Новости. Омск


священник, театральный критик


О концепции "развития" театра министра культуры Виктора Лапухина

Журнал «Бизнес-курс» предложил министру поделиться своими взглядами на руководство театрами (№36 от 19.09.2012), и концепция его такова, что приходится только развести руками: «Говорить о том, что министерство культуры должно осуществлять свои руководящие функции по отношению к театральному процессу, – это вчерашний день». Виктор Лапухин таким образом напрочь отстраняется от руководства театральным процессом, уступая первородство даже не за чечевицу, а просто так, по убеждению.

Кому же он уступает его? Министр заявляет: «Артист, режиссер – прежде всего гражданин. И гражданская позиция всегда присутствует при создании образа или спектакля» и тем самым передоверяет свои функции режиссерам, гражданская позиция которых сплошь и рядом оскорбительна и враждебна нравственному человеку. Вячеслав Кокорин, режиссер спектакля «Король умирает», так сформулировал свою позицию: «Я мучился, не зная, как определить свой стиль! Подсказали – режиссерская шпана! Мне это жутко понравилось!» («Письма из театра» №25, Омск). Напомним, шпана – мелкие жулики и хулиганы. Граждане, входя в театр, берегите свои карманы. В подтверждение своего ничтожества он тут же вдруг заявил: «Хороша, кстати, тема: «Солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин как мазохист и придурок». И ведь не слышно было, чтобы кто-то бил Кокорина за такую «тему» долго и больно, а есть же в Омске крупнейшая в России Пушкинская библиотека с особым Пушкинским залом, где собирают всякое печатное упоминание о Пушкине, есть старейший педагогический университет, где пишут диссертации о Пушкине. Педагоги, защитите же диссертацию на тему «Солнце русской поэзии А.С. Пушкин в грязных руках придурков омских театров».

Особый упор министр делает на молодых: «Концепция предлагает театрам активно приглашать молодых режиссеров, осуществлять поиск современной драматургии». Что же находят они? Вот один из самых современных драматургов и режиссеров – Николай Коляда (Екатеринбург). Его слова: «Написал я 92 (или больше, не помню) пьесы, из них пять-шесть, за которые мне не стыдно» («Театральная жизнь», №6, 2006 г.). В другом месте он делится сокровенным о своем моральном облике: «Я не люблю матерные слова не по делу... Вот когда на мате разговаривают – замечательно, люблю» («Театральная жизнь», №2, 2006 г.).

Он не шутит, некоторые омичи могли в этом убедиться на спектакле «Гамлет», который он привез однажды в Омск. Он напрасно употребил слово «стыд», так как лишен его начисто. Процитирую свою собственную рецензию того времени (2007 г.): «Один пожилой персонаж обнажает зад, поворачивается им к зрителям, наклоняется лицом к полу, акробатически присовокупляет к заднему проходу давно вышедшую из употреб­ления дулю (фигу) и демонстрирует всю эту роскошь ни в чем не повинному зрителю. Некоторых даже искушенных по этой части критиков пришлось под руки выводить во время антракта на свежий воздух. Справедливости ради сказать, один из зрителей восторженно зааплодировал, невзначай выдав свою нетрадиционную ориентацию. Действие происходило в малом зале нового кукольного театра». Нынешние молодые гораздо грешнее своих родителей, слишком грешны, чтобы допускать их хозяйничать в театре.

Больше всего в планах министра настораживает и пугает то, что он внедряет «инновационные технологии формирования зрительской аудитории». Это уже что-то от Кашпировского, найдутся ли среди зрителей желающие формироваться? Я лично не дамся.

Взгляды министра на театральный процесс удручают. «Вмешиваться в репертуарную политику театров министр не будет», – с демократическим достоинством заявляет о себе Виктор Прокопьевич. Ну и не надо вмешиваться. Речь идет не о репертуарной политике, а о идейно-нравственной. Театр искажает любую драматургию, как в кривом зеркале. Как царь Мидас из поэмы Овидия превращал в золото все, к чему прикасался, так театр зачастую превращает в экскременты всю классику, которую ставит. Министр ушел от объяснения конкретных фактов, как, например, того, что театры крадут Победу 1812 г. («БК» №34, 2012) и глумятся над нею.

Виктор Прокопьевич не признает, что ряд режиссеров, хоть молодых, хоть старых, обласканных им и губернатором Полежаевым, и близко нельзя подпускать к театру с их шизофреническими спектаклями и гражданской позицией. Примеры последней многочисленны: у режиссера Марчелли – порнография, жертвоприношения, демонизм; у врача и драматурга Максима Осипова и режиссера Елены Невежиной (спектакль «Русский и литература») – унижение православного священника, измазанного сметаной по бороде во время Великого поста и т.д. Полагаясь на гражданскую позицию авторов, министр, вероятно, исходит из того, что молодые режиссеры – святые.Увы!

Свою главную задачу по отношению к театру новый министр культуры видит поразительно ограниченно: «Я понимаю социальную функцию театра так: он должен быть общедоступным для всего населения. Наши театры ее выполняют». Бурные аплодисменты! А зачем собирать-то людей в театры? Промывать им мозги и развращать? Кто поумней и нравственней, тот уже давно не ходит в театр.

Виктор Лапухин вдруг вспоминает воспитательный элемент театра, но видит его так: «Если говорить о социально-воспитательном аспекте, то театр сегодня может все, что не запрещено законом. А законом сегодня запрещена пропаганда насилия, межнациональной розни, наркомании, нездорового образа жизни». Странное дело, именно все это есть в спектаклях нынешних театров, но министр считает, что секс и жертвоприношения учат здоровому образу жизни.

Принцип «разрешено все, что не запрещено законом», который исповедует Виктор Лапухин, ориентирует театры на самую низшую планку общественной жизни, лишь бы не скатиться к уголовщине, а где же высшая планка – дум высокое стремленье, глаголом жечь сердца людей? С такими принципами уместнее ставить спектакли в тюрьмах, а не в храмах искусства. Но и эту планку в ряде спектаклей взять не могут, опускаются ниже ее, ниже пояса.

В спектакле Академического театра «Август. Графство Осэйдж» польского режиссера Анджея Бубеня все действующие лица – наркоманы. Спектакль навязывает зрителям аморальные принципы, превращая нравственную патологию в норму, «здоровый образ жизни» – в клоаку. Был в омском ТЮЗе пронзительный спектакль «Семья вурдалака» против наркомании, подобный шоковой терапии, но режиссера его Виктора Колодко Валентина Соколова уволила под каким-то предлогом, а спектакль сняли с репертуара.

Создается впечатление, что министру невдомек существование многочисленных функций искусства, его забота – лишь заполнить залы, а все остальное сделают «молодые», среди которых сплошь и рядом поклонники антихриста.

Опаснее, однако, то, что министр не различает добро и зло, и это тупик региональной культуры. Пора написать на фасаде омских театров: «Оставь надежду всяк сюда входящий», надежду на возвышенное, ибо ты встретишься с низменным.

*(лат.) в траве скрывается змея (здесь что-то не так)


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Театрал.17.10.2012 14:14:39
Какие-то записки сумасшедшего!!!! Лев обратитесь в Евромед... там Вам помогут.
0
0
думающий.18.10.2012 00:24:01
Уважаемый Лев(жаль,что не Толстой),мой комментарий не на ваши,весьма спорные статьи,а на позицию сего издания.Господа! То,чем вы занимаетесь,называется(да простит меня критик и священник Лев)проституция.Ещё недавно ваше издание и не думало бороться с замечательным директором В.Лапухиным.В аутсайдерах был сложный,но...сложный директор Б.Ротберг,героем-уволенный \"гениальный\" дирижёр.И только директор нашей замечательной драмы стал министром культуры-всё,пошла травля.Что же произошло,заказчик сменился?Тогда идите до конца,пишите о патриотической направленности муз.театра,о \"деревенской\" тематике \"Галёрки\"-вот оно \"настоящее,вечное\"!Непоследовательная у вас политика!А Льву я отвечу-задачи театра и церкви разные,не путайте их.Театр имеет право показывать всё многообразие жизни,в то числе и \"изнанку\".Омск на театральной карте России представляет уникальный сплав традиции и новаций,и любой зритель может найти всё на свой вкус-не разрушайте это своим непрофессионализмом,в театре вы не разбираетесь,но к сожалению к таким,как вы \"народ\",который и в театре не разу не был,прислушивается.
0
0
Вика.18.10.2012 05:35:18
Священник – театральный критик? Немыслимое словосочетание! Надеюсь, всё же, что этот бред не оплачивается омскими налогоплательщиками.
0
0
добрый и большой.18.10.2012 21:41:14
Пора бы "батюшке" вспомнить Евангелие от Матфея гл.7,1-6
0
0
Наталья Геннадьевна.22.10.2012 15:33:33
И снова пишу «театральному критику» Льву Степаненко! Мне очень обидно, что прошлое мое письмо было проигнорировано и автором, к которому я обращалась, и редакцией портала БК 55. Мне больно читать о том, как вы г-н Степаненко пишите о том, что «кто поумней и нравственней, то давно уже не ходит в театры» - это прямое оскорбление омской театральной публики. Да, я понимаю, что вы возмущены некоторыми спектаклями, но ведь, повторюсь, нельзя писать только о плохом. Если вы пишете о министре культуры, то пишите обо всех омских театрах – не только о плохих. Такое ощущение, что вы по умолчанию причисляете к числу произведений, где «театр искажает любую драматургию как в кривом зеркале», прекрасные и добрые спектакли Галерки, Арлекина, Музыкального театра, Лицейского театра и др.
Складывается ощущение, что «театральный критик» Степаненко побывал всего на нескольких спектаклях Драмы и Пятого, да на одном спектакле Коляды, и пишет из статьи в статью только о них! Если Лев Степаненко хочет именоваться театральным критиком, то, как профессионал просто обязан быть в курсе всей театральной жизни Омска, и писать как о плохом, так и о хорошем. А последняя строка этой статьи только доказывает ограниченность взглядов Льва Степаненко, раз уж во всех омских театрах он не нашел ни одного возвышенного спектакля…
Уважаемая редакция «Бизнес курса», обратите внимание на то, что вы печатаете! От таких «критиков» уважение к вашему изданию только падает! Я за справедливый и объективный взгляд!
0
0
Бася.24.10.2012 14:47:41
Театралу
В "Евромеде" сумасшедших не дечат. Не обливайте грязью клинику! Раз вы театрал, значит, не лезьте в медицину!!!
0
0
Бася.24.10.2012 14:51:59
Вике.
Вика, вы как будто из прошлого века из леса вышли. У нас есть священники, служащие в Вооружённых Силах России, есть священники, ведущие спортивные секции и различные кружки, обучающие народному ремеслу детей и подростков. Почему священник не может быть театральным коитиком. И насколько я знаю Льва Степаненко, он себя критиком не считает. Но почему не высказать своё мнение на страницах печати? Так делают многие священнослужители, в том числе и патриархи. Образовываться надо, Вика.
0
0
Верующий.25.10.2012 12:49:46
Думаю русской православной церкви и нашему митрополиту Владимиру, необходимо обратить внимание на деятельность псевдосвященника-сектанта. Вот именно к русской православной церкви это человек не имеет никакого отношения. Может он священник Свидетелей Иоговы или Инсайта??????? Надо направить запрос митрополиту Владимиру какое отношение Степаненко имеет к церкви, и каково мнение Владимира о его деятельности и театре.
0
0
Сергей Сусликов.28.10.2012 17:26:54
Наталья Геннадьевна! Если честно, давно жду, что у таких, как Вы, кроме имени и отчества, появится и фамилия. Лично я был бы рад дать слово каждому оппоненту Льва Степаненко. Но... Речь, конечно же, не идет об анономщиках.
0
0
Наталья Геннадьевна.31.10.2012 17:52:52
Здравствуйте, г-н Сусликов! Только сейчас увидела ответ на мои комментарии - рада, что они не отсались незамеченными. Мне скрывать нечего, зовут меня Наталья Геннадьевна Морозенко, и я ни сколько не являюсь "анонимщиком", как вы изволили выразиться. В отличае от многих я подписываюсь своим именем, а не выдуманными псевдонимами! Но сообщать свой адрес и место работы, считаю излишним. А почему вас не интересует мнение рядового читателя без статусов и подробностей?
0
0
Антон.01.11.2012 15:25:22
А что не нравится в статье ? На мой взгляд все верно
0
0
05 декабря 2017
2573 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]