Примерно на 57 рублей выросла в феврале по сравнению с январем стоимость продуктовой потребительской корзины в Омске. Причем наиболее заметно подорожали самые актуальные в период Великого поста и приближающегося весеннего авитаминоза продукты - крупы, овощи и фрукты.
Агентство "БК-рейтинг" представляет новый проект "Индекс потребительских цен", в котором ежеквартально будет отслеживать динамику размера потребительской корзины в нашем регионе.
КРУПный рост
Цена продуктовой потребительской корзины за два последних зимних месяца, по данным "БК-рейтинг", увеличилась примерно на 2,9%. Прежде всего столь заметный прирост спровоцировало резкое подорожание круп (в среднем по городу на 64%). Подорожали практически все основные виды круп. Причины достаточно прозрачны. Во-первых, запасов круп у поставщиков становится все меньше, во-вторых, февраль - мини-сезон для торговцев крупами. Именно в этом месяце спрос на них заметно возрастает в связи с Великим постом, и поставщики традиционно поднимают цены. Внес свою заметную лепту в увеличение размера потребкорзины и запрет на импорт риса. В преддверии возможного дефицита этой крупы и оптовые поставщики, и розничные торговцы охотно изменили ценники в большую сторону. А так как крупы занимают наибольшую долю потребления у трудоспособного населения и пенсионеров, то для этих двух категорий динамика потребительской корзины оказалась более высокой, чем для детей. Для последних самую большую долю в нормативной структуре потребления занимают молочные продукты, которые в феврале заметно - почти на 4% - снизились в цене. Помимо круп заметно увеличило стоимость потребительской корзины подорожание фруктов и овощей. Они во втором месяце года прибавили в цене 12% и 8% соответственно. Это повышение в общем-то традиционно для финала зимы. По словам Александра Ларина, директора компании "Чистые овощи", подобная сезонность и весьма заметный рост обусловлены не только сокращением запасов овощей, но и стратегией большинства поставщиков. Сознательно придерживая товар в осенний период, ближе к весне, когда запасы у населения иссякают, а спрос возрастает, они выкладывают товар по более высоким ценам. По прогнозам экспертов, цены на все сокращающиеся запасы урожая и дальше будут расти, достигнув к началу лета своего годового максимума. Безусловно, и православный пост сыграл в росте цен на овощи и фрукты не последнюю роль.
ПОСТное снижение
Опять же благодаря посту основными лидерами снижения цен стали продукты животного происхождения: молоко (-3,71%), рыба (-6,62%) и мясо (-12,87%). Снижением цен продавцы скоромной пищи пытаются стабилизировать сократившийся в период поста спрос. Причем наиболее активно это делают продавцы продовольственных рынков. Именно здесь снижение оказалось самым заметным. Если на супермаркетах колебания цен практически не сказываются (падение спроса на один вид продукции здесь, как правило, компенсируется ростом спроса на другой), то по рынкам они бьют гораздо сильнее. Одиночным торговцам мясом или молоком приходится максимально снижать цены, чтобы в периоды падения спроса хотя бы не сработать в убыток. Кроме того, большая часть постящихся омичей, по данным "БК-рейтинг", - люди с невысокими доходами (до 7000 рублей), а именно они и составляют основу потребительской аудитории рынков. В итоге стоимость продуктовой потребительской корзины в феврале составила примерно 2010 рублей. При этом официальный прожиточный минимум в среднем на душу населения составляет 3375 рублей. То есть сегодня только стоимость продуктов питания, необходимых по нормам для обеспечения жизни населения, составляет около 60% этой суммы. А в нее еще включены затраты на непродовольственные товары и оплату услуг, которые вряд ли уложатся в 1365 рублей n
Агентство "БК-рейтинг" представляет новый проект "Индекс потребительских цен", в котором ежеквартально будет отслеживать динамику размера потребительской корзины в нашем регионе.
КРУПный рост
Цена продуктовой потребительской корзины за два последних зимних месяца, по данным "БК-рейтинг", увеличилась примерно на 2,9%. Прежде всего столь заметный прирост спровоцировало резкое подорожание круп (в среднем по городу на 64%). Подорожали практически все основные виды круп. Причины достаточно прозрачны. Во-первых, запасов круп у поставщиков становится все меньше, во-вторых, февраль - мини-сезон для торговцев крупами. Именно в этом месяце спрос на них заметно возрастает в связи с Великим постом, и поставщики традиционно поднимают цены. Внес свою заметную лепту в увеличение размера потребкорзины и запрет на импорт риса. В преддверии возможного дефицита этой крупы и оптовые поставщики, и розничные торговцы охотно изменили ценники в большую сторону. А так как крупы занимают наибольшую долю потребления у трудоспособного населения и пенсионеров, то для этих двух категорий динамика потребительской корзины оказалась более высокой, чем для детей. Для последних самую большую долю в нормативной структуре потребления занимают молочные продукты, которые в феврале заметно - почти на 4% - снизились в цене. Помимо круп заметно увеличило стоимость потребительской корзины подорожание фруктов и овощей. Они во втором месяце года прибавили в цене 12% и 8% соответственно. Это повышение в общем-то традиционно для финала зимы. По словам Александра Ларина, директора компании "Чистые овощи", подобная сезонность и весьма заметный рост обусловлены не только сокращением запасов овощей, но и стратегией большинства поставщиков. Сознательно придерживая товар в осенний период, ближе к весне, когда запасы у населения иссякают, а спрос возрастает, они выкладывают товар по более высоким ценам. По прогнозам экспертов, цены на все сокращающиеся запасы урожая и дальше будут расти, достигнув к началу лета своего годового максимума. Безусловно, и православный пост сыграл в росте цен на овощи и фрукты не последнюю роль.
ПОСТное снижение
Опять же благодаря посту основными лидерами снижения цен стали продукты животного происхождения: молоко (-3,71%), рыба (-6,62%) и мясо (-12,87%). Снижением цен продавцы скоромной пищи пытаются стабилизировать сократившийся в период поста спрос. Причем наиболее активно это делают продавцы продовольственных рынков. Именно здесь снижение оказалось самым заметным. Если на супермаркетах колебания цен практически не сказываются (падение спроса на один вид продукции здесь, как правило, компенсируется ростом спроса на другой), то по рынкам они бьют гораздо сильнее. Одиночным торговцам мясом или молоком приходится максимально снижать цены, чтобы в периоды падения спроса хотя бы не сработать в убыток. Кроме того, большая часть постящихся омичей, по данным "БК-рейтинг", - люди с невысокими доходами (до 7000 рублей), а именно они и составляют основу потребительской аудитории рынков. В итоге стоимость продуктовой потребительской корзины в феврале составила примерно 2010 рублей. При этом официальный прожиточный минимум в среднем на душу населения составляет 3375 рублей. То есть сегодня только стоимость продуктов питания, необходимых по нормам для обеспечения жизни населения, составляет около 60% этой суммы. А в нее еще включены затраты на непродовольственные товары и оплату услуг, которые вряд ли уложатся в 1365 рублей n
Справка
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых человеку на определенный срок (месяц, год) для сохранения его здоровья и обеспечения жизни. Стоимость официальной потребительской корзины устанавливается законодательными органами субъектов РФ отдельно для трех групп населения: трудоспособного, пенсионеров и детей. Индекс потребительских цен характеризует изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Может рассчитываться отдельно по продуктам питания. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости в предыдущий период (год или месяц), влияние изменения доходов населения, количество и структура его потребления не учитывается. Индекс потребительских цен выражается в процентах, отрицательный индекс характеризует понижение цен на товары, положительный - повышение.
Ирина Завагина,Екатерина Кукоба,"БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru