За последние два года мэрия Новосибирска кнутом и пряником, но заставила частных перевозчиков включиться в решение транспортных проблем. Для города положительные результаты налицо, но сколько в результате реформ ушло (и уйдет) на дно мелких транспортных компаний - сказать не может никто.
Частный автобус перевозит в день в среднем 200 льготников
Точное количество мелких перевозчиков назвать не может никто, однако известно, что их осталось очень мало. Именно поэтому повышение "вмененки" для Новосибирска прошло практически безболезненно. Чего не скажешь о других изменениях в системе городского транспорта. Однако они, в отличие от омских, уже сейчас приносят положительные результаты. Транспортные эксперименты власть Новосибирска начала проводить в 2006-м. Чтобы разгрузить магистрали и сделать движение на дорогах более упорядоченным, департамент транспорта и дорожно- благоустроительного комплекса принял своеобразные меры. "Был проведен тендер, где разыгрывались выгодные маршруты. Победители обязывались заменить свои ПАЗы на автобусы большей вместимости - НефАЗы и ЛиАзы", - рассказала "БК" Светлана Буцких, директор ПАТП-6. У победителей конкурса в руках оказалась палка о двух концах. С одной стороны, компании смогли воспользоваться финансовыми инструментами. "Мы привлекли 2 миллиона долларов, чтобы выполнить требование мэрии и купить автобусы. Произошло укрупнение компании", - отмечает Николай Самойлов, директор ГК "ПАТП". С другой - предприятия, купившие русские автобусы, оказались в непростой ситуации. "Бизнесмены взяли технику в кредит и лизинг на пять-семь лет. Но она себя не оправдала - сейчас во многих транспортных парках половина автобусов простаивает, им нужен постоянный ремонт, - рассказала г-жа Буцких. - Мы купили китайские автобусы, за три года вернем средства банку и оставшиеся три года уже будем получать прибыль". Мэрия, стремительно проводя свою инновационную политику, судя по всему, результатами довольна. На недавнем президиуме, посвященном итогам 2007 года, Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска, с удовлетворением отмечал, что "в прошлом году бизнес приобрел более 450 автобусов". "Общие затраты на обновление подвижного состава составили 1 млрд. 250 млн. рублей, в том числе за счет бюджета - 250 млн. руб.", - отметил на президиуме заместитель мэра Виктор Воронов. Однако бизнесу не до восторгов: если автобусы ПАЗ обходились частному перевозчику примерно в 600 тыс. рублей и окупались за два года, то автобус большой вместимости стоит примерно 2 млн. рублей (более дешевые китайские модели - от 1 млн. 800 тыс. рублей) и окупаются не менее 5-7 лет. Второй "удар" ждал компании через полгода, в июне 2006-го. Мэрия стала вводить единую систему безналичного расчета как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте. Бизнес к замене "живых денег" терминалами и транспортными картами отнесся с опаской, но после разъяснений и силового давления мэрии "подключился". И даже, как рассказал один из экспертов, вздохнул относительно свободно и... "получил возможность решать политические вопросы". Но на этом реформирование транспортной отрасли в Новосибирске не закончилось. Весной прошлого года власти стали вводить социальные карты - электронные проездные для льготников, действующие в том числе и на коммерческих маршрутах. Первые месяцы монетизация льгот по-новосибирски дорого обошлась предпринимателям. "Механизм, как перевозить эту категорию людей в частном транспорте, мы искали вместе с мэрией, - рассказал "БК" г-н Самойлов. - В результате договорились: за каждую поездку льготника мы получаем компенсацию из бюджета. Было страшно: до осени компенсация составляла 4-5 рублей (проезд в коммерческих автобусах стоил тогда уже 12 рублей - прим. "БК"), лето отработали в убыток. Водители, не выдержав, стали массово увольняться. Мы терпели - власти обещали решить проблему, кроме того, мы понимали, что без перевозки льготников не выжить. Осенью ситуация стала стабильнее - власти подняли компенсацию до муниципального тарифа - 8 рублей". По словам Светланы Буцких, к 700-800 пассажирам в день, которых перевозит автобус городского типа, прибавилось около 200 пассажиров - льготников, которые стали приносить предпринимателю дополнительные деньги. "Сейчас социальные карты получили уже 217 тысяч человек. Они действуют во всем муниципальном транспорте, их принимает 417 частных автобусов, еще 117 должны подключиться к системе в течение этого полугода", - рассказал "БК" мэр города Владимир Городецкий. По словам Светланы Буцких, в 50-60% случаев транспортные проблемы Новосибирска решают именно частные перевозчики. По ее словам, они не ропщут - перераспределение бюджетных средств пошло на пользу города - ремонтируются дороги, строятся объезды, новые станции метро etc.
Справка
По данным первого заместителя мэра Виктора Воронова, перевозки пассажиров ежегодно увеличиваются на 2-3%. Всеми видами муниципального наземного транспорта в 2007-м перевезено 152 млн. человек, не муниципальным - 162 млн., метро - 70 млн.
дарья жиганова, собкор "бк" в новосибирске, елена краснова, новосибирск
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru