По самым скромным подсчетам, за 2006 год омичи дали взяток на 9,5 миллиарда рублей. И это только население, не считая бизнесменов, лоббирующих свои интересы, и чиновников, "осваивающих" откаты.
"БК-рейтинг" представляет первое в Омске экспертное исследование коррупции в нашем регионе.
Стандартные соцопросы в данном случае способны лишь показать существующие в обществе представления, зачастую далекие от реальности. Чтобы разобраться в предмете глубже, агентство «БК-рейтинг» впервые применило методику глубинных интервью с омской элитой – местными бизнесменами, чиновниками, экспертами от политики и культуры. В откровенной полутора-двухчасовой беседе с журналистами «Бизнес-курса» и специалистами самого агентства эксперты анонимно (только при таком подходе мы могли рассчитывать на достаточно высокую степень открытости) высказывали свое мнение о том, что такое «коррупция», почему она возникает и существует, в каких омских ведомствах и в каком масштабе процветает, а также какие способы борьбы с этим явлением наиболее действенны. За два летних месяца мы получили ответы 120 экспертов. Стоит отметить, что, несмотря на все предпринятые меры, степень откровенности респондентов нельзя оценивать выше средней. Ведь, существуя в заведомо коррупционном пространстве («у нас почти все можно купить и продать»), эксперты из чувства самозащиты собственного бизнеса или политической карьеры иногда предпочитали занижать степень собственного участия в коррупционных процессах, «искривляли» оценки некоторых ведомств, пытались подавать действительность в лучшем виде, чем она есть на самом деле. И все же полученные данные помогли сформировать достаточно подробную картину коррупционного Омска, включая его самые слабые места и финансовые показатели.
Мегавзятки мегаполиса
Наиболее коррумпированными в масштабах Омской области эксперты «БК-рейтинг» считают городские властные структуры – коррупция существует здесь «в самой запущенной форме», утверждают 39,2% опрошенных. Еще 40,8% утверждают, что для этого уровня характерны ее отдельные проявления. В наибольшей степени, судя по личной практике экспертов, коррупции подвержены департаменты недвижимости, архитектуры и строительства, а также управления здравоохранения и образования, департамент экономического развития и управление делами мэрии.
Чуть менее коррупционна власть региональная (37,5% и 39,2% соответственно). Такие показатели правительство во многом приобрело благодаря «стараниям» на этой почве министерств здравоохранения и образования (наибольшие результаты), а также министерства труда, строительства и ЖКХ, имущества, промышленности, транспорта и связи, чуть реже – сельского хозяйства и нефтехимического комплекса.
На третьем месте коррупционного Топа ветвей власти – региональные представительства федеральных органов (31,7% и 37,5%).
Впрочем, по убеждению омичей, ни про один из властных уровней – вплоть до районной и муниципальной сельской власти – нельзя сказать «коррупция не свойственна». Примечательно, что даже если эксперт в собственной практике никогда не сталкивался с деятельностью того или иного органа власти, он предпочитал выбирать вариант «затрудняюсь ответить», нежели признать эту административную ветвь некоррумпированной. Если чиновник получает в руки определенные полномочия, рано или поздно перед ним непременно возникнет соблазн получить за их распределение дополнительную мзду. А поскольку желающих «подмазать» неторопливое бюрократическое колесо предостаточно, так называемые коррупционные сделки возникают в коридорах власти постоянно.
Дают всегда, берут везде
Только 7% экспертов утверждают, что им лично никогда не приходилось сталкиваться на практике с тем или иным проявлением коррупции. Причем большинство из них – либо предприниматели, только начинающие свой бизнес, либо представители интеллигенции. Достаточно часто попадать в такие ситуации случается четырем из каждых пяти опрошенных. А каждому третьему (29%) решение об участии или неучастии в какой-либо коррупционной сделке приходится принимать регулярно. По статистике это бывшие и нынешние чиновники, а также крупные и средние предприниматели, в основном работающие в строительстве или торговле.
Анализируя ответы респондентов, можно составить даже импровизированный рейтинг типичности коррупционных ситуаций. С наглядными иллюстрациями «из жизни». Так, скорее всего, вам придется «подмазывать» ситуацию:
-открывая или расширяя собственный бизнес – при получении лицензий или согласований. «Не бесплатно все согласование: рекламных мест, установки вышек сотовой связи, строительства зданий...».
-проходя различные проверки: налоговиков, пожарных, СЭС, охраны труда... «Есть человек, который на определенных условиях о приезде налоговой службы всегда сообщает заранее». «Так заканчивается любой визит пожарных (если только они не на пожар едут)». «Не было у меня сертификатов на товар из Китая, но после уплаты 2000 рублей проверяющему торговлю им спокойно разрешили».
-сотрудникам правоохранительных органов, дабы уйти от правосудия. «Сплошь и рядом дают взятки следователям, чтобы не заводили уголовного дела».
-чтобы получить гарантии на победу в муниципальном/федеральном конкурсе. «Даже чтобы маленький заказ получить, устроили верхушке одного из министерств «пикничок» на природе. Они прямо ничего не пообещали, но намекнули на взаимовыгодное продолжение знакомства». «Ладно бы своих проводили, а то лоббируют больше иностранцев да иногородних».
-дабы ускорить прохождение документов, которые без этого могут «затеряться» под сукном. «В подразделении горадминистрации только на прошлой неделе намекнули, что неплохо бы ускорить процесс, «подмазав» его».
Впрочем, признают эксперты, в сегодняшних реалиях присутствие чиновника – совсем не обязательный элемент «заключения» коррупционной сделки. Не брезгуют «откатами» во взаимоотношениях и так называемые «деловые партнеры»: «Без «подарка» поставщикам практически невозможно разместить товар». Несмотря на появление платных медицины и образования, поборы не исчезают и здесь. «Без подношений нечего и пытаться сдать экзамен в вузе на хорошую оценку». «Первую взятку в своей жизни пришлось дать преподавателю – вынудил. Сейчас встречаюсь с ним «в свете» и понять не могу – как ему не стыдно мне в глаза смотреть». «Даже при получении инвалидности матери приходилось давать взятки докторам и медсестрам». По-прежнему царят коррупционные отношения и в сфере ЖКХ (переход на рыночные отношения пока по большому счету ситуации не меняет): «Слесарь берет взятки за то, что отключает воду или включает тепло».
Заплатить, подарить или «попилить»?
Самой распространенной формой проявления коррупции, по мнению омских экспертов, остается банальная взятка – денежное вознаграждение полномочного в чем-то лица за «правильное» решение вопроса (или ускорение процесса), встречающееся в нашем городе «буквально на каждом шагу». По шкале распространенности из 300 возможных баллов взятки набрали 255. Немногим меньше – 249 баллов – набрали подарки и услуги официальным лицам, материальные аналоги денежных подношений. Третье место в рейтинге с отрывом от лидера всего на 21 балл занимает практика «откатов» – совместного освоения бюджетных или коммерческих средств посредником, способствующим распределению финансовых потоков в нужном направлении, и непосредственным заказчиком, делящимся со своим покровителем. Вмешательство «нужных людей», так называемое протежирование, отстает от «лидеров» с большим отрывом. Тем не менее этот вид коррупции набрал больше половины от возможного количества баллов, что означает весьма широкое распространение подобной практики. Коррупционную пятерку замыкает «блат», использующийся для получения нужного места (для работы, учебы, отдыха и т.д.).
Везде доллар падает, у взяточников – поднимается
В оценках объема коррупционного оборота эксперты оказались крайне осторожны. По примерным расчетам, только за первое полугодие Омская область потеряла из-за коррупции от нескольких миллионов долларов до 20-25% областного бюджета (примерно 3-4 миллиарда рублей). Кроме убытков финансовых эксперты отмечают как последствие роста коррупции и значительную потерю доверия власти со стороны населения, а также регионального и иногороднего бизнеса.
Оценки средних размеров взятки от частного лица, исходя из личной практики опрошенных «БК-рейтинг» экспертов, колеблются от 500-700 до 50 тысяч рублей. Выходит, в среднем «цена» взятки – 21 тысяча рублей.
Если считать, что, по данным исследования, как минимум, 50% омичей приходится давать взятки хотя бы время от времени, предположим, что из 900 с небольшим тысяч проживающих в Омске совершеннолетних омичей половине пришлось сделать это в минувшем году хотя бы однажды. Тогда общий объем «отданных» коррупционерам средств составит около 9,5 миллиарда рублей (!).
И это без учета взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей и других юридических лиц. А ведь в этом случае, как утверждают эксперты, планка поборов повышается в 4-5 раз. По аналогичным расчетам такая взятка «стоит» 89 тысяч рублей. Если такие средства, скажем, раз в квартал приходилось тратить хотя бы пяти тысячам бизнесменов, то годовой оборот «освоенных» бюрократами достигает почти 2 миллиарда рублей. Учитывая, что это весьма условные подсчеты, суммы получаются более чем значительные.
Возможно, поэтому, из-за увеличивающихся объемов, по наблюдениям экспертов, омские коррупционеры в последнее время перешли на иностранную валюту – «предпочитают брать долларами». Примечательно, что и каждый десятый омич, определяя средние размеры взяток, принятые в Омске, прибегал к долларовому эквиваленту.
P.S. После первой публикации результатов исследования в «Бизнес-курсе» в агентство звонили многие возмущенные чиновники. Клялись в собственной честности, требовали предоставить юридически оформленные «доказательства их вины», обвиняли в предвзятости. И никак не желали поверить, что, если даже у них самих или у их подчиненных «рыльце не в пушку», «почетное» место в коррупционном Топе – прежде всего, показатель сформировавшегося у структуры негативного имиджа. Дабы предупредить подобные звонки вновь, хочется еще раз уточнить, что данный рейтинг не заявка в правоохранительные органы и не попытка неудачного черного пиара. А всего лишь результат среза общественного мнения (по нашим расчетам – весьма репрезентативного среза) и обобщения личного опыта и умозаключений 120 омских экспертов, которые занимаются бизнесом, делают чиновничью или политическую карьеру.
Степень коррумпированности властных и коммерческих структур
№
структура
общий балл (max 600)
средний балл (max 10)
1
ГИБДД
435
7,4
2
военкоматы
411
7,1
3
городской департамент недвижимости
384
6,5
4
суды
379
5,7
5
УВД
369
6,3
6
управление архитектурно-строительного надзора
355
5,5
7
таможня
346
5,9
8
прокуратура
342
5,1
9
областное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
336
5,1
10
депутаты Государственной Думы
330
5
11
налоговые службы
321
4,8
12
областное министерство имущества
287
4,3
13
Роспотребнадзор
285
4,3
14
областное министерство образования
280
4,3
15
областное министерство здравоохранения
278
4,3
16
члены Совета Федерации
266
4
17
медицинские учреждения
261
4,4
18
Городской совет
253
4,3
19
управление по технологическому и экологическому надзору
246
3,7
20
городской департамент строительства
244
4,1
21
частное предпринимательство
241
4
22
городской департамент транспорта
240
4,1
23
городское управление здравоохранения
240
4
24
образовательные учреждения
232
3,9
25
коммунальные службы
229
3,8
26
главное фармацевтическое управление
226
3,5
27
управление регистрационной службы
220
3,3
28
областное министерство сельского хозяйства и продовольствия
210
3,2
29
Законодательное Собрание
210
3,6
30
государственные предприятия
208
3,5
Стандартные соцопросы в данном случае способны лишь показать существующие в обществе представления, зачастую далекие от реальности. Чтобы разобраться в предмете глубже, агентство «БК-рейтинг» впервые применило методику глубинных интервью с омской элитой – местными бизнесменами, чиновниками, экспертами от политики и культуры. В откровенной полутора-двухчасовой беседе с журналистами «Бизнес-курса» и специалистами самого агентства эксперты анонимно (только при таком подходе мы могли рассчитывать на достаточно высокую степень открытости) высказывали свое мнение о том, что такое «коррупция», почему она возникает и существует, в каких омских ведомствах и в каком масштабе процветает, а также какие способы борьбы с этим явлением наиболее действенны. За два летних месяца мы получили ответы 120 экспертов. Стоит отметить, что, несмотря на все предпринятые меры, степень откровенности респондентов нельзя оценивать выше средней. Ведь, существуя в заведомо коррупционном пространстве («у нас почти все можно купить и продать»), эксперты из чувства самозащиты собственного бизнеса или политической карьеры иногда предпочитали занижать степень собственного участия в коррупционных процессах, «искривляли» оценки некоторых ведомств, пытались подавать действительность в лучшем виде, чем она есть на самом деле. И все же полученные данные помогли сформировать достаточно подробную картину коррупционного Омска, включая его самые слабые места и финансовые показатели.
Мегавзятки мегаполиса
Наиболее коррумпированными в масштабах Омской области эксперты «БК-рейтинг» считают городские властные структуры – коррупция существует здесь «в самой запущенной форме», утверждают 39,2% опрошенных. Еще 40,8% утверждают, что для этого уровня характерны ее отдельные проявления. В наибольшей степени, судя по личной практике экспертов, коррупции подвержены департаменты недвижимости, архитектуры и строительства, а также управления здравоохранения и образования, департамент экономического развития и управление делами мэрии.
Чуть менее коррупционна власть региональная (37,5% и 39,2% соответственно). Такие показатели правительство во многом приобрело благодаря «стараниям» на этой почве министерств здравоохранения и образования (наибольшие результаты), а также министерства труда, строительства и ЖКХ, имущества, промышленности, транспорта и связи, чуть реже – сельского хозяйства и нефтехимического комплекса.
На третьем месте коррупционного Топа ветвей власти – региональные представительства федеральных органов (31,7% и 37,5%).
Впрочем, по убеждению омичей, ни про один из властных уровней – вплоть до районной и муниципальной сельской власти – нельзя сказать «коррупция не свойственна». Примечательно, что даже если эксперт в собственной практике никогда не сталкивался с деятельностью того или иного органа власти, он предпочитал выбирать вариант «затрудняюсь ответить», нежели признать эту административную ветвь некоррумпированной. Если чиновник получает в руки определенные полномочия, рано или поздно перед ним непременно возникнет соблазн получить за их распределение дополнительную мзду. А поскольку желающих «подмазать» неторопливое бюрократическое колесо предостаточно, так называемые коррупционные сделки возникают в коридорах власти постоянно.
Дают всегда, берут везде
Только 7% экспертов утверждают, что им лично никогда не приходилось сталкиваться на практике с тем или иным проявлением коррупции. Причем большинство из них – либо предприниматели, только начинающие свой бизнес, либо представители интеллигенции. Достаточно часто попадать в такие ситуации случается четырем из каждых пяти опрошенных. А каждому третьему (29%) решение об участии или неучастии в какой-либо коррупционной сделке приходится принимать регулярно. По статистике это бывшие и нынешние чиновники, а также крупные и средние предприниматели, в основном работающие в строительстве или торговле.
Анализируя ответы респондентов, можно составить даже импровизированный рейтинг типичности коррупционных ситуаций. С наглядными иллюстрациями «из жизни». Так, скорее всего, вам придется «подмазывать» ситуацию:
-открывая или расширяя собственный бизнес – при получении лицензий или согласований. «Не бесплатно все согласование: рекламных мест, установки вышек сотовой связи, строительства зданий...».
-проходя различные проверки: налоговиков, пожарных, СЭС, охраны труда... «Есть человек, который на определенных условиях о приезде налоговой службы всегда сообщает заранее». «Так заканчивается любой визит пожарных (если только они не на пожар едут)». «Не было у меня сертификатов на товар из Китая, но после уплаты 2000 рублей проверяющему торговлю им спокойно разрешили».
-сотрудникам правоохранительных органов, дабы уйти от правосудия. «Сплошь и рядом дают взятки следователям, чтобы не заводили уголовного дела».
-чтобы получить гарантии на победу в муниципальном/федеральном конкурсе. «Даже чтобы маленький заказ получить, устроили верхушке одного из министерств «пикничок» на природе. Они прямо ничего не пообещали, но намекнули на взаимовыгодное продолжение знакомства». «Ладно бы своих проводили, а то лоббируют больше иностранцев да иногородних».
-дабы ускорить прохождение документов, которые без этого могут «затеряться» под сукном. «В подразделении горадминистрации только на прошлой неделе намекнули, что неплохо бы ускорить процесс, «подмазав» его».
Впрочем, признают эксперты, в сегодняшних реалиях присутствие чиновника – совсем не обязательный элемент «заключения» коррупционной сделки. Не брезгуют «откатами» во взаимоотношениях и так называемые «деловые партнеры»: «Без «подарка» поставщикам практически невозможно разместить товар». Несмотря на появление платных медицины и образования, поборы не исчезают и здесь. «Без подношений нечего и пытаться сдать экзамен в вузе на хорошую оценку». «Первую взятку в своей жизни пришлось дать преподавателю – вынудил. Сейчас встречаюсь с ним «в свете» и понять не могу – как ему не стыдно мне в глаза смотреть». «Даже при получении инвалидности матери приходилось давать взятки докторам и медсестрам». По-прежнему царят коррупционные отношения и в сфере ЖКХ (переход на рыночные отношения пока по большому счету ситуации не меняет): «Слесарь берет взятки за то, что отключает воду или включает тепло».
Заплатить, подарить или «попилить»?
Самой распространенной формой проявления коррупции, по мнению омских экспертов, остается банальная взятка – денежное вознаграждение полномочного в чем-то лица за «правильное» решение вопроса (или ускорение процесса), встречающееся в нашем городе «буквально на каждом шагу». По шкале распространенности из 300 возможных баллов взятки набрали 255. Немногим меньше – 249 баллов – набрали подарки и услуги официальным лицам, материальные аналоги денежных подношений. Третье место в рейтинге с отрывом от лидера всего на 21 балл занимает практика «откатов» – совместного освоения бюджетных или коммерческих средств посредником, способствующим распределению финансовых потоков в нужном направлении, и непосредственным заказчиком, делящимся со своим покровителем. Вмешательство «нужных людей», так называемое протежирование, отстает от «лидеров» с большим отрывом. Тем не менее этот вид коррупции набрал больше половины от возможного количества баллов, что означает весьма широкое распространение подобной практики. Коррупционную пятерку замыкает «блат», использующийся для получения нужного места (для работы, учебы, отдыха и т.д.).
Везде доллар падает, у взяточников – поднимается
В оценках объема коррупционного оборота эксперты оказались крайне осторожны. По примерным расчетам, только за первое полугодие Омская область потеряла из-за коррупции от нескольких миллионов долларов до 20-25% областного бюджета (примерно 3-4 миллиарда рублей). Кроме убытков финансовых эксперты отмечают как последствие роста коррупции и значительную потерю доверия власти со стороны населения, а также регионального и иногороднего бизнеса.
Оценки средних размеров взятки от частного лица, исходя из личной практики опрошенных «БК-рейтинг» экспертов, колеблются от 500-700 до 50 тысяч рублей. Выходит, в среднем «цена» взятки – 21 тысяча рублей.
Если считать, что, по данным исследования, как минимум, 50% омичей приходится давать взятки хотя бы время от времени, предположим, что из 900 с небольшим тысяч проживающих в Омске совершеннолетних омичей половине пришлось сделать это в минувшем году хотя бы однажды. Тогда общий объем «отданных» коррупционерам средств составит около 9,5 миллиарда рублей (!).
И это без учета взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей и других юридических лиц. А ведь в этом случае, как утверждают эксперты, планка поборов повышается в 4-5 раз. По аналогичным расчетам такая взятка «стоит» 89 тысяч рублей. Если такие средства, скажем, раз в квартал приходилось тратить хотя бы пяти тысячам бизнесменов, то годовой оборот «освоенных» бюрократами достигает почти 2 миллиарда рублей. Учитывая, что это весьма условные подсчеты, суммы получаются более чем значительные.
Возможно, поэтому, из-за увеличивающихся объемов, по наблюдениям экспертов, омские коррупционеры в последнее время перешли на иностранную валюту – «предпочитают брать долларами». Примечательно, что и каждый десятый омич, определяя средние размеры взяток, принятые в Омске, прибегал к долларовому эквиваленту.
P.S. После первой публикации результатов исследования в «Бизнес-курсе» в агентство звонили многие возмущенные чиновники. Клялись в собственной честности, требовали предоставить юридически оформленные «доказательства их вины», обвиняли в предвзятости. И никак не желали поверить, что, если даже у них самих или у их подчиненных «рыльце не в пушку», «почетное» место в коррупционном Топе – прежде всего, показатель сформировавшегося у структуры негативного имиджа. Дабы предупредить подобные звонки вновь, хочется еще раз уточнить, что данный рейтинг не заявка в правоохранительные органы и не попытка неудачного черного пиара. А всего лишь результат среза общественного мнения (по нашим расчетам – весьма репрезентативного среза) и обобщения личного опыта и умозаключений 120 омских экспертов, которые занимаются бизнесом, делают чиновничью или политическую карьеру.
Степень коррумпированности властных и коммерческих структур
№
структура
общий балл (max 600)
средний балл (max 10)
1
ГИБДД
435
7,4
2
военкоматы
411
7,1
3
городской департамент недвижимости
384
6,5
4
суды
379
5,7
5
УВД
369
6,3
6
управление архитектурно-строительного надзора
355
5,5
7
таможня
346
5,9
8
прокуратура
342
5,1
9
областное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
336
5,1
10
депутаты Государственной Думы
330
5
11
налоговые службы
321
4,8
12
областное министерство имущества
287
4,3
13
Роспотребнадзор
285
4,3
14
областное министерство образования
280
4,3
15
областное министерство здравоохранения
278
4,3
16
члены Совета Федерации
266
4
17
медицинские учреждения
261
4,4
18
Городской совет
253
4,3
19
управление по технологическому и экологическому надзору
246
3,7
20
городской департамент строительства
244
4,1
21
частное предпринимательство
241
4
22
городской департамент транспорта
240
4,1
23
городское управление здравоохранения
240
4
24
образовательные учреждения
232
3,9
25
коммунальные службы
229
3,8
26
главное фармацевтическое управление
226
3,5
27
управление регистрационной службы
220
3,3
28
областное министерство сельского хозяйства и продовольствия
210
3,2
29
Законодательное Собрание
210
3,6
30
государственные предприятия
208
3,5
Стандартные соцопросы в данном случае способны лишь показать существующие в обществе представления, зачастую далекие от реальности. Чтобы разобраться в предмете глубже, агентство «БК-рейтинг» впервые применило методику глубинных интервью с омской элитой – местными бизнесменами, чиновниками, экспертами от политики и культуры. В откровенной полутора-двухчасовой беседе с журналистами «Бизнес-курса» и специалистами самого агентства эксперты анонимно (только при таком подходе мы могли рассчитывать на достаточно высокую степень открытости) высказывали свое мнение о том, что такое «коррупция», почему она возникает и существует, в каких омских ведомствах и в каком масштабе процветает, а также какие способы борьбы с этим явлением наиболее действенны. За два летних месяца мы получили ответы 120 экспертов. Стоит отметить, что, несмотря на все предпринятые меры, степень откровенности респондентов нельзя оценивать выше средней. Ведь, существуя в заведомо коррупционном пространстве («у нас почти все можно купить и продать»), эксперты из чувства самозащиты собственного бизнеса или политической карьеры иногда предпочитали занижать степень собственного участия в коррупционных процессах, «искривляли» оценки некоторых ведомств, пытались подавать действительность в лучшем виде, чем она есть на самом деле. И все же полученные данные помогли сформировать достаточно подробную картину коррупционного Омска, включая его самые слабые места и финансовые показатели.
Мегавзятки мегаполиса
Наиболее коррумпированными в масштабах Омской области эксперты «БК-рейтинг» считают городские властные структуры – коррупция существует здесь «в самой запущенной форме», утверждают 39,2% опрошенных. Еще 40,8% утверждают, что для этого уровня характерны ее отдельные проявления. В наибольшей степени, судя по личной практике экспертов, коррупции подвержены департаменты недвижимости, архитектуры и строительства, а также управления здравоохранения и образования, департамент экономического развития и управление делами мэрии.
Чуть менее коррупционна власть региональная (37,5% и 39,2% соответственно). Такие показатели правительство во многом приобрело благодаря «стараниям» на этой почве министерств здравоохранения и образования (наибольшие результаты), а также министерства труда, строительства и ЖКХ, имущества, промышленности, транспорта и связи, чуть реже – сельского хозяйства и нефтехимического комплекса.
На третьем месте коррупционного Топа ветвей власти – региональные представительства федеральных органов (31,7% и 37,5%).
Впрочем, по убеждению омичей, ни про один из властных уровней – вплоть до районной и муниципальной сельской власти – нельзя сказать «коррупция не свойственна». Примечательно, что даже если эксперт в собственной практике никогда не сталкивался с деятельностью того или иного органа власти, он предпочитал выбирать вариант «затрудняюсь ответить», нежели признать эту административную ветвь некоррумпированной. Если чиновник получает в руки определенные полномочия, рано или поздно перед ним непременно возникнет соблазн получить за их распределение дополнительную мзду. А поскольку желающих «подмазать» неторопливое бюрократическое колесо предостаточно, так называемые коррупционные сделки возникают в коридорах власти постоянно.
Дают всегда, берут везде
Только 7% экспертов утверждают, что им лично никогда не приходилось сталкиваться на практике с тем или иным проявлением коррупции. Причем большинство из них – либо предприниматели, только начинающие свой бизнес, либо представители интеллигенции. Достаточно часто попадать в такие ситуации случается четырем из каждых пяти опрошенных. А каждому третьему (29%) решение об участии или неучастии в какой-либо коррупционной сделке приходится принимать регулярно. По статистике это бывшие и нынешние чиновники, а также крупные и средние предприниматели, в основном работающие в строительстве или торговле.
Анализируя ответы респондентов, можно составить даже импровизированный рейтинг типичности коррупционных ситуаций. С наглядными иллюстрациями «из жизни». Так, скорее всего, вам придется «подмазывать» ситуацию:
-открывая или расширяя собственный бизнес – при получении лицензий или согласований. «Не бесплатно все согласование: рекламных мест, установки вышек сотовой связи, строительства зданий...».
-проходя различные проверки: налоговиков, пожарных, СЭС, охраны труда... «Есть человек, который на определенных условиях о приезде налоговой службы всегда сообщает заранее». «Так заканчивается любой визит пожарных (если только они не на пожар едут)». «Не было у меня сертификатов на товар из Китая, но после уплаты 2000 рублей проверяющему торговлю им спокойно разрешили».
-сотрудникам правоохранительных органов, дабы уйти от правосудия. «Сплошь и рядом дают взятки следователям, чтобы не заводили уголовного дела».
-чтобы получить гарантии на победу в муниципальном/федеральном конкурсе. «Даже чтобы маленький заказ получить, устроили верхушке одного из министерств «пикничок» на природе. Они прямо ничего не пообещали, но намекнули на взаимовыгодное продолжение знакомства». «Ладно бы своих проводили, а то лоббируют больше иностранцев да иногородних».
-дабы ускорить прохождение документов, которые без этого могут «затеряться» под сукном. «В подразделении горадминистрации только на прошлой неделе намекнули, что неплохо бы ускорить процесс, «подмазав» его».
Впрочем, признают эксперты, в сегодняшних реалиях присутствие чиновника – совсем не обязательный элемент «заключения» коррупционной сделки. Не брезгуют «откатами» во взаимоотношениях и так называемые «деловые партнеры»: «Без «подарка» поставщикам практически невозможно разместить товар». Несмотря на появление платных медицины и образования, поборы не исчезают и здесь. «Без подношений нечего и пытаться сдать экзамен в вузе на хорошую оценку». «Первую взятку в своей жизни пришлось дать преподавателю – вынудил. Сейчас встречаюсь с ним «в свете» и понять не могу – как ему не стыдно мне в глаза смотреть». «Даже при получении инвалидности матери приходилось давать взятки докторам и медсестрам». По-прежнему царят коррупционные отношения и в сфере ЖКХ (переход на рыночные отношения пока по большому счету ситуации не меняет): «Слесарь берет взятки за то, что отключает воду или включает тепло».
Заплатить, подарить или «попилить»?
Самой распространенной формой проявления коррупции, по мнению омских экспертов, остается банальная взятка – денежное вознаграждение полномочного в чем-то лица за «правильное» решение вопроса (или ускорение процесса), встречающееся в нашем городе «буквально на каждом шагу». По шкале распространенности из 300 возможных баллов взятки набрали 255. Немногим меньше – 249 баллов – набрали подарки и услуги официальным лицам, материальные аналоги денежных подношений. Третье место в рейтинге с отрывом от лидера всего на 21 балл занимает практика «откатов» – совместного освоения бюджетных или коммерческих средств посредником, способствующим распределению финансовых потоков в нужном направлении, и непосредственным заказчиком, делящимся со своим покровителем. Вмешательство «нужных людей», так называемое протежирование, отстает от «лидеров» с большим отрывом. Тем не менее этот вид коррупции набрал больше половины от возможного количества баллов, что означает весьма широкое распространение подобной практики. Коррупционную пятерку замыкает «блат», использующийся для получения нужного места (для работы, учебы, отдыха и т.д.).
Везде доллар падает, у взяточников – поднимается
В оценках объема коррупционного оборота эксперты оказались крайне осторожны. По примерным расчетам, только за первое полугодие Омская область потеряла из-за коррупции от нескольких миллионов долларов до 20-25% областного бюджета (примерно 3-4 миллиарда рублей). Кроме убытков финансовых эксперты отмечают как последствие роста коррупции и значительную потерю доверия власти со стороны населения, а также регионального и иногороднего бизнеса.
Оценки средних размеров взятки от частного лица, исходя из личной практики опрошенных «БК-рейтинг» экспертов, колеблются от 500-700 до 50 тысяч рублей. Выходит, в среднем «цена» взятки – 21 тысяча рублей.
Если считать, что, по данным исследования, как минимум, 50% омичей приходится давать взятки хотя бы время от времени, предположим, что из 900 с небольшим тысяч проживающих в Омске совершеннолетних омичей половине пришлось сделать это в минувшем году хотя бы однажды. Тогда общий объем «отданных» коррупционерам средств составит около 9,5 миллиарда рублей (!).
И это без учета взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей и других юридических лиц. А ведь в этом случае, как утверждают эксперты, планка поборов повышается в 4-5 раз. По аналогичным расчетам такая взятка «стоит» 89 тысяч рублей. Если такие средства, скажем, раз в квартал приходилось тратить хотя бы пяти тысячам бизнесменов, то годовой оборот «освоенных» бюрократами достигает почти 2 миллиарда рублей. Учитывая, что это весьма условные подсчеты, суммы получаются более чем значительные.
Возможно, поэтому, из-за увеличивающихся объемов, по наблюдениям экспертов, омские коррупционеры в последнее время перешли на иностранную валюту – «предпочитают брать долларами». Примечательно, что и каждый десятый омич, определяя средние размеры взяток, принятые в Омске, прибегал к долларовому эквиваленту.
P.S. После первой публикации результатов исследования в «Бизнес-курсе» в агентство звонили многие возмущенные чиновники. Клялись в собственной честности, требовали предоставить юридически оформленные «доказательства их вины», обвиняли в предвзятости. И никак не желали поверить, что, если даже у них самих или у их подчиненных «рыльце не в пушку», «почетное» место в коррупционном Топе – прежде всего, показатель сформировавшегося у структуры негативного имиджа. Дабы предупредить подобные звонки вновь, хочется еще раз уточнить, что данный рейтинг не заявка в правоохранительные органы и не попытка неудачного черного пиара. А всего лишь результат среза общественного мнения (по нашим расчетам – весьма репрезентативного среза) и обобщения личного опыта и умозаключений 120 омских экспертов, которые занимаются бизнесом, делают чиновничью или политическую карьеру.
Степень коррумпированности властных и коммерческих структур
№
структура
общий балл (max 600)
средний балл (max 10)
1
ГИБДД
435
7,4
2
военкоматы
411
7,1
3
городской департамент недвижимости
384
6,5
4
суды
379
5,7
5
УВД
369
6,3
6
управление архитектурно-строительного надзора
355
5,5
7
таможня
346
5,9
8
прокуратура
342
5,1
9
областное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
336
5,1
10
депутаты Государственной Думы
330
5
11
налоговые службы
321
4,8
12
областное министерство имущества
287
4,3
13
Роспотребнадзор
285
4,3
14
областное министерство образования
280
4,3
15
областное министерство здравоохранения
278
4,3
16
члены Совета Федерации
266
4
17
медицинские учреждения
261
4,4
18
Городской совет
253
4,3
19
управление по технологическому и экологическому надзору
246
3,7
20
городской департамент строительства
244
4,1
21
частное предпринимательство
241
4
22
городской департамент транспорта
240
4,1
23
городское управление здравоохранения
240
4
24
образовательные учреждения
232
3,9
25
коммунальные службы
229
3,8
26
главное фармацевтическое управление
226
3,5
27
управление регистрационной службы
220
3,3
28
областное министерство сельского хозяйства и продовольствия
210
3,2
29
Законодательное Собрание
210
3,6
30
государственные предприятия
208
3,5
Стандартные соцопросы в данном случае способны лишь показать существующие в обществе представления, зачастую далекие от реальности. Чтобы разобраться в предмете глубже, агентство «БК-рейтинг» впервые применило методику глубинных интервью с омской элитой – местными бизнесменами, чиновниками, экспертами от политики и культуры. В откровенной полутора-двухчасовой беседе с журналистами «Бизнес-курса» и специалистами самого агентства эксперты анонимно (только при таком подходе мы могли рассчитывать на достаточно высокую степень открытости) высказывали свое мнение о том, что такое «коррупция», почему она возникает и существует, в каких омских ведомствах и в каком масштабе процветает, а также какие способы борьбы с этим явлением наиболее действенны. За два летних месяца мы получили ответы 120 экспертов. Стоит отметить, что, несмотря на все предпринятые меры, степень откровенности респондентов нельзя оценивать выше средней. Ведь, существуя в заведомо коррупционном пространстве («у нас почти все можно купить и продать»), эксперты из чувства самозащиты собственного бизнеса или политической карьеры иногда предпочитали занижать степень собственного участия в коррупционных процессах, «искривляли» оценки некоторых ведомств, пытались подавать действительность в лучшем виде, чем она есть на самом деле. И все же полученные данные помогли сформировать достаточно подробную картину коррупционного Омска, включая его самые слабые места и финансовые показатели.
Мегавзятки мегаполиса
Наиболее коррумпированными в масштабах Омской области эксперты «БК-рейтинг» считают городские властные структуры – коррупция существует здесь «в самой запущенной форме», утверждают 39,2% опрошенных. Еще 40,8% утверждают, что для этого уровня характерны ее отдельные проявления. В наибольшей степени, судя по личной практике экспертов, коррупции подвержены департаменты недвижимости, архитектуры и строительства, а также управления здравоохранения и образования, департамент экономического развития и управление делами мэрии.
Чуть менее коррупционна власть региональная (37,5% и 39,2% соответственно). Такие показатели правительство во многом приобрело благодаря «стараниям» на этой почве министерств здравоохранения и образования (наибольшие результаты), а также министерства труда, строительства и ЖКХ, имущества, промышленности, транспорта и связи, чуть реже – сельского хозяйства и нефтехимического комплекса.
На третьем месте коррупционного Топа ветвей власти – региональные представительства федеральных органов (31,7% и 37,5%).
Впрочем, по убеждению омичей, ни про один из властных уровней – вплоть до районной и муниципальной сельской власти – нельзя сказать «коррупция не свойственна». Примечательно, что даже если эксперт в собственной практике никогда не сталкивался с деятельностью того или иного органа власти, он предпочитал выбирать вариант «затрудняюсь ответить», нежели признать эту административную ветвь некоррумпированной. Если чиновник получает в руки определенные полномочия, рано или поздно перед ним непременно возникнет соблазн получить за их распределение дополнительную мзду. А поскольку желающих «подмазать» неторопливое бюрократическое колесо предостаточно, так называемые коррупционные сделки возникают в коридорах власти постоянно.
Дают всегда, берут везде
Только 7% экспертов утверждают, что им лично никогда не приходилось сталкиваться на практике с тем или иным проявлением коррупции. Причем большинство из них – либо предприниматели, только начинающие свой бизнес, либо представители интеллигенции. Достаточно часто попадать в такие ситуации случается четырем из каждых пяти опрошенных. А каждому третьему (29%) решение об участии или неучастии в какой-либо коррупционной сделке приходится принимать регулярно. По статистике это бывшие и нынешние чиновники, а также крупные и средние предприниматели, в основном работающие в строительстве или торговле.
Анализируя ответы респондентов, можно составить даже импровизированный рейтинг типичности коррупционных ситуаций. С наглядными иллюстрациями «из жизни». Так, скорее всего, вам придется «подмазывать» ситуацию:
-открывая или расширяя собственный бизнес – при получении лицензий или согласований. «Не бесплатно все согласование: рекламных мест, установки вышек сотовой связи, строительства зданий...».
-проходя различные проверки: налоговиков, пожарных, СЭС, охраны труда... «Есть человек, который на определенных условиях о приезде налоговой службы всегда сообщает заранее». «Так заканчивается любой визит пожарных (если только они не на пожар едут)». «Не было у меня сертификатов на товар из Китая, но после уплаты 2000 рублей проверяющему торговлю им спокойно разрешили».
-сотрудникам правоохранительных органов, дабы уйти от правосудия. «Сплошь и рядом дают взятки следователям, чтобы не заводили уголовного дела».
-чтобы получить гарантии на победу в муниципальном/федеральном конкурсе. «Даже чтобы маленький заказ получить, устроили верхушке одного из министерств «пикничок» на природе. Они прямо ничего не пообещали, но намекнули на взаимовыгодное продолжение знакомства». «Ладно бы своих проводили, а то лоббируют больше иностранцев да иногородних».
-дабы ускорить прохождение документов, которые без этого могут «затеряться» под сукном. «В подразделении горадминистрации только на прошлой неделе намекнули, что неплохо бы ускорить процесс, «подмазав» его».
Впрочем, признают эксперты, в сегодняшних реалиях присутствие чиновника – совсем не обязательный элемент «заключения» коррупционной сделки. Не брезгуют «откатами» во взаимоотношениях и так называемые «деловые партнеры»: «Без «подарка» поставщикам практически невозможно разместить товар». Несмотря на появление платных медицины и образования, поборы не исчезают и здесь. «Без подношений нечего и пытаться сдать экзамен в вузе на хорошую оценку». «Первую взятку в своей жизни пришлось дать преподавателю – вынудил. Сейчас встречаюсь с ним «в свете» и понять не могу – как ему не стыдно мне в глаза смотреть». «Даже при получении инвалидности матери приходилось давать взятки докторам и медсестрам». По-прежнему царят коррупционные отношения и в сфере ЖКХ (переход на рыночные отношения пока по большому счету ситуации не меняет): «Слесарь берет взятки за то, что отключает воду или включает тепло».
Заплатить, подарить или «попилить»?
Самой распространенной формой проявления коррупции, по мнению омских экспертов, остается банальная взятка – денежное вознаграждение полномочного в чем-то лица за «правильное» решение вопроса (или ускорение процесса), встречающееся в нашем городе «буквально на каждом шагу». По шкале распространенности из 300 возможных баллов взятки набрали 255. Немногим меньше – 249 баллов – набрали подарки и услуги официальным лицам, материальные аналоги денежных подношений. Третье место в рейтинге с отрывом от лидера всего на 21 балл занимает практика «откатов» – совместного освоения бюджетных или коммерческих средств посредником, способствующим распределению финансовых потоков в нужном направлении, и непосредственным заказчиком, делящимся со своим покровителем. Вмешательство «нужных людей», так называемое протежирование, отстает от «лидеров» с большим отрывом. Тем не менее этот вид коррупции набрал больше половины от возможного количества баллов, что означает весьма широкое распространение подобной практики. Коррупционную пятерку замыкает «блат», использующийся для получения нужного места (для работы, учебы, отдыха и т.д.).
Везде доллар падает, у взяточников – поднимается
В оценках объема коррупционного оборота эксперты оказались крайне осторожны. По примерным расчетам, только за первое полугодие Омская область потеряла из-за коррупции от нескольких миллионов долларов до 20-25% областного бюджета (примерно 3-4 миллиарда рублей). Кроме убытков финансовых эксперты отмечают как последствие роста коррупции и значительную потерю доверия власти со стороны населения, а также регионального и иногороднего бизнеса.
Оценки средних размеров взятки от частного лица, исходя из личной практики опрошенных «БК-рейтинг» экспертов, колеблются от 500-700 до 50 тысяч рублей. Выходит, в среднем «цена» взятки – 21 тысяча рублей.
Если считать, что, по данным исследования, как минимум, 50% омичей приходится давать взятки хотя бы время от времени, предположим, что из 900 с небольшим тысяч проживающих в Омске совершеннолетних омичей половине пришлось сделать это в минувшем году хотя бы однажды. Тогда общий объем «отданных» коррупционерам средств составит около 9,5 миллиарда рублей (!).
И это без учета взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей и других юридических лиц. А ведь в этом случае, как утверждают эксперты, планка поборов повышается в 4-5 раз. По аналогичным расчетам такая взятка «стоит» 89 тысяч рублей. Если такие средства, скажем, раз в квартал приходилось тратить хотя бы пяти тысячам бизнесменов, то годовой оборот «освоенных» бюрократами достигает почти 2 миллиарда рублей. Учитывая, что это весьма условные подсчеты, суммы получаются более чем значительные.
Возможно, поэтому, из-за увеличивающихся объемов, по наблюдениям экспертов, омские коррупционеры в последнее время перешли на иностранную валюту – «предпочитают брать долларами». Примечательно, что и каждый десятый омич, определяя средние размеры взяток, принятые в Омске, прибегал к долларовому эквиваленту.
P.S. После первой публикации результатов исследования в «Бизнес-курсе» в агентство звонили многие возмущенные чиновники. Клялись в собственной честности, требовали предоставить юридически оформленные «доказательства их вины», обвиняли в предвзятости. И никак не желали поверить, что, если даже у них самих или у их подчиненных «рыльце не в пушку», «почетное» место в коррупционном Топе – прежде всего, показатель сформировавшегося у структуры негативного имиджа. Дабы предупредить подобные звонки вновь, хочется еще раз уточнить, что данный рейтинг не заявка в правоохранительные органы и не попытка неудачного черного пиара. А всего лишь результат среза общественного мнения (по нашим расчетам – весьма репрезентативного среза) и обобщения личного опыта и умозаключений 120 омских экспертов, которые занимаются бизнесом, делают чиновничью или политическую карьеру.
Степень коррумпированности властных и коммерческих структур
№
структура
общий балл (max 600)
средний балл (max 10)
1
ГИБДД
435
7,4
2
военкоматы
411
7,1
3
городской департамент недвижимости
384
6,5
4
суды
379
5,7
5
УВД
369
6,3
6
управление архитектурно-строительного надзора
355
5,5
7
таможня
346
5,9
8
прокуратура
342
5,1
9
областное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
336
5,1
10
депутаты Государственной Думы
330
5
11
налоговые службы
321
4,8
12
областное министерство имущества
287
4,3
13
Роспотребнадзор
285
4,3
14
областное министерство образования
280
4,3
15
областное министерство здравоохранения
278
4,3
16
члены Совета Федерации
266
4
17
медицинские учреждения
261
4,4
18
Городской совет
253
4,3
19
управление по технологическому и экологическому надзору
246
3,7
20
городской департамент строительства
244
4,1
21
частное предпринимательство
241
4
22
городской департамент транспорта
240
4,1
23
городское управление здравоохранения
240
4
24
образовательные учреждения
232
3,9
25
коммунальные службы
229
3,8
26
главное фармацевтическое управление
226
3,5
27
управление регистрационной службы
220
3,3
28
областное министерство сельского хозяйства и продовольствия
210
3,2
29
Законодательное Собрание
210
3,6
30
государственные предприятия
208
3,5
Стандартные соцопросы в данном случае способны лишь показать существующие в обществе представления, зачастую далекие от реальности. Чтобы разобраться в предмете глубже, агентство «БК-рейтинг» впервые применило методику глубинных интервью с омской элитой – местными бизнесменами, чиновниками, экспертами от политики и культуры. В откровенной полутора-двухчасовой беседе с журналистами «Бизнес-курса» и специалистами самого агентства эксперты анонимно (только при таком подходе мы могли рассчитывать на достаточно высокую степень открытости) высказывали свое мнение о том, что такое «коррупция», почему она возникает и существует, в каких омских ведомствах и в каком масштабе процветает, а также какие способы борьбы с этим явлением наиболее действенны. За два летних месяца мы получили ответы 120 экспертов. Стоит отметить, что, несмотря на все предпринятые меры, степень откровенности респондентов нельзя оценивать выше средней. Ведь, существуя в заведомо коррупционном пространстве («у нас почти все можно купить и продать»), эксперты из чувства самозащиты собственного бизнеса или политической карьеры иногда предпочитали занижать степень собственного участия в коррупционных процессах, «искривляли» оценки некоторых ведомств, пытались подавать действительность в лучшем виде, чем она есть на самом деле. И все же полученные данные помогли сформировать достаточно подробную картину коррупционного Омска, включая его самые слабые места и финансовые показатели.
Мегавзятки мегаполиса
Наиболее коррумпированными в масштабах Омской области эксперты «БК-рейтинг» считают городские властные структуры – коррупция существует здесь «в самой запущенной форме», утверждают 39,2% опрошенных. Еще 40,8% утверждают, что для этого уровня характерны ее отдельные проявления. В наибольшей степени, судя по личной практике экспертов, коррупции подвержены департаменты недвижимости, архитектуры и строительства, а также управления здравоохранения и образования, департамент экономического развития и управление делами мэрии.
Чуть менее коррупционна власть региональная (37,5% и 39,2% соответственно). Такие показатели правительство во многом приобрело благодаря «стараниям» на этой почве министерств здравоохранения и образования (наибольшие результаты), а также министерства труда, строительства и ЖКХ, имущества, промышленности, транспорта и связи, чуть реже – сельского хозяйства и нефтехимического комплекса.
На третьем месте коррупционного Топа ветвей власти – региональные представительства федеральных органов (31,7% и 37,5%).
Впрочем, по убеждению омичей, ни про один из властных уровней – вплоть до районной и муниципальной сельской власти – нельзя сказать «коррупция не свойственна». Примечательно, что даже если эксперт в собственной практике никогда не сталкивался с деятельностью того или иного органа власти, он предпочитал выбирать вариант «затрудняюсь ответить», нежели признать эту административную ветвь некоррумпированной. Если чиновник получает в руки определенные полномочия, рано или поздно перед ним непременно возникнет соблазн получить за их распределение дополнительную мзду. А поскольку желающих «подмазать» неторопливое бюрократическое колесо предостаточно, так называемые коррупционные сделки возникают в коридорах власти постоянно.
Дают всегда, берут везде
Только 7% экспертов утверждают, что им лично никогда не приходилось сталкиваться на практике с тем или иным проявлением коррупции. Причем большинство из них – либо предприниматели, только начинающие свой бизнес, либо представители интеллигенции. Достаточно часто попадать в такие ситуации случается четырем из каждых пяти опрошенных. А каждому третьему (29%) решение об участии или неучастии в какой-либо коррупционной сделке приходится принимать регулярно. По статистике это бывшие и нынешние чиновники, а также крупные и средние предприниматели, в основном работающие в строительстве или торговле.
Анализируя ответы респондентов, можно составить даже импровизированный рейтинг типичности коррупционных ситуаций. С наглядными иллюстрациями «из жизни». Так, скорее всего, вам придется «подмазывать» ситуацию:
-открывая или расширяя собственный бизнес – при получении лицензий или согласований. «Не бесплатно все согласование: рекламных мест, установки вышек сотовой связи, строительства зданий...».
-проходя различные проверки: налоговиков, пожарных, СЭС, охраны труда... «Есть человек, который на определенных условиях о приезде налоговой службы всегда сообщает заранее». «Так заканчивается любой визит пожарных (если только они не на пожар едут)». «Не было у меня сертификатов на товар из Китая, но после уплаты 2000 рублей проверяющему торговлю им спокойно разрешили».
-сотрудникам правоохранительных органов, дабы уйти от правосудия. «Сплошь и рядом дают взятки следователям, чтобы не заводили уголовного дела».
-чтобы получить гарантии на победу в муниципальном/федеральном конкурсе. «Даже чтобы маленький заказ получить, устроили верхушке одного из министерств «пикничок» на природе. Они прямо ничего не пообещали, но намекнули на взаимовыгодное продолжение знакомства». «Ладно бы своих проводили, а то лоббируют больше иностранцев да иногородних».
-дабы ускорить прохождение документов, которые без этого могут «затеряться» под сукном. «В подразделении горадминистрации только на прошлой неделе намекнули, что неплохо бы ускорить процесс, «подмазав» его».
Впрочем, признают эксперты, в сегодняшних реалиях присутствие чиновника – совсем не обязательный элемент «заключения» коррупционной сделки. Не брезгуют «откатами» во взаимоотношениях и так называемые «деловые партнеры»: «Без «подарка» поставщикам практически невозможно разместить товар». Несмотря на появление платных медицины и образования, поборы не исчезают и здесь. «Без подношений нечего и пытаться сдать экзамен в вузе на хорошую оценку». «Первую взятку в своей жизни пришлось дать преподавателю – вынудил. Сейчас встречаюсь с ним «в свете» и понять не могу – как ему не стыдно мне в глаза смотреть». «Даже при получении инвалидности матери приходилось давать взятки докторам и медсестрам». По-прежнему царят коррупционные отношения и в сфере ЖКХ (переход на рыночные отношения пока по большому счету ситуации не меняет): «Слесарь берет взятки за то, что отключает воду или включает тепло».
Заплатить, подарить или «попилить»?
Самой распространенной формой проявления коррупции, по мнению омских экспертов, остается банальная взятка – денежное вознаграждение полномочного в чем-то лица за «правильное» решение вопроса (или ускорение процесса), встречающееся в нашем городе «буквально на каждом шагу». По шкале распространенности из 300 возможных баллов взятки набрали 255. Немногим меньше – 249 баллов – набрали подарки и услуги официальным лицам, материальные аналоги денежных подношений. Третье место в рейтинге с отрывом от лидера всего на 21 балл занимает практика «откатов» – совместного освоения бюджетных или коммерческих средств посредником, способствующим распределению финансовых потоков в нужном направлении, и непосредственным заказчиком, делящимся со своим покровителем. Вмешательство «нужных людей», так называемое протежирование, отстает от «лидеров» с большим отрывом. Тем не менее этот вид коррупции набрал больше половины от возможного количества баллов, что означает весьма широкое распространение подобной практики. Коррупционную пятерку замыкает «блат», использующийся для получения нужного места (для работы, учебы, отдыха и т.д.).
Везде доллар падает, у взяточников – поднимается
В оценках объема коррупционного оборота эксперты оказались крайне осторожны. По примерным расчетам, только за первое полугодие Омская область потеряла из-за коррупции от нескольких миллионов долларов до 20-25% областного бюджета (примерно 3-4 миллиарда рублей). Кроме убытков финансовых эксперты отмечают как последствие роста коррупции и значительную потерю доверия власти со стороны населения, а также регионального и иногороднего бизнеса.
Оценки средних размеров взятки от частного лица, исходя из личной практики опрошенных «БК-рейтинг» экспертов, колеблются от 500-700 до 50 тысяч рублей. Выходит, в среднем «цена» взятки – 21 тысяча рублей.
Если считать, что, по данным исследования, как минимум, 50% омичей приходится давать взятки хотя бы время от времени, предположим, что из 900 с небольшим тысяч проживающих в Омске совершеннолетних омичей половине пришлось сделать это в минувшем году хотя бы однажды. Тогда общий объем «отданных» коррупционерам средств составит около 9,5 миллиарда рублей (!).
И это без учета взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей и других юридических лиц. А ведь в этом случае, как утверждают эксперты, планка поборов повышается в 4-5 раз. По аналогичным расчетам такая взятка «стоит» 89 тысяч рублей. Если такие средства, скажем, раз в квартал приходилось тратить хотя бы пяти тысячам бизнесменов, то годовой оборот «освоенных» бюрократами достигает почти 2 миллиарда рублей. Учитывая, что это весьма условные подсчеты, суммы получаются более чем значительные.
Возможно, поэтому, из-за увеличивающихся объемов, по наблюдениям экспертов, омские коррупционеры в последнее время перешли на иностранную валюту – «предпочитают брать долларами». Примечательно, что и каждый десятый омич, определяя средние размеры взяток, принятые в Омске, прибегал к долларовому эквиваленту.
P.S. После первой публикации результатов исследования в «Бизнес-курсе» в агентство звонили многие возмущенные чиновники. Клялись в собственной честности, требовали предоставить юридически оформленные «доказательства их вины», обвиняли в предвзятости. И никак не желали поверить, что, если даже у них самих или у их подчиненных «рыльце не в пушку», «почетное» место в коррупционном Топе – прежде всего, показатель сформировавшегося у структуры негативного имиджа. Дабы предупредить подобные звонки вновь, хочется еще раз уточнить, что данный рейтинг не заявка в правоохранительные органы и не попытка неудачного черного пиара. А всего лишь результат среза общественного мнения (по нашим расчетам – весьма репрезентативного среза) и обобщения личного опыта и умозаключений 120 омских экспертов, которые занимаются бизнесом, делают чиновничью или политическую карьеру.
Степень коррумпированности властных и коммерческих структур
№
структура
общий балл (max 600)
средний балл (max 10)
1
ГИБДД
435
7,4
2
военкоматы
411
7,1
3
городской департамент недвижимости
384
6,5
4
суды
379
5,7
5
УВД
369
6,3
6
управление архитектурно-строительного надзора
355
5,5
7
таможня
346
5,9
8
прокуратура
342
5,1
9
областное министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
336
5,1
10
депутаты Государственной Думы
330
5
11
налоговые службы
321
4,8
12
областное министерство имущества
287
4,3
13
Роспотребнадзор
285
4,3
14
областное министерство образования
280
4,3
15
областное министерство здравоохранения
278
4,3
16
члены Совета Федерации
266
4
17
медицинские учреждения
261
4,4
18
Городской совет
253
4,3
19
управление по технологическому и экологическому надзору
246
3,7
20
городской департамент строительства
244
4,1
21
частное предпринимательство
241
4
22
городской департамент транспорта
240
4,1
23
городское управление здравоохранения
240
4
24
образовательные учреждения
232
3,9
25
коммунальные службы
229
3,8
26
главное фармацевтическое управление
226
3,5
27
управление регистрационной службы
220
3,3
28
областное министерство сельского хозяйства и продовольствия
210
3,2
29
Законодательное Собрание
210
3,6
30
государственные предприятия
208
3,5
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru