Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
жизнь как жизнь
№ 15(192) от 25.04.2007

Dreamer of dreams Теодор Курентзис

Вместо солнечных Афин холодная Сибирь. Альтернатива домашнему комфорту - комнатка в театре. Ни машины, ни счета в банке - вместо всего этого купленные на собственные гонорары старинные инструменты для музыкантов. И музыка, музыка, музыка... без перерывов и выходных. Этот выбор приносит плоды. В этом году на театральном фестивале "Золотая маска" Теодор Курентзис, дирижер Новосибирского государственного театра оперы и балета, получил спецприз жюри с формулировкой: "За яркое воплощение партитуры С.С. Прокофьева". Сам спектакль "Золушка" стал "Лучшим спектаклем в балете".

 Теодор Курентзис

До Москвы из Новосибирска рукой подать. До Омска - гораздо дальше
Взять эксклюзивное интервью у дирижера Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодора Курентзиса в Новосибирске - мечта. В театре, которым он руководит четвертый год, дирижер бывает пару раз в месяц на несколько дней. Прилетит, проведет репетицию, сыграют спектакль и - на гастроли. В Москву, за границу. График расписан более чем на год вперед. В будущем сезоне Теодор приглашен дирижировать в парижскую Opera Bastile, в планах - совместный проект с Дмитрием Хворостовским. Скоро гастроли в Америке. Выступать в Омске - только в мечтах: по выражению Теодора, поезда между Москвой и Новосибирском идут быстрее, чем из одного сибирского города в другой.
На просьбу об интервью Теодор Курентзис шутливо отвечает: "Если с каждым журналистом разговаривать отдельно, репетировать будет некогда". Поэтому встречается со всеми СМИ одновременно. За один час колоритный дирижер успевает разрушить каноны классического интервью - сам задает вопросы, вовлекает в дискуссию фотографов, читает на греческом свои стихи и неожиданно резюмирует: "Успех интервью не в том, что мы сейчас с вами поговорили. Успех - если после общения вы придете на спектакли. А после спектакля - ко мне в гримерку и скажете: "Теодор, привет! Я слушал оперу". И мы с вами начнем долго говорить".
Сеанс психоанализа по-гречески
- Сейчас мы проведем сеанс психоанализа, - разрушать стандарты интервью Теодор Курентзис начинает с первой минуты общения. - Я вам говорю, что тысячу лет назад вашего прапрапрапрадедушку жестоко убили. Вы улыбаетесь? Дедушку убили, а они улыбаются! (Шутливо возмущается.) А если бы это произошло в 92-м году? Уже не до смеха, да? А если неделю назад?.. Еще страшнее, не так ли? В чем дело? Если драма случилась сейчас, а не три тысячи лет назад, вам уже становится несмешно. Мы не мешаем композитору, а помогаем ему, - Теодор Курентзис отвечает на легкие упреки в отступлении от традиций и желании классику сделать современной.
Дирижер, которого критики порой называют "радикальным", перед которым закрыты двери Большого и Мариинки, но открыты все остальные, идет своим путем и создает свои традиции. Два года назад он создал в Новосибирском оперном театре ансамбль старинной музыки Musica Aeterna Ensemble. Музыканты играют на старинных инструментах, купленных Теодором на гонорары. Для Курентзиса вложить заработанное не в материальное естественней, чем многим - купить машину или открыть счет в банке (к слову, ни того, ни другого у него нет). Поэтому вопрос "БК" "Каких материальных благ вам не хватает для счастья?" вызывает у него искреннее недоумение: "Вы для журнала об этом спрашиваете? Тогда я не понимаю, зачем такой герой, как я, нужен вашему изданию?.."
"Сибирь - это не проклятое место!"
В России грек Теодор Курентзис живет 16 лет, из них четыре года - в Новосибирске. (Сейчас ему 35.) В родных Афинах он бывает только летом - повидать родных. Умение играть на фортепиано, скрипке, флейте, знания, полученные на теоретическом факультете и факультете струнных инструментов Греческой Консерватории в Афинах, дала Родина. Все остальное - Россия. Дирижировать Теодора Курентзиса ­обучал легендарный профессор Илья Мусин в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории. Потом - сотрудничество с Владимиром Спиваковым в Национальном Филармоническом оркестре России, "Аида" - в Новосибирском оперном и согласие стать дирижером сибирского театра.
- Не воспринимайте Сибирь как проклятое место! Сибирь спасет наш земной шар, - Теодор искренне удивлен вопросу о необычности выбора места жительства. - Убирайте рамки, будьте свободными. Большой разницы, где быть, нет. Знаете, как мне приятно быть дирижером новосибирского театра?!
Первые два года Теодор жил в оперном, затем театр снял ему квартиру. Но больше времени, по собственному признанию, дома проводить он не научился. И сейчас до поздней ночи Теодор остается в театре. Ни у Курентзиса, ни у его музыкантов нет фиксированных репетиций "с двух до пяти", нет постоянных выходных. Зато есть разговоры по душам до, во время и после репетиций, ночные беседы (друзья-музыканты знают, что Теодору можно позвонить ночью в любое время просто поговорить), все вместе они смотрят хорошее кино - Тарковского, Параджанова, Джармуша, рассуждают о европейском театре. "Чертова работенка, благословленный труд", - резюмирует дирижер. Стихи, которые пишет г-н Курентзис, не относятся к числу дел, которыми можно заниматься в свободное время. Это серьезно и важно. Сборник стихов на греческом уже вышел в родной стране. Писать на русском Теодору мешает "сложный транспорт языка". "Хотя я уже думаю по-русски, - признается дирижер. - А если сильно постараться, могу говорить без акцента". Что он нам с готовностью и демонстрирует, произнося пару обычных фраз: "Я продолжаю заниматься русским языком. После двух часов со мной мой учитель начинает говорить с ошибками". (Смеется.)
Dreamer of dreams - визитная карточка Теодора Курентзиса
На визитке Курентзиса нет слова "дирижер". Свою профессию на визитной карточке Теодор определяет другим словом: Dreamer of dreams. Переводит как "сновидец грез". Свою работу он понимает не иначе, как миссию: "Думаете, за деньги играем? Нет, для спасения души". И тут же...
- Мне кажется, я обычный человек. Посмотрите из окна, люди чистят дороги. Мы занимаемся другим, но это просто разная работа.
- Но вы бы не могли пойти и чистить дороги?
- Почему нет? Знаете, как я готовлю, как посуду мою? Давайте устроим конкурс? Выиграю у любой женщины на сто процентов. Готовить могу. Стирать, гладить - аналогично. И часто это делаю.
- Вам бы хотелось жить в какое-то другое время, не сейчас?
- О! Очень. Я хотел бы жить в 4 веке до н.э. Или в начале века в Париже. Одно "но" - как обойтись без интернета? (У Теодора Курентзиса два личных сайта, где можно задать ему вопрос или оставить отзыв - прим. "БК".)
- Теодор, мгновение, которое вам хотелось бы остановить, подобно Фаусту, уже наступило?
- Надеюсь, что нет. Лучше пусть ничего не останавливается. Хотя у меня много воспоминаний. Давайте я вам дам очень добрый совет: никогда не купайтесь в той же ванне, поменяйте воду. Ошибка думать, что можно вернуть то, что было. Не вернешь.
Теодор неожиданно достает буклет с фестиваля "Золотая маска", показывает фотографии свои и музыкантов.
- У вас здесь другая прическа...
- Месяц назад немного поменял. Мне было очень тяжело. А когда тоска, надо что-то менять в комнате или в себе. Я изменил прическу. Когда плохое настроение, нужно обязательно выйти на улицу, пойти в театр или в кино и общаться с людьми. Рецептов много, все зависит от твоего состояния, конечно, от любовных разочарований кино или театр не очень помогают. Самое лучшее, если плохо - молиться богу.
- В одном из интервью вы говорили, что вас приглашали выступать в тюрьме в Салониках...
- Хотим выступать. Было бы очень хорошо, если бы удалось выступить в русских тюрьмах. Я уже говорил с музыкантами - они готовы в любой момент сделать это бесплатно. У меня есть план, как нам выступить в больницах для людей с тяжелыми заболеваниями. Но об этом не нужно писать - это нужно делать.

 Теодор Курентзис

До Москвы из Новосибирска рукой подать. До Омска - гораздо дальше
Взять эксклюзивное интервью у дирижера Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодора Курентзиса в Новосибирске - мечта. В театре, которым он руководит четвертый год, дирижер бывает пару раз в месяц на несколько дней. Прилетит, проведет репетицию, сыграют спектакль и - на гастроли. В Москву, за границу. График расписан более чем на год вперед. В будущем сезоне Теодор приглашен дирижировать в парижскую Opera Bastile, в планах - совместный проект с Дмитрием Хворостовским. Скоро гастроли в Америке. Выступать в Омске - только в мечтах: по выражению Теодора, поезда между Москвой и Новосибирском идут быстрее, чем из одного сибирского города в другой.
На просьбу об интервью Теодор Курентзис шутливо отвечает: "Если с каждым журналистом разговаривать отдельно, репетировать будет некогда". Поэтому встречается со всеми СМИ одновременно. За один час колоритный дирижер успевает разрушить каноны классического интервью - сам задает вопросы, вовлекает в дискуссию фотографов, читает на греческом свои стихи и неожиданно резюмирует: "Успех интервью не в том, что мы сейчас с вами поговорили. Успех - если после общения вы придете на спектакли. А после спектакля - ко мне в гримерку и скажете: "Теодор, привет! Я слушал оперу". И мы с вами начнем долго говорить".
Сеанс психоанализа по-гречески
- Сейчас мы проведем сеанс психоанализа, - разрушать стандарты интервью Теодор Курентзис начинает с первой минуты общения. - Я вам говорю, что тысячу лет назад вашего прапрапрапрадедушку жестоко убили. Вы улыбаетесь? Дедушку убили, а они улыбаются! (Шутливо возмущается.) А если бы это произошло в 92-м году? Уже не до смеха, да? А если неделю назад?.. Еще страшнее, не так ли? В чем дело? Если драма случилась сейчас, а не три тысячи лет назад, вам уже становится несмешно. Мы не мешаем композитору, а помогаем ему, - Теодор Курентзис отвечает на легкие упреки в отступлении от традиций и желании классику сделать современной.
Дирижер, которого критики порой называют "радикальным", перед которым закрыты двери Большого и Мариинки, но открыты все остальные, идет своим путем и создает свои традиции. Два года назад он создал в Новосибирском оперном театре ансамбль старинной музыки Musica Aeterna Ensemble. Музыканты играют на старинных инструментах, купленных Теодором на гонорары. Для Курентзиса вложить заработанное не в материальное естественней, чем многим - купить машину или открыть счет в банке (к слову, ни того, ни другого у него нет). Поэтому вопрос "БК" "Каких материальных благ вам не хватает для счастья?" вызывает у него искреннее недоумение: "Вы для журнала об этом спрашиваете? Тогда я не понимаю, зачем такой герой, как я, нужен вашему изданию?.."
"Сибирь - это не проклятое место!"
В России грек Теодор Курентзис живет 16 лет, из них четыре года - в Новосибирске. (Сейчас ему 35.) В родных Афинах он бывает только летом - повидать родных. Умение играть на фортепиано, скрипке, флейте, знания, полученные на теоретическом факультете и факультете струнных инструментов Греческой Консерватории в Афинах, дала Родина. Все остальное - Россия. Дирижировать Теодора Курентзиса ­обучал легендарный профессор Илья Мусин в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории. Потом - сотрудничество с Владимиром Спиваковым в Национальном Филармоническом оркестре России, "Аида" - в Новосибирском оперном и согласие стать дирижером сибирского театра.
- Не воспринимайте Сибирь как проклятое место! Сибирь спасет наш земной шар, - Теодор искренне удивлен вопросу о необычности выбора места жительства. - Убирайте рамки, будьте свободными. Большой разницы, где быть, нет. Знаете, как мне приятно быть дирижером новосибирского театра?!
Первые два года Теодор жил в оперном, затем театр снял ему квартиру. Но больше времени, по собственному признанию, дома проводить он не научился. И сейчас до поздней ночи Теодор остается в театре. Ни у Курентзиса, ни у его музыкантов нет фиксированных репетиций "с двух до пяти", нет постоянных выходных. Зато есть разговоры по душам до, во время и после репетиций, ночные беседы (друзья-музыканты знают, что Теодору можно позвонить ночью в любое время просто поговорить), все вместе они смотрят хорошее кино - Тарковского, Параджанова, Джармуша, рассуждают о европейском театре. "Чертова работенка, благословленный труд", - резюмирует дирижер. Стихи, которые пишет г-н Курентзис, не относятся к числу дел, которыми можно заниматься в свободное время. Это серьезно и важно. Сборник стихов на греческом уже вышел в родной стране. Писать на русском Теодору мешает "сложный транспорт языка". "Хотя я уже думаю по-русски, - признается дирижер. - А если сильно постараться, могу говорить без акцента". Что он нам с готовностью и демонстрирует, произнося пару обычных фраз: "Я продолжаю заниматься русским языком. После двух часов со мной мой учитель начинает говорить с ошибками". (Смеется.)
Dreamer of dreams - визитная карточка Теодора Курентзиса
На визитке Курентзиса нет слова "дирижер". Свою профессию на визитной карточке Теодор определяет другим словом: Dreamer of dreams. Переводит как "сновидец грез". Свою работу он понимает не иначе, как миссию: "Думаете, за деньги играем? Нет, для спасения души". И тут же...
- Мне кажется, я обычный человек. Посмотрите из окна, люди чистят дороги. Мы занимаемся другим, но это просто разная работа.
- Но вы бы не могли пойти и чистить дороги?
- Почему нет? Знаете, как я готовлю, как посуду мою? Давайте устроим конкурс? Выиграю у любой женщины на сто процентов. Готовить могу. Стирать, гладить - аналогично. И часто это делаю.
- Вам бы хотелось жить в какое-то другое время, не сейчас?
- О! Очень. Я хотел бы жить в 4 веке до н.э. Или в начале века в Париже. Одно "но" - как обойтись без интернета? (У Теодора Курентзиса два личных сайта, где можно задать ему вопрос или оставить отзыв - прим. "БК".)
- Теодор, мгновение, которое вам хотелось бы остановить, подобно Фаусту, уже наступило?
- Надеюсь, что нет. Лучше пусть ничего не останавливается. Хотя у меня много воспоминаний. Давайте я вам дам очень добрый совет: никогда не купайтесь в той же ванне, поменяйте воду. Ошибка думать, что можно вернуть то, что было. Не вернешь.
Теодор неожиданно достает буклет с фестиваля "Золотая маска", показывает фотографии свои и музыкантов.
- У вас здесь другая прическа...
- Месяц назад немного поменял. Мне было очень тяжело. А когда тоска, надо что-то менять в комнате или в себе. Я изменил прическу. Когда плохое настроение, нужно обязательно выйти на улицу, пойти в театр или в кино и общаться с людьми. Рецептов много, все зависит от твоего состояния, конечно, от любовных разочарований кино или театр не очень помогают. Самое лучшее, если плохо - молиться богу.
- В одном из интервью вы говорили, что вас приглашали выступать в тюрьме в Салониках...
- Хотим выступать. Было бы очень хорошо, если бы удалось выступить в русских тюрьмах. Я уже говорил с музыкантами - они готовы в любой момент сделать это бесплатно. У меня есть план, как нам выступить в больницах для людей с тяжелыми заболеваниями. Но об этом не нужно писать - это нужно делать.

 Теодор Курентзис

До Москвы из Новосибирска рукой подать. До Омска - гораздо дальше
Взять эксклюзивное интервью у дирижера Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодора Курентзиса в Новосибирске - мечта. В театре, которым он руководит четвертый год, дирижер бывает пару раз в месяц на несколько дней. Прилетит, проведет репетицию, сыграют спектакль и - на гастроли. В Москву, за границу. График расписан более чем на год вперед. В будущем сезоне Теодор приглашен дирижировать в парижскую Opera Bastile, в планах - совместный проект с Дмитрием Хворостовским. Скоро гастроли в Америке. Выступать в Омске - только в мечтах: по выражению Теодора, поезда между Москвой и Новосибирском идут быстрее, чем из одного сибирского города в другой.
На просьбу об интервью Теодор Курентзис шутливо отвечает: "Если с каждым журналистом разговаривать отдельно, репетировать будет некогда". Поэтому встречается со всеми СМИ одновременно. За один час колоритный дирижер успевает разрушить каноны классического интервью - сам задает вопросы, вовлекает в дискуссию фотографов, читает на греческом свои стихи и неожиданно резюмирует: "Успех интервью не в том, что мы сейчас с вами поговорили. Успех - если после общения вы придете на спектакли. А после спектакля - ко мне в гримерку и скажете: "Теодор, привет! Я слушал оперу". И мы с вами начнем долго говорить".
Сеанс психоанализа по-гречески
- Сейчас мы проведем сеанс психоанализа, - разрушать стандарты интервью Теодор Курентзис начинает с первой минуты общения. - Я вам говорю, что тысячу лет назад вашего прапрапрапрадедушку жестоко убили. Вы улыбаетесь? Дедушку убили, а они улыбаются! (Шутливо возмущается.) А если бы это произошло в 92-м году? Уже не до смеха, да? А если неделю назад?.. Еще страшнее, не так ли? В чем дело? Если драма случилась сейчас, а не три тысячи лет назад, вам уже становится несмешно. Мы не мешаем композитору, а помогаем ему, - Теодор Курентзис отвечает на легкие упреки в отступлении от традиций и желании классику сделать современной.
Дирижер, которого критики порой называют "радикальным", перед которым закрыты двери Большого и Мариинки, но открыты все остальные, идет своим путем и создает свои традиции. Два года назад он создал в Новосибирском оперном театре ансамбль старинной музыки Musica Aeterna Ensemble. Музыканты играют на старинных инструментах, купленных Теодором на гонорары. Для Курентзиса вложить заработанное не в материальное естественней, чем многим - купить машину или открыть счет в банке (к слову, ни того, ни другого у него нет). Поэтому вопрос "БК" "Каких материальных благ вам не хватает для счастья?" вызывает у него искреннее недоумение: "Вы для журнала об этом спрашиваете? Тогда я не понимаю, зачем такой герой, как я, нужен вашему изданию?.."
"Сибирь - это не проклятое место!"
В России грек Теодор Курентзис живет 16 лет, из них четыре года - в Новосибирске. (Сейчас ему 35.) В родных Афинах он бывает только летом - повидать родных. Умение играть на фортепиано, скрипке, флейте, знания, полученные на теоретическом факультете и факультете струнных инструментов Греческой Консерватории в Афинах, дала Родина. Все остальное - Россия. Дирижировать Теодора Курентзиса ­обучал легендарный профессор Илья Мусин в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории. Потом - сотрудничество с Владимиром Спиваковым в Национальном Филармоническом оркестре России, "Аида" - в Новосибирском оперном и согласие стать дирижером сибирского театра.
- Не воспринимайте Сибирь как проклятое место! Сибирь спасет наш земной шар, - Теодор искренне удивлен вопросу о необычности выбора места жительства. - Убирайте рамки, будьте свободными. Большой разницы, где быть, нет. Знаете, как мне приятно быть дирижером новосибирского театра?!
Первые два года Теодор жил в оперном, затем театр снял ему квартиру. Но больше времени, по собственному признанию, дома проводить он не научился. И сейчас до поздней ночи Теодор остается в театре. Ни у Курентзиса, ни у его музыкантов нет фиксированных репетиций "с двух до пяти", нет постоянных выходных. Зато есть разговоры по душам до, во время и после репетиций, ночные беседы (друзья-музыканты знают, что Теодору можно позвонить ночью в любое время просто поговорить), все вместе они смотрят хорошее кино - Тарковского, Параджанова, Джармуша, рассуждают о европейском театре. "Чертова работенка, благословленный труд", - резюмирует дирижер. Стихи, которые пишет г-н Курентзис, не относятся к числу дел, которыми можно заниматься в свободное время. Это серьезно и важно. Сборник стихов на греческом уже вышел в родной стране. Писать на русском Теодору мешает "сложный транспорт языка". "Хотя я уже думаю по-русски, - признается дирижер. - А если сильно постараться, могу говорить без акцента". Что он нам с готовностью и демонстрирует, произнося пару обычных фраз: "Я продолжаю заниматься русским языком. После двух часов со мной мой учитель начинает говорить с ошибками". (Смеется.)
Dreamer of dreams - визитная карточка Теодора Курентзиса
На визитке Курентзиса нет слова "дирижер". Свою профессию на визитной карточке Теодор определяет другим словом: Dreamer of dreams. Переводит как "сновидец грез". Свою работу он понимает не иначе, как миссию: "Думаете, за деньги играем? Нет, для спасения души". И тут же...
- Мне кажется, я обычный человек. Посмотрите из окна, люди чистят дороги. Мы занимаемся другим, но это просто разная работа.
- Но вы бы не могли пойти и чистить дороги?
- Почему нет? Знаете, как я готовлю, как посуду мою? Давайте устроим конкурс? Выиграю у любой женщины на сто процентов. Готовить могу. Стирать, гладить - аналогично. И часто это делаю.
- Вам бы хотелось жить в какое-то другое время, не сейчас?
- О! Очень. Я хотел бы жить в 4 веке до н.э. Или в начале века в Париже. Одно "но" - как обойтись без интернета? (У Теодора Курентзиса два личных сайта, где можно задать ему вопрос или оставить отзыв - прим. "БК".)
- Теодор, мгновение, которое вам хотелось бы остановить, подобно Фаусту, уже наступило?
- Надеюсь, что нет. Лучше пусть ничего не останавливается. Хотя у меня много воспоминаний. Давайте я вам дам очень добрый совет: никогда не купайтесь в той же ванне, поменяйте воду. Ошибка думать, что можно вернуть то, что было. Не вернешь.
Теодор неожиданно достает буклет с фестиваля "Золотая маска", показывает фотографии свои и музыкантов.
- У вас здесь другая прическа...
- Месяц назад немного поменял. Мне было очень тяжело. А когда тоска, надо что-то менять в комнате или в себе. Я изменил прическу. Когда плохое настроение, нужно обязательно выйти на улицу, пойти в театр или в кино и общаться с людьми. Рецептов много, все зависит от твоего состояния, конечно, от любовных разочарований кино или театр не очень помогают. Самое лучшее, если плохо - молиться богу.
- В одном из интервью вы говорили, что вас приглашали выступать в тюрьме в Салониках...
- Хотим выступать. Было бы очень хорошо, если бы удалось выступить в русских тюрьмах. Я уже говорил с музыкантами - они готовы в любой момент сделать это бесплатно. У меня есть план, как нам выступить в больницах для людей с тяжелыми заболеваниями. Но об этом не нужно писать - это нужно делать.

 Теодор Курентзис

До Москвы из Новосибирска рукой подать. До Омска - гораздо дальше
Взять эксклюзивное интервью у дирижера Новосибирского государственного театра оперы и балета Теодора Курентзиса в Новосибирске - мечта. В театре, которым он руководит четвертый год, дирижер бывает пару раз в месяц на несколько дней. Прилетит, проведет репетицию, сыграют спектакль и - на гастроли. В Москву, за границу. График расписан более чем на год вперед. В будущем сезоне Теодор приглашен дирижировать в парижскую Opera Bastile, в планах - совместный проект с Дмитрием Хворостовским. Скоро гастроли в Америке. Выступать в Омске - только в мечтах: по выражению Теодора, поезда между Москвой и Новосибирском идут быстрее, чем из одного сибирского города в другой.
На просьбу об интервью Теодор Курентзис шутливо отвечает: "Если с каждым журналистом разговаривать отдельно, репетировать будет некогда". Поэтому встречается со всеми СМИ одновременно. За один час колоритный дирижер успевает разрушить каноны классического интервью - сам задает вопросы, вовлекает в дискуссию фотографов, читает на греческом свои стихи и неожиданно резюмирует: "Успех интервью не в том, что мы сейчас с вами поговорили. Успех - если после общения вы придете на спектакли. А после спектакля - ко мне в гримерку и скажете: "Теодор, привет! Я слушал оперу". И мы с вами начнем долго говорить".
Сеанс психоанализа по-гречески
- Сейчас мы проведем сеанс психоанализа, - разрушать стандарты интервью Теодор Курентзис начинает с первой минуты общения. - Я вам говорю, что тысячу лет назад вашего прапрапрапрадедушку жестоко убили. Вы улыбаетесь? Дедушку убили, а они улыбаются! (Шутливо возмущается.) А если бы это произошло в 92-м году? Уже не до смеха, да? А если неделю назад?.. Еще страшнее, не так ли? В чем дело? Если драма случилась сейчас, а не три тысячи лет назад, вам уже становится несмешно. Мы не мешаем композитору, а помогаем ему, - Теодор Курентзис отвечает на легкие упреки в отступлении от традиций и желании классику сделать современной.
Дирижер, которого критики порой называют "радикальным", перед которым закрыты двери Большого и Мариинки, но открыты все остальные, идет своим путем и создает свои традиции. Два года назад он создал в Новосибирском оперном театре ансамбль старинной музыки Musica Aeterna Ensemble. Музыканты играют на старинных инструментах, купленных Теодором на гонорары. Для Курентзиса вложить заработанное не в материальное естественней, чем многим - купить машину или открыть счет в банке (к слову, ни того, ни другого у него нет). Поэтому вопрос "БК" "Каких материальных благ вам не хватает для счастья?" вызывает у него искреннее недоумение: "Вы для журнала об этом спрашиваете? Тогда я не понимаю, зачем такой герой, как я, нужен вашему изданию?.."
"Сибирь - это не проклятое место!"
В России грек Теодор Курентзис живет 16 лет, из них четыре года - в Новосибирске. (Сейчас ему 35.) В родных Афинах он бывает только летом - повидать родных. Умение играть на фортепиано, скрипке, флейте, знания, полученные на теоретическом факультете и факультете струнных инструментов Греческой Консерватории в Афинах, дала Родина. Все остальное - Россия. Дирижировать Теодора Курентзиса ­обучал легендарный профессор Илья Мусин в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории. Потом - сотрудничество с Владимиром Спиваковым в Национальном Филармоническом оркестре России, "Аида" - в Новосибирском оперном и согласие стать дирижером сибирского театра.
- Не воспринимайте Сибирь как проклятое место! Сибирь спасет наш земной шар, - Теодор искренне удивлен вопросу о необычности выбора места жительства. - Убирайте рамки, будьте свободными. Большой разницы, где быть, нет. Знаете, как мне приятно быть дирижером новосибирского театра?!
Первые два года Теодор жил в оперном, затем театр снял ему квартиру. Но больше времени, по собственному признанию, дома проводить он не научился. И сейчас до поздней ночи Теодор остается в театре. Ни у Курентзиса, ни у его музыкантов нет фиксированных репетиций "с двух до пяти", нет постоянных выходных. Зато есть разговоры по душам до, во время и после репетиций, ночные беседы (друзья-музыканты знают, что Теодору можно позвонить ночью в любое время просто поговорить), все вместе они смотрят хорошее кино - Тарковского, Параджанова, Джармуша, рассуждают о европейском театре. "Чертова работенка, благословленный труд", - резюмирует дирижер. Стихи, которые пишет г-н Курентзис, не относятся к числу дел, которыми можно заниматься в свободное время. Это серьезно и важно. Сборник стихов на греческом уже вышел в родной стране. Писать на русском Теодору мешает "сложный транспорт языка". "Хотя я уже думаю по-русски, - признается дирижер. - А если сильно постараться, могу говорить без акцента". Что он нам с готовностью и демонстрирует, произнося пару обычных фраз: "Я продолжаю заниматься русским языком. После двух часов со мной мой учитель начинает говорить с ошибками". (Смеется.)
Dreamer of dreams - визитная карточка Теодора Курентзиса
На визитке Курентзиса нет слова "дирижер". Свою профессию на визитной карточке Теодор определяет другим словом: Dreamer of dreams. Переводит как "сновидец грез". Свою работу он понимает не иначе, как миссию: "Думаете, за деньги играем? Нет, для спасения души". И тут же...
- Мне кажется, я обычный человек. Посмотрите из окна, люди чистят дороги. Мы занимаемся другим, но это просто разная работа.
- Но вы бы не могли пойти и чистить дороги?
- Почему нет? Знаете, как я готовлю, как посуду мою? Давайте устроим конкурс? Выиграю у любой женщины на сто процентов. Готовить могу. Стирать, гладить - аналогично. И часто это делаю.
- Вам бы хотелось жить в какое-то другое время, не сейчас?
- О! Очень. Я хотел бы жить в 4 веке до н.э. Или в начале века в Париже. Одно "но" - как обойтись без интернета? (У Теодора Курентзиса два личных сайта, где можно задать ему вопрос или оставить отзыв - прим. "БК".)
- Теодор, мгновение, которое вам хотелось бы остановить, подобно Фаусту, уже наступило?
- Надеюсь, что нет. Лучше пусть ничего не останавливается. Хотя у меня много воспоминаний. Давайте я вам дам очень добрый совет: никогда не купайтесь в той же ванне, поменяйте воду. Ошибка думать, что можно вернуть то, что было. Не вернешь.
Теодор неожиданно достает буклет с фестиваля "Золотая маска", показывает фотографии свои и музыкантов.
- У вас здесь другая прическа...
- Месяц назад немного поменял. Мне было очень тяжело. А когда тоска, надо что-то менять в комнате или в себе. Я изменил прическу. Когда плохое настроение, нужно обязательно выйти на улицу, пойти в театр или в кино и общаться с людьми. Рецептов много, все зависит от твоего состояния, конечно, от любовных разочарований кино или театр не очень помогают. Самое лучшее, если плохо - молиться богу.
- В одном из интервью вы говорили, что вас приглашали выступать в тюрьме в Салониках...
- Хотим выступать. Было бы очень хорошо, если бы удалось выступить в русских тюрьмах. Я уже говорил с музыкантами - они готовы в любой момент сделать это бесплатно. У меня есть план, как нам выступить в больницах для людей с тяжелыми заболеваниями. Но об этом не нужно писать - это нужно делать.
Справка

Детали стиля жизни
Режиссер: Андрей Тарковский
Композитор: Вольфганг Моцарт
Мечта: научиться играть на дудуке
Образ: дирижировать без фрака и палочки

Дарья ЖигановаФото Марины Фейлер и из архива театра
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru