Новости. Омск


священник, театральный критик


Танцующие генералы – БРАВО!

Героический балет «Карбышев» на музыку Дмитрия Шостаковича в Омском музыкальном театре. Автор либретто и хореограф-постановщик Надежда Китаева (Москва)

Что может быть невероятней танцующих генералов, да не где-нибудь с женами на балу в реввоенсовете, а в качестве солистов балетного спектакля? Как легко на этом пути в случае непрофессионализма танцоров или постановщика оказаться в карикатурном виде, тем более что речь идет о более чем известных реальных генералах.

Главным действующим лицом является генерал-лейтенант, профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза Дмитрий Михайлович Карбышев, уроженец Омска. Антиподом ему служит немецкий генерал, профессор, лауреат Нобелевской премии Гейнц Раубенгеймер. Между ними сюжетно расположен генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов, командующий 2-й Ударной армии Волховского фронта, который в июле 1942 г. сдался в плен и перешел на службу к гитлеровцам.

Все трое: Карбышев (солист Андрей Матвиенко), Раубенгеймер (Дмитрий Дерябин) и Власов (Валентин Царьков) как сценические художественные типы - стоят один другого. Удивительно то, что каждый из них воспринимается подлинным, кадровым военным, а не сценическим персонажем. Это важная победа постановщиков. Надежда Китаева отказалась от существовавшего долгое время в советском искусстве примитивного изображения врагов в виде ограниченных типов. Выбор Власова столь же исторически обоснован, как и Карбышева, и Раубенгеймера. За ним пошли сотни тысяч советских людей, семьи которых попали под каток репрессий. Таким он и дан в спектакле артистом Царьковым, вызывая не презрение, а сочувствие и, я сказал бы, уважение. Трагический образ генерала Власова остается в памяти с портретными чертами Царькова – в свободном кителе, энергичным, деятельным, сомневающимся, мятущемся. Его жестокость и решительность диктуется обстоятельствами. Он был символом сопротивления безбожной советской власти части населения СССР.

Балет – искусство очень обобщенное, и потому дать достоверную характеристику каждому персонажу чрезвычайно трудно, но это удалось вполне и в отношении немецкого генерала. Танцуют хорошо все, но Раубенгеймера отличают особые позы: он высокомерен, картинно рисуется в своем черном кожаном пальто, как злой гений войны, подчеркивая мнимое превосходство над русскими.

Незабываем Дмитрий Карбышев, он моложе, чем был в годы Отечественной войны, но это резонно, т.к. молодым уже воевал (1880 г. р.) в войне с Японией (1904-1905). От других генералов он отличается романтическим ореолом, поскольку в партнеры ему дана жена Лидия. Солистка балета Анна Маркова создает пленительный образ целомудренной и любящей женщины в полном соответствии со стихами Константина Симонова «Жди меня». Она изящная, высокая, прозрачная, ирреальная, как военная муза генерал-лейтенанта инженерных войск.

Я каждый день привычно проходил без особых эмоций мимо памятника Карбышеву, расположенного в сквере за Музыкальным театром, но после спектакля памятник как бы ожил, Карбышев помолодел, стал ближе и понятней. Он остается теперь в сознании таким, каким его представил на сцене солист балета Андрей Матвиенко – обаятельным, молодым, притягательным.

Карбышев показан героем, иначе и быть не может, а удивительно то, что спектакль великолепно передал дух войны вообще. Одинаково интересны все три генерала, свести их всех на одни подмостки – замечательная идея. Каждый из них решает свои задачи, подчиняясь законам страшной войны. За ними видится трагедия общечеловеческая, проблема философская, мистическая, религиозная. Ведь человечество воюет столько лет, сколько существует, начиная с Каина, который убивает своего брата Авеля. Спектакль будит мысль, и это замечательно. Страсть к уничтожению себе подобных передается от поколения к поколению, и значит дело не в том, что праотец Адам мало уделял внимания воспитанию сына Каина.

Спектакль несет в себе философию войны, и поражает здесь то, что постановщик не является военным, даже не является мужчиной, но – женщиной, да еще и совсем молодой. Надежда Китаева поставила этот спектакль, будучи студенткой выпускного курса ГИТИСа. Музыка Дмитрия Шостаковича изначально не предназначена для балета, но использование симфонической музыки для танца уже давно перестало быть редкостью и выбор ее балетмейстером здесь более чем к месту. Либретто сделано ею великолепно, действие развивается непрерывно, воспринимается легко. Сценарий наполнен оптимальным количеством персонажей, их столько, сколько нужно, не убавить, не добавить нельзя, не разрушив художественной целостности спектакля. Незначительными средствами решаются целые эпизоды. Так, в сцене вербовки немцами Карбышева и Власова тому и другому предлагается генеральская фуражка вермахта. Один принимает ее, а другой отбрасывает – куда как проще. Художник-постановщик Сергей Новиков явился достойным соавтором балетмейстера, сценография скупа, но лаконична, костюмы, созданные им, хорошо приспособлены для танцев, сохраняя всю строгость реальной военной формы.

Забавны среди немецких солдат несколько стройных девушек с автоматами. Возможно, режиссер вкладывала в них какой-то свой смысл, но в моем восприятии они выражают дух немецкой нации в том отношении, что ей свойственна не только воинственность. Германия является также страной философов и поэтов, и девушки-солдаты как бы выражают ее лирическое начало.

Действующие лица не ограничены генералами. Великолепен немецкий ефрейтор (Сергей Шелепов), он – сам демон войны – верткий, жестокий, кровавый. Игра Сергея Шелепова уникальна. Его ефрейтор по-настоящему страшный, садистски расправляется с полковником Сухаревичем (заслуженный артист РФ, лауреат международного театрального форума «Золотой витязь» Сергей Флягин), еще одним носителем воинской доблести и преданности своему долгу. Образ полковника – несомненная удача солиста балета Флягина.

Оригинальна хореография спектакля. Она основана на классическом танце (прыжки, вращения, пируэты, фуэте, бег сценический, женский танец на пуантах…), но с элементами современной пластики, а также жестов и движений из обихода военных. Педантичный Раубенгеймер простирает руки в стороны, сгибает их в локтях, а ногу – в колене, и вот он уже не то зловещий иероглиф войны, не то фашистская свастика. Танцы выразительны, драматургически насыщенны.

Ошеломляет документальное кино на заднике сцены – в общем-то, сегодня обычный режиссерский прием, но здесь кадры хроники поданы особенно впечатляюще, ярко, крупно. На зрителя обрушивается лавина фашистских войск, накатываются танки, взрываются бомбы. На всю стену полыхает огонь, так что становится не по себе. Затем голые трупы женщин, мужчин и детей в виде скелетов массово сбрасываются во рвы – жуткое зрелище.

Казалось, мы знаем о войне уже всё и ничем нас не удивишь тем более в Музыкальном театре, но оказалось, что это не так. Дан свежий, современный взгляд на нее молодой женщины, никогда не видевший войну и не желающей никогда увидеть ее. Взгляд этот максимально объективный, философский, матриархальный и потому единственно верный, воплощенный с большим вкусом. Всему нашлось здесь место. В танцах воплощены и боевые действия и свойственные им такие человеческие качества, как: героизм и безжалостность, мужество и жестокость, самопожертвование и предательство, ненависть и любовь.

Спектакль «Карбышев» пополнил ряд героических балетов, поставленных за последние десятилетия. Сорок пять лет назад мне довелось студентом посмотреть в Мариинском театре балет «Спартак» на музыку Хачатуряна. Он был крупным событием в театральной жизни страны, но не произвел на меня столь яркого впечатления. В нем было больше красивости и любовной страсти, но не было столько мыслей и переживаний, близких современному человеку. Там была сказка, здесь – жестокая реальность, еще живая в памяти всех поколений нашей страны и омичей, в частности.

Когда материал этот уже был подготовлен, в Доме актеров состоялось приуроченное к Международному дню театра (27 марта) подведение итогов 2012 года. В числе награжденных различными дипломами и премиями заслуженно оказались и исполнители главных партий балета «Карбышев» Андрей Матвиенко и Анна Маркова. Специальным дипломом Омского отделения СТД РФ «За верность военно-патриотической теме в репертуаре театра» награжден также директор Музыкального театра Борис Ротберг.

На переднем плане Матвиенко, с цветами балетмейстер Китаева, с краю Маркова


Солисты балета Маркова и Матвиенко

Солист балета Сергей Шелепов


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Надежда Китаева.12.05.2013 20:02:36
Спасибо ОГРОМНОЕ за такую замечательную статью в адрес спектакля! За то, что прочувствовали балет так, же как и я. Мне действительно важно, чтобы мое творчество пробуждало в людях эмоции, мысли, затрагивало сердца и души. Низкий Вам поклон! С уважением, Надежда.
0
0
добрый и большой.13.05.2013 09:09:31
Власов - позор РККА. В отличие от того же Карбышева, он избрал путь измены Родине и, при всех своих качествах вполне неплохого офицера, заслуживает лишь презрения.
0
0
ольга.15.05.2013 11:46:59
Предательство было совершено Карбышевым и Власовым, они присягали другой власти.
0
0
Людмила.16.05.2013 12:09:54
Наденька! Горжусь, что долгие годы видела твой упорный труд в балете и твою настойчивость в достижении цели. Горжусь твоим талантом и успехами!!! где то можно увидеть спектакль в записи?
Будь здорова и счастлива!!!
т.Люда Разговорова
0
0
Алексей.08.09.2013 02:24:46
Ольга, никакокго предательства Карбышев не совершал - от присяге монархии его (как и всех остальных) в соответствии с законами освободило отречение последнего царя. Впрочем, Карбышев задолго до 1917 г. негативно относился к монархии, за что имел проблемы по службе. Но ни царской, ни советской присяге он не изменял.
0
0
16 декабря 2017
1498 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]