Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Культура
№ 6(183) от 21.02.2007

Жизнь и театр Вадима Решетникова

Прощание с заслуженным артистом России Вадимом Решетниковым прошло в созданном им же Лицейском театре. Сегодня, правда, немногие помнят, что оригинальная идея - не только давать детям навыки театрального мастерства, но и ставить с их участием по-настоящему профессиональные спектакли - нашла воплощение благодаря еще одному человеку - Раисе Степановой, директору одного из омских лицеев, при котором и появился уникальный коллектив. Изначально в нем занимались только ученики этого учебного заведения. Харизматичный актер Омской драмы Вадим Решетников возглавил это дело.

 Вадим Решетников

 Вадим Решетников и Раиса Степанова.
Фото из личного архива Р. Степановой

Омская одиссея Вадима Решетникова
В 1983 году тогда уже заслуженный артист России, сорокадвухлетний Решетников перебрался из Новосибирска в Омск.
– В общем, он сделал это через нас, – вспоминает ученица Вадима Решетникова по Новосибирскому театральному училищу, актриса Омской академической драмы Татьяна Филоненко. – Тогда с мужем Николаем Михалевским мы были в Новосибирске по поводу трагического события:хоронили маму Николая. И побывали в местном ТЮЗе, где работал тогда Вадим Станиславович. Он просил нас переговорить с Артуром Хайкиным (в то время главреж Омской драмы – прим. авт.), не захочет ли он пригласить его в труппу.
Заметим, что ранее Хайкин делал Решетникову предложение перейти в Омский театр, но тогда актер к этому еще не был готов. Омичи ответили согласием, и любимец новосибирцев – на сцене ТЮЗа (сегодня это известный далеко за пределами Сибири театр «Глобус» – прим. авт.) он играл даже д’Артаньяна – сменил город на Оби на город на Иртыше.
– У нас он играл главные роли и был на амплуа героя, – говорит Татьяна Филоненко. – Многие до сих пор помнят его роли в спектаклях «Смотрите, кто пришел», «Лягушки», «Священные чудовища». А я благодарна ему, потому что именно Решетников привил нам с мужем любовь к поэзии. В нем был силен дух студийности, и потому, уже будучи известным актером, он все равно что-то придумывал, ставил какие-то литературные композиции и участвовал во многих фестивалях. Всегда приезжал с лауреатскими наградами.
Сегодня ученики Решетникова Филоненко и Михалевский тоже известны своими литературно-сценическими изысканиями.

Свой театр
В начале 1990 гг. уже прошлого века неугомонный дух студийности погнал Решетникова навстречу абсолютно новому делу. Ситуация в Драме тогда, по словам очевидцев, поменялась не в лучшую для артиста сторону: ролей, тем более главных, было все меньше, да и, по всей видимости, переходить на другой, возрастной, репертуар заслуженный артист не хотел. Имея большой педагогический опыт (в Новосибирском театральном училище он долгое время трудился в качестве ассистента мастеров курсов), Решетников решился на открытие подобия детской студии. Судьба свела лицедея и режиссера с удивительно активным педагогом и человеком – Раисой Степановой. Именно ей, как свидетельствуют те, кто присутствовал при создании Лицейского театра, и принадлежит идея организации подобного учреждения. Да и его название придумала она.
– В 1992-м я буквально дневала и ночевала в тогдашнем отделе недвижимости на Ленина и смогла отвоевать здание бывшего детского клуба «Первомаец» для ребят у «Хозмебельстройторга», – вспоминает экс-директор лицея №66 Раиса Степанова. – Торговля положила на него глаз, но мне все же удалось убедить людей, от которых зависело решение, что именно нашему учебному заведению, находящемуся поблизости, а не магазину нужен этот дом.
Так у будущего Лицейского театра появилось свое помещение. Это была безусловная победа, но денег на дальнейшее приведение здания в порядок не было. Лицею удалось найти мецената. Первым благотворителем театра стал Омский городской лесхоз, директором которого был супруг Раисы Степановой. Первым спонсорским взносом были 50 миллионов неденоминированных рублей.
Eще до появления нового здания Лицейского театра в лицее уже работали три группы, где ребята постигали основы сценического мастерства: младшую возглавил Сергей Тимофеев, средней занимался Валерий Алексеев, а старших ребят взял под свое крыло Вадим Решетников. Потом группы преобразовались в театральные классы, куда дети набирались на конкурсной основе с прицелом на профессиональное ориентирование в этой сфере. Ведь понятие «лицей» изначально подразумевает допрофессиональную подготовку учащихся.
– Театральный класс – это именно такая допрофессиональная подготовка. Многие ребята потом вполне успешно поступали в театральные училища, а кто-то – наоборот, наигравшись в детстве, больше сценой не бредил. Это тоже положительный результат нашей работы, – убеждена Раиса Степанова.
Идея была уникальной: ребята на уроках в лицее постигали углубленно ту эпоху, те произведения, которые потом воплощали на сцене. Безусловно, эффект от такого комплексного подхода был более ощутимым, чем если бы занятия драматическим искусством были оторваны от школьных. Спецпредметы ввели в программу 66-го лицея с начальных параллелей.
– Младшеклассники учились правильно говорить, держаться на сцене. На них ставили спектакли. Так что польза была несомненной, – говорит Раиса Степанова. – Если раньше у нас было по 20 детей на учете в детской комнате милиции, то с появлением театральных классов таких трудных ребят не стало совсем.
Огромную поддержку в формировании полноценного театрального коллектива Решетникову (который к тому моменту стал худруком лицеистов), по словам Раисы Степановой, оказывал родительский актив. В 66-м лицее, расположенном в центре города, учились дети высокопоставленных руководителей, кто из них мог отказать в помощи своим чадам? Кстати, как считает экс-директор лицея, последующий уход театра от этого учебного заведения в самостоятельное плавание можно назвать началом конца идеи лицейской труппы. По существу, перестав быть подразделением лицея, театр не мог уже считать себя лицейским. Да и постоянной подпитки в лице учащихся и их родных уже не было, а поддержка муниципалитета не всегда приходила в том объеме (а чаще значительно меньше, чем необходимо), который был нужен для творческого роста уникального коллектива. На недостаток финансирования жаловался и сам Вадим Решетников в интервью «БК» незадолго до своей кончины. Материал вызвал большой резонанс во властных структурах.

Кто подхватит знамя?
Говорить о том, кто займет сегодня место творческого лидера «лицеистов», еще рано. Однако предположить, каким будет этот человек, можно.
– Это, несомненно, должен быть специалист, который уже работал с детьми. Конечно, трудно найти человека масштаба самого Решетникова, но пытаться надо, – считает Нина Саранча, два года работавшая в Лицейском в качестве завлита. – Конечно, при Решетникове работалось по-разному, но, когда понимаешь, что творческий человек не может быть всегда приятным в общении, тогда легко принимаешь условия игры.
Вместе с Вадимом Решетниковым у истоков Лицейского театра стоял Сергей Тимофеев. Бывший актер Омской драмы ныне полностью посвятил себя педагогической и режиссерской деятельности. Его, в отличие от Александра Гончарука, недавно покинувшего педколлектив Лицейского, актерские амбиции по рукам не связывают. К тому же заслуженный артист Гончарук сегодня является еще и лидером собственной студии. Хотя его уход из Лицейского – это, безусловно, минус для театра: почти все последние удачи коллектива связаны с его режиссерскими работами.
– Все нынешние педагоги Лицейского, кроме Тимофеева, действующие актеры в полном расцвете, и взваливать на себя еще и обязанности, свойственные режиссеру-педагогу, коими занимался худрук Решетников, у них просто времени не будет, – уверена Татьяна Филоненко. – Это должен быть человек, для которого сохранение дела Лицейского театра будет необходимо как воздух. Без этого коллектив не сможет существовать, точнее, как раз и будет существовать, а не двигаться вперед.
Говорят, что в самом Лицейском театре наиболее реальным кандидатом на пост худрука считают актера Омской драмы Владимира Майзингера. Даже бытует мнение, что именно его хотел видеть своим преемником сам Вадим Решетников.

 Вадим Решетников

 Вадим Решетников и Раиса Степанова.
Фото из личного архива Р. Степановой

Омская одиссея Вадима Решетникова
В 1983 году тогда уже заслуженный артист России, сорокадвухлетний Решетников перебрался из Новосибирска в Омск.
– В общем, он сделал это через нас, – вспоминает ученица Вадима Решетникова по Новосибирскому театральному училищу, актриса Омской академической драмы Татьяна Филоненко. – Тогда с мужем Николаем Михалевским мы были в Новосибирске по поводу трагического события:хоронили маму Николая. И побывали в местном ТЮЗе, где работал тогда Вадим Станиславович. Он просил нас переговорить с Артуром Хайкиным (в то время главреж Омской драмы – прим. авт.), не захочет ли он пригласить его в труппу.
Заметим, что ранее Хайкин делал Решетникову предложение перейти в Омский театр, но тогда актер к этому еще не был готов. Омичи ответили согласием, и любимец новосибирцев – на сцене ТЮЗа (сегодня это известный далеко за пределами Сибири театр «Глобус» – прим. авт.) он играл даже д’Артаньяна – сменил город на Оби на город на Иртыше.
– У нас он играл главные роли и был на амплуа героя, – говорит Татьяна Филоненко. – Многие до сих пор помнят его роли в спектаклях «Смотрите, кто пришел», «Лягушки», «Священные чудовища». А я благодарна ему, потому что именно Решетников привил нам с мужем любовь к поэзии. В нем был силен дух студийности, и потому, уже будучи известным актером, он все равно что-то придумывал, ставил какие-то литературные композиции и участвовал во многих фестивалях. Всегда приезжал с лауреатскими наградами.
Сегодня ученики Решетникова Филоненко и Михалевский тоже известны своими литературно-сценическими изысканиями.

Свой театр
В начале 1990 гг. уже прошлого века неугомонный дух студийности погнал Решетникова навстречу абсолютно новому делу. Ситуация в Драме тогда, по словам очевидцев, поменялась не в лучшую для артиста сторону: ролей, тем более главных, было все меньше, да и, по всей видимости, переходить на другой, возрастной, репертуар заслуженный артист не хотел. Имея большой педагогический опыт (в Новосибирском театральном училище он долгое время трудился в качестве ассистента мастеров курсов), Решетников решился на открытие подобия детской студии. Судьба свела лицедея и режиссера с удивительно активным педагогом и человеком – Раисой Степановой. Именно ей, как свидетельствуют те, кто присутствовал при создании Лицейского театра, и принадлежит идея организации подобного учреждения. Да и его название придумала она.
– В 1992-м я буквально дневала и ночевала в тогдашнем отделе недвижимости на Ленина и смогла отвоевать здание бывшего детского клуба «Первомаец» для ребят у «Хозмебельстройторга», – вспоминает экс-директор лицея №66 Раиса Степанова. – Торговля положила на него глаз, но мне все же удалось убедить людей, от которых зависело решение, что именно нашему учебному заведению, находящемуся поблизости, а не магазину нужен этот дом.
Так у будущего Лицейского театра появилось свое помещение. Это была безусловная победа, но денег на дальнейшее приведение здания в порядок не было. Лицею удалось найти мецената. Первым благотворителем театра стал Омский городской лесхоз, директором которого был супруг Раисы Степановой. Первым спонсорским взносом были 50 миллионов неденоминированных рублей.
Eще до появления нового здания Лицейского театра в лицее уже работали три группы, где ребята постигали основы сценического мастерства: младшую возглавил Сергей Тимофеев, средней занимался Валерий Алексеев, а старших ребят взял под свое крыло Вадим Решетников. Потом группы преобразовались в театральные классы, куда дети набирались на конкурсной основе с прицелом на профессиональное ориентирование в этой сфере. Ведь понятие «лицей» изначально подразумевает допрофессиональную подготовку учащихся.
– Театральный класс – это именно такая допрофессиональная подготовка. Многие ребята потом вполне успешно поступали в театральные училища, а кто-то – наоборот, наигравшись в детстве, больше сценой не бредил. Это тоже положительный результат нашей работы, – убеждена Раиса Степанова.
Идея была уникальной: ребята на уроках в лицее постигали углубленно ту эпоху, те произведения, которые потом воплощали на сцене. Безусловно, эффект от такого комплексного подхода был более ощутимым, чем если бы занятия драматическим искусством были оторваны от школьных. Спецпредметы ввели в программу 66-го лицея с начальных параллелей.
– Младшеклассники учились правильно говорить, держаться на сцене. На них ставили спектакли. Так что польза была несомненной, – говорит Раиса Степанова. – Если раньше у нас было по 20 детей на учете в детской комнате милиции, то с появлением театральных классов таких трудных ребят не стало совсем.
Огромную поддержку в формировании полноценного театрального коллектива Решетникову (который к тому моменту стал худруком лицеистов), по словам Раисы Степановой, оказывал родительский актив. В 66-м лицее, расположенном в центре города, учились дети высокопоставленных руководителей, кто из них мог отказать в помощи своим чадам? Кстати, как считает экс-директор лицея, последующий уход театра от этого учебного заведения в самостоятельное плавание можно назвать началом конца идеи лицейской труппы. По существу, перестав быть подразделением лицея, театр не мог уже считать себя лицейским. Да и постоянной подпитки в лице учащихся и их родных уже не было, а поддержка муниципалитета не всегда приходила в том объеме (а чаще значительно меньше, чем необходимо), который был нужен для творческого роста уникального коллектива. На недостаток финансирования жаловался и сам Вадим Решетников в интервью «БК» незадолго до своей кончины. Материал вызвал большой резонанс во властных структурах.

Кто подхватит знамя?
Говорить о том, кто займет сегодня место творческого лидера «лицеистов», еще рано. Однако предположить, каким будет этот человек, можно.
– Это, несомненно, должен быть специалист, который уже работал с детьми. Конечно, трудно найти человека масштаба самого Решетникова, но пытаться надо, – считает Нина Саранча, два года работавшая в Лицейском в качестве завлита. – Конечно, при Решетникове работалось по-разному, но, когда понимаешь, что творческий человек не может быть всегда приятным в общении, тогда легко принимаешь условия игры.
Вместе с Вадимом Решетниковым у истоков Лицейского театра стоял Сергей Тимофеев. Бывший актер Омской драмы ныне полностью посвятил себя педагогической и режиссерской деятельности. Его, в отличие от Александра Гончарука, недавно покинувшего педколлектив Лицейского, актерские амбиции по рукам не связывают. К тому же заслуженный артист Гончарук сегодня является еще и лидером собственной студии. Хотя его уход из Лицейского – это, безусловно, минус для театра: почти все последние удачи коллектива связаны с его режиссерскими работами.
– Все нынешние педагоги Лицейского, кроме Тимофеева, действующие актеры в полном расцвете, и взваливать на себя еще и обязанности, свойственные режиссеру-педагогу, коими занимался худрук Решетников, у них просто времени не будет, – уверена Татьяна Филоненко. – Это должен быть человек, для которого сохранение дела Лицейского театра будет необходимо как воздух. Без этого коллектив не сможет существовать, точнее, как раз и будет существовать, а не двигаться вперед.
Говорят, что в самом Лицейском театре наиболее реальным кандидатом на пост худрука считают актера Омской драмы Владимира Майзингера. Даже бытует мнение, что именно его хотел видеть своим преемником сам Вадим Решетников.


Виталий Маевский
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru