Буквально каждый из фестивалей "Молодые театры России" почтила своим присутствием, осветила, прославила или по-отечески благословила столичная звезда первой величины. Гостями форума в разное время были Вениамин Смехов, Александр Калягин, Рустам Ибрагимбеков, Сергей Юрский, Константин Райкин, Александр Филиппенко. Накануне VI театрального праздника, который пройдет в Омске с 26 октября по 1 ноября, директор фестиваля Александра Юркова поделилась с "БК" секретами "удачной охоты" на звезд.
- Александра Илларионовна, нынче омичи увидят один из лучших отечественных театров - "Мастерскую Петра Фоменко". Но Омск не Европа, чего ради москвичам сюда ехать? - Большие гонорары такие коллективы зарабатывают за границей, а в Сибирь они едут из чувства патриотизма. Для них существуют определенные обязательства перед своим народом, можно назвать это чувством долга. Надо быть не знаю кем, чтобы не думать о российских зрителях. Конечно, "Мастерская" едет сюда не бесплатно - артисты получат достойные гонорары, равные стоимости спектакля в Москве. В Омске актеры будут три дня: 28, 29 и 30 октября. День на репетицию и два на спектакль "Семейное счастье", который можно будет увидеть на сцене театра драмы. Петр Наумович обещал быть лично. Он хочет посетить наш город, потому что ему важно видеть публику и ее реакцию на спектакль. В столице Фоменко уже объявил, что едет на фестивали в Омск и в Таллин, так что Сибирь и Европа для него равнозначны. - Вы всегда договариваетесь с тем артистом, которого хотите видеть на своем фестивале? - Я всегда нахожу способы и возможности для встречи. Если я решила, что хорошо бы видеть того или иного артиста в Омске, а его рабочий график позволяет это сделать, то ничего невозможного нет. Другое дело, что настоящие артисты очень трепетно относятся ко всему новому. Они тщательно изучают репертуар фестиваля, подробно узнают о нем. Я всегда предоставляю возможность актеру до личной встречи узнать о фестивале все. И те, кто соглашается, едут к нам с огромным удовольствием. - Как вам удалось "выловить" Константина Райкина, чей рабочий график расписан по минутам на годы вперед? - Мы встретились в поезде на железнодорожном вокзале. Костя ехал откуда-то с Востока, и в Омске у него была пятнадцатиминутная остановка. Он был предупрежден о встрече и в первую очередь поинтересовался, что это за фестиваль, кто его участники и зачем он проводится. Мы общались каких-то 10-12 минут, а потом еще полгода я решала организационные вопросы с его помощником и директором театра. Артисты такого ранга очень тщательно готовятся к встрече со зрителем. - А с Александром Филиппенко трудно было договориться? - Легко. Мы встретились в Союзе театральных деятелей в одном из кабинетов. Меня представили, и я пригласила его на фестиваль. Он тут же согласился: "С огромным удовольствием". Я всегда удивлялась невероятной работоспособности Александра Георгиевича. Например, он прилетает в Омск в пять утра, четыре часа спит и встречается с труппой. Три часа без перерыва он читает актерам Достоевского, разбирает с ними текст, потом два часа - отдых и снова три с лишним часа выкладывается на сцене перед публикой. Филиппенко очень ответственно относится к своим выступлениям. Перед концертом народный артист целый час репетировал свою программу! - Обывателей всегда интересует "сколько"? Сколько денег нужно заплатить заслуженному или народному артисту, чтобы он согласился приехать в Сибирь? - Во-первых, это дурной тон - заглядывать в чужой кошелек, и ни один порядочный продюсер не станет афишировать гонорары актеров. А во-вторых… Может, я кого-то разочарую, если скажу, что к нам на фестиваль великие артисты едут не за деньги, а к зрителю. Я говорю в первую очередь о людях высококультурных, интеллигентных и талантливых, для которых гонорар - не главное. Разумеется, артисты едут не бесплатно - за свою работу они получают достойные деньги. Все актеры выкладываются на двести процентов, и зрители тому свидетели, так что это честно заработанные гонорары. Театр - это не шоу-бизнес, и люди, которые соглашаются к нам приехать, прекрасно это понимают. Мне доводилось общаться и с теми артистами, у кого на первом месте гонорар, но, как правило, первая встреча оказывалась последней. - Вытянуть фестиваль самостоятельно не под силу ни одному театру - требуются спонсоры. Легко ли быть спонсором "Молодых театров России"? - Спонсоры нужны в антрепризных спектаклях, а на фестиваль составляется смета. Наш фестиваль находится под патронатом губернатора Омской области Леонида Полежаева. Но мы с удовольствием принимаем помощь от омских компаний, которые, к примеру, поставляют продукты на неофициальные мероприятия: капустники, переговоры, фуршеты. Иногда спонсоры могут вручить спецприз. Фестивалю помогают Банк Москвы, Внешторгбанк, мы получали помощь от Омскпромстройбанка. Для любого банкира молодой фестиваль - это полная неизвестность: получится - не получится. Люди привыкли вкладывать деньги в успешный проект, а здесь банк не получает никакой выгоды, кроме небольшой рекламы. Правда, у кого-то возникает ощущение причастности к высокому искусству, театру, культуре. Как говорит Алла Демидова, памятны только те деньги, которые вкладываются в культуру. Хотелось бы, чтобы среди омских банкиров было побольше театралов. Результат таких инвестиций проявится не через год и не через два… - Много компаний стремится помочь театру? - У нашего театра есть постоянные партнеры. Это "Омскэнерго", "Партнер- Омск", "Омскбланкиздат", и мы очень признательны им за участие в жизни театра. Публика идет в театр, чтобы почувствовать силу искусства. Театр - это трибуна, с которой можно вещать простые истины посредством режиссера и актеров. Театр одухотворяет, воспитывает, простите за пафос, делает человека человеком. Люди должны ходить в театр. Но к сожалению, сегодня существует недоверие между публикой и тем, что происходит на сцене. Как сказал драматург Григорий Горин, какая публика, такие и спектакли. В театр сейчас приходит процентов семьдесят потребителей, жаждущих веселья и развлечений. А хороший вкус и отношение к театру воспитываются через серьезную классику. Пошлости у нас хватает везде: и на телевидении, и в интернете, а театру надо стремиться говорить о серьезных вещах. Как после 1917 года Станиславскому приходилось напоминать публике об элементарных правилах поведения: не курить, не плевать на пол, громко не разговаривать, снимать верхнюю одежду, так и сегодня нам приходится постоянно напоминать, чтобы зрители отключали сотовые телефоны. Но мобильники все равно звонят, и люди все равно умудряются вести деловые переговоры во время спектакля. - Кого бы вам хотелось пригласить на следующий фестиваль, который состоится в 2009 году? - Пожалуй, один из спектаклей Марка Захарова с участием Сергея Чонишвили.
Оксана Дубонос
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru