По оценкам агентства "БК-рейтинг", менее чем за год омские игроки сумели освоить около 7,3% рынка кабельного телевидения. Чуть более 30 000 омичей подключились к платным каналам. Если такие темпы сохранятся, то только примерно через семь лет альтернативное ТВ будет в каждой квартире
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Кабельное телевидение пришло в Омск по сравнению с другими регионами гораздо позже, первые более-менее ощутимые подвижки в этой отрасли начались более года назад, когда в регион зашли федералы - "Мультикабельные сети" (МКС), а чуть позже "ЭР-Телеком". О том, что этот рынок перспективен, говорит тот факт, что этим летом кабельным ТВ заинтересовались и омские бизнесмены, чей профиль деятельности никакого отношения к этой сфере не имеет - самый главный омский строитель Олег Шишов, основавший компанию "Мостовик-Медиа", и один из совладельцев "Старгорода" Дмитрий Павлов ("Омские кабельные сети"). Неудивительно, что приход федералов всколыхнул и тех, кто давно на этом рынке ("Аверс-Сервис", "Омсктелеком" и т.д.). Причем интерес пробудился не только у участников рынка, но и у контролирующих органов. Сегодня городская власть делает ставку на "Омские кабельные сети", которые, возможно, станут соучредителями Единого информационно-расчетного центра. Власти обосновывают свой выбор "недобросовестностью" других претендентов и их незаконными действиями, поэтому на "свои" "Омские кабельные сети" администрация возлагает серьезные надежды. Между тем попавшие в опалу операторы оптимизма властей относительно успешного развития "Омских кабельных сетей" не разделяют. Они уверены, что новичок, даже заручившийся поддержкой властей, будет конкурировать на рынке на равных основаниях со всеми, в конечном итоге выбирать будет потребитель. В других регионах жители даже одного дома могут воспользоваться услугами разных операторов. Владелец "Мостовика" также заявил "БК", что не намерен пускать на свою территорию - Советский округ - "Омские кабельные сети". Более того, в ближайшее время рынок кабельного телевидения Омска может заинтересовать новых игроков.
Борьба не за людей, а за место
По подсчетам "БК-рейтинг", ежемесячный совокупный доход действующих операторов кабельного ТВ в Омске составляет порядка 4,3 миллиона рублей. Это без учета прибыли, полученной за счет подключения к альтернативному ТВ и доступа к сети интернет и телефонной связи. По разным оценкам, рентабельность бизнеса составляет от 10 до 25-30%. В результате в этой отрасли развернулась нешуточная борьба "за место под солнцем". Борьба, в которой постоянно появляются новые действующие лица, борьба, в которую втянуты и "верхи", и "низы". Однако, несмотря на столь пристальное внимание, полноценного развития на омском рынке до сих пор нет. Целиком погрязнув в "военных действиях" (перепалки между собой, клевета, переманивание абонентов, жалобы и кляузы вплоть до обрезания сетей конкурентов), операторы забыли о главном - продвижении продукта, привлечении и удержании абонентов, освоении территории, о сервисе и т.д. Сегодня действия операторов все больше напоминают мышиную возню, когда нет лидера, конкретных целей и ориентиров в развитии. У игроков слишком разные интересы - одни стремятся занять ведущие позиции и действительно работать на рынке, другим нужен PR, чтобы выгоднее продаться, третьи пока не осознали конечной цели - как получится. А потому говорить о серьезной конкуренции слишком рано. Для сравнения: в других регионах вполне добрососедски уживаются несколько операторов. Каждый из них осваивает свою нишу, имеет место здоровая конкуренция, и рынок прогрессивно развивается.
До первых двух столиц далеко
Уровень проникновения кабельных сетей в Омске почти в три раза ниже среднероссийских показателей, где порядка 17-20% домохозяйств охвачены сетями. В Москве и Санкт-Петербурге неэфирные каналы имеет возможность смотреть почти каждая третья семья, что соответствует европейскому уровню. Более того, по прогнозам российских аналитиков, уже к концу 2007 года база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в три раза. Это при том, что кабельное телевидение довольно продолжительное время считалось одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что на прибыль рассчитывать можно было лишь в долгосрочной перспективе, как минимум через два-три года. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. По подсчетам операторов, средняя стоимость проведения кабеля в одно домохозяйство составляет от 700 до 5000-6000 рублей, сумма зависит от применяемых компанией технологий. Например, если один оператор протягивает кабель к каждому дому, то другой может использовать более дешевый эфирно-кабельный метод - сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства у участников рынка уходят и на обслуживание кабельных сетей. Причем оператор получает не всю сумму, собираемую с абонентов: около 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. Ставка за использование одного спутникового канала в среднем около 2-2,5 рубля с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 30-60 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, 130-150 рублей в месяц, из них оператор "чистыми" получает 60-40 рублей. Чтобы полностью охватить всех потенциальных российских абонентов кабельными сетями, требуется освоить, как минимум, 15 миллиардов рублей. Всего, по данным министерства связи и информатизации России, для создания полноценной системы телерадиовещания в стране к 2010 году требуется 500 миллиардов рублей.
Подключился. К кому - не помню
Эксперты утверждают: основными причинами столь скромного присутствия кабельных сетей в Омске можно назвать, во-первых, отсутствие ясных правил игры на рынке кабельного телевидения, что наносит ощутимый вред и провайдерам, и потенциальным потребителям услуги. Во-вторых, хоть и неявно выраженная, но вполне реально ощущаемая политика сдерживания развития кабельного телевидения, в-третьих, определенная неготовность основной массы населения воспринимать телевидение как платную услугу. По данным агентства "БК-рейтинг", сегодня менее трети горожан не исключают возможность обзавестись дополнительными каналами. В случае если их намерения осуществятся, емкость рынка составит почти 200 миллионов рублей. Между тем спрос на кабельное ТВ в Омске хоть и не стремительно, но растет. За последний месяц к платному вещанию подключилась почти четверть от всех абонентов. Участники рынка уверены, спрос мог бы быть выше, если бы не сезонный фактор с одной стороны (лето - пора отпусков и дач), с другой - часть потребителей отпугнула информация о перебоях с подачей сигнала у основных игроков рынка. По прогнозам специалистов, следующая волна подключений придется на осень. Как показало исследование, подключившиеся к кабельному ТВ омичи в большинстве своем довольны качеством предоставляемых услуг. Этот критерий является для абонентов наиболее значимым параметром при выборе оператора. При этом размер абонентской платы играет второстепенную роль. Еще меньшее значение имеет бренд и имидж оператора. Вероятно, потому что на омском рынке пока нет компаний со сложившейся репутацией и известных большинству потребителей имен. Согласно опросу, более 60% подключившихся к кабельным сетям так и не смогли вспомнить имя своего оператора. Пока на раскрутку марки компании тратят значительно меньше по сравнению с операторами, работающими в городах Центральной России, чем на оборудование и прокладку оптики. Без должного технического оснащения невозможно предоставить качественную услугу. А значит, активным рекламным кампаниям должна предшествовать серьезная подготовительная работа. Более того, именно ее можно считать залогом дальнейшего завоевания рынка. По словам Аркадия Алышева, менеджера по продвижению компании "Диван-ТВ", лучшая реклама - доверие клиента: "Соседка, рассказавшая, что все ее 60 каналов идут с хорошим качеством, с гораздо большей вероятностью привлечет новых клиентов, чем, например, щит с логотипом компании".
Ребятам и о зверятах
По данным агентства "БК-рейтинг", чаще всего к кабельному ТВ подключаются люди в возрасте 35-44 лет, имеющие семью из 3-4 человек и детей, не достигших 18 лет. Примечательно, что даже те из омичей, которые имеют возможность смотреть большее количество каналов, предпочитают общедоступные - Первый, Россию, СТС и НТВ. Из "новых" выбирают Discovery (транслирует программы о животных) и Jetix (круглосуточный мультипликационный канал). Примерно равное количество времени (от трех до четырех часов ежедневно) у телевизора проводят как те, кто подключен к коллективной антенне, так и те, у кого есть кабельное ТВ. Только 6% пользователей считают, что впустую тратят деньги. При этом счастливые обладатели дополнительных каналов чаще остальных хватаются за голову от потока негативной информации, которая поступает с экрана телевизора. Те же, кто о кабельном ТВ знает только понаслышке, уверены, что оно - хороший способ расширить кругозор своих детей и весомый вклад в самообразование. Потенциальные клиенты жаждут развлечений и новостей. За это они готовы платить от 140 до 150 рублей в месяц, не больше. К слову, именно такую сумму запрашивают операторы кабельных сетей за свои услуги сегодня. Участники рынка уверены: преимущества кабельного ТВ сегодня для потребителя все более очевидны. Постепенно основным вопросом становится не принципиальное решение о подключении, а в пользу какого оператора сделать выбор. Тем временем борьба между основными игроками обостряется. Есть мнение, что МКС активно повторяют способы продвижения конкурентов. "Диван-ТВ" в свою очередь заключает все новые и новые контракты, пользуясь техническим оснащением дома, которое обеспечила МКС. Пока операторы стараются отхватить лакомый кусок рынка, потребители подключаются к тому, кто постучал к ним в дверь первым. В подготовке материала принимала участие Лариса Шеметова
Мнение
Дмитрий Павлов, генеральный директор компании "Омские кабельные сети":
- На омском рынке кабельного телевидения в скором времени останутся только игроки, которые научатся работать по правилам, не нарушая нормы и законодательную базу. За сравнительно непродолжительный период существования кабельной индустрии в Омске неоднократно случались прецеденты, когда операторы действовали в обход установленных правил и порядков в угоду личным интересам. Бесспорно, такими действиями некоторые успели подпортить не только свою репутацию, но и обратили на себя пристальное внимание властей и контролирующих органов. В значительной степени поэтому сегодня муниципалитет обратил взор на развитие этого рынка и на работу компаний, оказывающих услуги кабельного телевидения. Проблема в том, что существующие сегодня на рынке компании в большей степени рассчитывают на получение быстрой прибыли и практически не думают о завтрашнем дне, не заботятся об интересах и предпочтениях потребителей.
Сергей Коньшин, генеральный директор ЗАО "Производственное объединение "Аверс-Сервис":
- В целом омский рынок кабельного телевидения сегодня развивается хаотично, бесструктурно. Нет здоровой конкуренции, ее заменяет подпольная. Наиболее активно сети стали развиваться чуть более полугода назад. Отправной точкой послужило решение "ЭР-Телеком" о запуске в Омске сети кабельного "Диван-ТВ". В первые два месяца после этого было заключено 38% от общего числа договоров о подключении между участниками рынка. Причем методы борьбы варварские и древние (срезание или поджог проложенных конкурентами линий кабеля, клевета друг на друга, дезинформация абонентов и прочее), поэтому говорить о цивилизованном подходе к этому бизнесу в Омске пока рано. К тому же сегодня для значительной части омичей услуги кабельного телевидения не по карману. В этой ситуации инвестировать солидные суммы в создание оптоволоконных сетей скорее невыгодно. Сначала необходимо сформировать устойчивый спрос на услугу и добиться стабильного качества (не секрет, что качество приема - слабое звено многих операторов), расширить сервис. А уже после бороться за число абонентов.
Справка
Сегодня в Омске более-менее заметны пять операторов кабельных сетей. "ЭР-Телеком" (бренды "Диван-ТВ" и "Дом.ru") - контрольный пакет принадлежит ООО "Пермская финансово-производственная группа". Имеет филиалы в 17 городах России. Годовой оборот компании - $6-7 млн. Размер инвестиций в Омске - 400 млн. рублей. В Омске работает с декабря 2006 года. "Мультикабельные сети" - представитель российского оператора ЗАО "Мультирегион". "Мультирегион" - четвертый по величине игрок на российском рынке кабельного ТВ, обслуживает более 500 тысяч абонентов. Владеет кабельными сетями в 33 городах, расположенных в 18 регионах России. В Омске МКС наиболее активную деятельность развернули с весны 2007 года. "Производственное объединение "Аверс-Сервис". Организовано в марте 1993 года. Занимается монтажом сложных телевизионных сетей, реконструкцией устаревших систем. Первая очередь кабельных сетей запущена в эксплуатацию в ноябре 2002 года. "Мостовик-Медиа" сейчас занимается прокладыванием оптико-волоконных сетей в Советском округе. В 2008 году приступит к проектированию линий в Омском районе, Таре, Калачинске и Исилькуле. "Омские кабельные сети" начнут вещание с января 2008 года. Специализация - комплексное предложение услуг IP-телефонии, интернет, кабельное ТВ. Один из соучредителей Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ).
Наталья Лазарева, Марина Жучкова, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru