Проведение юридической экспертизы деятельности партий и кандидатов в ходе избирательной кампании, пожалуй, прерогатива избиркома. Тем более, что каждую из норм закона умелые юристы могут истолковать по-разному.
Но на взгляд даже не специалиста, а обывателя, явные противоречия букве закона в действиях некоторых субъектов этой кампании налицо. Право сделать окончательные выводы, много ли встречается нарушений, «БК» оставляет за читателем. Вот только несколько сопоставлений статей закона о выборах и реальных ситуаций, происходящих в Омске.
Напоминаем: «БК» не называет конкретных имен кандидатов и названий партий, дабы это не было истолковано в качест-ве агитации за или против кого-либо из участников избирательного процесса.
Выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Некоторые ситуации, возникающие в ходе омской предвыборной кампании
Глава VII. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах Статья 45. Информирование избирателей и участников референдума Пункт 2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Пункт 5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума Пункт 7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Статья 56. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума Пункт 2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, … проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования)… Пункт 4. Оплата рекламы коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей… а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. Пункт 5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители … в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей … а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным кандидатам … запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Пункт 7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
***
Электронные и печатные СМИ регулярно освещают мероприятия по формированию партсписков одной из партий, ее конференции, процесс выдвижения, регистрации кандидатов, открытия общественных приемных и т.д. При этом информация о других партиях не появляется.
***
Представители избиркома, сообщая о регистрации кандидатов, ходе кампании и т.д., дают явно положительные оценки одной из партий, не упоминая другие. Либо, наоборот, подробно описывают некоторые проступки, допущенные кандидатом или партией.
***
В период выборной кампании кандидаты-одномандатники и члены партсписков какое-то время продолжают выполнять свои служебные обязанности. В том числе – губернатор региона, мэр города, чиновники, депутаты прежних созывов. Соответственно, продолжаются служебные совещания, визиты, встречи с населением. СМИ освещают эти действия в обычном режиме. Либо еще более подробно. При этом регулярно упоминается выборная тематика, произносятся обещания и призывы к «правильному» голосованию.
***
В штабах некоторых кандидатов или в качестве их доверенных лиц работают чиновники, находящиеся в обычном или административном отпуске либо вовсе числящиеся на работе.
***
В СМИ (этим грешат практически все омские телерадиокомпании и газеты) с разной степенью регулярности появляются материалы об отдельных кандидатах (членах партсписка) с рассказом об их профессиональной или общественной деятельности. Причем в период запрета агитации в СМИ и не оплаченные из избирательных фондов кандидатов.
***
В наружной или иной коммерческой рекламе компании, руководитель которой стал кандидатом в депутаты, уже длительное время используется портрет этого человека. После регистрации кандидата рекламу не убирают. И по-прежнему оплачивают из средств предприятия.
***
В период кампании партия (общественная организация, поддерживающая одного/нескольких кандидатов) объявляет социальный/благотворительный конкурс, широко его рекламирует, называет победителей и вручает им призы. Либо партия/организация становится соорганизатором конкурса или заявляет о его поддержке. Соответственно, на мероприятиях появляется партийная символика, лично кандидаты и агитматериалы.
***
Избирательная комиссия рассматривает только те нарушения законодательства, по поводу которых она получила жалобы. Не проявляя инициативы по самостоятельной оценке законности тех или иных ситуаций, складывающихся в ходе кампании.
Проведение юридической экспертизы деятельности партий и кандидатов в ходе избирательной кампании, пожалуй, прерогатива избиркома. Тем более, что каждую из норм закона умелые юристы могут истолковать по-разному.
Но на взгляд даже не специалиста, а обывателя, явные противоречия букве закона в действиях некоторых субъектов этой кампании налицо. Право сделать окончательные выводы, много ли встречается нарушений, «БК» оставляет за читателем. Вот только несколько сопоставлений статей закона о выборах и реальных ситуаций, происходящих в Омске.
Напоминаем: «БК» не называет конкретных имен кандидатов и названий партий, дабы это не было истолковано в качест-ве агитации за или против кого-либо из участников избирательного процесса.
Выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Некоторые ситуации, возникающие в ходе омской предвыборной кампании
Глава VII. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах Статья 45. Информирование избирателей и участников референдума Пункт 2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Пункт 5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума Пункт 7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Статья 56. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума Пункт 2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, … проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования)… Пункт 4. Оплата рекламы коммерческой и иной, не связанной с выборами, деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей… а также оплата рекламы с использованием фамилий или изображений указанных лиц, оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. Пункт 5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители … в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей … а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Указанным кандидатам … запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа. Пункт 7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
***
Электронные и печатные СМИ регулярно освещают мероприятия по формированию партсписков одной из партий, ее конференции, процесс выдвижения, регистрации кандидатов, открытия общественных приемных и т.д. При этом информация о других партиях не появляется.
***
Представители избиркома, сообщая о регистрации кандидатов, ходе кампании и т.д., дают явно положительные оценки одной из партий, не упоминая другие. Либо, наоборот, подробно описывают некоторые проступки, допущенные кандидатом или партией.
***
В период выборной кампании кандидаты-одномандатники и члены партсписков какое-то время продолжают выполнять свои служебные обязанности. В том числе – губернатор региона, мэр города, чиновники, депутаты прежних созывов. Соответственно, продолжаются служебные совещания, визиты, встречи с населением. СМИ освещают эти действия в обычном режиме. Либо еще более подробно. При этом регулярно упоминается выборная тематика, произносятся обещания и призывы к «правильному» голосованию.
***
В штабах некоторых кандидатов или в качестве их доверенных лиц работают чиновники, находящиеся в обычном или административном отпуске либо вовсе числящиеся на работе.
***
В СМИ (этим грешат практически все омские телерадиокомпании и газеты) с разной степенью регулярности появляются материалы об отдельных кандидатах (членах партсписка) с рассказом об их профессиональной или общественной деятельности. Причем в период запрета агитации в СМИ и не оплаченные из избирательных фондов кандидатов.
***
В наружной или иной коммерческой рекламе компании, руководитель которой стал кандидатом в депутаты, уже длительное время используется портрет этого человека. После регистрации кандидата рекламу не убирают. И по-прежнему оплачивают из средств предприятия.
***
В период кампании партия (общественная организация, поддерживающая одного/нескольких кандидатов) объявляет социальный/благотворительный конкурс, широко его рекламирует, называет победителей и вручает им призы. Либо партия/организация становится соорганизатором конкурса или заявляет о его поддержке. Соответственно, на мероприятиях появляется партийная символика, лично кандидаты и агитматериалы.
***
Избирательная комиссия рассматривает только те нарушения законодательства, по поводу которых она получила жалобы. Не проявляя инициативы по самостоятельной оценке законности тех или иных ситуаций, складывающихся в ходе кампании.
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru