Новости. Омск
bk55.ru

журналист

«В России сформировалось отношение самонеуважения»

Законопроект, обязывающий педагогов обращаться к учащимся на Вы, внес в Госдуму РФ депутат и режиссер Владимир Бортко, сообщает РИА «Новости». «Где, как не в школе, необходимо вкладывать в сознание уважение к себе и другим», - утверждает автор идеи.

Я попросила десятиклассников гимназии № 43 выразить свое мнение по этому поводу. «За» оказались немногие. «К ученикам нужно обращаться по имени и на Вы, так как нужно приучать к взрослой жизни». «Я за то, чтобы учителя относились на ВЫ к ученикам, потому что так показывается уважение к ученикам, следовательно, даже самые заядлые бунтари начнут уважительно относиться к учителям». «Когда с ребенком обращаются на Вы, он чувствует себя более самостоятельным, ответственным. Требуя уважения к себе, учитель должен в первую очередь уважать ученика».

Большинство - против. «У ребенка будет формироваться завышенная самооценка из-за обращении на Вы. Считаю, что к ученикам нужно обращаться по имени и на Ты». «Обращаясь к ребенку на Ты и по имени, мы лучше покажем отношение к нему». «Это очень глупо, когда маленького ребенка зовут по имени-отчеству». «Человека нужно называть по имени. На Вы - начнет зазнаваться». «Когда взрослый называет вас на Вы, человек начинает комплексовать». «Дети намного младше учителей, и просто не заслужили обращение к себе на Вы». «С деловым обращением будет теряться дружеское отношение между учителем и учеником». «Это более, чем некультурно, мы должны обращаться к взрослым на Вы, а не наоборот». «Чтобы получить статус Вы, надо чего-то достигнуть. Лучше просто обращаться по имени».

Надо, впрочем, учесть, что опрос проводил в классе замечательной учительницы, искренне уважающей ребят, много и от души занимающейся с ними. Гимназия № 43, в которой она работает, вообще славится среди родителей хорошим отношением к детям. По ее мнению, обязательное Вы не добавит в отношения ничего:

- Многие учителя, в том числе и я, иногда к ученикам так обращаемся: где-то в шутку, а где-то всерьез - к 9-, 10-, 11-классникам. Но это зависит от ситуации. Я думаю, важнее обращаться к ребенку по имени. Постоянно говорю детям, что ничто не ласкает так слух человека, как его собственное имя. Родители их выбрали имена, скорее, не спонтанно, а осмысленно, носить его надо с гордостью. Тем более часто называют в честь бабушек и дедушек. За этим история семьи! На уроках говорю, что чем чаще упоминаете собственное имя, тем чаще Ангел-хранитель с вами. У меня газета класса, страничка класса в Дневнике.ру, где не упоминается ни одной фамилии, только имена, на родительском собрании - всех по именам, ну и в ежедневном общении только так - непременно! Я с 5-го класса боролась с кличками. Сейчас повзрослели мои дети. Знаю имена почти всех своих учеников в гимназии. В этом учебном году их более 500. Этим как бы глупо гордиться, но у меня урок раз в неделю, в начальной школе отметок нет, тетрадки ежедневно с заданиями не проверяю. Но имена стараюсь выучить непременно. Часто, когда встречаю выпускников, могу не помнить фамилию, но имя помню. А людям это приятно! Дети во все времена говорили: «Эта учительница по фамилии всех окрикивает, а эта... имя называет!» Для детей это важнее!

Министр образования Омской области Сергей Канунников считает, что Ты и Вы можно чередовать в воспитательных целях: Ты может стать наградой, а Вы - наказанием, но чаще обращение к ученику на Ты все-таки более товарищеское, теплое, ведь современный учитель старается быть с учеником в позиции сотрудничества, совместного поиска и партнерства.

Казалось бы, все ясно с Бортко – детям не нужно, учителя разберутся сами. Только ведь далеко не для всех учителей имеет значение сотрудничество с учениками. И их, к сожалению, даже искать не пришлось - на одном из педагогических порталов я наткнулась на живое обсуждение проблемы: «Интересно, ему не стыдно нести такую чушь и выглядеть идиотом?» «А падать ниц и шапку ломать еще не надо?» «Вообще-то это чисто клинический симптом шизофрении». «Этому депутату надо сказать: «Отзываем по причине интеллектуальной неполноценности».

Владимира Бортко, заслуженного деятеля искусств, снявшего «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту» и массу других фильмов, безапелляционно окрестили «идиотом, шизофреником и интеллектуально неполноценным». И тоже педагоги. У меня нет уверенности, что так же безапелляционно они не «крестят» своих учеников. Дети, уже столкнувшиеся с учительской несправедливостью, думают немного иначе. Катя Усова, ученица 6-го класса Первомайской школы, написавшая президенту о том, что классный руководитель «откровенно и нагло пытается довести ее до самоубийства», считает, что обращение Вы любви педагога к ней не добавило бы, но «крика и ора» наверняка было бы меньше. Хотя бы потому, что прежде чем произнести ругательную фразу с Вы, придется подумать, как ее выстроить. А значит, остыть.

- Да большинство лучше уволится, чем начнет нас уважать, - засмеялся в ответ одиннадцатиклассник Никита Левинский, юноша с независимыми суждениями, не всегда поощряемыми педагогами.

Если нужно называть педагогов на Вы только потому, что они педагоги, то почему нельзя называть так детей только за то, что они дети? Вот что меня насторожило в ответах десятиклассников: ребята уверены, что уважение надо заслужить, а они его пока недостойны. Но ведь никому не приходит в голову потребовать список достижений прежде, чем сказать Вы взрослому? Уважительное обращение дается ему по праву возраста. Чем хуже ребенок? Тем, что он абсолютно бесправен, и его мнение никого не интересует? Почему за такое простое чувство, которое, если любишь людей, испытываешь к каждому, кто не сделал тебе плохого, нужно непременно бороться? А достигли степени доверия, переходите на тот стиль общения, который вам удобен.

Понятно, что связь между Вы и уважением достаточно зыбка. Но эта мелочь, став повседневностью, на мой взгляд, действительно могла бы поменять отношение к детям не только в школе, но и в обществе. Как советуют психологи, если у тебя плохое настроение, улыбайся, и оно изменится. Начнут учителя называть детей на Вы, глядишь, и окружающие поймут, что их есть, за что уважать. А детей, почувствовавших, что они уважаемые люди, это подвигнет к более ответственному поведению. Ведь абсолютно прав ученый и педагог Борис Кассал, говоря, что в России сформировалось отношение самонеуважения, особенно у поколений, которые выросли на постсоветском пространстве.

Мы и себя не уважаем, и людей, имеющих заслуги, не ценим. А уж детей - тьфу! А, может, сложный вопрос решается просто, и простое «Вы, ребенок» сумеет исправить многое? Может, Владимир Бортко прав: «Человек, с детства привыкший к обращению Вы, будет обладать повышенным чувством собственного достоинства», что «скажется как на уменьшении преступности, алкоголизма и наркомании, так и на положительных сдвигах в других областях жизни»? Нет, не сегодня и не через год, а через десятилетия. Ну а кому, как не педагогам, смотреть в будущее?

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru