Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Автокурс. Рынок аукционных продаж
№ 39(216) от 10.10.2007

С молотка

Ежегодно на омский рынок аукционных продаж автомобилей приходят три-четыре новые компании, но выживают единицы - те, кто делает ставку на завоевание доверия клиентов. Именно поэтому схема покупки машин с аукциона до сих пор остается для омичей тайной за семью печатями, а аукционный бизнес - рискованным и зачастую малоприбыльным.

Две дороги в Японию
Японский* аукцион - самое престижное место, куда попадают лучшие автомобили со вторичного рынка. Все остальные б/у машины либо продаются через мелкие магазинчики, либо попадают под разбор и утилизацию. Купить аукционный автомобиль можно двумя способами: напрямую из аукционного зала Японии (этим занимаются сертифицированные брокеры) или через интернет. Главные минусы покупки из зала - необходимость ехать в Японию и отсутствие возможности в короткий срок принять участие сразу в нескольких торгах, что значительно ­ограничивает выбор. Покупая автомобиль через интернет, клиент получает возможность просмотреть информацию обо всех машинах, выставленных на всех аукционах, узнать всю информацию об интересующем экземпляре: его фотографии, аукционный лист, стартовую и конечную цену позиций - и, наконец, купить автомобиль. Но! Самостоятельно выйти на такие сайты невозможно: для этого ­нужен специальный пароль, который есть только у зарегистрированных дилеров.
Частично кривые "прямые продажи"
В цивилизованном варианте омский рынок аукционных продаж начал формироваться пять-шесть лет назад, когда машины, позиционируемые как "автомобили с прямого аукциона", действительно стали попадать к омским автолюбителям непосредственно оттуда, а не просто с зарубежных автостоянок под видом привезенных с аукциона. В этот период на рынок пришли первопроходцы аукционного бизнеса - "Кристалл-Омск", ­"Ривьера", "Санкарс", "Союзмото" и другие. ­Сегодня компаний, занима­ющихся аукционными продажами, насчитывается уже больше 20. Но официально зарегистрированных дилеров среди них - не больше половины. ­Остальные под видом аукционов продолжают перепродавать приобретенные через дилеров машины. В свою очередь дилеров, которые специализируются исключительно на аукционных продажах, - единицы. Среди них - "Кристалл-Омск", "Самурай Моторс", "Авто БТК", "Токи­доки". Остальные компании ("Норд-Авто", "Планета Авто", "Автолайтс", "Антикор-Сервис", "Дизель-Сервис") услуги по продаже автомобилей с аукционов совмещают с другими, более прибыльными на омском рынке направлениями деятельности - автосервисом, продажей запчастей и т.д.
На вид - все одинаковые
Бизнес по продаже аукционных автомобилей входит в число наиболее прибыльных и перспективных. "Это можно оценить по соседним регионам, - говорит Мстислав Костюк, менеджер по продажам компании "Антикор-Сервис", - к примеру, в том же Новосибирске на аукционные автомобили сегодня приходится самая большая доля продаж. Впрочем, в Омске ситуация пока другая. Несмотря на то, что многие компании отмечают увеличение числа заказов на автомобили за последний год вплоть до 50%, другие участники рынка, напротив, говорят об отсутствии спроса. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется банальным перераспределением клиентов. На рынке под видом аукционщиков продолжает работать масса посредников. Естественно, клиенты таких компаний, получив завышенные цены и сомнительное качество машин, в результате теряют доверие к данной схеме покупки автомобиля. А "чистые" аукционщики в свою очередь не спешат доносить до клиентов информацию о том, как "официала" отличить от посредника, хотя плохая репутация последних серьезно вредит развитию их бизнеса. Есть и еще одна проблема: абсолютно все компании дают однотипную рекламу, и потенциальному клиенту достаточно сложно определиться с выбором, найти фирму, которая бы качественно выполнила заказ.
Дополнительно репутацию серьезным игрокам время от времени портят фирмы-"однодневки", которые все еще не редкость для местного рынка. Они набирают несколько заказов, а получив первоначальные взносы от клиентов, ­исчезают вместе с ними.
Таким образом, проблемой формирования доверия у клиентов (а соответственно и собственной репутации) занимаются буквально единичные компании. Именно они вкладывают дополнительные средства в организацию качественного сервиса, формируют автопарк, предлагают дисконтные карты, устраивают подарочные акции и выдают годовые гарантии на автомобили.
"Потенциальные клиенты больше доверяют компании, которая выглядит серьезно благодаря массированной рекламе или имеющемуся в наличии автопарку, - считает Евгений Хусенский, генеральный директор компании "Кристалл-Омск". - Просто именно эти вещи являются своеобразным показателем того, что в один прекрасный момент компания не исчезнет с рынка, прихватив с собой деньги клиентов. Следовательно, чтобы получать значительную прибыль, необходимо не просто профессионально работать и предоставлять качественные услуги, но еще и вкладывать дополнительные и немалые инвестиции в создание ­собственной репутации".
Именно это, по мнению экспертов, и является главным сдерживающим фактором развития рынка аукционных продаж. Хотя ежегодно на рынок приходят три-четыре новые компании, которые "покупаются" на небольшой размер первоначальных инвестиций, необходимых для начала бизнеса (по данным "БК-рейтинг", порядка 100-150 тысяч рублей). Вкладывая по минимуму, они, как правило, рассчитывают собрать сливки, после чего перенести капитал в другие, более перспективные, на их взгляд, сферы бизнеса. В результате "выживают" единицы - те, кто, оценив специфику местного рынка, подстраивается под его реалии и делает ставку на завоевание доверия клиентов.
"Чтобы хоть как-то заявить о себе, нужно вложить в этот бизнес сотни тысяч рублей, - говорит Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс". - Все думают, что здесь можно получить легкие и большие деньги при минимальных вложениях, но так было несколько лет назад. А при нынешней конкуренции это невозможно. Поэтому компании, в которых основная доля расходов приходится на другой вид бизнеса, а не на аукционные продажи, вряд ли смогут удержаться на рынке надолго".
Стопроцентное доверие дороже процентов на восемь
Система оценки аукционных автомобилей максимально прозрачна. Прежде чем машина будет выставлена на торги, ее досматривает команда экспертов, главная задача которых - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные о машине с реальным ­положением дел. Ошибка эксперта может испортить репутацию всего аукциона, что для японцев недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Таким образом, покупая автомобиль с аукциона, клиент получает точную информацию о техническом состоянии ­автомобиля и гарантию того, что машина не находится в угоне, чего лишены автомобили, выставляемые на рынке.
Впрочем, у аукционных авто есть свои недостатки. Во-первых, цена: она, как правило, заметно выше, чем на аналогичные модели, выставленные на рынке (клиент оплачивает стоимость доставки и дополнительную комиссию продавцу). К примеру, разница в цене на автомобили самого востребованного у аукцион­щиков среднего ценового сегмента (от 300 до 400 тысяч рублей) может достигать 50 тысяч рублей. Во-вторых, аукционную машину приходится ждать. ­Сроки доставки машин до Омска составляют порядка 40-60 дней.

Две дороги в Японию
Японский* аукцион - самое престижное место, куда попадают лучшие автомобили со вторичного рынка. Все остальные б/у машины либо продаются через мелкие магазинчики, либо попадают под разбор и утилизацию. Купить аукционный автомобиль можно двумя способами: напрямую из аукционного зала Японии (этим занимаются сертифицированные брокеры) или через интернет. Главные минусы покупки из зала - необходимость ехать в Японию и отсутствие возможности в короткий срок принять участие сразу в нескольких торгах, что значительно ­ограничивает выбор. Покупая автомобиль через интернет, клиент получает возможность просмотреть информацию обо всех машинах, выставленных на всех аукционах, узнать всю информацию об интересующем экземпляре: его фотографии, аукционный лист, стартовую и конечную цену позиций - и, наконец, купить автомобиль. Но! Самостоятельно выйти на такие сайты невозможно: для этого ­нужен специальный пароль, который есть только у зарегистрированных дилеров.
Частично кривые "прямые продажи"
В цивилизованном варианте омский рынок аукционных продаж начал формироваться пять-шесть лет назад, когда машины, позиционируемые как "автомобили с прямого аукциона", действительно стали попадать к омским автолюбителям непосредственно оттуда, а не просто с зарубежных автостоянок под видом привезенных с аукциона. В этот период на рынок пришли первопроходцы аукционного бизнеса - "Кристалл-Омск", ­"Ривьера", "Санкарс", "Союзмото" и другие. ­Сегодня компаний, занима­ющихся аукционными продажами, насчитывается уже больше 20. Но официально зарегистрированных дилеров среди них - не больше половины. ­Остальные под видом аукционов продолжают перепродавать приобретенные через дилеров машины. В свою очередь дилеров, которые специализируются исключительно на аукционных продажах, - единицы. Среди них - "Кристалл-Омск", "Самурай Моторс", "Авто БТК", "Токи­доки". Остальные компании ("Норд-Авто", "Планета Авто", "Автолайтс", "Антикор-Сервис", "Дизель-Сервис") услуги по продаже автомобилей с аукционов совмещают с другими, более прибыльными на омском рынке направлениями деятельности - автосервисом, продажей запчастей и т.д.
На вид - все одинаковые
Бизнес по продаже аукционных автомобилей входит в число наиболее прибыльных и перспективных. "Это можно оценить по соседним регионам, - говорит Мстислав Костюк, менеджер по продажам компании "Антикор-Сервис", - к примеру, в том же Новосибирске на аукционные автомобили сегодня приходится самая большая доля продаж. Впрочем, в Омске ситуация пока другая. Несмотря на то, что многие компании отмечают увеличение числа заказов на автомобили за последний год вплоть до 50%, другие участники рынка, напротив, говорят об отсутствии спроса. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется банальным перераспределением клиентов. На рынке под видом аукционщиков продолжает работать масса посредников. Естественно, клиенты таких компаний, получив завышенные цены и сомнительное качество машин, в результате теряют доверие к данной схеме покупки автомобиля. А "чистые" аукционщики в свою очередь не спешат доносить до клиентов информацию о том, как "официала" отличить от посредника, хотя плохая репутация последних серьезно вредит развитию их бизнеса. Есть и еще одна проблема: абсолютно все компании дают однотипную рекламу, и потенциальному клиенту достаточно сложно определиться с выбором, найти фирму, которая бы качественно выполнила заказ.
Дополнительно репутацию серьезным игрокам время от времени портят фирмы-"однодневки", которые все еще не редкость для местного рынка. Они набирают несколько заказов, а получив первоначальные взносы от клиентов, ­исчезают вместе с ними.
Таким образом, проблемой формирования доверия у клиентов (а соответственно и собственной репутации) занимаются буквально единичные компании. Именно они вкладывают дополнительные средства в организацию качественного сервиса, формируют автопарк, предлагают дисконтные карты, устраивают подарочные акции и выдают годовые гарантии на автомобили.
"Потенциальные клиенты больше доверяют компании, которая выглядит серьезно благодаря массированной рекламе или имеющемуся в наличии автопарку, - считает Евгений Хусенский, генеральный директор компании "Кристалл-Омск". - Просто именно эти вещи являются своеобразным показателем того, что в один прекрасный момент компания не исчезнет с рынка, прихватив с собой деньги клиентов. Следовательно, чтобы получать значительную прибыль, необходимо не просто профессионально работать и предоставлять качественные услуги, но еще и вкладывать дополнительные и немалые инвестиции в создание ­собственной репутации".
Именно это, по мнению экспертов, и является главным сдерживающим фактором развития рынка аукционных продаж. Хотя ежегодно на рынок приходят три-четыре новые компании, которые "покупаются" на небольшой размер первоначальных инвестиций, необходимых для начала бизнеса (по данным "БК-рейтинг", порядка 100-150 тысяч рублей). Вкладывая по минимуму, они, как правило, рассчитывают собрать сливки, после чего перенести капитал в другие, более перспективные, на их взгляд, сферы бизнеса. В результате "выживают" единицы - те, кто, оценив специфику местного рынка, подстраивается под его реалии и делает ставку на завоевание доверия клиентов.
"Чтобы хоть как-то заявить о себе, нужно вложить в этот бизнес сотни тысяч рублей, - говорит Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс". - Все думают, что здесь можно получить легкие и большие деньги при минимальных вложениях, но так было несколько лет назад. А при нынешней конкуренции это невозможно. Поэтому компании, в которых основная доля расходов приходится на другой вид бизнеса, а не на аукционные продажи, вряд ли смогут удержаться на рынке надолго".
Стопроцентное доверие дороже процентов на восемь
Система оценки аукционных автомобилей максимально прозрачна. Прежде чем машина будет выставлена на торги, ее досматривает команда экспертов, главная задача которых - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные о машине с реальным ­положением дел. Ошибка эксперта может испортить репутацию всего аукциона, что для японцев недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Таким образом, покупая автомобиль с аукциона, клиент получает точную информацию о техническом состоянии ­автомобиля и гарантию того, что машина не находится в угоне, чего лишены автомобили, выставляемые на рынке.
Впрочем, у аукционных авто есть свои недостатки. Во-первых, цена: она, как правило, заметно выше, чем на аналогичные модели, выставленные на рынке (клиент оплачивает стоимость доставки и дополнительную комиссию продавцу). К примеру, разница в цене на автомобили самого востребованного у аукцион­щиков среднего ценового сегмента (от 300 до 400 тысяч рублей) может достигать 50 тысяч рублей. Во-вторых, аукционную машину приходится ждать. ­Сроки доставки машин до Омска составляют порядка 40-60 дней.

Две дороги в Японию
Японский* аукцион - самое престижное место, куда попадают лучшие автомобили со вторичного рынка. Все остальные б/у машины либо продаются через мелкие магазинчики, либо попадают под разбор и утилизацию. Купить аукционный автомобиль можно двумя способами: напрямую из аукционного зала Японии (этим занимаются сертифицированные брокеры) или через интернет. Главные минусы покупки из зала - необходимость ехать в Японию и отсутствие возможности в короткий срок принять участие сразу в нескольких торгах, что значительно ­ограничивает выбор. Покупая автомобиль через интернет, клиент получает возможность просмотреть информацию обо всех машинах, выставленных на всех аукционах, узнать всю информацию об интересующем экземпляре: его фотографии, аукционный лист, стартовую и конечную цену позиций - и, наконец, купить автомобиль. Но! Самостоятельно выйти на такие сайты невозможно: для этого ­нужен специальный пароль, который есть только у зарегистрированных дилеров.
Частично кривые "прямые продажи"
В цивилизованном варианте омский рынок аукционных продаж начал формироваться пять-шесть лет назад, когда машины, позиционируемые как "автомобили с прямого аукциона", действительно стали попадать к омским автолюбителям непосредственно оттуда, а не просто с зарубежных автостоянок под видом привезенных с аукциона. В этот период на рынок пришли первопроходцы аукционного бизнеса - "Кристалл-Омск", ­"Ривьера", "Санкарс", "Союзмото" и другие. ­Сегодня компаний, занима­ющихся аукционными продажами, насчитывается уже больше 20. Но официально зарегистрированных дилеров среди них - не больше половины. ­Остальные под видом аукционов продолжают перепродавать приобретенные через дилеров машины. В свою очередь дилеров, которые специализируются исключительно на аукционных продажах, - единицы. Среди них - "Кристалл-Омск", "Самурай Моторс", "Авто БТК", "Токи­доки". Остальные компании ("Норд-Авто", "Планета Авто", "Автолайтс", "Антикор-Сервис", "Дизель-Сервис") услуги по продаже автомобилей с аукционов совмещают с другими, более прибыльными на омском рынке направлениями деятельности - автосервисом, продажей запчастей и т.д.
На вид - все одинаковые
Бизнес по продаже аукционных автомобилей входит в число наиболее прибыльных и перспективных. "Это можно оценить по соседним регионам, - говорит Мстислав Костюк, менеджер по продажам компании "Антикор-Сервис", - к примеру, в том же Новосибирске на аукционные автомобили сегодня приходится самая большая доля продаж. Впрочем, в Омске ситуация пока другая. Несмотря на то, что многие компании отмечают увеличение числа заказов на автомобили за последний год вплоть до 50%, другие участники рынка, напротив, говорят об отсутствии спроса. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется банальным перераспределением клиентов. На рынке под видом аукционщиков продолжает работать масса посредников. Естественно, клиенты таких компаний, получив завышенные цены и сомнительное качество машин, в результате теряют доверие к данной схеме покупки автомобиля. А "чистые" аукционщики в свою очередь не спешат доносить до клиентов информацию о том, как "официала" отличить от посредника, хотя плохая репутация последних серьезно вредит развитию их бизнеса. Есть и еще одна проблема: абсолютно все компании дают однотипную рекламу, и потенциальному клиенту достаточно сложно определиться с выбором, найти фирму, которая бы качественно выполнила заказ.
Дополнительно репутацию серьезным игрокам время от времени портят фирмы-"однодневки", которые все еще не редкость для местного рынка. Они набирают несколько заказов, а получив первоначальные взносы от клиентов, ­исчезают вместе с ними.
Таким образом, проблемой формирования доверия у клиентов (а соответственно и собственной репутации) занимаются буквально единичные компании. Именно они вкладывают дополнительные средства в организацию качественного сервиса, формируют автопарк, предлагают дисконтные карты, устраивают подарочные акции и выдают годовые гарантии на автомобили.
"Потенциальные клиенты больше доверяют компании, которая выглядит серьезно благодаря массированной рекламе или имеющемуся в наличии автопарку, - считает Евгений Хусенский, генеральный директор компании "Кристалл-Омск". - Просто именно эти вещи являются своеобразным показателем того, что в один прекрасный момент компания не исчезнет с рынка, прихватив с собой деньги клиентов. Следовательно, чтобы получать значительную прибыль, необходимо не просто профессионально работать и предоставлять качественные услуги, но еще и вкладывать дополнительные и немалые инвестиции в создание ­собственной репутации".
Именно это, по мнению экспертов, и является главным сдерживающим фактором развития рынка аукционных продаж. Хотя ежегодно на рынок приходят три-четыре новые компании, которые "покупаются" на небольшой размер первоначальных инвестиций, необходимых для начала бизнеса (по данным "БК-рейтинг", порядка 100-150 тысяч рублей). Вкладывая по минимуму, они, как правило, рассчитывают собрать сливки, после чего перенести капитал в другие, более перспективные, на их взгляд, сферы бизнеса. В результате "выживают" единицы - те, кто, оценив специфику местного рынка, подстраивается под его реалии и делает ставку на завоевание доверия клиентов.
"Чтобы хоть как-то заявить о себе, нужно вложить в этот бизнес сотни тысяч рублей, - говорит Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс". - Все думают, что здесь можно получить легкие и большие деньги при минимальных вложениях, но так было несколько лет назад. А при нынешней конкуренции это невозможно. Поэтому компании, в которых основная доля расходов приходится на другой вид бизнеса, а не на аукционные продажи, вряд ли смогут удержаться на рынке надолго".
Стопроцентное доверие дороже процентов на восемь
Система оценки аукционных автомобилей максимально прозрачна. Прежде чем машина будет выставлена на торги, ее досматривает команда экспертов, главная задача которых - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные о машине с реальным ­положением дел. Ошибка эксперта может испортить репутацию всего аукциона, что для японцев недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Таким образом, покупая автомобиль с аукциона, клиент получает точную информацию о техническом состоянии ­автомобиля и гарантию того, что машина не находится в угоне, чего лишены автомобили, выставляемые на рынке.
Впрочем, у аукционных авто есть свои недостатки. Во-первых, цена: она, как правило, заметно выше, чем на аналогичные модели, выставленные на рынке (клиент оплачивает стоимость доставки и дополнительную комиссию продавцу). К примеру, разница в цене на автомобили самого востребованного у аукцион­щиков среднего ценового сегмента (от 300 до 400 тысяч рублей) может достигать 50 тысяч рублей. Во-вторых, аукционную машину приходится ждать. ­Сроки доставки машин до Омска составляют порядка 40-60 дней.

Две дороги в Японию
Японский* аукцион - самое престижное место, куда попадают лучшие автомобили со вторичного рынка. Все остальные б/у машины либо продаются через мелкие магазинчики, либо попадают под разбор и утилизацию. Купить аукционный автомобиль можно двумя способами: напрямую из аукционного зала Японии (этим занимаются сертифицированные брокеры) или через интернет. Главные минусы покупки из зала - необходимость ехать в Японию и отсутствие возможности в короткий срок принять участие сразу в нескольких торгах, что значительно ­ограничивает выбор. Покупая автомобиль через интернет, клиент получает возможность просмотреть информацию обо всех машинах, выставленных на всех аукционах, узнать всю информацию об интересующем экземпляре: его фотографии, аукционный лист, стартовую и конечную цену позиций - и, наконец, купить автомобиль. Но! Самостоятельно выйти на такие сайты невозможно: для этого ­нужен специальный пароль, который есть только у зарегистрированных дилеров.
Частично кривые "прямые продажи"
В цивилизованном варианте омский рынок аукционных продаж начал формироваться пять-шесть лет назад, когда машины, позиционируемые как "автомобили с прямого аукциона", действительно стали попадать к омским автолюбителям непосредственно оттуда, а не просто с зарубежных автостоянок под видом привезенных с аукциона. В этот период на рынок пришли первопроходцы аукционного бизнеса - "Кристалл-Омск", ­"Ривьера", "Санкарс", "Союзмото" и другие. ­Сегодня компаний, занима­ющихся аукционными продажами, насчитывается уже больше 20. Но официально зарегистрированных дилеров среди них - не больше половины. ­Остальные под видом аукционов продолжают перепродавать приобретенные через дилеров машины. В свою очередь дилеров, которые специализируются исключительно на аукционных продажах, - единицы. Среди них - "Кристалл-Омск", "Самурай Моторс", "Авто БТК", "Токи­доки". Остальные компании ("Норд-Авто", "Планета Авто", "Автолайтс", "Антикор-Сервис", "Дизель-Сервис") услуги по продаже автомобилей с аукционов совмещают с другими, более прибыльными на омском рынке направлениями деятельности - автосервисом, продажей запчастей и т.д.
На вид - все одинаковые
Бизнес по продаже аукционных автомобилей входит в число наиболее прибыльных и перспективных. "Это можно оценить по соседним регионам, - говорит Мстислав Костюк, менеджер по продажам компании "Антикор-Сервис", - к примеру, в том же Новосибирске на аукционные автомобили сегодня приходится самая большая доля продаж. Впрочем, в Омске ситуация пока другая. Несмотря на то, что многие компании отмечают увеличение числа заказов на автомобили за последний год вплоть до 50%, другие участники рынка, напротив, говорят об отсутствии спроса. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется банальным перераспределением клиентов. На рынке под видом аукционщиков продолжает работать масса посредников. Естественно, клиенты таких компаний, получив завышенные цены и сомнительное качество машин, в результате теряют доверие к данной схеме покупки автомобиля. А "чистые" аукционщики в свою очередь не спешат доносить до клиентов информацию о том, как "официала" отличить от посредника, хотя плохая репутация последних серьезно вредит развитию их бизнеса. Есть и еще одна проблема: абсолютно все компании дают однотипную рекламу, и потенциальному клиенту достаточно сложно определиться с выбором, найти фирму, которая бы качественно выполнила заказ.
Дополнительно репутацию серьезным игрокам время от времени портят фирмы-"однодневки", которые все еще не редкость для местного рынка. Они набирают несколько заказов, а получив первоначальные взносы от клиентов, ­исчезают вместе с ними.
Таким образом, проблемой формирования доверия у клиентов (а соответственно и собственной репутации) занимаются буквально единичные компании. Именно они вкладывают дополнительные средства в организацию качественного сервиса, формируют автопарк, предлагают дисконтные карты, устраивают подарочные акции и выдают годовые гарантии на автомобили.
"Потенциальные клиенты больше доверяют компании, которая выглядит серьезно благодаря массированной рекламе или имеющемуся в наличии автопарку, - считает Евгений Хусенский, генеральный директор компании "Кристалл-Омск". - Просто именно эти вещи являются своеобразным показателем того, что в один прекрасный момент компания не исчезнет с рынка, прихватив с собой деньги клиентов. Следовательно, чтобы получать значительную прибыль, необходимо не просто профессионально работать и предоставлять качественные услуги, но еще и вкладывать дополнительные и немалые инвестиции в создание ­собственной репутации".
Именно это, по мнению экспертов, и является главным сдерживающим фактором развития рынка аукционных продаж. Хотя ежегодно на рынок приходят три-четыре новые компании, которые "покупаются" на небольшой размер первоначальных инвестиций, необходимых для начала бизнеса (по данным "БК-рейтинг", порядка 100-150 тысяч рублей). Вкладывая по минимуму, они, как правило, рассчитывают собрать сливки, после чего перенести капитал в другие, более перспективные, на их взгляд, сферы бизнеса. В результате "выживают" единицы - те, кто, оценив специфику местного рынка, подстраивается под его реалии и делает ставку на завоевание доверия клиентов.
"Чтобы хоть как-то заявить о себе, нужно вложить в этот бизнес сотни тысяч рублей, - говорит Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс". - Все думают, что здесь можно получить легкие и большие деньги при минимальных вложениях, но так было несколько лет назад. А при нынешней конкуренции это невозможно. Поэтому компании, в которых основная доля расходов приходится на другой вид бизнеса, а не на аукционные продажи, вряд ли смогут удержаться на рынке надолго".
Стопроцентное доверие дороже процентов на восемь
Система оценки аукционных автомобилей максимально прозрачна. Прежде чем машина будет выставлена на торги, ее досматривает команда экспертов, главная задача которых - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные о машине с реальным ­положением дел. Ошибка эксперта может испортить репутацию всего аукциона, что для японцев недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Таким образом, покупая автомобиль с аукциона, клиент получает точную информацию о техническом состоянии ­автомобиля и гарантию того, что машина не находится в угоне, чего лишены автомобили, выставляемые на рынке.
Впрочем, у аукционных авто есть свои недостатки. Во-первых, цена: она, как правило, заметно выше, чем на аналогичные модели, выставленные на рынке (клиент оплачивает стоимость доставки и дополнительную комиссию продавцу). К примеру, разница в цене на автомобили самого востребованного у аукцион­щиков среднего ценового сегмента (от 300 до 400 тысяч рублей) может достигать 50 тысяч рублей. Во-вторых, аукционную машину приходится ждать. ­Сроки доставки машин до Омска составляют порядка 40-60 дней.

Две дороги в Японию
Японский* аукцион - самое престижное место, куда попадают лучшие автомобили со вторичного рынка. Все остальные б/у машины либо продаются через мелкие магазинчики, либо попадают под разбор и утилизацию. Купить аукционный автомобиль можно двумя способами: напрямую из аукционного зала Японии (этим занимаются сертифицированные брокеры) или через интернет. Главные минусы покупки из зала - необходимость ехать в Японию и отсутствие возможности в короткий срок принять участие сразу в нескольких торгах, что значительно ­ограничивает выбор. Покупая автомобиль через интернет, клиент получает возможность просмотреть информацию обо всех машинах, выставленных на всех аукционах, узнать всю информацию об интересующем экземпляре: его фотографии, аукционный лист, стартовую и конечную цену позиций - и, наконец, купить автомобиль. Но! Самостоятельно выйти на такие сайты невозможно: для этого ­нужен специальный пароль, который есть только у зарегистрированных дилеров.
Частично кривые "прямые продажи"
В цивилизованном варианте омский рынок аукционных продаж начал формироваться пять-шесть лет назад, когда машины, позиционируемые как "автомобили с прямого аукциона", действительно стали попадать к омским автолюбителям непосредственно оттуда, а не просто с зарубежных автостоянок под видом привезенных с аукциона. В этот период на рынок пришли первопроходцы аукционного бизнеса - "Кристалл-Омск", ­"Ривьера", "Санкарс", "Союзмото" и другие. ­Сегодня компаний, занима­ющихся аукционными продажами, насчитывается уже больше 20. Но официально зарегистрированных дилеров среди них - не больше половины. ­Остальные под видом аукционов продолжают перепродавать приобретенные через дилеров машины. В свою очередь дилеров, которые специализируются исключительно на аукционных продажах, - единицы. Среди них - "Кристалл-Омск", "Самурай Моторс", "Авто БТК", "Токи­доки". Остальные компании ("Норд-Авто", "Планета Авто", "Автолайтс", "Антикор-Сервис", "Дизель-Сервис") услуги по продаже автомобилей с аукционов совмещают с другими, более прибыльными на омском рынке направлениями деятельности - автосервисом, продажей запчастей и т.д.
На вид - все одинаковые
Бизнес по продаже аукционных автомобилей входит в число наиболее прибыльных и перспективных. "Это можно оценить по соседним регионам, - говорит Мстислав Костюк, менеджер по продажам компании "Антикор-Сервис", - к примеру, в том же Новосибирске на аукционные автомобили сегодня приходится самая большая доля продаж. Впрочем, в Омске ситуация пока другая. Несмотря на то, что многие компании отмечают увеличение числа заказов на автомобили за последний год вплоть до 50%, другие участники рынка, напротив, говорят об отсутствии спроса. Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется банальным перераспределением клиентов. На рынке под видом аукционщиков продолжает работать масса посредников. Естественно, клиенты таких компаний, получив завышенные цены и сомнительное качество машин, в результате теряют доверие к данной схеме покупки автомобиля. А "чистые" аукционщики в свою очередь не спешат доносить до клиентов информацию о том, как "официала" отличить от посредника, хотя плохая репутация последних серьезно вредит развитию их бизнеса. Есть и еще одна проблема: абсолютно все компании дают однотипную рекламу, и потенциальному клиенту достаточно сложно определиться с выбором, найти фирму, которая бы качественно выполнила заказ.
Дополнительно репутацию серьезным игрокам время от времени портят фирмы-"однодневки", которые все еще не редкость для местного рынка. Они набирают несколько заказов, а получив первоначальные взносы от клиентов, ­исчезают вместе с ними.
Таким образом, проблемой формирования доверия у клиентов (а соответственно и собственной репутации) занимаются буквально единичные компании. Именно они вкладывают дополнительные средства в организацию качественного сервиса, формируют автопарк, предлагают дисконтные карты, устраивают подарочные акции и выдают годовые гарантии на автомобили.
"Потенциальные клиенты больше доверяют компании, которая выглядит серьезно благодаря массированной рекламе или имеющемуся в наличии автопарку, - считает Евгений Хусенский, генеральный директор компании "Кристалл-Омск". - Просто именно эти вещи являются своеобразным показателем того, что в один прекрасный момент компания не исчезнет с рынка, прихватив с собой деньги клиентов. Следовательно, чтобы получать значительную прибыль, необходимо не просто профессионально работать и предоставлять качественные услуги, но еще и вкладывать дополнительные и немалые инвестиции в создание ­собственной репутации".
Именно это, по мнению экспертов, и является главным сдерживающим фактором развития рынка аукционных продаж. Хотя ежегодно на рынок приходят три-четыре новые компании, которые "покупаются" на небольшой размер первоначальных инвестиций, необходимых для начала бизнеса (по данным "БК-рейтинг", порядка 100-150 тысяч рублей). Вкладывая по минимуму, они, как правило, рассчитывают собрать сливки, после чего перенести капитал в другие, более перспективные, на их взгляд, сферы бизнеса. В результате "выживают" единицы - те, кто, оценив специфику местного рынка, подстраивается под его реалии и делает ставку на завоевание доверия клиентов.
"Чтобы хоть как-то заявить о себе, нужно вложить в этот бизнес сотни тысяч рублей, - говорит Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс". - Все думают, что здесь можно получить легкие и большие деньги при минимальных вложениях, но так было несколько лет назад. А при нынешней конкуренции это невозможно. Поэтому компании, в которых основная доля расходов приходится на другой вид бизнеса, а не на аукционные продажи, вряд ли смогут удержаться на рынке надолго".
Стопроцентное доверие дороже процентов на восемь
Система оценки аукционных автомобилей максимально прозрачна. Прежде чем машина будет выставлена на торги, ее досматривает команда экспертов, главная задача которых - квалифицированно и беспристрастно сверить документальные данные о машине с реальным ­положением дел. Ошибка эксперта может испортить репутацию всего аукциона, что для японцев недопустимо. К тому же их полномочия строго определены законом и уголовной ответственностью. Таким образом, покупая автомобиль с аукциона, клиент получает точную информацию о техническом состоянии ­автомобиля и гарантию того, что машина не находится в угоне, чего лишены автомобили, выставляемые на рынке.
Впрочем, у аукционных авто есть свои недостатки. Во-первых, цена: она, как правило, заметно выше, чем на аналогичные модели, выставленные на рынке (клиент оплачивает стоимость доставки и дополнительную комиссию продавцу). К примеру, разница в цене на автомобили самого востребованного у аукцион­щиков среднего ценового сегмента (от 300 до 400 тысяч рублей) может достигать 50 тысяч рублей. Во-вторых, аукционную машину приходится ждать. ­Сроки доставки машин до Омска составляют порядка 40-60 дней.
Мнение

Дмитрий Осиновский, директор компании "Самурай Моторс":
- В будущем на рынке аукционных продаж автомобилей смогут удержаться "чистые" компании, у которых налажены личные контакты с японскими дилерами. Важен и человеческий фактор: квалифицированные сотрудники должны разбираться не только в авто, но и в механизмах работы аукционного бизнеса. Среди других конкурентных преимуществ я бы назвал низкую комиссию и собственную автостоянку для машин, привозимых не под заказ, а для продажи "на месте". Хотя для компании содержать автопарк не всегда выгодно: стоимость такого автомобиля возрастает из-за дополнительных расходов, которые вынуждена нести компания. Большую прибыль будут получать и фирмы, специализирующиеся на аукционных продажах спецтехники. Но доставка этих машин до Омска обходится очень дорого, поэтому на сегодняшний день мало кто в Омске может серьезно заниматься этим бизнесом.
Андрей Лосев, директор компании "Авенир-Омск":
- На мой взгляд, выгоднее предоставлять клиенту комплекс услуг, а не просто продажу автомобилей. Покупая машину в конкретной компании, человек скорее всего захочет обратиться туда же в случае поломки, покупки автозапчастей и так далее. Следовательно, важно сделать так, чтобы клиент мог получить все, что ему нужно, в одном месте и не ездить по всему городу в поисках фирм, предлагающих необходимые ему услуги. Поэтому некоторые участники рынка делают аукционные продажи сопутствующим видом бизнеса наряду с другими автоуслугами.
Юрий Гудов, директор компании "Союзмото":
- Не все фирмы по поставкам автомобилей с аукционов работают добросовестно. Например, при предварительном расчете стоимости не учитываются "мелкие расходы" (оформление справок ЕВРО2, ­комиссия банка, разгрузка сетки и так далее), оплата которых в дальнейшем становится неприятным сюрпризом для клиентов. Или высчитывают стоимость авто по валютным курсам, которые фактически не предлагает ни один банк. Такие действия, безусловно, подрывают доверие населения к аукционным автомобилям, хотя, с другой стороны, это способствует отсеиванию недобросовестных игроков, в результате которого в этом сегменте рынка останутся только надежные компании.
Справка

*Больше 90% омского рынка аукционных продаж представляют компании, которые ­работают с аукционами Японии. По словам участников рынка, дело здесь не только в географической близости, но и в качестве машин. Так, авто, приходящие из США, омичи часто ­называют "помойными баками", сетуя на нерадивых американцев, которые месяцами хранят в своих машинах пустые банки от "Кока-колы", коробки от пиццы и прочий мусор. Тем не менее почти четверть участников рынка продажу "японцев" совмещает с поставкой авто с аукционов США, еще 14% - из других стран (Корея, Канада).
От 5 до 20%
от стоимости автомобиля ­составляет размер комиссии, взимаемой за услугу доставки аукционного автомобиля.

Лариса Шеметова, Ирина Леонова, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru