Новости. Омск
bk55.ru


Нужен «имперский» стиль Любинскому проспекту?

Во время недавнего визита в Омск г-н Миллер от лица «Газпрома» заявил о намерении «сделать Любинский проспект в имперском стиле». И в Омске сразу начали фантазировать, что такое «имперский» стиль. Я думаю, сам Миллер смутно представлял, что он имел в виду.

Оброненная им фраза теперь будоражит умы омичей. Важнее нам самим понять, каким должен быть Любинский проспект. Он возник как первая торговая улица Омска. Эта роль была предопределена его положением. Первоначально это была дорога с моста на Базарную площадь через крепостную эспланаду. В бытность крепости строительство на эспланаде было категорически запрещено. Ее смысл и заключался в открытом пространстве, которое простреливалось из крепости.

С ликвидацией крепости в 1864 г. началась застройка эспланады. Эту дату можно считать отправной точкой формирования ансамбля Любинского проспекта. Омские купцы сразу оценили коммерческий потенциал этого места. Основной поток покупателей шел через мост на Базарную площадь из Ильинского и Казачьего форштатов, находящихся на Левом берегу Оми. Туда к середине 19 века переместился административный центр города. Базарная площадь — современная площадь Дзержинского.

Ансамбль Любинского проспекта формировался в течение полувека. Сначала застраивалась только восточная сторона. На западной стороне до начала 20 века находилась Любина роща - старейший в городе сквер, излюбленное место отдыха омичей. Он был основан в середине 19 века по инициативе сибирского генерал-губернатора Г.Х. Гасфорта, благодаря его жене Любови Гасфорт. Люба осталась в памяти омичей своим милосердием и благотворительностью.

Авторам большинства зданий восточной стороны был городской архитектор Э.И. Эзет. Он создал своеобразный неповторимый стиль, который, впрочем, укладывается в течение эклектики, характерное для того времени. Официозом 2-й половины 19 века оставался классицизм. Сам Эзет на казенных заказах придерживался его строгих рамок. Зато на частных купеческих заказах он давал волю фантазии. Так родился знаменитый эзетовский фронтон «на плечиках», архивольты, переходящие в импост... Постройки Эзета узнаваемы, но при этом он никогда не повторялся.

Изначально застройка не была настолько плотной. Между домами были проезды, заборы. Но с удорожанием земли застройка стала сплошной. В ряду остался только узкий проезд. Многие эзетовские постройки были впоследствии дополнительно декорированы или даже кардинально перестроены. Но нужно отметить, что, несмотря на все перестройки, строго выдерживалась ансамблевость застройки. Все дома соответствуют друг другу по масштабу. Самым старым в ряду является, вероятно, дом с современным №13. Об этом говорит то, что его главный фасад был надстроен для приведения дома к общему масштабу ансамбля.

Богатая лепнина на Любинском появилась уже в начале 20 века с приездом в наш город артели лепщиков М.И. Бубнова.

Тогда же в 1903 г. Городская дума сдалась давлению капитала и начала продавать под застройку Любину рощу. Сначала предполагали, что на западной стороне будут нарезать такие же небольшие усадьбы, как на восточной. Так и начали. Первым зданием на западной стороне стал банк Викулы Морозова (современный дом №16). По своему масштабу он соответствует первоначальной застройке. Но дальше масштаб капиталовложений поменял масштаб застройки. На север от банка Морозова московские купцы в складчину построили «Московские ряды». Это очень протяженное (102 м), довольно монотонное здание оживляется башнями — двумя угловыми и центральной часовой, которая стала одним из символов города. На ней до сих пор идут часы, выпущенные в 1911 г. К югу от банка Морозова в 1905 г. строится гостиница «Россия», которая становится уже 3-этажной. Последнюю «неудобицу» в этом ряду занимает торговый дом Овсянниковых-Ганшиных, который разместился между улицами Музейной и Гасфортовской (Либкнехта). Со стороны Любинского проспекта он тоже 3-этажный, но со стороны Музейной он 2-этажный, поскольку дом врезан в откос террасы.

Ансамбль проспекта формировался не изолированно. Он формировал городскую среду вокруг себя. С Любинским неразрывно связан Санниковский проспект (ул. Партизанская), ул. Гасфортовская с ее прекрасным ансамблем неоклассицизма... Об истории Любинского проспекта можно рассказывать долго. Ее знание необходимо при принятии любых решений о дальнейшей судьбе улицы. Никто не оспаривает, что Любинский проспект — жемчужина Омска. Это единственная улица, на которой сохранилась хорошо сформированная, архитектурно ценная целостная историческая застройка без чуждых поздних включений.

Поэтому и отношение к ней должно быть особенным — тактичным, с учетом исторического контекста.

Вспоминая недавнюю историю с улицей Валиханова, невольно настораживаешься. Там исторический контекст не учитывался никак. Но если на Валиханова это как-то объяснимо, застройка там разнообразная, разновременная, то на Любинском модернистские решения будут в явном диссонансе со средой.

Если даже предполагать «имперский» стиль, то насколько он может быть уместен для купеческой улицы? В моем понимании «имперский» и «купеческий» стили несовместимы. Первый предполагает благородную строгость, правильность, сдержанность, возвышенность, то для второго характерны безудержная роскошь, пышность, которые не особо подчиняются каким-либо правилам.

Не считаю нужным сравнивать эти стили. Они разные, у них разные задачи, разная мировоззренческая основа. Для «имперского» стиля больше подходит классицизм, чем купеческая эклектика. Но я надеюсь, что под «имперский» стиль не будут менять архитектуру исторических зданий. Остаются малые архитектурные формы, средства благоустройства, но они не определяют стиль. Можно, конечно, «заковать» Любинский проспект в гранит, как и Валиханова. Но это будет исторически недостоверно. Для меня гораздо важнее, без оглядки на «имперский» стиль, воссоздать утраченные детали на домах Любинского проспекта, которые формировали его неповторимый своеобразный стиль. Это кованые или резные ворота, кованые козырьки, перила крылец, балконы, башенки, вазоны, балюстрады, парапетные решетки, ставни, рольставни, маркизы, резные парадные двери, ажурные водостоки... Эти, казалось бы, второстепенные детали формируют пространство улицы, его образ.

Еще Любинскому проспекту надо вернуть его общественную значимость. В начале 20 века туда ходили просто гулять. Городовой появился там неслучайно, есть воспоминания, что на Любинский не пускали людей в непристойном виде. Все первое в Омске появлялось на Любинском проспекте. Эта традиция продолжалась и в советское время. Например, первый автомобильный магазин в послевоенные годы открылся там же. Сейчас на Любинском случайный набор иностранных бутиков, которые мало кому интересны. Чтобы создать там общественное пространство, там должны разместиться художественные салоны, творческие мастерские, галереи, антикварные салоны... В общественное пространство надо включить дворы. Сейчас на усадьбах идет активное уничтожение исторических построек, после чего историческое пространство во дворах создать будет невозможно.

Надеюсь, на сей раз к проектированию будут привлечены местные специалисты и историки в том числе, а общественные дискуссии будут не только о судьбе деревьев.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru