Представители федеральных и местных властей уверенно заявляют, что экстремизма в Омске нет. Соответственно, и экстремистов быть не должно. Так ли это на самом деле - решил проверить корреспондент "БК" методом внедрения в "несуществующую" группировку скинхедов.
Прямо скажем, найти рядового скинхеда в нашем городе не то же самое, что познакомиться с привлекательной девушкой. Для начала я решил заглянуть на омские интернет-форумы и сайты знакомств, но целый вечер в сети прошел зря. Пришлось перебраться к живым людям, для начала пройдясь по местам города, где, по слухам, бывают националисты. Маршрут проходил через Музыкальный театр, Концертный зал и улицу Чокана Валиханова. На автобусной остановке "Площадь Ленина" заметил двух нестандартно одетых молодых людей. Внимание привлекли военные берцы на одном и бейсбольная бита в руках другого. Отозвав их в сторонку, я показал удостоверение и попросил помочь мне найти кого-нибудь из нацистов. Чутье не подвело - парень с битой оказался истым сторонником скинхедов. "Вообще-то нам про себя нельзя никому рассказывать, но журналисту немного расскажу. Только имя мое не называйте!" - согласился на диалог Ганс (назовем его так). Ганс предложил встретиться вечером на улице Чокана Валиханова, где была запланирована тусовка неформалов, в том числе и скинов. "Я вас представлю как своего старого знакомого. А на вопросы сам отвечу", - предупредил новый знакомый. Уверенности ради я попросил коллег из редакции "подстраховать" меня и погулять где-нибудь неподалеку. К моему приезду на ЧВ (так ул. Чокана Валиханова называют в народе) уже бродило человек 40-50 молодежи. Было заметно, что Ганс в народе нарасхват - со всеми успевал поздороваться и, что стало для меня неожиданностью, уверенно координировал (!) передвижения толпы. Как мы и договаривались, поздоровались при всех, как старые добрые друзья. Ганс рассказал, что на тусовке присутствуют не только скинхеды - здесь были эмо, панки, готы и иже с ними. "Существует заблуждение, что скины враждуют со всеми группировками. На самом деле у нас враг один - антифа (антифашисты - ред.), а с остальными вполне мирно сосуществуем. И даже гуляем вместе, как видите", - объяснил Ганс. "Я в движении уже более пяти лет - идеям нацизма не изменяю до сих пор. Как в будущем сложится - сказать сложно, но стремления обычные - профессия, семья, работа, - начал Ганс и, подумав, добавил: а вообще, к скинам от нечего делать не приходят. Должна быть какая-то причина: с кем-то поругались, кого-то убили"... Слово "убили" было сказано обыденно, словно речь шла о повседневных домашних заботах. На вопрос об идеологии Ганс озвучил знакомые призывы - идея чистоты расы, нации и далее в том же духе. "Мы бьем и убиваем только тех, у кого не белый цвет кожи, иной разрез глаз и другие явные признаки, - рассказывает Ганс, - правда, иногда и русским достается, когда видим, что они общаются с людьми других национальностей". Спустя полчаса после нашего разговора к тусовке подошли представители милиции. "Да они нам не помеха! В крайнем случае просто перемещаемся в другое место, - комментирует Ганс, - когда видим ментов, кричим "АЦэАБэ!" - аббревиатура итальянского выражения "Внимание, опасность!", все прячут пиво, биты, ножи". По словам Ганса, милиция останавливает скинхедов исключительно по внешним признакам: "Они пытаются найти у нас наркотики, а ведь скины наркотиков не употребляют, и мы везде об этом говорим". За время беседы я понял, что Ганс был не из совсем рядовых скинов и у толпы пользовался авторитетом. Естественно, я спросил, кто же самый главный. Как выяснилось, у омских скинов нет конкретного лидера, но подобие иерархии все-таки существует. Низшей ступенью считаются "патриоты", или, как их еще называют, "покемоны". Следующий уровень - это "старшие" над патриотами, у каждого из которых в подчинении находится от 20 до 80 человек. Самые же главные в движении - "старшаки" - около двадцати человек, образующие так называемый Совет. Раз в месяц они собираются (места встреч Ганс категорически отказался назвать) и обсуждают будущее, планируют рейды, акции. Планируют убийства... На вопрос, кто привлекает к участию в акциях и сколько за это платят, Ганс ответил, что у движения всегда есть деньги, а про поддержку коротко заметил: "Кое-кто из власти". По подсчетам Ганса, в Омске насчитывается около тысячи активных членов нацистского движения. "Мы систематически устраиваем рейды - это когда большая группа скинов идет по улицам и бьет подряд всех нерусских. Иногда с такими рейдами выезжаем в другие города, последний пример - выезд в Новосибирск", - продолжил Ганс. Кроме "чистых" скинхедов в Омске также есть представители blue skins - скинхедов нетрадиционной ориентации. Поговорив про друзей и соратников наци, я решил снова повернуть разговор к врагам движения. "Я уже говорил, наши основные враги - антифашисты. Внешне отличить от других неформалов можно по прямой красной шнуровке обуви. Есть такие антифа, которые одеваются, как обычные люди, но так делают и скинхеды - приходится быть осторожными, - продолжал делиться Ганс. - Существует еще такое движение, как "шарпы" - они против и скинхедов, и антифашистов. В Омске "шарпов" немного - около десяти человек. А на улице их можно узнать по нашивкам с изображением шлема римского легионера". Под конец беседы я задал вопрос про громкие убийства в городе на почве расовой неприязни. "Конечно, я слышал про эти убийства! А Лома, Психа и Хлама знаю очень хорошо, - оживился собеседник, - и вообще, дело про убийство украинца - только верхушка айсберга! Многие из нас участвовали в убийствах и не жалеют об этом". То ли случайно проговорившись, то ли не увидев в своих словах секрета, Ганс обмолвился: "Из правоохранительных органов нам давали информацию о свидетелях..." На вопрос, убивал ли сам, Ганс ответил: "И не один раз". Было ли это правдой или просто подростковой бравадой - не знаю. Больше я не стал рисковать, попрощался со всеми, с кем меня познакомили, и ушел от нацизма...
Прямо скажем, найти рядового скинхеда в нашем городе не то же самое, что познакомиться с привлекательной девушкой. Для начала я решил заглянуть на омские интернет-форумы и сайты знакомств, но целый вечер в сети прошел зря. Пришлось перебраться к живым людям, для начала пройдясь по местам города, где, по слухам, бывают националисты. Маршрут проходил через Музыкальный театр, Концертный зал и улицу Чокана Валиханова. На автобусной остановке "Площадь Ленина" заметил двух нестандартно одетых молодых людей. Внимание привлекли военные берцы на одном и бейсбольная бита в руках другого. Отозвав их в сторонку, я показал удостоверение и попросил помочь мне найти кого-нибудь из нацистов. Чутье не подвело - парень с битой оказался истым сторонником скинхедов. "Вообще-то нам про себя нельзя никому рассказывать, но журналисту немного расскажу. Только имя мое не называйте!" - согласился на диалог Ганс (назовем его так). Ганс предложил встретиться вечером на улице Чокана Валиханова, где была запланирована тусовка неформалов, в том числе и скинов. "Я вас представлю как своего старого знакомого. А на вопросы сам отвечу", - предупредил новый знакомый. Уверенности ради я попросил коллег из редакции "подстраховать" меня и погулять где-нибудь неподалеку. К моему приезду на ЧВ (так ул. Чокана Валиханова называют в народе) уже бродило человек 40-50 молодежи. Было заметно, что Ганс в народе нарасхват - со всеми успевал поздороваться и, что стало для меня неожиданностью, уверенно координировал (!) передвижения толпы. Как мы и договаривались, поздоровались при всех, как старые добрые друзья. Ганс рассказал, что на тусовке присутствуют не только скинхеды - здесь были эмо, панки, готы и иже с ними. "Существует заблуждение, что скины враждуют со всеми группировками. На самом деле у нас враг один - антифа (антифашисты - ред.), а с остальными вполне мирно сосуществуем. И даже гуляем вместе, как видите", - объяснил Ганс. "Я в движении уже более пяти лет - идеям нацизма не изменяю до сих пор. Как в будущем сложится - сказать сложно, но стремления обычные - профессия, семья, работа, - начал Ганс и, подумав, добавил: а вообще, к скинам от нечего делать не приходят. Должна быть какая-то причина: с кем-то поругались, кого-то убили"... Слово "убили" было сказано обыденно, словно речь шла о повседневных домашних заботах. На вопрос об идеологии Ганс озвучил знакомые призывы - идея чистоты расы, нации и далее в том же духе. "Мы бьем и убиваем только тех, у кого не белый цвет кожи, иной разрез глаз и другие явные признаки, - рассказывает Ганс, - правда, иногда и русским достается, когда видим, что они общаются с людьми других национальностей". Спустя полчаса после нашего разговора к тусовке подошли представители милиции. "Да они нам не помеха! В крайнем случае просто перемещаемся в другое место, - комментирует Ганс, - когда видим ментов, кричим "АЦэАБэ!" - аббревиатура итальянского выражения "Внимание, опасность!", все прячут пиво, биты, ножи". По словам Ганса, милиция останавливает скинхедов исключительно по внешним признакам: "Они пытаются найти у нас наркотики, а ведь скины наркотиков не употребляют, и мы везде об этом говорим". За время беседы я понял, что Ганс был не из совсем рядовых скинов и у толпы пользовался авторитетом. Естественно, я спросил, кто же самый главный. Как выяснилось, у омских скинов нет конкретного лидера, но подобие иерархии все-таки существует. Низшей ступенью считаются "патриоты", или, как их еще называют, "покемоны". Следующий уровень - это "старшие" над патриотами, у каждого из которых в подчинении находится от 20 до 80 человек. Самые же главные в движении - "старшаки" - около двадцати человек, образующие так называемый Совет. Раз в месяц они собираются (места встреч Ганс категорически отказался назвать) и обсуждают будущее, планируют рейды, акции. Планируют убийства... На вопрос, кто привлекает к участию в акциях и сколько за это платят, Ганс ответил, что у движения всегда есть деньги, а про поддержку коротко заметил: "Кое-кто из власти". По подсчетам Ганса, в Омске насчитывается около тысячи активных членов нацистского движения. "Мы систематически устраиваем рейды - это когда большая группа скинов идет по улицам и бьет подряд всех нерусских. Иногда с такими рейдами выезжаем в другие города, последний пример - выезд в Новосибирск", - продолжил Ганс. Кроме "чистых" скинхедов в Омске также есть представители blue skins - скинхедов нетрадиционной ориентации. Поговорив про друзей и соратников наци, я решил снова повернуть разговор к врагам движения. "Я уже говорил, наши основные враги - антифашисты. Внешне отличить от других неформалов можно по прямой красной шнуровке обуви. Есть такие антифа, которые одеваются, как обычные люди, но так делают и скинхеды - приходится быть осторожными, - продолжал делиться Ганс. - Существует еще такое движение, как "шарпы" - они против и скинхедов, и антифашистов. В Омске "шарпов" немного - около десяти человек. А на улице их можно узнать по нашивкам с изображением шлема римского легионера". Под конец беседы я задал вопрос про громкие убийства в городе на почве расовой неприязни. "Конечно, я слышал про эти убийства! А Лома, Психа и Хлама знаю очень хорошо, - оживился собеседник, - и вообще, дело про убийство украинца - только верхушка айсберга! Многие из нас участвовали в убийствах и не жалеют об этом". То ли случайно проговорившись, то ли не увидев в своих словах секрета, Ганс обмолвился: "Из правоохранительных органов нам давали информацию о свидетелях..." На вопрос, убивал ли сам, Ганс ответил: "И не один раз". Было ли это правдой или просто подростковой бравадой - не знаю. Больше я не стал рисковать, попрощался со всеми, с кем меня познакомили, и ушел от нацизма...
Справка
Впервые Skin-Head`s появились в Великобритании в середине 60-х годов. Скинхедами была рабочая молодежь с окраин городов, именовавшая себя "working class kids" ("рабочая молодежь"). К началу 90-х годов "бритые" появились во всех европейских странах, в том числе и в России. В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников скин-культуры и идеологии. В 1993-94 годах численность московских бритоголовых достигла 150-200 человек. Начиная с середины 90-х годов, количество скинов превышает 1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского политэкстремизма правого толка. Западные неофашистские и ультранацистские политические партии и движения начинают искать контакты с лидерами российских скинхедов. В Москве стал выходить журнал "Под ноль" - первый в России печатный орган скинхед-движения (хотя одно время - в 1995-96 годах подобием скин-литературы выступал музыкальный журнал "Железный марш"). Примерно в то же время возникают и первые скин-банды - музыкальные группы, играющие стиль "ОЙ" (музыкальный стиль скинхедов, типологически близкий к "постпанку"). Сегодня в отличие от других неформальных молодежных течений и групп, существующих на настоящий момент, движение скинхедов - самое жесткое и агрессивное среди прочих групп неформалов.
артем вырезков
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru