Новости. Омск


священник, театральный критик


Как они играли! Боже мой, как они играли!

Премьера спектакля «Лес» по пьесе А.Н. Островского режиссера Анны Бабановой в Омском академическом театре драмы

Два года назад театр поставил великолепный спектакль «На всякого мудреца довольно простоты», и вот снова Островский, и снова успех. Если предыдущий спектакль сделан бережно и с любовью, то нынешний – творчески и с любовью. При этом похвально то, что Анна Бабанова не старается во что бы то ни стало показать себя, свои амбиции и экстраординарность. Ощущается вклад всех остальных участников творческого коллектива, включающего в себя режиссера по пластике Ирину Ляховскую, сценографа Олега Головко, художников по костюмам Светлану Матвееву и Ольгу Сочивко, композитора Игоря Есиповича, художника по свету Тараса Михалевского, представляющих единую команду увлеченных единомышленников.

Напомню читателю, что речь в пьесе идет о двух странствующих артистах, встречающихся где-то на лесной дороге, и их приключениях в доме богатой помещицы Раисы Гурмыжской (актриса Татьяна Прокопьева). Один – племянник помещицы трагик Геннадий Несчастливцев (заслуженный артист РФ Александр Гончарук), другой – комик Аркадий Счастливцев (Игорь Костин). Артистов связывает давняя дружба, своего рода братство, они, особенно Несчастливцев, благородны и великодушны. Им противостоит разбитная пятидесятилетняя помещица, позорно женившая на себе недоучившегося гимназиста Буланова (Александр Киргинцев) и передавшая ему все свое состояние.

Спектакль вызывает ощущение свежести и новизны и суть этого в целом ряде особенностей. Прежде всего, две важные роли отданы молодым артистам, играющим в театре первый сезон. Роль Аксиньи, то скромной и послушной, то азартной и взрывчатой, успешно исполняет Ольга Беликова, выпускница факультета искусств ОГУ курса Моисея Василиади. Другая роль – Счастливцева отдана Игорю Костину, окончившему театральное училище в Саратове. Игра обоих достойна похвалы, являя хорошее приобретение театра. Ольга Беликова играет в паре с Сергеем Сизых, успевшим уже ранее зарекомендовать себя артистом, особенно в предыдущей пьесе Островского, а Игорь Костин оказался достойным партнером самого Александра Гончарука. Он улыбчив, добродушен, этакий русский Том Сойер, а заодно и Гекльберри Финн. Важно то, что играют молодые на фоне и вместе с корифеями сцены, такими как народные артисты РФ Наталия и Моисей Василиади, Евгений Смирнов, а также Николай Михалевский и Давид Бродский, играющие в данном случае роли второго плана. Любопытно видеть контраст между ветеранами и молодыми. Моисей Василиади и Давид Бродский по существу говорят только реплики, но они произносятся так свободно и непринужденно, как будто это импровизация, хотя в точности соответствуют тексту. Представляется, что игра с такими высокими профессионалами есть отличная школа для молодых, учеба через сотрудничество.

Другой неожиданностью является то, что на главную роль впервые, кажется, выдвинута опытнейшая актриса Татьяна Прокопьева, которую мы привыкли видеть в менее важных ролях. Режиссер сделала верную ставку. Она играет уверенно, вся – фейерверк, огонь и пламя, изобретательно обольщая гимназиста, а фактически покупая его. Она скаредна к своим родным и близким, но в костер вспыхнувшей любви готова бросить все свое состояние – редкий для персонажей Островского тип женщины, но сегодня весьма распространенный в среде эстрадной тусовки.

Противоположностью Гурмыжской, другим нравственным полюсом в спектакле является Несчастливцев, а по паспорту тоже Гурмыжский. Исполняет эту роль Александр Гончарук блестяще. Он раскрывает здесь новые грани своего таланта: забавно танцует и обучает танцу своего друга Счастливцева, а также пародирует сильных мира сего.

Ни танцы, ни пародии не предусмотрены в тексте пьесы, но они вполне уместны. Драматург сам как бы подталкивает постановщиков к таким вольностям. В самом деле, забавны псевдонимы персонажей: один Несчастливцев, другой Счастливцев. Один идет из Вологды в Керчь, другой - из Керчи в Вологду, оба ищут театр, но его нет ни в Керчи, ни в Вологде (год написания пьесы 1870).

Есть подсказка и к пародии. В тексте указана ремарка, что Несчастливцев достает из своего чемодана бутафорские ордена и надевает их, чтобы попугать и удивить купца Ивана Восьмибратова (Евгений Смирнов), пытающегося недодать Гурмыжской тысячу рублей при покупке леса. Естественно, постановщики не могли не вспомнить при этом большого любителя наград Леонида Брежнева, а затем и других – Ленина, Сталина, хорошо узнаваемых в изображении Александра Гончарука. Добавьте к подобным шалостям личное обаяние Гончарука и станет понятно, с каким интересом и улыбками не только зрители, но и сами артисты, не занятые в это время, воспринимали его чудачества.

Уморительна и сцена распития спиртного Несчастливцевым и Счастливцевым, также не предусмотренная драматургом, что нисколько не умаляет героев, т.к. они и у Островского выпить не прочь. Уж сколько сценических вариантов поставлено на эту тему, но здесь она совершенно необычна, чему приходится только удивляться.

Непривычна пластика движений актеров. Например, при серьезном объяснении молодые вдруг начинают бег на месте. Странно это, но воспринимается естественно. Пусть бегают, так они выражают свое беспокойное внутреннее состояние. Любовные ласки достаточно целомудренны, отсутствуют раздевания, Петр с Аксиньей при разговоре лишь многократно азартно сбрасывают с себя и тут же одевают один – пиджак, другая – жакет, что тоже забавно. Ожидается, что последует дальнейшее раздевание, но все лишь повторяется.

Важно также то, что все артисты сумели быть ироничными в каких-то деталях, жестах, мимике, интонации. Исключение составил лишь исполнитель роли недоучившегося гимназиста Буланова Александр Киргинцев. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но гимназист получился жестким, наглым, циничным, что, впрочем, вполне соответствует нынешним чиновникам и дельцам типа рыжего Чубайса, именем которого стали массово называть на Руси не только плохих, но и хороших котов и собак, что им, наверное, очень обидно. Буланов, в частности, заявляет: «У меня всякая вина виновата. У меня все по струнке будите ходить, а то и марш со двора. Я приберу в руки весь уезд». Ничего себе! И кто бы это заявлял! Как похож он на современных высокопоставленных фигурантов из бесконечных криминальных дел. На эту тираду Несчастливцев отвечает ему лишь коротким вопросом: «Что, ты от рождения глуп или сегодня вдруг сделалось с тобой?»

У драматурга пьеса названа комедией, у постановщиков – трагикомедией, и для спектакля это более подходящий жанр. В спектакле никого не убивают, никто не гибнет физически, но идет напряженное противостояние нравственного и безнравственного. Трагическое кроется в духовной гибели персонажей, живущих не по законам божеским. В конце спектакля это выливается в страстный монолог Несчастливцева, обращенный к партии Гурмыжской: «Всю жизнь толкуете о благе человечества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы». Любопытно, что драматург воспроизводит тут сугубо евангельскую истину. Вот слова Христа: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал Я, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; болен и в темнице, и не посетили меня….Истинно говорю вам, т.к. вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали мне… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, 25:42, 43, 45, 46). Таким образом, театр вслед за Островским волею или неволею возвысился до проповеди Христа.

Велик драматург А.Н. Островский и среди его многочисленных пьес одна из самых замечательных «Лес», постановка которой делает честь Омскому театру. Уговаривая кузину Аксинью пойти в актрисы, Несчастливцев произносит еще один восторженный монолог: «Театр развалится от рукоплесканий. Тебя засыплют цветами, подарками. Эх, сестренка! Посмотри на меня. Я нищий, жалкий бродяга, а на сцене я принц. Живу его жизнью, мучаюсь его думами, плачу его слезами над бедною Офелией и люблю ее. Ты выйдешь на сцену королевой и сойдешь королевой, так и останешься». В монолог этот верится, потому что игра самого Александра Гончарука и его партнеров соответствует тому, что он провозглашает в своей роли. Спектакль оказался не о лесе, а о актерах, их высоком предназначении и потому с таким энтузиазмом играют в нем артисты Омского академического театра.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Искандерыч.21.06.2013 16:00:41
Неужели Лев Степаненко написал позитивную рецензию на спектакль Драмы? Что творится! Тем не менее, с основными тезисами можно согласиться. Спектакль не сказать, что особо глубокий, но сделан изящно. И молодежь (Костин, Беликова) и правда молодцы!
С чем можно поспорить? Гурмыжская Прокопьевой не показалась яркой. Мне кажется, что скорее из-за недостаточной режиссерской проработки образа, нежели по вине самой актрисы.
Что можно добавить? Не слишком понравилось, что в тексте имение Гурмыжской упорно называют рестораном. Осовременивание сюжета понятно и из оформления. Нужно ли было разжевывать эту идею, корректируя текст?
0
0
Театрал.24.06.2013 14:05:45
Все намного проще, поступил заказ от Бабановой, теперь скажут ах какого режиссера уволили. Спектакль никчемный, на уровне провинциального театра, говорят в репертуаре его больше не будет. Сами актеры оказались разочарованы..., зря потратили время и деньги на постановку.
0
0
Искандерыч.24.06.2013 19:05:06
А по-моему не хуже многих спектакль. Заказушность, конечно, отвечает сути БК, но неужели даже Степаненко ей подвластен? Я думал его безумства бескорыстны. А Костин и Беликова все-таки хороши. Как и Гончарук.
0
0
Попуррист.24.06.2013 19:27:50
Господин Театрал,а кто же вам заказал эту брюзгливую реплику? Или,быть может,вы и есть тот кукловод,по странному капризу которого происходят необъяснимые подвижки в омских театрах? Бабанова и Калинина - носители столичных культур - для Омска \"абсолютный неформат\"? В каких же кабинетах так безапелляционно решают за омичей? Исключить \"Лес\" из репертуара - значит лишить настоящих,а не анонимных театралов возможности видеть такого Несчастливцева,каким он может быть только у Александра Гончарука, - не картонного, не карикатурного,но абсолютно органичного, имеющего,в силу неоспоримого профессионализма самого Гончарука,право на манифесты.И вдохновенно сыгравшим начинающим актёрам - тоже \"по шапке\"? Ну да, \"Лес\" рубят - ... Жестокие нравы в нашем городе,сударь!
0
0
Театрал.27.06.2013 16:38:50
Поппурист или как Вас там Бабанова, да я кукловод и скоро разгоню всех бездарей прожирающих деньги Омских театров, т.е. деньги жителей Омска. В чем проблема вы же гениальны так езжайте в Москву там Вас давно ждут в Большом)))) Да а потом еще разгоню всех директоров проработавших более 20 лет, пора дать дорогу другим..., а эти директора и в Израиле неплохо на старости лет проживут....
0
0
Попуррист.27.06.2013 16:54:16
К сожалению, я не Бабанова. Но не завидовать талантливым людям умею. И ещё я не юдофоб, ни с какого бока. И тему эту не поддерживаю никогда.
0
0
16 декабря 2017
1259 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]