Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. PR-компании
№ 14(241) от 16.04.2008

А омский бизнес PRотив!

"Поливание грязью компаний-конкурентов" - вот что подразумевают под PR-деятельностью 5% руководителей омских фирм. При этом, как показал опрос, проведенный агентством "БК-рейтинг", около 10% местных бизнесменов вообще не знают, что означают эти две "загадочные" буквы. А больше 50% омских предпринимателей уверены, что PR им абсолютно не нужен.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г.

Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по ­большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с об­щественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутст­вующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г.

Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по ­большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с об­щественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутст­вующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г.

Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по ­большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с об­щественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутст­вующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г.

Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по ­большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с об­щественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутст­вующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос представителей бизнеса. Метод опроса – телефонное интервью. Март 2008 г.

 По данным агентства «БК-рейтинг». Информация предоставлена участниками рынка. Апрель 2008 г.

Немногим более 30% местных фирм время от времени применяют в своей работе какие-либо PR-технологии. Остальные утверждают, что "в сомнительных приемах" не нуждаются: у них и без того есть постоянные клиенты. Исходя из такой формулировки, можно понять: большинство наслышано лишь о так называемом черном пиаре. Любопытно, что даже заинтересованные в PR-мероприятиях бизнесмены средства на них тратить не торопятся: 20% убеждены, что это слишком дорого, еще 15% полагают, что в Омске нет хороших специалистов. Во многом из-за несформированного спроса омский рынок pr-услуг сегодня не только отстает в развитии от соседних регионов (Новосибирска, Екатеринбурга, Томска), но и не имеет четкой структуры. По разным оценкам, в Омске PR-услуги оказывают около 30 компаний, для большинства это направление сопутствующее, на базе существующего рекламного или маркетингового бизнеса. Среди таких - рекламное агентство "Биг Виллидж", "Оникс-Омск", маркетинговая компания "Делфи" и другие. Профильными игроками по ­большому счету назвать себя могут три-четыре агентства: Центр развития связей с об­щественностью "PR-контакт", аудиторская фирма "Натали-Консалтинг", продюсерский центр "Плюс"... Время от времени силы в этой сфере пробуют новички, но чаще безуспешно. По данным участников рынка, только за последний год закрылись два специализированных PR-агентства. Причина фиаско в том, что ставку новички делают не на качество услуг и цены, а на невысокую конкуренцию и неразвитость рынка. Видимо, полагают, что стоит им только появиться, как клиенты выстроятся в очередь. На деле все не так: рынок пиара - один из немногих, где малочисленность игроков объясняется не монополией сильных участников или жесткой борьбой, а минимальным спросом на услугу. К тому же это одно из направлений, где репутация игрока и опыт едва ли не основные козыри.
Ноу нэйм - ноу мани!
Успешным PR-агентство, по мнению участников рынка, может стать только в двух случаях: если у его владельца наработанное имя, которое само по себе бренд (подразумевается, что в таком агентстве работают высококлассные специалисты), или есть контакты с другими городами и солидные инвестиции - от 3-5 миллионов рублей на рекламу и продвижение. Проще говоря, чтобы пиарить других, сначала придется пропиарить себя, а это удовольствие не из дешевых. Малоизвестным, непроверенным людям заказчик доверять не будет, в один голос заявляют игроки, в агентство "ноу нэйм" никто деньги не понесет. И без того в Омске не сильно доверяют пиарщикам. Основная масса заказов к немногочисленным участникам рынка идет через Москву: там эта индустрия более развита, да и средства тратить на пиар не скупятся. "На этом рынке чаще работают через субподрядчиков, - рассказывает Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт", - например, у московской организации есть человек в Омске, он налаживает контакт с каким-нибудь омским агентством. Сначала обращаются к нему, а он уже к нам". Иными словами, омский пиар - рынок больших цепочек: напрямую с заказчиком работают редко. Поэтому часто клиент существенно переплачивает, иногда до 10-15%. Но ни имя, ни даже высокий гонорар не гарантируют клиенту решение его проблем. Это связано с достаточно низким качеством оказываемых услуг, с нехваткой квалифицированных кадров.
"СапЕры" по совместительству
Еще одна из причин неразвитости индустрии - длительный срок окупаемости. Открыть PR-агентство не столь затратно (от 1-1,5 миллионов рублей, если не покупать, а арендовать офис) и несложно (достаточно небольшого офиса с оргтехникой, телефонами и трех- четырех специалистов). Основная часть расходов - собственное продвижение и поиск клиентов, на это могут уйти годы. Еще нюанс: с клиентами главное не ошибаться. Участники рынка шутят, что маркетолог и пиарщик как саперы: одна ошибка может стоить репутации и карьеры. Единственный способ выжить на начальном этапе - заниматься сопутст­вующим бизнесом: рекламой (клиентов в разы больше), маркетинговыми исследованиями, организацией праздников и пр. Пиар как таковой пока не хлебный бизнес для омичей. Видимо, поэтому четких расценок на услуги нет. Очевидно одно: аппетиты местных агентств весьма скромные - в четыре-пять раз ниже столичных. Например, если минимальная стоимость проекта крупного агентства в России стартует с нескольких миллионов рублей, в Омске с радостью возьмутся за заказ в сотни тысяч рублей, иногда даже в десятки тысяч. Фиксированная ставка агентских при разработке комплексной кампании - около 15% от стоимости всего заказа.
А ну скорей любите нас!
PR - это долгосрочное вложение: результат от мероприятия может обнаружиться через год-два, может и... завтра, точно просчитать очень сложно. Экономический эффект от рекламы (если он, конечно, достигнут) ощущается достаточно скоро - в течение одного-двух месяцев. В отличие от рекламных, PR-технологии действуют более тонко и ориентируются на более широкий спектр целей. В широком смысле цель PR-действий - формирование имиджа в обществе, хорошего отношения к марке, фирме, продукции, личности. Имидж не материальная ценность, но он определяет лояльность покупателей. Проще говоря, цель пиара - сделать потребителя "своим", создать положительный настрой по отношению к марке. Это важно, потому что, когда лояльность определяется душевной, а не материальной стороной, компания может не бояться потерять такого клиента.
..но PeRспективы есть!
Специалисты убеждены: PR-отрасль в Омске будет более активно развиваться только в том случае, если произойдут глобальные изменения в бизнесе. Пока предпосылок к этому нет. Например, 2006-2007 годы прошли довольно тихо для омского PR-сообщества. Для сравнения: в Новосибирске пиар развивается более стремительно, постоянно проходят мероприятия, семинары, конференции, мастер-классы. В Омске на порядок меньше инициативных людей, заинтересованных в продвижении PR-услуг. Кого-то раскачать очень непросто - это специфика города. Все же потенциал у индустрии довольно неплохой: рынок не насыщен предложениями, он полупустой и, по разным оценкам, в ближайшем будущем будет расти со скоростью не менее 20-30% в год (рекламный рынок увеличивается примерно на 27% в год). В Омске потенциал для этого есть. По данным опроса, в ближайшем будущем обратиться в PR-агентство планируют около 20% компаний. Еще 26% компаний собираются организовать собственный PR-отдел.
Мнение

Алексей Лепский, РГ "Оникс":
- В Омске больше востребованы комплексные рекламные кампании, да, в них могут входить какие-то PR-мероприятия, но в чистом виде PR-стратегий не разрабатывается, так как большинству региональных компаний они просто не нужны. PR-кампании небходимы крупным предприятиям, которые ориентированы на федеральный рынок и могут позволить себе услуги московских специалистов. Поэтому на омском рынке такие случаи единичны.
Виталий Доля, генеральный директор компании "PR-контакт":
- Рынок pr-услуг в Омске не сформировался, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Причин тому несколько: во-первых, это закрытость города, во-вторых, неготовность принимать новые формы и методы работы, потому что во властных структурах, в бизнесе работают руководители еще советских времен, которые привыкли все делать по старинке. И если даже слышат что-то о PR на пресс-конференциях и семинарах, то все равно сводят его чаще всего к организации праздников и корпоративов. Люди хотят организовывать pr-мероприятия, но пока не знают до конца, что это такое.

Ольга Смирнова, Марина Ежелева, "БК-рейтинг"
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru