Новости. Омск


журналист


Сапоги всмятку на паркете

Конспект непрочитанной лекции для будущих журналистов, обдумывающих житьё.

В родной речи слово слову рознь. Иногда оно вроде бы одно и то же. Вот, допустим, меж словами «Андрон» и «андрон» – дистанция огромного размера. Первое означает имя собственное человека, а второе, извините, бог знает что на лампадном масле. Тут вам и комната для пирушек в домах древних греков, и повозка с жердями у русских, и болтовня со вздором у поляков. Недогадливый обыватель читает, к примеру, поэму Гоголя, и простой ум его вдруг может зайти за разум от неожиданной сентенции: «Какая же причина в мёртвых душах? даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку!» Кто такие Андроны и куда их понесла нелёгкая? Неужто к помещику Полежаеву, который походя упомянут в тексте Николай Васильича?

Приближается пора госэкзаменов и защиты дипломных проектов. Собственно, потому с газетной трибуны хочу прочесть коротенькую лекцию. Начинающий журналист обязан быть догадливым и любознательным. Сам Бог велел ему искать тропы к Истине. Я не стану отвечать на свои риторические вопросы из первого абзаца. Не для того заданы. Великий писатель использовал в произведении метафору, то бишь образное, иносказательное выражение, понятное современникам, которое с годами утратило исконный смысл. За ненадобностью. Если верить теории эволюции, точно так же обезьяний хвост далёких пращуров постепенно становился рудиментарным копчиком Homo sapiens. Есть у каждого человека, а зачем – на первый взгляд, неясно.

В обиходном языке средств массовой информации России однажды появилось словосочетание, непривычное для провинциального русского уха: пресс-тур. Это производное от английского presse-tour с тем же самым, английским, значением. То бишь маркетинговое мероприятие для журналистов, пиар-акция какой-нибудь структуры, кровно заинтересованной в улучшении собственного имиджа или в продвижении бренда, товаров, услуг и так далее и тому подобное. Когда экскурсию проводит фирма, торгующая товарами всенародного потребления, то её можно понять. Рынок и конкуренция заставляют нравиться потребителям. Но что движет Властью, организующей туристические поездки для работников местных СМИ? Вероятно, те же примитивный меркантилизм и страстное желание казаться лучше.

Пресс-туры в богоспасаемой Омской области сами по себе стали важным информационным поводом. Для многочисленных бюрократов и участников действа они иногда были ценнее событий. В результате двадцать с лишним лет по страницам газет и телеэкранам лихо ездили такие бредовые «андроны», что хотелось вынести святых из дому. За бывшим губернатором г-ном Полежаевым цугом катались пишущие и снимающие экскурсанты. У того – рабочий визит, а у хроникёров – служебная турпоездка. Обширная география и тематическое изобилие. Одни показывают мнимые достижения. Другие под диктовку описывают их! Зрелище не для слабонервных.

И ведь как красиво сочиняли! Крапивинское месторождение с нефтью «Сибнефти» и телевизионный завод с автобусами Volvo. А ещё – газификация, исторический полёт Ан-3 над Антарктидой, производство дохлых «Москвичей», «рекордное» строительство жилья и расцвет села. При виде сей галиматьи мне обычно вспоминались строки Твардовского: «В том-то, брат, и суть вопроса, что темна для простаков: тут ни пашни, ни покоса, ни заводов, ни станков. Нам бы это всё мешало – уголь, сталь, зерно, стада». Но… Туристы от СМИ в беготне по администрациям, департаментам и прочим чиновничьим синекурам продолжали расшибать всмятку сапоги о паркет. Зрители и читатели с изумлением наблюдали не только чепуху и белиберду, выпускаемую прикормленной прессой, но и её радостное виляние копчиком перед своим Кормчим. Это ж надо уметь так ловко вилять всем телом при отсутствии хвоста!

Я думал, что со сменой режима здесь, в псевдопилотном регионе Сибири, поменяются отношения между реальной Властью и властью четвёртой. Ничего нового. Изменились только «ньюсмейкеры» да некоторые туристические маршруты. Всё та же игра в поддавки и демократию. Навскидку можно назвать туры в Москаленский и Таврический районы, где организаторы демонстрировали «эффективную работу», а также «ознакомительные» походы на станции метрополитена, в строящийся корпус ОмГУ и под трубы пылящей ТЭЦ-5. Опубликованные материалы экскурсантов мелкотравчаты, поверхностны и, как говорится, ломаного яйца не стоят. Да и выеденного гроша – тоже. Что толку, например, от дневной поездки на сырную фабрику и бравурных репортажей, если вечером сотрудники выкупаются в чане с кислым молоком? Или зачем табором посещать сельских производителей свинины? Не лучше ли сразу проехать в поле к девяти тоннам выброшенных свиных голов? Зачем в телевизионном турагентстве, которое содержится на средства налогоплательщиков, пошло играть роль официантов и подходить к улыбчивому губернатору с репликой «спрашивать подано» и слышать в ответ…

Не стал бы говорить вам, мои юные слушатели, о производственных турслётах корреспондентов, если бы это не укоренилось тут в виде привычного уже явления. Придёте в редакции – не участвуйте. Не следует ездить в Сербию с областным чином по путёвке «Газпром нефти», а также в Канны за гроши омского сенатора и иже с ним. Себе дороже! По сути своей экскурсии на объекты, проводимые бюрократами или PR-службами, не имеют ничего общего с настоящей журналистикой. Имитация деятельности, дымовая завеса и – на выходе – словесный суррогат, читать который невозможно: Андроны едут!

Есть несколько очень важных этических принципов. Запомните их. По-настоящему независимые журналисты всегда сами ищут источники объективной информации, выезжают в служебные командировки только за счёт своих редакций, не зависящих от государственного и муниципального бюджета, и везде платят за себя. Честный сотрудник – подчеркну! – независимого издания не имеет морального права принимать ценные подарки, пользоваться какими-то привилегиями и льготами, которые как будто бы бесплатно обеспечивает принимающая сторона. Учтите! Халявный сыр в мышеловке только для второй мышки. Но первой – полный капут!

Сегодня всё стоит денег! Когда чиновники каких-нибудь министерств и ведомств «вывозят» прессу на объекты, то они тратят не свои личные бабки, а государственные деньги и при этом ждут лакированного отражения действительности. Иначе бы не вывозили. Журналист обязан быть свободным от всех своих источников информации! Он не вправе торговать пером и исповедовать принципы, которые противоречат нормам поведения, принятым в цивилизованном обществе. Хочешь ты или не хочешь, а обязан посмотреть за забор потёмкинской деревни – нет ли там мёртвых душ?

Никакого многобожия в нашей работе нет и вообще не должно быть. Поклоняться можно единственному Божеству – молчаливому большинству читателей, телезрителей и радиослушателей, чей коллективный Разум способен в конце концов отличить правду от неправды. Вы мне скажете, что так, мол, не бывает в настоящей жизни. Есть компромиссы и полутона. Соглашусь, но стремиться к идеалу нужно. В противном случае вообще не стоит заниматься журналистикой.

Написал конспект для лекции к 1 апреля, не желая шутить по поводу вечных профессиональных ценностей. Надеюсь, будущие журналисты сами разберутся, что к чему в жизни.

«Ваш ОРЕОЛ» №14 от 2 апреля 2014 г.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Richard02.04.2014 16:24:58
Актуально и смело. Спасибо. И ..., как всегда, просвистит мимо "кассы".
1
0
ой, не могу02.04.2014 20:23:20
средней руки писака учит уму-разуму желторотиков
0
5
смешно03.04.2014 11:49:36
А я скучаю по пресс-утрам. По строительству метромоста, реконструкции набережной, Арлекину и т.д. И это случилось, хотя мы все критиковали Полежаева. Фабрика грез помогла Америке преодолеть кризис 30-х. Оптимизм помогает верить, что город не умрет. Постоянное нытье, придирки тех, кто видит только грязь под ногами, поможет только эту грязь взболтать. Короче, пишите о настоящих проблемах.
0
2
Василиса04.04.2014 01:16:07
Устаревший пояснительный союз "то бишь" сводит на нет весь пафос статьи)))
0
1
Иоанн04.04.2014 22:31:36
Но,ведь, шутите, уважаемый автор. Когда это журналистика была непродажной? Только под хлыстом тоталитарных вождей.У журналистов два пути, и оба зависят от политического режима в данной стране. Диктатура - обслуживать власть, чтобы выжить. Демократия - обслуживать тех, кто платит, чтобы кушать.
0
1
оборона06.04.2014 06:48:13
Был, как помню боевой журналист Носовец ,кажется , Азартный,горячий, скандальный.Так его и помним. А каким ещё должен быть настоящий журналист?!!! Лизать и кормиться с властного корыта - так тому другое название есть.
0
0
kortinol06.04.2014 14:59:56
Что значит "ломаного яйца не стоят, да и выеденного гроша" - может, наоборот, - выеденного яйца и ...
0
1
прочитал внимательно06.04.2014 16:43:16
ух ты, ах ты, вам бы в космонавты. Только в тиши кабинетной словоблудить приятней. И яйца неломаные, и гроши несъеденные
0
1
Очевидец06.04.2014 23:00:45
только нынешние журналисты вообще сами ничего искать не хотят, а уж тем более куда-то ехать за свой счет)
1
0
05 декабря 2017
2392 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]