Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


Как театр попирает славу Победы 1812 года

Лев Степаненко, православный священник, автор скандально острых театральных рецензий, опубликованных в журнале "Бизнес-курс", напомнил мне еще раз, почему я не хожу в омские театры. По Льву Степаненко нашими театрами, замечу, государственными бюджетными, уже давно завладели психобольные люди. И он не просто находит, но и объясняет причину этой болезни - ненависть ко всему, чем россияне могут гордиться, и в частности к победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Автор задает вполне уместный вопрос, почему государство в лице министерства культуры Омской области оплачивает из казны, по сути своей, безнравственную антигосударственную деятельность заезжих режиссеров. Неужели все дело в том, что эти самые министры никогда не читали настоящих Чехова, Пушкина, Толстого?..

Сегодня мы продолжаем печатать Льва Степаненко, человека образованнейшего, обладающего поистине энциклопедическими знаниями в области культуры и русской истории, автора, с которым, как мне кажется, трудно спорить.

Сергей Сусликов

В текущем году Россия отмечает 200-летний юбилей победы русских войск над Наполеоном.

В ночь на 24 июня (новый стиль) 1812 г. 600-тысячная наполеоновская армия без объявления войны перешла русскую границу. 7 сентября 1812 г. главнокоманду­ющий русскими армиями М.И. Кутузов дал противнику генеральное сражение при Бородино, а уже 2 января 1813 г. в приказе по Армии он поздравил войска с изгнанием врага из пределов России. Россия отстояла свою честь и независимость, народ и армия проявили невиданное мужество и героизм.

Скажем сразу, ни одного спектакля, специально подготовленного к юбилею, за последние годы в драматических театрах Омска не появилось. Казалось, об этом славном событии руководство театров напрочь забыло, но это не так – помнит, скорбит. Победа русского оружия гвоздем засела в их сознании.

В Пятом театре в 2010 году поставили спектакль «Тридцать три обморока» по произведениям А.П. Чехова. Вдовушка Елена Попова (актриса Мария Долганева) носит траур по мужу, от которого осталась только фотография, но на сцене покойный представлен большим цветным портретом всадника, в котором можно с изумлением узнать… императора Александра I.

Портрет таскают туда-сюда и, наконец, швыряют на пол. Как это следует понимать и как это возможно (режиссер Олег Юмов)? Император, вошедший в историю под именем Александра I Благословенного, разгромил полчища Наполеона и освободил Россию и всю Европу от нашествия галлов. В сражениях он зачастую находился в зоне огня, под артиллерийским обстрелом. В грандиозном сражении под Лейпцигом в октябре 1813 г. император лично координировал действия всех союзных войск численностью до полумилли­она человек, а весной 1814 г. вступил в покоренный Париж. Его громадный парадный портрет кисти немецкого художника Франца Крюгера, над уменьшенной копией которого издевается Олег Юмов, украшает торцовую стену знаменитой Военной галереи Зимнего дворца, от которой рядами расходятся 332 портрета генералов, маршалов и фельдмаршалов – участников Отечественной вой­ны 1812 г. и заграничного похода 1813-1814 годов.

Режиссер Юмов, а с ним и все причастные к спектаклю люди через двести лет после великих побед русского оружия посягнули на героическое прошлое нашего народа.

Весь спектакль «Тридцать три обморока», читай – 33 степени масонства, скрупулезно посвящен масонским ритуалам. Здесь кроется вторая причина ненависти их к Благословенному. Создатели спектакля ненавидят Александра I еще и потому, что в 1822 г. он запретил деятельность масонов в России, разогнал их и выслал иностранных масонов.

Что же получается? Наполеон не смог победить Александра I, а Пятый театр расправляется с ним легко и просто. Оказывается, Наполеонов сегодня можно встретить не только среди пациентов психиатрических больниц.

Совершенно аналогичное отношение к русской истории в Омском академическом театре драмы. В 2009 г. режиссер Александр Огарев поставил там спектакль «Метель» по прелестнейшей повести А.С. Пушкина, в которой действие происходит в 1812 г.

Как же интерпретирует режиссер необыкновенную по лиризму повесть? Россия представлена на сцене в виде кладбища с металлическими памятниками. Возвращаются русские воины-победители, каким завидовал лицеист Пушкин. Герои неряшливы до неприятности и представлены тремя калеками. У одного повреждена нога, у другого перевязана рука, у третьего – голова, вместе они составляют одного целого. Такой представлена попутно православная Троица! У того, что с головой, перевязан глаз – это злая карикатура на фельдмаршала Кутузова.

Неряшливые калеки начинают пьяные пляски с девками, которые под стать им. Так выглядит сцена, описанная Пушкиным в «Метели» следующим образом: «Война со славою была окончена. Полки наши возвращались из-за границы… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!.. Женщины, русские женщины, были тогда бесподобны. Обыкновенная холодность их исчезла. Восторг их был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: ура! И в воздух чепчики бросали».

С сатанинской злобой изуродована и эта сцена. Женщины бросают не свои чепчики, а глубокомысленно достают из бюстгальтеров и брезгливо отбрасывают чепчики для новорожденных. Следует понимать, что детские принадлежности не нужны, калеки не способны оставить потомство, детей больше не будет, да России они и ни к чему. Это заклятие на тот случай, чтобы мы вновь не пошли брать европейские столицы.

Не отстает и ТЮЗ от старших братьев своих. В спектакле бывшего главного режиссера Владимира Ветрогонова «Пассаж в пассаже» по произведениям Ф.М. Достоевского, в которых нет ни малейшего упоминания о войне 1812 г., тем не менее все первое действие на сцене висит повешенный вниз головой Ангел Господень! Ангел с обликом Александра I венчает Александровскую колонну на Дворцовой площади в СПб, которая тоже опрокинута. Колонна воздвигнута в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. и представляет гранитный монолит весом 500 тонн. Ничего не стоит чародею Ветрогонову усилием одной только мысли расправиться с Ангелом и Александром I.

Во втором действии колонна перекантовывается в нормальное положение, но пьедестал ее превращен в аквариум с крокодилом, которого заменяет затем безумный чиновник – вот что лежит в основе Русской Империи. Тема глумления над победой 1812 г. дублируется многократно. На заднике сцены изображен еще один выдающийся памятник вой­не – Казанский собор, в котором были размещены трофеи русских войск (ключи от 17 городов и 8 крепостей Европы, 105 знамен и штандартов), а в 1813 г. похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. На глазах зрителей изображение Собора переворачивается, перетряхивая, надо полагать, и прах покойного национального героя, что сродни осквернению могил.

И это еще не все. На цветной программке спектакля изображено знаменитое здание Генерального штаба, но с него убрана монументальная колесница Победы, а само здание принижено на один этаж (два вместо трех). Была Победа – и нет ее, украдена профессионально. «Пассаж в пассаже» Ветрогонов ставил и в других городах, так что омский вариант можно считать его безнаказанным рецидивом. Перечисление других проделок Ветрогонова в этом спектакле можно было бы еще продолжить (о гомосексуализме отдельный разговор), он хорошо знает предмет своих издевательств, так как прибыл к нам из СПб и туда же отбыл.

Названные спектакли о войне, а других сейчас нет, откровенно враждебны русскому национальному сознанию, и политику эту определяют вместе с министерством культуры в первую очередь директора театров, многие годы занимающие свои должности: Валентина Соколова (ТЮЗ, 25 лет), Александра Юркова (Пятый театр, 20 лет), заслуженный работник культуры Казахской ССР Виктор Лапухин (Академический театр, 11 лет), в то время как режиссеры невесть откуда появляются и невесть куда исчезают. Спектакли их систематически награждаются, поощряются, а сами директора продвигаются по службе, крепнет их авторитет у власти. В. Лапухин поставлен министром культуры области (как вспомнишь, так вздрогнешь), В. Соколова состояла положенное время членом Общественной палаты РФ. Не забыт и В. Ветрогонов, не без медали он отбыл в СПб заслуженным работником культуры Омской области. Год назад я дважды случайно встречал его в театрах СПб и заметил, что средств на шампанское ему до сих пор хватает.

В далеком прошлом остался спектакль Омского драматического театра драматурга А.К. Гладкова «Давным-давно» о вой­не 1812 г., поставленный в 1946 г. Как раз в этом году мой отец, майор Степаненко П.Л., вернулся из Берлина с должности одного из отделов 3-й Ударной армии, его грудь украшали награды за взятие и освобождение ряда городов Европы, в мае 1945 г. он побывал с боевыми друзьями и в Париже. Вместе со старшим 16-летним сыном, моим братом, он посмотрел этот спектакль, который брат, ставший морским офицером (СПб), эмоционально вспоминает и сегодня, спустя 66 лет. Удивившись этому, я отыскал в «Омской правде» за 4 марта 1946 г. рецензию на спектакль, в которой действительно написано: «В роли главного действующего лица, доблестного гусарского офицера удачно дебютировал возврати­вшийся на омскую сцену (из лагеря – Л.С.) актер Вацлав Дворжецкий, в роли фельд­маршала Кутузова – П.С. Некрасов, заняты также А.Ф. Теплов и другие. Создан легкий, веселый, глубоко идейный патриотический спектакль». То был, оказывается, единственно достойный спектакль о войне 1812 г. за всю историю Омска. Ныне пятая колонна омских театров победно строит свои ряды у опрокинутой ими Александровской колонны, готовясь брать новые бастионы.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru