В Новосибирске на 118 городских маршрутах работают 1672 водителя, при этом не хватает еще 712. Главная причина "неукомплектованности" - низкая заработная плата и тяжелые условия труда.
Муниципалы Водители-муниципалы жалуются на тяжелую работу, за которую они получают маленькую зарплату; на ненужную волокиту, когда для получения одной детали приходится заполнять и подписывать у разных людей кучу бумаг; на плохое финансирование (машины стареют, денег на ремонт и покупку запчастей не хватает). "Для начальников мы никто. На наши предложения, недовольства никак не реагируют, - в сердцах высказался пожилой водитель маршрута №228 МКП "КТО". - Условия труда не улучшаются, лишили даже бесплатного обеда по выходным. Хочется человеческого отношения…" "Я - директор, они - водители", - так ответил Геннадий Палков, директор МУП "ПАТП-4", на вопрос о том, как строятся отношения с рабочими на его предприятии. По словам Геннадия Палкова, директора МУП "ПАТП-4", причина кадрового голода - безденежье. Очень высокие цены на топливо, технику, обслуживание подвижного состава - одно цепляется за другое. Если повышать зарплату, придется повысить и тарифы на проезд. А это повлечет серию проблем иного характера. В общем, палка о двух концах. Частники В стане частных перевозчиков добавляются проблемы иного характера. Например, водитель и кондуктор маршрута №1241 (ООО "Каскад") вынуждены ремонтировать машину полностью за свой счет. А с кондукторами, как оказалось, на этом предприятии вообще никакие трудовые соглашения не заключаются. Зарплата не фиксирована и зависит от количества сделанных за день рейсов и числа перевезенных пассажиров. "За день мы должны выполнить определенный план, примерно 1,5-2 тыс. рублей. Остаток забираем и делим уже между собой", - рассказал "БК" водитель маршрута №1241. Существует и более удобная форма взаимодействия водителей и частного перевозчика. По словам водителя маршрута №1235, ЧП "Остапенко" представляет собой взаимовыгодное сообщество: водители приходят к перевозчику со своими машинами, работают на выделенных им маршрутах и платят предпринимателю четыре тысячи рублей в месяц за использование его имени. Кстати, ремонт машин тоже осуществляется за счет частников. Некоторые водители решают организовать свой бизнес. "Мы с женой уже пять лет считаемся частными предпринимателями, - говорит Евгений Серов, водитель маршрута №1152. - С одной стороны, мы сами себе хозяева. С другой, ремонт, техосмотр полностью ложится на нас. К тому же каждые пять лет по закону мы обязаны обновлять свой подвижной состав". В ООО "Транссибавто" на 43 машинах работают 70 человек. Не хватает примерно от 30 до 40. Года три назад пытались улучшить положение даже за счет сельских жителей. Но после приема на работу собрать "новичков" не удалось. Пришлось ездить в села, разыскивать и увольнять горе-водителей. Сейчас набирают молодежь, оплачивая их обучение за свой счет. Но очень часто, закончив курсы, они уходят: слишком мало платят за их "неокрепший" профессионализм. Михаил Лущик, генеральный директор ЗАО "Лумиан", ООО "Фаэтон", ООО "Современник", обезопасил свой кошелек трудовым соглашением: если после обучения молодой водитель решит уйти, то прежде он обязан отработать по специальности не менее двух лет. Либо же возместить затраты на обучение - примерно 3,6-3,8 тыс. рублей. В основном уходят водители по собственному желанию. А если увольняют, то по причине прогулов, источник которых - пьянство. "Мы очень жестко подходим к набору водителей, - рассказал Михаил Лущик. - Во-первых, стаж работы не менее 3-х лет. Во-вторых, наличие специального технического или высшего технического образования. В-третьих, каждый водитель обязательно должен проходить аттестацию каждые пять лет. И самое главное - безупречная трудовая биография". Муниципальные транспортные предприятия объясняют причину водительской нестабильности тем, что частники искушают более высокой зарплатой. "Все, что мы можем предложить - это полный социальный пакет", - говорит Александр Евсеенко, заместитель директора МКП "КТО".
Справка
8 577 рублей - средняя заработная плата водителя муниципального автобуса в Новосибирске, кондуктора - 4 737 рублей, ремонтных рабочих - 8 172 рубля.
елена краснова, новосибирск, специально для "бк"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru