Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Таинственный покупатель
№ 14(191) от 18.04.2007

Тотальная САМОстоятельность

Самые низкие оценки (минус три балла за визит) умудрились набрать продавцы премиальных супермаркетов. На их фоне даже экономящим на сервисе дискаунтерам удалось попасть в пятерку лучших магазинов по оценке "таинственных покупателей" агентства "БК-рейтинг".

Формат самообслуживания - относительно новый не только для Омска, но и для России в целом - местные предприниматели, как это водится, восприняли чересчур буквально и активно экономят на персонале. Дело в том, что обслуживать себя самостоятельно покупателям чаще всего приходится даже в тех отделах, которые предполагают наличие консультанта (колбаса, сыры, фрукты, алкоголь). Попробуйте купить нефасованные фрукты - и вы можете простоять у весов 20-30 минут, пока бросивший очередь кассир не поможет вам сделать-таки покупку, или попробуйте найти продавца у отдела с развесными полуфабрикатами. Если у вас получится провести у витрины менее пяти минут, вам искренне можно позавидовать. Придите в любой круглосуточный магазин после 11 вечера, и не исключено, что вы 10-20 минут простоите на кассе. И не в очереди, а в ожидании кассира. И ведь самое интересное, что эти проблемы спровоцированы элементарной нехваткой персонала, а решаются расширением штата. Тут даже на обучение и мотивацию не надо ­тратиться. Подобные примеры можно приводить бесконечно, у каждого наверняка накопилось немало примеров отказа продавца взвесить 200 граммов колбасы, 100 граммов салата или одно яблоко.
Не удалось "таинственным покупателям" получить сколько-нибудь вразумительной консультации и у продавцов, работающих в "зонах свободного доступа". Занятые перекладыванием товара из тележек на витрину, практически все они просили наблюдателей "БК-рейтинга" не мешать и не отвлекать от выполнения их непосредственных обязанностей: "Вы уж как-нибудь без меня определитесь, и берите товар с краю, пожалуйста, а то всю витрину перебуровите, а мне убирай потом".
И если работа продавцов-консультантов, которые на просьбу назвать ингредиенты салата отсылают к стоящему на витрине меню, в супермаркетах, как правило, не заметна, то работа охранников, напротив, часто, что называется, "шита белыми нитками". Бойцы невидимого фронта на глазах у покупателей сообщают друг другу по рации: "Обрати внимание на леди с бананом, слишком большая у нее сумка", а на выходе проверяют дамскую сумку у девушки, вышедшей из магазина без покупок
Вести с полей от Таисии Шопиной
Вино, вино… Коньяк!
Выбираю вино, уже запуталась в сортах и марках - ассортимент просто огромный. Минут через 10-15 на меня обратила внимание продавец-консультант. Устало подошла ко мне.
- Девушка, мне бы хорошее вино в подарок, помогите с выбором.
- Хорошее вино, хорошее вино... А зачем вам вино? Возьмите лучше коньяк или мартини, могу посоветовать хорошее.
- Нет, мне нужно именно вино, у вас же выбор огромный - порекомендуйте что-нибудь.
- Так я вам и рекомендую - или коньяк, или мартини. А если вы мои советы не слушаете, то рекомендую пойти в специализированный магазин через дорогу, там наверняка найдется хорошее вино.


По 300 граммов не отпускаем
- Вам помочь колбаску выбрать? Вы какую хотите - пожирнее, потверже, повкуснее, подороже? Выбирайте, не стесняйтесь,  - дружелюбно предложила свою помощь продавец пустующего колбасного отдела.
- Желательно посвежее, на ваш вкус, кусочек граммов на 300,  - ответила я.
- Всего 300 граммов, - разочаровалась продавец. - Ну, давайте, вот этот кусочек с витринки сниму, устроит?
- Нет, не устроит, я же прошу посвежее, а этот образец с витрины уже почти зеленый от давности.
- Он не зеленый, он заветрен, тоже как-то на днях 300 граммов попросили, отрезала от нового батона, и вот результат, - обиженно ответила девушка, - никто не берет, говорят, старый.
- И что вы мне предлагаете???
- Предлагаю этот кусочек, берите его, я больше от нового батона 300 граммов резать не буду.

Формат самообслуживания - относительно новый не только для Омска, но и для России в целом - местные предприниматели, как это водится, восприняли чересчур буквально и активно экономят на персонале. Дело в том, что обслуживать себя самостоятельно покупателям чаще всего приходится даже в тех отделах, которые предполагают наличие консультанта (колбаса, сыры, фрукты, алкоголь). Попробуйте купить нефасованные фрукты - и вы можете простоять у весов 20-30 минут, пока бросивший очередь кассир не поможет вам сделать-таки покупку, или попробуйте найти продавца у отдела с развесными полуфабрикатами. Если у вас получится провести у витрины менее пяти минут, вам искренне можно позавидовать. Придите в любой круглосуточный магазин после 11 вечера, и не исключено, что вы 10-20 минут простоите на кассе. И не в очереди, а в ожидании кассира. И ведь самое интересное, что эти проблемы спровоцированы элементарной нехваткой персонала, а решаются расширением штата. Тут даже на обучение и мотивацию не надо ­тратиться. Подобные примеры можно приводить бесконечно, у каждого наверняка накопилось немало примеров отказа продавца взвесить 200 граммов колбасы, 100 граммов салата или одно яблоко.
Не удалось "таинственным покупателям" получить сколько-нибудь вразумительной консультации и у продавцов, работающих в "зонах свободного доступа". Занятые перекладыванием товара из тележек на витрину, практически все они просили наблюдателей "БК-рейтинга" не мешать и не отвлекать от выполнения их непосредственных обязанностей: "Вы уж как-нибудь без меня определитесь, и берите товар с краю, пожалуйста, а то всю витрину перебуровите, а мне убирай потом".
И если работа продавцов-консультантов, которые на просьбу назвать ингредиенты салата отсылают к стоящему на витрине меню, в супермаркетах, как правило, не заметна, то работа охранников, напротив, часто, что называется, "шита белыми нитками". Бойцы невидимого фронта на глазах у покупателей сообщают друг другу по рации: "Обрати внимание на леди с бананом, слишком большая у нее сумка", а на выходе проверяют дамскую сумку у девушки, вышедшей из магазина без покупок
Вести с полей от Таисии Шопиной
Вино, вино… Коньяк!
Выбираю вино, уже запуталась в сортах и марках - ассортимент просто огромный. Минут через 10-15 на меня обратила внимание продавец-консультант. Устало подошла ко мне.
- Девушка, мне бы хорошее вино в подарок, помогите с выбором.
- Хорошее вино, хорошее вино... А зачем вам вино? Возьмите лучше коньяк или мартини, могу посоветовать хорошее.
- Нет, мне нужно именно вино, у вас же выбор огромный - порекомендуйте что-нибудь.
- Так я вам и рекомендую - или коньяк, или мартини. А если вы мои советы не слушаете, то рекомендую пойти в специализированный магазин через дорогу, там наверняка найдется хорошее вино.


По 300 граммов не отпускаем
- Вам помочь колбаску выбрать? Вы какую хотите - пожирнее, потверже, повкуснее, подороже? Выбирайте, не стесняйтесь,  - дружелюбно предложила свою помощь продавец пустующего колбасного отдела.
- Желательно посвежее, на ваш вкус, кусочек граммов на 300,  - ответила я.
- Всего 300 граммов, - разочаровалась продавец. - Ну, давайте, вот этот кусочек с витринки сниму, устроит?
- Нет, не устроит, я же прошу посвежее, а этот образец с витрины уже почти зеленый от давности.
- Он не зеленый, он заветрен, тоже как-то на днях 300 граммов попросили, отрезала от нового батона, и вот результат, - обиженно ответила девушка, - никто не берет, говорят, старый.
- И что вы мне предлагаете???
- Предлагаю этот кусочек, берите его, я больше от нового батона 300 граммов резать не буду.
Мнение

Секреты работы персонала сети супермаркетов "Наш магазин" Светлана Шагова, руководитель службы управления персоналом ТГ "Наш магазин":
1. Поставленная система обучения
Персонал мы обучаем в собственном учебном центре, где работают сотрудники службы управления персоналом. Однако ни одна система обучения не может решить проблемы без контроля на местах. В нашей компании происходит ежесменная оценка работы персонала (как внешняя - глазами покупателя, так и внутренняя - с точки зрения соблюдения сотрудниками правил поведения).
2. Мы не даем персоналу нашей сети уснуть
Регулярное проведение профессиональных конкурсов с поощрением и материальным вознаграждением победителей стимулирует сотрудников на более эффективную работу.
3. Заданные стандарты обслуживания покупателей
В нашей сети супермаркетов четко прописаны стандарты и нормы поведения сотрудников. Продавцы-консультанты знают, когда нужно приветствовать клиента, когда предложить помощь, в какой момент проявить вербальные сигналы так, чтобы клиенту было комфортно.
4. Воспитание лояльности сотрудников к сети
Мы формируем лояльность и приверженность персонала к бренду. Тех сотрудников, которые проявляют преданность и заинтересованность компанией, мы поощряем. Они достаточно быстро поднимаются по карьерной лестнице. В свою очередь, когда сотрудник не чувствует себя единым целым с компанией, как правило, он у нас не задерживается.

Екатерина Кукоба, Марина Жучкова, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru