Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Бизнес. Первые лица
№ 17(244) от 07.05.2008

Сергей Солдатенков: "Связь третьего поколения не даст нам новых абонентов"

Гендиректор "МегаФона" Сергей Солдатенков рассказал "БК", почему в состав учредителей сотового оператора может войти правительство Ирана и как его компания может стать лидером рынка связи.

 Сергей Солдатенков

Пресс-конференция, посвященная финансовым итогам работы компании за 2007 год, проходила в головном офисе компании "МегаФон". Солдатенков держался подчеркнуто открыто, что неудивительно - именно его журналисты называют тем редким примером, когда бывший военный, чекист даже, сумел вписаться в реалии нового века и попасть в число ключевых российских управленцев. Во главе с ним в прошлом году "МегаФон" сумел увеличить чистую прибыль на 70%, хотя так и не стал даже вторым по прибыли сотовым оператором России.
- Мы по-прежнему планируем стать лидером рынка сотовой связи России по экономическим показателям, - начал финансовый отчет г-н Солдатенков. - В мире есть всего три-четыре примера, когда сотовый оператор на сверхконкурентном рынке с третьего места перемещается на первое без слияний и поглощений, крупных покупок конкурентов. Мы хотим стать исключением из правила и добиться того же. Несколько лет назад мы заявляли, что скоро станем вторым сотовым оператором России по выручке. Мы свое обещание сдержали: МТС и Билайн - первые, мы - вторые. Это, конечно, шутка. Если серьезно - в 2007 году консолидированная выручка "МегаФона" составила $5,7 млрд., из них чистая прибыль - $1,4 млрд. Второй год "Мегафон" - лидер по выручке. Рентабельность по EBITDA­ по итогам 2007 года - 51%. Это очень высокий показатель, сотовые операторы Европы довольствуются рентабельностью по EBITDA в 35%. И если бы мы работали в Европе, наша выручка была бы в четыре раза выше.
- Сергей Владимирович, как вам удается увеличивать прибыль, если компания удерживает среднюю стоимость минуты на уровне 2006 года?
- Не секрет, что наши абоненты самые говорящие в России. В начале 2008 года сразу несколько наших клиентов были занесены в российскую книгу рекордов. В городе Королев Московской области проживает девушка, которая только на исходящие звонки за год потратила 130 тысяч минут своего времени (в среднем шесть часов в сутки - "БК"). Абонент именно нашей компании стал sms-рекордсменом, именно наш абонент дольше всех проговорил в роуминге. Мы не стремимся повышать цену услуг, мы наращиваем число абонентов и расширяем спектр услуг, стимулируем людей увеличивать трафик. У нас один из самых высоких в России ARPU - среднемесячный счет на одного абонента $14,1. Наши абоненты не боятся говорить много. И если развивать правильную корпоративную культуру, а мы считаем, что она у нас правильная, тогда можно расти быстрее рынка, поскольку сотрудники, разделяющие идеологию своей компании, готовы выкладываться, проявлять инициативу, искать и находить нестандартные решения.
(Потом в приватном общении с журналистами и.о. директора по связям с общественностью компании Марина Белашева в шутку добавит, что есть те, кто "не ищет­ новых путей, потому что им лень, а нам не лень". Также она расскажет, как несколько лет "МегаФон" "растил" себе абонентов, у которых сегодня самый большой ARPU. К примеру, "МегаФон" еще в 2003 году отменил плату за входящие звонки, устанавливал тарифы, когда каждая четная минута была платной, нечетная - бесплатной).
- Меня часто спрашивают, можно ли в России достичь европейского уровня общения, когда абоненты тратят ежемесячно по 350-400 минут на разговоры по мобильному телефону, - продолжает г-н Солдатенков. - Отвечаю: можно, но не во всех регионах. У нас и сейчас есть регионы, где абоненты в среднем говорят по мобильнику 500 минут в месяц, а есть - где MOU (удельный трафик на одного абонента) только 60 минут. Вообще, в 2007 году у "МегаФона" стало на шесть млн. абонентов больше. Сегодня наших абонентов более 36 млн. человек только по России, не считая Таджикистана. Доля рынка "МегаФона" сегодня - более 20,5%, доля "МегаФона" в совокупной выручке операторов большой тройки в России по итогам года составила 31%.
- МТС заявляли, что собираются выходить на рынок Индии. "МегаФон" интересуется Ираном. Какие планы у компании на выход в дальнее зарубежье? TeliaSonera - один из учре­дителей "МегаФона" - работает в Грузии, Казахстане, Азербайджане­ ­и Узбекистане. Значит ли это, что "МегаФону" выход в эти страны заказан?
- У нас нет жестких ограничений на развитие в странах СНГ. Каждый проект рассматривает и оценивает совет директоров, он же принимает окончательное решение. В тех странах, где ­TeliaSonera не ведет операции, мы можем рассматривать возможные приобретения. Если будут интересные предложения, мы готовы убеждать акционеров, что способны освоить эти рынки лучше, чем TeliaSonera. Что касается дальнего зарубежья - мы рассматриваем возможность выхода на эти рынки, но эта задача не является для нас первостепенной. Индия нам интересна. Огромная страна, ненасыщенный рынок. В Иране подобная ситуация - молодое население, число жителей постоянно растет, сегодня в Иране проживает около 70 млн. человек, есть два оператора с участием государства. Иранское правительство предлагает партнерство, они планируют войти в состав учредителей сотового оператора, который будет работать на их рынке. Пока непонятно, на каких условиях мы сможем выйти на рынок - будет ли это аукцион или конкурс среди сотовых операторов. Пока больше вопросов, чем ответов. Что касается рынка Европы, то мы не видим для себя смысла выходить, к примеру, в ту же Латвию - там повсюду рынок уже поделен.
- Сколько средств инвестирует "МегаФон" в 2008 году в связь третьего поколения?
- Мы планируем инвестировать в 2008 году до $1,7 млрд., из них $250 млн. пойдут на связь третьего поколения. В начале года мы организовали первый для России международный видеозвонок по мобильной связи третьего поколения между Красной поляной (Сочи, Россия) и Куршавелем (Франция). В Питере 3G уже есть. До конца года связь третьего поколения появится еще в нескольких регионах России, каких - не могу пока назвать. Не следует ожидать от сетей 3G кардинально новых возможностей. Уже сейчас в сети GSM "Мегафон" предоставляет практически полный спектр услуг, которые будут доступны в сети 3G, в том числе мобильное телевидение. Однако следует заметить, что качество этих услуг в сетях следующего поколения будет заметно лучше, кроме того, появится услуга, которую невозможно предоставлять в сетях второго поколения, - видеозвонок.
- Будет ли "МегаФон" проводить в этом году IPO и произойдет ли объединение региональных дочерних компаний сотового оператора в одну федеральную структуру?
- К IPO компания готова: у нас самый высокий кредитный рейтинг, который может быть у российской компании, вся финансовая отчетность давно соответствует всем требованиям, которые предъявляются к публичной компании. Нас также не может не радовать, что телекоммуникационный рынок достаточно высоко оценен на бирже и рядом с газовыми и нефтяными монстрами соседствуют МТС и "ВымпелКом". Это значит, что наша страна не только сырьевая. Нашему IPO по-прежнему мешает отсутствие однозначного мнения среди акционеров по этому поводу. Объединение наших 100% "дочек" в одну федеральную структуру также тормозится по этой же причине. (Напомним, осенью прошлого года завершился четырехлетний конфликт акционеров "МегаФона": фонд IPOC и "Альфа-групп", оспаривавшие права на 25,1% акций сотовой компании, отозвали все взаимные иски. А незадолго до этого у оператора появился новый совладелец - Алишер Усманов заплатил $410 млн. за 15% "Телекоминвеста" - второго по величине акционера "МегаФона" - "БК".)
В кулуарах после пресс-конференции, как обычно, обсуждалось самое интересное. Вывод из дискуссии между журналистами и топ-менеджерами компании корреспондент "БК" сделала следующий - удивительная все-таки вещь российский рынок. С одной стороны, по неофициальной информации, одного из сотовых операторов большой тройки, а именно "МегаФон", нарушая все законы о свободной конкуренции, лоббирует министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. С другой - нижегородские чиновники за то, чтобы разрешить "МегаФону" провести городской субботник с участием абонентов и работников компании, просят 10 тысяч рублей. Хотя это еще цветочки. Директор детского дома в Подмосковье за право оказать детям спонсорскую помощь потребовала от потенциального мецената 20 тысяч рублей.

Алена Булавка
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru