Олег Туровинин, гендиректор ОАО ТРИЦ: "Если все "коммунальщики" откажутся от проекта, его просто-напросто не будет"
В минувшую пятницу между омской мэрией и Тюменским расчетно-информационным центром подписано соглашение о создании в Омске Единого информационно-расчетного центра. За два дня до этого корреспондент "БК" побывал в Тюмени, где встретился с директором ОАО ТРИЦ Олегом Туровининым.
Олег Туровинин
- Олег Михайлович, наш журнал с самого начала следил за конкурсом по созданию в Омске ЕИРЦ. Широкой информации об участниках в наших СМИ не было. Поэтому нам особенно интересно знать, что из себя представляет компания-победитель. - ОАО ТРИЦ создано в 2003 году по инициативе администрации Тюменской области. Наши акционеры - Тюменская область в лице департамента имущественных отношений, муниципальное образование в лице департамента имущественных отношений города Тюмени и ОАО "Тюменьэнергосбыт". - Что вы предложили своей области? - При создании ТРИЦа ставились такие же задачи и цели, что и при создании омского ЕИРЦ. Это, во-первых, создание общего счета, чтобы граждане имели возможность оплачивать услуги ЖКХ по единой квитанции, во-вторых, выстраивание прозрачных финансовых потоков, чтобы они были понятны участникам ЖКХ, и в-третьих, либерализация этого рынка. Нам интересно, чтобы на рынок ЖКХ приходили частные компании. - Насколько нам известно, не все участники тюменского рынка ЖКХ, в том числе и население, на "ура" восприняли ваш проект. - Когда мы начинали работать, большинство компаний, участвующих на рынке ЖКХ, были муниципальными. Нам ставили в упрек, что ОАО пришло в социально значимую сферу ЖКХ. Мы столкнулись с противостоянием депутатов, которые работали в сфере ЖКХ и были директорами тех самых МУПов. Мы понимали, что им не нравилась прозрачная схема распределения денежных средств. В итоге эти компании передавали нам некорректные базы данных: в разных форматах, с искаженной информацией. Например, указывались неправильный размер квартиры или количество проживающих. Когда мы выпустили пробные квитанции, начался бум: жители атаковали приемные пункты. Напряженная ситуация была около четырех месяцев, после того, как нам удалось привести в порядок документы, ситуация выровнялась. - Это может повториться и в Омске? - Возможно, но сейчас у нас есть опыт. Может быть, нам придется выдать пробные квитанции, и, может быть, не одну, чтобы навести порядок в базе данных. В Омске порядка 300 тысяч лицевых счетов. Это примерно столько, сколько сейчас у нас по Тюмени, Тобольску и Ишиму вместе взятым. Думаем, серьезных проблем не будет. - Есть много вопросов, связанных с ЕИРЦ, например, что это будет за предприятие, куда пойдут налоги? - Отмечу сразу, что это будет не филиал, а отдельное предприятие, которое будет зарегистрировано в Омске. Соответственно, и налоги останутся в Омске. Мы инвестируем часть проекта и предоставляем готовую технологию, программный продукт. - Любопытно, сколько ТРИЦ заплатил налогов в прошлом году? - 33 миллиона рублей. - В одном из интервью "БК" прозвучало, что инвесторами в Омск зайдут акционеры ТРИЦа. - В омском проекте инвестором будет ТРИЦ. Он будет акционером совместно с муниципалитетом в Омске. - О каких инвестициях идет речь? - Пока точную цифру назвать сложно. Могу сказать, что оборудование будет стоить порядка 30 млн. рублей. К тому же необходимы деньги на помещение под основной офис, который хотелось бы иметь в собственности, уточнить аренду помещений под пункты, найти и обучить людей, которые будут работать в Центре. Сколько потребуется денег, мы просчитаем более детально, потому что проект еще будет уточняться. - Насколько нам известно, речь может идти о 100 млн. рублей? - Видимо, около того. - По условиям соглашения 25% плюс одна акция должны принадлежать городу. К тому же муниципалитет входит нематериальными активами. Если мы говорим о 100 миллионах, то получается, городу надо войти 25 миллионами рублей. - Схема будет такая: город - 25% плюс одна акция и 75% - ТРИЦ, но, возможно, мы будем привлекать соинвестора, если собственных ресурсов будет недостаточно. Не обязательно это будет Тюмень, это может быть омская компания. Единственное условие: контрольный пакет должен остаться за ТРИЦ, чтобы четко было отслежено соблюдение технологий. Что касается доли города, то нематериальные активы, которые составляют базы данных, - это дорогая вещь. Поэтому вполне реально, что они стоят 25 миллионов рублей. Возможно, в Омске будет создано МУП, которое соберет эти базы, а затем передаст их центру. - В Омске есть банки, которые уже проявили интерес к ЕИРЦ, с каким банками вы готовы работать? - По расчету с населением мы готовы сотрудничать с любыми банками. Кроме того, у нас в Тюмени есть порядка 500 пунктов платежей, действует кэш-система, мы работаем по электронным системам со Сбербанком, со всеми кредитными системами, есть возможность оплачивать через интернет. Для бизнесменов интересен мобильный банк, который в целях экономии времени дает возможность оплачивать с помощью телефона. Все это мы предложим омичам. Решение же по основному банку, в котором сосредоточатся платежи, будем принимать в рабочем порядке. Возможно, это будет крупный коммерческий банк, с которым у нас есть соглашение и которого пока нет в Омске, но возможны и другие варианты. Мы готовы сесть за стол переговоров. - Выполняя роль абонентской службы, какой процент вы предложите? - На самом деле эта цифра договорная. Она может колебаться в зависимости от объема. Есть стандартный набор услуг, который стоит определенную сумму. Но в среднем это будет около 3%. - С какими ресурсоснабжающими структурами будет связан ЕИРЦ? - Думаю, это должны быть все компании рынка услуг ЖКХ - тепловые, водоканал, энергетики, газовая служба. Помимо жилищно-коммунальных услуг по договору могут входить антенна, домофон. У нас в Тюмени широкое применение получает страхование жилья, когда компания заключает договор с жильцами на рассрочку платежа. Безусловно, основное - это "коммуналка", но может быть и социальное направление - монетизация льгот и субсидий, кроме того, система "одного окна", где люди могут получить консультацию по начислению льгот и субсидий. - Проблем не было с этими компаниями? - С кем-то были, а вот службы по домофонам, антеннам сами пришли и попросили нас, чтобы мы такой сервис предложили их абонентам. - С омскими компаниями какие-то переговоры ведутся? - Нам сообщили в горадминистрации, что основные договоренности с омскими компаниями уже есть. Хотя определенные риски имеются. - Что вы имеете в виду? - Все риски достаточно прогнозируемые. Если все "коммунальщики" откажутся от проекта, его просто-напросто не будет. Насколько я знаю, большая часть омских предприятий - частные, поэтому они будут смотреть свою экономику, и, думаю, нам удастся договориться. Это будет в их интересах, потому что пункты приема будут в шаговой доступности, населению проще заплатить, а не накапливать долги из-за банальной нехватки времени на то, чтобы добраться до сберкассы, как это было раньше. - Олег Михайлович, когда омичи смогут воспользоваться услугами местного ЕИРЦ, и на какие сроки окупаемости вы рассчитываете? - В Тюмени центр создавался с октября по декабрь 2003 года. В Омске, если сразу начинаем работать, он будет создан до января этого года. Мы предполагаем, что проект окупится через пять лет. - Сколько пунктов откроется в городе? - Как минимум, по одному пункту в округе. Но мы будем изучать плотность населения. - Насколько система, предложенная вами, надежна? - Если я скажу, что никаких ошибок, вы мне все равно не поверите. Был момент, когда нас подвел один наш партнер - банк. Он переходил на новый программный продукт и задержал информацию о платежах. После чего начисления пошли с учетом задолженности. Конечно, с нашей стороны были объяснения в СМИ. Но вообще наш продукт - универсальная модульная система "Билинг", которую мы сами разрабатывали, - себя зарекомендовал. - Сколько сотрудников будет работать в центре? - У нас в Тюмени около 310 сотрудников. Конечно, из Тюмени в Омск мы специалистов не повезем. В ЕИРЦ будут работать омичи. Мы предложим обучение, по нашему опыту на подготовку специалиста уходит максимум две недели. Кстати, в ТРИЦ работает много студентов, молодых женщин, имеющих маленьких детей, потому что здесь удобный многим двухсменный график работы. - А кто возглавит омский ЕИРЦ, уже известно? - Этот вопрос еще не обсуждали, но лично для нас это не принципиально. Если омская мэрия предложит кандидатуру, почему бы и нет. Главное, чтобы это был грамотный менеджер, который способен управлять предприятием. - И последний вопрос: как будет называться омский информационно-расчетный центр? - Это будет решаться в рабочем порядке, может быть, будет объявлен конкурс. Но лично мне ЕИРЦ как название не нравится, я не люблю аббревиатур. Название должно быть благозвучным и запоминающимся.
ДОСЬЕ
Олег Туровинин родился в Тюмени в 1977 году. Закончил тюменскую сельскохозяйственную академию, факультет экономики и управления народного хозяйства. По окончании вуза в 1999 году уехал работать в село. Затем вернулся в Тюмень, работал экономистом в ЖЭУ. Карьеру "коммунальщика" закончил в должности главного экономиста. В 2003 году принят на должность начальника отдела муниципального заказа администрации города Тюмени. В начале 2004 года занял пост заместителя генерального директора ТРИЦа, а в январе 2007 года назначен и.о. директора ТРИЦа. С февраля того же года по решению Совета директоров ОАО ТРИЦ назначен генеральным директором расчетно-информационного центра. Женат, воспитывает двух дочерей.
Олег Туровинин
- Олег Михайлович, наш журнал с самого начала следил за конкурсом по созданию в Омске ЕИРЦ. Широкой информации об участниках в наших СМИ не было. Поэтому нам особенно интересно знать, что из себя представляет компания-победитель. - ОАО ТРИЦ создано в 2003 году по инициативе администрации Тюменской области. Наши акционеры - Тюменская область в лице департамента имущественных отношений, муниципальное образование в лице департамента имущественных отношений города Тюмени и ОАО "Тюменьэнергосбыт". - Что вы предложили своей области? - При создании ТРИЦа ставились такие же задачи и цели, что и при создании омского ЕИРЦ. Это, во-первых, создание общего счета, чтобы граждане имели возможность оплачивать услуги ЖКХ по единой квитанции, во-вторых, выстраивание прозрачных финансовых потоков, чтобы они были понятны участникам ЖКХ, и в-третьих, либерализация этого рынка. Нам интересно, чтобы на рынок ЖКХ приходили частные компании. - Насколько нам известно, не все участники тюменского рынка ЖКХ, в том числе и население, на "ура" восприняли ваш проект. - Когда мы начинали работать, большинство компаний, участвующих на рынке ЖКХ, были муниципальными. Нам ставили в упрек, что ОАО пришло в социально значимую сферу ЖКХ. Мы столкнулись с противостоянием депутатов, которые работали в сфере ЖКХ и были директорами тех самых МУПов. Мы понимали, что им не нравилась прозрачная схема распределения денежных средств. В итоге эти компании передавали нам некорректные базы данных: в разных форматах, с искаженной информацией. Например, указывались неправильный размер квартиры или количество проживающих. Когда мы выпустили пробные квитанции, начался бум: жители атаковали приемные пункты. Напряженная ситуация была около четырех месяцев, после того, как нам удалось привести в порядок документы, ситуация выровнялась. - Это может повториться и в Омске? - Возможно, но сейчас у нас есть опыт. Может быть, нам придется выдать пробные квитанции, и, может быть, не одну, чтобы навести порядок в базе данных. В Омске порядка 300 тысяч лицевых счетов. Это примерно столько, сколько сейчас у нас по Тюмени, Тобольску и Ишиму вместе взятым. Думаем, серьезных проблем не будет. - Есть много вопросов, связанных с ЕИРЦ, например, что это будет за предприятие, куда пойдут налоги? - Отмечу сразу, что это будет не филиал, а отдельное предприятие, которое будет зарегистрировано в Омске. Соответственно, и налоги останутся в Омске. Мы инвестируем часть проекта и предоставляем готовую технологию, программный продукт. - Любопытно, сколько ТРИЦ заплатил налогов в прошлом году? - 33 миллиона рублей. - В одном из интервью "БК" прозвучало, что инвесторами в Омск зайдут акционеры ТРИЦа. - В омском проекте инвестором будет ТРИЦ. Он будет акционером совместно с муниципалитетом в Омске. - О каких инвестициях идет речь? - Пока точную цифру назвать сложно. Могу сказать, что оборудование будет стоить порядка 30 млн. рублей. К тому же необходимы деньги на помещение под основной офис, который хотелось бы иметь в собственности, уточнить аренду помещений под пункты, найти и обучить людей, которые будут работать в Центре. Сколько потребуется денег, мы просчитаем более детально, потому что проект еще будет уточняться. - Насколько нам известно, речь может идти о 100 млн. рублей? - Видимо, около того. - По условиям соглашения 25% плюс одна акция должны принадлежать городу. К тому же муниципалитет входит нематериальными активами. Если мы говорим о 100 миллионах, то получается, городу надо войти 25 миллионами рублей. - Схема будет такая: город - 25% плюс одна акция и 75% - ТРИЦ, но, возможно, мы будем привлекать соинвестора, если собственных ресурсов будет недостаточно. Не обязательно это будет Тюмень, это может быть омская компания. Единственное условие: контрольный пакет должен остаться за ТРИЦ, чтобы четко было отслежено соблюдение технологий. Что касается доли города, то нематериальные активы, которые составляют базы данных, - это дорогая вещь. Поэтому вполне реально, что они стоят 25 миллионов рублей. Возможно, в Омске будет создано МУП, которое соберет эти базы, а затем передаст их центру. - В Омске есть банки, которые уже проявили интерес к ЕИРЦ, с каким банками вы готовы работать? - По расчету с населением мы готовы сотрудничать с любыми банками. Кроме того, у нас в Тюмени есть порядка 500 пунктов платежей, действует кэш-система, мы работаем по электронным системам со Сбербанком, со всеми кредитными системами, есть возможность оплачивать через интернет. Для бизнесменов интересен мобильный банк, который в целях экономии времени дает возможность оплачивать с помощью телефона. Все это мы предложим омичам. Решение же по основному банку, в котором сосредоточатся платежи, будем принимать в рабочем порядке. Возможно, это будет крупный коммерческий банк, с которым у нас есть соглашение и которого пока нет в Омске, но возможны и другие варианты. Мы готовы сесть за стол переговоров. - Выполняя роль абонентской службы, какой процент вы предложите? - На самом деле эта цифра договорная. Она может колебаться в зависимости от объема. Есть стандартный набор услуг, который стоит определенную сумму. Но в среднем это будет около 3%. - С какими ресурсоснабжающими структурами будет связан ЕИРЦ? - Думаю, это должны быть все компании рынка услуг ЖКХ - тепловые, водоканал, энергетики, газовая служба. Помимо жилищно-коммунальных услуг по договору могут входить антенна, домофон. У нас в Тюмени широкое применение получает страхование жилья, когда компания заключает договор с жильцами на рассрочку платежа. Безусловно, основное - это "коммуналка", но может быть и социальное направление - монетизация льгот и субсидий, кроме того, система "одного окна", где люди могут получить консультацию по начислению льгот и субсидий. - Проблем не было с этими компаниями? - С кем-то были, а вот службы по домофонам, антеннам сами пришли и попросили нас, чтобы мы такой сервис предложили их абонентам. - С омскими компаниями какие-то переговоры ведутся? - Нам сообщили в горадминистрации, что основные договоренности с омскими компаниями уже есть. Хотя определенные риски имеются. - Что вы имеете в виду? - Все риски достаточно прогнозируемые. Если все "коммунальщики" откажутся от проекта, его просто-напросто не будет. Насколько я знаю, большая часть омских предприятий - частные, поэтому они будут смотреть свою экономику, и, думаю, нам удастся договориться. Это будет в их интересах, потому что пункты приема будут в шаговой доступности, населению проще заплатить, а не накапливать долги из-за банальной нехватки времени на то, чтобы добраться до сберкассы, как это было раньше. - Олег Михайлович, когда омичи смогут воспользоваться услугами местного ЕИРЦ, и на какие сроки окупаемости вы рассчитываете? - В Тюмени центр создавался с октября по декабрь 2003 года. В Омске, если сразу начинаем работать, он будет создан до января этого года. Мы предполагаем, что проект окупится через пять лет. - Сколько пунктов откроется в городе? - Как минимум, по одному пункту в округе. Но мы будем изучать плотность населения. - Насколько система, предложенная вами, надежна? - Если я скажу, что никаких ошибок, вы мне все равно не поверите. Был момент, когда нас подвел один наш партнер - банк. Он переходил на новый программный продукт и задержал информацию о платежах. После чего начисления пошли с учетом задолженности. Конечно, с нашей стороны были объяснения в СМИ. Но вообще наш продукт - универсальная модульная система "Билинг", которую мы сами разрабатывали, - себя зарекомендовал. - Сколько сотрудников будет работать в центре? - У нас в Тюмени около 310 сотрудников. Конечно, из Тюмени в Омск мы специалистов не повезем. В ЕИРЦ будут работать омичи. Мы предложим обучение, по нашему опыту на подготовку специалиста уходит максимум две недели. Кстати, в ТРИЦ работает много студентов, молодых женщин, имеющих маленьких детей, потому что здесь удобный многим двухсменный график работы. - А кто возглавит омский ЕИРЦ, уже известно? - Этот вопрос еще не обсуждали, но лично для нас это не принципиально. Если омская мэрия предложит кандидатуру, почему бы и нет. Главное, чтобы это был грамотный менеджер, который способен управлять предприятием. - И последний вопрос: как будет называться омский информационно-расчетный центр? - Это будет решаться в рабочем порядке, может быть, будет объявлен конкурс. Но лично мне ЕИРЦ как название не нравится, я не люблю аббревиатур. Название должно быть благозвучным и запоминающимся.
ДОСЬЕ
Олег Туровинин родился в Тюмени в 1977 году. Закончил тюменскую сельскохозяйственную академию, факультет экономики и управления народного хозяйства. По окончании вуза в 1999 году уехал работать в село. Затем вернулся в Тюмень, работал экономистом в ЖЭУ. Карьеру "коммунальщика" закончил в должности главного экономиста. В 2003 году принят на должность начальника отдела муниципального заказа администрации города Тюмени. В начале 2004 года занял пост заместителя генерального директора ТРИЦа, а в январе 2007 года назначен и.о. директора ТРИЦа. С февраля того же года по решению Совета директоров ОАО ТРИЦ назначен генеральным директором расчетно-информационного центра. Женат, воспитывает двух дочерей.
Мнение
Евгений Мицкевич, председатель Совета директоров ОАО ТРИЦ, директор департамента жилищно-коммунальной политики Тюменской области: "Я не исключаю, что будет создано техническое задание, по которому создание ЕИРЦ будет просто нам невыгодно. В таком случае мы сдадим заказчику эти условия и уйдем".
- Решение войти в Омск было принято акционерами и инвесторами ТРИЦа, которые готовы участвовать своими денежными средствами в создании омского Единого информационно-расчетного центра. Омский ЕИРЦ будет создан с долей участия муниципалитета. По условиям соглашения, именно омская власть будет диктовать условия, являться правообладателем той информации, которую будет обобщать ТРИЦ, и в конечном итоге руководить. Я считаю, что приход ТРИЦа в Омск не следует связывать с экспансией Тюменской области на чужую территорию. Мы не ставили перед собой задачу получить коммерческую информацию по городу Омску. Выходя на омский рынок, мы как любая коммерческая структура рассматриваем возможность зарабатывания денежных средств. Какие это будут деньги, покажет бизнес-план. Экономика будет диктовать, на какие сроки окупаемости может рассчитывать ТРИЦ с учетом инвестора, который входит совместно в этот проект. Соответственно, будет видно, о каких деньгах можно вести речь. Но оговорюсь сразу, что центр не работает с "живыми" деньгами, он распределяет деньги, которые уходят в ресурсоснабжающие компании. По опыту Тюмени могу сказать, что значительных инвестиций расчетный центр не требует, тем более с учетом того, что город Омск значительно больше Тюмени по количеству проживающих, соответственно обороты компании будут больше, поэтому возможно не только уменьшение процентной ставки, но и сокращение сроков окупаемости. Многое будет зависеть от ресурсоснабжающих организаций, которые войдут в единый центр. Думаю, здесь не обойдется без административного ресурса, потому что надо понимать, что сегодня многие управляющие компании не заинтересованы в открытии всех своих финансовых потоков. Мы этот этап прошли. Повторюсь, мы идем не как завоеватели, а как партнеры. Но я не исключаю, что будет создано техническое задание, по которому создание ЕИРЦ будет просто нам невыгодно. В таком случае мы сдадим заказчику эти условия и уйдем.
Светлана Широковская, Ольга Данилова
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru