ВМЕСТО ГОСКОНТРОЛЯ - "ДОБРОВОЛЬЦЫ" И КРУГОВАЯ ПОРУКА
Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" был принят почти шесть лет назад - в июле 2001 года. С тех пор он редактировался уже 17 раз, последний - 5 февраля уже этого года. Связано столь частое редактирование с тем, что количество видов деятельности, подлежащихлицензированию, постоянно уменьшается.
Если в 2001 году лицензируемых видов деятельности было 126, то сейчас их количество планируется сократить в два раза. Причем отмена лицензирования - это не просто вычеркнутая в законе строчка, а серьезная реформа исполнительной власти, которая сегодня и занимается выдачей лицензий. Государство стремится уйти из бизнеса, оставив контроль рынка конкуренции. Поэтому лицензирование, как форма наиболее жесткого государственного регулирования рынка, постепенно отменяется. Из совсем недавних примеров: отмена лицензирования в оценочной деятельности (с 1 июля 2006 года), туристической (с 1 января 2007 года), аудиторской и строительной (отменяется с 1 июля 2007 года). Одним из главных доводов отмены лицензирования стал пример западных государств, где лицензируется только около 4% рынка. Причем в отличие от России лицензии выдаются не предприятиям, а отдельным специалистам и только один раз в жизни. А контролируют рынок сами предприятия с помощью системы сертификации. В России же рынок фактически контролируется государством как раз посредством лицензий, выдаваемых различными федеральными министерствами.
Чем заменят лицензирование
По завершению административной реформы в нашей стране лицензирование останется примерно для 10% всех производимых товаров и услуг. Оставшиеся 90% контролироваться должны будут только рыночной конкуренцией. Для некоторых видов деятельности будут введены технические регламенты. Писать их должны негосударственные предприятия, разработчика определять будут на аукционе. Часть этих регламентов должна была быть разработана еще в 2005 году, однако до сих пор этого не произошло. Поэтому говорить о том, улучшит ли положение частного бизнеса это новшество, пока рано, хотя бы потому, что его никто еще не видел. Еще один вариант самоконтроля - создание саморегулируемых организаций. Отличие от распространенных сегодня различных ассоциаций и союзов в том, что они должны будут нести финансовую ответственность за своих членов: при ошибке одного участника платят все вместе. И, наконец, самый распространенный вариант контроля рынка предпринимателями - добровольная сертификация. Если технические регламенты и саморегулируемые организации существуют пока только в проектах, то сертификация сегодня довольно активно внедряется в самых разных видах деятельности. Остается проблема выхода на рынок новых бизнесменов: сертифицирующий орган с проверенным именем вряд ли будет ассоциировать новичков. С другой стороны, возможны сертификаты с громким названием организации, за которой реально ничего не стоит.
Если все так хорошо, то почему все так плохо?
Если государственное лицензирование является обязательным и насаждается "сверху", то регулирование рынка самими предпринимателями - дело добровольное, к нему нужно "прийти", а этот процесс без конфликтов не обходится, что и показывает омский конфликт в риэлторском бизнесе. Поэтому существует опасность, что после отмены лицензий получится пустота в нормативах и требованиях, а отсюда - мошенники и фирмы-однодневки. Именно этого и боятся практически все предприниматели. С другой стороны, лицензирование сегодня - довольно коррумпированная сфера, и исполнительная власть функции контроля и надзора, которые сегодня ей еще принадлежат, отдавать не спешит. С этим связано и то, что, например, в туристическом бизнесе, где с этого года лицензирование отменено, теперь требуются определенные финансовые гарантии (резервный счет в банке), без которых фирма работать не может. Вот и получается, что отмена лицензирования, по сути выгодная всем (предпринимателям - потому что их не будет контролировать государство, государству - потому что с развитием мелкого бизнеса увеличатся налоги), встречает противостояние и со стороны бизнеса, и со стороны власти.
Если в 2001 году лицензируемых видов деятельности было 126, то сейчас их количество планируется сократить в два раза. Причем отмена лицензирования - это не просто вычеркнутая в законе строчка, а серьезная реформа исполнительной власти, которая сегодня и занимается выдачей лицензий. Государство стремится уйти из бизнеса, оставив контроль рынка конкуренции. Поэтому лицензирование, как форма наиболее жесткого государственного регулирования рынка, постепенно отменяется. Из совсем недавних примеров: отмена лицензирования в оценочной деятельности (с 1 июля 2006 года), туристической (с 1 января 2007 года), аудиторской и строительной (отменяется с 1 июля 2007 года). Одним из главных доводов отмены лицензирования стал пример западных государств, где лицензируется только около 4% рынка. Причем в отличие от России лицензии выдаются не предприятиям, а отдельным специалистам и только один раз в жизни. А контролируют рынок сами предприятия с помощью системы сертификации. В России же рынок фактически контролируется государством как раз посредством лицензий, выдаваемых различными федеральными министерствами.
Чем заменят лицензирование
По завершению административной реформы в нашей стране лицензирование останется примерно для 10% всех производимых товаров и услуг. Оставшиеся 90% контролироваться должны будут только рыночной конкуренцией. Для некоторых видов деятельности будут введены технические регламенты. Писать их должны негосударственные предприятия, разработчика определять будут на аукционе. Часть этих регламентов должна была быть разработана еще в 2005 году, однако до сих пор этого не произошло. Поэтому говорить о том, улучшит ли положение частного бизнеса это новшество, пока рано, хотя бы потому, что его никто еще не видел. Еще один вариант самоконтроля - создание саморегулируемых организаций. Отличие от распространенных сегодня различных ассоциаций и союзов в том, что они должны будут нести финансовую ответственность за своих членов: при ошибке одного участника платят все вместе. И, наконец, самый распространенный вариант контроля рынка предпринимателями - добровольная сертификация. Если технические регламенты и саморегулируемые организации существуют пока только в проектах, то сертификация сегодня довольно активно внедряется в самых разных видах деятельности. Остается проблема выхода на рынок новых бизнесменов: сертифицирующий орган с проверенным именем вряд ли будет ассоциировать новичков. С другой стороны, возможны сертификаты с громким названием организации, за которой реально ничего не стоит.
Если все так хорошо, то почему все так плохо?
Если государственное лицензирование является обязательным и насаждается "сверху", то регулирование рынка самими предпринимателями - дело добровольное, к нему нужно "прийти", а этот процесс без конфликтов не обходится, что и показывает омский конфликт в риэлторском бизнесе. Поэтому существует опасность, что после отмены лицензий получится пустота в нормативах и требованиях, а отсюда - мошенники и фирмы-однодневки. Именно этого и боятся практически все предприниматели. С другой стороны, лицензирование сегодня - довольно коррумпированная сфера, и исполнительная власть функции контроля и надзора, которые сегодня ей еще принадлежат, отдавать не спешит. С этим связано и то, что, например, в туристическом бизнесе, где с этого года лицензирование отменено, теперь требуются определенные финансовые гарантии (резервный счет в банке), без которых фирма работать не может. Вот и получается, что отмена лицензирования, по сути выгодная всем (предпринимателям - потому что их не будет контролировать государство, государству - потому что с развитием мелкого бизнеса увеличатся налоги), встречает противостояние и со стороны бизнеса, и со стороны власти.
Если в 2001 году лицензируемых видов деятельности было 126, то сейчас их количество планируется сократить в два раза. Причем отмена лицензирования - это не просто вычеркнутая в законе строчка, а серьезная реформа исполнительной власти, которая сегодня и занимается выдачей лицензий. Государство стремится уйти из бизнеса, оставив контроль рынка конкуренции. Поэтому лицензирование, как форма наиболее жесткого государственного регулирования рынка, постепенно отменяется. Из совсем недавних примеров: отмена лицензирования в оценочной деятельности (с 1 июля 2006 года), туристической (с 1 января 2007 года), аудиторской и строительной (отменяется с 1 июля 2007 года). Одним из главных доводов отмены лицензирования стал пример западных государств, где лицензируется только около 4% рынка. Причем в отличие от России лицензии выдаются не предприятиям, а отдельным специалистам и только один раз в жизни. А контролируют рынок сами предприятия с помощью системы сертификации. В России же рынок фактически контролируется государством как раз посредством лицензий, выдаваемых различными федеральными министерствами.
Чем заменят лицензирование
По завершению административной реформы в нашей стране лицензирование останется примерно для 10% всех производимых товаров и услуг. Оставшиеся 90% контролироваться должны будут только рыночной конкуренцией. Для некоторых видов деятельности будут введены технические регламенты. Писать их должны негосударственные предприятия, разработчика определять будут на аукционе. Часть этих регламентов должна была быть разработана еще в 2005 году, однако до сих пор этого не произошло. Поэтому говорить о том, улучшит ли положение частного бизнеса это новшество, пока рано, хотя бы потому, что его никто еще не видел. Еще один вариант самоконтроля - создание саморегулируемых организаций. Отличие от распространенных сегодня различных ассоциаций и союзов в том, что они должны будут нести финансовую ответственность за своих членов: при ошибке одного участника платят все вместе. И, наконец, самый распространенный вариант контроля рынка предпринимателями - добровольная сертификация. Если технические регламенты и саморегулируемые организации существуют пока только в проектах, то сертификация сегодня довольно активно внедряется в самых разных видах деятельности. Остается проблема выхода на рынок новых бизнесменов: сертифицирующий орган с проверенным именем вряд ли будет ассоциировать новичков. С другой стороны, возможны сертификаты с громким названием организации, за которой реально ничего не стоит.
Если все так хорошо, то почему все так плохо?
Если государственное лицензирование является обязательным и насаждается "сверху", то регулирование рынка самими предпринимателями - дело добровольное, к нему нужно "прийти", а этот процесс без конфликтов не обходится, что и показывает омский конфликт в риэлторском бизнесе. Поэтому существует опасность, что после отмены лицензий получится пустота в нормативах и требованиях, а отсюда - мошенники и фирмы-однодневки. Именно этого и боятся практически все предприниматели. С другой стороны, лицензирование сегодня - довольно коррумпированная сфера, и исполнительная власть функции контроля и надзора, которые сегодня ей еще принадлежат, отдавать не спешит. С этим связано и то, что, например, в туристическом бизнесе, где с этого года лицензирование отменено, теперь требуются определенные финансовые гарантии (резервный счет в банке), без которых фирма работать не может. Вот и получается, что отмена лицензирования, по сути выгодная всем (предпринимателям - потому что их не будет контролировать государство, государству - потому что с развитием мелкого бизнеса увеличатся налоги), встречает противостояние и со стороны бизнеса, и со стороны власти.
Мнение
Владимир Радул, руководитель департамента развития предпринимательства, лицензирования и государственного контроля министерства экономики Омской области:
- Лицензирование некоторых видов деятельности действительно лучше отменить, это поможет снизить степень заинтересованности госструктур. А вообще, ситуация с отменой лицензирования - это палка о двух концах: с одной стороны, это поможет выйти на рынок мелким предпринимателям и развить конкуренцию. С другой - произойдет значительное снижение государственного контроля за качеством производства товаров и предоставления услуг. По моему мнению, на те виды деятельности, которые касаются жизни, здоровья людей и безопасности государства, лицензии должны остаться, либо эти виды деятельности должно монополизировать государство.
юлия степина
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru