Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Рынки. Магазины стройматериалов
№ 26(203) от 11.07.2007

Капремонт строительного рынка начался?

Рынок строительных и отделочных материалов Омска замер в ожидании. Какие изменения спровоцирует появление в нашем городе первого специализированного гипермаркета "Бауцентр"? И спровоцирует ли вообще?

 Формат "Бауцентра" новый для Омска, а для Европы уже вчерашний день.

Так сложился омский рынок строительных и отделочных материалов: основная доля покупательского спроса приходится на рынки. Прежде всего, на два наиболее крупных: "Южный" и "Торговый город". И дело не в том, что омичам подобный формат торговли наиболее удобен, просто у них, по сути, нет альтернативы.
Сегодня основу строительной розницы кроме тематических рынков составляют небольшие специализированные магазины, предлагающие какую-то одну группу товаров, - напольные покрытия, обои, краски, инструмент. Подобный формат во всем мире актуален, как правило, в высоком ценовом сегменте, когда в специализированном магазине, нет, салоне покупатель может найти если не эксклюзив, то хотя бы то, чего нет на рынке. В Омске подобное предложение могут сделать омским "ремонтникам" только продавцы напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, светильников и, пожалуй, все.
Создание в Омске специализированных торговых центров пока вряд ли можно назвать тенденцией: во-первых, их слишком мало, а во-вторых, ни один из них не предлагает тот ассортимент, который мог бы составить стопроцентную конкуренцию рынкам. "Немецкий поселок" неудобен месторасположением, "Новосел" и "Новый дом" - ограниченностью выбора, сказать, что здесь представлены все товарные группы и есть предложение во всех ценовых категориях, нельзя. "Старик Хоттабыч" скорее салон и ориентируется на потребителя со средним и выше среднего доходом. Заметную долю рынка держат и небольшие универсальные магазины ("Стройбат", "Хозяин", "Муравей", "Домострой", "Комсомольская стройка", "Левша" и другие), которые предлагают, что называется, все понемногу. Нельзя назвать лидером рынка и пришедшую в рыночную экономику из Советского Союза сеть "Хозмебельстройторг". Коли­чественно это самая большая в Омске сеть, однако лидерские позиции по потребительскому вниманию она давно уступила более динамично развивающимся, более гибким конкурентам.
Иными словами, самая яркая сегодня черта омского розничного рынка строительных и отделочных материалов - его разрозненность. Делающие ремонт омичи вынуждены обои покупать в одном месте, а линолеум в другом, не говоря уже о коврах и светильниках. Или ходить по рынку от контейнера к контейнеру, играя в "найди десять различий" и с трудом их находя. Парадокс, но не бросается в глаза и разница ассортимента рынков и специализированных магазинов.
Поэтому главным конкурентным преимуществом нового игрока на этом рынке - гипермаркета "Бауцентр" - станет прежде всего его формат, дающий - в теории - возможность купить все необходимое для ремонта и отделки в одном месте. То же говорят в "Бауцентре" о своей ценовой политике - от самого дешевого до элитного в каждой товарной позиции. И тут неважно, кто придет в Омск, - калининградско-омский "Бауцентр", немецкая OBI, французская Castorama... Речь здесь идет о преимуществах не конкретных сетей, а формата DIY (по-русски "сделай сам") как такового.
Война в формате
Согласно западной классификации, на строительном рынке существует три наиболее перспективных формата магазинов DIY: гипермаркет площадью от 10 000 кв. м, супермаркет - 4000-5000 кв. м и небольшой магазин - около 500 кв. м. По оценкам специалистов, самым востребованным сегодня является формат гипермаркета, который предлагает не менее 30-40 тысяч наименований товара. Его целевая аудитория - люди, предпочитающие самостоятельно строить и ремонтировать дома и дачи. Именно этот формат бурно развивается в России, что вполне логично. Для экспансии интересны прежде всего большие города. А большим городам, где, как правило, строительный рынок уже устоялся, интересны новые форматы, размах которых далеко не всегда под силу местным предпринимателям.
Интересен формат гипермаркета и омскому потребителю, прежде всего своей новизной. Уже сейчас эксперты прогнозируют начало войны между форматами на рынке строительных и отделочных материалов Омска. В результате которой в будущем на рынке ритейла, и не только строительного, должно остаться три типа торговых точек - гипермаркеты, специализированные магазины и магазины "у дома", считают эксперты. Последний формат предполагает, что магазин не работает с ограниченной группой товаров, но и не стремится максимально расширить ассортимент. На прилавках таких торговых точек - мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет. Рынки же по своей концепции не вписываются в общую картину рынка будущего.
Первый пошел
По оценкам экспертов, в последнее время омский рынок магазинов строительных и отделочных материалов заметно растет. Сегодня порядка 90-95% новостроек сдаются без внутренней отделки, что стимулирует спрос на общестроительные материалы (сегмент hard DIY). Кроме того, практически 100% новоселов делают косметический ремонт жилья, используя всевозможные отделочные и облицовочные материалы (сегмент soft DIY). Такие потенциальные объемы продаж не могут не привлекать в наш регион все больше продавцов "всего для ремонта".
О своих омских планах заявляли многие, но единственная универсальная федеральная сеть, которая работает сегодня в Омске, - "Старик Хоттабыч". Одной из первых стала присматриваться к нашему городу новосибирская холдинговая компания "Домоцентр", объединяющая сети различных форматов и занимающая около 15% строительного рынка Сибири.
Несколько более реальным кажется появление немецкой сети OBI, которая обещает открыть свой гипермаркет товаров для стройки и дачи в комплексе "МЕГА", первый камень в котором уже заложен шведской IKEA. В обещаниях же французской Castorama и петербургского "Максидома" конкретного упоминания Омска не встречалось. Менеджмент этих компаний только называет количество магазинов, которые они откроют по всей России до конца 2011 года. И цифры эти заставляют предполагать, что уж наш город-мил­лионник в них учтен. И все же в Омск пока никто не торопится, в том числе и потому, что посмотрят на первого и будут учиться на чужих ошибках.
"Бауцентр" пришел в Омск без громких обещаний, построив буквально за полгода здание гипермаркета. Для сравнения: чтобы заложить первый камень будущего торгового центра, принципиальным шведам из IKEA понадобилось более двух лет (столько прошло с момента подписания с омской властью договора о намерениях). Столь не по-омски динамичное развитие "Бауцентру" обеспечивают влиятельные в регионе владельцы, один из которых бывший вице-губернатор Андрей Голушко, а сегодня крупнейший бизнесмен региона, широкой общественности известный прежде всего как владелец компании "Акция". Во многом поэтому калининградская сеть с омским капиталом пока преодолела все проблемы, которыми обычно Омск встречает федералов. Поможет ли влиятельность владельцев "Бауцентра" решить проблемы, которые приготовит ему рынок, - большой вопрос. Административным ресурсом и большими деньгами покупателя заманить можно, но сложно. А недобрую в этом плане службу сослужит здесь отсутствие опыта работы за Уралом. Для "Бауцентра" Омск - только второй регион для экспансии. Первым в ноябре 2006 года стал Краснодар.
На одного новатора десять консерваторов
Появление в Омске "Бауцентра" в преддверии сокращения числа рынков - весьма логичный и взвешенный шаг. К 2008 году в Омске "право на жизнь" будут иметь только цивилизованные форматы торговли. То есть покупателя, даже прикипевшего душой к рынкам и оптовкам, будут учить совершать покупки в правильных местах. Конечно, никто не сомневается, что бывшие рыночные торговцы, лишившись места, начнут искать пути решения проблемы - арендовать места в торговых комплексах, договариваться с магазинами или просто построят ангары. Но, во-первых, эти поиски займут определенное время, а во-вторых, постоянные посетители рынков вряд ли с легкостью пойдут в обычные магазины. В этой ситуации наиболее органичной и естественной заменой рынкам будут гипермаркеты, по ассортименту, площади и уровню цен не уступающие рынкам.
Омичи - народ консервативный и в новый гипермаркет пойдут скорее из любопытства. Как скоро и насколько удачно приживется цивилизованная розница в Омске - еще большой вопрос, а рынки уже успели снискать "покупательскую любовь". До сих пор значительная часть омичей зачастую выбирает место покупки товаров для ремонта по территориальному признаку ("близко живу", "удобно расположен магазин", "не нужно никуда ехать") или по привычке ("я уже там покупал", "знаю качество товара и уровень цен"). Процент так называемых покупателей-новаторов пока весьма невелик. А потому говорить о каком-либо перевороте, который спровоцирует "Бауцентр" на строительном рынке, говорить крайне преждевременно. Чтобы изменения действительно произошли, надо чтобы хотя бы по одному гипермаркету появилось в каждом районе города. Самая очевидная и показательная параллель здесь: продуктовый ритейл. В ожидании появления первого "кэш энд кэрри" омские предприниматели прогнозировали заметное сокращение покупательского потока на рынках, однако этого не произошло. И произойдет, пожалуй, только когда эти самые рынки закроют административные ресурсы, а не рыночные механизмы.
У "Бауцентра" будет, пожалуй, единственная фора - то время, которое они выиграют благодаря тому, что появились первыми. Между тем уже через год буквально в нескольких метрах - по крайней мере так обещают шведы - появится "МЕГА", а в ней такой же DIY - немецкий OBI. Это конкурент посерьезнее строительных рынков. У немцев богатый опыт по освоению самых разных регионов.
Что не отшлифовано?
Формат "Бауцентра" новый для Омска, но уже устаревший для Европы и продвинутых российских регионов. Сегодня будущее даже строительных гипермаркетов за семейными мегацентрами, где продумана каждая мелочь, для того чтобы люди провели в нем как можно больше времени, а заодно и отдохнули. Развлекательный центр, кафе и рестораны разной ценовой категории, игровые и досуговые комнаты для детей - вот что нужно современному покупателю.
Небольшая детская комната, фаст-фуд "Блинка", бесплатные туалеты... Все это будет в "Бауцентре", но смогут ли эти в общем-то не бонусы даже, а необходимые в любом большом магазине удобства покрыть неудобства? Например, не самое удобное месторасположение (ближайшая остановка общественного транспорта расположена в 15-20 минутах ходьбы). По словам Руслана Хакало, директора по маркетингу "Бауцентр-Сибирь", сегодня решается вопрос о том, чтобы подкорректировать транспортную схему Омска так, чтобы общественный транспорт (хотя бы "Газели") "захватывали" на своем пути новый гипермаркет. "Возможно, мы запустим и свои автобусы, но пока об этом говорить рано, - комментирует г-н Хакало. - Опыт других регионов показывает, что пока такой необходимости не было". Не было в других регионах и необходимости открывать гардероб - "ахиллесова пята" практически всех местных торговых комплексов. Зимняя одежда доставляет немало неудобств сибирским покупателям. Эту проблему в "Бауцентре" планируют решить при помощи качественной системы вентиляции.
Нельзя назвать большой и планируемую "Бауцентром" парковку: гипермаркет средней проходимостью пять-восемь тысяч человек в день сможет "принять" до 300 машин. Парковка, удобная для среднестатистического супермаркета, но не для магазина размера "Бауцентра"

 Формат "Бауцентра" новый для Омска, а для Европы уже вчерашний день.

Так сложился омский рынок строительных и отделочных материалов: основная доля покупательского спроса приходится на рынки. Прежде всего, на два наиболее крупных: "Южный" и "Торговый город". И дело не в том, что омичам подобный формат торговли наиболее удобен, просто у них, по сути, нет альтернативы.
Сегодня основу строительной розницы кроме тематических рынков составляют небольшие специализированные магазины, предлагающие какую-то одну группу товаров, - напольные покрытия, обои, краски, инструмент. Подобный формат во всем мире актуален, как правило, в высоком ценовом сегменте, когда в специализированном магазине, нет, салоне покупатель может найти если не эксклюзив, то хотя бы то, чего нет на рынке. В Омске подобное предложение могут сделать омским "ремонтникам" только продавцы напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, светильников и, пожалуй, все.
Создание в Омске специализированных торговых центров пока вряд ли можно назвать тенденцией: во-первых, их слишком мало, а во-вторых, ни один из них не предлагает тот ассортимент, который мог бы составить стопроцентную конкуренцию рынкам. "Немецкий поселок" неудобен месторасположением, "Новосел" и "Новый дом" - ограниченностью выбора, сказать, что здесь представлены все товарные группы и есть предложение во всех ценовых категориях, нельзя. "Старик Хоттабыч" скорее салон и ориентируется на потребителя со средним и выше среднего доходом. Заметную долю рынка держат и небольшие универсальные магазины ("Стройбат", "Хозяин", "Муравей", "Домострой", "Комсомольская стройка", "Левша" и другие), которые предлагают, что называется, все понемногу. Нельзя назвать лидером рынка и пришедшую в рыночную экономику из Советского Союза сеть "Хозмебельстройторг". Коли­чественно это самая большая в Омске сеть, однако лидерские позиции по потребительскому вниманию она давно уступила более динамично развивающимся, более гибким конкурентам.
Иными словами, самая яркая сегодня черта омского розничного рынка строительных и отделочных материалов - его разрозненность. Делающие ремонт омичи вынуждены обои покупать в одном месте, а линолеум в другом, не говоря уже о коврах и светильниках. Или ходить по рынку от контейнера к контейнеру, играя в "найди десять различий" и с трудом их находя. Парадокс, но не бросается в глаза и разница ассортимента рынков и специализированных магазинов.
Поэтому главным конкурентным преимуществом нового игрока на этом рынке - гипермаркета "Бауцентр" - станет прежде всего его формат, дающий - в теории - возможность купить все необходимое для ремонта и отделки в одном месте. То же говорят в "Бауцентре" о своей ценовой политике - от самого дешевого до элитного в каждой товарной позиции. И тут неважно, кто придет в Омск, - калининградско-омский "Бауцентр", немецкая OBI, французская Castorama... Речь здесь идет о преимуществах не конкретных сетей, а формата DIY (по-русски "сделай сам") как такового.
Война в формате
Согласно западной классификации, на строительном рынке существует три наиболее перспективных формата магазинов DIY: гипермаркет площадью от 10 000 кв. м, супермаркет - 4000-5000 кв. м и небольшой магазин - около 500 кв. м. По оценкам специалистов, самым востребованным сегодня является формат гипермаркета, который предлагает не менее 30-40 тысяч наименований товара. Его целевая аудитория - люди, предпочитающие самостоятельно строить и ремонтировать дома и дачи. Именно этот формат бурно развивается в России, что вполне логично. Для экспансии интересны прежде всего большие города. А большим городам, где, как правило, строительный рынок уже устоялся, интересны новые форматы, размах которых далеко не всегда под силу местным предпринимателям.
Интересен формат гипермаркета и омскому потребителю, прежде всего своей новизной. Уже сейчас эксперты прогнозируют начало войны между форматами на рынке строительных и отделочных материалов Омска. В результате которой в будущем на рынке ритейла, и не только строительного, должно остаться три типа торговых точек - гипермаркеты, специализированные магазины и магазины "у дома", считают эксперты. Последний формат предполагает, что магазин не работает с ограниченной группой товаров, но и не стремится максимально расширить ассортимент. На прилавках таких торговых точек - мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет. Рынки же по своей концепции не вписываются в общую картину рынка будущего.
Первый пошел
По оценкам экспертов, в последнее время омский рынок магазинов строительных и отделочных материалов заметно растет. Сегодня порядка 90-95% новостроек сдаются без внутренней отделки, что стимулирует спрос на общестроительные материалы (сегмент hard DIY). Кроме того, практически 100% новоселов делают косметический ремонт жилья, используя всевозможные отделочные и облицовочные материалы (сегмент soft DIY). Такие потенциальные объемы продаж не могут не привлекать в наш регион все больше продавцов "всего для ремонта".
О своих омских планах заявляли многие, но единственная универсальная федеральная сеть, которая работает сегодня в Омске, - "Старик Хоттабыч". Одной из первых стала присматриваться к нашему городу новосибирская холдинговая компания "Домоцентр", объединяющая сети различных форматов и занимающая около 15% строительного рынка Сибири.
Несколько более реальным кажется появление немецкой сети OBI, которая обещает открыть свой гипермаркет товаров для стройки и дачи в комплексе "МЕГА", первый камень в котором уже заложен шведской IKEA. В обещаниях же французской Castorama и петербургского "Максидома" конкретного упоминания Омска не встречалось. Менеджмент этих компаний только называет количество магазинов, которые они откроют по всей России до конца 2011 года. И цифры эти заставляют предполагать, что уж наш город-мил­лионник в них учтен. И все же в Омск пока никто не торопится, в том числе и потому, что посмотрят на первого и будут учиться на чужих ошибках.
"Бауцентр" пришел в Омск без громких обещаний, построив буквально за полгода здание гипермаркета. Для сравнения: чтобы заложить первый камень будущего торгового центра, принципиальным шведам из IKEA понадобилось более двух лет (столько прошло с момента подписания с омской властью договора о намерениях). Столь не по-омски динамичное развитие "Бауцентру" обеспечивают влиятельные в регионе владельцы, один из которых бывший вице-губернатор Андрей Голушко, а сегодня крупнейший бизнесмен региона, широкой общественности известный прежде всего как владелец компании "Акция". Во многом поэтому калининградская сеть с омским капиталом пока преодолела все проблемы, которыми обычно Омск встречает федералов. Поможет ли влиятельность владельцев "Бауцентра" решить проблемы, которые приготовит ему рынок, - большой вопрос. Административным ресурсом и большими деньгами покупателя заманить можно, но сложно. А недобрую в этом плане службу сослужит здесь отсутствие опыта работы за Уралом. Для "Бауцентра" Омск - только второй регион для экспансии. Первым в ноябре 2006 года стал Краснодар.
На одного новатора десять консерваторов
Появление в Омске "Бауцентра" в преддверии сокращения числа рынков - весьма логичный и взвешенный шаг. К 2008 году в Омске "право на жизнь" будут иметь только цивилизованные форматы торговли. То есть покупателя, даже прикипевшего душой к рынкам и оптовкам, будут учить совершать покупки в правильных местах. Конечно, никто не сомневается, что бывшие рыночные торговцы, лишившись места, начнут искать пути решения проблемы - арендовать места в торговых комплексах, договариваться с магазинами или просто построят ангары. Но, во-первых, эти поиски займут определенное время, а во-вторых, постоянные посетители рынков вряд ли с легкостью пойдут в обычные магазины. В этой ситуации наиболее органичной и естественной заменой рынкам будут гипермаркеты, по ассортименту, площади и уровню цен не уступающие рынкам.
Омичи - народ консервативный и в новый гипермаркет пойдут скорее из любопытства. Как скоро и насколько удачно приживется цивилизованная розница в Омске - еще большой вопрос, а рынки уже успели снискать "покупательскую любовь". До сих пор значительная часть омичей зачастую выбирает место покупки товаров для ремонта по территориальному признаку ("близко живу", "удобно расположен магазин", "не нужно никуда ехать") или по привычке ("я уже там покупал", "знаю качество товара и уровень цен"). Процент так называемых покупателей-новаторов пока весьма невелик. А потому говорить о каком-либо перевороте, который спровоцирует "Бауцентр" на строительном рынке, говорить крайне преждевременно. Чтобы изменения действительно произошли, надо чтобы хотя бы по одному гипермаркету появилось в каждом районе города. Самая очевидная и показательная параллель здесь: продуктовый ритейл. В ожидании появления первого "кэш энд кэрри" омские предприниматели прогнозировали заметное сокращение покупательского потока на рынках, однако этого не произошло. И произойдет, пожалуй, только когда эти самые рынки закроют административные ресурсы, а не рыночные механизмы.
У "Бауцентра" будет, пожалуй, единственная фора - то время, которое они выиграют благодаря тому, что появились первыми. Между тем уже через год буквально в нескольких метрах - по крайней мере так обещают шведы - появится "МЕГА", а в ней такой же DIY - немецкий OBI. Это конкурент посерьезнее строительных рынков. У немцев богатый опыт по освоению самых разных регионов.
Что не отшлифовано?
Формат "Бауцентра" новый для Омска, но уже устаревший для Европы и продвинутых российских регионов. Сегодня будущее даже строительных гипермаркетов за семейными мегацентрами, где продумана каждая мелочь, для того чтобы люди провели в нем как можно больше времени, а заодно и отдохнули. Развлекательный центр, кафе и рестораны разной ценовой категории, игровые и досуговые комнаты для детей - вот что нужно современному покупателю.
Небольшая детская комната, фаст-фуд "Блинка", бесплатные туалеты... Все это будет в "Бауцентре", но смогут ли эти в общем-то не бонусы даже, а необходимые в любом большом магазине удобства покрыть неудобства? Например, не самое удобное месторасположение (ближайшая остановка общественного транспорта расположена в 15-20 минутах ходьбы). По словам Руслана Хакало, директора по маркетингу "Бауцентр-Сибирь", сегодня решается вопрос о том, чтобы подкорректировать транспортную схему Омска так, чтобы общественный транспорт (хотя бы "Газели") "захватывали" на своем пути новый гипермаркет. "Возможно, мы запустим и свои автобусы, но пока об этом говорить рано, - комментирует г-н Хакало. - Опыт других регионов показывает, что пока такой необходимости не было". Не было в других регионах и необходимости открывать гардероб - "ахиллесова пята" практически всех местных торговых комплексов. Зимняя одежда доставляет немало неудобств сибирским покупателям. Эту проблему в "Бауцентре" планируют решить при помощи качественной системы вентиляции.
Нельзя назвать большой и планируемую "Бауцентром" парковку: гипермаркет средней проходимостью пять-восемь тысяч человек в день сможет "принять" до 300 машин. Парковка, удобная для среднестатистического супермаркета, но не для магазина размера "Бауцентра"

 Формат "Бауцентра" новый для Омска, а для Европы уже вчерашний день.

Так сложился омский рынок строительных и отделочных материалов: основная доля покупательского спроса приходится на рынки. Прежде всего, на два наиболее крупных: "Южный" и "Торговый город". И дело не в том, что омичам подобный формат торговли наиболее удобен, просто у них, по сути, нет альтернативы.
Сегодня основу строительной розницы кроме тематических рынков составляют небольшие специализированные магазины, предлагающие какую-то одну группу товаров, - напольные покрытия, обои, краски, инструмент. Подобный формат во всем мире актуален, как правило, в высоком ценовом сегменте, когда в специализированном магазине, нет, салоне покупатель может найти если не эксклюзив, то хотя бы то, чего нет на рынке. В Омске подобное предложение могут сделать омским "ремонтникам" только продавцы напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, светильников и, пожалуй, все.
Создание в Омске специализированных торговых центров пока вряд ли можно назвать тенденцией: во-первых, их слишком мало, а во-вторых, ни один из них не предлагает тот ассортимент, который мог бы составить стопроцентную конкуренцию рынкам. "Немецкий поселок" неудобен месторасположением, "Новосел" и "Новый дом" - ограниченностью выбора, сказать, что здесь представлены все товарные группы и есть предложение во всех ценовых категориях, нельзя. "Старик Хоттабыч" скорее салон и ориентируется на потребителя со средним и выше среднего доходом. Заметную долю рынка держат и небольшие универсальные магазины ("Стройбат", "Хозяин", "Муравей", "Домострой", "Комсомольская стройка", "Левша" и другие), которые предлагают, что называется, все понемногу. Нельзя назвать лидером рынка и пришедшую в рыночную экономику из Советского Союза сеть "Хозмебельстройторг". Коли­чественно это самая большая в Омске сеть, однако лидерские позиции по потребительскому вниманию она давно уступила более динамично развивающимся, более гибким конкурентам.
Иными словами, самая яркая сегодня черта омского розничного рынка строительных и отделочных материалов - его разрозненность. Делающие ремонт омичи вынуждены обои покупать в одном месте, а линолеум в другом, не говоря уже о коврах и светильниках. Или ходить по рынку от контейнера к контейнеру, играя в "найди десять различий" и с трудом их находя. Парадокс, но не бросается в глаза и разница ассортимента рынков и специализированных магазинов.
Поэтому главным конкурентным преимуществом нового игрока на этом рынке - гипермаркета "Бауцентр" - станет прежде всего его формат, дающий - в теории - возможность купить все необходимое для ремонта и отделки в одном месте. То же говорят в "Бауцентре" о своей ценовой политике - от самого дешевого до элитного в каждой товарной позиции. И тут неважно, кто придет в Омск, - калининградско-омский "Бауцентр", немецкая OBI, французская Castorama... Речь здесь идет о преимуществах не конкретных сетей, а формата DIY (по-русски "сделай сам") как такового.
Война в формате
Согласно западной классификации, на строительном рынке существует три наиболее перспективных формата магазинов DIY: гипермаркет площадью от 10 000 кв. м, супермаркет - 4000-5000 кв. м и небольшой магазин - около 500 кв. м. По оценкам специалистов, самым востребованным сегодня является формат гипермаркета, который предлагает не менее 30-40 тысяч наименований товара. Его целевая аудитория - люди, предпочитающие самостоятельно строить и ремонтировать дома и дачи. Именно этот формат бурно развивается в России, что вполне логично. Для экспансии интересны прежде всего большие города. А большим городам, где, как правило, строительный рынок уже устоялся, интересны новые форматы, размах которых далеко не всегда под силу местным предпринимателям.
Интересен формат гипермаркета и омскому потребителю, прежде всего своей новизной. Уже сейчас эксперты прогнозируют начало войны между форматами на рынке строительных и отделочных материалов Омска. В результате которой в будущем на рынке ритейла, и не только строительного, должно остаться три типа торговых точек - гипермаркеты, специализированные магазины и магазины "у дома", считают эксперты. Последний формат предполагает, что магазин не работает с ограниченной группой товаров, но и не стремится максимально расширить ассортимент. На прилавках таких торговых точек - мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет. Рынки же по своей концепции не вписываются в общую картину рынка будущего.
Первый пошел
По оценкам экспертов, в последнее время омский рынок магазинов строительных и отделочных материалов заметно растет. Сегодня порядка 90-95% новостроек сдаются без внутренней отделки, что стимулирует спрос на общестроительные материалы (сегмент hard DIY). Кроме того, практически 100% новоселов делают косметический ремонт жилья, используя всевозможные отделочные и облицовочные материалы (сегмент soft DIY). Такие потенциальные объемы продаж не могут не привлекать в наш регион все больше продавцов "всего для ремонта".
О своих омских планах заявляли многие, но единственная универсальная федеральная сеть, которая работает сегодня в Омске, - "Старик Хоттабыч". Одной из первых стала присматриваться к нашему городу новосибирская холдинговая компания "Домоцентр", объединяющая сети различных форматов и занимающая около 15% строительного рынка Сибири.
Несколько более реальным кажется появление немецкой сети OBI, которая обещает открыть свой гипермаркет товаров для стройки и дачи в комплексе "МЕГА", первый камень в котором уже заложен шведской IKEA. В обещаниях же французской Castorama и петербургского "Максидома" конкретного упоминания Омска не встречалось. Менеджмент этих компаний только называет количество магазинов, которые они откроют по всей России до конца 2011 года. И цифры эти заставляют предполагать, что уж наш город-мил­лионник в них учтен. И все же в Омск пока никто не торопится, в том числе и потому, что посмотрят на первого и будут учиться на чужих ошибках.
"Бауцентр" пришел в Омск без громких обещаний, построив буквально за полгода здание гипермаркета. Для сравнения: чтобы заложить первый камень будущего торгового центра, принципиальным шведам из IKEA понадобилось более двух лет (столько прошло с момента подписания с омской властью договора о намерениях). Столь не по-омски динамичное развитие "Бауцентру" обеспечивают влиятельные в регионе владельцы, один из которых бывший вице-губернатор Андрей Голушко, а сегодня крупнейший бизнесмен региона, широкой общественности известный прежде всего как владелец компании "Акция". Во многом поэтому калининградская сеть с омским капиталом пока преодолела все проблемы, которыми обычно Омск встречает федералов. Поможет ли влиятельность владельцев "Бауцентра" решить проблемы, которые приготовит ему рынок, - большой вопрос. Административным ресурсом и большими деньгами покупателя заманить можно, но сложно. А недобрую в этом плане службу сослужит здесь отсутствие опыта работы за Уралом. Для "Бауцентра" Омск - только второй регион для экспансии. Первым в ноябре 2006 года стал Краснодар.
На одного новатора десять консерваторов
Появление в Омске "Бауцентра" в преддверии сокращения числа рынков - весьма логичный и взвешенный шаг. К 2008 году в Омске "право на жизнь" будут иметь только цивилизованные форматы торговли. То есть покупателя, даже прикипевшего душой к рынкам и оптовкам, будут учить совершать покупки в правильных местах. Конечно, никто не сомневается, что бывшие рыночные торговцы, лишившись места, начнут искать пути решения проблемы - арендовать места в торговых комплексах, договариваться с магазинами или просто построят ангары. Но, во-первых, эти поиски займут определенное время, а во-вторых, постоянные посетители рынков вряд ли с легкостью пойдут в обычные магазины. В этой ситуации наиболее органичной и естественной заменой рынкам будут гипермаркеты, по ассортименту, площади и уровню цен не уступающие рынкам.
Омичи - народ консервативный и в новый гипермаркет пойдут скорее из любопытства. Как скоро и насколько удачно приживется цивилизованная розница в Омске - еще большой вопрос, а рынки уже успели снискать "покупательскую любовь". До сих пор значительная часть омичей зачастую выбирает место покупки товаров для ремонта по территориальному признаку ("близко живу", "удобно расположен магазин", "не нужно никуда ехать") или по привычке ("я уже там покупал", "знаю качество товара и уровень цен"). Процент так называемых покупателей-новаторов пока весьма невелик. А потому говорить о каком-либо перевороте, который спровоцирует "Бауцентр" на строительном рынке, говорить крайне преждевременно. Чтобы изменения действительно произошли, надо чтобы хотя бы по одному гипермаркету появилось в каждом районе города. Самая очевидная и показательная параллель здесь: продуктовый ритейл. В ожидании появления первого "кэш энд кэрри" омские предприниматели прогнозировали заметное сокращение покупательского потока на рынках, однако этого не произошло. И произойдет, пожалуй, только когда эти самые рынки закроют административные ресурсы, а не рыночные механизмы.
У "Бауцентра" будет, пожалуй, единственная фора - то время, которое они выиграют благодаря тому, что появились первыми. Между тем уже через год буквально в нескольких метрах - по крайней мере так обещают шведы - появится "МЕГА", а в ней такой же DIY - немецкий OBI. Это конкурент посерьезнее строительных рынков. У немцев богатый опыт по освоению самых разных регионов.
Что не отшлифовано?
Формат "Бауцентра" новый для Омска, но уже устаревший для Европы и продвинутых российских регионов. Сегодня будущее даже строительных гипермаркетов за семейными мегацентрами, где продумана каждая мелочь, для того чтобы люди провели в нем как можно больше времени, а заодно и отдохнули. Развлекательный центр, кафе и рестораны разной ценовой категории, игровые и досуговые комнаты для детей - вот что нужно современному покупателю.
Небольшая детская комната, фаст-фуд "Блинка", бесплатные туалеты... Все это будет в "Бауцентре", но смогут ли эти в общем-то не бонусы даже, а необходимые в любом большом магазине удобства покрыть неудобства? Например, не самое удобное месторасположение (ближайшая остановка общественного транспорта расположена в 15-20 минутах ходьбы). По словам Руслана Хакало, директора по маркетингу "Бауцентр-Сибирь", сегодня решается вопрос о том, чтобы подкорректировать транспортную схему Омска так, чтобы общественный транспорт (хотя бы "Газели") "захватывали" на своем пути новый гипермаркет. "Возможно, мы запустим и свои автобусы, но пока об этом говорить рано, - комментирует г-н Хакало. - Опыт других регионов показывает, что пока такой необходимости не было". Не было в других регионах и необходимости открывать гардероб - "ахиллесова пята" практически всех местных торговых комплексов. Зимняя одежда доставляет немало неудобств сибирским покупателям. Эту проблему в "Бауцентре" планируют решить при помощи качественной системы вентиляции.
Нельзя назвать большой и планируемую "Бауцентром" парковку: гипермаркет средней проходимостью пять-восемь тысяч человек в день сможет "принять" до 300 машин. Парковка, удобная для среднестатистического супермаркета, но не для магазина размера "Бауцентра"

 Формат "Бауцентра" новый для Омска, а для Европы уже вчерашний день.

Так сложился омский рынок строительных и отделочных материалов: основная доля покупательского спроса приходится на рынки. Прежде всего, на два наиболее крупных: "Южный" и "Торговый город". И дело не в том, что омичам подобный формат торговли наиболее удобен, просто у них, по сути, нет альтернативы.
Сегодня основу строительной розницы кроме тематических рынков составляют небольшие специализированные магазины, предлагающие какую-то одну группу товаров, - напольные покрытия, обои, краски, инструмент. Подобный формат во всем мире актуален, как правило, в высоком ценовом сегменте, когда в специализированном магазине, нет, салоне покупатель может найти если не эксклюзив, то хотя бы то, чего нет на рынке. В Омске подобное предложение могут сделать омским "ремонтникам" только продавцы напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, светильников и, пожалуй, все.
Создание в Омске специализированных торговых центров пока вряд ли можно назвать тенденцией: во-первых, их слишком мало, а во-вторых, ни один из них не предлагает тот ассортимент, который мог бы составить стопроцентную конкуренцию рынкам. "Немецкий поселок" неудобен месторасположением, "Новосел" и "Новый дом" - ограниченностью выбора, сказать, что здесь представлены все товарные группы и есть предложение во всех ценовых категориях, нельзя. "Старик Хоттабыч" скорее салон и ориентируется на потребителя со средним и выше среднего доходом. Заметную долю рынка держат и небольшие универсальные магазины ("Стройбат", "Хозяин", "Муравей", "Домострой", "Комсомольская стройка", "Левша" и другие), которые предлагают, что называется, все понемногу. Нельзя назвать лидером рынка и пришедшую в рыночную экономику из Советского Союза сеть "Хозмебельстройторг". Коли­чественно это самая большая в Омске сеть, однако лидерские позиции по потребительскому вниманию она давно уступила более динамично развивающимся, более гибким конкурентам.
Иными словами, самая яркая сегодня черта омского розничного рынка строительных и отделочных материалов - его разрозненность. Делающие ремонт омичи вынуждены обои покупать в одном месте, а линолеум в другом, не говоря уже о коврах и светильниках. Или ходить по рынку от контейнера к контейнеру, играя в "найди десять различий" и с трудом их находя. Парадокс, но не бросается в глаза и разница ассортимента рынков и специализированных магазинов.
Поэтому главным конкурентным преимуществом нового игрока на этом рынке - гипермаркета "Бауцентр" - станет прежде всего его формат, дающий - в теории - возможность купить все необходимое для ремонта и отделки в одном месте. То же говорят в "Бауцентре" о своей ценовой политике - от самого дешевого до элитного в каждой товарной позиции. И тут неважно, кто придет в Омск, - калининградско-омский "Бауцентр", немецкая OBI, французская Castorama... Речь здесь идет о преимуществах не конкретных сетей, а формата DIY (по-русски "сделай сам") как такового.
Война в формате
Согласно западной классификации, на строительном рынке существует три наиболее перспективных формата магазинов DIY: гипермаркет площадью от 10 000 кв. м, супермаркет - 4000-5000 кв. м и небольшой магазин - около 500 кв. м. По оценкам специалистов, самым востребованным сегодня является формат гипермаркета, который предлагает не менее 30-40 тысяч наименований товара. Его целевая аудитория - люди, предпочитающие самостоятельно строить и ремонтировать дома и дачи. Именно этот формат бурно развивается в России, что вполне логично. Для экспансии интересны прежде всего большие города. А большим городам, где, как правило, строительный рынок уже устоялся, интересны новые форматы, размах которых далеко не всегда под силу местным предпринимателям.
Интересен формат гипермаркета и омскому потребителю, прежде всего своей новизной. Уже сейчас эксперты прогнозируют начало войны между форматами на рынке строительных и отделочных материалов Омска. В результате которой в будущем на рынке ритейла, и не только строительного, должно остаться три типа торговых точек - гипермаркеты, специализированные магазины и магазины "у дома", считают эксперты. Последний формат предполагает, что магазин не работает с ограниченной группой товаров, но и не стремится максимально расширить ассортимент. На прилавках таких торговых точек - мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет. Рынки же по своей концепции не вписываются в общую картину рынка будущего.
Первый пошел
По оценкам экспертов, в последнее время омский рынок магазинов строительных и отделочных материалов заметно растет. Сегодня порядка 90-95% новостроек сдаются без внутренней отделки, что стимулирует спрос на общестроительные материалы (сегмент hard DIY). Кроме того, практически 100% новоселов делают косметический ремонт жилья, используя всевозможные отделочные и облицовочные материалы (сегмент soft DIY). Такие потенциальные объемы продаж не могут не привлекать в наш регион все больше продавцов "всего для ремонта".
О своих омских планах заявляли многие, но единственная универсальная федеральная сеть, которая работает сегодня в Омске, - "Старик Хоттабыч". Одной из первых стала присматриваться к нашему городу новосибирская холдинговая компания "Домоцентр", объединяющая сети различных форматов и занимающая около 15% строительного рынка Сибири.
Несколько более реальным кажется появление немецкой сети OBI, которая обещает открыть свой гипермаркет товаров для стройки и дачи в комплексе "МЕГА", первый камень в котором уже заложен шведской IKEA. В обещаниях же французской Castorama и петербургского "Максидома" конкретного упоминания Омска не встречалось. Менеджмент этих компаний только называет количество магазинов, которые они откроют по всей России до конца 2011 года. И цифры эти заставляют предполагать, что уж наш город-мил­лионник в них учтен. И все же в Омск пока никто не торопится, в том числе и потому, что посмотрят на первого и будут учиться на чужих ошибках.
"Бауцентр" пришел в Омск без громких обещаний, построив буквально за полгода здание гипермаркета. Для сравнения: чтобы заложить первый камень будущего торгового центра, принципиальным шведам из IKEA понадобилось более двух лет (столько прошло с момента подписания с омской властью договора о намерениях). Столь не по-омски динамичное развитие "Бауцентру" обеспечивают влиятельные в регионе владельцы, один из которых бывший вице-губернатор Андрей Голушко, а сегодня крупнейший бизнесмен региона, широкой общественности известный прежде всего как владелец компании "Акция". Во многом поэтому калининградская сеть с омским капиталом пока преодолела все проблемы, которыми обычно Омск встречает федералов. Поможет ли влиятельность владельцев "Бауцентра" решить проблемы, которые приготовит ему рынок, - большой вопрос. Административным ресурсом и большими деньгами покупателя заманить можно, но сложно. А недобрую в этом плане службу сослужит здесь отсутствие опыта работы за Уралом. Для "Бауцентра" Омск - только второй регион для экспансии. Первым в ноябре 2006 года стал Краснодар.
На одного новатора десять консерваторов
Появление в Омске "Бауцентра" в преддверии сокращения числа рынков - весьма логичный и взвешенный шаг. К 2008 году в Омске "право на жизнь" будут иметь только цивилизованные форматы торговли. То есть покупателя, даже прикипевшего душой к рынкам и оптовкам, будут учить совершать покупки в правильных местах. Конечно, никто не сомневается, что бывшие рыночные торговцы, лишившись места, начнут искать пути решения проблемы - арендовать места в торговых комплексах, договариваться с магазинами или просто построят ангары. Но, во-первых, эти поиски займут определенное время, а во-вторых, постоянные посетители рынков вряд ли с легкостью пойдут в обычные магазины. В этой ситуации наиболее органичной и естественной заменой рынкам будут гипермаркеты, по ассортименту, площади и уровню цен не уступающие рынкам.
Омичи - народ консервативный и в новый гипермаркет пойдут скорее из любопытства. Как скоро и насколько удачно приживется цивилизованная розница в Омске - еще большой вопрос, а рынки уже успели снискать "покупательскую любовь". До сих пор значительная часть омичей зачастую выбирает место покупки товаров для ремонта по территориальному признаку ("близко живу", "удобно расположен магазин", "не нужно никуда ехать") или по привычке ("я уже там покупал", "знаю качество товара и уровень цен"). Процент так называемых покупателей-новаторов пока весьма невелик. А потому говорить о каком-либо перевороте, который спровоцирует "Бауцентр" на строительном рынке, говорить крайне преждевременно. Чтобы изменения действительно произошли, надо чтобы хотя бы по одному гипермаркету появилось в каждом районе города. Самая очевидная и показательная параллель здесь: продуктовый ритейл. В ожидании появления первого "кэш энд кэрри" омские предприниматели прогнозировали заметное сокращение покупательского потока на рынках, однако этого не произошло. И произойдет, пожалуй, только когда эти самые рынки закроют административные ресурсы, а не рыночные механизмы.
У "Бауцентра" будет, пожалуй, единственная фора - то время, которое они выиграют благодаря тому, что появились первыми. Между тем уже через год буквально в нескольких метрах - по крайней мере так обещают шведы - появится "МЕГА", а в ней такой же DIY - немецкий OBI. Это конкурент посерьезнее строительных рынков. У немцев богатый опыт по освоению самых разных регионов.
Что не отшлифовано?
Формат "Бауцентра" новый для Омска, но уже устаревший для Европы и продвинутых российских регионов. Сегодня будущее даже строительных гипермаркетов за семейными мегацентрами, где продумана каждая мелочь, для того чтобы люди провели в нем как можно больше времени, а заодно и отдохнули. Развлекательный центр, кафе и рестораны разной ценовой категории, игровые и досуговые комнаты для детей - вот что нужно современному покупателю.
Небольшая детская комната, фаст-фуд "Блинка", бесплатные туалеты... Все это будет в "Бауцентре", но смогут ли эти в общем-то не бонусы даже, а необходимые в любом большом магазине удобства покрыть неудобства? Например, не самое удобное месторасположение (ближайшая остановка общественного транспорта расположена в 15-20 минутах ходьбы). По словам Руслана Хакало, директора по маркетингу "Бауцентр-Сибирь", сегодня решается вопрос о том, чтобы подкорректировать транспортную схему Омска так, чтобы общественный транспорт (хотя бы "Газели") "захватывали" на своем пути новый гипермаркет. "Возможно, мы запустим и свои автобусы, но пока об этом говорить рано, - комментирует г-н Хакало. - Опыт других регионов показывает, что пока такой необходимости не было". Не было в других регионах и необходимости открывать гардероб - "ахиллесова пята" практически всех местных торговых комплексов. Зимняя одежда доставляет немало неудобств сибирским покупателям. Эту проблему в "Бауцентре" планируют решить при помощи качественной системы вентиляции.
Нельзя назвать большой и планируемую "Бауцентром" парковку: гипермаркет средней проходимостью пять-восемь тысяч человек в день сможет "принять" до 300 машин. Парковка, удобная для среднестатистического супермаркета, но не для магазина размера "Бауцентра"

 Формат "Бауцентра" новый для Омска, а для Европы уже вчерашний день.

Так сложился омский рынок строительных и отделочных материалов: основная доля покупательского спроса приходится на рынки. Прежде всего, на два наиболее крупных: "Южный" и "Торговый город". И дело не в том, что омичам подобный формат торговли наиболее удобен, просто у них, по сути, нет альтернативы.
Сегодня основу строительной розницы кроме тематических рынков составляют небольшие специализированные магазины, предлагающие какую-то одну группу товаров, - напольные покрытия, обои, краски, инструмент. Подобный формат во всем мире актуален, как правило, в высоком ценовом сегменте, когда в специализированном магазине, нет, салоне покупатель может найти если не эксклюзив, то хотя бы то, чего нет на рынке. В Омске подобное предложение могут сделать омским "ремонтникам" только продавцы напольных покрытий, керамической плитки, сантехники, светильников и, пожалуй, все.
Создание в Омске специализированных торговых центров пока вряд ли можно назвать тенденцией: во-первых, их слишком мало, а во-вторых, ни один из них не предлагает тот ассортимент, который мог бы составить стопроцентную конкуренцию рынкам. "Немецкий поселок" неудобен месторасположением, "Новосел" и "Новый дом" - ограниченностью выбора, сказать, что здесь представлены все товарные группы и есть предложение во всех ценовых категориях, нельзя. "Старик Хоттабыч" скорее салон и ориентируется на потребителя со средним и выше среднего доходом. Заметную долю рынка держат и небольшие универсальные магазины ("Стройбат", "Хозяин", "Муравей", "Домострой", "Комсомольская стройка", "Левша" и другие), которые предлагают, что называется, все понемногу. Нельзя назвать лидером рынка и пришедшую в рыночную экономику из Советского Союза сеть "Хозмебельстройторг". Коли­чественно это самая большая в Омске сеть, однако лидерские позиции по потребительскому вниманию она давно уступила более динамично развивающимся, более гибким конкурентам.
Иными словами, самая яркая сегодня черта омского розничного рынка строительных и отделочных материалов - его разрозненность. Делающие ремонт омичи вынуждены обои покупать в одном месте, а линолеум в другом, не говоря уже о коврах и светильниках. Или ходить по рынку от контейнера к контейнеру, играя в "найди десять различий" и с трудом их находя. Парадокс, но не бросается в глаза и разница ассортимента рынков и специализированных магазинов.
Поэтому главным конкурентным преимуществом нового игрока на этом рынке - гипермаркета "Бауцентр" - станет прежде всего его формат, дающий - в теории - возможность купить все необходимое для ремонта и отделки в одном месте. То же говорят в "Бауцентре" о своей ценовой политике - от самого дешевого до элитного в каждой товарной позиции. И тут неважно, кто придет в Омск, - калининградско-омский "Бауцентр", немецкая OBI, французская Castorama... Речь здесь идет о преимуществах не конкретных сетей, а формата DIY (по-русски "сделай сам") как такового.
Война в формате
Согласно западной классификации, на строительном рынке существует три наиболее перспективных формата магазинов DIY: гипермаркет площадью от 10 000 кв. м, супермаркет - 4000-5000 кв. м и небольшой магазин - около 500 кв. м. По оценкам специалистов, самым востребованным сегодня является формат гипермаркета, который предлагает не менее 30-40 тысяч наименований товара. Его целевая аудитория - люди, предпочитающие самостоятельно строить и ремонтировать дома и дачи. Именно этот формат бурно развивается в России, что вполне логично. Для экспансии интересны прежде всего большие города. А большим городам, где, как правило, строительный рынок уже устоялся, интересны новые форматы, размах которых далеко не всегда под силу местным предпринимателям.
Интересен формат гипермаркета и омскому потребителю, прежде всего своей новизной. Уже сейчас эксперты прогнозируют начало войны между форматами на рынке строительных и отделочных материалов Омска. В результате которой в будущем на рынке ритейла, и не только строительного, должно остаться три типа торговых точек - гипермаркеты, специализированные магазины и магазины "у дома", считают эксперты. Последний формат предполагает, что магазин не работает с ограниченной группой товаров, но и не стремится максимально расширить ассортимент. На прилавках таких торговых точек - мелкий инструмент и минимальный набор товаров для ремонта, за которыми покупатель в гипермаркет не поедет. Рынки же по своей концепции не вписываются в общую картину рынка будущего.
Первый пошел
По оценкам экспертов, в последнее время омский рынок магазинов строительных и отделочных материалов заметно растет. Сегодня порядка 90-95% новостроек сдаются без внутренней отделки, что стимулирует спрос на общестроительные материалы (сегмент hard DIY). Кроме того, практически 100% новоселов делают косметический ремонт жилья, используя всевозможные отделочные и облицовочные материалы (сегмент soft DIY). Такие потенциальные объемы продаж не могут не привлекать в наш регион все больше продавцов "всего для ремонта".
О своих омских планах заявляли многие, но единственная универсальная федеральная сеть, которая работает сегодня в Омске, - "Старик Хоттабыч". Одной из первых стала присматриваться к нашему городу новосибирская холдинговая компания "Домоцентр", объединяющая сети различных форматов и занимающая около 15% строительного рынка Сибири.
Несколько более реальным кажется появление немецкой сети OBI, которая обещает открыть свой гипермаркет товаров для стройки и дачи в комплексе "МЕГА", первый камень в котором уже заложен шведской IKEA. В обещаниях же французской Castorama и петербургского "Максидома" конкретного упоминания Омска не встречалось. Менеджмент этих компаний только называет количество магазинов, которые они откроют по всей России до конца 2011 года. И цифры эти заставляют предполагать, что уж наш город-мил­лионник в них учтен. И все же в Омск пока никто не торопится, в том числе и потому, что посмотрят на первого и будут учиться на чужих ошибках.
"Бауцентр" пришел в Омск без громких обещаний, построив буквально за полгода здание гипермаркета. Для сравнения: чтобы заложить первый камень будущего торгового центра, принципиальным шведам из IKEA понадобилось более двух лет (столько прошло с момента подписания с омской властью договора о намерениях). Столь не по-омски динамичное развитие "Бауцентру" обеспечивают влиятельные в регионе владельцы, один из которых бывший вице-губернатор Андрей Голушко, а сегодня крупнейший бизнесмен региона, широкой общественности известный прежде всего как владелец компании "Акция". Во многом поэтому калининградская сеть с омским капиталом пока преодолела все проблемы, которыми обычно Омск встречает федералов. Поможет ли влиятельность владельцев "Бауцентра" решить проблемы, которые приготовит ему рынок, - большой вопрос. Административным ресурсом и большими деньгами покупателя заманить можно, но сложно. А недобрую в этом плане службу сослужит здесь отсутствие опыта работы за Уралом. Для "Бауцентра" Омск - только второй регион для экспансии. Первым в ноябре 2006 года стал Краснодар.
На одного новатора десять консерваторов
Появление в Омске "Бауцентра" в преддверии сокращения числа рынков - весьма логичный и взвешенный шаг. К 2008 году в Омске "право на жизнь" будут иметь только цивилизованные форматы торговли. То есть покупателя, даже прикипевшего душой к рынкам и оптовкам, будут учить совершать покупки в правильных местах. Конечно, никто не сомневается, что бывшие рыночные торговцы, лишившись места, начнут искать пути решения проблемы - арендовать места в торговых комплексах, договариваться с магазинами или просто построят ангары. Но, во-первых, эти поиски займут определенное время, а во-вторых, постоянные посетители рынков вряд ли с легкостью пойдут в обычные магазины. В этой ситуации наиболее органичной и естественной заменой рынкам будут гипермаркеты, по ассортименту, площади и уровню цен не уступающие рынкам.
Омичи - народ консервативный и в новый гипермаркет пойдут скорее из любопытства. Как скоро и насколько удачно приживется цивилизованная розница в Омске - еще большой вопрос, а рынки уже успели снискать "покупательскую любовь". До сих пор значительная часть омичей зачастую выбирает место покупки товаров для ремонта по территориальному признаку ("близко живу", "удобно расположен магазин", "не нужно никуда ехать") или по привычке ("я уже там покупал", "знаю качество товара и уровень цен"). Процент так называемых покупателей-новаторов пока весьма невелик. А потому говорить о каком-либо перевороте, который спровоцирует "Бауцентр" на строительном рынке, говорить крайне преждевременно. Чтобы изменения действительно произошли, надо чтобы хотя бы по одному гипермаркету появилось в каждом районе города. Самая очевидная и показательная параллель здесь: продуктовый ритейл. В ожидании появления первого "кэш энд кэрри" омские предприниматели прогнозировали заметное сокращение покупательского потока на рынках, однако этого не произошло. И произойдет, пожалуй, только когда эти самые рынки закроют административные ресурсы, а не рыночные механизмы.
У "Бауцентра" будет, пожалуй, единственная фора - то время, которое они выиграют благодаря тому, что появились первыми. Между тем уже через год буквально в нескольких метрах - по крайней мере так обещают шведы - появится "МЕГА", а в ней такой же DIY - немецкий OBI. Это конкурент посерьезнее строительных рынков. У немцев богатый опыт по освоению самых разных регионов.
Что не отшлифовано?
Формат "Бауцентра" новый для Омска, но уже устаревший для Европы и продвинутых российских регионов. Сегодня будущее даже строительных гипермаркетов за семейными мегацентрами, где продумана каждая мелочь, для того чтобы люди провели в нем как можно больше времени, а заодно и отдохнули. Развлекательный центр, кафе и рестораны разной ценовой категории, игровые и досуговые комнаты для детей - вот что нужно современному покупателю.
Небольшая детская комната, фаст-фуд "Блинка", бесплатные туалеты... Все это будет в "Бауцентре", но смогут ли эти в общем-то не бонусы даже, а необходимые в любом большом магазине удобства покрыть неудобства? Например, не самое удобное месторасположение (ближайшая остановка общественного транспорта расположена в 15-20 минутах ходьбы). По словам Руслана Хакало, директора по маркетингу "Бауцентр-Сибирь", сегодня решается вопрос о том, чтобы подкорректировать транспортную схему Омска так, чтобы общественный транспорт (хотя бы "Газели") "захватывали" на своем пути новый гипермаркет. "Возможно, мы запустим и свои автобусы, но пока об этом говорить рано, - комментирует г-н Хакало. - Опыт других регионов показывает, что пока такой необходимости не было". Не было в других регионах и необходимости открывать гардероб - "ахиллесова пята" практически всех местных торговых комплексов. Зимняя одежда доставляет немало неудобств сибирским покупателям. Эту проблему в "Бауцентре" планируют решить при помощи качественной системы вентиляции.
Нельзя назвать большой и планируемую "Бауцентром" парковку: гипермаркет средней проходимостью пять-восемь тысяч человек в день сможет "принять" до 300 машин. Парковка, удобная для среднестатистического супермаркета, но не для магазина размера "Бауцентра"

Екатерина Кукоба,Марина Жучкова,"БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru