Еще полгода назад торговые компании радовались росту рынка, хвастались широким ассортиментом, воевали за клиентов и гордились эксклюзивными продуктами. Сейчас все плюсы обернулись своей противоположностью - штаты раздуты, склады забиты, а главные клиенты стали главными же должниками. О том, как управлять продажами в условиях кризиса, бизнес-тренеры Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко рассказывают на страницах "БК" и на семинаре, организованном УЦ "ТРИЭС-Класс".
Дмитрий Ткаченко
Максим Горбачев
- Многие предприниматели уже осознали, что по-старому работать нельзя. Но вот вопрос, с чего начать новую жизнь в продажах? Максим Горбачев: Необходимо составить сценарии развития ситуации в отрасли: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Хотя бы на уровне: продажи упадут на 20%, на 50%, на 80%, и, в общих чертах, что при этом будет происходить на рынке. Выделить платежеспособных клиентов в клиентской базе, а по остальным провести работу по сокращению дебиторской задолженности. Возможно, для погашения долгов придется задействовать уже порядком подзабытые зачеты и бартер. Дмитрий Ткаченко: Кроме этого, пересмотреть ассортиментную матрицу компании с учетом снижения уровня доходов населения. Ритейлерам стоит убрать категории, которые не приносят прибыли, не удерживают покупателя, а также низкооборачиваемые или не поддерживаемые кредитами от поставщиков. Необходимо сократить товарные позиции, не приносящие высокой прибыли, не являющиеся генераторами потока покупателей. "Заморозить" введение в ассортимент новинок, но не прекращать этот процесс совсем. Выводу из матрицы также подлежат малооборачиваемые товары для поддержания имиджа и воздействующие на импульсивность покупок. - Некоторые клиенты до кризиса казались стабильными и надежными, а в новых условиях превратились в настоящую головную боль. Как понять, что клиент относится к группе риска? М.Г: Одним из показателей неплатежеспособности крупной организации является подача исков поставщиками. Ведь обычно с "крупняком" пытаются решить вопрос по "просрочке" полюбовно, не прибегая к арбитражу. Эту информацию можно получить на сайте арбитражного суда того региона, в котором зарегистрирована организация-клиент. - Как кризис повлияет на структуру спроса? Д.Т: Снизится уровень доходов населения, поэтому снова вырастет популярность товаров "дешевого" сегмента. Ниши, а точнее "свободные" клиенты, появятся вследствие ухода с рынка части игроков. Какие-то организации, сидящие на "кредитной игле", не смогут перекредитоваться и станут банкротами. Часть компаний просто не сможет пережить спад продаж и закроет свой бизнес. - Как управлять настроением в коллективе? Горькая правда или сладкая ложь? Д.Т: Руководителю необходимо выступить в роли "полит-рука", рассказывая о непростой ситуации и необходимых сверхусилиях со стороны всего персонала для ее преодоления, "нейтрализовать" паникеров и внедрить в сознание персонала идею о том, что "ты можешь уйти, но работу найти будет очень сложно". А также в течение следующего года активно искать квалифицированных продавцов и за "разумные" деньги брать их на работу. Стоит в данный период ежемесячно использовать в отделе продаж систему 20/70/10. Где 20% - ключевые сотрудники, 70% - "середнячки", 10% - кандидаты "на вылет". - Так как же быстрее всего убить свой бизнес? М.Г: Продолжать работать "по-старому" и планировать рост рынка в 2009 году.
Дмитрий Ткаченко
Максим Горбачев
- Многие предприниматели уже осознали, что по-старому работать нельзя. Но вот вопрос, с чего начать новую жизнь в продажах? Максим Горбачев: Необходимо составить сценарии развития ситуации в отрасли: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Хотя бы на уровне: продажи упадут на 20%, на 50%, на 80%, и, в общих чертах, что при этом будет происходить на рынке. Выделить платежеспособных клиентов в клиентской базе, а по остальным провести работу по сокращению дебиторской задолженности. Возможно, для погашения долгов придется задействовать уже порядком подзабытые зачеты и бартер. Дмитрий Ткаченко: Кроме этого, пересмотреть ассортиментную матрицу компании с учетом снижения уровня доходов населения. Ритейлерам стоит убрать категории, которые не приносят прибыли, не удерживают покупателя, а также низкооборачиваемые или не поддерживаемые кредитами от поставщиков. Необходимо сократить товарные позиции, не приносящие высокой прибыли, не являющиеся генераторами потока покупателей. "Заморозить" введение в ассортимент новинок, но не прекращать этот процесс совсем. Выводу из матрицы также подлежат малооборачиваемые товары для поддержания имиджа и воздействующие на импульсивность покупок. - Некоторые клиенты до кризиса казались стабильными и надежными, а в новых условиях превратились в настоящую головную боль. Как понять, что клиент относится к группе риска? М.Г: Одним из показателей неплатежеспособности крупной организации является подача исков поставщиками. Ведь обычно с "крупняком" пытаются решить вопрос по "просрочке" полюбовно, не прибегая к арбитражу. Эту информацию можно получить на сайте арбитражного суда того региона, в котором зарегистрирована организация-клиент. - Как кризис повлияет на структуру спроса? Д.Т: Снизится уровень доходов населения, поэтому снова вырастет популярность товаров "дешевого" сегмента. Ниши, а точнее "свободные" клиенты, появятся вследствие ухода с рынка части игроков. Какие-то организации, сидящие на "кредитной игле", не смогут перекредитоваться и станут банкротами. Часть компаний просто не сможет пережить спад продаж и закроет свой бизнес. - Как управлять настроением в коллективе? Горькая правда или сладкая ложь? Д.Т: Руководителю необходимо выступить в роли "полит-рука", рассказывая о непростой ситуации и необходимых сверхусилиях со стороны всего персонала для ее преодоления, "нейтрализовать" паникеров и внедрить в сознание персонала идею о том, что "ты можешь уйти, но работу найти будет очень сложно". А также в течение следующего года активно искать квалифицированных продавцов и за "разумные" деньги брать их на работу. Стоит в данный период ежемесячно использовать в отделе продаж систему 20/70/10. Где 20% - ключевые сотрудники, 70% - "середнячки", 10% - кандидаты "на вылет". - Так как же быстрее всего убить свой бизнес? М.Г: Продолжать работать "по-старому" и планировать рост рынка в 2009 году.
Справка
Максим Горбачев и Дмитрий Ткаченко, согласно рейтингу журнала "SALES BUSINESS/Продажи", входят в десятку лучших тренеров России в сфере продаж. Являются членами Клуба Бизнес-тренеров, авторами семинаров и книг-бестселлеров "О.Т.К.АТ. - Особая Техника Клиентской АТтракции" и "Переговоры об откате". Обладают собственным опытом продаж и управления сбытом. Специализируются на обучении и консультировании в сфере реорганизации сбытовых подразделений и управления продажами.
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru