Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Первые лица
№ 31(208) от 15.08.2007

САХО планирует поглотить омский рынок хлеба

К концу текущего года новосибирский "Сибирский аграрный холдинг" (САХО) собирается открыть в Омске собственную розницу, а также строит несколько небольших хлебозаводов в области. Всего до февраля 2008 г. будет построено 33 таких предприятия мощностью 5 т и 10 т в сутки в нескольких регионах, включая Омскую область. На реализацию этой программы направлено 1,35 млрд. руб. "БК" решил подробнее узнать о планах новосибирского холдинга. На вопросы отвечает первый заместитель председателя совета директоров САХО Андрей Бакин

 Андрей Бакин

- Андрей Анатольевич, каковы омские активы САХО и каковы результаты их деятельности?
- На сегодняшний день САХО контролирует хлебозаводы "Форнакс" и "Хлебник", сеть из 86 фирменных торговых точек, а также элеватор "Житница". Состояние наших омских предприятий можно охарактеризовать как стабильное. "Форнакс" и "Хлебник", выпускающие хлебобулочную и кондитерскую продукцию под принадлежащей САХО торговой маркой "Хлебница", закрывают до половины омского хлебного рынка. Мощности "Житницы" загружены на 100%.
- Какие планы на ближайшие ­полгода по развитию омского бизнеса холдинга?
- Мы собираемся приступить к освое­нию областного рынка хлеба. В нынешнем году начинаем строительство хлебозаводов в Исилькуле, Таре и Тюкалинске. Планируемая мощность каждого из предприятий - 10 тонн хлебо­булочной продукции в сутки. Кроме того, в силе остаются планы по строительству нового хлебозавода мощностью 15-20 тонн в сутки на омском Левобережье, на площадке "Житницы". Есть планы и по развитию собственной фирменной розницы  - выбираем площадки для строительства сети мини-маркетов формата "магазин у дома".
- Какое количество магазинов в Омске будет открыто, когда и на каких площадках? Каковы инвестиции в проект?
- Мы предполагаем построить сеть из 40 мини-маркетов в формате "магазин у дома" площадью 144,4 кв. м каждый. Конкретные площадки сейчас назвать не могу, мы еще находимся в процессе выбора. Согласно бизнес-плану, стоимость проекта составляет 316,4 млн. руб­лей, срок реализации - около трех лет.
- Почему именно в Омске вы решили открыть сеть магазинов? Были ли другие варианты?
- Развитие фирменной розницы - это одно из стратегических направлений САХО. Мы уже независимы от колебаний цен на сырье и теперь хотим обрести точно такую же независимость от ритейлеров. Свои торговые сети развиваются при всех наших хлебозаводах. А формат "магазин у дома" очень перспективен в таких городах, как Новосибирск и Омск, поэтому мы стремимся заполнить здесь эти ниши.
- В прошлом году в Новосибирске вы сделали неожиданный шаг: открыли торговые точки в метро...
- Размещение торговых точек в метро  - это наше преимущество: конкурентов там нет. Это лишь одна из составляющих нашего проекта по развитию собственной фирменной розничной сети в Новосибирской, Омской и Московской областях, на который мы собираемся потратить более 40 млн. руб. Мы не считали, сколько конкретно продукции можно реализовывать через метрополитен. Но есть уверенность, что у этого проекта хорошие перспективы. Основу ассортимента для подземной торговли составляет ­мелкоштучная продукция и батоны.­ Их поставляют Искитимский хлебокомбинат и расположенный в центре Новосибирска мини-хлебозавод. До тех пор в Новосибирске у нас был только один фирменный магазин. Продукция под торговой маркой "Хлебница" на сего­дняшний день лучше известна в сельских районах Новосибирской области, чем в областном центре. Руководство САХО рассчитывает изменить эту ситуацию.
- Как вы оцениваете омскую конъюнктуру в вашем сегменте?
- Конкуренция на омском хлебном рынке достаточно высока. В последнее время мы слышали новости про амбициозные планы некоторых участников рынка по запуску новых производств, по развитию своей розницы. Довольно интересно посмотреть, удастся ли воплотить озвученные проекты в жизнь. Увеличение доли на хлебном рынке дается большим трудом, завоевание значимой доли "с нуля" вообще трудновыполнимая задача. Для этого нужны крупные долгосрочные инвестиции. На своем опыте мы знаем, что сильная вертикально интегрированная структура с собственной сырьевой базой может ­изыскать такие средства. По силам ли это производителям, специализирующимся только на производстве хлеба, покажет время.
- Есть ли задел роста в Сибири в хлебопекарном сегменте?
- Мы видим возможность перспективного развития на хлебных рынках сельских районов. Жители райцентров, сел и деревень фактически обделены по сравнению с горожанами. По большей части в региональной "провинции" крайне скудный ассортимент хлебобулочных изделий, при этом качество продукции местных кустарей-хлебопеков зачастую оставляет желать лучшего. В качестве пробного шара САХО построил сеть ­хлебозаводов мощностью от 5 до 15 тонн в сутки в райцентрах Новосибирской области. Там, где ассортимент до нашего прихода насчитывал пять-семь наименований, мы предложили сразу до трех десятков разнообразных видов хлеба, выпечки и "мелкоштучки". При этом наши хлебозаводы были укомплектованы самым современным импортным оборудованием, а за качество продукции мы уже неоднократно получали главные призы всероссийских и международных профессиональных конкурсов. Благодарность сельских покупателей не заставила себя долго ждать. Теперь мы собираемся тиражировать этот успешный опыт на другие регионы.
- Чем новосибирский хлебный рынок отличается от омского?
- И тот, и другой высококонкурентные. Основное отличие в том, что в Омской области власти регулируют цены на основные сорта хлеба посредством предоставления муки по льготной цене из регионального фонда, а новосибирская областная администрация отказалась от такой практики несколько лет назад.
- Как вы относитесь к искусственному сдерживанию цены на хлеб в Омске при тенденции постоянного удорожания зерна?
- Очень многое зависит от цен, по которым омские власти будут предоставлять хлебозаводам дотационную муку. Еще до недавнего повышения цен на зерно было очевидно, что в сложившихся условиях омские производители хлеба могут только существовать, но не развиваться. Развитие "Форнакса" и "Хлебника" осуществляется исключительно за счет САХО. Положение наших коллег по отрасли представляется мне более затрудненным. Но нельзя сказать, что система сдерживания цен неконструктивна. Власть ищет возможности защитить основную массу потребителей хлеба, а это люди преимущественно с достатком ниже среднего. Нужно искать компромисс, чтобы и потребители были довольны, и отрасль могла развиваться. Ведь наше развитие - это та же самая забота о людях, которые покупают хлеб.
- Расскажите об истории создания САХО…
- САХО учрежден в 2000 году группой профессионалов с опытом работы на зерновом и хлебопекарном рынках. Первыми направлениями работы группы компаний были торговые операции с зерном, производство и реализация средств ­защиты растений. С 2001 года САХО взялся развивать собственное производство зерна, с 2003-го мы начали приобретать хлебопекарные мощности. Параллельно шел процесс строительства сети филиалов, приобретались мощности по хранению и переработке зерна. Как вертикально интегрированная структура с полным производственным циклом и значительной географической диверсификацией САХО состоялся в 2005 году.
- Кто является нынешним владельцем холдинга?
- На сегодняшний день структура собственников САХО не раскрывается.
- Каковы принципы ведения и развития бизнеса в САХО?
- Наша основа - вертикально интегрированная структура, от производства зерна до реализации готового хлеба. На сегодняшний день у нас 11 хозяйств в Новосибирской и Ростовской областях. Располагая химическим заводом в Куйбышеве (Новосибирская область), мы входим в число лидеров российского рынка средств защиты растений. При этом используем свою агрохимию на полях своих хозяйств, что повышает эффективность земледелия и одновременно снижает себе­стоимость пшеницы. У нас собственные мощности по хранению и переработке зерна. Хлеб мы производим на 11 заводах в Новосибирской, Омской и Московской областях, при всех предприятиях развиваются фирменные торговые сети. Принцип вертикальной интеграции позволяет нам сохранять независимость от колебаний цен на сырье. Располагая структурой от поля до прилавка, мы контролируем ­качество и ценообразование на всех этапах производственного процесса.
Развитие САХО строится и будет строиться в том же русле вертикальной интеграции. В настоящее время мы занимаемся масштабированием бизнеса. Во-первых, создаем дочерние агро­холдинги в Поволжье, в центре и на юге России. Уже нынешней осенью САХО станет первым российским агрохолдингом, реализующим земледельческие проекты одновременно на территории четырех ­федеральных округов. Во-вторых, мы приступили к строительству федеральной сети хлебозаводов "Хлебница". К весне следующего года в рамках первого этапа программы мы планируем запустить 33 предприятия в разных регионах страны. Есть интересные планы и по химическому производству, и по развитию зернового экспорта, но об этом я сейчас не хотел бы говорить подробнее.
Справка

ДОСЬЕ
Основные активы САХО: омские хлебозаводы «Хлебник» и «Форнакс», Искитимский хлебокомбинат (Новосибирская область), «САХО-хлеб» (Звенигород, Московская область), завод по производству концентрированных соков и морсов (Новосибирская область), завод по производству средств защиты растений (Новосибирская область). Мощность элеваторов САХО — 240 тыс. тонн, переработка зерна — 340 тонн зерна в сутки, производство хлеба — 300 тонн в сутки, производство концентрированного сока и сухого концентрата – 1540 тонн в год. Общая площадь сельскохозяйственных угодий холдинга составляет 77,5 тыс. га. САХО также владеет животноводческими комплексами на 600 голов крупного рогатого скота. Оборот холдинга в 2005 году составил около $380 млн.

Максим Богатырев,Новосибирск, специально для "Бизнес-курса". Фото предоставлено пресс-службой САХО
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru