Новости. Омск


священник, театральный критик


Золотые телята сегодня заманчивы, как и когда-то

Мюзикл «Золотой теленок» в Омском музыкальном театре. Композитор Тихон Хренников, режиссер-постановщик и хореограф – лауреат премии «Золотая маска» Гали Абайдулов (СПб), дирижер-постановщик – дипломант премии «Золотая маска» Дмитрий Лузин, художник-постановщик – дипломант международных и всероссийских театральных фестивалей Кирилл Пискунов (СПб)

У Пушкина, знатока русской души, в драме «Борис Годунов»» юродивый просит копеечку, которой ему достаточно для счастья. Это во многом характеризует русского человека. Копейку отбирают, но и без нее он остается не менее счастливым. У Ильфа и Петрова сын турецко-подданного Остап Ибрагимович просит, правда принудительно, один миллион рублей, получает его, но счастлив ли он? Сейчас ставки значительно выше, просят и получают в России миллиарды, да еще и в долларовой валюте. Прошли времена, когда в квартирах можно было видеть свинюшек с прорезью на спине, куда годами опускали сэкономленные монеты, но ни один владелец копилки не стал обладателем золотого поросенка, в отличие от золотого теленка. Кстати, на премьере спектакля можно было видеть мэра Омска в компании очень хороших чиновников.

Охотник за миллионом Остап Бендер (артист Михаил Дергилев), хорошо знакомый и любимый советскими и российскими людьми, нисколько не уступает предыдущим Бендерам. Возможно, в некоторых отношениях даже превосходит их. Он современен, привлекателен внешне, молод – ему как раз года тридцать три, непринужден. Он легко движется, в помощь чему постановщики сконструировали несколько различных по высоте планшетов, на которые он взбегает и спускается. Сцена таким образом использована во всем своем объеме – и по высоте, и по горизонтали. Дергилев создает образ Бендера в полном соответствии с литературной основой и с кинофильмами, ставшими классикой. Словом, Остап замечателен. Любимая фраза его: «Командовать парадом буду я».

Шура Балаганов (лауреат премии губернатора Александр Серков) уступает ему, а вот игра ветеранов сцены безупречна: незабываемая вдова Грицацуева, озабоченная сверх меры поиском обожаемого мужа (народная артистка РФ Валентина Шершнева); тихий жулик, вор в особо крупных масштабах и пройдоха Александр Иванович Корейко (народный артист РФ Владимир Никеев); зицпредседатель Фунт (народный артист РФ Георгий Котов), редкая профессия которого – отбывать срок за других; Паниковский (заслуженный артист РФ Владимир Миллер), который хотя и часто жалуется, что его девушки не любят, но тем не менее не унывает; деловой, серьезный и вместе с тем романтичный водитель авто Адам Козлевич (заслуженный артист РФ Анатолий Мотовилов). Хороша, какой она должна быть, комсомолка Зося Синицкая (лауреат премии губернатора Джейма Карапетян), строящая с товарищами уникальное общество под названием социализм.

Энтузиазм великих строек социализма передан ярко, экономно, без иронии и глумления: летят аэропланы, нарисованные едва ли не в полный размер на заднике сцены, вдали просматриваются уже воздвигнутые элеваторы, работают отбойные молотки, копаются каналы, прокладываются ЛЭП. Много красного цвета не только в элементах костюмов, включая шарф Бендера, в него окрашены и строительные блоки. Такая условность не кажется нелепой, красный цвет у коммунистов предпочитался другим цветам радуги. Спектакль украшают красочные массовые сцены артистов хора и балета.

Главная мысль спектакля воспринимается однозначно. Остап Бендер получил желанный миллион, но хорошенькая Зося ушла к другому, а миллион при социализме некуда девать, и пошел он в управдомы, в ряды одних из самых неуважаемых в то время служащих. Ко всему прочему советское общество отторгает его вообще, как чужеродный элемент. «Золотой теленок» не приносит счастья ни Бендеру, ни тем более Корейко.

Так повелось с древнего времени. Сюжет о золотом тельце заложен еще в Ветхом Завете («Исход»). Когда Моисей беседовал с Богом, его соплеменники сделали себе золотого бога – тельца, чем разгневали не только Моисея, но и самого Бога. Моисей сжег тельца и стер его в прах. Бог хотел истребить весь «буйный» и «жестоковыйный» народ, но Моисей упросил Бога оставить в живых его соплеменников, и было убито лишь несколько тысяч человек.

Ильф и Петров, а за ними и постановщики спектакля трактуют историю Остапа Бендера в полном соответствии с Библией, только в ней идет речь о целом народе, а в спектакле – о двух отщепенцах, с точки зрения советских людей. Сегодня таких хоть пруд пруди, потому спектакль своевременен и поучителен, сюжет его вечен. Корейко спасается бегством в Среднюю Азию, современный олигарх бежит в Англию, но задушен там – тот же вариант: «И нет за гробом ни жены, ни друга».

Или вот еще случай. В день премьеры было сообщено, что президент огромной страны, заметим, пенсионного возраста, разводится со своей единственной Зосей, с которой прожил более тридцати лет. Мне вспоминалась в связи с этим детская считалка: на золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич… Сюда впору теперь добавить должность президента, но что будет делать он теперь на золотом крыльце без Зоси, да и ужинать ему теперь приходится одному за огромным столом.

Другие граждане намного ли лучше? Поспешившие в финансовые пирамиды с целью обогащения погнались не затем ли самым золотым теленком? Какое огромное стадо бы получилось, но увы. Спектакль предостерегает: погоня за золотым тельцом обречена на духовное, а то и на физическое поражение, не говоря уже о том, что богатому попасть в рай сложнее, чем верблюду пройти через угольное ушко. Командовать парадом поклонники золотого тельца могут лишь временно, да и то призрачно.

Такой ворох мыслей вызывает, казалось бы, простенький театральный жанр – мюзикл-буфф в Омском музыкальном театре под названием «Золотой теленок», и в этом его ценность. Содержание книги Ильфа и Петрова великолепно укладывается в этот жанр, оно как бы просится переложить его на язык музыки, пения и танцев.

Добавьте сюда светлую и жизнерадостную музыку прославленного советского композитора Тихона Николаевича Хренникова (дирижер – Дмитрий Лузин). Премьера спектакля состоялась в день 100-летнего юбилея композитора 10 июня 2013 г., а в знак особого уважения к творчеству народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Т.Н. Хренникова музыкальный театр посвятил ему целый фестиваль, длившийся шесть дней. Фестиваль этот прошел скромнее, чем скандальные и широко разрекламированные майские фестивали в академическом и Пятом театрах, но нравственное и эстетическое значение его несравненно выше.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



елена.26.07.2013 16:11:17
Спасибо за интересную статью.Прочитано с большим удовольствием, все верно.
0
0
05 декабря 2017
2675 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]