Трибуна
№ 12(239) от 02.04.2008
Приватное обнародование
Все нормативные акты, принятые за последние полгода мэрией, могут быть признаны незаконными
Странный способ процедуры вступления в силу нормативных актов города Омска выбрала его администрация. Население это обнаружило в октябре прошлого года, когда вышел первый номер "Третьей столицы" в новом формате. От омской городской общественно-политической газеты осталось только название. Весь объем занимали нормативные документы городской власти. То есть это была уже не газета, а сборник официальных документов, прикрывающийся регистрацией в Управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу. Свидетельство о регистрации выдано 29 апреля 2005 года, то есть в то время, когда "Третья столица" была действительно общественно-политической газетой.
Вроде бы это частное дело городских властей, но Конституция Российской Федерации требует обнародования нормативных актов, без чего они таковыми не являются. О том же говорит статья 55 Устава города Омска: "Решения Омского городского Совета, затрагивающие интересы населения города, публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента опубликования, если иное не оговорено в законе". Заметим, что речь в решении идет о публикации в СМИ, без этого решения решениями не являются. Причем говорится об официальной публикации, то есть в заранее определенных для того печатных изданиях.
Они указаны в Постановлении мэра города Омска №395 от 25 мая 2007 года. В нем были названы газеты "Вечерний Омск", "Омск-Неделя" и "Третья столица". В мае она еще была настоящей общественно-политической газетой. Сейчас нет, хотя в заголовочном комплексе это утверждается. Но рядом, еще более крупным шрифтом, напечатано: "Официальные документы". Позвонив по указанному в газете единственному телефону, предназначенному для желающих подписаться, я узнал еще более интересные вещи. Оказывается, этот "спецвыпуск", как мне его назвали, не имеет четкой периодичности и выпускается по мере накопления нормативных документов, от 26 до 130 выпусков в год. Или 1-5 раз в неделю. Подписка доступна только юридическим лицам.
Выходит, что "Третья столица" средством массовой информации является только с большой натяжкой. Если является вообще. Тем более, что пользуется брендом и регистрацией несуществующей газеты. Все это может служить основой всяких юридических коллизий. Скажем, какому-то предпринимателю не понравятся результаты конкурса или торгов, и он обратится в суд с иском об их отмене. Мотивация его будет в отсутствии официальной публикации, то есть обнародования условий этих самых торгов или конкурса. Это юридическая сторона вопроса.
Есть и этическая. Тираж этого сборника для города с населением более чем миллион человек совершенно микроскопическая - 650 экземпляров. В розницу его можно приобрести только в почтовых отделениях. В областную научную библиотеку имени Пушкина с марта газета уже не поступала. В других городских библиотеках "Третьей столицы" сроду не было. Действительно, очень приватное обнародование...
Тут мне вспомнился давний случай из самого начала моей журналистской биографии.
В редакционную дверь проскользнул юркий молодой человек с таким двусмысленно-хитрым выражением лица, что сотрудники сразу закричали, дескать, все, что он решил тут продать, у них уже есть. Но это оказался не мерчендайзер, как сейчас культурно называют торговцев вразнос, напротив, это был заказчик. Пришел с платным объявлением. Для нашей ведомственной газеты, не знавшей иной рекламы, кроме корпоративной, это было событие. Пришельца окружили вниманием и стали предлагать варианты размещения материала. Тот рассеянно полистал газету, но, увидев последнюю полосу, вдруг оживился. "Вот этим шрифтом", - ткнул пальцем в выходные данные заказчик. Там, в самом низу страницы, микроскопическими буквами указывался тираж и фамилии тех, кто газету делал. То есть то, что никто никогда не читает. "Рядом и разместите", - добавил он. Содержание объявления тут же смело все редакционные недоумения. В каком-то райцентре выставлялось на открытые торги муниципальное имущество... Расслабившись и желая продемонстрировать редакционным дамам ловкость ума, молодой человек начал рассказывать, как долго они искали областную общественно-политическую газету, которую у них в городе никто не читал. Чтобы и закон соблюсти и ненужных конкурентов не оповестить. Густо запахло сговором, "откатами", коррупцией, одним словом. Похоже, омские городские власти, не найдя газеты, которую никто бы не читал, сами такую изобрели.
Вроде бы это частное дело городских властей, но Конституция Российской Федерации требует обнародования нормативных актов, без чего они таковыми не являются. О том же говорит статья 55 Устава города Омска: "Решения Омского городского Совета, затрагивающие интересы населения города, публикуются в средствах массовой информации и вступают в силу с момента опубликования, если иное не оговорено в законе". Заметим, что речь в решении идет о публикации в СМИ, без этого решения решениями не являются. Причем говорится об официальной публикации, то есть в заранее определенных для того печатных изданиях.
Они указаны в Постановлении мэра города Омска №395 от 25 мая 2007 года. В нем были названы газеты "Вечерний Омск", "Омск-Неделя" и "Третья столица". В мае она еще была настоящей общественно-политической газетой. Сейчас нет, хотя в заголовочном комплексе это утверждается. Но рядом, еще более крупным шрифтом, напечатано: "Официальные документы". Позвонив по указанному в газете единственному телефону, предназначенному для желающих подписаться, я узнал еще более интересные вещи. Оказывается, этот "спецвыпуск", как мне его назвали, не имеет четкой периодичности и выпускается по мере накопления нормативных документов, от 26 до 130 выпусков в год. Или 1-5 раз в неделю. Подписка доступна только юридическим лицам.
Выходит, что "Третья столица" средством массовой информации является только с большой натяжкой. Если является вообще. Тем более, что пользуется брендом и регистрацией несуществующей газеты. Все это может служить основой всяких юридических коллизий. Скажем, какому-то предпринимателю не понравятся результаты конкурса или торгов, и он обратится в суд с иском об их отмене. Мотивация его будет в отсутствии официальной публикации, то есть обнародования условий этих самых торгов или конкурса. Это юридическая сторона вопроса.
Есть и этическая. Тираж этого сборника для города с населением более чем миллион человек совершенно микроскопическая - 650 экземпляров. В розницу его можно приобрести только в почтовых отделениях. В областную научную библиотеку имени Пушкина с марта газета уже не поступала. В других городских библиотеках "Третьей столицы" сроду не было. Действительно, очень приватное обнародование...
Тут мне вспомнился давний случай из самого начала моей журналистской биографии.
В редакционную дверь проскользнул юркий молодой человек с таким двусмысленно-хитрым выражением лица, что сотрудники сразу закричали, дескать, все, что он решил тут продать, у них уже есть. Но это оказался не мерчендайзер, как сейчас культурно называют торговцев вразнос, напротив, это был заказчик. Пришел с платным объявлением. Для нашей ведомственной газеты, не знавшей иной рекламы, кроме корпоративной, это было событие. Пришельца окружили вниманием и стали предлагать варианты размещения материала. Тот рассеянно полистал газету, но, увидев последнюю полосу, вдруг оживился. "Вот этим шрифтом", - ткнул пальцем в выходные данные заказчик. Там, в самом низу страницы, микроскопическими буквами указывался тираж и фамилии тех, кто газету делал. То есть то, что никто никогда не читает. "Рядом и разместите", - добавил он. Содержание объявления тут же смело все редакционные недоумения. В каком-то райцентре выставлялось на открытые торги муниципальное имущество... Расслабившись и желая продемонстрировать редакционным дамам ловкость ума, молодой человек начал рассказывать, как долго они искали областную общественно-политическую газету, которую у них в городе никто не читал. Чтобы и закон соблюсти и ненужных конкурентов не оповестить. Густо запахло сговором, "откатами", коррупцией, одним словом. Похоже, омские городские власти, не найдя газеты, которую никто бы не читал, сами такую изобрели.
Р.S. Если у вас есть, что рассказать с нашей "Трибуны" - звоните, пишите. "Трибуна" - площадка для самых острых и полемичных выступлений.
Михаил Бачурин
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
Экспериментальная мастерская
- Накануне Омск превратился в Сайлент Хилл745021 ноября 2024
- Омская художница поделилась впечатлениями от музеев в столице Японии583021 ноября 2024
- Создатель памятника основателям Омска объяснил, почему его тяготит живопись560021 ноября 2024
- Омский музтеатр представил свою самую многообещающую солистку балета2650314 ноября 2024
- Жена капитана омского «Авангарда» поделилась "страшной" историей про мусорку6895114 ноября 2024
- Сирены от композитора «Ментовских войн» появятся на сцене Омского музтеатра2138013 ноября 2024
- Ракета или нет: омичи обратили взор на макароны оригинальной формы в местных магазинах2506013 ноября 2024
Новости партнеров