Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Власть. Первые лица
№ 6(183) от 21.02.2007

Сергей Моисеенко: "Через ошибки - к результатам"

Из всех стартовавших в прошлом году приоритетных национальных проектов ­проект "Здоровье" пользуется, пожалуй, особым вниманием. За ходом его реализации ­пристально наблюдают и власть, и жители области. Об итогах первого года проекта - Сергей Моисеенко, министр здравоохранения Омской области.

 Сергей Моисеенко

– Сергей Владимирович, у проекта «Здоровье» есть одна примечательная черта – он очень конкретен. Четко обозначены направления работы и планы по каждому из них. Удалось ли добиться контрольных показателей в 2006 году?
– Все задачи приоритетного национального проекта «Здоровье», которые ставил перед нами минздравсоцразвития РФ, Омская область выполнила. Например, на 100% исполнен план по иммунизации населения Омской области. В рамках приоритетного национального проекта прошла вакцинация против краснухи, гриппа, гепатита В, полиомиелита. Успешно мы поработали по родовым сертификатам и обследованию новорожденных на наследственные заболевания. По некоторым направлениям проекта мы даже превзошли плановые цифры. К примеру, вместо запланированных 335 тысяч человек на ВИЧ были обследованы более 410 тысяч. В отличие от многих регионов в Омской области достаточно широкомасштабно прошла дополнительная диспансеризация населения. Вместо запланированных 77 тысяч работающего населения профилактические медицинские осмотры в нашем регионе прошли 88 тысяч, на 14,5% был перевыполнен план и по диспансеризации граждан, занятых в отраслях с вредными и опасными производственными факторами. По одной из позиций диспансеризации Омская область заняла четвертое место среди регионов Российской Федерации и первое среди областей Сибирского федерального округа. Рейтинг был составлен Федеральным фондом социального страхования. В части повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи нам удалось добиться контрольного показателя коэффициента совместительства врачей – он снизился до 1,1%. На 100% выполнен план по повышению квалификации врачей участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей семейной практики и участковых медицинских сестер. В первичное звено пришли работать 109 врачей и 83 медицинские сестры. В целом укомплектованность участковой службы в Омской области увеличилась на 10%, в среднем по России – на 9.
– А выполнили свои ­обязательства минздравсоцразвития РФ и федеральный бюджет?
– Да, все взятые обязательства федеральные структуры выполнили. Согласно сетевому графику реализации проекта «Здоровье» в учреждения здравоохранения Омской области поступило 343 единицы диагностического оборудования. Парк машин скорой медицинской помощи пополнили 94 санитарных автомобиля, в том числе повышенной проходимости, и 1 реанимобиль для новорожденных. Регулярно осуществляются дополнительные ежемесячные выплаты из федерального бюджета участковым врачам-терапевтам, участковым педиатрам, работа­ющим с ними медицинским сестрам, медицинскому персоналу скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов. Стабильно ведется оплата по родовым сертификатам и за проведение дополнительной диспансеризации. В 2006 году по родовым сертификатам учреждения родовспоможения Омской области получили более 140 млн. рублей. Как и было предусмотрено, половина этих средств израсходована на дополнительную заработную плату медицинским сотрудникам женских консультаций и родильных домов. Оставшаяся часть – на приобретение оборудования, лекарственных средств и расходных материалов. За проведение диспансеризации лечебно-профилактические учреждения Омской области получили из федерального бюджета более 143 млн. рублей. Не менее 60% этих средств пошло на дополнительные денежные выплаты «узким» специалистам, непосредственно участвующим в проведении медицинских осмотров. Это позволило нам несколько выровнять заработную плату участковой службы и других специалистов первичного звена.
– Сергей Владимирович, цифры, конечно, впечатляют. Но как они повлияли на главное – доступность медицинской помощи и состояние здоровья омичей?
–Здравоохранение - отрасль, где результаты не бывают видны сразу. Это сфера долгосрочных вложений. Поэтому в полной мере оценить итоги проекта мы сможем лишь через некоторое время. Но все же положительные изменения в здравоохранении Омской области есть уже сейчас. Повысилась укомплектованность участковой службы, пришли в нее новые люди, в результате первичная медицинская помощь стала доступнее для людей, сократились очереди к участковому терапевту, повысилось качество обслуживания. А чтобы врач действительно был заинтересован в последнем, а не просто принимал за прием определенное количество пациентов, мы внедрили критерии оценки качества работы участковых. Поступила на врача жалоба от пациента, допустил врач обострение хронических заболеваний, несвоевременно оказал медицинскую помощь – он лишается определенной части дополнительной денежной выплаты. Еще, чтобы сократить очереди, мы ввели патронаж льготников 1-й группы инвалидности. Одним из результатов совершенствования поликлинической помощи стало 15-процентное снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний. Хотя, конечно, пока мы не можем сказать, что решили все проблемы первичного звена. Нельзя в одночасье изменить ситуацию, которая формировалась годами. Поэтому 100-процентная укомплектованность участковой службы есть еще далеко не во всех поликлиниках. Над этим мы будем работать еще и в этом году.
Есть определенные достижения и в других направлениях проекта «Здоровье». Например, проведение дополнительной диспансеризации позволило увеличить раннюю выявляемость социально значимых заболеваний: ишемической болезни сердца – на 12%, гипертонической болезни – на 30%, сахарного диабета – на 7%, туберкулеза – на 1% – и начать лечение на ранних стадиях.
– Тем не менее реализация проекта «Здоровье» периодически подвергается критике. Например, недавно в СМИ, в том числе и в «Бизнес-курсе», прошла информация о нарушениях в реализации проекта «Здоровье», обнаруженных прокуратурой Омской области…

– Нарушения, о которых шла речь, были выявлены прокуратурой в прош­лом году, когда мы только начали работать по приоритетному национальному проекту. Я думаю, что в данном случае справедливо будет вспомнить изречение: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Приоритетный национальный проект «Здоровье» стал делом новым для всего здравоохранения Российской Федерации. Новым не столько по направлениям, сколько по механизмам их реализации. И, как в любом новом деле, были здесь и недочеты и неясности, в том числе в части федеральной законодательной базы, шла наработка практики. Одним из таких «белых пятен» стал порядок начисления ежемесячных дополнительных выплат. На этот момент как раз и обратила внимание прокуратура. Проблема заключалась в том, что основополагающий документ для составления регистров носил рекомендательный характер. В результате на первом этапе некоторые учреждения неверно трактовали этот документ и включили в регистр выплат сотрудников, которые не должны были там быть. Эти нарушения мы выявили, исправили, и дополнительные денежные выплаты получили только те ­медработники, которым они причитались. Ряд замечаний, сделанных нам прокуратурой, касался прививочных кабинетов школ. Согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» кабинеты должны быть пролицензированы, только тогда в них можно ставить прививки. Такие правила были установлены недавно. Между тем лицензирование требует времени и средств, совместных усилий с министерством образования Омской области. Вопрос невозможно было решить в одночасье. Поэтому мы нашли вариант, не нарушающий закон, и в течение 2006 года прививали школьников в поликлиниках. Были и другие замечания, в том числе не касающиеся приоритетного национального проекта, – по платным медицинским услугам, подготовке помещений для поступающего оборудования, работе скорой помощи, – на которые мы реагировали оперативно и жестко. Перед главными врачами, допустившими нарушения, были поставлены задачи устранить их в кратчайшие сроки. С теми из врачей, с кем не было достигнуто взаимопонимание, мы расставались. Были освобождены от занимаемой должности главные врачи Черлакского и Нижне-Омского районов, вынесены предписания ряду главных врачей учреждений здравоохранения города Омска.
– Сергей Владимирович, нередко даже среди медиков встречается мнение, что в приоритетный ­национальный проект «Здоровье» не мешало бы добавить еще пару-тройку направлений. Появилось ли что-то новое в проекте в 2007 году?

– Наверное, нельзя отдавать приоритет всем направлениям сразу. Поэтому в этом году в национальном проекте появится только одно новшество – третий талон родового сертификата, по которому помимо женской консультации и родильного дома денежные выплаты сможет получать еще и детская поликлиника, в которой будет наблюдаться родившийся малыш. Что касается приоритетного национального проекта «Здоровье», он начался, на мой взгляд, с самого главного – реанимации первичного звена, массовой вакцинации и диспансеризации, улучшения качества медицинского обслуживания матери и ребенка, расширения обследования на ВИЧ. Долгое время в российском здравоохранении первичное звено финансировалось по остаточному принципу. В результате амбулаторно-поликлиническая помощь стала самой слабой по уровню оснащения диагностическим оборудованием и обеспеченности врачами. Между тем роль первичного звена в здравоохранении трудно переоценить. При развитой амбулаторно-поликлинической помощи снижаются затраты на госпитализацию населения, а главное – улучшаются качественные показатели здоровья нации. Ведь эта медицинская помощь направлена прежде всего на профилактику и выявление заболеваний на ранних стадиях, при которых их можно успешно лечить. Кстати, приоритет первичного звена в Омской области осознавался всегда. Решением правительства Омской области участковой службе выплачивалась 180-процентная надбавка к заработной плате, действовали другие меры социальной поддержки. Все они сохранены и сейчас. В результате уже к началу реализации национального проекта укомплектованность участковыми врачами в нашей области была выше, чем в среднем по России.
Есть и другие положительные примеры – обследование населения на ВИЧ, лечение ВИЧ-инфицированных, повышение качества медицинской помощи матерям и детям. Эти направления в Омской области также были приоритетны всегда, по ним успешно действует ряд областных целевых программ. В результате проводимых мероприятий по сравнению с другими регионами Омская область остается территорией с низким уровнем инфицирования населения ВИЧ, ежегодно снижается материнская и младенческая смертность, растет уровень рождаемости. Останавливаться не собираемся – приоритетный проект «Здоровье» ставит новые задачи…

Ксения Перова
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru