В середине 2007 года в столице Прииртышья наконец утвердили новый генплан. Согласно документу, городу суждено развиваться до 2030 года. Представляем пять главных решений генплана, которые кардинально изменят облик Омска.
Мы предложили нашим экспертам – омским архитекторам, дизайнерам, строителям, девелоперам – назвать те пункты генплана, которые, по их мнению, больше всего изменят облик города. Именно по этому критерию каждое из решений нужно было оценить по десятибалльной шкале.
Методика: опрос экспертов – архитекторов, дизайнеров, строителей, девелоперов. Максимальная оценка по каждому параметру – 10 баллов. В таблице приведено среднее значение оценок по параметру.
Эксперты: Бегун Александр (частный проектировщик), Вахитов Игорь (дизайн-студия «Домус»), Глебов Юрий (ПКФ «Престиж»), Сапунов Дмитрий (OMSK REAL ESTATE GROUP), Фрейдин Олег (архбюро «Рим»), Чигарев Владислав (ТПИ «Омскгражданпроект»), Щербаков Евгений (Центр деловой недвижимости «Навигатор»), Ярох Наталья (Омский союз дизайнеров).
Левой, левой! 9,2 балла
Новый деловой и развлекательный центр Омска раскинется на Левом берегу – в границах улиц Конева, Енисейская, Волгоградская и на территории аэропорта. Эффективное использование земли, по мнению главного архитектора города Анатолия Тиля, в ближайшие годы должно стать основным принципом застройки областного центра. Именно поэтому развитие города в южном направлении решено приостановить, сделав акцент на малоосвоенных просторах Левобережья. Благо их масштабы позволяют претворить здесь любые архитектурные замыслы: только после выноса аэропорта за пределы города освободится около 700 га. «Деловой сфере место на Левом берегу, – считает Анатолий Тиль. – Он утратит статус спального района и превратится в комфортный для жизни и отдыха омичей район».
Разработкой концепции масштабного преобразования займутся зарубежные архитекторы: по мнению властей, мыслящие иначе иностранцы придадут новому микрорайону уникальный суперсовременный облик – будут господствовать высота, масштаб, стекло и неон. Так что Левобережье имеет все шансы стать территорией небоскребов. Застраивать деловой центр зданиями в 40-50 этажей во всем мире стало традицией. Кроме того, они весьма функциональны: в высотках можно разместить все: от жилья до предприятий торговли, сферы услуг, развлечений. А если, ко всему прочему, они будут нестандартными, то смогут стать «изюминкой» города.
Но: Омские грунты, особенно на Левобережье, для строительства высоток не подходят: либо песок, либо болото. Поэтому после сдачи в эксплуатацию у застройщиков небоскреба могут возникнуть серьезные проблемы, вплоть до обрушения конструкций.
Война - хижинам, мир - дворцам 9,0 баллов
Ветхое и аварийное жилье заменят современными кварталами, а частный сектор останется лишь на окраинах. Для этого в мэрии разработана программа «Регенерация ветхого и аварийного жилья», по которой до 2010 года будет возведено около 6 миллионов жилых квадратов. С мая 2006 года, когда стартовала программа, по настоящее время заключено 65 соглашений о взаимодействии между администрацией города и инвесторами по регенерации 70 кварталов. В этом принимают участие 46 застройщиков. На заседаниях градсовета рассмотрено 40 схем регенерации ветхих кварталов, 11 из которых утверждены. В 53 кварталах уже ведется расселение жителей домов, входящих в границы участка застройки. Если все планы застройщиков и властей будут реализованы, то, как выразился мэр города Виктор Шрейдер, «мы построим еще один Омск».
Но: Воплощать программу регенерации застройщикам мешают пробелы как в федеральном, так и в местном законодательстве. Так, например, вложив средства в расселение площадки, застройщик не имеет на нее никаких прав – по аукциону она может отойти к другим строителям. Бесконечные согласования, длящиеся год, а то и больше, не дают «регенераторам» приступить к строительству, а власти грозят: бездействуете – отнимем площадку.
Промзоны из центра долой 8,3 балла
Промышленные зоны, отнимающие у города до 40% территорий, будут вынесены на окраины, а на освободившихся местах развернется комплексная застройка – жилые кварталы, школы, детские сады. В городе должны остаться всего две промзоны – Восточная и Северная. Перенос предприятий необходим и с точки зрения экологии. В этом смысле Восточный промузел – менее вредный, следовательно, там можно будет разместить технопарки. В то же время вредным производствам, например нефтехимии, место на территории Северного промузла. Первыми на вынос запланированы Сибзавод, Судоремонтный и Дрожжевой заводы, Речной порт. Все они сейчас расположены на одном из самых привлекательных для застройки участков – в центре города на набережной Иртыша. Позже освободят и другие «лакомые кусочки» – территории Мясокомбината и военных складов.
Но: Если руководство Судоремонтного завода готово переехать вниз по течению Иртыша, то компромисс с другими придется поискать. Да и переговорный процесс может затянуться: к примеру, уже два года между горадминистрацией и военными длится обсуждение вопроса по выносу с территории мэрии военного склада, который мешает строительству пристройки. А воз и ныне там.
Навести мосты 7,0 баллов
В Омске должно появиться восемь новых мостов. По словам главного архитектора проектов ТПИ «Омскгражданпроект» Богдана Мрыглода, в первую очередь дорогу через реку построят в створе улицы Любинская с выходом на Энтузиастов. Автомобильный мост пройдет параллельно железнодорожному – с выходом на улицы Труда и 22 Декабря. Навести мосты также планируется в створе Куйбышева и продолжения Иртышской набережной. Проекты должны реализовать до 2015-2020 года.
В далекой перспективе – соединить берега в створе бульвара Архитекторов с выходом на Березовую, а также сдать второй мост в южной части города. Строящийся метрополитен потребует еще одного метромоста, который пройдет параллельно ныне существующему Комсомольскому. А новый грузовой мост свяжет промышленные районы города.
Но: По словам заместителя директора компании «Омскстроймост-Мостоотряд-63» Петра Колесника, деньги даже на проектирование мостов омские власти выделяют нерегулярно и мало. Между тем строительство только одного моста требует больших вложений: к примеру, путепровод по ул. Торговая будет стоить Омску около 150 миллионов рублей.
Дубль-2 6,3 балла
Строительство дороги-дублера по набережной Иртыша – одно из самых спорных решений нового генплана. Одни архитекторы утверждали, что через несколько лет Омск без дублера «задохнется», другие настаивали: строительство этой автотрассы – крупная градостроительная ошибка, и горожане могут лишиться привычных мест отдыха и доступа к воде. Однако, по словам заместителя генерального директора ТПИ «Омскгражданпроект» Ларисы Масловой, вторая точка зрения не совсем верна. В той части города, где набережная уже построена, предполагается расширение прогулочной зеленой зоны. По такому принципу будет устроена и остальная часть дублера. Здесь предусмотрена зеленая территория для прогулок, видовые площадки и спуски к воде. Набережная у речного вокзала также останется зоной активного городского отдыха. Но, поскольку купаться в Иртыше небезопасно, архитекторы, вдохновленные примером Парижа, решили устроить в этой зоне аквабульвар, разместив здесь резервуары с чистой водой.
Но: Если предположить, что будет построена и дорога-дублер, а в придачу к ней еще и альтернативная дорога от оппонентов, ситуацию это не спасет. Проблемы пробок нужно было решать, как минимум, лет 10 назад, имея для этого другие деньги и серьезные строительные возможности.
Оценка важности решений генплана Омска
Решение
Средний балл
Левобережье станет новым центром города
9,2
Ветхое и аварийное жилье регенерируют
9
Промзоны вынесут из центра города
8,3
Строительство восьми новых мостов
7
По набережной Иртыша пустят дорогу-дублер
6,3
Справка
У соседей - те же проблемы
Генплан Новосибирска принят в начале декабря в первом чтении. Разработка документа обошлась городу в 44 миллиона рублей – на два миллиона дешевле, чем аналогичный документ – Омску. При этом градостроители Новосибирска решают практически те же проблемы, что и в столице Прииртышья.
Это вынос промышленных предприятий, большинство из которых – федеральные, за черту города.
Нужно решать и транспортную проблему. Предполагается создать скоростную магистральную сеть, которая должна занять до 10% территории города, в связи с чем пропускная способность дорог будет в два-три раза выше, чем у улиц с регулируемым движением.
До 2030 года в Новосибирске должны появиться два новых автомобильных моста (сейчас их всего два). Кроме того, планируется продолжение строительства линий метро, которые, по замыслу авторов, к середине столетия должны напоминать московские. А на периферийных территориях, возможно, начнут ходить скоростные трамваи. Марина Чайка (Новосибирск)
Елена Булатова
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru