Андрей Стрелец: "Если бы мое фото поместили на доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали"
За последний год Андрей Стрелец резко поменял приоритеты в жизни: ушел с поста гендиректора "Омсквинпрома", до пяти часов в день проводит в спортзале, почти совсем отказался общаться со СМИ. Но для "БК" он сделал исключение. Человек года - 2008, по версии нашего журнала, в режиме блиц-опроса ответил на вопросы нашего корреспондента.
Андрей Стрелец
О кризисах
- Андрей Васильевич, что вы как бизнесмен считаете своей сильной стороной, что - слабой?
- Слабости - оборотная сторона нашей силы. Многое зависит от ситуации. Я всегда держу данное мной слово и, наверное, жду этого от других. И все-таки ту же доверчивость считаю своей сильной стороной. - Это не оборачивается против вас в периоды кризисов, как, к примеру, в том же 1998-м, когда главным мерилом доверия были одалживаемые деньги? - С 98-го года у меня осталось правило: если не хочешь потерять друзей - не занимай им денег. Либо занимай столько, сколько не жалко потерять. Мысленно прощайся с деньгами: если вернут, будет приятный сюрприз. С нами рассчитались далеко не все. С теми, кому мы были должны, мы рассчитались полностью. - Вас действительно характеризуют как очень осторожного человека. Наверняка на модном до недавнего времени фондовым рынке не играли? - Знаете, действительно никогда не играл ни на бирже, ни в казино. - Для вас это одно и то же? - Наверное, да. Для меня это неинтересно. Наверное, потому что на работе я делаю ставки, скажем так, в миллионы раз выше, чем в казино или на бирже. Денежного адреналина мне и за рабочим столом хватает. - Правда ли, что и на сегодняшний день у "Омсквинпрома" нулевая кредиторская задолженность? - Это не совсем так. Привлеченные средства у нас есть, но их количество не превышает 5% от оборота. - Это ваша принципиальная позиция или прибыль была настолько существенной, что кредиты были не нужны в принципе? - В последнее время на рынке кредитования был какой-то массовый психоз. Считалось, что развиваться на собственные деньги глупо. Все это подстегивалось позицией банков, непродуманно выдававших деньги под проекты, так и продолжавшие оставаться только проектами и существовавшие только на бумаге. И мне кажется, что это как раз одна из причин нынешнего кризиса. - …который, я так понимаю, сильно г-на Стрельца не задевает? - Наверное, было бы неправдой, если бы я сказал, что мы кризиса вообще не заметили. Он заставил нас скорректировать некоторые планы, в том числе и стратегические. Например, по выходу на рынок США (а там была проведена уже очень серьезная работа, найден стратегический партнер). Год-два придется подождать. А так все показатели у нас и правда хорошие. - А когда вы лично поняли, что нам кризиса не миновать? - Что дело к кризису идет - было понятно еще с начала года. Потому что если что-то сильно раздувается, оно не может не лопнуть. В какой-то степени мы были готовы, хотя, честно говоря, предполагали, что это случится после Нового года. Но все эти неприятности начались чуть раньше. Поэтому сейчас шутки в сторону. Мы занимаемся оптимизацией затрат. Хотя и без кризиса управление затратами было у нас хорошо отлажено, теперь мы делаем это еще более скрупулезно, в остальном джентльменский набор - делаем то же, что и все. - Как нынче говорится, кризис вам в помощь! Кстати, кризисная ситуация с ЕГАИС тоже помогла "Омсквинпрому" сделать рывок вверх… - Влияние внедрения ЕГАИС на наши рыночные успехи сильно преувеличено СМИ. - Как сообщает пресса сегодня, в ноябре объем производства легальной водки в России сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Омсквинпром" тоже уменьшил объемы? - У нас по итогам одиннадцати месяцев плюс 11%. На днях "Коммерсантъ" об этом написал.
О конкурентах
- Как вы оцениваете перспективы новосибирского завода "Русский алкоголь"? - С моей точки зрения, это чемодан без ручки. - Как вы вообще относитесь к своим конкурентам? Какие их действия могут вывести вас из себя? - К конкурентам отношусь очень уважительно. Пятерка мировых лидеров нашей отрасли, куда входим и мы, вызывает скорее даже восторженное мое отношение. Но и настороженное тоже. Очень много о них знаю. Но вывести из себя не могут никакие их действия. - Даже победа? - Особенно победа. К примеру, вы играете в шахматы, и тут соперник делает умный и красивый ход. Разве это может вывести из себя? Наоборот. Нормальный игрок после этого станет играть более спокойно, рассудительно, и, возможно, это увеличит его шансы выиграть следующую партию. - "Русский алкоголь" сделал умный и красивый ход, когда разослал дилерам письма с фактическим требованием не работать с вами? - Что касается "Русского алкоголя" - кстати, его уже правильнее называть "Польским алкоголем", потому что компания продана, и даже не полякам, а фактически американцам - пока ни один из наших общих дистрибьюторов не принял их условий, и те ответные шаги, которые готовили мы, применять не пришлось.
О власти и бизнесе
- Почему вы никогда, насколько известно, не являлись членом Омского Союза Предпринимателей? - Я всегда им являлся, правда, неактивным. Регулярно плачу взносы, но редко посещаю мероприятия. Я не эксперт в сфере развития предпринимательства в области. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше меня. Зачем я буду им мешать? - Как вы думаете, как власть должна помогать бизнесу? Прошлый год был объявлен в Омской области Годом предпринимательства, однако из помощи бизнесу запомнилась только Доска почета. А что нужно было делать? Или вы придерживаетесь очень распространенной позиции: главное - не мешать? - Вопрос интересный, но коротко на него не ответишь, а отвечать пространно просто нет времени. - Кстати, вас не задело, что ваш портрет не украсил упомянутую Доску? - Если бы мое фото поместили на Доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали. Предприниматель работает за деньги. Доска почета может быть для кого угодно - для рабочих, для чиновников, для пенсионеров-активистов. Но для предпринимателей… Это нонсенс.
О будущем
- Год назад вы в одном интервью говорили, что ведете переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли компании портфельному инвестору. Планируете возобновить их вновь? - Да, мы вели их с несколькими компаниями и рассматривали варианты по привлечению не только портфельного, но и стратегического инвестора. Сейчас по причине кризиса эта работа приостановлена. Экономика начнет налаживаться, и мы к этому вернемся. - В каком случае вы были бы готовы целиком продать "Омсквинпром"? - Ни в каком. В любом случае оставил бы себе определенную долю. - Насколько нам известно, "Омсквинпром" меняет стратегию и перестает быть фактически монобрендовой компанией (об этом говорит появление "Кедровицы"). Есть ли у вас планы покупки чужих брендов? - "Кедровица" показывает очень хорошие результаты на старте, и тем не менее, если бы на рынке были готовые перспективные бренды, мы рассматривали бы их покупку.
О табу
- СМИ называли вашу компанию "фокусником", успех "Пяти озер" - "мистическим", да и сам бренд, безусловно, опирается на некоторую тайну. В вашей жизни есть место мистике? Вы скорее обратитесь к экстрасенсу или пойдете в церковь? - Церковь не посещаю, но к религии отношусь очень уважительно. Это ведь не только вера, но источник знаний, накопленный человечеством за века. К экстрасенсам никогда мыслей не было обращаться. Предпочитаю делать самостоятельные выводы. В Окунево и ездил много раз, и летал на вертолете, и журналистов мы туда возили. - Сегодня вы с ними общаться фактически прекратили. Почему? - Если коротко, мне это просто не нужно. - Есть ли в мировой истории бизнеса люди, являющиеся для вас непререкаемыми авторитетами? - Форд, Рокфеллер, Гейтс… Их много. - А по жизни вам встречались люди, которых вы считаете своими учителями? - На эту тему надо время тратить, а его нет - тренировка через 10 минут. - Тогда последний вопрос. Какова ваша бизнес-цель на относительно ближайшую перспективу? - Мы сейчас в России входим в тройку самых продаваемых водочных марок, в мире - на пятом месте. Есть желание в нашей стране удерживаться в тройке. Но и в мире неплохо бы в нее попасть. - А почему все-таки не стремиться стать первыми? - Я сказал, что мы стремимся в тройку. Я осторожен в оценках, и если говорю, что хочу в тройку, значит мы скорее всего там будем. А вот если буду рисоваться и скажу, что хочу быть первым и не стану, вы меня на следующий год замучаете: "Как же так, вы же говорили!".
Андрей Стрелец
О кризисах
- Андрей Васильевич, что вы как бизнесмен считаете своей сильной стороной, что - слабой?
- Слабости - оборотная сторона нашей силы. Многое зависит от ситуации. Я всегда держу данное мной слово и, наверное, жду этого от других. И все-таки ту же доверчивость считаю своей сильной стороной. - Это не оборачивается против вас в периоды кризисов, как, к примеру, в том же 1998-м, когда главным мерилом доверия были одалживаемые деньги? - С 98-го года у меня осталось правило: если не хочешь потерять друзей - не занимай им денег. Либо занимай столько, сколько не жалко потерять. Мысленно прощайся с деньгами: если вернут, будет приятный сюрприз. С нами рассчитались далеко не все. С теми, кому мы были должны, мы рассчитались полностью. - Вас действительно характеризуют как очень осторожного человека. Наверняка на модном до недавнего времени фондовым рынке не играли? - Знаете, действительно никогда не играл ни на бирже, ни в казино. - Для вас это одно и то же? - Наверное, да. Для меня это неинтересно. Наверное, потому что на работе я делаю ставки, скажем так, в миллионы раз выше, чем в казино или на бирже. Денежного адреналина мне и за рабочим столом хватает. - Правда ли, что и на сегодняшний день у "Омсквинпрома" нулевая кредиторская задолженность? - Это не совсем так. Привлеченные средства у нас есть, но их количество не превышает 5% от оборота. - Это ваша принципиальная позиция или прибыль была настолько существенной, что кредиты были не нужны в принципе? - В последнее время на рынке кредитования был какой-то массовый психоз. Считалось, что развиваться на собственные деньги глупо. Все это подстегивалось позицией банков, непродуманно выдававших деньги под проекты, так и продолжавшие оставаться только проектами и существовавшие только на бумаге. И мне кажется, что это как раз одна из причин нынешнего кризиса. - …который, я так понимаю, сильно г-на Стрельца не задевает? - Наверное, было бы неправдой, если бы я сказал, что мы кризиса вообще не заметили. Он заставил нас скорректировать некоторые планы, в том числе и стратегические. Например, по выходу на рынок США (а там была проведена уже очень серьезная работа, найден стратегический партнер). Год-два придется подождать. А так все показатели у нас и правда хорошие. - А когда вы лично поняли, что нам кризиса не миновать? - Что дело к кризису идет - было понятно еще с начала года. Потому что если что-то сильно раздувается, оно не может не лопнуть. В какой-то степени мы были готовы, хотя, честно говоря, предполагали, что это случится после Нового года. Но все эти неприятности начались чуть раньше. Поэтому сейчас шутки в сторону. Мы занимаемся оптимизацией затрат. Хотя и без кризиса управление затратами было у нас хорошо отлажено, теперь мы делаем это еще более скрупулезно, в остальном джентльменский набор - делаем то же, что и все. - Как нынче говорится, кризис вам в помощь! Кстати, кризисная ситуация с ЕГАИС тоже помогла "Омсквинпрому" сделать рывок вверх… - Влияние внедрения ЕГАИС на наши рыночные успехи сильно преувеличено СМИ. - Как сообщает пресса сегодня, в ноябре объем производства легальной водки в России сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Омсквинпром" тоже уменьшил объемы? - У нас по итогам одиннадцати месяцев плюс 11%. На днях "Коммерсантъ" об этом написал.
О конкурентах
- Как вы оцениваете перспективы новосибирского завода "Русский алкоголь"? - С моей точки зрения, это чемодан без ручки. - Как вы вообще относитесь к своим конкурентам? Какие их действия могут вывести вас из себя? - К конкурентам отношусь очень уважительно. Пятерка мировых лидеров нашей отрасли, куда входим и мы, вызывает скорее даже восторженное мое отношение. Но и настороженное тоже. Очень много о них знаю. Но вывести из себя не могут никакие их действия. - Даже победа? - Особенно победа. К примеру, вы играете в шахматы, и тут соперник делает умный и красивый ход. Разве это может вывести из себя? Наоборот. Нормальный игрок после этого станет играть более спокойно, рассудительно, и, возможно, это увеличит его шансы выиграть следующую партию. - "Русский алкоголь" сделал умный и красивый ход, когда разослал дилерам письма с фактическим требованием не работать с вами? - Что касается "Русского алкоголя" - кстати, его уже правильнее называть "Польским алкоголем", потому что компания продана, и даже не полякам, а фактически американцам - пока ни один из наших общих дистрибьюторов не принял их условий, и те ответные шаги, которые готовили мы, применять не пришлось.
О власти и бизнесе
- Почему вы никогда, насколько известно, не являлись членом Омского Союза Предпринимателей? - Я всегда им являлся, правда, неактивным. Регулярно плачу взносы, но редко посещаю мероприятия. Я не эксперт в сфере развития предпринимательства в области. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше меня. Зачем я буду им мешать? - Как вы думаете, как власть должна помогать бизнесу? Прошлый год был объявлен в Омской области Годом предпринимательства, однако из помощи бизнесу запомнилась только Доска почета. А что нужно было делать? Или вы придерживаетесь очень распространенной позиции: главное - не мешать? - Вопрос интересный, но коротко на него не ответишь, а отвечать пространно просто нет времени. - Кстати, вас не задело, что ваш портрет не украсил упомянутую Доску? - Если бы мое фото поместили на Доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали. Предприниматель работает за деньги. Доска почета может быть для кого угодно - для рабочих, для чиновников, для пенсионеров-активистов. Но для предпринимателей… Это нонсенс.
О будущем
- Год назад вы в одном интервью говорили, что ведете переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли компании портфельному инвестору. Планируете возобновить их вновь? - Да, мы вели их с несколькими компаниями и рассматривали варианты по привлечению не только портфельного, но и стратегического инвестора. Сейчас по причине кризиса эта работа приостановлена. Экономика начнет налаживаться, и мы к этому вернемся. - В каком случае вы были бы готовы целиком продать "Омсквинпром"? - Ни в каком. В любом случае оставил бы себе определенную долю. - Насколько нам известно, "Омсквинпром" меняет стратегию и перестает быть фактически монобрендовой компанией (об этом говорит появление "Кедровицы"). Есть ли у вас планы покупки чужих брендов? - "Кедровица" показывает очень хорошие результаты на старте, и тем не менее, если бы на рынке были готовые перспективные бренды, мы рассматривали бы их покупку.
О табу
- СМИ называли вашу компанию "фокусником", успех "Пяти озер" - "мистическим", да и сам бренд, безусловно, опирается на некоторую тайну. В вашей жизни есть место мистике? Вы скорее обратитесь к экстрасенсу или пойдете в церковь? - Церковь не посещаю, но к религии отношусь очень уважительно. Это ведь не только вера, но источник знаний, накопленный человечеством за века. К экстрасенсам никогда мыслей не было обращаться. Предпочитаю делать самостоятельные выводы. В Окунево и ездил много раз, и летал на вертолете, и журналистов мы туда возили. - Сегодня вы с ними общаться фактически прекратили. Почему? - Если коротко, мне это просто не нужно. - Есть ли в мировой истории бизнеса люди, являющиеся для вас непререкаемыми авторитетами? - Форд, Рокфеллер, Гейтс… Их много. - А по жизни вам встречались люди, которых вы считаете своими учителями? - На эту тему надо время тратить, а его нет - тренировка через 10 минут. - Тогда последний вопрос. Какова ваша бизнес-цель на относительно ближайшую перспективу? - Мы сейчас в России входим в тройку самых продаваемых водочных марок, в мире - на пятом месте. Есть желание в нашей стране удерживаться в тройке. Но и в мире неплохо бы в нее попасть. - А почему все-таки не стремиться стать первыми? - Я сказал, что мы стремимся в тройку. Я осторожен в оценках, и если говорю, что хочу в тройку, значит мы скорее всего там будем. А вот если буду рисоваться и скажу, что хочу быть первым и не стану, вы меня на следующий год замучаете: "Как же так, вы же говорили!".
Андрей Стрелец
О кризисах
- Андрей Васильевич, что вы как бизнесмен считаете своей сильной стороной, что - слабой?
- Слабости - оборотная сторона нашей силы. Многое зависит от ситуации. Я всегда держу данное мной слово и, наверное, жду этого от других. И все-таки ту же доверчивость считаю своей сильной стороной. - Это не оборачивается против вас в периоды кризисов, как, к примеру, в том же 1998-м, когда главным мерилом доверия были одалживаемые деньги? - С 98-го года у меня осталось правило: если не хочешь потерять друзей - не занимай им денег. Либо занимай столько, сколько не жалко потерять. Мысленно прощайся с деньгами: если вернут, будет приятный сюрприз. С нами рассчитались далеко не все. С теми, кому мы были должны, мы рассчитались полностью. - Вас действительно характеризуют как очень осторожного человека. Наверняка на модном до недавнего времени фондовым рынке не играли? - Знаете, действительно никогда не играл ни на бирже, ни в казино. - Для вас это одно и то же? - Наверное, да. Для меня это неинтересно. Наверное, потому что на работе я делаю ставки, скажем так, в миллионы раз выше, чем в казино или на бирже. Денежного адреналина мне и за рабочим столом хватает. - Правда ли, что и на сегодняшний день у "Омсквинпрома" нулевая кредиторская задолженность? - Это не совсем так. Привлеченные средства у нас есть, но их количество не превышает 5% от оборота. - Это ваша принципиальная позиция или прибыль была настолько существенной, что кредиты были не нужны в принципе? - В последнее время на рынке кредитования был какой-то массовый психоз. Считалось, что развиваться на собственные деньги глупо. Все это подстегивалось позицией банков, непродуманно выдававших деньги под проекты, так и продолжавшие оставаться только проектами и существовавшие только на бумаге. И мне кажется, что это как раз одна из причин нынешнего кризиса. - …который, я так понимаю, сильно г-на Стрельца не задевает? - Наверное, было бы неправдой, если бы я сказал, что мы кризиса вообще не заметили. Он заставил нас скорректировать некоторые планы, в том числе и стратегические. Например, по выходу на рынок США (а там была проведена уже очень серьезная работа, найден стратегический партнер). Год-два придется подождать. А так все показатели у нас и правда хорошие. - А когда вы лично поняли, что нам кризиса не миновать? - Что дело к кризису идет - было понятно еще с начала года. Потому что если что-то сильно раздувается, оно не может не лопнуть. В какой-то степени мы были готовы, хотя, честно говоря, предполагали, что это случится после Нового года. Но все эти неприятности начались чуть раньше. Поэтому сейчас шутки в сторону. Мы занимаемся оптимизацией затрат. Хотя и без кризиса управление затратами было у нас хорошо отлажено, теперь мы делаем это еще более скрупулезно, в остальном джентльменский набор - делаем то же, что и все. - Как нынче говорится, кризис вам в помощь! Кстати, кризисная ситуация с ЕГАИС тоже помогла "Омсквинпрому" сделать рывок вверх… - Влияние внедрения ЕГАИС на наши рыночные успехи сильно преувеличено СМИ. - Как сообщает пресса сегодня, в ноябре объем производства легальной водки в России сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Омсквинпром" тоже уменьшил объемы? - У нас по итогам одиннадцати месяцев плюс 11%. На днях "Коммерсантъ" об этом написал.
О конкурентах
- Как вы оцениваете перспективы новосибирского завода "Русский алкоголь"? - С моей точки зрения, это чемодан без ручки. - Как вы вообще относитесь к своим конкурентам? Какие их действия могут вывести вас из себя? - К конкурентам отношусь очень уважительно. Пятерка мировых лидеров нашей отрасли, куда входим и мы, вызывает скорее даже восторженное мое отношение. Но и настороженное тоже. Очень много о них знаю. Но вывести из себя не могут никакие их действия. - Даже победа? - Особенно победа. К примеру, вы играете в шахматы, и тут соперник делает умный и красивый ход. Разве это может вывести из себя? Наоборот. Нормальный игрок после этого станет играть более спокойно, рассудительно, и, возможно, это увеличит его шансы выиграть следующую партию. - "Русский алкоголь" сделал умный и красивый ход, когда разослал дилерам письма с фактическим требованием не работать с вами? - Что касается "Русского алкоголя" - кстати, его уже правильнее называть "Польским алкоголем", потому что компания продана, и даже не полякам, а фактически американцам - пока ни один из наших общих дистрибьюторов не принял их условий, и те ответные шаги, которые готовили мы, применять не пришлось.
О власти и бизнесе
- Почему вы никогда, насколько известно, не являлись членом Омского Союза Предпринимателей? - Я всегда им являлся, правда, неактивным. Регулярно плачу взносы, но редко посещаю мероприятия. Я не эксперт в сфере развития предпринимательства в области. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше меня. Зачем я буду им мешать? - Как вы думаете, как власть должна помогать бизнесу? Прошлый год был объявлен в Омской области Годом предпринимательства, однако из помощи бизнесу запомнилась только Доска почета. А что нужно было делать? Или вы придерживаетесь очень распространенной позиции: главное - не мешать? - Вопрос интересный, но коротко на него не ответишь, а отвечать пространно просто нет времени. - Кстати, вас не задело, что ваш портрет не украсил упомянутую Доску? - Если бы мое фото поместили на Доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали. Предприниматель работает за деньги. Доска почета может быть для кого угодно - для рабочих, для чиновников, для пенсионеров-активистов. Но для предпринимателей… Это нонсенс.
О будущем
- Год назад вы в одном интервью говорили, что ведете переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли компании портфельному инвестору. Планируете возобновить их вновь? - Да, мы вели их с несколькими компаниями и рассматривали варианты по привлечению не только портфельного, но и стратегического инвестора. Сейчас по причине кризиса эта работа приостановлена. Экономика начнет налаживаться, и мы к этому вернемся. - В каком случае вы были бы готовы целиком продать "Омсквинпром"? - Ни в каком. В любом случае оставил бы себе определенную долю. - Насколько нам известно, "Омсквинпром" меняет стратегию и перестает быть фактически монобрендовой компанией (об этом говорит появление "Кедровицы"). Есть ли у вас планы покупки чужих брендов? - "Кедровица" показывает очень хорошие результаты на старте, и тем не менее, если бы на рынке были готовые перспективные бренды, мы рассматривали бы их покупку.
О табу
- СМИ называли вашу компанию "фокусником", успех "Пяти озер" - "мистическим", да и сам бренд, безусловно, опирается на некоторую тайну. В вашей жизни есть место мистике? Вы скорее обратитесь к экстрасенсу или пойдете в церковь? - Церковь не посещаю, но к религии отношусь очень уважительно. Это ведь не только вера, но источник знаний, накопленный человечеством за века. К экстрасенсам никогда мыслей не было обращаться. Предпочитаю делать самостоятельные выводы. В Окунево и ездил много раз, и летал на вертолете, и журналистов мы туда возили. - Сегодня вы с ними общаться фактически прекратили. Почему? - Если коротко, мне это просто не нужно. - Есть ли в мировой истории бизнеса люди, являющиеся для вас непререкаемыми авторитетами? - Форд, Рокфеллер, Гейтс… Их много. - А по жизни вам встречались люди, которых вы считаете своими учителями? - На эту тему надо время тратить, а его нет - тренировка через 10 минут. - Тогда последний вопрос. Какова ваша бизнес-цель на относительно ближайшую перспективу? - Мы сейчас в России входим в тройку самых продаваемых водочных марок, в мире - на пятом месте. Есть желание в нашей стране удерживаться в тройке. Но и в мире неплохо бы в нее попасть. - А почему все-таки не стремиться стать первыми? - Я сказал, что мы стремимся в тройку. Я осторожен в оценках, и если говорю, что хочу в тройку, значит мы скорее всего там будем. А вот если буду рисоваться и скажу, что хочу быть первым и не стану, вы меня на следующий год замучаете: "Как же так, вы же говорили!".
Андрей Стрелец
О кризисах
- Андрей Васильевич, что вы как бизнесмен считаете своей сильной стороной, что - слабой?
- Слабости - оборотная сторона нашей силы. Многое зависит от ситуации. Я всегда держу данное мной слово и, наверное, жду этого от других. И все-таки ту же доверчивость считаю своей сильной стороной. - Это не оборачивается против вас в периоды кризисов, как, к примеру, в том же 1998-м, когда главным мерилом доверия были одалживаемые деньги? - С 98-го года у меня осталось правило: если не хочешь потерять друзей - не занимай им денег. Либо занимай столько, сколько не жалко потерять. Мысленно прощайся с деньгами: если вернут, будет приятный сюрприз. С нами рассчитались далеко не все. С теми, кому мы были должны, мы рассчитались полностью. - Вас действительно характеризуют как очень осторожного человека. Наверняка на модном до недавнего времени фондовым рынке не играли? - Знаете, действительно никогда не играл ни на бирже, ни в казино. - Для вас это одно и то же? - Наверное, да. Для меня это неинтересно. Наверное, потому что на работе я делаю ставки, скажем так, в миллионы раз выше, чем в казино или на бирже. Денежного адреналина мне и за рабочим столом хватает. - Правда ли, что и на сегодняшний день у "Омсквинпрома" нулевая кредиторская задолженность? - Это не совсем так. Привлеченные средства у нас есть, но их количество не превышает 5% от оборота. - Это ваша принципиальная позиция или прибыль была настолько существенной, что кредиты были не нужны в принципе? - В последнее время на рынке кредитования был какой-то массовый психоз. Считалось, что развиваться на собственные деньги глупо. Все это подстегивалось позицией банков, непродуманно выдававших деньги под проекты, так и продолжавшие оставаться только проектами и существовавшие только на бумаге. И мне кажется, что это как раз одна из причин нынешнего кризиса. - …который, я так понимаю, сильно г-на Стрельца не задевает? - Наверное, было бы неправдой, если бы я сказал, что мы кризиса вообще не заметили. Он заставил нас скорректировать некоторые планы, в том числе и стратегические. Например, по выходу на рынок США (а там была проведена уже очень серьезная работа, найден стратегический партнер). Год-два придется подождать. А так все показатели у нас и правда хорошие. - А когда вы лично поняли, что нам кризиса не миновать? - Что дело к кризису идет - было понятно еще с начала года. Потому что если что-то сильно раздувается, оно не может не лопнуть. В какой-то степени мы были готовы, хотя, честно говоря, предполагали, что это случится после Нового года. Но все эти неприятности начались чуть раньше. Поэтому сейчас шутки в сторону. Мы занимаемся оптимизацией затрат. Хотя и без кризиса управление затратами было у нас хорошо отлажено, теперь мы делаем это еще более скрупулезно, в остальном джентльменский набор - делаем то же, что и все. - Как нынче говорится, кризис вам в помощь! Кстати, кризисная ситуация с ЕГАИС тоже помогла "Омсквинпрому" сделать рывок вверх… - Влияние внедрения ЕГАИС на наши рыночные успехи сильно преувеличено СМИ. - Как сообщает пресса сегодня, в ноябре объем производства легальной водки в России сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Омсквинпром" тоже уменьшил объемы? - У нас по итогам одиннадцати месяцев плюс 11%. На днях "Коммерсантъ" об этом написал.
О конкурентах
- Как вы оцениваете перспективы новосибирского завода "Русский алкоголь"? - С моей точки зрения, это чемодан без ручки. - Как вы вообще относитесь к своим конкурентам? Какие их действия могут вывести вас из себя? - К конкурентам отношусь очень уважительно. Пятерка мировых лидеров нашей отрасли, куда входим и мы, вызывает скорее даже восторженное мое отношение. Но и настороженное тоже. Очень много о них знаю. Но вывести из себя не могут никакие их действия. - Даже победа? - Особенно победа. К примеру, вы играете в шахматы, и тут соперник делает умный и красивый ход. Разве это может вывести из себя? Наоборот. Нормальный игрок после этого станет играть более спокойно, рассудительно, и, возможно, это увеличит его шансы выиграть следующую партию. - "Русский алкоголь" сделал умный и красивый ход, когда разослал дилерам письма с фактическим требованием не работать с вами? - Что касается "Русского алкоголя" - кстати, его уже правильнее называть "Польским алкоголем", потому что компания продана, и даже не полякам, а фактически американцам - пока ни один из наших общих дистрибьюторов не принял их условий, и те ответные шаги, которые готовили мы, применять не пришлось.
О власти и бизнесе
- Почему вы никогда, насколько известно, не являлись членом Омского Союза Предпринимателей? - Я всегда им являлся, правда, неактивным. Регулярно плачу взносы, но редко посещаю мероприятия. Я не эксперт в сфере развития предпринимательства в области. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше меня. Зачем я буду им мешать? - Как вы думаете, как власть должна помогать бизнесу? Прошлый год был объявлен в Омской области Годом предпринимательства, однако из помощи бизнесу запомнилась только Доска почета. А что нужно было делать? Или вы придерживаетесь очень распространенной позиции: главное - не мешать? - Вопрос интересный, но коротко на него не ответишь, а отвечать пространно просто нет времени. - Кстати, вас не задело, что ваш портрет не украсил упомянутую Доску? - Если бы мое фото поместили на Доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали. Предприниматель работает за деньги. Доска почета может быть для кого угодно - для рабочих, для чиновников, для пенсионеров-активистов. Но для предпринимателей… Это нонсенс.
О будущем
- Год назад вы в одном интервью говорили, что ведете переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли компании портфельному инвестору. Планируете возобновить их вновь? - Да, мы вели их с несколькими компаниями и рассматривали варианты по привлечению не только портфельного, но и стратегического инвестора. Сейчас по причине кризиса эта работа приостановлена. Экономика начнет налаживаться, и мы к этому вернемся. - В каком случае вы были бы готовы целиком продать "Омсквинпром"? - Ни в каком. В любом случае оставил бы себе определенную долю. - Насколько нам известно, "Омсквинпром" меняет стратегию и перестает быть фактически монобрендовой компанией (об этом говорит появление "Кедровицы"). Есть ли у вас планы покупки чужих брендов? - "Кедровица" показывает очень хорошие результаты на старте, и тем не менее, если бы на рынке были готовые перспективные бренды, мы рассматривали бы их покупку.
О табу
- СМИ называли вашу компанию "фокусником", успех "Пяти озер" - "мистическим", да и сам бренд, безусловно, опирается на некоторую тайну. В вашей жизни есть место мистике? Вы скорее обратитесь к экстрасенсу или пойдете в церковь? - Церковь не посещаю, но к религии отношусь очень уважительно. Это ведь не только вера, но источник знаний, накопленный человечеством за века. К экстрасенсам никогда мыслей не было обращаться. Предпочитаю делать самостоятельные выводы. В Окунево и ездил много раз, и летал на вертолете, и журналистов мы туда возили. - Сегодня вы с ними общаться фактически прекратили. Почему? - Если коротко, мне это просто не нужно. - Есть ли в мировой истории бизнеса люди, являющиеся для вас непререкаемыми авторитетами? - Форд, Рокфеллер, Гейтс… Их много. - А по жизни вам встречались люди, которых вы считаете своими учителями? - На эту тему надо время тратить, а его нет - тренировка через 10 минут. - Тогда последний вопрос. Какова ваша бизнес-цель на относительно ближайшую перспективу? - Мы сейчас в России входим в тройку самых продаваемых водочных марок, в мире - на пятом месте. Есть желание в нашей стране удерживаться в тройке. Но и в мире неплохо бы в нее попасть. - А почему все-таки не стремиться стать первыми? - Я сказал, что мы стремимся в тройку. Я осторожен в оценках, и если говорю, что хочу в тройку, значит мы скорее всего там будем. А вот если буду рисоваться и скажу, что хочу быть первым и не стану, вы меня на следующий год замучаете: "Как же так, вы же говорили!".
Андрей Стрелец
О кризисах
- Андрей Васильевич, что вы как бизнесмен считаете своей сильной стороной, что - слабой?
- Слабости - оборотная сторона нашей силы. Многое зависит от ситуации. Я всегда держу данное мной слово и, наверное, жду этого от других. И все-таки ту же доверчивость считаю своей сильной стороной. - Это не оборачивается против вас в периоды кризисов, как, к примеру, в том же 1998-м, когда главным мерилом доверия были одалживаемые деньги? - С 98-го года у меня осталось правило: если не хочешь потерять друзей - не занимай им денег. Либо занимай столько, сколько не жалко потерять. Мысленно прощайся с деньгами: если вернут, будет приятный сюрприз. С нами рассчитались далеко не все. С теми, кому мы были должны, мы рассчитались полностью. - Вас действительно характеризуют как очень осторожного человека. Наверняка на модном до недавнего времени фондовым рынке не играли? - Знаете, действительно никогда не играл ни на бирже, ни в казино. - Для вас это одно и то же? - Наверное, да. Для меня это неинтересно. Наверное, потому что на работе я делаю ставки, скажем так, в миллионы раз выше, чем в казино или на бирже. Денежного адреналина мне и за рабочим столом хватает. - Правда ли, что и на сегодняшний день у "Омсквинпрома" нулевая кредиторская задолженность? - Это не совсем так. Привлеченные средства у нас есть, но их количество не превышает 5% от оборота. - Это ваша принципиальная позиция или прибыль была настолько существенной, что кредиты были не нужны в принципе? - В последнее время на рынке кредитования был какой-то массовый психоз. Считалось, что развиваться на собственные деньги глупо. Все это подстегивалось позицией банков, непродуманно выдававших деньги под проекты, так и продолжавшие оставаться только проектами и существовавшие только на бумаге. И мне кажется, что это как раз одна из причин нынешнего кризиса. - …который, я так понимаю, сильно г-на Стрельца не задевает? - Наверное, было бы неправдой, если бы я сказал, что мы кризиса вообще не заметили. Он заставил нас скорректировать некоторые планы, в том числе и стратегические. Например, по выходу на рынок США (а там была проведена уже очень серьезная работа, найден стратегический партнер). Год-два придется подождать. А так все показатели у нас и правда хорошие. - А когда вы лично поняли, что нам кризиса не миновать? - Что дело к кризису идет - было понятно еще с начала года. Потому что если что-то сильно раздувается, оно не может не лопнуть. В какой-то степени мы были готовы, хотя, честно говоря, предполагали, что это случится после Нового года. Но все эти неприятности начались чуть раньше. Поэтому сейчас шутки в сторону. Мы занимаемся оптимизацией затрат. Хотя и без кризиса управление затратами было у нас хорошо отлажено, теперь мы делаем это еще более скрупулезно, в остальном джентльменский набор - делаем то же, что и все. - Как нынче говорится, кризис вам в помощь! Кстати, кризисная ситуация с ЕГАИС тоже помогла "Омсквинпрому" сделать рывок вверх… - Влияние внедрения ЕГАИС на наши рыночные успехи сильно преувеличено СМИ. - Как сообщает пресса сегодня, в ноябре объем производства легальной водки в России сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Омсквинпром" тоже уменьшил объемы? - У нас по итогам одиннадцати месяцев плюс 11%. На днях "Коммерсантъ" об этом написал.
О конкурентах
- Как вы оцениваете перспективы новосибирского завода "Русский алкоголь"? - С моей точки зрения, это чемодан без ручки. - Как вы вообще относитесь к своим конкурентам? Какие их действия могут вывести вас из себя? - К конкурентам отношусь очень уважительно. Пятерка мировых лидеров нашей отрасли, куда входим и мы, вызывает скорее даже восторженное мое отношение. Но и настороженное тоже. Очень много о них знаю. Но вывести из себя не могут никакие их действия. - Даже победа? - Особенно победа. К примеру, вы играете в шахматы, и тут соперник делает умный и красивый ход. Разве это может вывести из себя? Наоборот. Нормальный игрок после этого станет играть более спокойно, рассудительно, и, возможно, это увеличит его шансы выиграть следующую партию. - "Русский алкоголь" сделал умный и красивый ход, когда разослал дилерам письма с фактическим требованием не работать с вами? - Что касается "Русского алкоголя" - кстати, его уже правильнее называть "Польским алкоголем", потому что компания продана, и даже не полякам, а фактически американцам - пока ни один из наших общих дистрибьюторов не принял их условий, и те ответные шаги, которые готовили мы, применять не пришлось.
О власти и бизнесе
- Почему вы никогда, насколько известно, не являлись членом Омского Союза Предпринимателей? - Я всегда им являлся, правда, неактивным. Регулярно плачу взносы, но редко посещаю мероприятия. Я не эксперт в сфере развития предпринимательства в области. Есть люди, которые разбираются в этом гораздо лучше меня. Зачем я буду им мешать? - Как вы думаете, как власть должна помогать бизнесу? Прошлый год был объявлен в Омской области Годом предпринимательства, однако из помощи бизнесу запомнилась только Доска почета. А что нужно было делать? Или вы придерживаетесь очень распространенной позиции: главное - не мешать? - Вопрос интересный, но коротко на него не ответишь, а отвечать пространно просто нет времени. - Кстати, вас не задело, что ваш портрет не украсил упомянутую Доску? - Если бы мое фото поместили на Доске почета, я потребовал бы, чтобы его оттуда убрали. Предприниматель работает за деньги. Доска почета может быть для кого угодно - для рабочих, для чиновников, для пенсионеров-активистов. Но для предпринимателей… Это нонсенс.
О будущем
- Год назад вы в одном интервью говорили, что ведете переговоры с западными инвестфондами о продаже определенной доли компании портфельному инвестору. Планируете возобновить их вновь? - Да, мы вели их с несколькими компаниями и рассматривали варианты по привлечению не только портфельного, но и стратегического инвестора. Сейчас по причине кризиса эта работа приостановлена. Экономика начнет налаживаться, и мы к этому вернемся. - В каком случае вы были бы готовы целиком продать "Омсквинпром"? - Ни в каком. В любом случае оставил бы себе определенную долю. - Насколько нам известно, "Омсквинпром" меняет стратегию и перестает быть фактически монобрендовой компанией (об этом говорит появление "Кедровицы"). Есть ли у вас планы покупки чужих брендов? - "Кедровица" показывает очень хорошие результаты на старте, и тем не менее, если бы на рынке были готовые перспективные бренды, мы рассматривали бы их покупку.
О табу
- СМИ называли вашу компанию "фокусником", успех "Пяти озер" - "мистическим", да и сам бренд, безусловно, опирается на некоторую тайну. В вашей жизни есть место мистике? Вы скорее обратитесь к экстрасенсу или пойдете в церковь? - Церковь не посещаю, но к религии отношусь очень уважительно. Это ведь не только вера, но источник знаний, накопленный человечеством за века. К экстрасенсам никогда мыслей не было обращаться. Предпочитаю делать самостоятельные выводы. В Окунево и ездил много раз, и летал на вертолете, и журналистов мы туда возили. - Сегодня вы с ними общаться фактически прекратили. Почему? - Если коротко, мне это просто не нужно. - Есть ли в мировой истории бизнеса люди, являющиеся для вас непререкаемыми авторитетами? - Форд, Рокфеллер, Гейтс… Их много. - А по жизни вам встречались люди, которых вы считаете своими учителями? - На эту тему надо время тратить, а его нет - тренировка через 10 минут. - Тогда последний вопрос. Какова ваша бизнес-цель на относительно ближайшую перспективу? - Мы сейчас в России входим в тройку самых продаваемых водочных марок, в мире - на пятом месте. Есть желание в нашей стране удерживаться в тройке. Но и в мире неплохо бы в нее попасть. - А почему все-таки не стремиться стать первыми? - Я сказал, что мы стремимся в тройку. Я осторожен в оценках, и если говорю, что хочу в тройку, значит мы скорее всего там будем. А вот если буду рисоваться и скажу, что хочу быть первым и не стану, вы меня на следующий год замучаете: "Как же так, вы же говорили!".
Елизавета Гисс
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru