Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Первые лица
№ 45(272) от 19.11.2008

Игорь Маркичев: "Что читать в кризис? Попробуйте Экклезиаст"

Кризис только проявился, но уже успел так обрасти мифами и легендами, что под ними не разглядеть реальность. "Кризис не в клозетах, а в головах", - смеется директор московской консалтинговой группы IVM Consulting Игорь Маркичев. Он вообще любит посмеяться и посмешить других. Иногда это единственное, что помогает развеять атмосферу страха и ужаса перед неведомым и заняться своими прямыми обязанностями. Кстати, своими прямыми обязанностями - проведением семинара - он скоро займется в Омске по приглашению "ТРИЭС-персонала".
 Игорь Маркичев
- Разговоры о погоде сейчас сменили разговоры о кризисе. Где домыслы, где правда?
- О, это разговор на сотню страниц. Мы недавно проводили для клиентов конференцию о кризисе общепознавательного плана. Два дня сидели с 9 до 9 и разошлись не договорив. У кризиса огромное количество аспектов, и каждый в какой-то момент может стать важным. Я скажу коротко: профессор Преображенский прав. Кризис - в головах. Но поскольку голов много, и они зачастую мало наполнены, то остальные головы должны учитывать это как внешнюю данность. Бизнесу мешают пустые головы и желание халявы.
Что касается домыслов, то беда в том, что домыслов-то и нет. Слово "домысел" содержит корень "мысль". А тут не домыслы - сплошные междометия: Ой! Ах! Ай! Только выражены покудрявее: через агрегат М2 и соотношение валютных резервов к ВВП… Я-то проверяю на домыслы очень просто: есть у человека программа действий - что конкретно, кроме углубить и усугубить, надо сделать? Нет? Значит - не до-мыслы, а ай-яй-яй…
- Среди страшилок о кризисе самые страшные о грядущих дефолте и тотальных банкротствах. На вас они действуют?
- Дефолт? Ну, это вряд ли… В плане госфинансов - практически невероятно. Разве что ударными темпами разворуют золотовалютный резерв и угонят за рубеж уже частным порядком. А что касается корпоративных дефолтов… Ну и что? Во-первых, нам не привыкать. Кстати, обанкротившиеся в свое время предприятия реального сектора, сменив хозяев, стали себя оч-чень неплохо чувствовать. Это финансистам банкротство  - смерть, а реальному бизнесу часто спасение. Разумеется, бизнесу, а не тем, кто к нему присосался.
Во-вторых, посмотрим на Америку. Там авиакомпании банкротятся по два раза на пятилетку. И ничего. Правильно проведенное банкротство - как операция аппендицита (да знаю я, что так говорить нельзя, зато всем нормальным людям понятно, что имеется в виду!): чик - и все, а через три дня - на выписку. Швы снимаем, реструктурированные долги возвращаем  - амбулаторно. Конечно, если возьмется не хирург, а слесарь дядя Вася… нет, не слесарь… преподаватель ИКП… тогда, конечно, больному не поздоровится. А если у "мнимого лекаря" есть острое желание нажиться на операции - почку там продать или еще что ненужное…
В-третьих. Мы о чем мечтали последние 15 лет? Об иностранных инвестициях. А они все не инвестируют и не инвестируют, все вывозят и вывозят… В кои-то веки можно на совершенно законных основаниях сделать западных спекулянтов инвесторами! Реструктурируй задолженность в акции - вот тебе и инвестор, который теперь будет не стричь предприятие, а спасать. Ну, а если за державу обидно  - так не отдавай долги по облигациям по номиналу из госсредств, а скупи тихонько акции в РТСе по 10% от номинала…
- Если для бизнесмена кризис  - это испытание, то для бизнес-консультанта - своеобразный ЕГЭ. Не пришлось в спешном порядке переписать свои программы?
- Пару дней назад мне передали привет из Ульяновска люди, которые несколько лет назад активно ходили на мои семинары. Я их спросил - как у них с кризисом? Ответ меня порадовал: "Ты же, - говорят, - давно учил, что бизнес нужно делать так, как будто кризис - послезавтра. Так что мы ничего нового не увидели, все в штатном режиме".
А если серьезно, то управление финансами - это знание и понимание сути, а не зубрежка правил. По сути же, ничего кризис не меняет. А если кто-то все время ехал под гору и поэтому привык притормаживать, то при подъеме ему придется туго. Хотя и на спуске, и на подъеме действует один и тот же закон - закон всемирного тяготения. Так что фундаментально ничего не меняется. Кризис заставляет только пересмотреть коэффициенты рисков.
- А рецепт, как выиграть от кризиса, дадите?
- Есть старое правило американских финансистов: "Богатым становится не тот, кто продает дорого, а тот, кто покупает дешево". Но это относится исключительно ко дну кризиса, к тому моменту, после которого начинается однозначный рост. А до достижения дна может быть очень далеко.
В кризис можно и нужно выигрывать. Но нужно понимать, что выигрыш идет в два этапа. На первом, остром этапе кризиса, выигрыш относителен. Если вы теряете меньше других, то выдвигаетесь в лидеры. При этом в кризис теряют реально все, кроме откровенных спекулянтов. А на выходе из кризиса вы-игрыш становится абсолютным: если вовремя сделать рывок, то конкурентам долго придется вас догонять.
- А как насчет мнения, что во время кризиса открываются ранее закрытые секторы рынка?
- По большому счету, это самообман. Недавно я беседовал на эту тему с одним бизнесменом из мясопереработки. В ответ на мой вопрос о кризисе он сказал: "Перейдем от котлет за 8 рублей к котлетам за 2 рубля". Так называемые "новые рынки" в период кризиса - это ухудшенные старые.
- На что в первую очередь стоит обратить внимание, что пересмотреть и что улучшить?
- Внимание - производительности труда и постоянным затратам. Пересмотреть - планы развития. Их должно стать больше, они должны быть проработаны подробнее. На выходе из кризиса у вас уже должен быть готов план - куда и как двигаться. Кризис - это тюрьма. Срок рано или поздно закончится, и возникнут два пути: в новую жизнь или обратно на привычные нары. Улучшить планирование и учет. Мне тут напомнили мою старую фразу: "когда у вас рентабельность больше 20%, вам ни учет, ни бюджет не нужны. Они необходимы, когда рентабельность ниже нуля".
- Сейчас бизнесмены стараются даже не заикаться о новых проектах, "пока кризис не закончится". Это оправданно?
- Любое изменение формально можно считать развитием, даже изменение к худшему. Шутка. Хотя... Вот я при росте 183 см вешу 100 кг. Если я за этот кризис сброшу пару десятков кило - это развитие? К лучшему?
Так и фирма. На момент начала кризиса "финансовым ожирением" страдало 80% фирм, а еще 17% имели "избыточный финансовый вес". Конечно, приятно, когда ты выглядишь солидно и тебе швейцары открывают двери… Конечно, приятно, когда у тебя и секретари, и бухгалтеры, и курьеры, и юристы, и маркетологи, и рекламщики, и дизайнеры, и визажисты - все свое, все в своей компании… Только вот в какой-то миг оказывается, что ты сам шнурки не можешь на ботинках завязать, а уж о том, чтобы дать сдачи уличному хулигану - и думать забудь.
А если технологически подходить к вопросу, то вся наша жизнь - сплошные проекты. Просто мы этого не замечаем, а в результате не управляем ими как проектами - и теряем, и недобираем… Проект возникает там, где условия становятся необычными, непривычными, возникают новые риски. А сейчас именно такое время. Дожить до 1 января - это тоже проект. Пройти новогодние праздники - проект. Убрать из продуктовой линейки продукт А - проект, но так, чтобы не на свалку, а хоть какие-то деньги выручить. Сократить сотрудника - проект. Так что проектное управление как технология сейчас объективно нужнее, чем когда-либо.
- Кстати, о сокращениях. Как реально понять, не требует ли штат прореживания?
- Есть очень простой технологический критерий. Если персонал продуктивно занят полезным трудом свыше 80% времени, то не стоит его сокращать. Единственное, я бы сейчас с учетом текущих условий заменил 80% на 100%. В кризис надо работать больше 8 часов, иначе не вылезти. Каждого конкретного работника нужно сейчас проверить - продуктивно ли он занят и полезным ли трудом? А то, может, работника надо сократить, а вот труд оставить?
- А что делать с партнерами, которых сократить гораздо труднее, но вред от нарушения ими их же обязательств весьма ощутим? Как выстроить отношения в эту кризисную для всех пору?
- Как выстроить отношения с ребенком, который систематически не сдерживает свои обещания чистить зубы, убирать игрушки и хорошо учиться? При этом не надо забывать, что это наш ребенок, наш партнер… Можно, конечно, угрожать - сдам в детдом, а оттуда возьму хорошую девочку, но к лицу ли это серьезным людям? Придется воспитывать. Иногда наказывать. Как - смотрите ГК, АПК и иже с ними. А относительно конкретных случаев нужно разговаривать конкретно. Кого-то и обанкротить можно, кого-то через приставов раздеть, с кем-то пойти на более плотный альянс и выстроить ВИК - в нашей практике все бывало…
- А от каких роскошеств сейчас лучше отказаться - образование сотрудников, льготы для них, бонусы, расширени..?
- От роскошеств? От всех. Просто нужно отделять роскошь от необходимого не словами, а делами. Не по названию, а по сути. Расширение, извините, пуза - это роскошь. Расширение икроножных мышц - средство выживания, ведь волка ноги кормят. Критерий по-прежнему прост: принесет это вложение толк в ближайшем квартале? Тогда да. В году? Да. С перспективой в пять лет? Нет. И не потому, что долго, а потому, что через полтора года, когда кризис должен закончиться (оговорюсь - если специально помогать ему не возьмемся), ситуация будет принципиально иная, и долгосрочные наработки скорее всего пропадут, особенно маркетинговые. А вот инфраструктурные - нет. Наш главбух намедни сказала, что мы работаем на том оборудовании, программах и сетях, которые делали в 96-м году. А я горжусь: инфраструктурные инвестиции в офис, служащие уже 13-й год - это серьезно! Только мониторы меняем - все же о людях нужно заботиться, если они того заслуживают (смеется).
- Трудно делать прогнозы, но все же. Что ждет, с вашей точки зрения, российский бизнес? Чем он обернется для многих?
- Для многих обернется разным. Для работяг, гото- вых учиться, - приобретениями. Для работяг, не готовых учиться,  - временными потерями, а потом все образуется. Для бездельников, не готовых учиться и работать, но имеющих мохнатую лапу и богатого папу, - ничем не обернется. Для жуликов и спекулянтов, воров и бандитов, взяточников и проходимцев  - дополнительными доходами. А в общем, все, кто физически переживет кризис, будут жить неплохо. Все равно солнце встает каждый день…
Кстати, у меня ощущение, что в условиях финансовых кризисов количество суицидов на Западе резко растет, а в России - падает. Потому что нескучно. Так что не надо печали.
- Может, что-то почитать посоветуете? Самое актуальное?
- Почитайте Экклезиаст.
 Кому-то и в кризис удается быть на коне. Или на слоне
Справка

Игорь Маркичев - директор IVM Consulting. Ведущий консультант по реструктуризации предприятий, внедрению системы управленческого учета, бюджетирования. Кандидат физико-математических наук. Имеет восьмилетний опыт работы на руководящих должностях в банковских структурах.
Как заставить себя думать. Рецепт от Маркичева
Самый простой способ - запереть себя в одиночестве в сурдокамеру, оставив только пачку бумаги и карандаш. Мозг, лишенный внешних раздражителей, в панике начинает работать. Остальные способы сложнее, но сводятся в сущности к тому же. Например - выключили сотовый, надели противогаз, люди от вас шарахнулись, "Скорая" сейчас ездит медленно - полчаса у вас есть.

Беседовала Юлия Стрельская
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru