Сегодня в Омске насчитывается около 40 интернет-магазинов, но доход приносят лишь единицы. Вместо того чтобы заниматься продвижением своих интернет-проектов, предприниматели, как говорится, ждут с моря погоды, рассчитывая, что постоянный рост числа пользователей всемирной паутины автоматически увеличит число клиентов интернет‑ магазинов.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По оценкам экспертов, омский рынок интернет-магазинов только начинает формироваться. Однако уже сегодня в интернете можно купить самые разнообразные товары: от йогуртов до компьютеров. На местном рынке представлены как интернет-магазины, созданные на основе реального бизнеса, так и самостоятельные проекты, существующие только в сети. По оценкам экспертов, соотношение тех и других в Омске примерно 50 на 50. "На первый взгляд, если выбирать между интернет-магазинами, имеющими аналог в офф-лайне, и теми, которые работают только в сети, второй вариант кажется привлекательнее. Рентабельность проекта в этом случае выше, поскольку уменьшаются издержки: отсутствуют затраты на торговые площади, оборудование, гораздо в меньшем количестве требуется персонал, - говорит администратор сайта торговой группы "Наш магазин" Татьяна Соловьева. - Но на деле все оказывается по-другому. Пока население относится к интернет-покупкам с недоверием, слишком много неудачных покупок, неоправданных ожиданий. Решить эти проблемы, не имея возможности общаться с клиентами в реальной жизни, очень сложно, поэтому покупателей у таких магазинов в Омске немного, а оборот небольшой". Это подтверждают и сами владельцы исключительно виртуальных магазинов. "У нас в Омске представлены оба типа интернет-магазинов, и я пока не видел, чтобы самостоятельные интернет-проекты, не имеющие аналога в реальной жизни, процветали", - комментирует Дмитрий Харитонов, владелец интернет-магазина "Омск-Обед.ru". Поэтому сегодня многие из магазинов, которые существуют только в сети, фактически заморожены: владельцы вообще не заинтересованы в их продвижении. А вот у тех компаний, которые занимаются продажами и в интернете, и в реальности, наоборот, наблюдается рост числа сделок (на 15-20% в месяц). Так, по словам администратора интернет-представительства компании "Русклимат-Омск" Евгения Ревякина, год назад, когда их сайт только начал свою работу, в месяц совершались 1-2 сделки, а сегодня - в среднем 12-13. Хотя и такие интернет-магазины большой прибыли своим владельцам пока не приносят, скорее работают на создание позитивного имиджа компании, которая не забывает о своих клиентах ни в реальном мире, ни в виртуальном. А вот владельцам чисто виртуальных интернет-магазинов, не имеющих аналогов в офф-лайне, приходится сложнее: у них, в отличие от первых, нет раскрученного имени, которое способствовало бы продвижению онлайн-проекта. Кроме того, в реальном магазине всегда можно сначала увидеть товар и убедиться в его качестве и потом просто заказать его по интернету, а доверие к полностью виртуальному магазину заработать гораздо сложнее.
Для души - не для желудка
По данным "БК-рейтинг", основная часть интернет-пользователей ищет в глобальной сети информацию для учебы или работы, посещает развлекательные сайты, скачивает музыку и фильмы либо общается в чатах. Всего 18% омичей время от времени приобретают товары через интернет, из них почти половина прибегает к интернет-покупкам не чаще одного раза в год. Эксперты признают, что осторожный ко всему новому Омск и здесь проявляет себя подобным образом: в других регионах население совершает покупки через интернет гораздо чаще. А в Омске интернет-магазины скорее выступают в роли каталогов, позволяя определиться с выбором товара. Обычно омичи приобретают через интернет CD-диски, книги и журналы. Меньше - компьютеры, бытовую технику и оргтехнику, и еще реже - продукты питания. Ведь чтобы купить книгу или журнал, необязательно пробовать их на ощупь - достаточно прочитать аннотацию к ним, в отличие от одежды или обуви, требующих примерки. Более того, по словам Дмитрия Харитонова, интернет предоставляет возможность приобрести специфические товары, которые клиентам бывает проблематично купить в обыкновенном магазине (например, товары секс-индустрии). "К тому же зачастую на омских прилавках сложно найти какую-то редкую продукцию (эксклюзивные издания или диски), ее можно приобрести только в интернете", - считает г-н Харитонов.
Чтоб как в офф-лайне, но дешевле
Но независимо от того, создан был интернет-магазин на базе реального или существует сам по себе, содержать его не так просто, как кажется на первый взгляд: вроде пригласил грамотного программиста, запустил сайт и сиди принимай заказы. На самом деле, несмотря на крайне небольшой размер первоначальных инвестиций (около 50 тысяч рублей на разработку сайта и подготовку каталога - именно столько готовы вкладывать омские предприниматели в свои интернет-проекты; для сравнения: москвичи инвестируют, как минимум, в пять раз больше), над этим бизнесом нужно упорно работать, чтобы он начал приносить прибыль. "Главное, о чем нужно помнить: невыполненный или просроченный однажды заказ раз и навсегда отпугнет покупателя", - говорит Евгений Ревякин. В реальном магазине продавцу всегда легче объяснить, почему товара нет в наличии, можно быстро предложить какой-то аналог. А если первая покупка в каком-либо из интернет-магазинов не удалась, клиент вряд ли сюда заглянет еще раз. Предприниматели находят разные способы привлечения клиентов: кто-то предлагает бесплатную доставку, дисконтные карты и всевозможные скидки, другие - интересный "живой" контент и удобную навигацию по сайту. Кстати, по мнению экспертов, именно качество большинства омских сайтов оставляет желать лучшего. "Сайт должен привлекать внимание, чтобы посетителю интернет-магазина периодически хотелось на него заходить. Поэтому кроме самого каталога товаров желательно размещать и новости о компании, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, рекомендации, инструкции по использованию продукции и прочее, - утверждает г-н Ревякин. - У посетителя должно сложиться впечатление, что он разговаривает с продавцом в обычном магазине". Еще один момент - покупка в интернет-магазине должна быть не просто альтернативой приобретения этого же товара в обычном магазине, а более выгодным вариантом. "Например, клиент выбирает сотовый телефон в обычном магазине, а потом со значительной скидкой покупает его через интернет, - говорит Иван Подоляк, директор интернет-магазина ROZ55. - А если цена в обоих случаях будет одинаковой, то зачем ему ждать заказа, если можно пойти и купить сейчас".
Ждут с нета погоды
В Омске постоянно появляются новые интернет-магазины, но, по словам экспертов, большая часть из них так и не начинает нормально работать. "Причина, на мой взгляд, в том, что у нас в городе интернет-продажи рассматривают как неосновной вид бизнеса, - считает г-жа Соловьева. - А легкость запуска проекта наводит предпринимателей на мысль, что и прибыль получить будет несложно. И если магазин сразу не приносит отдачи, большинство перестает вкладывать в него деньги и усилия". Тем не менее, наблюдая за положительной динамикой бизнеса в других регионах, владельцы не закрывают свои интернет-проекты, а просто выжидают время в надежде, что в ближайшем будущем в Омске наступит всеобщая компьютеризация и количество продаж посредством интернета в разы возрастет. В то же время к приближению этого заветного момента собственных усилий не прилагает практически никто.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По оценкам экспертов, омский рынок интернет-магазинов только начинает формироваться. Однако уже сегодня в интернете можно купить самые разнообразные товары: от йогуртов до компьютеров. На местном рынке представлены как интернет-магазины, созданные на основе реального бизнеса, так и самостоятельные проекты, существующие только в сети. По оценкам экспертов, соотношение тех и других в Омске примерно 50 на 50. "На первый взгляд, если выбирать между интернет-магазинами, имеющими аналог в офф-лайне, и теми, которые работают только в сети, второй вариант кажется привлекательнее. Рентабельность проекта в этом случае выше, поскольку уменьшаются издержки: отсутствуют затраты на торговые площади, оборудование, гораздо в меньшем количестве требуется персонал, - говорит администратор сайта торговой группы "Наш магазин" Татьяна Соловьева. - Но на деле все оказывается по-другому. Пока население относится к интернет-покупкам с недоверием, слишком много неудачных покупок, неоправданных ожиданий. Решить эти проблемы, не имея возможности общаться с клиентами в реальной жизни, очень сложно, поэтому покупателей у таких магазинов в Омске немного, а оборот небольшой". Это подтверждают и сами владельцы исключительно виртуальных магазинов. "У нас в Омске представлены оба типа интернет-магазинов, и я пока не видел, чтобы самостоятельные интернет-проекты, не имеющие аналога в реальной жизни, процветали", - комментирует Дмитрий Харитонов, владелец интернет-магазина "Омск-Обед.ru". Поэтому сегодня многие из магазинов, которые существуют только в сети, фактически заморожены: владельцы вообще не заинтересованы в их продвижении. А вот у тех компаний, которые занимаются продажами и в интернете, и в реальности, наоборот, наблюдается рост числа сделок (на 15-20% в месяц). Так, по словам администратора интернет-представительства компании "Русклимат-Омск" Евгения Ревякина, год назад, когда их сайт только начал свою работу, в месяц совершались 1-2 сделки, а сегодня - в среднем 12-13. Хотя и такие интернет-магазины большой прибыли своим владельцам пока не приносят, скорее работают на создание позитивного имиджа компании, которая не забывает о своих клиентах ни в реальном мире, ни в виртуальном. А вот владельцам чисто виртуальных интернет-магазинов, не имеющих аналогов в офф-лайне, приходится сложнее: у них, в отличие от первых, нет раскрученного имени, которое способствовало бы продвижению онлайн-проекта. Кроме того, в реальном магазине всегда можно сначала увидеть товар и убедиться в его качестве и потом просто заказать его по интернету, а доверие к полностью виртуальному магазину заработать гораздо сложнее.
Для души - не для желудка
По данным "БК-рейтинг", основная часть интернет-пользователей ищет в глобальной сети информацию для учебы или работы, посещает развлекательные сайты, скачивает музыку и фильмы либо общается в чатах. Всего 18% омичей время от времени приобретают товары через интернет, из них почти половина прибегает к интернет-покупкам не чаще одного раза в год. Эксперты признают, что осторожный ко всему новому Омск и здесь проявляет себя подобным образом: в других регионах население совершает покупки через интернет гораздо чаще. А в Омске интернет-магазины скорее выступают в роли каталогов, позволяя определиться с выбором товара. Обычно омичи приобретают через интернет CD-диски, книги и журналы. Меньше - компьютеры, бытовую технику и оргтехнику, и еще реже - продукты питания. Ведь чтобы купить книгу или журнал, необязательно пробовать их на ощупь - достаточно прочитать аннотацию к ним, в отличие от одежды или обуви, требующих примерки. Более того, по словам Дмитрия Харитонова, интернет предоставляет возможность приобрести специфические товары, которые клиентам бывает проблематично купить в обыкновенном магазине (например, товары секс-индустрии). "К тому же зачастую на омских прилавках сложно найти какую-то редкую продукцию (эксклюзивные издания или диски), ее можно приобрести только в интернете", - считает г-н Харитонов.
Чтоб как в офф-лайне, но дешевле
Но независимо от того, создан был интернет-магазин на базе реального или существует сам по себе, содержать его не так просто, как кажется на первый взгляд: вроде пригласил грамотного программиста, запустил сайт и сиди принимай заказы. На самом деле, несмотря на крайне небольшой размер первоначальных инвестиций (около 50 тысяч рублей на разработку сайта и подготовку каталога - именно столько готовы вкладывать омские предприниматели в свои интернет-проекты; для сравнения: москвичи инвестируют, как минимум, в пять раз больше), над этим бизнесом нужно упорно работать, чтобы он начал приносить прибыль. "Главное, о чем нужно помнить: невыполненный или просроченный однажды заказ раз и навсегда отпугнет покупателя", - говорит Евгений Ревякин. В реальном магазине продавцу всегда легче объяснить, почему товара нет в наличии, можно быстро предложить какой-то аналог. А если первая покупка в каком-либо из интернет-магазинов не удалась, клиент вряд ли сюда заглянет еще раз. Предприниматели находят разные способы привлечения клиентов: кто-то предлагает бесплатную доставку, дисконтные карты и всевозможные скидки, другие - интересный "живой" контент и удобную навигацию по сайту. Кстати, по мнению экспертов, именно качество большинства омских сайтов оставляет желать лучшего. "Сайт должен привлекать внимание, чтобы посетителю интернет-магазина периодически хотелось на него заходить. Поэтому кроме самого каталога товаров желательно размещать и новости о компании, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, рекомендации, инструкции по использованию продукции и прочее, - утверждает г-н Ревякин. - У посетителя должно сложиться впечатление, что он разговаривает с продавцом в обычном магазине". Еще один момент - покупка в интернет-магазине должна быть не просто альтернативой приобретения этого же товара в обычном магазине, а более выгодным вариантом. "Например, клиент выбирает сотовый телефон в обычном магазине, а потом со значительной скидкой покупает его через интернет, - говорит Иван Подоляк, директор интернет-магазина ROZ55. - А если цена в обоих случаях будет одинаковой, то зачем ему ждать заказа, если можно пойти и купить сейчас".
Ждут с нета погоды
В Омске постоянно появляются новые интернет-магазины, но, по словам экспертов, большая часть из них так и не начинает нормально работать. "Причина, на мой взгляд, в том, что у нас в городе интернет-продажи рассматривают как неосновной вид бизнеса, - считает г-жа Соловьева. - А легкость запуска проекта наводит предпринимателей на мысль, что и прибыль получить будет несложно. И если магазин сразу не приносит отдачи, большинство перестает вкладывать в него деньги и усилия". Тем не менее, наблюдая за положительной динамикой бизнеса в других регионах, владельцы не закрывают свои интернет-проекты, а просто выжидают время в надежде, что в ближайшем будущем в Омске наступит всеобщая компьютеризация и количество продаж посредством интернета в разы возрастет. В то же время к приближению этого заветного момента собственных усилий не прилагает практически никто.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По оценкам экспертов, омский рынок интернет-магазинов только начинает формироваться. Однако уже сегодня в интернете можно купить самые разнообразные товары: от йогуртов до компьютеров. На местном рынке представлены как интернет-магазины, созданные на основе реального бизнеса, так и самостоятельные проекты, существующие только в сети. По оценкам экспертов, соотношение тех и других в Омске примерно 50 на 50. "На первый взгляд, если выбирать между интернет-магазинами, имеющими аналог в офф-лайне, и теми, которые работают только в сети, второй вариант кажется привлекательнее. Рентабельность проекта в этом случае выше, поскольку уменьшаются издержки: отсутствуют затраты на торговые площади, оборудование, гораздо в меньшем количестве требуется персонал, - говорит администратор сайта торговой группы "Наш магазин" Татьяна Соловьева. - Но на деле все оказывается по-другому. Пока население относится к интернет-покупкам с недоверием, слишком много неудачных покупок, неоправданных ожиданий. Решить эти проблемы, не имея возможности общаться с клиентами в реальной жизни, очень сложно, поэтому покупателей у таких магазинов в Омске немного, а оборот небольшой". Это подтверждают и сами владельцы исключительно виртуальных магазинов. "У нас в Омске представлены оба типа интернет-магазинов, и я пока не видел, чтобы самостоятельные интернет-проекты, не имеющие аналога в реальной жизни, процветали", - комментирует Дмитрий Харитонов, владелец интернет-магазина "Омск-Обед.ru". Поэтому сегодня многие из магазинов, которые существуют только в сети, фактически заморожены: владельцы вообще не заинтересованы в их продвижении. А вот у тех компаний, которые занимаются продажами и в интернете, и в реальности, наоборот, наблюдается рост числа сделок (на 15-20% в месяц). Так, по словам администратора интернет-представительства компании "Русклимат-Омск" Евгения Ревякина, год назад, когда их сайт только начал свою работу, в месяц совершались 1-2 сделки, а сегодня - в среднем 12-13. Хотя и такие интернет-магазины большой прибыли своим владельцам пока не приносят, скорее работают на создание позитивного имиджа компании, которая не забывает о своих клиентах ни в реальном мире, ни в виртуальном. А вот владельцам чисто виртуальных интернет-магазинов, не имеющих аналогов в офф-лайне, приходится сложнее: у них, в отличие от первых, нет раскрученного имени, которое способствовало бы продвижению онлайн-проекта. Кроме того, в реальном магазине всегда можно сначала увидеть товар и убедиться в его качестве и потом просто заказать его по интернету, а доверие к полностью виртуальному магазину заработать гораздо сложнее.
Для души - не для желудка
По данным "БК-рейтинг", основная часть интернет-пользователей ищет в глобальной сети информацию для учебы или работы, посещает развлекательные сайты, скачивает музыку и фильмы либо общается в чатах. Всего 18% омичей время от времени приобретают товары через интернет, из них почти половина прибегает к интернет-покупкам не чаще одного раза в год. Эксперты признают, что осторожный ко всему новому Омск и здесь проявляет себя подобным образом: в других регионах население совершает покупки через интернет гораздо чаще. А в Омске интернет-магазины скорее выступают в роли каталогов, позволяя определиться с выбором товара. Обычно омичи приобретают через интернет CD-диски, книги и журналы. Меньше - компьютеры, бытовую технику и оргтехнику, и еще реже - продукты питания. Ведь чтобы купить книгу или журнал, необязательно пробовать их на ощупь - достаточно прочитать аннотацию к ним, в отличие от одежды или обуви, требующих примерки. Более того, по словам Дмитрия Харитонова, интернет предоставляет возможность приобрести специфические товары, которые клиентам бывает проблематично купить в обыкновенном магазине (например, товары секс-индустрии). "К тому же зачастую на омских прилавках сложно найти какую-то редкую продукцию (эксклюзивные издания или диски), ее можно приобрести только в интернете", - считает г-н Харитонов.
Чтоб как в офф-лайне, но дешевле
Но независимо от того, создан был интернет-магазин на базе реального или существует сам по себе, содержать его не так просто, как кажется на первый взгляд: вроде пригласил грамотного программиста, запустил сайт и сиди принимай заказы. На самом деле, несмотря на крайне небольшой размер первоначальных инвестиций (около 50 тысяч рублей на разработку сайта и подготовку каталога - именно столько готовы вкладывать омские предприниматели в свои интернет-проекты; для сравнения: москвичи инвестируют, как минимум, в пять раз больше), над этим бизнесом нужно упорно работать, чтобы он начал приносить прибыль. "Главное, о чем нужно помнить: невыполненный или просроченный однажды заказ раз и навсегда отпугнет покупателя", - говорит Евгений Ревякин. В реальном магазине продавцу всегда легче объяснить, почему товара нет в наличии, можно быстро предложить какой-то аналог. А если первая покупка в каком-либо из интернет-магазинов не удалась, клиент вряд ли сюда заглянет еще раз. Предприниматели находят разные способы привлечения клиентов: кто-то предлагает бесплатную доставку, дисконтные карты и всевозможные скидки, другие - интересный "живой" контент и удобную навигацию по сайту. Кстати, по мнению экспертов, именно качество большинства омских сайтов оставляет желать лучшего. "Сайт должен привлекать внимание, чтобы посетителю интернет-магазина периодически хотелось на него заходить. Поэтому кроме самого каталога товаров желательно размещать и новости о компании, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, рекомендации, инструкции по использованию продукции и прочее, - утверждает г-н Ревякин. - У посетителя должно сложиться впечатление, что он разговаривает с продавцом в обычном магазине". Еще один момент - покупка в интернет-магазине должна быть не просто альтернативой приобретения этого же товара в обычном магазине, а более выгодным вариантом. "Например, клиент выбирает сотовый телефон в обычном магазине, а потом со значительной скидкой покупает его через интернет, - говорит Иван Подоляк, директор интернет-магазина ROZ55. - А если цена в обоих случаях будет одинаковой, то зачем ему ждать заказа, если можно пойти и купить сейчас".
Ждут с нета погоды
В Омске постоянно появляются новые интернет-магазины, но, по словам экспертов, большая часть из них так и не начинает нормально работать. "Причина, на мой взгляд, в том, что у нас в городе интернет-продажи рассматривают как неосновной вид бизнеса, - считает г-жа Соловьева. - А легкость запуска проекта наводит предпринимателей на мысль, что и прибыль получить будет несложно. И если магазин сразу не приносит отдачи, большинство перестает вкладывать в него деньги и усилия". Тем не менее, наблюдая за положительной динамикой бизнеса в других регионах, владельцы не закрывают свои интернет-проекты, а просто выжидают время в надежде, что в ближайшем будущем в Омске наступит всеобщая компьютеризация и количество продаж посредством интернета в разы возрастет. В то же время к приближению этого заветного момента собственных усилий не прилагает практически никто.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По оценкам экспертов, омский рынок интернет-магазинов только начинает формироваться. Однако уже сегодня в интернете можно купить самые разнообразные товары: от йогуртов до компьютеров. На местном рынке представлены как интернет-магазины, созданные на основе реального бизнеса, так и самостоятельные проекты, существующие только в сети. По оценкам экспертов, соотношение тех и других в Омске примерно 50 на 50. "На первый взгляд, если выбирать между интернет-магазинами, имеющими аналог в офф-лайне, и теми, которые работают только в сети, второй вариант кажется привлекательнее. Рентабельность проекта в этом случае выше, поскольку уменьшаются издержки: отсутствуют затраты на торговые площади, оборудование, гораздо в меньшем количестве требуется персонал, - говорит администратор сайта торговой группы "Наш магазин" Татьяна Соловьева. - Но на деле все оказывается по-другому. Пока население относится к интернет-покупкам с недоверием, слишком много неудачных покупок, неоправданных ожиданий. Решить эти проблемы, не имея возможности общаться с клиентами в реальной жизни, очень сложно, поэтому покупателей у таких магазинов в Омске немного, а оборот небольшой". Это подтверждают и сами владельцы исключительно виртуальных магазинов. "У нас в Омске представлены оба типа интернет-магазинов, и я пока не видел, чтобы самостоятельные интернет-проекты, не имеющие аналога в реальной жизни, процветали", - комментирует Дмитрий Харитонов, владелец интернет-магазина "Омск-Обед.ru". Поэтому сегодня многие из магазинов, которые существуют только в сети, фактически заморожены: владельцы вообще не заинтересованы в их продвижении. А вот у тех компаний, которые занимаются продажами и в интернете, и в реальности, наоборот, наблюдается рост числа сделок (на 15-20% в месяц). Так, по словам администратора интернет-представительства компании "Русклимат-Омск" Евгения Ревякина, год назад, когда их сайт только начал свою работу, в месяц совершались 1-2 сделки, а сегодня - в среднем 12-13. Хотя и такие интернет-магазины большой прибыли своим владельцам пока не приносят, скорее работают на создание позитивного имиджа компании, которая не забывает о своих клиентах ни в реальном мире, ни в виртуальном. А вот владельцам чисто виртуальных интернет-магазинов, не имеющих аналогов в офф-лайне, приходится сложнее: у них, в отличие от первых, нет раскрученного имени, которое способствовало бы продвижению онлайн-проекта. Кроме того, в реальном магазине всегда можно сначала увидеть товар и убедиться в его качестве и потом просто заказать его по интернету, а доверие к полностью виртуальному магазину заработать гораздо сложнее.
Для души - не для желудка
По данным "БК-рейтинг", основная часть интернет-пользователей ищет в глобальной сети информацию для учебы или работы, посещает развлекательные сайты, скачивает музыку и фильмы либо общается в чатах. Всего 18% омичей время от времени приобретают товары через интернет, из них почти половина прибегает к интернет-покупкам не чаще одного раза в год. Эксперты признают, что осторожный ко всему новому Омск и здесь проявляет себя подобным образом: в других регионах население совершает покупки через интернет гораздо чаще. А в Омске интернет-магазины скорее выступают в роли каталогов, позволяя определиться с выбором товара. Обычно омичи приобретают через интернет CD-диски, книги и журналы. Меньше - компьютеры, бытовую технику и оргтехнику, и еще реже - продукты питания. Ведь чтобы купить книгу или журнал, необязательно пробовать их на ощупь - достаточно прочитать аннотацию к ним, в отличие от одежды или обуви, требующих примерки. Более того, по словам Дмитрия Харитонова, интернет предоставляет возможность приобрести специфические товары, которые клиентам бывает проблематично купить в обыкновенном магазине (например, товары секс-индустрии). "К тому же зачастую на омских прилавках сложно найти какую-то редкую продукцию (эксклюзивные издания или диски), ее можно приобрести только в интернете", - считает г-н Харитонов.
Чтоб как в офф-лайне, но дешевле
Но независимо от того, создан был интернет-магазин на базе реального или существует сам по себе, содержать его не так просто, как кажется на первый взгляд: вроде пригласил грамотного программиста, запустил сайт и сиди принимай заказы. На самом деле, несмотря на крайне небольшой размер первоначальных инвестиций (около 50 тысяч рублей на разработку сайта и подготовку каталога - именно столько готовы вкладывать омские предприниматели в свои интернет-проекты; для сравнения: москвичи инвестируют, как минимум, в пять раз больше), над этим бизнесом нужно упорно работать, чтобы он начал приносить прибыль. "Главное, о чем нужно помнить: невыполненный или просроченный однажды заказ раз и навсегда отпугнет покупателя", - говорит Евгений Ревякин. В реальном магазине продавцу всегда легче объяснить, почему товара нет в наличии, можно быстро предложить какой-то аналог. А если первая покупка в каком-либо из интернет-магазинов не удалась, клиент вряд ли сюда заглянет еще раз. Предприниматели находят разные способы привлечения клиентов: кто-то предлагает бесплатную доставку, дисконтные карты и всевозможные скидки, другие - интересный "живой" контент и удобную навигацию по сайту. Кстати, по мнению экспертов, именно качество большинства омских сайтов оставляет желать лучшего. "Сайт должен привлекать внимание, чтобы посетителю интернет-магазина периодически хотелось на него заходить. Поэтому кроме самого каталога товаров желательно размещать и новости о компании, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, рекомендации, инструкции по использованию продукции и прочее, - утверждает г-н Ревякин. - У посетителя должно сложиться впечатление, что он разговаривает с продавцом в обычном магазине". Еще один момент - покупка в интернет-магазине должна быть не просто альтернативой приобретения этого же товара в обычном магазине, а более выгодным вариантом. "Например, клиент выбирает сотовый телефон в обычном магазине, а потом со значительной скидкой покупает его через интернет, - говорит Иван Подоляк, директор интернет-магазина ROZ55. - А если цена в обоих случаях будет одинаковой, то зачем ему ждать заказа, если можно пойти и купить сейчас".
Ждут с нета погоды
В Омске постоянно появляются новые интернет-магазины, но, по словам экспертов, большая часть из них так и не начинает нормально работать. "Причина, на мой взгляд, в том, что у нас в городе интернет-продажи рассматривают как неосновной вид бизнеса, - считает г-жа Соловьева. - А легкость запуска проекта наводит предпринимателей на мысль, что и прибыль получить будет несложно. И если магазин сразу не приносит отдачи, большинство перестает вкладывать в него деньги и усилия". Тем не менее, наблюдая за положительной динамикой бизнеса в других регионах, владельцы не закрывают свои интернет-проекты, а просто выжидают время в надежде, что в ближайшем будущем в Омске наступит всеобщая компьютеризация и количество продаж посредством интернета в разы возрастет. В то же время к приближению этого заветного момента собственных усилий не прилагает практически никто.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По данным «БК-рейтинг», опрос населения. Метод опроса – личное интервью, опрошено 200 человек. Октябрь 2007 года.
По оценкам экспертов, омский рынок интернет-магазинов только начинает формироваться. Однако уже сегодня в интернете можно купить самые разнообразные товары: от йогуртов до компьютеров. На местном рынке представлены как интернет-магазины, созданные на основе реального бизнеса, так и самостоятельные проекты, существующие только в сети. По оценкам экспертов, соотношение тех и других в Омске примерно 50 на 50. "На первый взгляд, если выбирать между интернет-магазинами, имеющими аналог в офф-лайне, и теми, которые работают только в сети, второй вариант кажется привлекательнее. Рентабельность проекта в этом случае выше, поскольку уменьшаются издержки: отсутствуют затраты на торговые площади, оборудование, гораздо в меньшем количестве требуется персонал, - говорит администратор сайта торговой группы "Наш магазин" Татьяна Соловьева. - Но на деле все оказывается по-другому. Пока население относится к интернет-покупкам с недоверием, слишком много неудачных покупок, неоправданных ожиданий. Решить эти проблемы, не имея возможности общаться с клиентами в реальной жизни, очень сложно, поэтому покупателей у таких магазинов в Омске немного, а оборот небольшой". Это подтверждают и сами владельцы исключительно виртуальных магазинов. "У нас в Омске представлены оба типа интернет-магазинов, и я пока не видел, чтобы самостоятельные интернет-проекты, не имеющие аналога в реальной жизни, процветали", - комментирует Дмитрий Харитонов, владелец интернет-магазина "Омск-Обед.ru". Поэтому сегодня многие из магазинов, которые существуют только в сети, фактически заморожены: владельцы вообще не заинтересованы в их продвижении. А вот у тех компаний, которые занимаются продажами и в интернете, и в реальности, наоборот, наблюдается рост числа сделок (на 15-20% в месяц). Так, по словам администратора интернет-представительства компании "Русклимат-Омск" Евгения Ревякина, год назад, когда их сайт только начал свою работу, в месяц совершались 1-2 сделки, а сегодня - в среднем 12-13. Хотя и такие интернет-магазины большой прибыли своим владельцам пока не приносят, скорее работают на создание позитивного имиджа компании, которая не забывает о своих клиентах ни в реальном мире, ни в виртуальном. А вот владельцам чисто виртуальных интернет-магазинов, не имеющих аналогов в офф-лайне, приходится сложнее: у них, в отличие от первых, нет раскрученного имени, которое способствовало бы продвижению онлайн-проекта. Кроме того, в реальном магазине всегда можно сначала увидеть товар и убедиться в его качестве и потом просто заказать его по интернету, а доверие к полностью виртуальному магазину заработать гораздо сложнее.
Для души - не для желудка
По данным "БК-рейтинг", основная часть интернет-пользователей ищет в глобальной сети информацию для учебы или работы, посещает развлекательные сайты, скачивает музыку и фильмы либо общается в чатах. Всего 18% омичей время от времени приобретают товары через интернет, из них почти половина прибегает к интернет-покупкам не чаще одного раза в год. Эксперты признают, что осторожный ко всему новому Омск и здесь проявляет себя подобным образом: в других регионах население совершает покупки через интернет гораздо чаще. А в Омске интернет-магазины скорее выступают в роли каталогов, позволяя определиться с выбором товара. Обычно омичи приобретают через интернет CD-диски, книги и журналы. Меньше - компьютеры, бытовую технику и оргтехнику, и еще реже - продукты питания. Ведь чтобы купить книгу или журнал, необязательно пробовать их на ощупь - достаточно прочитать аннотацию к ним, в отличие от одежды или обуви, требующих примерки. Более того, по словам Дмитрия Харитонова, интернет предоставляет возможность приобрести специфические товары, которые клиентам бывает проблематично купить в обыкновенном магазине (например, товары секс-индустрии). "К тому же зачастую на омских прилавках сложно найти какую-то редкую продукцию (эксклюзивные издания или диски), ее можно приобрести только в интернете", - считает г-н Харитонов.
Чтоб как в офф-лайне, но дешевле
Но независимо от того, создан был интернет-магазин на базе реального или существует сам по себе, содержать его не так просто, как кажется на первый взгляд: вроде пригласил грамотного программиста, запустил сайт и сиди принимай заказы. На самом деле, несмотря на крайне небольшой размер первоначальных инвестиций (около 50 тысяч рублей на разработку сайта и подготовку каталога - именно столько готовы вкладывать омские предприниматели в свои интернет-проекты; для сравнения: москвичи инвестируют, как минимум, в пять раз больше), над этим бизнесом нужно упорно работать, чтобы он начал приносить прибыль. "Главное, о чем нужно помнить: невыполненный или просроченный однажды заказ раз и навсегда отпугнет покупателя", - говорит Евгений Ревякин. В реальном магазине продавцу всегда легче объяснить, почему товара нет в наличии, можно быстро предложить какой-то аналог. А если первая покупка в каком-либо из интернет-магазинов не удалась, клиент вряд ли сюда заглянет еще раз. Предприниматели находят разные способы привлечения клиентов: кто-то предлагает бесплатную доставку, дисконтные карты и всевозможные скидки, другие - интересный "живой" контент и удобную навигацию по сайту. Кстати, по мнению экспертов, именно качество большинства омских сайтов оставляет желать лучшего. "Сайт должен привлекать внимание, чтобы посетителю интернет-магазина периодически хотелось на него заходить. Поэтому кроме самого каталога товаров желательно размещать и новости о компании, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, рекомендации, инструкции по использованию продукции и прочее, - утверждает г-н Ревякин. - У посетителя должно сложиться впечатление, что он разговаривает с продавцом в обычном магазине". Еще один момент - покупка в интернет-магазине должна быть не просто альтернативой приобретения этого же товара в обычном магазине, а более выгодным вариантом. "Например, клиент выбирает сотовый телефон в обычном магазине, а потом со значительной скидкой покупает его через интернет, - говорит Иван Подоляк, директор интернет-магазина ROZ55. - А если цена в обоих случаях будет одинаковой, то зачем ему ждать заказа, если можно пойти и купить сейчас".
Ждут с нета погоды
В Омске постоянно появляются новые интернет-магазины, но, по словам экспертов, большая часть из них так и не начинает нормально работать. "Причина, на мой взгляд, в том, что у нас в городе интернет-продажи рассматривают как неосновной вид бизнеса, - считает г-жа Соловьева. - А легкость запуска проекта наводит предпринимателей на мысль, что и прибыль получить будет несложно. И если магазин сразу не приносит отдачи, большинство перестает вкладывать в него деньги и усилия". Тем не менее, наблюдая за положительной динамикой бизнеса в других регионах, владельцы не закрывают свои интернет-проекты, а просто выжидают время в надежде, что в ближайшем будущем в Омске наступит всеобщая компьютеризация и количество продаж посредством интернета в разы возрастет. В то же время к приближению этого заветного момента собственных усилий не прилагает практически никто.
Лариса Шеметова, Ольга Матросова, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru