Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Культура. Спецпроект
№ 47(274) от 03.12.2008

Кто в доме хозяин?

Взаимоотношения двух руководителей внутри одного отдельно взятого творческого коллектива - тема, которая интересует многих. Кто главнее - директор или творец? Что важнее   - финансы или искусство, желтый телец или муза? "БК" решил заглянуть на творческую кухню и рассказать о том, что увидел, своим читателям.

 Дмитрий Васильев

 Василий Евстратенко

 ВикторЛапухин

 Евгений Марчелли

Музыкально- административный момент
Тридцатишестилетний Дмитрий Васильев, главный дирижер Омского симфонического оркестра, занял этот пост в 2005 году после того, как в сентябре 2004-го оркестранты попросили их тогдашнего лидера Евгения Шестакова больше ими не руководить. Директор филармонии Василий Евстратенко своим приказом уволил г-на Шестакова после двенадцати лет работы с коллективом. Сегодня, по словам Дмитрия Васильева, никаких проблем с администрацией у него не возникает. "Я не знаю, как это должно быть в идеале, но у нас творческие отношения. Хотя, естественно, я как подчиненный оставляю право за директором руководить. Правда, Василий Иванович никогда не вмешивается в сугубо творческие вопросы. Тем не менее, он может посоветовать что-либо. Вот не было у нас программы с актером, а, как считал директор, она бы нас очень украсила. Упущение было исправлено",  - поделился с "БК" главный дирижер Омского симфонического. В ведении директора филармонии, как уверяет г-н Васильев, "вопросы количества концертов, планы на грядущий сезон". "Причем эти вопросы он не решает единолично: собираются совершенно разные службы филармонии - отдел продаж, рекламщики. Это не худсовет, но люди, ответственные за продвижение коллектива. И я, когда составляю планы на сезон, придумывая новую программу, всегда оглядываюсь на них: "А что скажут мои коллеги по филармонии?". Одна голова хорошо, а две или десять голов лучше",  - уверен маэстро. Сравнивая две филармонии  - Тамбовскую, где он работал до Омска, и нашу, Дмитрий отмечает, что в Тамбове ему приходилось все вопросы решать единолично.
"Я не должен был выйти за пределы какого-то финансирования, а дальше было только мое дело, как работать. В Омске - команда, и я этому очень рад, поскольку мне приходится заниматься только творчеством", - заявил г-н Васильев. В отличие от своего молодого коллеги, у 65-летнего народного артиста России Владимира Вербицкого за плечами 35-летний стаж руководства Воронежским симфоническим оркестром. "Директоров филармоний за это время было много, но мне повезло - у меня со всеми был контакт. А это важно для плодотворной работы, когда есть взаимопонимание",  - уверяет мэтр. Г-н Вербицкий знает, о чем говорит, поскольку на его глазах развивался конфликт в государственном оркестре Евгения Светланова, когда всемирно известного дирижера от ухода из коллектива, для которого его имя стало брендом, не спасла даже репутация. "Я лично проблем с руководством не избегал, но и не создавал сам. Не было у меня к этому склонностей",  - делится секретом долговременной успешной работы в качестве главного дирижера Владимир Вербицкий. С руководителем родной Воронежской филармонии он обсуждает только финансовые вопросы, творческие и дисциплинарные находятся в его ведении. "Если контакта с директором не возникает - лучше, чтобы ушел директор", - говорит с иронией Вербицкий, но в этой шутке для омича Евгения Шестакова ирония только горькая. Он надеется разрешить собственный конфликт с директором филармонии в Страсбургском суде по правам человека, куда обратился с иском. Пока же омский оркестр функционирует и без него. Причем на смену одному Шестакову пришли сразу двое  - худрук Евгений Самойлов и главный дирижер Дмитрий Васильев. Так, по всей видимости, было решено, чтобы не сосредотачивать власть в одних руках, как было у предшественника дуэта
Режиссерско-директорский альянс
В главном театре региона - академической драме - сегодня период творческого безвластия: после ухода работа-вшего с труппой в течение нескольких сезонов в качестве главного режиссера Евгения Марчелли коллектив в поисках замены ему. Рассмотрено больше десятка кандидатур.
- Мы пять лет замечательно работали с Евгением Марчелли. Его заботой были только творческие моменты - это занятость труппы, формирование репертуара, а где де ньги на это взять, было моей задачей, - рассказывает о взаимоотношениях в связке "директор - главный режиссер" топ-менеджер "академиков" Виктор Лапухин. Сколько стоит - это задача директора и той постановочной части, которой руководит заместитель директора, завпост и так далее. Марчелли не занимался сметой. Даже на отдельно взятый спектакль. Хотя, я уверен, он эти вопросы знает и понимает.
- То есть задумка рождалась, и Марчелли приходил к вам?
- Да, он придумывал, и мы садились задумку обсуждать. Договаривались, и он начинал воплощать. Простой пример - недавний спектакль "Ночь любовных помешательств". Нужен был бассейн. Предложение было, чтобы он вмещал 20 тонн воды и там купались девушки. В результате вышли на то, что бассейн есть и все нормально, грамотно технически. Чуть ли не из Германии его привезли и сварили. Но это была не забота Марчелли. Это была моя проблема как директора.
- Сегодня Марчелли в другом театре работает по-другому?
- В Калининградском областном, где он сейчас, Евгений Жозефович пригласил кого-то исполнительным директором. Потому что четко понимает, что как художник он весьма далек от того, чем занимается каждый день директор. Хотя в этих вещах, повторюсь, разбирается. Назначив исполнительного директора, он поехал снимать кино. И что же?! Недавно общаемся с ним по телефону. "Женя, как дела?" - "Виктор Прокопьевич, театр развален, денег нет, диалога с властью никакого. Как выпускать, как ставить, вообще не знаю". Я ему отвечаю: "Женя, у тебя есть еще время для того, чтобы ты вернулся назад. Серьезно думай, и, пожалуйста, мы примем с удовольствием". Смеется в ответ.
- Блудного сына возьмете обратно?
- Возьмем, пока еще не поздно. Понимаете, когда на него свалилось все сразу, когда исполнительный директор приходит к первому лицу, у которого право подписи на всех банковских документах, и говорит: "Евгений Жозефович, вы решили поставить такой-то спектакль. А где деньги взять?" Сего­дня ему надо думать не только о том, как поставить, а еще и за счет чего это все реализовать. Вот, например, в "режиссерском театре" Марка Захарова есть еще опытнейший директор, который всей экономикой занимается. Он знает все о рутинной работе, где какая статья, как провести тендер. Это задача дирекции.
- Виктор Прокопьевич, есть ли какой-то свод правил, регулирующий взаимоотношения директора и главного режиссера?
- В советское время был такой справочник нормативно-правовых норм те­атров. Там находились утвержденные министерством культуры СССР должностные инструкции работников театра, где были расписаны их функциональные обязанности, нормы, регламент, количество выступлений, социальная защищенность, в том числе расписанные должностные инструкции главного режиссера и директора театра. Сейчас все поменялось. Но еще с тех времен остались понятия "директорский театр" или "режиссерский театр". В этом есть определенная соль. Но, скажу прямо, есть единицы людей творческих, которые могут руководить театром самостоятельно. Допустим, Олег Павлович Табаков, у которого все прекрасно во МХАТе, но при этом у него работали известные директора. Скажем, одна из них  - Мария Ревякина, бывший директор известнейшего новосибирского "Глобуса", сегодняшний директор "Золотой маски". Да и после нее сейчас у Табакова работают известные люди, очень грамотно разбирающиеся в экономике театра, знают, что такое бюджет, что такое внебюджет, что такое доходы и расходы.
- Так все-таки кто главнее в театре - директор или главный режиссер?
- Есть общая цель в театре, и ей надо подчинить все. Нет директорских или режиссерских театров. Это невозможно. Один без другого не может существовать. Короля делает свита. Что хорошего произошло, когда до меня работавшие в Академической драме Борис Мездрич и Евгений Петров стали вторгаться в обязанности друг друга. Но сегодня Мездрич принял Ярославский театр и пригласил Петрова на постановку. И тот, и другой поняли, что занялись в свое время не тем. Любой театр - это команда.

 Дмитрий Васильев

 Василий Евстратенко

 ВикторЛапухин

 Евгений Марчелли

Музыкально- административный момент
Тридцатишестилетний Дмитрий Васильев, главный дирижер Омского симфонического оркестра, занял этот пост в 2005 году после того, как в сентябре 2004-го оркестранты попросили их тогдашнего лидера Евгения Шестакова больше ими не руководить. Директор филармонии Василий Евстратенко своим приказом уволил г-на Шестакова после двенадцати лет работы с коллективом. Сегодня, по словам Дмитрия Васильева, никаких проблем с администрацией у него не возникает. "Я не знаю, как это должно быть в идеале, но у нас творческие отношения. Хотя, естественно, я как подчиненный оставляю право за директором руководить. Правда, Василий Иванович никогда не вмешивается в сугубо творческие вопросы. Тем не менее, он может посоветовать что-либо. Вот не было у нас программы с актером, а, как считал директор, она бы нас очень украсила. Упущение было исправлено",  - поделился с "БК" главный дирижер Омского симфонического. В ведении директора филармонии, как уверяет г-н Васильев, "вопросы количества концертов, планы на грядущий сезон". "Причем эти вопросы он не решает единолично: собираются совершенно разные службы филармонии - отдел продаж, рекламщики. Это не худсовет, но люди, ответственные за продвижение коллектива. И я, когда составляю планы на сезон, придумывая новую программу, всегда оглядываюсь на них: "А что скажут мои коллеги по филармонии?". Одна голова хорошо, а две или десять голов лучше",  - уверен маэстро. Сравнивая две филармонии  - Тамбовскую, где он работал до Омска, и нашу, Дмитрий отмечает, что в Тамбове ему приходилось все вопросы решать единолично.
"Я не должен был выйти за пределы какого-то финансирования, а дальше было только мое дело, как работать. В Омске - команда, и я этому очень рад, поскольку мне приходится заниматься только творчеством", - заявил г-н Васильев. В отличие от своего молодого коллеги, у 65-летнего народного артиста России Владимира Вербицкого за плечами 35-летний стаж руководства Воронежским симфоническим оркестром. "Директоров филармоний за это время было много, но мне повезло - у меня со всеми был контакт. А это важно для плодотворной работы, когда есть взаимопонимание",  - уверяет мэтр. Г-н Вербицкий знает, о чем говорит, поскольку на его глазах развивался конфликт в государственном оркестре Евгения Светланова, когда всемирно известного дирижера от ухода из коллектива, для которого его имя стало брендом, не спасла даже репутация. "Я лично проблем с руководством не избегал, но и не создавал сам. Не было у меня к этому склонностей",  - делится секретом долговременной успешной работы в качестве главного дирижера Владимир Вербицкий. С руководителем родной Воронежской филармонии он обсуждает только финансовые вопросы, творческие и дисциплинарные находятся в его ведении. "Если контакта с директором не возникает - лучше, чтобы ушел директор", - говорит с иронией Вербицкий, но в этой шутке для омича Евгения Шестакова ирония только горькая. Он надеется разрешить собственный конфликт с директором филармонии в Страсбургском суде по правам человека, куда обратился с иском. Пока же омский оркестр функционирует и без него. Причем на смену одному Шестакову пришли сразу двое  - худрук Евгений Самойлов и главный дирижер Дмитрий Васильев. Так, по всей видимости, было решено, чтобы не сосредотачивать власть в одних руках, как было у предшественника дуэта
Режиссерско-директорский альянс
В главном театре региона - академической драме - сегодня период творческого безвластия: после ухода работа-вшего с труппой в течение нескольких сезонов в качестве главного режиссера Евгения Марчелли коллектив в поисках замены ему. Рассмотрено больше десятка кандидатур.
- Мы пять лет замечательно работали с Евгением Марчелли. Его заботой были только творческие моменты - это занятость труппы, формирование репертуара, а где де ньги на это взять, было моей задачей, - рассказывает о взаимоотношениях в связке "директор - главный режиссер" топ-менеджер "академиков" Виктор Лапухин. Сколько стоит - это задача директора и той постановочной части, которой руководит заместитель директора, завпост и так далее. Марчелли не занимался сметой. Даже на отдельно взятый спектакль. Хотя, я уверен, он эти вопросы знает и понимает.
- То есть задумка рождалась, и Марчелли приходил к вам?
- Да, он придумывал, и мы садились задумку обсуждать. Договаривались, и он начинал воплощать. Простой пример - недавний спектакль "Ночь любовных помешательств". Нужен был бассейн. Предложение было, чтобы он вмещал 20 тонн воды и там купались девушки. В результате вышли на то, что бассейн есть и все нормально, грамотно технически. Чуть ли не из Германии его привезли и сварили. Но это была не забота Марчелли. Это была моя проблема как директора.
- Сегодня Марчелли в другом театре работает по-другому?
- В Калининградском областном, где он сейчас, Евгений Жозефович пригласил кого-то исполнительным директором. Потому что четко понимает, что как художник он весьма далек от того, чем занимается каждый день директор. Хотя в этих вещах, повторюсь, разбирается. Назначив исполнительного директора, он поехал снимать кино. И что же?! Недавно общаемся с ним по телефону. "Женя, как дела?" - "Виктор Прокопьевич, театр развален, денег нет, диалога с властью никакого. Как выпускать, как ставить, вообще не знаю". Я ему отвечаю: "Женя, у тебя есть еще время для того, чтобы ты вернулся назад. Серьезно думай, и, пожалуйста, мы примем с удовольствием". Смеется в ответ.
- Блудного сына возьмете обратно?
- Возьмем, пока еще не поздно. Понимаете, когда на него свалилось все сразу, когда исполнительный директор приходит к первому лицу, у которого право подписи на всех банковских документах, и говорит: "Евгений Жозефович, вы решили поставить такой-то спектакль. А где деньги взять?" Сего­дня ему надо думать не только о том, как поставить, а еще и за счет чего это все реализовать. Вот, например, в "режиссерском театре" Марка Захарова есть еще опытнейший директор, который всей экономикой занимается. Он знает все о рутинной работе, где какая статья, как провести тендер. Это задача дирекции.
- Виктор Прокопьевич, есть ли какой-то свод правил, регулирующий взаимоотношения директора и главного режиссера?
- В советское время был такой справочник нормативно-правовых норм те­атров. Там находились утвержденные министерством культуры СССР должностные инструкции работников театра, где были расписаны их функциональные обязанности, нормы, регламент, количество выступлений, социальная защищенность, в том числе расписанные должностные инструкции главного режиссера и директора театра. Сейчас все поменялось. Но еще с тех времен остались понятия "директорский театр" или "режиссерский театр". В этом есть определенная соль. Но, скажу прямо, есть единицы людей творческих, которые могут руководить театром самостоятельно. Допустим, Олег Павлович Табаков, у которого все прекрасно во МХАТе, но при этом у него работали известные директора. Скажем, одна из них  - Мария Ревякина, бывший директор известнейшего новосибирского "Глобуса", сегодняшний директор "Золотой маски". Да и после нее сейчас у Табакова работают известные люди, очень грамотно разбирающиеся в экономике театра, знают, что такое бюджет, что такое внебюджет, что такое доходы и расходы.
- Так все-таки кто главнее в театре - директор или главный режиссер?
- Есть общая цель в театре, и ей надо подчинить все. Нет директорских или режиссерских театров. Это невозможно. Один без другого не может существовать. Короля делает свита. Что хорошего произошло, когда до меня работавшие в Академической драме Борис Мездрич и Евгений Петров стали вторгаться в обязанности друг друга. Но сегодня Мездрич принял Ярославский театр и пригласил Петрова на постановку. И тот, и другой поняли, что занялись в свое время не тем. Любой театр - это команда.

 Дмитрий Васильев

 Василий Евстратенко

 ВикторЛапухин

 Евгений Марчелли

Музыкально- административный момент
Тридцатишестилетний Дмитрий Васильев, главный дирижер Омского симфонического оркестра, занял этот пост в 2005 году после того, как в сентябре 2004-го оркестранты попросили их тогдашнего лидера Евгения Шестакова больше ими не руководить. Директор филармонии Василий Евстратенко своим приказом уволил г-на Шестакова после двенадцати лет работы с коллективом. Сегодня, по словам Дмитрия Васильева, никаких проблем с администрацией у него не возникает. "Я не знаю, как это должно быть в идеале, но у нас творческие отношения. Хотя, естественно, я как подчиненный оставляю право за директором руководить. Правда, Василий Иванович никогда не вмешивается в сугубо творческие вопросы. Тем не менее, он может посоветовать что-либо. Вот не было у нас программы с актером, а, как считал директор, она бы нас очень украсила. Упущение было исправлено",  - поделился с "БК" главный дирижер Омского симфонического. В ведении директора филармонии, как уверяет г-н Васильев, "вопросы количества концертов, планы на грядущий сезон". "Причем эти вопросы он не решает единолично: собираются совершенно разные службы филармонии - отдел продаж, рекламщики. Это не худсовет, но люди, ответственные за продвижение коллектива. И я, когда составляю планы на сезон, придумывая новую программу, всегда оглядываюсь на них: "А что скажут мои коллеги по филармонии?". Одна голова хорошо, а две или десять голов лучше",  - уверен маэстро. Сравнивая две филармонии  - Тамбовскую, где он работал до Омска, и нашу, Дмитрий отмечает, что в Тамбове ему приходилось все вопросы решать единолично.
"Я не должен был выйти за пределы какого-то финансирования, а дальше было только мое дело, как работать. В Омске - команда, и я этому очень рад, поскольку мне приходится заниматься только творчеством", - заявил г-н Васильев. В отличие от своего молодого коллеги, у 65-летнего народного артиста России Владимира Вербицкого за плечами 35-летний стаж руководства Воронежским симфоническим оркестром. "Директоров филармоний за это время было много, но мне повезло - у меня со всеми был контакт. А это важно для плодотворной работы, когда есть взаимопонимание",  - уверяет мэтр. Г-н Вербицкий знает, о чем говорит, поскольку на его глазах развивался конфликт в государственном оркестре Евгения Светланова, когда всемирно известного дирижера от ухода из коллектива, для которого его имя стало брендом, не спасла даже репутация. "Я лично проблем с руководством не избегал, но и не создавал сам. Не было у меня к этому склонностей",  - делится секретом долговременной успешной работы в качестве главного дирижера Владимир Вербицкий. С руководителем родной Воронежской филармонии он обсуждает только финансовые вопросы, творческие и дисциплинарные находятся в его ведении. "Если контакта с директором не возникает - лучше, чтобы ушел директор", - говорит с иронией Вербицкий, но в этой шутке для омича Евгения Шестакова ирония только горькая. Он надеется разрешить собственный конфликт с директором филармонии в Страсбургском суде по правам человека, куда обратился с иском. Пока же омский оркестр функционирует и без него. Причем на смену одному Шестакову пришли сразу двое  - худрук Евгений Самойлов и главный дирижер Дмитрий Васильев. Так, по всей видимости, было решено, чтобы не сосредотачивать власть в одних руках, как было у предшественника дуэта
Режиссерско-директорский альянс
В главном театре региона - академической драме - сегодня период творческого безвластия: после ухода работа-вшего с труппой в течение нескольких сезонов в качестве главного режиссера Евгения Марчелли коллектив в поисках замены ему. Рассмотрено больше десятка кандидатур.
- Мы пять лет замечательно работали с Евгением Марчелли. Его заботой были только творческие моменты - это занятость труппы, формирование репертуара, а где де ньги на это взять, было моей задачей, - рассказывает о взаимоотношениях в связке "директор - главный режиссер" топ-менеджер "академиков" Виктор Лапухин. Сколько стоит - это задача директора и той постановочной части, которой руководит заместитель директора, завпост и так далее. Марчелли не занимался сметой. Даже на отдельно взятый спектакль. Хотя, я уверен, он эти вопросы знает и понимает.
- То есть задумка рождалась, и Марчелли приходил к вам?
- Да, он придумывал, и мы садились задумку обсуждать. Договаривались, и он начинал воплощать. Простой пример - недавний спектакль "Ночь любовных помешательств". Нужен был бассейн. Предложение было, чтобы он вмещал 20 тонн воды и там купались девушки. В результате вышли на то, что бассейн есть и все нормально, грамотно технически. Чуть ли не из Германии его привезли и сварили. Но это была не забота Марчелли. Это была моя проблема как директора.
- Сегодня Марчелли в другом театре работает по-другому?
- В Калининградском областном, где он сейчас, Евгений Жозефович пригласил кого-то исполнительным директором. Потому что четко понимает, что как художник он весьма далек от того, чем занимается каждый день директор. Хотя в этих вещах, повторюсь, разбирается. Назначив исполнительного директора, он поехал снимать кино. И что же?! Недавно общаемся с ним по телефону. "Женя, как дела?" - "Виктор Прокопьевич, театр развален, денег нет, диалога с властью никакого. Как выпускать, как ставить, вообще не знаю". Я ему отвечаю: "Женя, у тебя есть еще время для того, чтобы ты вернулся назад. Серьезно думай, и, пожалуйста, мы примем с удовольствием". Смеется в ответ.
- Блудного сына возьмете обратно?
- Возьмем, пока еще не поздно. Понимаете, когда на него свалилось все сразу, когда исполнительный директор приходит к первому лицу, у которого право подписи на всех банковских документах, и говорит: "Евгений Жозефович, вы решили поставить такой-то спектакль. А где деньги взять?" Сего­дня ему надо думать не только о том, как поставить, а еще и за счет чего это все реализовать. Вот, например, в "режиссерском театре" Марка Захарова есть еще опытнейший директор, который всей экономикой занимается. Он знает все о рутинной работе, где какая статья, как провести тендер. Это задача дирекции.
- Виктор Прокопьевич, есть ли какой-то свод правил, регулирующий взаимоотношения директора и главного режиссера?
- В советское время был такой справочник нормативно-правовых норм те­атров. Там находились утвержденные министерством культуры СССР должностные инструкции работников театра, где были расписаны их функциональные обязанности, нормы, регламент, количество выступлений, социальная защищенность, в том числе расписанные должностные инструкции главного режиссера и директора театра. Сейчас все поменялось. Но еще с тех времен остались понятия "директорский театр" или "режиссерский театр". В этом есть определенная соль. Но, скажу прямо, есть единицы людей творческих, которые могут руководить театром самостоятельно. Допустим, Олег Павлович Табаков, у которого все прекрасно во МХАТе, но при этом у него работали известные директора. Скажем, одна из них  - Мария Ревякина, бывший директор известнейшего новосибирского "Глобуса", сегодняшний директор "Золотой маски". Да и после нее сейчас у Табакова работают известные люди, очень грамотно разбирающиеся в экономике театра, знают, что такое бюджет, что такое внебюджет, что такое доходы и расходы.
- Так все-таки кто главнее в театре - директор или главный режиссер?
- Есть общая цель в театре, и ей надо подчинить все. Нет директорских или режиссерских театров. Это невозможно. Один без другого не может существовать. Короля делает свита. Что хорошего произошло, когда до меня работавшие в Академической драме Борис Мездрич и Евгений Петров стали вторгаться в обязанности друг друга. Но сегодня Мездрич принял Ярославский театр и пригласил Петрова на постановку. И тот, и другой поняли, что занялись в свое время не тем. Любой театр - это команда.

 Дмитрий Васильев

 Василий Евстратенко

 ВикторЛапухин

 Евгений Марчелли

Музыкально- административный момент
Тридцатишестилетний Дмитрий Васильев, главный дирижер Омского симфонического оркестра, занял этот пост в 2005 году после того, как в сентябре 2004-го оркестранты попросили их тогдашнего лидера Евгения Шестакова больше ими не руководить. Директор филармонии Василий Евстратенко своим приказом уволил г-на Шестакова после двенадцати лет работы с коллективом. Сегодня, по словам Дмитрия Васильева, никаких проблем с администрацией у него не возникает. "Я не знаю, как это должно быть в идеале, но у нас творческие отношения. Хотя, естественно, я как подчиненный оставляю право за директором руководить. Правда, Василий Иванович никогда не вмешивается в сугубо творческие вопросы. Тем не менее, он может посоветовать что-либо. Вот не было у нас программы с актером, а, как считал директор, она бы нас очень украсила. Упущение было исправлено",  - поделился с "БК" главный дирижер Омского симфонического. В ведении директора филармонии, как уверяет г-н Васильев, "вопросы количества концертов, планы на грядущий сезон". "Причем эти вопросы он не решает единолично: собираются совершенно разные службы филармонии - отдел продаж, рекламщики. Это не худсовет, но люди, ответственные за продвижение коллектива. И я, когда составляю планы на сезон, придумывая новую программу, всегда оглядываюсь на них: "А что скажут мои коллеги по филармонии?". Одна голова хорошо, а две или десять голов лучше",  - уверен маэстро. Сравнивая две филармонии  - Тамбовскую, где он работал до Омска, и нашу, Дмитрий отмечает, что в Тамбове ему приходилось все вопросы решать единолично.
"Я не должен был выйти за пределы какого-то финансирования, а дальше было только мое дело, как работать. В Омске - команда, и я этому очень рад, поскольку мне приходится заниматься только творчеством", - заявил г-н Васильев. В отличие от своего молодого коллеги, у 65-летнего народного артиста России Владимира Вербицкого за плечами 35-летний стаж руководства Воронежским симфоническим оркестром. "Директоров филармоний за это время было много, но мне повезло - у меня со всеми был контакт. А это важно для плодотворной работы, когда есть взаимопонимание",  - уверяет мэтр. Г-н Вербицкий знает, о чем говорит, поскольку на его глазах развивался конфликт в государственном оркестре Евгения Светланова, когда всемирно известного дирижера от ухода из коллектива, для которого его имя стало брендом, не спасла даже репутация. "Я лично проблем с руководством не избегал, но и не создавал сам. Не было у меня к этому склонностей",  - делится секретом долговременной успешной работы в качестве главного дирижера Владимир Вербицкий. С руководителем родной Воронежской филармонии он обсуждает только финансовые вопросы, творческие и дисциплинарные находятся в его ведении. "Если контакта с директором не возникает - лучше, чтобы ушел директор", - говорит с иронией Вербицкий, но в этой шутке для омича Евгения Шестакова ирония только горькая. Он надеется разрешить собственный конфликт с директором филармонии в Страсбургском суде по правам человека, куда обратился с иском. Пока же омский оркестр функционирует и без него. Причем на смену одному Шестакову пришли сразу двое  - худрук Евгений Самойлов и главный дирижер Дмитрий Васильев. Так, по всей видимости, было решено, чтобы не сосредотачивать власть в одних руках, как было у предшественника дуэта
Режиссерско-директорский альянс
В главном театре региона - академической драме - сегодня период творческого безвластия: после ухода работа-вшего с труппой в течение нескольких сезонов в качестве главного режиссера Евгения Марчелли коллектив в поисках замены ему. Рассмотрено больше десятка кандидатур.
- Мы пять лет замечательно работали с Евгением Марчелли. Его заботой были только творческие моменты - это занятость труппы, формирование репертуара, а где де ньги на это взять, было моей задачей, - рассказывает о взаимоотношениях в связке "директор - главный режиссер" топ-менеджер "академиков" Виктор Лапухин. Сколько стоит - это задача директора и той постановочной части, которой руководит заместитель директора, завпост и так далее. Марчелли не занимался сметой. Даже на отдельно взятый спектакль. Хотя, я уверен, он эти вопросы знает и понимает.
- То есть задумка рождалась, и Марчелли приходил к вам?
- Да, он придумывал, и мы садились задумку обсуждать. Договаривались, и он начинал воплощать. Простой пример - недавний спектакль "Ночь любовных помешательств". Нужен был бассейн. Предложение было, чтобы он вмещал 20 тонн воды и там купались девушки. В результате вышли на то, что бассейн есть и все нормально, грамотно технически. Чуть ли не из Германии его привезли и сварили. Но это была не забота Марчелли. Это была моя проблема как директора.
- Сегодня Марчелли в другом театре работает по-другому?
- В Калининградском областном, где он сейчас, Евгений Жозефович пригласил кого-то исполнительным директором. Потому что четко понимает, что как художник он весьма далек от того, чем занимается каждый день директор. Хотя в этих вещах, повторюсь, разбирается. Назначив исполнительного директора, он поехал снимать кино. И что же?! Недавно общаемся с ним по телефону. "Женя, как дела?" - "Виктор Прокопьевич, театр развален, денег нет, диалога с властью никакого. Как выпускать, как ставить, вообще не знаю". Я ему отвечаю: "Женя, у тебя есть еще время для того, чтобы ты вернулся назад. Серьезно думай, и, пожалуйста, мы примем с удовольствием". Смеется в ответ.
- Блудного сына возьмете обратно?
- Возьмем, пока еще не поздно. Понимаете, когда на него свалилось все сразу, когда исполнительный директор приходит к первому лицу, у которого право подписи на всех банковских документах, и говорит: "Евгений Жозефович, вы решили поставить такой-то спектакль. А где деньги взять?" Сего­дня ему надо думать не только о том, как поставить, а еще и за счет чего это все реализовать. Вот, например, в "режиссерском театре" Марка Захарова есть еще опытнейший директор, который всей экономикой занимается. Он знает все о рутинной работе, где какая статья, как провести тендер. Это задача дирекции.
- Виктор Прокопьевич, есть ли какой-то свод правил, регулирующий взаимоотношения директора и главного режиссера?
- В советское время был такой справочник нормативно-правовых норм те­атров. Там находились утвержденные министерством культуры СССР должностные инструкции работников театра, где были расписаны их функциональные обязанности, нормы, регламент, количество выступлений, социальная защищенность, в том числе расписанные должностные инструкции главного режиссера и директора театра. Сейчас все поменялось. Но еще с тех времен остались понятия "директорский театр" или "режиссерский театр". В этом есть определенная соль. Но, скажу прямо, есть единицы людей творческих, которые могут руководить театром самостоятельно. Допустим, Олег Павлович Табаков, у которого все прекрасно во МХАТе, но при этом у него работали известные директора. Скажем, одна из них  - Мария Ревякина, бывший директор известнейшего новосибирского "Глобуса", сегодняшний директор "Золотой маски". Да и после нее сейчас у Табакова работают известные люди, очень грамотно разбирающиеся в экономике театра, знают, что такое бюджет, что такое внебюджет, что такое доходы и расходы.
- Так все-таки кто главнее в театре - директор или главный режиссер?
- Есть общая цель в театре, и ей надо подчинить все. Нет директорских или режиссерских театров. Это невозможно. Один без другого не может существовать. Короля делает свита. Что хорошего произошло, когда до меня работавшие в Академической драме Борис Мездрич и Евгений Петров стали вторгаться в обязанности друг друга. Но сегодня Мездрич принял Ярославский театр и пригласил Петрова на постановку. И тот, и другой поняли, что занялись в свое время не тем. Любой театр - это команда.

Марк Киселевфото из архива "БК"
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru