Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Главная тема
№ 22(199) от 13.06.2007

"Из-за пяти рублей можно проиграть полумиллионный контракт"

Непрозрачность условий конкурса, нечеткое описание муниципального контракта, бюрократия, откаты и личные связи - характерные "приметы" новосибирских муниципальных конкурсов, о которых рассказали участники. Однако, несмотря на личный горький опыт, предприниматели отмечают и положительную тенденцию: тендеры становятся более честными, а значит, "интереснее играть".
Конкурсы под копирку?
Корреспондент "БК" в Новосибирске пообщался с представителями различных видов бизнеса: рекламщиками, строителями, ритейлерами... Истории отличаются в мелочах и совпадают в главном - на пути к честной победе много подводных камней. "В тендерах на поставку компьютерного оборудования я принимаю участие с 2005 года. Главная проблема тендеров - нечетко сформулированная спецификация, предполагающая возможность поставки самого недорогого товара. Всегда есть возможность подвести под данное в конкурсе определение более дешевый или некондиционный товар и в результате выиграть", - рассказал "БК" Михаил Алексеенко, руководитель отдела закупок одной из крупных компьютерных компаний Новосибирска.
Эксперты в голос называют и другую проблему конкурсов - непрозрачность условий в целом. "Очень часто выдвигаются условия, которые не влияют на результат, но если ты их не разглядел, заявку отвергнут", - посетовал представитель мебельной компании "Винтэкс". На дефицит информации от заказчика пожаловался "БК" менеджер компании "ХозОптТорг", при этом добавив, что конкурсная комиссия охотно идет навстречу и разъясняет непонятные моменты. Именно непрозрачностью условий тендеров объясняет принципиальное не­участие в них Ирина Шмакова, PR-директор рекламной группы "Мелихов и Филюрин". "Вторая причина, почему мы перестали принимать участие, - недобросовестность заказчиков: случалось, не оплачивались работы, сделанные в ходе тендера", - заметила г-жа Шмакова.
В голос сетуют эксперты и на то, что договоренности, личные знакомства еще никто не отменял. В недавнем тендере на разработку рабочего проекта внеплощадных сетей энергоснабжения жилых домов по улице Есенина Дзержинского района Новосибирска компания "ПроектСервис" проиграла (разница максимальной цены муниципального контракта и предложение о наиболее низкой цене товаров составила 10 (!) рублей). "В некоторых­ ­муниципальных предприятиях тендеры расписаны на полгода вперед,  - говорит менеджер компании "ПроектСервис", отвечающий за участие предприятия в тендерах. - Исходя из предыдущего опыта скажу, что договоренность между членами комиссии и одним из конкурсантов - обычное дело. Главное, что нужно для победы, - знать, какие расходы предполагают составленные конкурентами сметы. Итоговая скидка может быть смешной. Пять рублей, например. Этого достаточно, чтобы аргументированно объявить победителя. Так решается судьба полумиллионных контрактов".
Без вины виноватые?
Менеджеры замечают, что иногда совершенно невозможно понять, почему фирма проиграла. Отказ в доступе к информации, объясняющей решение комиссии, не позволяет учиться даже на собственных ошибках. "Сложно сказать, какими критериями руководствуется комиссия при определении победителя - ценой за работу или сроками ее выполнения", - говорит Анатолий Никифоров, директор компании "Строймонтаж".
Так и не добившись у членов комиссии, почему его компания "Лумиан" проиграла в конкурсе по распределению маршрутов 28 апреля 2006 года, причем на своих маршрутах (1204, 1260), которые они обеспечивали несколько лет, директор Михаил Лущик подал в суд. Дело до сих пор разбирается. "Также мы несколько раз подавали жалобы на мэрию: департамент транспорта проводит неправильную политику в распределении маршрутов между перевозчиками. Например, была спонтанно проведена операция по замене ПАЗ­иков на автобусы большой вместимости. Исследований пассажирских потоков не проводилось. Многие перевозчики влезли в кредиты... Так как не все маршруты подошли под такой транспорт, то его окупаемость стала под вопросом. После того, как мы подали жалобу в антимонопольное управление, с нами мэрия перестала заключать договоры. Вот в марте этого года тендер на маршруты проводился уже без нас - не позвали. При этом был выставлен и наш маршрут (1130)",  - рассказал "БК" г-н Лущик.
На 90% конкурсы стали честными?!
Однако не только отрицательный опыт участия в тендерах есть у тех, с кем удалось пообщаться "БК". В том, что на 90% конкурсы честные, уверен Денис Васильев, менеджер компании "Комбинат полуфабрикатов Сибирский гурман". "Мы участвуем третий месяц. Два раза проиграли: в первый раз не совсем правильно оформили заявку, во второй раз конкурент предложил более низкую цену. Было и несколько побед. Сложностей нет, есть определенная процедура, известная всем. Все проходит достаточно открыто: может присутствовать каждый участник и хоть на видео снимать, как вскрываются заявки или как оглашается победитель. Когда все происходит на виду, тяжело подтасовать результаты. Мы легко победили компанию, которая девять лет занималась заказами", - рассказал "БК" г-н Васильев.
Положительную тенденцию отметил и представитель компании "Винтэкс", участвующий в конкурсах более десяти лет: "правда, это тенденция последнего полугода. До этого была единственная возможность выиграть конкурс - дать взятку".
Конкурсы под копирку?
Корреспондент "БК" в Новосибирске пообщался с представителями различных видов бизнеса: рекламщиками, строителями, ритейлерами... Истории отличаются в мелочах и совпадают в главном - на пути к честной победе много подводных камней. "В тендерах на поставку компьютерного оборудования я принимаю участие с 2005 года. Главная проблема тендеров - нечетко сформулированная спецификация, предполагающая возможность поставки самого недорогого товара. Всегда есть возможность подвести под данное в конкурсе определение более дешевый или некондиционный товар и в результате выиграть", - рассказал "БК" Михаил Алексеенко, руководитель отдела закупок одной из крупных компьютерных компаний Новосибирска.
Эксперты в голос называют и другую проблему конкурсов - непрозрачность условий в целом. "Очень часто выдвигаются условия, которые не влияют на результат, но если ты их не разглядел, заявку отвергнут", - посетовал представитель мебельной компании "Винтэкс". На дефицит информации от заказчика пожаловался "БК" менеджер компании "ХозОптТорг", при этом добавив, что конкурсная комиссия охотно идет навстречу и разъясняет непонятные моменты. Именно непрозрачностью условий тендеров объясняет принципиальное не­участие в них Ирина Шмакова, PR-директор рекламной группы "Мелихов и Филюрин". "Вторая причина, почему мы перестали принимать участие, - недобросовестность заказчиков: случалось, не оплачивались работы, сделанные в ходе тендера", - заметила г-жа Шмакова.
В голос сетуют эксперты и на то, что договоренности, личные знакомства еще никто не отменял. В недавнем тендере на разработку рабочего проекта внеплощадных сетей энергоснабжения жилых домов по улице Есенина Дзержинского района Новосибирска компания "ПроектСервис" проиграла (разница максимальной цены муниципального контракта и предложение о наиболее низкой цене товаров составила 10 (!) рублей). "В некоторых­ ­муниципальных предприятиях тендеры расписаны на полгода вперед,  - говорит менеджер компании "ПроектСервис", отвечающий за участие предприятия в тендерах. - Исходя из предыдущего опыта скажу, что договоренность между членами комиссии и одним из конкурсантов - обычное дело. Главное, что нужно для победы, - знать, какие расходы предполагают составленные конкурентами сметы. Итоговая скидка может быть смешной. Пять рублей, например. Этого достаточно, чтобы аргументированно объявить победителя. Так решается судьба полумиллионных контрактов".
Без вины виноватые?
Менеджеры замечают, что иногда совершенно невозможно понять, почему фирма проиграла. Отказ в доступе к информации, объясняющей решение комиссии, не позволяет учиться даже на собственных ошибках. "Сложно сказать, какими критериями руководствуется комиссия при определении победителя - ценой за работу или сроками ее выполнения", - говорит Анатолий Никифоров, директор компании "Строймонтаж".
Так и не добившись у членов комиссии, почему его компания "Лумиан" проиграла в конкурсе по распределению маршрутов 28 апреля 2006 года, причем на своих маршрутах (1204, 1260), которые они обеспечивали несколько лет, директор Михаил Лущик подал в суд. Дело до сих пор разбирается. "Также мы несколько раз подавали жалобы на мэрию: департамент транспорта проводит неправильную политику в распределении маршрутов между перевозчиками. Например, была спонтанно проведена операция по замене ПАЗ­иков на автобусы большой вместимости. Исследований пассажирских потоков не проводилось. Многие перевозчики влезли в кредиты... Так как не все маршруты подошли под такой транспорт, то его окупаемость стала под вопросом. После того, как мы подали жалобу в антимонопольное управление, с нами мэрия перестала заключать договоры. Вот в марте этого года тендер на маршруты проводился уже без нас - не позвали. При этом был выставлен и наш маршрут (1130)",  - рассказал "БК" г-н Лущик.
На 90% конкурсы стали честными?!
Однако не только отрицательный опыт участия в тендерах есть у тех, с кем удалось пообщаться "БК". В том, что на 90% конкурсы честные, уверен Денис Васильев, менеджер компании "Комбинат полуфабрикатов Сибирский гурман". "Мы участвуем третий месяц. Два раза проиграли: в первый раз не совсем правильно оформили заявку, во второй раз конкурент предложил более низкую цену. Было и несколько побед. Сложностей нет, есть определенная процедура, известная всем. Все проходит достаточно открыто: может присутствовать каждый участник и хоть на видео снимать, как вскрываются заявки или как оглашается победитель. Когда все происходит на виду, тяжело подтасовать результаты. Мы легко победили компанию, которая девять лет занималась заказами", - рассказал "БК" г-н Васильев.
Положительную тенденцию отметил и представитель компании "Винтэкс", участвующий в конкурсах более десяти лет: "правда, это тенденция последнего полугода. До этого была единственная возможность выиграть конкурс - дать взятку".
Конкурсы под копирку?
Корреспондент "БК" в Новосибирске пообщался с представителями различных видов бизнеса: рекламщиками, строителями, ритейлерами... Истории отличаются в мелочах и совпадают в главном - на пути к честной победе много подводных камней. "В тендерах на поставку компьютерного оборудования я принимаю участие с 2005 года. Главная проблема тендеров - нечетко сформулированная спецификация, предполагающая возможность поставки самого недорогого товара. Всегда есть возможность подвести под данное в конкурсе определение более дешевый или некондиционный товар и в результате выиграть", - рассказал "БК" Михаил Алексеенко, руководитель отдела закупок одной из крупных компьютерных компаний Новосибирска.
Эксперты в голос называют и другую проблему конкурсов - непрозрачность условий в целом. "Очень часто выдвигаются условия, которые не влияют на результат, но если ты их не разглядел, заявку отвергнут", - посетовал представитель мебельной компании "Винтэкс". На дефицит информации от заказчика пожаловался "БК" менеджер компании "ХозОптТорг", при этом добавив, что конкурсная комиссия охотно идет навстречу и разъясняет непонятные моменты. Именно непрозрачностью условий тендеров объясняет принципиальное не­участие в них Ирина Шмакова, PR-директор рекламной группы "Мелихов и Филюрин". "Вторая причина, почему мы перестали принимать участие, - недобросовестность заказчиков: случалось, не оплачивались работы, сделанные в ходе тендера", - заметила г-жа Шмакова.
В голос сетуют эксперты и на то, что договоренности, личные знакомства еще никто не отменял. В недавнем тендере на разработку рабочего проекта внеплощадных сетей энергоснабжения жилых домов по улице Есенина Дзержинского района Новосибирска компания "ПроектСервис" проиграла (разница максимальной цены муниципального контракта и предложение о наиболее низкой цене товаров составила 10 (!) рублей). "В некоторых­ ­муниципальных предприятиях тендеры расписаны на полгода вперед,  - говорит менеджер компании "ПроектСервис", отвечающий за участие предприятия в тендерах. - Исходя из предыдущего опыта скажу, что договоренность между членами комиссии и одним из конкурсантов - обычное дело. Главное, что нужно для победы, - знать, какие расходы предполагают составленные конкурентами сметы. Итоговая скидка может быть смешной. Пять рублей, например. Этого достаточно, чтобы аргументированно объявить победителя. Так решается судьба полумиллионных контрактов".
Без вины виноватые?
Менеджеры замечают, что иногда совершенно невозможно понять, почему фирма проиграла. Отказ в доступе к информации, объясняющей решение комиссии, не позволяет учиться даже на собственных ошибках. "Сложно сказать, какими критериями руководствуется комиссия при определении победителя - ценой за работу или сроками ее выполнения", - говорит Анатолий Никифоров, директор компании "Строймонтаж".
Так и не добившись у членов комиссии, почему его компания "Лумиан" проиграла в конкурсе по распределению маршрутов 28 апреля 2006 года, причем на своих маршрутах (1204, 1260), которые они обеспечивали несколько лет, директор Михаил Лущик подал в суд. Дело до сих пор разбирается. "Также мы несколько раз подавали жалобы на мэрию: департамент транспорта проводит неправильную политику в распределении маршрутов между перевозчиками. Например, была спонтанно проведена операция по замене ПАЗ­иков на автобусы большой вместимости. Исследований пассажирских потоков не проводилось. Многие перевозчики влезли в кредиты... Так как не все маршруты подошли под такой транспорт, то его окупаемость стала под вопросом. После того, как мы подали жалобу в антимонопольное управление, с нами мэрия перестала заключать договоры. Вот в марте этого года тендер на маршруты проводился уже без нас - не позвали. При этом был выставлен и наш маршрут (1130)",  - рассказал "БК" г-н Лущик.
На 90% конкурсы стали честными?!
Однако не только отрицательный опыт участия в тендерах есть у тех, с кем удалось пообщаться "БК". В том, что на 90% конкурсы честные, уверен Денис Васильев, менеджер компании "Комбинат полуфабрикатов Сибирский гурман". "Мы участвуем третий месяц. Два раза проиграли: в первый раз не совсем правильно оформили заявку, во второй раз конкурент предложил более низкую цену. Было и несколько побед. Сложностей нет, есть определенная процедура, известная всем. Все проходит достаточно открыто: может присутствовать каждый участник и хоть на видео снимать, как вскрываются заявки или как оглашается победитель. Когда все происходит на виду, тяжело подтасовать результаты. Мы легко победили компанию, которая девять лет занималась заказами", - рассказал "БК" г-н Васильев.
Положительную тенденцию отметил и представитель компании "Винтэкс", участвующий в конкурсах более десяти лет: "правда, это тенденция последнего полугода. До этого была единственная возможность выиграть конкурс - дать взятку".

дарья жиганова, собственный корреспондент "бк" в новосибирске
елена краснова (новосибирск)
михаил мнацаканов (новосибирск)
дарья староверова (новосибирск)
мария никитина (новосибирск)
анастасия овчинникова (новосибирск)
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru