтожали почти все живое на Земле, перезапуская эволюцию.

Челябинский метеорит весил немногим более 13 тысяч тонн, диаметр – 19,8 м. а если бы он весил больше, например как Тунгусский метеорит, раскидавший тайгу на 2000 кв. км? Тунгусский метеорит, прилети он позже на 4 часа, попал бы не в глухую тайгу, а в город Ленинград, и тогда от города остался бы только кратер. Пронесло!

Челябинский метеорит вошел в атмосферу Земли со скоростью 20 км. в секунду, или 72 тысячи километров в час. Падение Чебаркульского метеорита (получил свое второе название по месту падения в озеро Чебаркуль) было заснято на сотни видеокамер. Миллионы людей могли лично убедиться, насколько хрупка жизнь на нашей планете, она «нежнее хрусталя», как пела Алла Пугачева.

Утром, 16 февраля 2013 г. водолазы МЧС начала исследовать полынью озера Чебаркуль, куда предположительно упал метеорит. Глубина в этом месте – 11 м. половина из них – плотный ил, диаметр полыньи – 7 м. Первые анализы воды показали, что она в норме. До водолазов ночью у полыньи толпятся примерно 20 человек и все видят странный светящийся объект, то приближающийся к полынье, то удаляющийся от нее. Что это было до сих пор неизвестно. Предприимчивые граждане начинают собирать осколки метеорита и в интернете появляются объявления о продаже. Цена доходит до двух тысяч долларов за грамм. Другие набирают воду и умываются ею, как святой. Приезжают журналисты, ученые. Местные бизнесмены запускают в продажу линейку сувениров, связанных с космическим гостем. Глава города Чебаркуля передает парфюмеру Сергею Андрееву несколько небольших фрагментов метеорита. Парфюмер за 22 дня создает аромат «Чебаркульский метеорит». Запах окалины и обожжённого камня в нем явно чувствуется. Один из оригинальных флакончиков мне подарят челябинские журналисты в Дагомысе.

Профессор Кралова университета (Чехия) Гюнтер Клетечка вместе с челябинскими учеными ищет органические структуры в метеоритном веществе. Возможно, когда-то жизнь на Землю была занесена из космоса. В декабре 2013 г. уральский ученый (Степан Березин) делает сенсационное заявление о том, что в Челябинском метеорите найдены следы воды и микроорганизмов. По одной из теорий метеорит, упавший 4 миллиарда лет назад на нашу планету, мог содержать биологический материал с Марса. Вполне возможно, что мы и не земляне.

Ученые роют дальше и определяют, что в Челябинском метеорите примерно 30% железа, много никеля, есть хром, марганец и кобальт. Это все звездное вещество, без которого жизнь невозможна в принципе. У метеорита появляется своя история, он свидетель катастроф вселенского масштаба, как определят ученые, 289 миллионов лет назад метеорит отделился от материнского небесного тела, 10 миллионов лет назад переживет столкновение с другим небесным телом, а в 2013 году упадет в озеро Чебаркуль.

Главный обломок метеорита, весом находят 16 октября 2013 года. При большом стечении народа его вытаскивают на берег озера, он раскалывается на части, их связывают и тут же взвешивают – 654 кг., весы ломаются, на дне остается еще много осколков. Поисковые работы обошлись Чебаркульскому муниципалитету в 1,5 миллиона рублей. Несмотря на старания чебаркульцев, метеорит получает официальное название «Челябинск».

Астероидов, размером с «Челябинск» в космосе великое множество. Но там летают каменюки и поболее, они представляют потенциальную опасность для планеты, например, астероид VD17, диаметром 580 м., или Апофис, диаметром 300 м. Другой астероид поперечником в 30 километров(!) похож на каменную ногу. Если такая «нога» «пнет» Землю, то за 24 часа она превратится в раскаленный шар, и ничто уже не будет напоминать о нашей беспокойной цивилизации. Огненный смерч сотрет все живое и неживое с поверхности планеты.

Готова ли наша цивилизация к вызовам Вселенной? Для ученых Челябинский метеорит стал такой же неожиданностью, как и для всех остальных. В России порядка 30 обсерваторий. Почему ни в одной не заметили приближение Челябинского метеорита? Все дело в том, что у нас нет таких наблюдательных средств, способных заметить космический объект малого размера, хотя бы от 100 м. в диаметре. Далее, Российские обсерватории могут следить только за небосклоном Северного полушария. Южного мы не видим, а оттуда может тоже «прилететь». Наши астрономы признают, что небесные тела диаметром в пять, десять раз большем Челябинского метеорита, они обнаруживали на уходящем участке траектории в опасной близости от Земли.

Человечество ждет прилета очередного космического «гостя» и готовится к встрече, разрабатывая способы уничтожения метеоритов на подлете к Земле, либо в ее атмосфере, но пока это получается только в кино.

Интересные факты о метеоритах, упавших на территорию Омской области, мне удалось найти в Историческом архиве Омской области. Некоторые из них освежу в памяти. В 30-е годы в Омске активно работала Метеоритная комиссия, которую возглавлял известный ученый, профессор Петр Людвигович Драверт, исследователь минералогии, геологии и этнографии Сибири. Именно он настоял на избрании почетным членом Омского метеоритного общества исследователя Тунгусского метеорита Л.А. Кулика. Вместе с ним они участвовали в экспедиции в д. Васис Знаменского района для обследования предполагаемого места падения метеорита в озеро Шиловое. Случилось это событие между часом ночи и четырьмя утра 25 декабря 1933 года. Жители Васиса наблюдали полет огненного тела, сопровождавшийся громовыми звуками и содроганием строений, утром в озере обнаружили пробоину размером 1,7 м на 1,2 м, вода имела характерный привкус серы.  Для поиска метеорита решили летом спустить воду из озера в реку Шиш, нанять 22 чернорабочих, пригласить водолаза-ныряльщика. Предстояло прорыть канал длиной 115 метров, глубиной 3 метра и шириной полтора метра. Когда копали канал, наткнулись на залежи голубой глины, но работы остановили из-за недостатка средств. Может, и по сей день в том месте лежит небесный странник. Вторую экспедицию Драверт и Кулик совершили на аэроплане 28 июня 1936 года в Кокчетавскую область Казахстана, где в 1910 году упал метеорит «Дорофеевка» (ныне хранящийся в метеоритной коллекции Академии наук России, вес – 12 679 кг).

Благодаря П.Л. Драверту был найден метеорит «Хмелевка», наблюдавшийся необычайно ярко 1 марта 1929 г. около д. Хмелевка Седельниковского района. Драверт обнаружил его спустя почти 8 лет, 29 мая 1936 года. Что интересно, метеорит весом 6 кг 100 г нашелся у крестьянина Хмелевки в бочке с квашеной капустой, где он лежал в качестве гнета. Седельниковскому району «везет» на метеориты. В прошлом веке они падали на его территорию дважды: в 1922 и в 1929 годах.

Интересные сведения содержатся в записках П.Л. Драверта о Тарском метеорите, который упал зимой 1888 года в окрестностях Тары. В частности, сохранились воспоминания жителя Тары Степана Георгиевича Горшкова. Вот что он сообщал в июле 1935 года письмом из Москвы: «Я учился в Тарском уездном училище в 1888 году. Камень упал с неба среди шума и был огонь небесный. Он выбил большую яму и сильно нагрел ее и сам был горячий. Его доставили к нам в училище крестьяне и сдали сторожу училища Аргунову. Вначале камень лежал на площади против училища, а потом его перенесли в ограду. С большим трудом я отколол от камня кусочек величиною с боб и много лет хранил его. В 1900 году я этот осколок подарил своему хозяину золотопромышленнику Пылкову Анемподисту Алексеевичу, он жил в Томске. Камень, как сейчас вижу: темно-серый, слегка слоистый, весом приблизительно 60-70 пудов. Пылков собирал камни и сказал, что Тарский метеорит содержит «небесное» железо. В 1889 году я уехал из Тары. Живу в Москве, работаю в Институте игрушки, в Загорске». Бывший Тарский исправник Василий Семенович Куриленко в беседе с Дравертом сообщил, что небесный камень нашел его зять Николай Иванович Харченко. Будучи смотрителем училища, Харченко, объезжал уезд и нашел, как тогда называли, аэролит. Аэролит имел форму неправильного параллелограмма серо-зеленоватого цвета, размерами: длиной – 1,5 м, шириной – 0,7 м и высотой – 0,6 м. Тело метеорита – пористое, слоистое, сглаженное по краям. Куриленко признался, что не избежал искушения и обухом топора отколол кусок от метеорита, при этом прочный обух лопнул. На сколе небесный пришелец слегка искрился. Метеоритом заинтересовался попечитель Западно-Сибирского учебного округа Флоринский и поручил Харченко отправить аэролит в Томск. Летом 1888 года камень весом почти с тонну погрузили на баржу, и поплыл он в Томск. Интересно, сохранился ли Тарский метеорит до наших дней?

П.Л. Драверт вел обширную переписку по поводу метеоритов не только с учеными. Вот что он писал в 1936 году крестьянину Василию Гостеву из д. Даниловка Нагибинского сельсовета Тюкалинского района: «Уважаемый гр-н Гостев! Вы сообщаете, что не решаетесь послать найденный Вами метеорит, не зная суммы премии. Наше учреждение (Омская метеоритная комиссия) государственное, и недоверие к нему совершенно неуместно. На пересылку камня отправили Вам 10 рублей».

Интересные записи о метеоритах хранятся в архиве известного омского ученого и краеведа А.Ф. Палашенкова. Первое наиболее древнее не только для Омской области, но и для всей Сибири упоминание о метеорите есть в Мировичевском списке Ремизовой летописи. В 1585 году Ермак Тимофеевич на месте, где ныне с. Ташатканское Тевризского района, осматривал «вместе со товарищи» упавший с неба камень, которому местные жители приписывали чудесные способности менять погоду. Камень был багрового цвета в результате окиси железа.  В 1922 году в Седельниковском районе метеорит убил свинью, в 1925 году во двор усадьбы М. Кутеренкина из Саргатского района упал метеорит, который пробил соломенную крышу навеса и поранил ногу О. Хохловой. Случаи попадания метеоритов в людей чрезвычайно редки. По всему миру их не более 19. Прилетали метеориты на ст. Калачинскую: «ярко-красное ядро, голубая полоса», видели их и в Черлаке: «как будто вспыхнула молния, и огненный шар рассыпался, не долетев до горизонта». В 1899 г. наблюдался сильный метеоритный дождь в с. Борисовское (ныне Шербакуль). Местные казахи падали на землю и молились.

По материалам ГИАОО. Ф. 2200. Оп.1. Д. 59; Ф. 1074. Оп. 1. Д. 108