Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Власть. Первые лица
№ 19(196) от 23.05.2007

Илья Дубин: "Осознать, насколько эта должность непроста, мне еще предстоит"

Назначенный две недели назад тридцатитрехлетний директор городского департамента образования Илья Дубин рассказал "БК" о том, как он собирается решать проблемы омских школ и детсадов.

 Илья Дубин

- Илья Владимирович, руководящие должности в образовании в нашем регионе в некотором роде "расстрельные". По крайней мере Валерий Никитин, Надежда Разживина ушли со своих постов отнюдь не победителями. Стоило ли соглашаться?
- Любая работа будет тяжелой, если относиться к ней с большой ответственностью. А осознать, насколько эта должность непроста, мне еще предстоит. Глупо будет сказать, что за неделю работы я понял все сложности и перспективы, пока приходится только догадываться (улыбается). Однако важно, чтобы эта отрасль стала видной, яркой и доступной для всех, чтобы люди увидели не только проблемы, а они есть везде, но и перспективы развития. Поэтому я всецело за сотрудничество с прессой. Нужно, чтобы люди знали, что есть не только хорошее или только плохое, и получали объективную картинку. Проблемы прятать нельзя. Если мы их прячем, значит, боимся. Надо их просто решать вместе.
- Кстати, о проблемах. Наверное, все согласятся, что самая острая из них - кадры. Какой молодой специалист согласится работать за две-три тысячи...
- Не нужно в образование завлекать деньгами, нужны высококлассные ­специалисты, желающие заниматься педагогической деятельностью. Молодежь сюда идти хочет и идет. Важно, что сюда приходит именно эта молодежь.
- Энтузиасты?
- Не энтузиасты, а люди, которые знают, зачем идут в эту профессию. А нам как управленцам нужно устроить те механизмы, которые обеспечат, во-первых, повышение социального статуса учителя, а во-вторых, его материальное благосостояние. Начало этому уже положено  - это те 20 тысяч подъемных, которые установлены для тех, кто впервые пришел в образование, и 300 рублей ежемесячно к зарплате, программа по обеспечению жильем молодых специалистов.
- В одном из последних номеров "БК" бывший руководитель городского департамента здравоохранения Владимир Яковлев утверждал, что на эту отрасль из бюджета выделяется достаточно денег, просто тратятся они не слишком эффективно. А в образовании?
- Если я скажу, что денег выделяется достаточно, слукавлю. Если скажу, что их не выделяется вообще, это тоже будет неправда. Важно использовать средства эффективно и решать проблемы поэтапно, чтобы они не возвращались через пару лет. Повторюсь, в образовании не все меряется финансами, не всегда качество образовательного процесса зависит от денег, есть другие ресурсы - кадровые, интеллектуальные, организационные, которые по большому счету от финансов не зависят. А зависят от желания людей привносить что-то новое.
- То есть, если учителям и воспитателям не платить зарплату, ничего не изменится?
- Вы хотите сказать, что если завтра я, например, учителю географии установлю зарплату в 20 тысяч рублей, то качество его преподавания вдруг возрастет? Одномоментно он станет профессором, и в умах детей отложится больше информации? Мое глубокое убеждение, что не все измеряется деньгами. Эту проблему, конечно, нужно решать и на федеральном, и на местном уровнях, но замыкаться только на деньгах нельзя. Причем средства на образование - это не только зарплата, здесь еще и возможность воспитателям и учителям повышать профессиональный уровень не за свой счет, и современная методическая литература.
- А как вы относитесь к реформе одного из ваших предшественников Владимира Куприянова по массовому сокращению директоров школ и заведующих детсадами пенсионного возраста?
- Отношение к пенсионерам должно быть очень индивидуальным. Нельзя сказать, что женщина достигла 55 лет, и все. Но задача омоложения кадрового состава действительно стоит. Современный образовательный процесс диктует свои условия. Ведь директор школы  - это не только педагог, это управленец и хозяйственник. Нужно, чтобы пришли молодые управленцы не столько с новыми взглядами, сколько с действительно современными управленческими решениями.
- В самом департаменте будут ­кадровые перестановки?
- В ближайшее время никаких кадровых перестановок не будет. Сначала я должен увидеть своих коллег в работе. А дальше... Если есть проблема, но она не решается, это значит, что кто-то, кто за нее ответственен, не может или не хочет этого сделать. А если так, значит, он не исполняет свои служебные обязанности.
- Давайте поговорим о другой не менее острой проблеме - очереди в детских садах.
- Я не волшебник, и эту проблему за неделю, естественно, не решу. Но мои первые дни в этой должности были посвящены среди прочего и этому вопросу. Сегодня детей-очередников в возрасте от трех до шести-семи лет в Омске около девяти тысяч. Исходя именно из этой цифры, мы выстраиваем четкие и реальные планы по выполнению мероприятий, которые позволят в ближайшие три-­четыре года проблему решить. У нас есть определенные резервы.
- Какие именно?
- Во-первых, это ремонт и реконструкция тех детских садов, которые были в свое время закрыты. Путь и финансово, и организационно емкий, однако он позволит открыть около трех тысяч мест в детсадах. Второе - это ресурс начальных школ-детских садов. Когда ребенок заканчивает такую начальную школу, освобождается место, так как новый набор идет уже в обычные школы. И мы спокойно открываем там группы детских садов. Благодаря реконструкции закрытых ранее садов и реорганизации начальных школ-детских садов в прошлом году почти на две тысячи мест сократили очереди. Это огромная цифра.
- Не окажется ли лет через семь, что теперь не хватает начальных школ, потому что в них будут располагаться садики?
- (задумался) Не окажется. Потому что мы семь лет будем работать, а не сидеть и ждать. Будем видеть и планировать. Сегодня разработан прогноз демографической ситуации до 2030 года, нет таких кардинальных мер, которые раньше были: опустел детский садик - его закрыли.
- Какова ситуация со строительством детских садиков в новых жилых массивах?
- Безусловно, это один из мощных резервов - строительство новых микрорайонов, в которых обязательны детский сад, школа и другие объекты социального назначения. И еще один резерв - работа по завершению договоров аренды помещений бывших садиков. Когда срок договора будет заканчиваться, помещения­ будут перепрофилированы под сады. Резерв небольшой, но и его мы тоже ­используем.
- Где в ближайшее время будут построены детские сады?
- В микрорайоне "Кристалл" будет ­открыт садик в этом году или в начале следующего.
- У муниципальных детских садов две альтернативы: бабушки и частные структуры. Между тем одна из директоров школ призналась, что слышала в департаменте образования, что, мол, частные детские сады не нужны...
- Дошкольных платных образовательных учреждений в Омске всего 18, это совсем немного. Определенные ­преференции со стороны администрации существуют. Те, кто зарекомендовал себя за долгие годы как действительно качественные школы и сады, получают от нас помощь, например на Горсовете, где принимается решение о снижении арендной ставки. Кроме этого, мы ­сотрудничаем с этими учреждениями в плане привлечения их к нашим конференциям, где идет обмен опытом. Нам важно не отвернуться от них и не стать только их контролерами, а увидеть в них партнеров и эти партнерские отношения сохранить, получать друг от друга взаимную выгоду.
- Почему же, несмотря на помощь города, бизнес этот в Омске не развивается?
- Бизнес этот рентабельный и выгодный, иначе бы им не занимались. Однако непростой. Он развивается, но не скачкообразно. Сам рынок создает такие условия, что остаться могут только ­добросовестные, педагогически правильно выстроенные услуги. Это же не магазин: открыл, купил, продал. Должна быть обеспеченность не только технологиями и качеством, нужно еще убедить родителя, который пристально смотрит за своим ребенком, выбрать именно эту школу или детский сад. Не все люди, которые за это берутся, могут с этим справиться.
- Как еще вы можете помочь частным садам и школам?
- Все, что в рамках наших полномочий и закона возможно, мы будем делать. Пока этим вопросом вплотную не занимались, так как много своих проблем. Решать будем, так как частные сады - это наши помощники в плане увеличения мест и сокращения очереди, но только те учреждения, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
- Кто определяет: "положительное" это учреждение или нет?
- Родители. Когда они обращаются к нам с жалобой, мы заносим садик в специальную базу. Если его руководство на Горсовете будет просить снизить аренду, мы не выступим в их защиту. Препятствовать деятельности частных учреждений мы не имеем права, так как не мы их лицензируем, однако и помогать не будем.
ДОСЬЕ
Илья Дубин родился 19 ноября 1973 года. В 1991 году поступил в Омский государственный педагогический институт на специальность "Учитель географии и физкультуры". Учился на экспериментальном курсе, в программу которого входила дополнительная специальность "Методист воспитательной работы". Поэтому сразу после вуза пришел в школу и сказал, что хочет работать заместителем директора по воспитательной работе. Молодого амбициозного специалиста приняли. Отработав в школе один год, г-н Дубин перешел в центр социальных услуг для молодежи, где занимался организацией уличной социальной работы. С 2000 года работает в структуре администрации города. В управлении молодежной политики дослужился до начальника управления. После объединения двух структур - управлений молодежной политики по физкультуре и спорту - в один департамент стал заместителем его директора. С 10 мая ­занимает должность директора департамента образования.

 Илья Дубин

- Илья Владимирович, руководящие должности в образовании в нашем регионе в некотором роде "расстрельные". По крайней мере Валерий Никитин, Надежда Разживина ушли со своих постов отнюдь не победителями. Стоило ли соглашаться?
- Любая работа будет тяжелой, если относиться к ней с большой ответственностью. А осознать, насколько эта должность непроста, мне еще предстоит. Глупо будет сказать, что за неделю работы я понял все сложности и перспективы, пока приходится только догадываться (улыбается). Однако важно, чтобы эта отрасль стала видной, яркой и доступной для всех, чтобы люди увидели не только проблемы, а они есть везде, но и перспективы развития. Поэтому я всецело за сотрудничество с прессой. Нужно, чтобы люди знали, что есть не только хорошее или только плохое, и получали объективную картинку. Проблемы прятать нельзя. Если мы их прячем, значит, боимся. Надо их просто решать вместе.
- Кстати, о проблемах. Наверное, все согласятся, что самая острая из них - кадры. Какой молодой специалист согласится работать за две-три тысячи...
- Не нужно в образование завлекать деньгами, нужны высококлассные ­специалисты, желающие заниматься педагогической деятельностью. Молодежь сюда идти хочет и идет. Важно, что сюда приходит именно эта молодежь.
- Энтузиасты?
- Не энтузиасты, а люди, которые знают, зачем идут в эту профессию. А нам как управленцам нужно устроить те механизмы, которые обеспечат, во-первых, повышение социального статуса учителя, а во-вторых, его материальное благосостояние. Начало этому уже положено  - это те 20 тысяч подъемных, которые установлены для тех, кто впервые пришел в образование, и 300 рублей ежемесячно к зарплате, программа по обеспечению жильем молодых специалистов.
- В одном из последних номеров "БК" бывший руководитель городского департамента здравоохранения Владимир Яковлев утверждал, что на эту отрасль из бюджета выделяется достаточно денег, просто тратятся они не слишком эффективно. А в образовании?
- Если я скажу, что денег выделяется достаточно, слукавлю. Если скажу, что их не выделяется вообще, это тоже будет неправда. Важно использовать средства эффективно и решать проблемы поэтапно, чтобы они не возвращались через пару лет. Повторюсь, в образовании не все меряется финансами, не всегда качество образовательного процесса зависит от денег, есть другие ресурсы - кадровые, интеллектуальные, организационные, которые по большому счету от финансов не зависят. А зависят от желания людей привносить что-то новое.
- То есть, если учителям и воспитателям не платить зарплату, ничего не изменится?
- Вы хотите сказать, что если завтра я, например, учителю географии установлю зарплату в 20 тысяч рублей, то качество его преподавания вдруг возрастет? Одномоментно он станет профессором, и в умах детей отложится больше информации? Мое глубокое убеждение, что не все измеряется деньгами. Эту проблему, конечно, нужно решать и на федеральном, и на местном уровнях, но замыкаться только на деньгах нельзя. Причем средства на образование - это не только зарплата, здесь еще и возможность воспитателям и учителям повышать профессиональный уровень не за свой счет, и современная методическая литература.
- А как вы относитесь к реформе одного из ваших предшественников Владимира Куприянова по массовому сокращению директоров школ и заведующих детсадами пенсионного возраста?
- Отношение к пенсионерам должно быть очень индивидуальным. Нельзя сказать, что женщина достигла 55 лет, и все. Но задача омоложения кадрового состава действительно стоит. Современный образовательный процесс диктует свои условия. Ведь директор школы  - это не только педагог, это управленец и хозяйственник. Нужно, чтобы пришли молодые управленцы не столько с новыми взглядами, сколько с действительно современными управленческими решениями.
- В самом департаменте будут ­кадровые перестановки?
- В ближайшее время никаких кадровых перестановок не будет. Сначала я должен увидеть своих коллег в работе. А дальше... Если есть проблема, но она не решается, это значит, что кто-то, кто за нее ответственен, не может или не хочет этого сделать. А если так, значит, он не исполняет свои служебные обязанности.
- Давайте поговорим о другой не менее острой проблеме - очереди в детских садах.
- Я не волшебник, и эту проблему за неделю, естественно, не решу. Но мои первые дни в этой должности были посвящены среди прочего и этому вопросу. Сегодня детей-очередников в возрасте от трех до шести-семи лет в Омске около девяти тысяч. Исходя именно из этой цифры, мы выстраиваем четкие и реальные планы по выполнению мероприятий, которые позволят в ближайшие три-­четыре года проблему решить. У нас есть определенные резервы.
- Какие именно?
- Во-первых, это ремонт и реконструкция тех детских садов, которые были в свое время закрыты. Путь и финансово, и организационно емкий, однако он позволит открыть около трех тысяч мест в детсадах. Второе - это ресурс начальных школ-детских садов. Когда ребенок заканчивает такую начальную школу, освобождается место, так как новый набор идет уже в обычные школы. И мы спокойно открываем там группы детских садов. Благодаря реконструкции закрытых ранее садов и реорганизации начальных школ-детских садов в прошлом году почти на две тысячи мест сократили очереди. Это огромная цифра.
- Не окажется ли лет через семь, что теперь не хватает начальных школ, потому что в них будут располагаться садики?
- (задумался) Не окажется. Потому что мы семь лет будем работать, а не сидеть и ждать. Будем видеть и планировать. Сегодня разработан прогноз демографической ситуации до 2030 года, нет таких кардинальных мер, которые раньше были: опустел детский садик - его закрыли.
- Какова ситуация со строительством детских садиков в новых жилых массивах?
- Безусловно, это один из мощных резервов - строительство новых микрорайонов, в которых обязательны детский сад, школа и другие объекты социального назначения. И еще один резерв - работа по завершению договоров аренды помещений бывших садиков. Когда срок договора будет заканчиваться, помещения­ будут перепрофилированы под сады. Резерв небольшой, но и его мы тоже ­используем.
- Где в ближайшее время будут построены детские сады?
- В микрорайоне "Кристалл" будет ­открыт садик в этом году или в начале следующего.
- У муниципальных детских садов две альтернативы: бабушки и частные структуры. Между тем одна из директоров школ призналась, что слышала в департаменте образования, что, мол, частные детские сады не нужны...
- Дошкольных платных образовательных учреждений в Омске всего 18, это совсем немного. Определенные ­преференции со стороны администрации существуют. Те, кто зарекомендовал себя за долгие годы как действительно качественные школы и сады, получают от нас помощь, например на Горсовете, где принимается решение о снижении арендной ставки. Кроме этого, мы ­сотрудничаем с этими учреждениями в плане привлечения их к нашим конференциям, где идет обмен опытом. Нам важно не отвернуться от них и не стать только их контролерами, а увидеть в них партнеров и эти партнерские отношения сохранить, получать друг от друга взаимную выгоду.
- Почему же, несмотря на помощь города, бизнес этот в Омске не развивается?
- Бизнес этот рентабельный и выгодный, иначе бы им не занимались. Однако непростой. Он развивается, но не скачкообразно. Сам рынок создает такие условия, что остаться могут только ­добросовестные, педагогически правильно выстроенные услуги. Это же не магазин: открыл, купил, продал. Должна быть обеспеченность не только технологиями и качеством, нужно еще убедить родителя, который пристально смотрит за своим ребенком, выбрать именно эту школу или детский сад. Не все люди, которые за это берутся, могут с этим справиться.
- Как еще вы можете помочь частным садам и школам?
- Все, что в рамках наших полномочий и закона возможно, мы будем делать. Пока этим вопросом вплотную не занимались, так как много своих проблем. Решать будем, так как частные сады - это наши помощники в плане увеличения мест и сокращения очереди, но только те учреждения, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.
- Кто определяет: "положительное" это учреждение или нет?
- Родители. Когда они обращаются к нам с жалобой, мы заносим садик в специальную базу. Если его руководство на Горсовете будет просить снизить аренду, мы не выступим в их защиту. Препятствовать деятельности частных учреждений мы не имеем права, так как не мы их лицензируем, однако и помогать не будем.
ДОСЬЕ
Илья Дубин родился 19 ноября 1973 года. В 1991 году поступил в Омский государственный педагогический институт на специальность "Учитель географии и физкультуры". Учился на экспериментальном курсе, в программу которого входила дополнительная специальность "Методист воспитательной работы". Поэтому сразу после вуза пришел в школу и сказал, что хочет работать заместителем директора по воспитательной работе. Молодого амбициозного специалиста приняли. Отработав в школе один год, г-н Дубин перешел в центр социальных услуг для молодежи, где занимался организацией уличной социальной работы. С 2000 года работает в структуре администрации города. В управлении молодежной политики дослужился до начальника управления. После объединения двух структур - управлений молодежной политики по физкультуре и спорту - в один департамент стал заместителем его директора. С 10 мая ­занимает должность директора департамента образования.
Справка

В Омске 375 муниципальных образовательных учреждений, из них 175 школ и 162 детских сада.

Юлия Степина
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru