Первое место в рейтинге "Таинственный покупатель" по мерчендайзингу занял относительно молодой и амбициозный магазин "Парфюм-Лидер" на 70 лет Октября. Призовое место удалось занять и абсолютному новичку рынка - магазину "Я самая".
Как выяснилось в ходе исследования, с отсутствием тестеров, неприятным запахом и дефицитом информационных и рекламных материалов в торговом зале - ключевыми проблемами, с которыми сталкивались "таинственные покупатели" в прошлом году, участники рынка, похоже, справились. Однако на смену им пришли иные сложности: теснота, отсутствие указателей и вывесок, перепутанные ценники, очередь в кассу (в час пик работает одна касса из существующих двух-трех), неудобство ячеек камер хранения. Бесспорно, все эти недочеты не добавляют привлекательности и комфорта специализированным магазинам и не повышают их престиж. Результат: на фоне пози- ционирующих себя как элитные салоны с претензией на максимальный комфорт и удобство демократичные магазины выглядят увереннее и получают оценки выше. Здесь уровень комфорта зачастую больше соответствует ожиданиям посетителей. И ведь нельзя сказать, что огрехи в мерчендайзинге прежних лидеров трудно или затратно устранить. Скорее на это не хватает времени. Торопясь пополнить ассортимент новинками, перспективными марками, которых еще нет у конкурентов, стиральными порошками и прокладками, омские парфюмерщики мало думают о том, как все это расставить на полке. Видимо, гораздо проще научить охранника давать советы покупателям, безуспешно пытающимся совладать с ключом в неисправной ячейке камеры хранения - "Стукни по дверце - она и закроется!", чем привести оборудование в порядок. Так, конечно, и дешевле, но вот какой покупатель решится после таких фраз оставить свои вещи в этой "чудо-ячейке"? Нет ответа и на вопрос, почему в некоторых салонах постоянно перепутаны ценники на товаре? Выбирает товар посетитель по одной цене, а на кассе другая цена высвечивается, как правило, более высокая. А на недоуменный взгляд клиента продавец привычно пожимает плечами: "Такое бывает, мы сами не знаем, что сколько стоит". Или еще один "денежный" прием. Выставляем на верхних полках как можно более плотными рядами как можно более хрупкий товар. Проходы делаем как можно более узкими. Вот покупатель и попался. Неверное движение - и дорогие баночки-скляночки падают вниз. Вариант почти беспро- игрышный: не купят товар, так за ущерб заплатят. Господа, такими уловками и трюками разбогатеть сложно, а потерять клиентов очень легко n
Вести с полей от Таисии Шопиной
Запятнали репутацию
В наполненном дорогими ароматами воздухе царит без преувеличения празднично-весеннее настроение. Аккуратно расставленные на полках ряды уникальных (хотелось бы верить, что не только по цене) кремов, итальянская романтика в исполнении Адриано Челентано... Ощущение, будто я попала в уютный бутик где-нибудь в самом модном уголке Рима. Но не тут-то было... Случайно оброненная перчатка упала на пол... Белый пол под слоем засохших следов весенней сибирской грязи напомнил мне о том, что я в Омске.
"Сумочки, девочки, сумочки!"
- Девушка! Стойте, стойте! - слышу крик бдительного охранника.
- Сумки сдаем, девочки! Не предполагая, что этот возглас может иметь ко мне, уже сдавшей свой пакет в камеру хранения и оставшейся с одной "театральной" сумочкой, хоть какое-то отношение, иду своей дорогой.
- Девушка! - хватает меня за плечо секьюрити. Возмущению его нет предела. - Сумки на входе оставляем.
- Так я же вроде оставила!
- Дамские оставляем.
- Так у меня там деньги, как же я рассчитываться буду?
- А это уже не мои проблемы!
"Ну так ведь и не мои!" - подумала я, выходя из магазина, так в него и не зайдя.
ДТП посреди магазина
Заглядевшись на мерцающие всеми цветами страз заколки, опускаюсь все ниже и ниже уровня глаз. Последний ряд "крабов" и "резинок" находится на 20 см выше уровня пола. Присев на корточки, пытаюсь добраться до последнего ряда заколок.
- Ну сколько можно, девушка? - слышу за спиной возмущенный голос другой покупательницы.
Оглядываюсь: за моей субтильной спиной образовалась приличная "пробка" из негодующих покупателей. Оказывается, увлекшись процессом выбора, я перегородила и без того узкий проход.
Как выяснилось в ходе исследования, с отсутствием тестеров, неприятным запахом и дефицитом информационных и рекламных материалов в торговом зале - ключевыми проблемами, с которыми сталкивались "таинственные покупатели" в прошлом году, участники рынка, похоже, справились. Однако на смену им пришли иные сложности: теснота, отсутствие указателей и вывесок, перепутанные ценники, очередь в кассу (в час пик работает одна касса из существующих двух-трех), неудобство ячеек камер хранения. Бесспорно, все эти недочеты не добавляют привлекательности и комфорта специализированным магазинам и не повышают их престиж. Результат: на фоне пози- ционирующих себя как элитные салоны с претензией на максимальный комфорт и удобство демократичные магазины выглядят увереннее и получают оценки выше. Здесь уровень комфорта зачастую больше соответствует ожиданиям посетителей. И ведь нельзя сказать, что огрехи в мерчендайзинге прежних лидеров трудно или затратно устранить. Скорее на это не хватает времени. Торопясь пополнить ассортимент новинками, перспективными марками, которых еще нет у конкурентов, стиральными порошками и прокладками, омские парфюмерщики мало думают о том, как все это расставить на полке. Видимо, гораздо проще научить охранника давать советы покупателям, безуспешно пытающимся совладать с ключом в неисправной ячейке камеры хранения - "Стукни по дверце - она и закроется!", чем привести оборудование в порядок. Так, конечно, и дешевле, но вот какой покупатель решится после таких фраз оставить свои вещи в этой "чудо-ячейке"? Нет ответа и на вопрос, почему в некоторых салонах постоянно перепутаны ценники на товаре? Выбирает товар посетитель по одной цене, а на кассе другая цена высвечивается, как правило, более высокая. А на недоуменный взгляд клиента продавец привычно пожимает плечами: "Такое бывает, мы сами не знаем, что сколько стоит". Или еще один "денежный" прием. Выставляем на верхних полках как можно более плотными рядами как можно более хрупкий товар. Проходы делаем как можно более узкими. Вот покупатель и попался. Неверное движение - и дорогие баночки-скляночки падают вниз. Вариант почти беспро- игрышный: не купят товар, так за ущерб заплатят. Господа, такими уловками и трюками разбогатеть сложно, а потерять клиентов очень легко n
Вести с полей от Таисии Шопиной
Запятнали репутацию
В наполненном дорогими ароматами воздухе царит без преувеличения празднично-весеннее настроение. Аккуратно расставленные на полках ряды уникальных (хотелось бы верить, что не только по цене) кремов, итальянская романтика в исполнении Адриано Челентано... Ощущение, будто я попала в уютный бутик где-нибудь в самом модном уголке Рима. Но не тут-то было... Случайно оброненная перчатка упала на пол... Белый пол под слоем засохших следов весенней сибирской грязи напомнил мне о том, что я в Омске.
"Сумочки, девочки, сумочки!"
- Девушка! Стойте, стойте! - слышу крик бдительного охранника.
- Сумки сдаем, девочки! Не предполагая, что этот возглас может иметь ко мне, уже сдавшей свой пакет в камеру хранения и оставшейся с одной "театральной" сумочкой, хоть какое-то отношение, иду своей дорогой.
- Девушка! - хватает меня за плечо секьюрити. Возмущению его нет предела. - Сумки на входе оставляем.
- Так я же вроде оставила!
- Дамские оставляем.
- Так у меня там деньги, как же я рассчитываться буду?
- А это уже не мои проблемы!
"Ну так ведь и не мои!" - подумала я, выходя из магазина, так в него и не зайдя.
ДТП посреди магазина
Заглядевшись на мерцающие всеми цветами страз заколки, опускаюсь все ниже и ниже уровня глаз. Последний ряд "крабов" и "резинок" находится на 20 см выше уровня пола. Присев на корточки, пытаюсь добраться до последнего ряда заколок.
- Ну сколько можно, девушка? - слышу за спиной возмущенный голос другой покупательницы.
Оглядываюсь: за моей субтильной спиной образовалась приличная "пробка" из негодующих покупателей. Оказывается, увлекшись процессом выбора, я перегородила и без того узкий проход.
Мнение
Елена Кубрина, руководитель отдела категорийного менеджмента сети магазинов "Я самая":
- Основа эффективного мерчендайзинга, то, на чем не стоит экономить, - это качественное освещение и полочное оборудование. Будет ошибкой заказать стандартное оборудование, а потом стараться поставить на него как можно больше товара. Надо действовать от обратного: рассчитать, сколько какого товара будет стоять в торговом зале, и только потом - под конкретные задачи - заказывать оборудование.
То же и с освещением. Его тоже необходимо планировать: какой-то товар нужно подсветить отдельно, какой-то выгодно смотрится и при общем освещении. Но не стоит забывать, что прежде всего свет создает атмосферу в магазине и помогает подчеркнуть стиль интерьера. Мы подбирали освещение так, чтобы оно ставило акцент на нашем фирменном цвете - красном.
Фирменному стилю мы уделили особое внимание, проявив внимание к мелочам. Например, такая деталь, как фирменный логотип на тестерах духов (так называемых "понюшках"), ненавязчиво напоминает покупателю, в каком магазине он находится, и в то же время подчеркивает престиж нашей марки.
Екатерина Кукоба,Марина Жучкова,"БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru