Новости. Омск

Лев Степаненко

священник, театральный критик


Здесь тонкая игра

Летом текущего года Лицейский театр Омска единственный из России не в первый раз был приглашен на Международный молодежный фестиваль во французский Гренобль со спектаклем «Шалый» по пьесе Ж.Б. Мольера (режиссер и художественный руководитель театра Сергей Тимофеев) и имел там блестящий успех. Публикуем рецензию на премьерный спектакль «Шалый» нашего театрального обозревателя Льва Степаненко.

Комедию «Шалый» нет нужды подробно пересказывать и не потому, что ее все знают. Она как раз не из самых прославленных пьес Жана Батиста Мольера (1622-1673 гг.), но с нее он начинался как драматург и актер. «Шалый» - пролог к мольеровскому театру, принесший ему первый громкий успех.

Главное в пьесе не сюжет, а игра актеров, чему пьеса дает полный простор. Слуга Маскариль (артист Евгений Точилов) старается помочь своему несуразному господину Лелию (Игорь Горчаков) заполучить в жены рабыню некоего Труфальдина (Иван Притуляк) Селию (Ольга Быкова). Однако, Лелий своей наивностью, временами переходящей в глупость, мешает ему все карты, и неистощимый на выдумки Маскариль вынужден придумывать все новые и новые планы. Вначале полная неразбериха и ералаш, но к финалу все становится на свои места: Селия оказывается не рабыней, а дочерью Труфальдина, соперник Лелия Леандр (Александр Серов) вынужден отказаться от Селии, поскольку он ее родственник, все разбираются парами, кто как хотел, и лишь один Маскариль обращается в зал: «А нет ли здесь еще незанятой девицы?»

Название «Здесь тонкая игра» взято из слов Маскариля, но он относит их к своим интригам, а мы отнесем их к игре актеров. Наиболее впечатляет партнерская игра Евгения Точилова и Игоря Горчакова, о них пора говорить как о вполне сложившихся незаурядных актерах. Своими гримасами, жестами, пластикой они способны передавать бесконечные оттенки чувств и переживаний: удивление, разочарование, радость, отчаяние, надежду, возмущение… Все работает у них на создание образа, включая физические особенности актеров.

Они ловко пользуются немногочисленным реквизитом, как то: палкой, шпагой, какими-то цилиндрическими табуретами, преобразуемыми в некие композиции, позволяющие использовать небольшое пространство сцены по вертикали (находка постановщиков). Маскарель изобретательно и виртуозно владеет своей бывалой шляпой. Он то театрально носит ее на голове, то прячется за нее, когда разоблачают его проделки, то нежно гладит ее, как свое ценное имущество, то вдруг вместе с другими пинает ее, как будто она в чем-то виновата.

Лелий пленяет зрителей своей необидчивостью, когда собственный лакей ругает его за то, что тот сводит на нет его хитроумные планы, а Маскариль восхищает добрым характером, терпимостью и неистощимостью в выдумках. Он готов обмануть и даже украсть, но делает это не для своей выгоды, а ради других. В финале спектакля каждый получает то, к чему стремился, лишь ему ничего не надо – он доволен жизнью. Недаром в европейской литературе вслед за мольеровским Маскарилем потянется целый ряд подобных чудаковатых ловких и находчивых слуг.

Женским лицам у Мольера уделено меньше внимания и, тем не менее, можно сказать, что Селия представлена Ольгой Быковой ослепительной восточной красавицей, и не мудрено - у артистки есть для этого все данные: высокая, большеглазая и без слов излучающая полноту и радость жизни.

Ее партнерша и соперница Ипполита (Мария Токарева) – ее антипод. Она невысокого роста, подвижная, озорная, изящная, красивая совсем иной красотой, наводящая на размышления о том, с каких живописных полотен как бы сошла. Она бесконечно узнаваема и в то же время индивидуальна и неповторима. Селия и Ипполита обе достойны любования и отлично дополняют друг друга. Третий женский персонаж служанка Эргаст (Надежда Лубнина) представляет совсем иной тип девицы, одаренной ростом, манерой ироничного отношения к окружающим, умственными способностями и деловитостью. Она также легко запоминается.

Очень хорош и натурален Вячеслав Еремин, представляющий влюбленного и доверчивого старика Ансельма. В свои 22 года он чрезвычайно убедительно превращается в согбенного старца, отчаянно переживающего за свои промахи.

Успеху спектакля во многом способствуют костюмы персонажей (художник по костюмам Елена Азиева), изготовленные совместно со студентами и преподавателями института сервиса. Театр и институт нашли друг друга, взаимно творчески обогащаясь, увлекаясь одним общим любимым делом. Плодотворность такого сотрудничества очевидна: платья изящны, легки, современны, хотя и передают эпоху трехсотлетней давности.

Забавно и с выдумкой изготовлена в полный рост даже кукла якобы тела умершего отца Лелия Пандольфа (Александр Боткин). Сшитый из белого холста саван «покойного» и перевязанный по иудейскому обычаю черною лентою напомнил страшную с детства иллюстрацию из Библии о воскрешении умершего Лазаря.

«Шалый» - несомненная удача режиссера и будет не только радовать зрителей, но и сыграет существенное значение, по крайней мере, в судьбе некоторых названных и не названных артистов Лицейского театра.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта bk55, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Люся.09.11.2012 18:46:52
Удивляюсь на Лицейский театр. Худ.самодеятельность, но какое финансирование! Из-за границ- не выезжают. Хорошо, что мамы и папы "детишек" ходят на спектакли Лицейского "театра".
0
0
Веселый.09.11.2012 21:52:44
Люся, вы, мягко говоря, сообщаете людям неправду. С какой только целью — вот вопрос. За границу с театром не взяли?
0
0
Люся.10.11.2012 01:27:21
И впрямь, Весёлый!(Нет. Просто знаю несколько придурков- мамашки пристроили в этот "театр"- детишек.
Весёлый! Так сейчас за границу можно и без Лицейского театра выезжать!)))))))))
0
0
07 декабря 2016
1041 1
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089
e-mail: [email protected]