Александр Соломатин: "Говорить о следующей ступени в карьерной лестнице пока рано..."
За свои 44 года Александр Соломатин успел износить не один портфель. Школьника в маленькой деревне под Комсомольском-на-Амуре, студента и аспиранта в Ленинграде, заведующего кафедрой и декана в омском педуниверситете, заместителя начальника управления образования мэрии... Последний - министра образования - еще совсем новый.
Александр Соломатин
-Александр Михайлович, вы десять лет проработали в горадминистрации. С чем связан ваш переход в облправительство?
– Меня пригласили на должность первого заместителя министра. – Кто пригласил?
– Бывший министр образования (Валерий Никитин – «БК»). – Получается, вы его подсидели?
– Мне кажется, что я тут ни при чем. – А какие у вас сейчас отношения?
– Мы не общаемся. – Г-на Никитина губернатор публично обвинял в негибкости и безынициативности, называя при этом аппарат министерства до предела обюрокраченным. На решение каких проблем в первую очередь будут направлены ваши усилия?
– В первую очередь, это качество и доступность образования. Подчеркиваю, что качество – это объективный результат учебного процесса. Это принципиальная наша позиция – сделать оценку достижений учащихся как можно более объективной. – Что вы имеете в виду под объективностью оценки и каким образом собираетесь ее повышать?
– Это связано с расширением единого государственного экзамена (ЕГЭ), который сегодня практикуют все школы области для учеников 11 класса. В перспективе, может быть, даже со следующего года, нам бы хотелось проводить мини-ЕГЭ для выпускников 9 класса. Для того чтобы и дети, и их педагоги объективно оценивали свои образовательные достижения. И делали более осознанный выбор своего дальнейшего обучения. Это первое направление. Второе – участие в олимпиадах. За последние два года мы очень неплохо продвинулись в этом направлении. Из двадцати предметных олимпиад, которые проводились на всероссийском уровне в этом году, 19 призовых мест привезли омские школьники. – В последнем «Губернаторском часе» Леонид Полежаев сказал, что ЕГЭ далеко не панацея...
– Губернатор абсолютно прав, что эта процедура сегодня несовершенна. Ее нужно продумывать более основательно и по организации, и по содержанию. С одной стороны, трудно говорить об абсолютной объективности ЕГЭ. С другой – надо признать, что один только ЕГЭ не должен являться оценкой достижений ребенка. Существует несколько проверенных способов повышения объективности оценки. Во-первых, это про- зрачность методики, когда видно всю процедуру и никто не может вмешаться и нарушить ее. Второе – это увеличение количества независимых экспертов. Губернатор правильно говорил о проверке знаний при помощи компьютера, то есть использовании современных средств, которые позволяют объективно оценить ваши достижения. – А вы сдавали хоть раз экзамен компьютеру?
– Много лет назад на компьютере мы сдавали ПДД на права. Было несколько необычно, но, кстати, совершенно объективно. – Вы водите автомобиль?
– Да. У меня «Ниссан» 91 года, я езжу на нем более десяти лет. Мою сам (смеется). – По вашей информации, зарплаты учителя сегодня достаточно, чтобы купить автомобиль?
– Она зависит от количества часов, классного руководства, стажа работы... Средняя зарплата в области сегодня превышает восемь тысяч рублей. – Не так уж и много...
– Эта проблема уже решается. Областной бюджет выделяет 20 тысяч рублей подъемных молодым специалистам, 50 тысяч рублей на приобретение жилья... В результате ежегодно в образовательные учреждения региона приходит более 500 человек. Существуют и другие меры поддержки. В частности, по нацпроекту – это ежегодное выделение 48 лучших школ (квота для Омской области – прим. «БК»), которые получают федеральный и региональный гранд в размере одного миллиона 350 тысяч рублей. По 130 тысяч рублей в прошлом году получил и в этом году получит 161 педагог. – Что касается собственных конкурсов министерства – на приобретение товаров, оказание услуг и так далее...С ними у нас ситуация станет более прозрачной? Нареканий к вашему министерству было немало.
– Мы действуем в жестком соответствии с регламентом. Скажем, совсем недавно в «БК» была опубликована статья про то, что министерство образования не очень корректно провело конкурс на изготовление медалей для выпускников. Когда специалисты прочитали эту заметку, они сказали, что здесь можно говорить о смешении понятий. Вы говорите, что конкурс должен быть объективным, и тут же спрашиваете, почему не выиграла омская фирма? Так вы, значит, отдаете предпочтение приглянувшейся компании? Есть одна точка зрения – беспристрастность и строгое соответствие регламенту, даже если этот регламент не вполне эффективный. Его не мы придумали – он федеральный. И его исполнение очень жестко контролируется, отслеживается специальными контрольными и ревизионными управлениями и комиссиями. С другой стороны, вопросы к процедуре, конечно, есть. Но добропорядочность тех, кто участвует в конкурсе, мы часто не можем полностью проверить. – Сейчас многие стоят перед таким выбором: куда отдать ребенка – в частную школу или в муниципальную. Какова ваша позиция на этот счет?
– Мы поддерживаем частные школы, насколько это возможно. Приглашаем их на свои семинары, оказываем консультационные услуги... Чем больше будет таких образовательных учреждений, тем больше выбора будет у родителей, у ребенка. Но когда мы говорим о качестве образования в этих школах, то, конечно, мы не сравниваем его с муниципальными образовательными учреждениями. Если брать результаты ЕГЭ, среди первых пятидесяти лучших результатов этого года нет ни одного ребенка из частной школы. Они выигрывают в другом: в психологическом сопровождении ребенка, возможности полного дня, тесной работе с родителями... Всегда должна быть вариативность. Другое дело, что эти школы не имеют прямого подчинения нам. Различные формы собственности делают неправомерным наше вмешательство. Это бизнес. Значит, если ты привлекателен и выстраиваешь правильное соотношение цены и качества, то будешь востребован. – А где учатся ваши дети?
– Старший закончил госуниверситет, работает маркетологом, а младший учится в девятнадцатой гимназии. – Домашнее задание у младшего проверяете? На родительские собрания ходите?
– На собрания ходит жена. Домашние задания стараюсь проверять по возможности чаще, хотя ребенок учится хорошо. А в этом году он вообще нам доставил радость – впервые закончил школу без единой четверки. Мы даже купили ему спортивный велосипед, хотя не обещали его до того, какон закончит школу. – На успеваемость сына не влияет тот факт, что папа – министр образования?
– Ну, во-первых, он стал им совсем недавно, а во-вторых, учителя очень требовательные и очень профессиональные. Самое главное, что ребенок с желанием каждый день идет в школу. – А кто ваши учителя по жизни?
– Это школьные учителя в маленькой деревушке под Комсомольском-на-Амуре, где я вырос, руководитель моей кандидатской диссертации, академик РАН Зинаида Васильева... – Что самое важное, на ваш взгляд, вы от них почерпнули?
– Когда я учился в аспирантуре, в рамках научного исследования разработал одну анкету. Перед тем как давать ее студентам, я показал вопросы своему научному руководителю. Тогда она у меня спросила: «Почему вы считаете, что студенты должны ответить на эти вопросы? Что вы сделали для того, чтобы они смогли на них ответить? Ничего? Тогда почему вы считаете, что они должны на них ответить?» С тех пор перед тем как что-то делать или ставить кому-то задачу, я спрашиваю себя, насколько я повлиял на то, чтобы люди могли ее решить. – Вы считаете министерское кресло вершиной своей карьеры?
– Об этом рано говорить. Главное – оправдать доверие самой большой социальной системы и сделать так, чтоб эта система была эффективной. Говорить о следующей ступени в карьерной лестнице пока рано... – Машину не собираетесь поменять к новому портфелю?
– Откуда вы узнали? (Смеется.) Я хочу взять для этого кредит.
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru