Новости. Омск


журналист

Не окликать, не ворошить?

Хотел бы напомнить, что 85 лет назад началась трагедия российского и особенно сибирского крестьянства. Массовое раскулачивание кормильцев земли русской повлекло неисчислимые жертвы и страдания миллионов. Последствия сталинских репрессий до сих пор откликаются живой болью.

Не так давно в селе Максимовка Шербакульского района состоялась презентация передвижной выставки «Забвению не подлежит», которую любезно предоставила Тикунова Зинаида Васильевна, председатель правления Омской региональной общественной организации «Центр развития общественных инициатив». Выставка была приурочена к 85-летию начала Кулайской трагедии, когда более восьми тысяч раскулаченных крестьян были высланы на Кулай (непроходимые болота на северо-востоке Омской области) и почти все погибли от голода и холода. Выставка разместилась в фойе Дома культуры, здесь же был представлен местный материал о максимовцах, разделивших участь ссыльных. Всего из Максимовского сельсовета были раскулачены и высланы в спецпоселения 52 семьи, а в 1937 г. было расстреляно 20 максимовских крестьян.

Память о репрессированных, раскулаченных почтили минутой молчания, были зажжены свечи.

Бывший преподаватель географии, Отличник просвещения СССР Иван Иванович Косов – человек, неравнодушный к судьбе раскулаченных крестьян-земляков. Может быть, потому, что из семьи Косовых в 1930 г. были репрессированы: Косов Андрей Наумович (дед Ивана Ивановича), 43 г. супруга Андрея Наумовича - Дарья Григорьевна, 42 г. их дети: Евдокия, 19 лет, Татьяна, 16 лет, Степан, 14 лет, Михаил, 13 лет, Иван, 12 лет (будущий отец Ивана Ивановича), Тимофей, 3 года. Они выживали в спецпоселении Борисовское на Васюгане, названное так жителями, сосланными из Шербакульского района, к 1938 г. там выжило 130 семей из многих сотен покинувших обжитые места не по своей воле.

Иван Иванович, почему весной 2015 года вы вспомнили вновь о тех, кому выпала нелегкая ноша репрессированных, кто шагнул на Крестьянскую Голгофу?

Об этом просто нельзя забывать. 85 лет назад началось массовое выселение крестьян Прииртышья на Кулай, Васюган, в Нарымский край, наверное, самые страшные места. По сути людей, а это были семьи работящих крестьян, ни за что ни про что изгоняли из родных мест в тайгу и обрекали на смерть. Семья моего деда прошла этот путь с 1930 по 1946 годы.



Как семья ваших предков попала в Сибирь?

С началом Столыпинской земельной реформы безземельные крестьяне были вынуждены переселяться в Сибирь. Так, на территории Борисовской волости в 1908 году возникло село Харитоновка (ныне Одесского района), мой прадед - Косов Наум из с. Уть Гомельской губернии - получил в надел 15,5 десятин земли. Жили, трудились, создавали семьи. Мой дед Андрей участвовал в Первой мировой, вернулся инвалидом. Косовы совместно с родственниками и соседями купили в складчину паровую молотилку, сеялку, двигатель и т.д. Семья была работящей: выращивали пшеницу, рожь, имели 4 коровы, 3 лошади, овец, птицу, но и едоков в семье было 8 человек. Дети помогали старшим.



За что их раскулачили и выслали?

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению кулаки были разделены на три категории: первая категория — контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний, вторая категория — остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, третья категория — остальные кулаки. По меркам того времени семья деда подпадала под третью категорию.

Вначале, в 1927 году, его с супругой и старшей дочерью Евдокией лишили избирательных прав, затем обложили добавочным налогом, потом распродали все имущество под предлогом того, что он не заплатил налог в семфонд. Мне дали перечень имущества из Госархива Омской области, которое пошло с молотка: лошадей – 2, коров – 2, овец -3, сенокосилка – 1, плуг – 1, стол –2, кровать – 2, сундуков - 2, подушек – 8, муки – 6 пудов, мяса – 2 пуда, диван – 1, шкаф – 1, тулуп – 1, табуреток – 4 и т.д. Сельхозтехнику просто отняли еще раньше. Осенью 1930 г. семью выгнали из дома, сердобольные люди пустили перезимовать в землянку. В 1931 г. глава семьи с дочерьми Евдокией и Татьяной уехали на заработки, а бабушку Дарью с четырьмя детьми отправили вверх по Оби в переполненном трюме парохода, откуда людей не выпускали даже для оправки, там же и умирали.

Но государство не было бы самим собой, если бы позволило Андрею Наумовичу с дочерьми зарабатывать на хлеб. Их разыскали и зимой 1931 г. отправили на «болота». Сестры Евдокия и Татьяна, чтобы не погибнуть, вышли замуж и остались в с. Карчаске Томской области, а их отца пешком погнали по зимнику в спецпоселение. По дороге он застудился и в 1932 г. умер. Похоронили в 15 лет и моего дядю – Степана. Мой отец рассказывал, что хоронили его в черной рубашке в горошек, такой ни у кого не было, а на другой день эту рубашку он увидел на одном из своих сверстников. Выходит, с мертвого сняли.



Я слышал, что вы позже побывали в тех местах. Расскажите об этом.

Первый раз я ездил по местам спецпоселений в 1970 году вместе с отцом, когда мне было 18 лет. Тогда о раскулаченных вообще не вспоминали. Отец очень хотел увидеть друзей своего детства, таких же ссыльных, как и он: Кель Федора и Дик Петра. Немцы, равно как и поляки, калмыки, финны, там тоже хлебнули горя. Борисовское спецпоселение было ликвидировано в 1957 году, но когда мы приехали, стояли еще несколько домов. Последние дома разобрали и сплавили по реке в село Средний Васюган, это в 35 километрах от спецпоселения. В 1974 году я вновь побывал в тех краях вместе с братом Николаем. На кладбище спецпоселения уже не было крестов, один бурьян и огромная сосна. Тогда я пообещал, что все равно вернусь, чтобы увековечить память родных.



И когда это время пришло?

В девяностых годах после принятия закона о реабилитации жертв политических репрессий я вплотную занялся реабилитацией родных. Спасибо судье Николаю Аверину, который мне очень помог. Родное государство выплатило за моих репрессированных предков 10 тысяч рублей: 4 тысячи за моральный ущерб и 6 тысяч за имущество. Дед с бабкой так и не дождались реабилитации, умерли.

Давайте вернемся к архивным документам. В карточке деда, лишенного избирательных прав, говорится, что общая сумма доходности его хозяйства на 28 ноября 1930 г. составляла 1571 рубль, плюс имущество: дом, сельскохозяйственная техника, скот, мебель, одежда и пр. – это еще как минимум на 3 тысячи рублей. Итого: 4571 рубль. Пуд ржи (16 кг.) в ценах тех лет стоил 13 рублей, деньгами колхозник мог получить (в хорошем хозяйстве) до 30 рублей на трудодни в месяц. Получается, что дед нажил добра на 12,5 годовых средних зарплат колхозника, пусть та и была нищенской. По нынешним деньгам это сумма, конечно же, в разы более десяти тысяч. Но для меня была важна не имущественная составляющая, а моральная сторона вопроса.



Память страдальцев Кулая сегодня увековечена?

И да, и нет. Когда стали строить дорогу на Крапивинское месторождение, то наткнулись на захоронения репрессированных. По инициативе губернатора Леонида Полежаева в апреле 2002 года на высоком кургане, ведущем на «Кулай», был установлен Поклонный крест, увенчанный металлическим терновым венцом. В 2006 году в Каргасокском районе Тюменской области стартовал проект «Прощение и память», благодаря инициаторам проекта - Валентине Зарубиной, Татьяне Федоровой, Севилле Керенджи – оглы и другим были установлены сорок крестов в местах, где хоронили раскулаченных, вышли книги, посвященные памяти репрессированным. Огромная работа проделана в нашей области редакцией Книги памяти жертв политических репрессий (редактор Мария Сбитнева), недавно вышел из печати пятый, последний том книги «Крестьянская Голгофа», в ней собраны потрясающие свидетельства человеческих судеб.

В 2011 году мне с помощью друзей удалось установить Поклонный крест на месте Борисовского спецпоселения, в котором, словно в издевку, располагался колхоз «Красный хлебороб». Какой хлеб можно было вырастить в тайге?!

Главный ориентир кладбища - громадная сосна, ей, наверное, за 150 лет. Эту сосну я запомнил еще с 1970 года. На более высоком месте среди деревьев между могильными углублениями мы вкопали поминальные памятные кресты с фамилиями семей Матвиец и Косовых, которые навечно остались лежать в горестной земле.

В Томске я встретился с директором музея-тюрьмы НКВД Василием Ханевичем, который показал экспозицию музея. Рядом с тюрьмой находится сквер, где установлены памятные знаки жертвам сталинских репрессий от народов Калмыкии, Эстонии, Польши. Нет нашего знака, в память о крестьянах Омского Прииртышья. Мне очень хочется, чтобы такой знак появился.



Живой свидетель

Если Кулай называли адом, то Нарым – северная часть Томской области был адом вдвойне. По климатическим условиям это место куда суровее Кулая. В Нарым со всего СССР свезли 100 тысяч крестьян. Среди ссыльных была семья Яготиных из деревни Бугаевки Омской области. О тех днях и годах мне рассказала Матрена Николаевна Целищева (Яготина).

- В 1930 году к нашему дому подъехала зерновозка, в которой сидели местные начальники. Один из них сказал: «Мы вас выселяем». Отец схватился за голову, мама заплакала: «За что? Что мы сделали?». Начальник, пряча глаза, ответил: «У вас дом на полах». Мой отец был хорошим плотником и постлал в доме полы, в то время, когда у других полы были земляные. «Сверху» же прислали план по раскулачиванию, а так как в Бугаевке все жили небогато, то на комсомольском собрании решили, что наша семья более других подходит под раскулачивание, а на том собрании была мамина племянница – Вера. Ее предупредили, чтобы она ни в коем случае не рассказывала нам о принятом решении, но Вера все рассказала.

Когда она выходила из нашего дома, ее уже поджидали двое парней-комсомольцев. Один из них набросился на Веру: «Что, рассказала! - закричал он. Мы тебя из комсомола исключим».

Так нас отправили в ссылку. Моим родителям, Анне Кирилловне и Николаю Никаноровичу, было по 28 лет, мне три годика, а сестре Вере – шесть лет. Все, что было в хозяйстве, передали в колхоз «Первая встреча зерносовхоза», так назвали тогда колхоз, образованный в Бугаевке. Другими словами нас ограбило «рабоче-крестьянское государство». В Омске нас погрузили на пароход и целый месяц мы плыли, как оказалось, в Нарымский край. Кое-что я помню сама, многое рассказывала мама. Плавание было ужасным, люди умирали от дизентерии, в одной семье умерли… девять детей, умерших зашивали в дерюгу и бросали за борт. Мама умудрялась находить кипяток и поила нас кипяченой водой, может, это и спасло нас. В нарымской глухой тайге нас оставили то ли жить, то ли умирать. Вы не поверите, но даже участка под посадку картошки не было, вот какая глухая была тайга! Местное население - остяки - выражали свое недовольство, что мы якобы распугали всех зверей. Выживали кто как мог: одни охотились примитивными способами, другие ловили рыбу. Как сейчас вижу: по берегу реки много костров, шалаши и темные фигурки людей. Рыба была крупной, отец поймает, а мы с сестрой быстрее ее в ведро, она вырывается, тоже жить хочет. Через некоторое время мы обзавелись землянкой, в ней была печка, которая спасала от холодов. Помню, на двери болтался большой крючок, однажды я закрыла дверь изнутри, а дело было зимой. Снаружи осталась Вера, она кричит: «Открывай, замерзаю!», а я не могу, крючок застрял. Коек-как открыла. В другой раз я заблудилась, шла по тайге, собирала ягоды и зашла далеко, начинало темнеть, я прилегла на мох и… уснула. Сколько проспала, не помню, проснулась от радостного крика мамы. До сих пор удивляюсь, как мне медведь не встретился, их много по тайге бродило.

Казалось, что из тайги мы век не выберемся, но приехал вербовщик из Кузбасса и предложил отцу поработать на шахте при условии, что вместе с ним поедет и наша семья. Выбора у нас не было, родители решили, что отец поедет в Кузбасс, а мама с нами отправится в Бугаевку. Нас, детей, стало уже трое, в тайге родился наш братик Саша. Так и сделали: отец поехал в Кузбасс, а мама, привязав братика к спине и взяв нас за руки, пошла пешком из Омска в Бугаевку. Я шла и плакала: «Мама, ножки болят». В дороге мы просили милостыню, тем и питались. Кое-как мы дошли до Борисовки, оттуда уже на лошади добрались до деревни. Из отобранного нам ничего не вернули, мама часто на наш дом смотрела и даже ворожила, чтобы его вернули, но не вернули. Там учителя жили, и вся обстановка в доме наша была. Кроме нас другие семьи раскулачили, и отобранные дома приспособили под колхозные нужды один под клуб, другой под молоканку. Нам пришлось строить землянку. Я стала пасти телят, было очень голодно, один раз я упала прямо на поле от недоедания. Колоски собирали, а за нами гонялись контролеры и эти несчастные колоски отбирали.

Отца нашего за то, что семья с ним не приехала, посадили в тюрьму, но скоро выпустили и даже восстановили в правах. Он вернулся в Бугаевку, но ненадолго, началась война, и его отправили в Трудармию, оружие не доверили как бывшему кулаку, а вот его двое братьев погибли на фронте. В шесть лет умер братик Саша, который родился в Нарымской тайге. Отец из Трудармии сбежал, но прожил недолго и умер от рака желудка, мама пережила его на десять лет и умерла. Сказались мытарства. Какая она была замечательная портниха!

О раскулачивании они боялись говорить. Если бы кто-то услышал такие разговоры, то могли донести, а срок получать никому не хотелось.

Я не могу понять до сих пор, за что ограбили моих родителей, за что сослали нас в дальний край, сломав жизнь молодой семье? Какая государству от этого была польза? Неужели ради обычного крестьянского дома с полами и нехитрого скарба надо было все это делать? А таких семей, как наша, были тысячи… Не дай Бог никому пережить такое!



От автора: Сегодня кое-кто не просто хочет забыть о репрессиях, но и даже отрицает их. Не было, и все тут! Но было, было!!! Российское крестьянство пережило такую трагедию, какую в истории трудно найти. Хочется закончить публикацию стихами поэтессы Татьяны Четвериковой из ее цикла о Кулае:

Конечно, лучше просто жить,
Не окликать, не ворошить,
Но средь болот, скорбя,
Когда от боли – не вздохнуть,
На память, как на крестный путь,
Сам обречешь себя.

 Екатерина Кель и Иван Косов у памятного знака спецпоселению «Борисовка» в топях Васюганских болот. 

Целищева (Яготина) Матрена Николаевна родом из Бугаевки вместе с родными была сослана в Нарымский край

Яготин Николай Наканорович из Бугаевки. Был раскулачен только за то, что в доме имелись деревянные полы.

Жертвам сталинских репрессий. Памятный знак полякам в г. Томске

Слова говорят сами за себя

Иногда власти «прозревали»…

Карточка «лишенца». Эта карточка была заведена на деда (по матери) Н.Д. Лыхенко – Смешливого Емельяна Платоновича.

 

На Томской земле сгинули тысячи крестьян Омского Прииртышья, но памятника им в отличие от поляков, калмыков и эстонцев до сих пор нет.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Капитан Овечкин13.04.2015 19:14:49
Автор потерялся в 90х... Бред либерального угара закончился в 90х годах. На эти страшилки уже никто не ведётся.
Автору, если бы он был настоящим журналистом, нужно было отобразить обе стороны. Правда сказанная не полностью есть ложь!
1
1
Александр13.04.2015 19:32:28
Леонид - Хороший материал. Спасибо.
Кажется, у Вас там две опечатки. В главке "За что их раскулачили и выслали?" Вы пишете, что они остались "в с. Карчаске". Наверное, речь идет о Каргаске.
И потом далее у Вас говорится о том, что "В 2006 году в Каргасокском районе Тюменской области стартовал проект «Прощение и память"..., но тут правильно назван район, но ошибка с областью: Каргасок находится в Томской области, а не Тюменской.
Интересно, что как и герой Вашего повествования я тоже в 1970 году оказался в Каргаске. Строили сплавную контору в составе студенческого строительного отряда. Прорабом у нас был местный дядька из раскулаченных - лет 60-ти. Серьезный классный мужик. Рассказывал о себе во время перекуров неохотно и очень кратко - всё ещё чувствовался страх. Говорил тоже в тоне удивления - ЗАЧЕМ работящих крепких крестьян губили, разоряя их хозяйства.
0
0
Александр13.04.2015 19:35:49
Леонид - На капитана Овечкина не обращайте внимания. Это здесь шатается такой приблудный тролль из сталинистов...Что-то вроде обязательного по штату деревенского дурачка...В спор даже не вступайте - низкий уровень и кликушество...забрызгает слюнями...смысла с ним говорить никакого - безнадежен и неизлечим.
1
0
просто житель13.04.2015 20:41:24
Ну да, кулаки - почти герои, она работали, работали, НИКОГО не трогали, а тут пришли НЕХОРОШИЕ коммуняки и всех выселили...
0
0
Светлана13.04.2015 21:15:43
Спасибо Леонид.
В эСеСеСеРе была хорошая фраза \"Никто не забыт, ничто не забыто\". Мы всегда будем помнить и детям, и будущим внукам расскажем о том, почему 3-4 человека в одной семье в мирное время могут иметь один и тот же год смерти...
Готовьтесь читать истеричные вопли сторонников нынешней власти, вместе с верными ленинцами, черносотенцами. Для них \"цель оправдывает средства\" и \"мы за ценой не постоим\" и поныне руководство к действию.
0
0
mick-7713.04.2015 21:21:59
Спасибо, Леонид, за статью!
0
0
Дед Щукарь.13.04.2015 21:39:49
Аффтор. красивая статья, похожая на сентиментальный роман. Однако ссылочки надо давать, если претендуете на правду. (Мне один 85-летний дедушка, потомственный крестьянин, после того, как я назвал Сталина палачом, сказал: "Молодой человек то время надо было Вам (мне то есть ) прожить. Тогда бы вы имели право его оценивать. И я с ним согласился. Так что доля правды у Капитана Овечкина есть.
0
0
Казимир13.04.2015 21:45:49
Хорошая статья. Память о безвинно репрессированных нужно сохранять. Были уничтожены самые трудолюбивые работники.
0
0
Дед Щукарь.13.04.2015 21:48:27
А Вам, уважаемый главный редактор газеты "Из глубинки" желательно поднимать современные проблемы. Их столько, что вашей газетке не переворошить. Статьи плана "экскурса в прошлое" не Вы должны писать.
0
0
Омск5513.04.2015 22:30:10
Из истории слов не выкинешь.
0
0
Семья Браун13.04.2015 22:57:49
Вечная память!
0
0
Станислав14.04.2015 00:09:49
Спасибо за статью. Об это неприятной странице в истории нашей страны нужно говорить, а не замалчивать.
Даже Папа римский Франциск сказал \"В минувшем столетии наша человеческая семья пережила три массовые и беспрецедентные трагедии\", он не побоялся их озвучить геноцид армян в Османской империи, нацизм и сталинизм.
Извинение, за совершённые ошибки доставившие людям горе, перед этими людьми-это не слабость, это мужество.
Многие из героев данной статьи удивляются и не понимают, за что их так. Один из ответов до банального прост-потому что, был план на раскулачивание, были соц. соревнования, и даже у палачей они были. Одни бились за тонну дополнительного угля, а другие, за количество выявленных и расстрелянных врагов народа.
0
0
ART-MEDI14.04.2015 00:35:54
Леонид, спасибо.
0
0
Андрей14.04.2015 08:43:43
Есть отличный материал Бориса Юлина про кулаков. Всем, кто сожалеет о их несчастной судьбе, неплохо бы ознакомиться. После 90-х многие до сих пор путают понятия. Кулак - это совсем не трудолюбивый крестьянин и крепкий хозяин, как обожают писать либералы. Вроде бы взрослые люди, носители языка, как думаете, могли что-то хорошее назвать словом "кулак"?
0
0
Омич14.04.2015 09:14:38
Станислав14.04.2015 он не побоялся их озвучить геноцид армян в Османской империи, нацизм и сталинизм.
***
А ядерная бомбардировка мирных городов Японии и уничтожение индейцев он не отметил?))
Чего он другого то мог сказать?)))
0
0
Станислав14.04.2015 10:15:46
Омич, за ядерную бомбардировку США извинялось и извиняется неоднократно. Кстати побеждённая Япония не стала подобием какой-нибудь Уганды, а является одной из стран в числе мировых лидеров.
США и Япония находились в состоянии войны, а эффект от применения ядерного оружия был неизвестен до этого. Европе повезло что в гитлеровской германии не успели создать ядерное оружие, а то бы количество жертв и исход войны может быть был бы иным. В первую мировую войну, применение химического оружия убило достаточное количество людей, дабы мировое сообщество поняло его бессмысленную жестокость и опасность всему человечеству, а соответственно приняло запрет на использование данного вида оружия.
Индейцев вспомнили не к месту, цитата была про прошедшее столетие, а индейцы были раньше. Тогда и Испании предъявите претензии за уничтожении империи инков.
0
0
Капитан Овечкин14.04.2015 12:49:04
Если аФтор не в состоянии отразить другую сторону, то я это сделаю сам)

Итак, собственно ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ? Но статья на это вопрос не отвечает. Не в интересах автора наверное.
Понимаю, что для многих современных людей, особенно молодых, которые учили историю по учебникам, изданным фондом Сороса, существование в советской деревне 1920–1930-х гг. терроризма будет откровением. Но если мы заглянем в газеты того времени, в исследования современных историков коллективизации, наконец, в рассекреченные в наши дни документы ОГПУ конца 1920-х – начала 1930-х, то мы увидим: начиная с 1927 г. регулярно с мест поступали сообщения об убийствах коммунистов, советских служащих, работников милиции и даже учителей, приехавших из городов ("Кулаки" видели в "колхозах" конкурента. И всячески противились их созданию) Статистика сообщала, что в 1927 г. был зафиксирован 901 случай так называемого кулацкого террора, а за семь месяцев 1928 г. – уже 1049 случаев. Кстати, терроризм везде в современном мире считается тяжким преступлением независимо от того, каковы мотивы террористов.

Ещё одна причина, -в 1925 г. советское государство поворачивается лицом к кулаку (отделившемуся от общины землепользователю, использующему наемный труд). С ним заключается своеобразный договор, суть договора была проста: государство разрешает кулаку обогащаться за счет усиления эксплуатации батраков и к тому же защищает его от гнева бедняков (поскольку небогатая часть деревни восприняла этот закон негативно, гнев на кулаков был большим и он мог вылиться в стихийные расправы с ними). Кулаки, в свою очередь, обязуются обеспечивать город сельхозпродуктами, прежде всего хлебом, выплачивать (доходивший до 25%) налог.
Но уже в 1927 г. кулаки начинают срывать план по хлебозаготовкам. Осенью 1927 г. государству удалось купить всего лишь 2,4 миллиона тонн хлеба против 5,8 миллиона за тот же период прошлого года. Цена, которую предлагало за хлеб государство, не устраивала кулаков, в руках которых были сосредоточены основные запасы хлеба.
Результатом этого стал городской продовольственный кризис 1928–1929 гг., про который сегодня мало кто вспоминает, поскольку это несколько портит благостную историю, которую твердят наши антисоветчики, – про злого Сталина, который ни за что обидел крепких хозяев. Но для горожан того времени (да и для деревенских бедняков, на которых кулацкий срыв хлебозаготовок тоже сказался) это был шок.
Далее население городов требует введения карточной системы, чтобы хоть как-то победить спекулянтов и иметь гарантированный кусок хлеба. На местах карточки вводятся уже в 1928 г., а 21 февраля 1929-го эта практика распространяется на всю страну. Сначала вводятся карточки на хлеб, затем на другие продукты вплоть до картофеля.
К стати такая ситуация была и царской России в 1915 году, тогда чтобы избежать голода в городах и недоснабжения армии, царское правительство вводит ПРОДРАЗВЁРСТКУ и создает прод­отряды, перед которыми ставилась задача изъять у крестьян 772 миллиона пудов хлеба. (Это только полуграмотные либералы рассуждают о том, что продразверстку ввели злыдни-коммунисты; как видим, и царские министры не видели другого способа для снабжения города и армии хлебом.)

Раскулачивание выглядело в глазах абсолютного большинства советских людей того времени (естественно, кроме самих кулаков и их родственников) как вполне справедливая и обоснованная кампания. Более того, как кампания по-своему еще и гуманная, как бы парадоксально это ни звучало сегодня. Ведь, во-первых, кулачество за свою попытку удушить государство костлявой рукой голода – то самое государство, которое и дало кулачеству возможность обогатиться – было лишь поражено в правах и после пребывания в спецпоселениях вернулось к нормальной жизни (для детей кулаков это возвращение произошло даже гораздо раньше – в конце 1930-х гг.). И во-вторых, выселяя кулаков в отдаленные районы, Сталин фактически спас их и членов их семей от внесудебных расправ со стороны деревенской бедноты, которые уже начались по всей России. Беднота была крайне озлоблена против бывших «хозяев жизни». Тут накопилось многое – и обиды бывших батраков, и ненависть к богатству, нажитому не только своим, но и чужим горбом, и месть за кулацкий террор, и, наконец, простое понимание того, что если бы не срыв кулаками хлебозаготовок, вызвавший голод в городах, коллективизация могла бы начаться гораздо позже и пройти гораздо менее болезненно.
Это понимали современники, но потомки об этом уже забыли, а либералам это понять вообще не суждено.
0
2
Крестьянин14.04.2015 16:05:03
Сталин не был бы Сталиным, если бы за счет деревни не решал ряд задач:
- осуществлял индустриализацию, высвобождал рабочую силу для промышленности, превращал крестьянина в наемного работника колхоза, совхоза, истреблял последние ростки свободомыслия. Но главное – Сталин действовал по Марксу: уничтожал с крестьянством мелкобуржуазное товарное производство и эту задачу вождь народов успешно решил с помощью той же бедноты, которую натравливал на работящих крестьян.
"...В дальнейшей беседе Черчилль поинтересовался колхозами и судьбой кулаков.
Тов. Сталин ответил, что коллективизация ликвидировала нищенство, поскольку каждый член крестьянской семьи получил возможность самостоятельно зарабатывать и независимо жить. Тов. Сталин рассказал о том, что коллективизация была вызвана желанием внедрить в сельское хозяйство крупные машины, поднять его производительность. Это было возможно осуществить только в крупном хозяйстве. В результате коллективизации в СССР сильно возросла урожайность, особенно благодаря внедрению высококачественных семян. Что касается кулаков, то некоторое количество их было выселено в северные области СССР, где они получили участки земли. Остальные кулаки были перебиты самими крестьянами - настолько была ненависть к ним со стороны крестьян.
Черчилль, внимательно выслушав тов. Сталина, заметил, что коллективизация была, вероятно, весьма трудной работой.
Тов. Сталин ответил, что действительно коллективизация была очень трудной работой, на которую было затрачено несколько лет."
(Цитируется по Ржешевский Олег Александрович "СТАЛИН И ЧЕРЧИЛЛЬ. ВСТРЕЧИ. БЕСЕДЫ. ДИСКУССИИ. ДОКУМЕНТЫ, КОММЕНТАРИИ. 1941-1945". С. 367-368)
В пяти томах книги «Крестьянская Голгофа», которая издана в Омской области содержатся сведения о 18 –ти тысячах главах семейств, высланных из родных мест, подвергнутых репрессиям. Вместе с ними были высланы 90 тысяч членов семей: стариков, детей, невинно пострадавших, а ведь в некоторых семьях было и по 7-10 ребятишек.
По 58- й статье в Омской области было осуждено 32 тысячи человек, из них 11 тысяч были РАССТРЕЛЯНЫ. Все они были реабилитированы позже! (Книга «Забвению не подлежит»). Ради чего? Ради какой идеи?
«Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции… По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных; потом под именем «кулаков» стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, наших, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха…»
Эти жгучие слова бросил в своем послании 26 октября 1918 года Совету Народных Комиссаров патриарх русской православной церкви Тихон (1865-1925гг.)
0
0
Омичка14.04.2015 16:40:55
Капитан, спасибо, теперь всё стало понятно.
0
0
читатель14.04.2015 16:45:10
Крестьянин14.04.2015 16:05:03
***
Зачем повторять то же что написал автор? Капитан всё объяснил. Хорошо бы всегда показывать обе стороны, тогда всё видится по другому. Спасибо капитану Овечкину.
0
0
Крестьянин14.04.2015 17:15:22
Ваш капитан оправдывает репрессии и по -вашему это хорошо?
Русские крестьяне - террористы! До этого надо додуматься!
0
0
Омск5514.04.2015 17:36:05
Как все просто! Оказывается, под уничтожение миллионов людей можно подвести научную базу и все объяснить! И спать спокойно!
А детки погибали. Ничего! Лес рубят - щепки летят!
0
0
читатель14.04.2015 17:37:06
Крестьянин14.04.2015 17:15:22
***
Не "оправдывает" а просто показал другую сторону. И в этом капитан прав. Вы хоть прочтите что он написал для начала. А то что кулаки убивали учителей, председателей колхозов, коммунистов, это факт, капитан прав.
0
0
Иван14.04.2015 17:40:02
Как ни крути а обе стороны будут такими: с одной стороны - Палач, с другой - Невинные жертвы.
0
0
читатель14.04.2015 17:50:09
Иван14.04.2015 17:40:02
***
Согласен, но кто палач и кто жертва, это мы сами должны решать, а не выслушивать назидания и плачь одной стороны. А для этого мы должны выслушать обе стороны. Вот в этом я поддерживаю капитана.
0
0
Станислав14.04.2015 17:56:07
Кэп,
"К стати такая ситуация была и царской России в 1915 году, тогда чтобы избежать голода в городах и недоснабжения армии, царское правительство вводит ПРОДРАЗВЁРСТКУ и создает прод­отряды, перед которыми ставилась задача изъять у крестьян 772 миллиона пудов хлеба."
За невыполнение плана расстреливали, ссылали в болота? Есть цифра жертв от подразвёрстки?

Кстати спасибо, что рассказал.
0
0
Александр14.04.2015 19:45:08
Какой ужас – благодарят Овечкина за то, что «открыл глаза». А он просто открыл учебник истории 1952 года издания и понавешал давно опровергнутую профессиональными историками лапшу.
Всего несколько моментов.
Есть точный список случаев «терроризма» в 1927-1928 гг. В него заносились все уголовные преступления. Любая пьяная драка, разборка из-за женщины, просто криминал – получали оценку – «терроризм». Если виновник не был из зажиточной семьи, то его зачисляли в «подкулачники», «пособники». А всякие советские активисты были не из хозяйственных мужиков, а из отребья и потому пили по-черному и вечно попадали в истории. А потом из них делали «жертвы» кулацкого террора. Если вы верите этой «статистике», которую привел Овечкин, то вы однозначно должны согласиться, что 90% высшего комсостава Красной Армии были шпионами и собирались родину продать. Есть что-либо глупее?
«терроризм везде в современном мире считается тяжким преступлением независимо от того, каковы мотивы террористов.» - Совершенно верно. И сталинский «Большой террор» был одним из самых масштабных терроров в мировой истории. Про кулацкий терроризм приводите фальсифицированные цифры и то набирается несколько сотен в год (там не только убийства, а просто синяки). А сталинские палачи расстреливали сотни тысяч в год, а губили в лагерях и на выселках еще больше. Даже несопоставимо.
«кулаки начинают срывать план по хлебозаготовкам». Ах ты боже мой! План! А знаете ли вы, что по этому плану крестьянин даже не покрывал издержек по производству зерна. И одновременно были резко повышены цены на промышленные изделия: плуги, бороны, гвозди, ситец, керосин. Даже Дзержинский резко выступал против этих расходящихся «ножниц» цен. Это был сознательный грабеж деревни. Первый шаг к будущему голодомору.
И «городской продовольственный кризис 1928–1929 гг.» - дело рук исключительно Сталина. Сознательно деньги перекачивали из сельского хозяйства на «индустриализацию». Даже в партии было много противников такого жесткого обращения с крестьянами, но их (Бухарин и др.) обозвали правыми уклонистами и уничтожили.
Про то, что, якобы, беднота сама стремилась расправиться с кулаками – просто полный бред. Абсолютная чушь. Крепкие трудолюбивые хозяева всегда пользовались авторитетом на селе. Интересно, что когда только появились на селе Советы в 1918 году, и большевики не успели проконтролировать этот процесс, то председателями и членами сельских Советов везде избрали соответственно хороших хозяев. Потому все демократические сельские советы и были разогнаны большевиками, а власть на селе была передана комбедам (комитетам бедноты), которых назначали коммунисты из ревкомов.
Ну и так далее…по всем пунктам…Сплошная ложь. Черное названо белым и наоборот.
1
0
Станислав14.04.2015 19:52:01
Александр, я сказал спасибо, за информацию о подразвёрстке. Теперь решил получит ответ об объективности данного сравнения. Не более.
0
0
Омичка14.04.2015 23:30:36
Александр14.04.2015 19:45:08
======
Александр Васильевич, капитан Овечкин привёл другую точку зрения! Не вам ли, приписывающего себя к демократам этому порадоваться? Ан нет) Капитан привёл цифры и факты, которые есть в открытых источниках и их легко проверить. В 1952 году про это не говорили. А у вас одни эмоции. И вы пишите и капитан пусть пишет, а уж решать то будем мы. Не нужно набрасываться на оппонента за другую точку зрения!
0
0
Епит14.04.2015 23:36:37
Разворошили, гнездо!
0
0
Станислав15.04.2015 09:48:15
Кэп,есть ряд вопросов ещё.
1.-"Статистика сообщала, что в 1927 г. был зафиксирован 901 случай так называемого кулацкого террора, а за семь месяцев 1928 г. – уже 1049 случаев. Кстати, терроризм везде в современном мире считается тяжким преступлением независимо от того, каковы мотивы террористов."

А как они должны были называться в статистических данных как не терроризм? У нас Кадыров-старший в 90-х террористом назывался, а в 2000-х стал Героем России, хот занимался практически одним и тем же, только в компаниях разных людей. И такие метаморфозы происходят с людьми в истории нередко.

2.-"Ещё одна причина, -в 1925 г. советское государство поворачивается лицом к кулаку (отделившемуся от общины землепользователю, использующему наемный труд)."

Вообще-то это послабление называлось новой экономической политикой (НЭП) и касалось не только кулаков и крестьян.
Вот одна выдержка из Вики:" Так, в 1925 году Бухарин призвал крестьян: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!», но уже через несколько недель на деле отказался от своих слов. Другие же, во главе с Е. А. Преображенским, требовали усиления борьбы с «кулаком» (забиравшим в свои руки, как они утверждали, не только экономическую, но и политическую власть в деревне), — не помышляя, однако, ни о «ликвидации кулачества как класса», ни о насильственной «сплошной коллективизации», ни о свёртывании нэпа (в отличие от Бухарина, который с 1930 г. занялся теоретическим обоснованием новой сталинской политики, а в 1937 г. в своём письме будущим руководителям партии клялся, что вот уже 8 лет не имеет никаких разногласий со Сталиным, Е. А. Преображенский осуждал сталинскую политику и на Лубянке в 1936 г.). Однако противоречия нэпа усиливали антинэповские настроения низовой и средней части партийного руководства.

"Результатом этого стал городской продовольственный кризис 1928–1929 гг.,"
А колхозы уже к тому моменту существовали? Их вина в этом есть? Скажи почему эти самые колхозы не спасли СССР от вынужденных закупок пшеницы в 70-80х годах прошлого века, если они были значительно эффективнее кулаков?

Ссылки напиши своих источников знаний.
0
0
Александр15.04.2015 14:06:16
Омичка - Вы угадали - к другим точкам зрения я вполне терпим. Сам сражался за плюрализм мнений. Но - МНЕНИЙ. А есть в исторической науке такое понятие - фальсификация фактов, фальсификация истории. Слышали такой термин? Вот к нему - нетерпимое отношение. Фальсификацией называют даже не ошибки, а сознательное искажение фактов в угоду какой-либо концепции. Происходит это так: некто садится писать про какую-либо проблему, но уже заранее, до знакомства с фактами, он уже знает - ЧТО он напишет, к каким выводам придет. Он сел писать не с целью поиска истины, а с целью оправдать какую-то политическую концепцию.
Вот и у нас здесь. Капитан сражается с профессиональным историком не потому, что он знает больше фактов (совсем наоборот), а потому что его концепция ЗАСТАВЛЯЕТ его ТАК писать. И потому ему не нужны те факты, которые не вписываются в его теорию.
Так что, это - не просто "мнение". Скажем он никогда не станет упоминать вот тот самый разгон сельских советов и замену их недемократическими комбедами из самых худших слоев населения деревни. Это же фактически ликвидация советской власти на селе. Не случайно "антоновщина" и Кронштадское восстание шли под лозунгами "Власть Советам, а не коммунистам".
0
0
Александр15.04.2015 14:34:24
Продразверстка была введена в декабре 1916 года. По ней предполагалось закупать хлеб у производителей по твердым ценам, которые были "несколько ниже рыночных" (советское государство изымало бесплатно).Реализовать эту политику царское правительство не успело.
2 марта 1917 года Продовольственная комиссия Временного Правительства принимает решение: «не останавливая обычных закупок и получения хлеба по развёрстке, немедленно приступить к реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий имеющих запашку не менее 50 десятин, а также у торговых предприятий и банков.»
У тех, кто имел "не менее 50 десятин запашки"!!! Крестьяне имели по 3-4, 6-7 десятин запашки, а те, кто имел 10 уже считались кулаками. Так что это, как видите, не про них.
Репрессий как при советской власти к неисполнителям не было. Вернее, они были экономические. У того, кто добровольно не сдавал хлеб по твердым ценам, хлеб изымали уже по цене на 15% ниже, чем твердая. Потом "репрессии" ужесточили до того, что не желающим сдавать добровольно снижали цену закупки на 50%. Никаких уголовных или даже административных наказаний не предусматривалось. (Вот это и есть "фальсификация", когда капитан уже пишет о продотрядах (!!). Он пугает этим словом. Но оно стало страшным только после ее реализации большевиками - с кровью, расстрелами и.т.п.) А так - это было немного устаревшее сейчас слово - "разверстать", т.е. разделить, разбросать по губерниям план минимальных хлебозаготовок для нужд государства. Она применялась и в других странах, но вошла в историю как нечто ужасное только после ее претворения в жизнь большевиками. И стало пугалом.
1
0
тсж10.06.2015 10:01:07
Ищу Анну Семеновну Косову учительницу из д. Кумыра или ее дочь Тамару . Для нее у меня остались документы ее отца он умер 1947 году. Родители моих приемных родителей тоже были раскулачены и репрессированы. В семье было 7 детей и вот такая картина. Семеро сидят за столом мать приносит крынку молока и говорит. Пейте деточки молоко, а то больше не увидете и в правду не увидели. Коров и имущество забрали, а умерая их мать просила перед смертью молока и ребенок взяв кружку отправился к председателю просить пол кружки молока. Но врагам народа было не положено молоко. И откуда она все знала про молоко удивлялась ее дочь на чьи плечи легло воспитание 3-х братьев, которые пройдя всю войну вернулись, но рано ушли из жизни один за одним. Трудно понять это нам. Еще труднее было понять и принять тем людям чьи жизни оказались искалечены и растоптаны, прожившим в страхе всю жизнь.
0
0
05 декабря 2017
2620 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]