Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
2 Власть. Чиновники мэрии
№ 29(256) от 31.07.2008

Не до помощи, лишь бы не мешали

Как оценивают уровень развития малого и среднего предпринимательства в Омске сами представители местного бизнес-сообщества? Кто из чиновников городской администрации, по их мнению, затрудняет работу предпринимателей, а кто, наоборот, - стимулирует?
Главные вредители и помощники омского бизнеса - в проекте "БК-рейтинг".


 Виктор Шрейдер
По данным журнала Forbes, в 2007-м Омск вошел в двадцатку российских городов, создавших благоприятные условия для развития бизнеса. Об этом месяц назад сообщил общественности мэр Виктор Шрейдер, выступая с ежегодным отчетом о проделанной работе.
Однако большинство малых и средних предпринимателей города уверены, что даже в год предпринимательства, когда их снабдили целевыми программами, стимулами, поддержками и обещаниями, омский бизнес переживает совсем не лучшие времена. Зависимость его состояния от решений городской власти очевидна и у большинства опрошенных агентством «БК-рейтинг» бизнесменов сомнений не вызывает.
Как следует из данных последнего опроса, только 9% представителей местного малого и среднего бизнеса оценивают положение в этой сфере как хорошее. Большинство же сходится на удовлетворительной оценке.
 Евгений Фрезоргер
УЗКОКОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА
«Пусть не помогают, главное – чтоб не мешали» – зачастую сами бизнесмены так определяют роль чиновников в судьбе предпринимательства. Такую же точку зрения высказывали и некоторые депутаты Горсовета, работая над городской программой по развитию малого и среднего бизнеса. Впрочем, этот документ, с которым парламентарии и мэрия «бились» почти три месяца, на практике, судя по всему, востребован не будет.
Как выяснилось из опроса, 43% целевой аудитории программы никогда не слышали о ее существовании да и вообще не слишком-то интересуются подобными проектами. Лишь 12% ознакомившихся хотя бы поверхностно с детищем Евгения Фрезоргера (он – один из главных разработчиков документа) полагают, что программа действительно может способствовать развитию бизнес-предприятий. Большинство же респондентов уверено: принятый Горсоветом документ скорее будет отвечать чьим-то узкокорпоративным интересам, нежели действительно стимулировать к развитию «малышей» и «средняков».
Интересно, что без нашей подсказки (то есть предлагаемых вариантов ответов) бизнесмены, за редким исключением, не могли толком назвать ни одного недавнего решения городской власти, направленного на поддержку бизнеса. И в то же время охотно вспоминали решения, заметно усложнившие им ведение дел: отсутствие понижающих коэффициентов для вмененки, земельного налога и арендной платы, отсутствие мер по ужесточению условий прихода федеральных операторов, ликвидацию нескольких омских рынков и т.д.
 Юрий Гамбург
НИ ВРАГОВ, НИ ДРУЗЕЙ НЕ ЗНАЮТ
Вредители, впрочем, как и стимуляторы бизнеса от власти, для мелких и средних предпринимателей в основном не персонифицированы. Поэтому даже 20% бизнесменов, когда-либо лично взаимодействующих с первыми лицами мэрии, затруднились вспомнить их имена. Зато некоторые предприниматели без сомнений называли депутатов Горсовета – работа с парламентариями, видимо, оказалась более результативной, респонденты сразу же вспомнили Сергея Дроздова и Владимира Герчика.
Почти все омские предприниматели рано или поздно сталкивались с департаментом имущественных отношений – 70% опрошенных бизнесменов взаимодействовали с ведомством Юрия Гамбурга для разрешения профессиональных вопросов. 5% из них признаются, что вынужденное сотрудничество с чиновниками из аппарата Гамбурга для них сопровождалось немалыми трудностями.
Кадастровая оценка, сделанная по заказу депимущества, стала шоком для большинства предпринимателей, владеющих землей.
 Богдан Масан
С департаментом финансов и контроля «пересекались» еще больше – 95% омских малых и средних. 5% после этого пришли к выводу, что и этот департамент существенно затрудняет их работу.
Впрочем, 7% респондентов уверены, что ведомство Богдана Масана как раз наоборот – способствует развитию некрупных предприятий.
 Владимир Губер
ОДИНАКОВО ЭФФЕКТИВНЫЕ И ОДИНАКОВО НЕЭФФЕКТИВНЫЕ
Эффективнее всего, по мнению омских предпринимателей, работает городской департамент транспорта. Скорее всего, таким отзывам способствовало относительное затишье, установившееся в этом году между частными перевозчиками и ведомством Владимира Губера.  Действительно, после скандальных аукционов по распределению маршрутов 2004-го, отказа от них в 2005-м, ужесточения борьбы с нелегалами 2006-го отношения департамента и автоперевозчиков в 2008-м скорее можно охарактеризовать как «состояние холодной войны». Серьезных стычек, подобных митингу газелистов у мэрии два года назад, нет, впрочем, как нет и особой заинтересованности городских властей в развитии этого рынка.
Возможно, достаточно высокую (по сравнению с другими ведомствами) оценку департамент транспорта получил в том числе и благодаря теперь уже его бывшему первому замдиректора – Олегу Осинскому. Ведь, как говорят сами предприниматели, «он хотя бы всегда был готов принять посетителей».
 Илья Дубин
Респонденты отметили и неплохую работу департамента образования. И хотя (как, например, уже писал «БК») это ведомство порой здорово тормозит работу тех же риэлторских фирм проволочками с документами, молодой руководитель департамента Илья Дубин, по мнению бизнесменов, в целом сумел оптимизировать работу своих сотрудников.
 Владимир Потапов
Неплохой результат работы с бизнесом в этом году демонстрирует и департамент городского хозяйства. Его руководитель Владимир Потапов также, как Илья Дубин и Сергей Добрых, располагается на второй строке Топа самых эффективных. Однако, наверняка, если бы данный опрос был проведен через пару месяцев, г-н Потапов не смог бы удержать столь высокой позиции. Ведь, как недавно объявил мэр Виктор Шрейдер, реконструкция городских магистралей в этом году, как и в прошлом, начнется ближе к осени. А значит, закончится с первым снегом. В этом случае запоздалостью работ ответственного за дорожный ремонт депгорхоза наверняка будут недовольны все, в том числе и бизнесмены.
 Сергей Будько
Примерно одинаково эффективна, по мнению омского бизнеса, деятельность департаментов строительства (Сергей Козубович), городской экономической политики (Евгений Фрезоргер) и имущественных отношений (Юрий Гамбург). Впрочем, коэффициент их результативности невысок. Как считают респонденты, страдает и эффективность работы Административно-технической инспекции. Наверняка не последнюю роль в такой оценке сыграли события годовой давности, когда руководитель ведомства Сергей Будько активно способствовал принятию скандальных «Правил благоустройства и чистоты».
 Татьяна Вижевитова
НА ЗАМОВ ЗАМАМ И ЖАЛОВАТЬСЯ
Омские бизнесмены сомневаются и в эффективности работы заместителей Виктора Шрейдера – только 5% респондентов поставили им высшие оценки. Интересно, что кое-кто из недовольных вице-мэрами омичей нашел способ донести это аж до самого градоначальника. Так, на последнем ежегодном отчете Виктор Шрейдер получил из зала записку, автор которой сетовал на то, что никак не может записаться на личный прием к мэру. Г-н Шрейдер посоветовал просителю решить эту проблему через Татьяну Вижевитову. «Это мой зам, – пояснил он. – А у вас в записке как раз есть жалоба на моего заместителя...»
Впрочем, и деятельность самого мэра, как считает большинство опрошенных, не отличается особой эффективностью в плане содействия развитию омского бизнеса. Так что многие предприниматели наверняка были бы не прочь оказаться на месте региональных чиновников, на том же отчете в открытую высказавших претензии к мэру сразу по нескольким пунктам. Хотя таких смельчаков среди бизнесменов, пожалуй, оказалось бы не так уж и много. Ведь, судя по опросу, открыто поделиться с общественностью историями столкновения с представителями горадминистрации или Горсовета готовы лишь 4% «пострадавших». Остальные считают, что в подобных случаях лучше смолчать. Мол, откровенность себе дороже выйдет.
Работу вице-мэров респонденты считают неэффективной, зато Татьяна Вижевитова успешно отметает все «ненужные» инициативы Горсовета и его правового отдела.
 Самая громкая инициатива Виталия Путинцева - о запрете продажи спиртного в ночное время - получила поддержку лишь четырех депутатов.
МНОГО ШУМА И НИЧЕГО
Самую низкую оценку эффективности работы в бизнес-сфере, по мнению опрошенных, демонстрируют комитеты Горсовета. Как отметили несколько респондентов, этот орган, на треть состоящий из руководителей собственных предприятий, мог бы приносить гораздо больше пользы местному бизнес-сообществу в целом. Ведь поначалу депутаты были так воодушевлены, например, идеей создания нового комитета – по вопросам предпринимательства. Однако в результате ограничились лишь расширением функций комитета по муниципальной собственности – теперь он занимается и вопросами экономического развития. А избранный в Горсовет президент областного Союза предпринимателей Виталий Путинцев так и не стал рупором бизнес-идей в представительной власти, на что так рассчитывали местные бизнесмены.
Интересно, что депутаты-предприниматели вроде бы и пытаются противостоять нажиму мэрии в принятии принципиальных для бизнеса решений. Ведь за почти полтора года работы самыми спорными чаще всего оказывались как раз эти вопросы. Стоит вспомнить о «Правилах благоустройства...» или о программе по развитию предпринимательства. Они часами рассматривались в комитетах, для работы над ними создавались рабочие группы и депутатские коалиции, они вызывали оживление всех без исключения парламентариев... Однако заканчивалось все традиционно – вопрос принимался большинством голосов в редакции мэрии. Как правило – без существенных поправок к первоначальному содержанию.
Справка

Городская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы» предусматривает ряд мер по оказанию комплексной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
– развитие системы финансовой поддержки;
– развитие системы имущественной поддержки;
– развитие инфраструктуры поддержки;
– информационная, методическая, консультационная поддержка;
– организация выставочно-ярмарочной деятельности;
– популяризация и повышение имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства.
На ее реализацию в текущем году в городском бюджете заложено 6 миллионов 92 тысячи рублей.


Всего 8%
представителей малого и среднего бизнеса не имеют трудностей в работе с местными органами власти


36%
респондентов считают, что больше всего давление со стороны власти испытывают на себе бизнесмены, занимающиеся розничной и оптовой торговлей

Наталья КОРОБОВА
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru