Число абитуриентов в стране с каждым годом растет. Но при этом темпы роста постоянно снижаются. Если, по данным Росстата, в 2000 году прирост составлял 1,69%, то спустя семь лет — всего 1,03%. Специалисты объясняют это демографическим спадом конца 80 - начала 90-х годов. Рожденные в эти годы подходят к студенческому возрасту, поэтому количество первокурсников с каждым годом будет падать. Демографическая яма скажется не только на вузах, но и на работодателях.
Компании, чтобы удержать ценных специалистов, будут искать новые системы мотивации труда, появится спрос на людей, имеющих несколько специальностей, а значит, способных совмещать несколько функций. Логично предположить, что повысятся ожидания соискателей к заработной плате. Уже сейчас работодатели сетуют, что выпускники имеют сильно завышенную самооценку. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% московских старшекурсников считают, что они достойны жалованья в 50 тысяч рублей, а 36% новосибирских выпускников готовы "довольствоваться" 30. Однако, как заверяет Татьяна Зебрина, директор КА "Курс", молодой специалист в Омске может рассчитывать на зарплату 3, максимум 10 тысяч рублей в месяц: - Таких трудоустраивают в основном крупные предприятия. Средний и мелкий бизнес пока не готов вкладывать средства в сомнительное обучение студентов. Хотя запросы у студентов, как минимум, 8 тысяч рублей.
Учись варить кофе, студент
Один из способов не только привлечения специалистов, но и "предварительной" их подготовки - приглашение студентов на производственную практику. Теоретически вещь хорошая. Но ситуация осложняется тем, что на всех студентов не хватает работодателей. Особенно сложно найти место для практики юристам и менеджерам по персоналу. По данным исследований агентства "БК-рейтинг", в Омске предложение со стороны бухгалтеров превышает спрос в 1,35 раза, специалистов IT - в 1,6, а менеджеров по персоналу - в 2 раза. Бывает и наоборот: работодателям не хватает студентов. Например, маркетологов. Как пояснила Елена Умрихина, старший лаборант кафедры маркетинга и рекламы факультета международного бизнеса ОмГУ, каждый год университет выпускает около 60 маркетологов. Так как маркетинговый бизнес не стоит на месте, выпускники без работы не остаются. Но чем обычно занимаются практиканты? Разносят кофе, перебирают архив или пачками ксерокопии делают. К тому же они получают далеко не полную информацию, которая могла бы понадобиться им при дальнейшем трудоустройстве. Не каждая организация готова раскрыть коммерческие секреты малоизвестному человеку. Помимо всего прочего, практика требует дополнительных инвестиций, в целесообразности которых руководители предприятий не уверены. Так, агентство "БК-рейтинг"- Новосибирск подсчитало, во сколько обходится предприятию один практикант. Если учесть, что бухгалтер, являясь наставником студента, тратит на последнего 3 часа рабочего времени, а практика длится месяц, то затраты работодателя на одного практиканта составляют 7500 рублей без учета той работы, которую не успеет выполнить наставник.
В поисках потраченного
Более перспективным кажется другой вариант взаимодействия вузов и компаний - участие работодателей в обучении студентов. Первые инициируют преподавание предметов силами своих работников, организуют спецкурсы и кафедры, приглашают преподавателей вуза на стажировку в компанию, участвуют в формировании учебных планов. Но на такое соглашаются в основном только крупные фирмы. Зато почти в каждом омском вузе есть преподаватели-практики, которые готовят студентов по предметам, необходимым на конкретном предприятии. - В ОмГУ работают люди, которые приходят не только за дополнительным заработком, но и за кадрами, - комментирует Валентина Патласова, директор Центра содействия занятости ОмГУ. - Такая тенденция характерна для факультетов, где готовят экономистов, юристов и журналистов. "Просветительско-кадровую" работу организовал Виктор Блинов - доктор, профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ, заместитель главного конструктора по научной работе ФГУП ПО "Полет": - В 2004 году у нас открылось Студенческое конструкторское бюро "ОмГТУ-Полет". Совместная работа опытных конструкторов со студентами проводится 2-3 раза в неделю. Мы подсчитали, что полученный в КБ "Полет" опыт помогает снизить процесс адаптации молодых специалистов с двух лет до полугода. В итоге после окончания вуза мы получим "без пяти минут" профессионалов. Одним из вариантов сотрудничества работодателей с вузами может стать и возвращение широко известного в советские времена целевого заказа компаний на подготовку студентов. Но в силу несовершенства законодательства в этом вопросе целевой заказ компаний на подготовку студентов может стать для коммерческих предприятий рискованной авантюрой. Так, в ОАО "Омский каучук" работники могут получить высшее образование за счет завода. Однако, как рассказал нам Александр Хухрик, председатель комиссии по работе с молодежью компании, получив вузовский диплом, сотрудники уходят с предприятия в поисках более высокой зарплаты.
Вузы-маркетологи
Есть и положительные моменты в вопросе сотрудничества бизнеса и вузов. К примеру, последние постепенно начинают прогнозировать потребности рынка труда. Это позволяет вести расходы на подготовку заведомо нужных специалистов. Так, в ОмГУ ситуацию отслеживают на кафедре маркетинга и рекламы, маркетинговые исследования проводятся как преподавателями, так и самими студентами. В Новосибирске департамент труда и занятости населения области и департамент образования уже подписали двустороннее соглашение, которое гарантирует выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования, не имеющим опыта и навыков работы, возможность трудоустройства. У омских же студентов на сегодняшний день нет уверенности в том, что после выпуска они гарантированно найдут "место под солнцем".
Компании, чтобы удержать ценных специалистов, будут искать новые системы мотивации труда, появится спрос на людей, имеющих несколько специальностей, а значит, способных совмещать несколько функций. Логично предположить, что повысятся ожидания соискателей к заработной плате. Уже сейчас работодатели сетуют, что выпускники имеют сильно завышенную самооценку. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% московских старшекурсников считают, что они достойны жалованья в 50 тысяч рублей, а 36% новосибирских выпускников готовы "довольствоваться" 30. Однако, как заверяет Татьяна Зебрина, директор КА "Курс", молодой специалист в Омске может рассчитывать на зарплату 3, максимум 10 тысяч рублей в месяц: - Таких трудоустраивают в основном крупные предприятия. Средний и мелкий бизнес пока не готов вкладывать средства в сомнительное обучение студентов. Хотя запросы у студентов, как минимум, 8 тысяч рублей.
Учись варить кофе, студент
Один из способов не только привлечения специалистов, но и "предварительной" их подготовки - приглашение студентов на производственную практику. Теоретически вещь хорошая. Но ситуация осложняется тем, что на всех студентов не хватает работодателей. Особенно сложно найти место для практики юристам и менеджерам по персоналу. По данным исследований агентства "БК-рейтинг", в Омске предложение со стороны бухгалтеров превышает спрос в 1,35 раза, специалистов IT - в 1,6, а менеджеров по персоналу - в 2 раза. Бывает и наоборот: работодателям не хватает студентов. Например, маркетологов. Как пояснила Елена Умрихина, старший лаборант кафедры маркетинга и рекламы факультета международного бизнеса ОмГУ, каждый год университет выпускает около 60 маркетологов. Так как маркетинговый бизнес не стоит на месте, выпускники без работы не остаются. Но чем обычно занимаются практиканты? Разносят кофе, перебирают архив или пачками ксерокопии делают. К тому же они получают далеко не полную информацию, которая могла бы понадобиться им при дальнейшем трудоустройстве. Не каждая организация готова раскрыть коммерческие секреты малоизвестному человеку. Помимо всего прочего, практика требует дополнительных инвестиций, в целесообразности которых руководители предприятий не уверены. Так, агентство "БК-рейтинг"- Новосибирск подсчитало, во сколько обходится предприятию один практикант. Если учесть, что бухгалтер, являясь наставником студента, тратит на последнего 3 часа рабочего времени, а практика длится месяц, то затраты работодателя на одного практиканта составляют 7500 рублей без учета той работы, которую не успеет выполнить наставник.
В поисках потраченного
Более перспективным кажется другой вариант взаимодействия вузов и компаний - участие работодателей в обучении студентов. Первые инициируют преподавание предметов силами своих работников, организуют спецкурсы и кафедры, приглашают преподавателей вуза на стажировку в компанию, участвуют в формировании учебных планов. Но на такое соглашаются в основном только крупные фирмы. Зато почти в каждом омском вузе есть преподаватели-практики, которые готовят студентов по предметам, необходимым на конкретном предприятии. - В ОмГУ работают люди, которые приходят не только за дополнительным заработком, но и за кадрами, - комментирует Валентина Патласова, директор Центра содействия занятости ОмГУ. - Такая тенденция характерна для факультетов, где готовят экономистов, юристов и журналистов. "Просветительско-кадровую" работу организовал Виктор Блинов - доктор, профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ, заместитель главного конструктора по научной работе ФГУП ПО "Полет": - В 2004 году у нас открылось Студенческое конструкторское бюро "ОмГТУ-Полет". Совместная работа опытных конструкторов со студентами проводится 2-3 раза в неделю. Мы подсчитали, что полученный в КБ "Полет" опыт помогает снизить процесс адаптации молодых специалистов с двух лет до полугода. В итоге после окончания вуза мы получим "без пяти минут" профессионалов. Одним из вариантов сотрудничества работодателей с вузами может стать и возвращение широко известного в советские времена целевого заказа компаний на подготовку студентов. Но в силу несовершенства законодательства в этом вопросе целевой заказ компаний на подготовку студентов может стать для коммерческих предприятий рискованной авантюрой. Так, в ОАО "Омский каучук" работники могут получить высшее образование за счет завода. Однако, как рассказал нам Александр Хухрик, председатель комиссии по работе с молодежью компании, получив вузовский диплом, сотрудники уходят с предприятия в поисках более высокой зарплаты.
Вузы-маркетологи
Есть и положительные моменты в вопросе сотрудничества бизнеса и вузов. К примеру, последние постепенно начинают прогнозировать потребности рынка труда. Это позволяет вести расходы на подготовку заведомо нужных специалистов. Так, в ОмГУ ситуацию отслеживают на кафедре маркетинга и рекламы, маркетинговые исследования проводятся как преподавателями, так и самими студентами. В Новосибирске департамент труда и занятости населения области и департамент образования уже подписали двустороннее соглашение, которое гарантирует выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования, не имеющим опыта и навыков работы, возможность трудоустройства. У омских же студентов на сегодняшний день нет уверенности в том, что после выпуска они гарантированно найдут "место под солнцем".
Компании, чтобы удержать ценных специалистов, будут искать новые системы мотивации труда, появится спрос на людей, имеющих несколько специальностей, а значит, способных совмещать несколько функций. Логично предположить, что повысятся ожидания соискателей к заработной плате. Уже сейчас работодатели сетуют, что выпускники имеют сильно завышенную самооценку. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% московских старшекурсников считают, что они достойны жалованья в 50 тысяч рублей, а 36% новосибирских выпускников готовы "довольствоваться" 30. Однако, как заверяет Татьяна Зебрина, директор КА "Курс", молодой специалист в Омске может рассчитывать на зарплату 3, максимум 10 тысяч рублей в месяц: - Таких трудоустраивают в основном крупные предприятия. Средний и мелкий бизнес пока не готов вкладывать средства в сомнительное обучение студентов. Хотя запросы у студентов, как минимум, 8 тысяч рублей.
Учись варить кофе, студент
Один из способов не только привлечения специалистов, но и "предварительной" их подготовки - приглашение студентов на производственную практику. Теоретически вещь хорошая. Но ситуация осложняется тем, что на всех студентов не хватает работодателей. Особенно сложно найти место для практики юристам и менеджерам по персоналу. По данным исследований агентства "БК-рейтинг", в Омске предложение со стороны бухгалтеров превышает спрос в 1,35 раза, специалистов IT - в 1,6, а менеджеров по персоналу - в 2 раза. Бывает и наоборот: работодателям не хватает студентов. Например, маркетологов. Как пояснила Елена Умрихина, старший лаборант кафедры маркетинга и рекламы факультета международного бизнеса ОмГУ, каждый год университет выпускает около 60 маркетологов. Так как маркетинговый бизнес не стоит на месте, выпускники без работы не остаются. Но чем обычно занимаются практиканты? Разносят кофе, перебирают архив или пачками ксерокопии делают. К тому же они получают далеко не полную информацию, которая могла бы понадобиться им при дальнейшем трудоустройстве. Не каждая организация готова раскрыть коммерческие секреты малоизвестному человеку. Помимо всего прочего, практика требует дополнительных инвестиций, в целесообразности которых руководители предприятий не уверены. Так, агентство "БК-рейтинг"- Новосибирск подсчитало, во сколько обходится предприятию один практикант. Если учесть, что бухгалтер, являясь наставником студента, тратит на последнего 3 часа рабочего времени, а практика длится месяц, то затраты работодателя на одного практиканта составляют 7500 рублей без учета той работы, которую не успеет выполнить наставник.
В поисках потраченного
Более перспективным кажется другой вариант взаимодействия вузов и компаний - участие работодателей в обучении студентов. Первые инициируют преподавание предметов силами своих работников, организуют спецкурсы и кафедры, приглашают преподавателей вуза на стажировку в компанию, участвуют в формировании учебных планов. Но на такое соглашаются в основном только крупные фирмы. Зато почти в каждом омском вузе есть преподаватели-практики, которые готовят студентов по предметам, необходимым на конкретном предприятии. - В ОмГУ работают люди, которые приходят не только за дополнительным заработком, но и за кадрами, - комментирует Валентина Патласова, директор Центра содействия занятости ОмГУ. - Такая тенденция характерна для факультетов, где готовят экономистов, юристов и журналистов. "Просветительско-кадровую" работу организовал Виктор Блинов - доктор, профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ, заместитель главного конструктора по научной работе ФГУП ПО "Полет": - В 2004 году у нас открылось Студенческое конструкторское бюро "ОмГТУ-Полет". Совместная работа опытных конструкторов со студентами проводится 2-3 раза в неделю. Мы подсчитали, что полученный в КБ "Полет" опыт помогает снизить процесс адаптации молодых специалистов с двух лет до полугода. В итоге после окончания вуза мы получим "без пяти минут" профессионалов. Одним из вариантов сотрудничества работодателей с вузами может стать и возвращение широко известного в советские времена целевого заказа компаний на подготовку студентов. Но в силу несовершенства законодательства в этом вопросе целевой заказ компаний на подготовку студентов может стать для коммерческих предприятий рискованной авантюрой. Так, в ОАО "Омский каучук" работники могут получить высшее образование за счет завода. Однако, как рассказал нам Александр Хухрик, председатель комиссии по работе с молодежью компании, получив вузовский диплом, сотрудники уходят с предприятия в поисках более высокой зарплаты.
Вузы-маркетологи
Есть и положительные моменты в вопросе сотрудничества бизнеса и вузов. К примеру, последние постепенно начинают прогнозировать потребности рынка труда. Это позволяет вести расходы на подготовку заведомо нужных специалистов. Так, в ОмГУ ситуацию отслеживают на кафедре маркетинга и рекламы, маркетинговые исследования проводятся как преподавателями, так и самими студентами. В Новосибирске департамент труда и занятости населения области и департамент образования уже подписали двустороннее соглашение, которое гарантирует выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования, не имеющим опыта и навыков работы, возможность трудоустройства. У омских же студентов на сегодняшний день нет уверенности в том, что после выпуска они гарантированно найдут "место под солнцем".
Компании, чтобы удержать ценных специалистов, будут искать новые системы мотивации труда, появится спрос на людей, имеющих несколько специальностей, а значит, способных совмещать несколько функций. Логично предположить, что повысятся ожидания соискателей к заработной плате. Уже сейчас работодатели сетуют, что выпускники имеют сильно завышенную самооценку. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 40% московских старшекурсников считают, что они достойны жалованья в 50 тысяч рублей, а 36% новосибирских выпускников готовы "довольствоваться" 30. Однако, как заверяет Татьяна Зебрина, директор КА "Курс", молодой специалист в Омске может рассчитывать на зарплату 3, максимум 10 тысяч рублей в месяц: - Таких трудоустраивают в основном крупные предприятия. Средний и мелкий бизнес пока не готов вкладывать средства в сомнительное обучение студентов. Хотя запросы у студентов, как минимум, 8 тысяч рублей.
Учись варить кофе, студент
Один из способов не только привлечения специалистов, но и "предварительной" их подготовки - приглашение студентов на производственную практику. Теоретически вещь хорошая. Но ситуация осложняется тем, что на всех студентов не хватает работодателей. Особенно сложно найти место для практики юристам и менеджерам по персоналу. По данным исследований агентства "БК-рейтинг", в Омске предложение со стороны бухгалтеров превышает спрос в 1,35 раза, специалистов IT - в 1,6, а менеджеров по персоналу - в 2 раза. Бывает и наоборот: работодателям не хватает студентов. Например, маркетологов. Как пояснила Елена Умрихина, старший лаборант кафедры маркетинга и рекламы факультета международного бизнеса ОмГУ, каждый год университет выпускает около 60 маркетологов. Так как маркетинговый бизнес не стоит на месте, выпускники без работы не остаются. Но чем обычно занимаются практиканты? Разносят кофе, перебирают архив или пачками ксерокопии делают. К тому же они получают далеко не полную информацию, которая могла бы понадобиться им при дальнейшем трудоустройстве. Не каждая организация готова раскрыть коммерческие секреты малоизвестному человеку. Помимо всего прочего, практика требует дополнительных инвестиций, в целесообразности которых руководители предприятий не уверены. Так, агентство "БК-рейтинг"- Новосибирск подсчитало, во сколько обходится предприятию один практикант. Если учесть, что бухгалтер, являясь наставником студента, тратит на последнего 3 часа рабочего времени, а практика длится месяц, то затраты работодателя на одного практиканта составляют 7500 рублей без учета той работы, которую не успеет выполнить наставник.
В поисках потраченного
Более перспективным кажется другой вариант взаимодействия вузов и компаний - участие работодателей в обучении студентов. Первые инициируют преподавание предметов силами своих работников, организуют спецкурсы и кафедры, приглашают преподавателей вуза на стажировку в компанию, участвуют в формировании учебных планов. Но на такое соглашаются в основном только крупные фирмы. Зато почти в каждом омском вузе есть преподаватели-практики, которые готовят студентов по предметам, необходимым на конкретном предприятии. - В ОмГУ работают люди, которые приходят не только за дополнительным заработком, но и за кадрами, - комментирует Валентина Патласова, директор Центра содействия занятости ОмГУ. - Такая тенденция характерна для факультетов, где готовят экономистов, юристов и журналистов. "Просветительско-кадровую" работу организовал Виктор Блинов - доктор, профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ, заместитель главного конструктора по научной работе ФГУП ПО "Полет": - В 2004 году у нас открылось Студенческое конструкторское бюро "ОмГТУ-Полет". Совместная работа опытных конструкторов со студентами проводится 2-3 раза в неделю. Мы подсчитали, что полученный в КБ "Полет" опыт помогает снизить процесс адаптации молодых специалистов с двух лет до полугода. В итоге после окончания вуза мы получим "без пяти минут" профессионалов. Одним из вариантов сотрудничества работодателей с вузами может стать и возвращение широко известного в советские времена целевого заказа компаний на подготовку студентов. Но в силу несовершенства законодательства в этом вопросе целевой заказ компаний на подготовку студентов может стать для коммерческих предприятий рискованной авантюрой. Так, в ОАО "Омский каучук" работники могут получить высшее образование за счет завода. Однако, как рассказал нам Александр Хухрик, председатель комиссии по работе с молодежью компании, получив вузовский диплом, сотрудники уходят с предприятия в поисках более высокой зарплаты.
Вузы-маркетологи
Есть и положительные моменты в вопросе сотрудничества бизнеса и вузов. К примеру, последние постепенно начинают прогнозировать потребности рынка труда. Это позволяет вести расходы на подготовку заведомо нужных специалистов. Так, в ОмГУ ситуацию отслеживают на кафедре маркетинга и рекламы, маркетинговые исследования проводятся как преподавателями, так и самими студентами. В Новосибирске департамент труда и занятости населения области и департамент образования уже подписали двустороннее соглашение, которое гарантирует выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования, не имеющим опыта и навыков работы, возможность трудоустройства. У омских же студентов на сегодняшний день нет уверенности в том, что после выпуска они гарантированно найдут "место под солнцем".
Справка
57 %
российских работодателей не обращают внимания на оценки в дипломе соискателя. Таковы результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru. При прочих равных условиях 36% работодателей отдадут предпочтение кандидату с красным дипломом. 7% респондентов считают, что все зависит от ситуации: на какую должность претендует кандидат, планирует ли он работать по специальности, есть ли у него практический опыт работы.
Ольга Вишнякова(Омск), Алена Тоболова(Новосибирск)
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru