Новости. Омск


священник, театральный критик


ЯВИЛСЯ ЖЕ ЕМУ АНГЕЛ С НЕБЕС

Художник Павел Селезнев открыл новый вид изобразительного искусства.

Бывая в Санкт-Петербурге, я обязательно посещаю Русский музей и нахожу там икону Архангела Гавриила под названием «Ангел Златые власы», того самого, который был послан от Бога к Пресвятой Деве Марии с благой вестью о том, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Икона 12-го века является прекраснейшим произведением мировой живописи, будучи самой древней в музее. Одухотворенный лик Архангела наполнен тихой печалью, сосредоточенной в его огромных бездонных глазах.

В последнее мое посещение в октябре 2012 года я заметил, что за 50 лет, с того времени, когда я увидел этот шедевр впервые, икона заметно поблекла. Висит она у самого окна, и лишь светлая занавеска закрывает ее от прямого солнечного света. Теряют вид даже золотые нити волос на голове Ангела.

И вот на днях я зашел в Омский филиал Высшей школы народных искусств – Художественно-промышленный колледж – и был несказанно удивлен. В кабинете заместителя директора на меня смотрел своими бархатистыми миндалевидными очами Архангел Гавриил (на фото). Это был список той самой иконы новгородской школы, только она сияла свежестью красок и была написана явно не на традиционной липовой доске. Я заинтересовался техникой ее изготовления, познакомился с художником Павлом Селезневым и узнал следующее.

Человек использует для создания произведений искусств все материалы, которые находит в природе или создает, в том числе и самого себя: глину, камень, дерево, кость, металл, стекло, ткань, бумагу, пластмассу, человеческое тело… Нет таких зримых и звучащих материалов, которые не использовались бы в художественном творчестве. Увиденное мною изображение не походило ни на один из встречаемых ранее видов и жанров искусств, материал его напоминал камень.

Павел Селезнев открыл, как это ни странно звучит, новый вид изобразительного искусства, который по своему усмотрению назвал пиранти. Если выразительным средством в графике является линия и точка, в живописи – пятна, в скульптуре – объем, то в его виде искусства – объемные пятна. Такое произведение, на которое он потратил добрый десяток лет, он уже создал – икону Архангела Гавриила. Его открытие зарегистрировано в Государственном Реестре изобретений Российской Федерации 27 октября 2009 г. и выдан соответствующий патент за №2371325, озаглавленный: «Способ изготовления панно».

Технология и способ изготовления произведений нового типа достаточно сложны, требуют соответствующих условий, но собственной мастерской у художника до сих пор нет, и он вынужден идти на поклон к добрым людям, которых и нашел в Омском филиале Высшей школы народных искусств. Лишь только энтузиазм первопроходчика придает ему силы.

Сырьем для произведений пиранти служат полиматериалы жидкой формации, акриловые и эпоксидные смолы. В качестве добавок может служить цветное стекло и янтарь. На жесткой основе рисуют контурные линии будущего изображения, на него наносят цветные пастообразные составы и, не дав просохнуть, накладывают последующие слои. Окончательная поверхность шлифуется до того уровня, пока в нужной степени не проявится ожидаемое изображение, находящееся внутри наложенных слоев.

Важнее всего в искусстве Павла Селезнева, вероятно, то, что оно чрезвычайно долговечно, не подвержено воздействию атмосферных осадков и потому является находкой для монументальной живописи. Ведь даже мраморные скульптуры в Санкт-Петербурге убрали с улиц и парков, потому что мрамор чернеет и рассыпается от кислотных дождей. В реставрированном Летнем саду мраморные скульптуры заменили пластмассовыми копиями, и сад потерял былое очарование. Произведениями Павла Селезнева (пока оно одно) можно украшать не только музеи, где они не будут стареть вечно, но и помещения с экстремальными условиями: метро, дворцы спорта, бассейны, сауны, зимние сады и прочее. По степени устойчивости к среде, долговечности и качеству изображения они значительно превосходят мозаику, которая так и не нашла распространения.

Павлу Селезневу 41 год, в свое время он закончил художественную школу, работает дизайнером мебели и интерьера. Как человек творческий, пишет стихи, издал книгу, увлекается философией. Он счастливо женат, имеет сына. Примечательно то, что начал он изображать новым способом именно ангелов. Лик Архангела Гавриила он, образно говоря, нашел в камне и проявил его. Это напоминает каменную скрижаль Моисея с заповедями, полученными от Бога. Скрижаль, сотворенная Павлом Селезневым, как бы получена от ангела, и в художественной форме она заповедует людям: будьте мудры, терпимы, благочестивы, храните ваши семьи. Художник считает, что его открытие могло свершиться только в православной среде.

Много проектов у художника, он планирует украсить Омск изображениями ряда святых и Пресвятой Богородицы на специальных стелах и фасадах общественных зданий, но нет пророка в своем отечестве. В апреле 2012 г. он обращался в Правительство Омской области и предлагал свои услуги. Советник Е.Р. Хуснуллина от лица Правительства отослала его в Администрацию Омска. В мае глава Администрации Центрального округа С.В. Будько отправил художника в министерство культуры. В июле заместитель министра культуры А.В. Ремизов ответил деликатным отказом на его предложение разместить панно на пустующей стене у храма Успения Пресвятой Богородицы, не предлагая ничего другого.

В декабре 2012 г. Павел Селезнев получил ответ из департамента архитектуры и градостроительства: «Ваши предложения по декорированию фасадов зданий в г. Омске по технологии «Пиранти» были рассмотрены на заседании Художественно-экспертного совета при мэре Омска 15 ноября 2012 г. Вам рекомендовано разработать изобразительный ряд оформления фасадов зданий с применением технологии «Пиранти» совместно с профессиональными художниками и архитекторами. В связи с высокой стоимостью предложенной технологии целесообразно применять ее для оформления частных объектов». Письмо подписал директор департамента и главный архитектор города А.Г. Тиль.

Все эти письма свидетельствуют о полнейшем равнодушии чиновников к судьбе открытия Павла Селезнева и культуре вообще. Вдуматься только, человек изобрел новый вид искусства – факт, строго говоря, исторический, неоспоримый, засвидетельствованный документально, но результат – глас вопиющего в пустыне. Очевидно, чиновники довольны своими ответами, у них работа такая: все отписались, отчитались о работе с гражданами и наверняка получили премии, а между тем именно такая творческая молодежь вынуждена массово уезжать за границу.

Особенно фарисейский ответ Тиля. Он посылает художника к каким-то неопределенным «профессиональным художникам и архитекторам», будто бы он сам не глава профессиональных архитекторов, разрабатывать «изобразительный ряд», который никому нужен не будет. Он сам дает это понять, рекомендуя обратиться к частникам.

Между тем Омску позарез нужны ангелы, чтобы они взирали на нас не только в храмах, где бывает лишь незначительная часть населения, а во всем городском пространстве. Таково мнение и директора Омского филиала Высшей школы народных искусств (института) профессора, доктора педагогических наук Кайртая Жакуповича Амиргазина, высоко оценившего работу П.В. Селезнева как профессионального художника. Он мудро сказал: «В современной действительности на фоне нехватки духовного искусства Святой лик Архангела мог бы стать доминирующим фактором, маяком в нравственно-эстетическом становлении соотечественников вообще и молодых творческих личностей в частности». Примечательно, что о русском искусстве и христианских ангелах заботится ученый явно не славянского происхождения, в отличие от некоторых чиновников.

Пусть осеняют Архангелы город, как это делает в Санкт-Петербурге Ангел с Александровской колонны. Новая технология искусства позволяет сделать их изображения яркими, заметными – мимо не пройдешь, особенно с подсветкой ночью. Пусть осеняют они всех: главу правительства и его советников, мэра, архитекторов, чиновников, гостей города, читателей журнала «Бизнес-курс»… Ведь Ангелы хранят людей и смягчают их нравы.

Лев Степаненко

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
лучший муж.26.02.2013 21:34:22
ну допустим что благую весть деве марии сообщил ангел с золотыми волосами . ну а кто же этой деве влындил ? вот в чём вопрос .
0
0
Оля-ля.11.03.2013 18:10:45
Лучший муж, да простит тебя Господь. А я бы тебе чисто по-человечески врезала за такие слова.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru