Евгений Марчелли, главреж омских академиков - второй в рейтинге
культперсон. Факт для главного театрального ньюсмейкера "третьей
столицы" вряд ли обидный, но примечательный. Наши меломаны опередили наших же театралов. А это в театральном Омске почти крамола.
Евгений Марчелли
ВОЗБУЖДАЕТ, ПРОВОЦИРУЕТ И ПУГАЕТ
Перешагнувший полувековой рубеж Евгений Марчелли попал в поле зрения культ экспертов за то, что продолжил карьеру ре жиссера сериалов и стал культовой пер соной на федеральном телеканале «Культура», который снял про главрежа омских академиков телеопус под названием «Свободное пространство Евгения Марчелли». Не страдающий излишней скромностью режиссер на вопрос «БК», комфортно ли ему под объективом телекамер, ответил: «Не комфортно. Тут надо что-то говорить, стараться быть умным. Это самое противное ощущение вызывает, когда надо быть умным специально. Но мне нравится, что Омск будет звучать на ТВ именно в контексте культуры, потому что это вечная сфера». Патриотичный Марчелли сегодня заявляет, что считает Омск своим городом. «Раньше я был гостем здесь, а сегодня я ощущаю его частью своего дома. Я не знаю, где он, какой он, но Омск входит в понятие мой дом», – заявил режиссер. Ныне в репертуаре академического театра драмы шесть спектаклей, поставленных уроженцем киргизского города Фрунзе (ныне Бишкек). Последним в марте 2008-го этот список пополнила «Ночь любовных помешательств» – марчеллиевская интерпретация шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь». Эта постановка стала самой дорогой премьерой академического театра драмы за последние семь лет. И к ней в полной мере относится еще одно изречение Евгения Марчелли. «Мне вообще кажется, что искусство должно эпатировать. Оно должно возбуждать, провоцировать, я бы даже сказал, «шарахать». Мне кажется, если искусство не «шарахает», то оно скучное. Оно даже может быть классное, но скучное. Мне всегда кажется, что искусство должно возбуждать, провоцировать эмоцию. Ну, вот простой пример: если стоит полная тишина, то обязательно должен раздаться резкий выстрел, который бы вспугнул…» (Из интервью «Письма из театра» №28). Вот так и пугает нас Марчелли. В отношении омичей такой способ зарабатывать себе баллы в смысле интереса к собственной персоне пока себя оправдывает полностью.
ЛЮБОПЫТНАЯ ДЕТАЛЬ
В Омске Евгений Марчелли, по его словам, свой пятидесятый день рождения отметил весьма скромно: с собственными артистами в театральном буфете. Зато в также родном для него Советске (город в Калининградской области, где Марчелли долгое время был главрежем «Тильзит-театра» – примечание «БК») его ожидал настоящий триумф. «Лучшего режиссера российской провинции по итогам 2005 года» там чествовали как мэтра: местный министр культуры даже вручил ему грамоту и премию в 15 тысяч рублей. А все театры «калининградчины», несмотря на аномальные грозы в тот вечер, добрались до Советска, чтобы лично выразить свое восхищение неординарным талантом режиссера.
Александр Чайковский и Ефрем Подгайц
МЕРТВЫЙ КОМПОЗИТОР ЦЕНИТСЯ ВЫШЕ
Cразу два столичных композитора стали значимыми персонами в культурной жизни Омска последнего времени. Петербуржец Александр Чайковский и москвич Ефрем Подгайц участвовали в февральском фестивале новой музыки. Любопытно, что вообще-то здравствующие композиторы сейчас не очень-то и в чести. Творения современных сочинителей академической музыки исполняются довольно редко, поскольку коллективам зачастую нечем платить ныне здравствующим мастерам авторские, и они предпочитают бесплатно играть проверенные временем нетленки.
Произведения современников таким образом долго лежат под сукном, и фестивали, подобные омскому, – почти единственное место, где композиторы могут услышать свою музыку при собственной жизни. Шутник и балагур (именно таким он предстал перед омской пишущей братией) Ефрем Подгайц выглядел очень довольным, ведь на форуме прошла мировая премьера его нового произведения – Концерта для альта с оркестром. «Я отношу себя к тем композиторам, которые любят музыку и причем не только свою», – заявил сочинитель журналистам. Заметим, что внешне он не производил впечатление мастера, чья музыка весьма востребована, в отличие от своего лощеного коллеги Александра Чайковского, ректора Санкт-Петербургской консерватории.
Не так давно его подчиненные хотели было избавиться от Чайковского, обвинив маэстро в незаконном увольнении своих замов. Более того, финансовые проверки показали необоснованные траты 15 миллионов руб лей. Чайковский все обвинения отметает и продолжает творить. В Омске он показал свое весьма любопытное произведение – Концерт для оркестра «Хоккейный матч «ЦСКА-Спартак» в одном периоде и трех шайбах». Как признался автор, этому сочинению уже четверть века, а сам он с клюшкой на лед никогда не выходил. «Я был в свое время одним из сильнейших игроков Москвы в настольный хоккей. Как-то даже обыграл чемпиона Подмосковья. А недавно тряхнул стариной в коммерческом турнире в Санкт-Петербурге. Горжусь, что занял шестое место», – поделился с «БК» композитор. Г-н Чайковский признался, что музыку в России писать менее выгодно, чем, скажем, в Европе.
Егор Летов
ОМСК ПОТЕРЯЛ СВОЕГО САМОГО ИЗВЕСТНОГО РОК-МУЗЫКАНТА
19 февраля в Омске из-за проблем с сердцем на 44 году ушел из жизни Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона». Об омской рок-музыке судили и судят именно по творчеству этого музыканта. Примерно лет двадцать назад, когда появились первые российские хит-парады, еще единые и неделимые по жанрам, «Гражданская оборона» прочно удерживала одно из первых мест в стране. Но, и пережив всплеск популярности, группа не утратила поклонников.
Особенно это было видно на гражданской панихиде, которая прошла в морге клинической больницы имени Кабанова. Место, где состоялась церемония, было легко найти – такого количества прощающихся с телом тут давно не видели. На территории больницы собрались свыше полутысячи человек в возрасте от 14 до 50 лет. Подростки пили из горлышка «33-й портвейн», пели песни Егора Летова и наводили лоск в прическах, по всей видимости, желая проститься с кумиром в наилучшем виде. Публика постарше пришла с гвоздиками, перевязанными траурными лентами. Были в толпе и иногородние. В прошлом году рокер выпустил новый альбом, которым остался весьма доволен, и критики оценили его очень высоко.
ДОСЬЕ
Один из основателей российского панк-рока Егор (Игорь) Летов родился в Омске в 1964 году. Самым известным музыкальным детищем Летова стала группа «Гражданская оборона», созданная в пику официальной эстрадной культуре.
Аббревиатурой «ГрОб» в 80-е годы прошлого века были исписаны стены российских городов. Трудно себе представить тогдашнего молодого человека, который бы никогда не слышал этих песен. Несмотря на бешеную популярность, группа вела полуподпольный образ жизни. Музыканты «ГрОБа» так и не дали ни одного концерта в Омске.
Татьяна Четверикова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ ЧЕТВЕРИКОВОЙ
Самая известная среди омичей представительница омской литературы (по данным агентства «БК-рейтинг») Татьяна Четверикова попала в первую десятку культурного Топа за то, что смогла выделиться и среди тех, кто творит для взрослых, и среди коллег детских авторов.
В начале 2008 года ее наградили сразу двумя премиями – в Екатеринбурге и Ишиме. Уральцы отметили наградой взрослый сборник стихов поэтессы «После лета», а ишимцы оказались высокого мнения о ее детской книжке «Заветный сундук». Кстати, это уже третье произведение для маленьких читателей, которое вышло из-под пера умудренного опытом автора. Любопытно, что первый сборник стихов поэтессы «Мелодия» вышел в далеком 77-м, когда 28-летняя Татьяна только завершила обучение в Московском литературном институте имени Горького. Гонорар за издание составил 270 рублей. Всего же сегодня на счету омички 15 книг. А недавно дочь Татьяны Георгиевны 22-летняя Мария тоже вступила в Союз писателей России. Видимо, в семье Четвериковых талант передается по наследству.
Александр Макаров
ЗНАЛ БЫ, ГДЕ УПАДУ - СОЛОМКИ БЫ ПОСТЛАЛ!
В качестве «Провалов» эксперты назвали несколько событий. Большой резонанс вызвали итоги конкурса «Художник года», проводимого Омским отделением Союза художников России в лице Александра Макарова и региональным минкультом.
В победители тогда попали те, кто в подтверждении собственного реноме не нуждаются. Иными словами, вместо открытия новых звезд или поддержки перспективных авторов организаторы отметили тех, кто давно удостоен множества наград и большого количества регалий. Не ясна нашим экспертам была и концепция еще одного проекта, разместившегося в стенах Дома Художника – «Арт-полигон», организатором которой была Гала Грибанова. Специалисты отметили некоторую размытость общей трактовки подачи экспонатов. Хотя видно, что организаторы вложили много сил в то, чтобы представить проект омичам. Но в результате их усилий четкого представления не создается.
Константин Рехтин
КУЛЬТУРНЫЙ ПУП ТАРЫ
Для кого-то работа в далекой Таре – добровольная или не очень ссылка, а для главного режиссера Северного драматического Константина Рехтина такой подход в корне неверен. У него здесь свой театр, свои актеры, и он не променяет столицу Омского Севера на просто столицу.
А зачем? Многие ли могут похвастаться тем, что специально для его труппы построили суперсовременное здание. Сегодня Тарский драматический – центр культурной жизни севера области, и г-ну Рехтину поневоле приходится нести крест пупа этого самого центра. Крест этот нелегкий. Город-то маленький, здесь все время находишься под неустанным вниманием: много ли режиссеров просто так ходит по сельской улице? Рехтин ходит – быть в центре внимания для него привычно: должность главрежа одного из театров он занимал еще будучи студентом. Улыбается своей немного виноватой улыбкой, выслушивает замечания местной интеллигенции в адрес собственных постановок и идет дальше творить. Действительно творить! Не даром в этом году спектакль, над которым он работал несколько лет, признан лучшим на областном театральном конкурсе.
Светлана Бородина
ЭТА ЖЕНЩИНА В МЕХАХ
Заслуженная артистка России, певица Светлана Бородина – исполнительница уникальная. Она пела и успешно поет сейчас в стиле советской эстрады, в свое время была рок-вокалисткой, а ныне абсолютно спокойно обходится и без микрофона, когда в ее исполнении звучат романсы в камерных залах для небольшой аудитории.
Она любима омскими VIPами, но вопрос, а какой самый экстравагантный подарок вам дарили, оставляет без ответа. Для нее дорого любое внимание поклонников, пожалуй, кроме чересчур назойливых. Но такого ее публика себе и не позволяет. Бородина появилась в Омске в начале семидесятых, и с тех пор ее судьба неразрывно связана с нашим городом. Это она придумала себе стиль «женщина в мехах». Слава богу, у нас город сибирский, и «зеленых» не наблюдается. Бородина аристократична и проста одновременно, она может сделать вид, что никого к себе не приближает, а может одарить такой улыбкой, что каждый мужчина в зале будет думать, что она улыбается персонально ему. Мало кто знает, что сегодня лучшая музыка для Бородиной – это тишина. «Когда-то я слушала много громкой музыки, а сейчас не хочу», – говорит она. И семья позволяет ей наслаждаться тишиной, благо, как признается сама Бородина, график работы у всех ее домочадцев разный. Поэтому Светлана Петровна может позволить себе посидеть в одиночестве над книжкой по психологии. Да-да, артистка Бородина читает книги по психологии и, смеем вас уверить, разбирается в этом вопросе. Все-таки столько лет тет-а-тет с публикой – поневоле станешь психологом.
Василий РОМАНОВ, Анна ОДНОШЕВИНА
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru