Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Зимние развлечения
№ 2(229) от 23.01.2008

Дела не особо идут в горку

Теоретически самый прибыльный сезон для индустрии зимних развлечений - новогодние каникулы - омским бизнесом был фактически провален. Парк "Пиратский остров", анонсировавший свое новое направление еще летом, к новогодним каникулам не открылся, горнолыжный спуск в Советском парке, строящийся уже не один год, так и не заработал, на работающих катках и простеньких горках традиционно наблюдалось столпотворение... Однако новые проекты - "Миллениум" и "Спортландия" - доказывают, что этот бизнес скорее жив, чем мертв, и со временем предприниматели займут перспективную нишу.

 Чумовая идея

 Мороз не велик, а кататься не велит

Индустрия зимнего отдыха в Омске до сих пор развита крайне слабо. Основная причина в том, что местные бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в зимние аттракционы, отчасти потому что не считают этот бизнес доходным, перспективным и заслуживающим внимания.
По признанию бизнесменов, которые пытаются достичь чего-то на поприще зимних развлечений, рентабельность этой индустрии крайне мала. Между тем мелкий бизнес вряд ли может позволить себе проект с окупаемостью более одного года. Крупные бизнесмены, такие как владелец парка "Спортландия" Николай Вторушин и владелец парков развлечений "Миллениум" и "Пиратский остров" Вячеслав Авдошин, также признают, что сверхприбылей от этого бизнеса ожидать не приходится, организация зимнего досуга - "для души".
Для сравнения, в других городах и регионах предприниматели все активнее осваива­ют нишу зимних забав, объяс­няя свой интерес растущим спросом и платежеспособностью населения. По некоторым оценкам, спрос на зимние развлечения ежегодно растет на 10-15%. Поэтому бизнесмены, зарабатывающие деньги на зимних аттракционах, ежегодно расширяют предложения. Например, совсем недавно к привычным катаниям на санях, лыжах и коньках добавились сноуборды, зорбинг, тюбинги и прочее. Все большей популярностью пользуются лыжные трассы и спуски, экстремальные виды зимнего спорта. По оценкам операторов из других городов, это весьма интересный и при удачном стечении обстоятельств прибыльный бизнес: за сезон рентабельность может достигнуть 40-50%, а инвестиции окупятся уже через два-четыре сезона. Многое зависит от месторасположения, рекламной активности и гибкой ценовой политики. Пред­приниматели утвержда­ют: зимние забавы не тот вид развлечений, где стоит завышать расценки, лучше брать массовостью. Более того, в период раскрутки имеет смысл несколько "снизить аппетиты" и сделать входной билет более демократичным, чтобы "прикормить клиентов".
Зарыть деньги в снег на пять лет
Сегодня в Омске насчитывается чуть более десяти действующих досуговых мест с зимними аттракционами, большинство из которых предлагает довольно скромный перечень зимних забав. Среди них - муниципальные парки: им. 30 лет ВЛКСМ, парк Советского района, "Зеленый остров"; спортивные комплексы "Авангард", "Юность", СКК им. Блинова, "Тополиный"; из недавно открывшихся спортивно-досуговых мест "Спортландия", "Миллениум" (Крутая Горка), "Арена-Омск". Признаться, в основном перечень зимних забав, предлагаемых омичам, довольно однообразен, как правило, он ограничивается прокатом коньков и лыж. Отметим, что цены на прокат инвентаря заметно разнятся. Например, цена выхода на лед колеблется от 40 до 150 рублей/час, прокат коньков  - от 20 до 100 рублей/час. Прокат лыж - от 30 до 400 рублей/час в зависимости от престижности места и качества инвентаря. Судя по предложениям, прокат снегоходов, квадрациклов и даже катание с хорошей высокой горки для Омска почти экзотика: полный набор предлагают только "Спортландия" и "Миллениум". К слову, в городе с горки можно прокатиться в парке Советского округа или на Центральном пляже ("Омтор") по весьма демократичным ценам. Между тем, по оценкам участников рынка, даже такой скромный перечень зимних развлечений для местных бизнесменов уже достижение. Еще несколько лет назад список зимних аттракционов был в разы скромнее. Почему? Дело в том, что организация зимних видов отдыха, по мнению предпринимателей, довольно рискованный бизнес: затраты высокие (например, строительство горки в парке САО обошлось владельцу Евгению Мартынову почти в 500 тысяч рублей, обустройство открытого катка выливается в несколько миллионов рублей, закрытого катка в разы дороже, в обустройство полноценного парка придется вложить несколько десятков миллионов рублей), при этом вложения могут окупиться очень нескоро. "Бизнес на зимних и летних развлечениях очень финансово емкий и долгоокупаемый, - рассказывает Борис Сватков, генеральный директор компании "Омтор" (Центральный пляж). - Отработка денег может занять не менее пяти-семи лет. Сегодня далеко не все омские бизнесмены готовы столько ждать".
Чтобы "отбить" вложенные миллионы, и крупным, и мелким бизнесменам приходится озадачиться тем, чтобы их парки и аттракционы работали круглогодично. Так, летом "Пиратский остров" превратится в пляж, в "Спортландии" думают о создании теннисного корта, площадки для любителей роликов и скейтбордов, закупке аттракционов, а горка Евгения Мартынова в Советском парке превратится в место для экстремальных видов спорта.
Ой, мороз, мороз...
Не стоит умалчивать и о других особенностях индустрии. Во-первых, может элементарно не повезти с погодой: слишком морозная, малоснежная или аномально теплая зима способна разрушить все планы. По словам Виктора Константинова, владельца картинга в парке им. 30 лет ВЛКСМ и багги в Советском парке, серьезные трудности создают морозы. Немногие омичи решаются на прогулку в минус 20-30 градусов, вот и в этом году теоретические прибыли не были получены по вине стихии. Капризы природы вмешались и в планы Вячеслава Авдошина - так, парк развлечений "Пиратский остров" открылся только в середине января. Причина - отсутствие снега. А вот управляющий snow-park "Спортландия" Валерий Назаров решил эту проблему при помощи специальной пушки по производству искусственного снега - вещь по цене хоть и дорогая, но эффективная.
На бюрократические заслоны бизнесмены почти не жалуются. По их словам, на офор­мление документов уходит чуть больше двух недель. Если соблюдено главное требование - безопасность - власти препятствий не чинят, а уж руководство муниципальных парков и вовсе идет навстречу. "Предложения от предпринимателей начинают поступать в основном в апреле, - говорит директор Советского парка Елена Демченко.  - Лето все же более прибыльное время года для парков. Желающих работать в парках зимой очень мало". Небольшой интерес со стороны предпринимателей отмечает и директор парка им. 30 лет ВЛКСМ Валерий Ватагин.
Однако, по словам предпринимателей, в муниципальных парках развитие бизнеса тормозит отсутствие инфраструктуры. "Это только на первый взгляд кажется, что бизнес на зимних аттракционах незамысловатый и нетрудоемкий, - в один голос заявляют участники рынка. - А вы попробуйте зимой в парки привлечь нужное число посетителей. Ведь зачастую в холодный период практически не развита инфраструктура для полноценного отдыха: ни кафе, ни туалетов, ни теплых раздевалок. Большинство омских парков рассчитано только на летний отдых, однако, если развитию дополнительного сервиса уделять внимание, число посетителей парка станет гораздо больше". Тем более, что это выгодно и самим управляющим - ведь чем больше проходимость, тем больше прибыль собственно парка. К примеру, ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ затратил на организацию елки и иллюминации более 100 тысяч рублей. По словам г-на Ватагина, в период каникул затраты за счет работы аттракционов и арендной платы с предпринимателей окупились, однако о большой прибыли речь не идет.
Вероятно, поэтому в частных парках большая часть инвестиций уходит на организацию условий для более длительного пребывания здесь посетителей. Например, в той же "Спортландии" помимо бара и бань планируют построить гостиницу на 100 мест. Развитую инфраструктуру можно наблюдать и в "Миллениуме". Недаром, если верить управляющим этих парков, проходимость в зимние каникулы достигала здесь 3000 человек в день, и это несмотря на их удаленность.
Здорово и просто здорово!
Участники рынка в один голос заявляют: в Омске явно недостаточно мест для зимнего отдыха. Желающих в выходные дни отдохнуть на свежем воздухе в Омске хоть отбавляй. Попробуйте попасть в час пик на каток! В субботу или воскресенье там яблоку негде упасть. Эксперты утверждают, интерес к зимним видам спорта мог быть еще выше, и прибыль этот бизнес приносил еще больше при грамотном подходе к нему. Мало кто сомневается, что это направление перспективно, интересно, и помимо экономического аспекта несет социальную функцию. "Думаю, со временем омские предприниматели активнее заинтересуются зимними парками, - считает г-н Сватков, - и я не удивлюсь, если им в этом содействие окажут власти. Ведь это не просто зарабатывание денег, это популяризация здорового образа жизни".

 Чумовая идея

 Мороз не велик, а кататься не велит

Индустрия зимнего отдыха в Омске до сих пор развита крайне слабо. Основная причина в том, что местные бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в зимние аттракционы, отчасти потому что не считают этот бизнес доходным, перспективным и заслуживающим внимания.
По признанию бизнесменов, которые пытаются достичь чего-то на поприще зимних развлечений, рентабельность этой индустрии крайне мала. Между тем мелкий бизнес вряд ли может позволить себе проект с окупаемостью более одного года. Крупные бизнесмены, такие как владелец парка "Спортландия" Николай Вторушин и владелец парков развлечений "Миллениум" и "Пиратский остров" Вячеслав Авдошин, также признают, что сверхприбылей от этого бизнеса ожидать не приходится, организация зимнего досуга - "для души".
Для сравнения, в других городах и регионах предприниматели все активнее осваива­ют нишу зимних забав, объяс­няя свой интерес растущим спросом и платежеспособностью населения. По некоторым оценкам, спрос на зимние развлечения ежегодно растет на 10-15%. Поэтому бизнесмены, зарабатывающие деньги на зимних аттракционах, ежегодно расширяют предложения. Например, совсем недавно к привычным катаниям на санях, лыжах и коньках добавились сноуборды, зорбинг, тюбинги и прочее. Все большей популярностью пользуются лыжные трассы и спуски, экстремальные виды зимнего спорта. По оценкам операторов из других городов, это весьма интересный и при удачном стечении обстоятельств прибыльный бизнес: за сезон рентабельность может достигнуть 40-50%, а инвестиции окупятся уже через два-четыре сезона. Многое зависит от месторасположения, рекламной активности и гибкой ценовой политики. Пред­приниматели утвержда­ют: зимние забавы не тот вид развлечений, где стоит завышать расценки, лучше брать массовостью. Более того, в период раскрутки имеет смысл несколько "снизить аппетиты" и сделать входной билет более демократичным, чтобы "прикормить клиентов".
Зарыть деньги в снег на пять лет
Сегодня в Омске насчитывается чуть более десяти действующих досуговых мест с зимними аттракционами, большинство из которых предлагает довольно скромный перечень зимних забав. Среди них - муниципальные парки: им. 30 лет ВЛКСМ, парк Советского района, "Зеленый остров"; спортивные комплексы "Авангард", "Юность", СКК им. Блинова, "Тополиный"; из недавно открывшихся спортивно-досуговых мест "Спортландия", "Миллениум" (Крутая Горка), "Арена-Омск". Признаться, в основном перечень зимних забав, предлагаемых омичам, довольно однообразен, как правило, он ограничивается прокатом коньков и лыж. Отметим, что цены на прокат инвентаря заметно разнятся. Например, цена выхода на лед колеблется от 40 до 150 рублей/час, прокат коньков  - от 20 до 100 рублей/час. Прокат лыж - от 30 до 400 рублей/час в зависимости от престижности места и качества инвентаря. Судя по предложениям, прокат снегоходов, квадрациклов и даже катание с хорошей высокой горки для Омска почти экзотика: полный набор предлагают только "Спортландия" и "Миллениум". К слову, в городе с горки можно прокатиться в парке Советского округа или на Центральном пляже ("Омтор") по весьма демократичным ценам. Между тем, по оценкам участников рынка, даже такой скромный перечень зимних развлечений для местных бизнесменов уже достижение. Еще несколько лет назад список зимних аттракционов был в разы скромнее. Почему? Дело в том, что организация зимних видов отдыха, по мнению предпринимателей, довольно рискованный бизнес: затраты высокие (например, строительство горки в парке САО обошлось владельцу Евгению Мартынову почти в 500 тысяч рублей, обустройство открытого катка выливается в несколько миллионов рублей, закрытого катка в разы дороже, в обустройство полноценного парка придется вложить несколько десятков миллионов рублей), при этом вложения могут окупиться очень нескоро. "Бизнес на зимних и летних развлечениях очень финансово емкий и долгоокупаемый, - рассказывает Борис Сватков, генеральный директор компании "Омтор" (Центральный пляж). - Отработка денег может занять не менее пяти-семи лет. Сегодня далеко не все омские бизнесмены готовы столько ждать".
Чтобы "отбить" вложенные миллионы, и крупным, и мелким бизнесменам приходится озадачиться тем, чтобы их парки и аттракционы работали круглогодично. Так, летом "Пиратский остров" превратится в пляж, в "Спортландии" думают о создании теннисного корта, площадки для любителей роликов и скейтбордов, закупке аттракционов, а горка Евгения Мартынова в Советском парке превратится в место для экстремальных видов спорта.
Ой, мороз, мороз...
Не стоит умалчивать и о других особенностях индустрии. Во-первых, может элементарно не повезти с погодой: слишком морозная, малоснежная или аномально теплая зима способна разрушить все планы. По словам Виктора Константинова, владельца картинга в парке им. 30 лет ВЛКСМ и багги в Советском парке, серьезные трудности создают морозы. Немногие омичи решаются на прогулку в минус 20-30 градусов, вот и в этом году теоретические прибыли не были получены по вине стихии. Капризы природы вмешались и в планы Вячеслава Авдошина - так, парк развлечений "Пиратский остров" открылся только в середине января. Причина - отсутствие снега. А вот управляющий snow-park "Спортландия" Валерий Назаров решил эту проблему при помощи специальной пушки по производству искусственного снега - вещь по цене хоть и дорогая, но эффективная.
На бюрократические заслоны бизнесмены почти не жалуются. По их словам, на офор­мление документов уходит чуть больше двух недель. Если соблюдено главное требование - безопасность - власти препятствий не чинят, а уж руководство муниципальных парков и вовсе идет навстречу. "Предложения от предпринимателей начинают поступать в основном в апреле, - говорит директор Советского парка Елена Демченко.  - Лето все же более прибыльное время года для парков. Желающих работать в парках зимой очень мало". Небольшой интерес со стороны предпринимателей отмечает и директор парка им. 30 лет ВЛКСМ Валерий Ватагин.
Однако, по словам предпринимателей, в муниципальных парках развитие бизнеса тормозит отсутствие инфраструктуры. "Это только на первый взгляд кажется, что бизнес на зимних аттракционах незамысловатый и нетрудоемкий, - в один голос заявляют участники рынка. - А вы попробуйте зимой в парки привлечь нужное число посетителей. Ведь зачастую в холодный период практически не развита инфраструктура для полноценного отдыха: ни кафе, ни туалетов, ни теплых раздевалок. Большинство омских парков рассчитано только на летний отдых, однако, если развитию дополнительного сервиса уделять внимание, число посетителей парка станет гораздо больше". Тем более, что это выгодно и самим управляющим - ведь чем больше проходимость, тем больше прибыль собственно парка. К примеру, ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ затратил на организацию елки и иллюминации более 100 тысяч рублей. По словам г-на Ватагина, в период каникул затраты за счет работы аттракционов и арендной платы с предпринимателей окупились, однако о большой прибыли речь не идет.
Вероятно, поэтому в частных парках большая часть инвестиций уходит на организацию условий для более длительного пребывания здесь посетителей. Например, в той же "Спортландии" помимо бара и бань планируют построить гостиницу на 100 мест. Развитую инфраструктуру можно наблюдать и в "Миллениуме". Недаром, если верить управляющим этих парков, проходимость в зимние каникулы достигала здесь 3000 человек в день, и это несмотря на их удаленность.
Здорово и просто здорово!
Участники рынка в один голос заявляют: в Омске явно недостаточно мест для зимнего отдыха. Желающих в выходные дни отдохнуть на свежем воздухе в Омске хоть отбавляй. Попробуйте попасть в час пик на каток! В субботу или воскресенье там яблоку негде упасть. Эксперты утверждают, интерес к зимним видам спорта мог быть еще выше, и прибыль этот бизнес приносил еще больше при грамотном подходе к нему. Мало кто сомневается, что это направление перспективно, интересно, и помимо экономического аспекта несет социальную функцию. "Думаю, со временем омские предприниматели активнее заинтересуются зимними парками, - считает г-н Сватков, - и я не удивлюсь, если им в этом содействие окажут власти. Ведь это не просто зарабатывание денег, это популяризация здорового образа жизни".

 Чумовая идея

 Мороз не велик, а кататься не велит

Индустрия зимнего отдыха в Омске до сих пор развита крайне слабо. Основная причина в том, что местные бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в зимние аттракционы, отчасти потому что не считают этот бизнес доходным, перспективным и заслуживающим внимания.
По признанию бизнесменов, которые пытаются достичь чего-то на поприще зимних развлечений, рентабельность этой индустрии крайне мала. Между тем мелкий бизнес вряд ли может позволить себе проект с окупаемостью более одного года. Крупные бизнесмены, такие как владелец парка "Спортландия" Николай Вторушин и владелец парков развлечений "Миллениум" и "Пиратский остров" Вячеслав Авдошин, также признают, что сверхприбылей от этого бизнеса ожидать не приходится, организация зимнего досуга - "для души".
Для сравнения, в других городах и регионах предприниматели все активнее осваива­ют нишу зимних забав, объяс­няя свой интерес растущим спросом и платежеспособностью населения. По некоторым оценкам, спрос на зимние развлечения ежегодно растет на 10-15%. Поэтому бизнесмены, зарабатывающие деньги на зимних аттракционах, ежегодно расширяют предложения. Например, совсем недавно к привычным катаниям на санях, лыжах и коньках добавились сноуборды, зорбинг, тюбинги и прочее. Все большей популярностью пользуются лыжные трассы и спуски, экстремальные виды зимнего спорта. По оценкам операторов из других городов, это весьма интересный и при удачном стечении обстоятельств прибыльный бизнес: за сезон рентабельность может достигнуть 40-50%, а инвестиции окупятся уже через два-четыре сезона. Многое зависит от месторасположения, рекламной активности и гибкой ценовой политики. Пред­приниматели утвержда­ют: зимние забавы не тот вид развлечений, где стоит завышать расценки, лучше брать массовостью. Более того, в период раскрутки имеет смысл несколько "снизить аппетиты" и сделать входной билет более демократичным, чтобы "прикормить клиентов".
Зарыть деньги в снег на пять лет
Сегодня в Омске насчитывается чуть более десяти действующих досуговых мест с зимними аттракционами, большинство из которых предлагает довольно скромный перечень зимних забав. Среди них - муниципальные парки: им. 30 лет ВЛКСМ, парк Советского района, "Зеленый остров"; спортивные комплексы "Авангард", "Юность", СКК им. Блинова, "Тополиный"; из недавно открывшихся спортивно-досуговых мест "Спортландия", "Миллениум" (Крутая Горка), "Арена-Омск". Признаться, в основном перечень зимних забав, предлагаемых омичам, довольно однообразен, как правило, он ограничивается прокатом коньков и лыж. Отметим, что цены на прокат инвентаря заметно разнятся. Например, цена выхода на лед колеблется от 40 до 150 рублей/час, прокат коньков  - от 20 до 100 рублей/час. Прокат лыж - от 30 до 400 рублей/час в зависимости от престижности места и качества инвентаря. Судя по предложениям, прокат снегоходов, квадрациклов и даже катание с хорошей высокой горки для Омска почти экзотика: полный набор предлагают только "Спортландия" и "Миллениум". К слову, в городе с горки можно прокатиться в парке Советского округа или на Центральном пляже ("Омтор") по весьма демократичным ценам. Между тем, по оценкам участников рынка, даже такой скромный перечень зимних развлечений для местных бизнесменов уже достижение. Еще несколько лет назад список зимних аттракционов был в разы скромнее. Почему? Дело в том, что организация зимних видов отдыха, по мнению предпринимателей, довольно рискованный бизнес: затраты высокие (например, строительство горки в парке САО обошлось владельцу Евгению Мартынову почти в 500 тысяч рублей, обустройство открытого катка выливается в несколько миллионов рублей, закрытого катка в разы дороже, в обустройство полноценного парка придется вложить несколько десятков миллионов рублей), при этом вложения могут окупиться очень нескоро. "Бизнес на зимних и летних развлечениях очень финансово емкий и долгоокупаемый, - рассказывает Борис Сватков, генеральный директор компании "Омтор" (Центральный пляж). - Отработка денег может занять не менее пяти-семи лет. Сегодня далеко не все омские бизнесмены готовы столько ждать".
Чтобы "отбить" вложенные миллионы, и крупным, и мелким бизнесменам приходится озадачиться тем, чтобы их парки и аттракционы работали круглогодично. Так, летом "Пиратский остров" превратится в пляж, в "Спортландии" думают о создании теннисного корта, площадки для любителей роликов и скейтбордов, закупке аттракционов, а горка Евгения Мартынова в Советском парке превратится в место для экстремальных видов спорта.
Ой, мороз, мороз...
Не стоит умалчивать и о других особенностях индустрии. Во-первых, может элементарно не повезти с погодой: слишком морозная, малоснежная или аномально теплая зима способна разрушить все планы. По словам Виктора Константинова, владельца картинга в парке им. 30 лет ВЛКСМ и багги в Советском парке, серьезные трудности создают морозы. Немногие омичи решаются на прогулку в минус 20-30 градусов, вот и в этом году теоретические прибыли не были получены по вине стихии. Капризы природы вмешались и в планы Вячеслава Авдошина - так, парк развлечений "Пиратский остров" открылся только в середине января. Причина - отсутствие снега. А вот управляющий snow-park "Спортландия" Валерий Назаров решил эту проблему при помощи специальной пушки по производству искусственного снега - вещь по цене хоть и дорогая, но эффективная.
На бюрократические заслоны бизнесмены почти не жалуются. По их словам, на офор­мление документов уходит чуть больше двух недель. Если соблюдено главное требование - безопасность - власти препятствий не чинят, а уж руководство муниципальных парков и вовсе идет навстречу. "Предложения от предпринимателей начинают поступать в основном в апреле, - говорит директор Советского парка Елена Демченко.  - Лето все же более прибыльное время года для парков. Желающих работать в парках зимой очень мало". Небольшой интерес со стороны предпринимателей отмечает и директор парка им. 30 лет ВЛКСМ Валерий Ватагин.
Однако, по словам предпринимателей, в муниципальных парках развитие бизнеса тормозит отсутствие инфраструктуры. "Это только на первый взгляд кажется, что бизнес на зимних аттракционах незамысловатый и нетрудоемкий, - в один голос заявляют участники рынка. - А вы попробуйте зимой в парки привлечь нужное число посетителей. Ведь зачастую в холодный период практически не развита инфраструктура для полноценного отдыха: ни кафе, ни туалетов, ни теплых раздевалок. Большинство омских парков рассчитано только на летний отдых, однако, если развитию дополнительного сервиса уделять внимание, число посетителей парка станет гораздо больше". Тем более, что это выгодно и самим управляющим - ведь чем больше проходимость, тем больше прибыль собственно парка. К примеру, ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ затратил на организацию елки и иллюминации более 100 тысяч рублей. По словам г-на Ватагина, в период каникул затраты за счет работы аттракционов и арендной платы с предпринимателей окупились, однако о большой прибыли речь не идет.
Вероятно, поэтому в частных парках большая часть инвестиций уходит на организацию условий для более длительного пребывания здесь посетителей. Например, в той же "Спортландии" помимо бара и бань планируют построить гостиницу на 100 мест. Развитую инфраструктуру можно наблюдать и в "Миллениуме". Недаром, если верить управляющим этих парков, проходимость в зимние каникулы достигала здесь 3000 человек в день, и это несмотря на их удаленность.
Здорово и просто здорово!
Участники рынка в один голос заявляют: в Омске явно недостаточно мест для зимнего отдыха. Желающих в выходные дни отдохнуть на свежем воздухе в Омске хоть отбавляй. Попробуйте попасть в час пик на каток! В субботу или воскресенье там яблоку негде упасть. Эксперты утверждают, интерес к зимним видам спорта мог быть еще выше, и прибыль этот бизнес приносил еще больше при грамотном подходе к нему. Мало кто сомневается, что это направление перспективно, интересно, и помимо экономического аспекта несет социальную функцию. "Думаю, со временем омские предприниматели активнее заинтересуются зимними парками, - считает г-н Сватков, - и я не удивлюсь, если им в этом содействие окажут власти. Ведь это не просто зарабатывание денег, это популяризация здорового образа жизни".

 Чумовая идея

 Мороз не велик, а кататься не велит

Индустрия зимнего отдыха в Омске до сих пор развита крайне слабо. Основная причина в том, что местные бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в зимние аттракционы, отчасти потому что не считают этот бизнес доходным, перспективным и заслуживающим внимания.
По признанию бизнесменов, которые пытаются достичь чего-то на поприще зимних развлечений, рентабельность этой индустрии крайне мала. Между тем мелкий бизнес вряд ли может позволить себе проект с окупаемостью более одного года. Крупные бизнесмены, такие как владелец парка "Спортландия" Николай Вторушин и владелец парков развлечений "Миллениум" и "Пиратский остров" Вячеслав Авдошин, также признают, что сверхприбылей от этого бизнеса ожидать не приходится, организация зимнего досуга - "для души".
Для сравнения, в других городах и регионах предприниматели все активнее осваива­ют нишу зимних забав, объяс­няя свой интерес растущим спросом и платежеспособностью населения. По некоторым оценкам, спрос на зимние развлечения ежегодно растет на 10-15%. Поэтому бизнесмены, зарабатывающие деньги на зимних аттракционах, ежегодно расширяют предложения. Например, совсем недавно к привычным катаниям на санях, лыжах и коньках добавились сноуборды, зорбинг, тюбинги и прочее. Все большей популярностью пользуются лыжные трассы и спуски, экстремальные виды зимнего спорта. По оценкам операторов из других городов, это весьма интересный и при удачном стечении обстоятельств прибыльный бизнес: за сезон рентабельность может достигнуть 40-50%, а инвестиции окупятся уже через два-четыре сезона. Многое зависит от месторасположения, рекламной активности и гибкой ценовой политики. Пред­приниматели утвержда­ют: зимние забавы не тот вид развлечений, где стоит завышать расценки, лучше брать массовостью. Более того, в период раскрутки имеет смысл несколько "снизить аппетиты" и сделать входной билет более демократичным, чтобы "прикормить клиентов".
Зарыть деньги в снег на пять лет
Сегодня в Омске насчитывается чуть более десяти действующих досуговых мест с зимними аттракционами, большинство из которых предлагает довольно скромный перечень зимних забав. Среди них - муниципальные парки: им. 30 лет ВЛКСМ, парк Советского района, "Зеленый остров"; спортивные комплексы "Авангард", "Юность", СКК им. Блинова, "Тополиный"; из недавно открывшихся спортивно-досуговых мест "Спортландия", "Миллениум" (Крутая Горка), "Арена-Омск". Признаться, в основном перечень зимних забав, предлагаемых омичам, довольно однообразен, как правило, он ограничивается прокатом коньков и лыж. Отметим, что цены на прокат инвентаря заметно разнятся. Например, цена выхода на лед колеблется от 40 до 150 рублей/час, прокат коньков  - от 20 до 100 рублей/час. Прокат лыж - от 30 до 400 рублей/час в зависимости от престижности места и качества инвентаря. Судя по предложениям, прокат снегоходов, квадрациклов и даже катание с хорошей высокой горки для Омска почти экзотика: полный набор предлагают только "Спортландия" и "Миллениум". К слову, в городе с горки можно прокатиться в парке Советского округа или на Центральном пляже ("Омтор") по весьма демократичным ценам. Между тем, по оценкам участников рынка, даже такой скромный перечень зимних развлечений для местных бизнесменов уже достижение. Еще несколько лет назад список зимних аттракционов был в разы скромнее. Почему? Дело в том, что организация зимних видов отдыха, по мнению предпринимателей, довольно рискованный бизнес: затраты высокие (например, строительство горки в парке САО обошлось владельцу Евгению Мартынову почти в 500 тысяч рублей, обустройство открытого катка выливается в несколько миллионов рублей, закрытого катка в разы дороже, в обустройство полноценного парка придется вложить несколько десятков миллионов рублей), при этом вложения могут окупиться очень нескоро. "Бизнес на зимних и летних развлечениях очень финансово емкий и долгоокупаемый, - рассказывает Борис Сватков, генеральный директор компании "Омтор" (Центральный пляж). - Отработка денег может занять не менее пяти-семи лет. Сегодня далеко не все омские бизнесмены готовы столько ждать".
Чтобы "отбить" вложенные миллионы, и крупным, и мелким бизнесменам приходится озадачиться тем, чтобы их парки и аттракционы работали круглогодично. Так, летом "Пиратский остров" превратится в пляж, в "Спортландии" думают о создании теннисного корта, площадки для любителей роликов и скейтбордов, закупке аттракционов, а горка Евгения Мартынова в Советском парке превратится в место для экстремальных видов спорта.
Ой, мороз, мороз...
Не стоит умалчивать и о других особенностях индустрии. Во-первых, может элементарно не повезти с погодой: слишком морозная, малоснежная или аномально теплая зима способна разрушить все планы. По словам Виктора Константинова, владельца картинга в парке им. 30 лет ВЛКСМ и багги в Советском парке, серьезные трудности создают морозы. Немногие омичи решаются на прогулку в минус 20-30 градусов, вот и в этом году теоретические прибыли не были получены по вине стихии. Капризы природы вмешались и в планы Вячеслава Авдошина - так, парк развлечений "Пиратский остров" открылся только в середине января. Причина - отсутствие снега. А вот управляющий snow-park "Спортландия" Валерий Назаров решил эту проблему при помощи специальной пушки по производству искусственного снега - вещь по цене хоть и дорогая, но эффективная.
На бюрократические заслоны бизнесмены почти не жалуются. По их словам, на офор­мление документов уходит чуть больше двух недель. Если соблюдено главное требование - безопасность - власти препятствий не чинят, а уж руководство муниципальных парков и вовсе идет навстречу. "Предложения от предпринимателей начинают поступать в основном в апреле, - говорит директор Советского парка Елена Демченко.  - Лето все же более прибыльное время года для парков. Желающих работать в парках зимой очень мало". Небольшой интерес со стороны предпринимателей отмечает и директор парка им. 30 лет ВЛКСМ Валерий Ватагин.
Однако, по словам предпринимателей, в муниципальных парках развитие бизнеса тормозит отсутствие инфраструктуры. "Это только на первый взгляд кажется, что бизнес на зимних аттракционах незамысловатый и нетрудоемкий, - в один голос заявляют участники рынка. - А вы попробуйте зимой в парки привлечь нужное число посетителей. Ведь зачастую в холодный период практически не развита инфраструктура для полноценного отдыха: ни кафе, ни туалетов, ни теплых раздевалок. Большинство омских парков рассчитано только на летний отдых, однако, если развитию дополнительного сервиса уделять внимание, число посетителей парка станет гораздо больше". Тем более, что это выгодно и самим управляющим - ведь чем больше проходимость, тем больше прибыль собственно парка. К примеру, ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ затратил на организацию елки и иллюминации более 100 тысяч рублей. По словам г-на Ватагина, в период каникул затраты за счет работы аттракционов и арендной платы с предпринимателей окупились, однако о большой прибыли речь не идет.
Вероятно, поэтому в частных парках большая часть инвестиций уходит на организацию условий для более длительного пребывания здесь посетителей. Например, в той же "Спортландии" помимо бара и бань планируют построить гостиницу на 100 мест. Развитую инфраструктуру можно наблюдать и в "Миллениуме". Недаром, если верить управляющим этих парков, проходимость в зимние каникулы достигала здесь 3000 человек в день, и это несмотря на их удаленность.
Здорово и просто здорово!
Участники рынка в один голос заявляют: в Омске явно недостаточно мест для зимнего отдыха. Желающих в выходные дни отдохнуть на свежем воздухе в Омске хоть отбавляй. Попробуйте попасть в час пик на каток! В субботу или воскресенье там яблоку негде упасть. Эксперты утверждают, интерес к зимним видам спорта мог быть еще выше, и прибыль этот бизнес приносил еще больше при грамотном подходе к нему. Мало кто сомневается, что это направление перспективно, интересно, и помимо экономического аспекта несет социальную функцию. "Думаю, со временем омские предприниматели активнее заинтересуются зимними парками, - считает г-н Сватков, - и я не удивлюсь, если им в этом содействие окажут власти. Ведь это не просто зарабатывание денег, это популяризация здорового образа жизни".
Справка


Марина Жучкова
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru