Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Главная тема
№ 20(247) от 28.05.2008

Раньше говорили о погоде, сейчас - о малом бизнесе

В год поддержки предпринимательства о малом бизнесе говорят все кому не лень. ­Активизировались общественные организации. "Деловая Россия" привезла в честь нового праздника - Дня предпринимателя - группы "Би2" и "Уматурман". Замечательно. Только какая от этого польза самим предпринимателям?

Почти такая же, как и от круглых столов "ОПОРЫ России", когда приходят банкиры и рассказывают друг другу об условиях кредитования малого бизнеса, которого на мероприятии и в помине нет. Ну, не ходят "маршрутчики" и "ларечники" на круглые столы, где звучат умные речи (зачастую далекие от реальности). В лучшем случае аудиторией становятся те бизнесмены, кто развивает интеллектуальный бизнес, услуги. Тем нужен пиар, поэтому некоторые готовы прийти куда угодно и толкнуть речь на любую тему, лишь бы бесплатно пустили. Так и существуют параллельные миры - чиновники, отвечающие за малый бизнес, банки со своими кредитами, общественные организации с круглыми столами и, собственно, предприниматели, сам малый бизнес. Каждый день сталкивающийся с проверками Роспотребнадзора и налоговой, с нехваткой помещений для аренды, нерадивостью, воровством работников и текучкой кадров. И каждый день нужно решать тысячи проблем, о которых чиновники и банкиры даже не подозревают. Над ними в нашей области ломают головы, по данным облстата, 14 тысяч 831 собственник малых предприятий и 59 тысяч 400 индивидуальных предпринимателей. Кто о чем ­думает: 43,2% "малых" занимаются торговлей, 19,6% - операциями с недвижимостью, 12,2% - строительством, 11,8% - обрабатывающим производством, 4,3% - связью и транспортом, 3% - сельским хозяйством.
Легальные затраты на проверки - 10% от выручки
Новый президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета высказал ряд революционных идей. По его словам, к 2020 году 60-70% населения России должно переквалифицироваться в предпринимателей, а количество малых предприятий нужно увеличить в пять-шесть раз.
Но как этого достичь, если надзор за предпринимателями осуществляют 30 различных органов? По словам ­г-на ­Медведева, одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки.
Что предлагает президент? Два варианта решения проблемы: выдать "квоты на проверки", то есть в год всем органам дается несколько десятков часов на проверку. И если вдруг, к примеру, налоговая или Роспотребнадзор в начале года израсходуют всю квоту проверяющих органов, то пожарные или милиция посетить предприятие уже не смогут. Второй вариант, еще более радикальный - полностью запретить контролирующим органам навещать малые предприятия. В результате надзирающие органы будут только иметь право разбирать конкретные случаи, которые привели к нарушению прав и интересов третьих лиц, потребителей.
Г-н Медведев также предлагает полностью заменить лицензирование страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. Сократить на 30% перечень сертифицируемых видов продукции. Под сертификацию сегодня ­попадают гвозди, сковороды, молотки, гаечные ключи и т.д. Он предлагает перейти на систему декларирования соответствия продукции производителям. В планах президента также к 2011 году осуществить постепенный перенос платы за присоединение к техническим сетям в тариф на передачу электроэнергии. В ряде регионов с высокой платой за подключение субсидировать затраты на присоединение. Кроме этого, президент предлагает муниципалитетам заключать с предпринимателями долгосрочные договоры аренды - свыше трех лет, ввести уведомительный порядок начала деятельности, то есть никаких предварительных разрешений и согласований, кроме юридической регистрации и уведомления о начале работы.
Пожалел налогового инспектора
Но это, что называется, в теории. На практике один предприниматель рассказал "БК", что, к примеру, Роспотребнадзор проверяет организации общепита, руководствуясь нормативными документами 60-70-х годов прошлого века. Других-то просто нет! В результате количество моек для ресторана на 250 человек и для кафе на 20 человек должно быть одинаковым. А это увеличивает площадь подсобных помещений, которые нужно брать в аренду. И это только верхушка айсберга. Бывает, что проверяющие органы не брезгуют взятками. Случаются и анекдотичные ситуации. Старший аудитор компании "Юниаструм консалтинг" Сергей Зеленов рассказывал "БК", что однажды их клиент пришел на встречу с налоговым инспектором и специально изменил отчетную документацию, чтобы ему выписали минимальный штраф, но, когда ситуация повторилась, он просто подал в суд и выиграл его. "А проблема-то какая, - говорит г-н Зеленов. - Просто молодая девушка - налоговый инспектор - призналась клиенту, что она обязана найти на предприятии нарушение, иначе ее просто уволят". Смех смехом, но ведь планы и разнарядки по штрафам и недоимкам никто не отменял.
Две беды бизнеса: власти и федеральные сети
Отдельная статья работы "малышей" - взаимоотношения с властями. Как показывает практика, лучше всего для бизнеса, если его просто не замечают. В противном случае, к примеру, появляются сомнительные конкурсы на выдачу маршрутов для газелистов, в результате чего половина предпринимателей либо лишается бизнеса, либо работает нелегально. Хотя о какой законности может идти речь, когда сами условия конкурса ставятся под сомнения, а ­приближенные к власти бизнесмены организуют торговлю "голограммами" - разрешения на маршрут, которые нужно клеить на "Газель"? Сюжет из новейшей омской истории - рынок "Ассорти". Предпринимателей известили о том, что они должны срочно съезжать, хотя аренда у них была проплачена на месяц вперед. На месте рынка вырастет торговый комплекс, вход в который бывшим "ларечникам" заказан. Слишком высокая аренда, к тому же скорее всего и без них есть якорные арендаторы - федеральные сети.
"Лента", Metro, Castorama и т.д. - лебединая песня многих омских предпринимателей. Как утверждают омские ритейлеры, в радиусе 10 километров от такого гипермаркета неизбежно возникает выжженное поле - постепенно закрываются ларьки, киоски, магазинчики. Выживают в соседстве с монстром единицы. По словам гендиректора ТД "Шкуренко" Виктора Шкуренко, каждый гипермаркет лишает работы 3-4 тысяч человек: продавцов, грузчиков, собственников малого бизнеса. Можно ли и нужно противостоять сетям? Или возложить на них выполнение части социальной функции, необходимой городу? К примеру, Новосибирску это удалось. Можно ли дружить с сетями? Омские хлебопеки (кстати, представители далеко не всегда­ именно малого бизнеса) попробовали дружить с "Лентой", но очень быстро поняли, что продавать хлеб в этом гипермаркете - себе в убыток. Так продукция омских производителей во всех сетях занимает ничтожные проценты.
Очень сомнительно, что и в ­Castorama, и в IKEA будет продаваться продукция местных производителей.
Как крупный бизнес кредитуется как малый
Еще одна проблема малого бизнеса - кредитование. Г-н Медведев оценивает общие потребности в банковском кредитовании в сумму не менее 1 трлн. рублей, пока же реальное банковское кредитование "малышей" по России составляет 250 млрд. рублей.
Как-то на пресс-ланче, посвященном вопросам кредитования малого бизнеса, руководители омского филиала банка УРАЛСИБ подробно рассказывали о том, как легко получить кредит. И условия хорошие, и процедура несложная, и даже отчетность специалисты банка принимают не в официальном виде, а в том, что удобен самому бизнесмену, буквально написанную карандашом в тетрадке. А бизнесмены все равно за кредитами в очередь не выстраиваются. Почему? Да потому, что предприниматели предпочитают занимать деньги на открытие нового ларька по знакомым, а не в банках. За кредитами же приходит, как правило, средний и крупный бизнес, который, кстати, при выполнении ряда формальностей может кредитоваться на условиях малого бизнеса. К примеру, в одном из омских банков любой бизнес прокредитуют под относительно низкий процент - 12-14% годовых, если месячный оборот предприятия на счетах банка не будет превышать 35 млн. руб. Это значит, что в другом банке можно "крутить" хоть миллиард, тебе все равно дадут кредит как представителю малого бизнеса.
Помощью в реальном кредитовании "малышей" станет, по словам руководителя департамента развития предпринимательства и рекламно-выставочной деятельности, торговли, лицензирования и государственного контроля областного министерства экономики Вячеслава Федюнина, фонд поддержки предпринимательства. Его учредили областные министерства экономики и имущественных отношений. По словам г-на Федюнина, сегодня фонд заключил соглашение со Сбербанком, в ближайшее время будут заключены соглашения с ВТБ 24 и МДМ-Банком. В течение 2008 года областные чиновники ожидают увеличение кредитования субъектов малого бизнеса Омской области не менее чем на 90 млн. руб. за счет предоставленных фондом поручительств. Сумма поручительства - 1 млн. рублей, в редких случаях - 5 млн. рублей. Прежде всего поручительства будут предоставляться предпринимателям, работающим в сфере обрабатывающих производств, транспорта, строи­тельства, сельского хозяйства. Пока в фонд обратилось всего 10 человек.
Как будет работать фонд, покажет время. Главное, чтобы он не уподобился бизнес-инкубатору, который спустя почти два года так до конца и не заполнен начинающими бизнесменами.

Почти такая же, как и от круглых столов "ОПОРЫ России", когда приходят банкиры и рассказывают друг другу об условиях кредитования малого бизнеса, которого на мероприятии и в помине нет. Ну, не ходят "маршрутчики" и "ларечники" на круглые столы, где звучат умные речи (зачастую далекие от реальности). В лучшем случае аудиторией становятся те бизнесмены, кто развивает интеллектуальный бизнес, услуги. Тем нужен пиар, поэтому некоторые готовы прийти куда угодно и толкнуть речь на любую тему, лишь бы бесплатно пустили. Так и существуют параллельные миры - чиновники, отвечающие за малый бизнес, банки со своими кредитами, общественные организации с круглыми столами и, собственно, предприниматели, сам малый бизнес. Каждый день сталкивающийся с проверками Роспотребнадзора и налоговой, с нехваткой помещений для аренды, нерадивостью, воровством работников и текучкой кадров. И каждый день нужно решать тысячи проблем, о которых чиновники и банкиры даже не подозревают. Над ними в нашей области ломают головы, по данным облстата, 14 тысяч 831 собственник малых предприятий и 59 тысяч 400 индивидуальных предпринимателей. Кто о чем ­думает: 43,2% "малых" занимаются торговлей, 19,6% - операциями с недвижимостью, 12,2% - строительством, 11,8% - обрабатывающим производством, 4,3% - связью и транспортом, 3% - сельским хозяйством.
Легальные затраты на проверки - 10% от выручки
Новый президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета высказал ряд революционных идей. По его словам, к 2020 году 60-70% населения России должно переквалифицироваться в предпринимателей, а количество малых предприятий нужно увеличить в пять-шесть раз.
Но как этого достичь, если надзор за предпринимателями осуществляют 30 различных органов? По словам ­г-на ­Медведева, одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки.
Что предлагает президент? Два варианта решения проблемы: выдать "квоты на проверки", то есть в год всем органам дается несколько десятков часов на проверку. И если вдруг, к примеру, налоговая или Роспотребнадзор в начале года израсходуют всю квоту проверяющих органов, то пожарные или милиция посетить предприятие уже не смогут. Второй вариант, еще более радикальный - полностью запретить контролирующим органам навещать малые предприятия. В результате надзирающие органы будут только иметь право разбирать конкретные случаи, которые привели к нарушению прав и интересов третьих лиц, потребителей.
Г-н Медведев также предлагает полностью заменить лицензирование страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. Сократить на 30% перечень сертифицируемых видов продукции. Под сертификацию сегодня ­попадают гвозди, сковороды, молотки, гаечные ключи и т.д. Он предлагает перейти на систему декларирования соответствия продукции производителям. В планах президента также к 2011 году осуществить постепенный перенос платы за присоединение к техническим сетям в тариф на передачу электроэнергии. В ряде регионов с высокой платой за подключение субсидировать затраты на присоединение. Кроме этого, президент предлагает муниципалитетам заключать с предпринимателями долгосрочные договоры аренды - свыше трех лет, ввести уведомительный порядок начала деятельности, то есть никаких предварительных разрешений и согласований, кроме юридической регистрации и уведомления о начале работы.
Пожалел налогового инспектора
Но это, что называется, в теории. На практике один предприниматель рассказал "БК", что, к примеру, Роспотребнадзор проверяет организации общепита, руководствуясь нормативными документами 60-70-х годов прошлого века. Других-то просто нет! В результате количество моек для ресторана на 250 человек и для кафе на 20 человек должно быть одинаковым. А это увеличивает площадь подсобных помещений, которые нужно брать в аренду. И это только верхушка айсберга. Бывает, что проверяющие органы не брезгуют взятками. Случаются и анекдотичные ситуации. Старший аудитор компании "Юниаструм консалтинг" Сергей Зеленов рассказывал "БК", что однажды их клиент пришел на встречу с налоговым инспектором и специально изменил отчетную документацию, чтобы ему выписали минимальный штраф, но, когда ситуация повторилась, он просто подал в суд и выиграл его. "А проблема-то какая, - говорит г-н Зеленов. - Просто молодая девушка - налоговый инспектор - призналась клиенту, что она обязана найти на предприятии нарушение, иначе ее просто уволят". Смех смехом, но ведь планы и разнарядки по штрафам и недоимкам никто не отменял.
Две беды бизнеса: власти и федеральные сети
Отдельная статья работы "малышей" - взаимоотношения с властями. Как показывает практика, лучше всего для бизнеса, если его просто не замечают. В противном случае, к примеру, появляются сомнительные конкурсы на выдачу маршрутов для газелистов, в результате чего половина предпринимателей либо лишается бизнеса, либо работает нелегально. Хотя о какой законности может идти речь, когда сами условия конкурса ставятся под сомнения, а ­приближенные к власти бизнесмены организуют торговлю "голограммами" - разрешения на маршрут, которые нужно клеить на "Газель"? Сюжет из новейшей омской истории - рынок "Ассорти". Предпринимателей известили о том, что они должны срочно съезжать, хотя аренда у них была проплачена на месяц вперед. На месте рынка вырастет торговый комплекс, вход в который бывшим "ларечникам" заказан. Слишком высокая аренда, к тому же скорее всего и без них есть якорные арендаторы - федеральные сети.
"Лента", Metro, Castorama и т.д. - лебединая песня многих омских предпринимателей. Как утверждают омские ритейлеры, в радиусе 10 километров от такого гипермаркета неизбежно возникает выжженное поле - постепенно закрываются ларьки, киоски, магазинчики. Выживают в соседстве с монстром единицы. По словам гендиректора ТД "Шкуренко" Виктора Шкуренко, каждый гипермаркет лишает работы 3-4 тысяч человек: продавцов, грузчиков, собственников малого бизнеса. Можно ли и нужно противостоять сетям? Или возложить на них выполнение части социальной функции, необходимой городу? К примеру, Новосибирску это удалось. Можно ли дружить с сетями? Омские хлебопеки (кстати, представители далеко не всегда­ именно малого бизнеса) попробовали дружить с "Лентой", но очень быстро поняли, что продавать хлеб в этом гипермаркете - себе в убыток. Так продукция омских производителей во всех сетях занимает ничтожные проценты.
Очень сомнительно, что и в ­Castorama, и в IKEA будет продаваться продукция местных производителей.
Как крупный бизнес кредитуется как малый
Еще одна проблема малого бизнеса - кредитование. Г-н Медведев оценивает общие потребности в банковском кредитовании в сумму не менее 1 трлн. рублей, пока же реальное банковское кредитование "малышей" по России составляет 250 млрд. рублей.
Как-то на пресс-ланче, посвященном вопросам кредитования малого бизнеса, руководители омского филиала банка УРАЛСИБ подробно рассказывали о том, как легко получить кредит. И условия хорошие, и процедура несложная, и даже отчетность специалисты банка принимают не в официальном виде, а в том, что удобен самому бизнесмену, буквально написанную карандашом в тетрадке. А бизнесмены все равно за кредитами в очередь не выстраиваются. Почему? Да потому, что предприниматели предпочитают занимать деньги на открытие нового ларька по знакомым, а не в банках. За кредитами же приходит, как правило, средний и крупный бизнес, который, кстати, при выполнении ряда формальностей может кредитоваться на условиях малого бизнеса. К примеру, в одном из омских банков любой бизнес прокредитуют под относительно низкий процент - 12-14% годовых, если месячный оборот предприятия на счетах банка не будет превышать 35 млн. руб. Это значит, что в другом банке можно "крутить" хоть миллиард, тебе все равно дадут кредит как представителю малого бизнеса.
Помощью в реальном кредитовании "малышей" станет, по словам руководителя департамента развития предпринимательства и рекламно-выставочной деятельности, торговли, лицензирования и государственного контроля областного министерства экономики Вячеслава Федюнина, фонд поддержки предпринимательства. Его учредили областные министерства экономики и имущественных отношений. По словам г-на Федюнина, сегодня фонд заключил соглашение со Сбербанком, в ближайшее время будут заключены соглашения с ВТБ 24 и МДМ-Банком. В течение 2008 года областные чиновники ожидают увеличение кредитования субъектов малого бизнеса Омской области не менее чем на 90 млн. руб. за счет предоставленных фондом поручительств. Сумма поручительства - 1 млн. рублей, в редких случаях - 5 млн. рублей. Прежде всего поручительства будут предоставляться предпринимателям, работающим в сфере обрабатывающих производств, транспорта, строи­тельства, сельского хозяйства. Пока в фонд обратилось всего 10 человек.
Как будет работать фонд, покажет время. Главное, чтобы он не уподобился бизнес-инкубатору, который спустя почти два года так до конца и не заполнен начинающими бизнесменами.

Почти такая же, как и от круглых столов "ОПОРЫ России", когда приходят банкиры и рассказывают друг другу об условиях кредитования малого бизнеса, которого на мероприятии и в помине нет. Ну, не ходят "маршрутчики" и "ларечники" на круглые столы, где звучат умные речи (зачастую далекие от реальности). В лучшем случае аудиторией становятся те бизнесмены, кто развивает интеллектуальный бизнес, услуги. Тем нужен пиар, поэтому некоторые готовы прийти куда угодно и толкнуть речь на любую тему, лишь бы бесплатно пустили. Так и существуют параллельные миры - чиновники, отвечающие за малый бизнес, банки со своими кредитами, общественные организации с круглыми столами и, собственно, предприниматели, сам малый бизнес. Каждый день сталкивающийся с проверками Роспотребнадзора и налоговой, с нехваткой помещений для аренды, нерадивостью, воровством работников и текучкой кадров. И каждый день нужно решать тысячи проблем, о которых чиновники и банкиры даже не подозревают. Над ними в нашей области ломают головы, по данным облстата, 14 тысяч 831 собственник малых предприятий и 59 тысяч 400 индивидуальных предпринимателей. Кто о чем ­думает: 43,2% "малых" занимаются торговлей, 19,6% - операциями с недвижимостью, 12,2% - строительством, 11,8% - обрабатывающим производством, 4,3% - связью и транспортом, 3% - сельским хозяйством.
Легальные затраты на проверки - 10% от выручки
Новый президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета высказал ряд революционных идей. По его словам, к 2020 году 60-70% населения России должно переквалифицироваться в предпринимателей, а количество малых предприятий нужно увеличить в пять-шесть раз.
Но как этого достичь, если надзор за предпринимателями осуществляют 30 различных органов? По словам ­г-на ­Медведева, одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки.
Что предлагает президент? Два варианта решения проблемы: выдать "квоты на проверки", то есть в год всем органам дается несколько десятков часов на проверку. И если вдруг, к примеру, налоговая или Роспотребнадзор в начале года израсходуют всю квоту проверяющих органов, то пожарные или милиция посетить предприятие уже не смогут. Второй вариант, еще более радикальный - полностью запретить контролирующим органам навещать малые предприятия. В результате надзирающие органы будут только иметь право разбирать конкретные случаи, которые привели к нарушению прав и интересов третьих лиц, потребителей.
Г-н Медведев также предлагает полностью заменить лицензирование страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. Сократить на 30% перечень сертифицируемых видов продукции. Под сертификацию сегодня ­попадают гвозди, сковороды, молотки, гаечные ключи и т.д. Он предлагает перейти на систему декларирования соответствия продукции производителям. В планах президента также к 2011 году осуществить постепенный перенос платы за присоединение к техническим сетям в тариф на передачу электроэнергии. В ряде регионов с высокой платой за подключение субсидировать затраты на присоединение. Кроме этого, президент предлагает муниципалитетам заключать с предпринимателями долгосрочные договоры аренды - свыше трех лет, ввести уведомительный порядок начала деятельности, то есть никаких предварительных разрешений и согласований, кроме юридической регистрации и уведомления о начале работы.
Пожалел налогового инспектора
Но это, что называется, в теории. На практике один предприниматель рассказал "БК", что, к примеру, Роспотребнадзор проверяет организации общепита, руководствуясь нормативными документами 60-70-х годов прошлого века. Других-то просто нет! В результате количество моек для ресторана на 250 человек и для кафе на 20 человек должно быть одинаковым. А это увеличивает площадь подсобных помещений, которые нужно брать в аренду. И это только верхушка айсберга. Бывает, что проверяющие органы не брезгуют взятками. Случаются и анекдотичные ситуации. Старший аудитор компании "Юниаструм консалтинг" Сергей Зеленов рассказывал "БК", что однажды их клиент пришел на встречу с налоговым инспектором и специально изменил отчетную документацию, чтобы ему выписали минимальный штраф, но, когда ситуация повторилась, он просто подал в суд и выиграл его. "А проблема-то какая, - говорит г-н Зеленов. - Просто молодая девушка - налоговый инспектор - призналась клиенту, что она обязана найти на предприятии нарушение, иначе ее просто уволят". Смех смехом, но ведь планы и разнарядки по штрафам и недоимкам никто не отменял.
Две беды бизнеса: власти и федеральные сети
Отдельная статья работы "малышей" - взаимоотношения с властями. Как показывает практика, лучше всего для бизнеса, если его просто не замечают. В противном случае, к примеру, появляются сомнительные конкурсы на выдачу маршрутов для газелистов, в результате чего половина предпринимателей либо лишается бизнеса, либо работает нелегально. Хотя о какой законности может идти речь, когда сами условия конкурса ставятся под сомнения, а ­приближенные к власти бизнесмены организуют торговлю "голограммами" - разрешения на маршрут, которые нужно клеить на "Газель"? Сюжет из новейшей омской истории - рынок "Ассорти". Предпринимателей известили о том, что они должны срочно съезжать, хотя аренда у них была проплачена на месяц вперед. На месте рынка вырастет торговый комплекс, вход в который бывшим "ларечникам" заказан. Слишком высокая аренда, к тому же скорее всего и без них есть якорные арендаторы - федеральные сети.
"Лента", Metro, Castorama и т.д. - лебединая песня многих омских предпринимателей. Как утверждают омские ритейлеры, в радиусе 10 километров от такого гипермаркета неизбежно возникает выжженное поле - постепенно закрываются ларьки, киоски, магазинчики. Выживают в соседстве с монстром единицы. По словам гендиректора ТД "Шкуренко" Виктора Шкуренко, каждый гипермаркет лишает работы 3-4 тысяч человек: продавцов, грузчиков, собственников малого бизнеса. Можно ли и нужно противостоять сетям? Или возложить на них выполнение части социальной функции, необходимой городу? К примеру, Новосибирску это удалось. Можно ли дружить с сетями? Омские хлебопеки (кстати, представители далеко не всегда­ именно малого бизнеса) попробовали дружить с "Лентой", но очень быстро поняли, что продавать хлеб в этом гипермаркете - себе в убыток. Так продукция омских производителей во всех сетях занимает ничтожные проценты.
Очень сомнительно, что и в ­Castorama, и в IKEA будет продаваться продукция местных производителей.
Как крупный бизнес кредитуется как малый
Еще одна проблема малого бизнеса - кредитование. Г-н Медведев оценивает общие потребности в банковском кредитовании в сумму не менее 1 трлн. рублей, пока же реальное банковское кредитование "малышей" по России составляет 250 млрд. рублей.
Как-то на пресс-ланче, посвященном вопросам кредитования малого бизнеса, руководители омского филиала банка УРАЛСИБ подробно рассказывали о том, как легко получить кредит. И условия хорошие, и процедура несложная, и даже отчетность специалисты банка принимают не в официальном виде, а в том, что удобен самому бизнесмену, буквально написанную карандашом в тетрадке. А бизнесмены все равно за кредитами в очередь не выстраиваются. Почему? Да потому, что предприниматели предпочитают занимать деньги на открытие нового ларька по знакомым, а не в банках. За кредитами же приходит, как правило, средний и крупный бизнес, который, кстати, при выполнении ряда формальностей может кредитоваться на условиях малого бизнеса. К примеру, в одном из омских банков любой бизнес прокредитуют под относительно низкий процент - 12-14% годовых, если месячный оборот предприятия на счетах банка не будет превышать 35 млн. руб. Это значит, что в другом банке можно "крутить" хоть миллиард, тебе все равно дадут кредит как представителю малого бизнеса.
Помощью в реальном кредитовании "малышей" станет, по словам руководителя департамента развития предпринимательства и рекламно-выставочной деятельности, торговли, лицензирования и государственного контроля областного министерства экономики Вячеслава Федюнина, фонд поддержки предпринимательства. Его учредили областные министерства экономики и имущественных отношений. По словам г-на Федюнина, сегодня фонд заключил соглашение со Сбербанком, в ближайшее время будут заключены соглашения с ВТБ 24 и МДМ-Банком. В течение 2008 года областные чиновники ожидают увеличение кредитования субъектов малого бизнеса Омской области не менее чем на 90 млн. руб. за счет предоставленных фондом поручительств. Сумма поручительства - 1 млн. рублей, в редких случаях - 5 млн. рублей. Прежде всего поручительства будут предоставляться предпринимателям, работающим в сфере обрабатывающих производств, транспорта, строи­тельства, сельского хозяйства. Пока в фонд обратилось всего 10 человек.
Как будет работать фонд, покажет время. Главное, чтобы он не уподобился бизнес-инкубатору, который спустя почти два года так до конца и не заполнен начинающими бизнесменами.

Почти такая же, как и от круглых столов "ОПОРЫ России", когда приходят банкиры и рассказывают друг другу об условиях кредитования малого бизнеса, которого на мероприятии и в помине нет. Ну, не ходят "маршрутчики" и "ларечники" на круглые столы, где звучат умные речи (зачастую далекие от реальности). В лучшем случае аудиторией становятся те бизнесмены, кто развивает интеллектуальный бизнес, услуги. Тем нужен пиар, поэтому некоторые готовы прийти куда угодно и толкнуть речь на любую тему, лишь бы бесплатно пустили. Так и существуют параллельные миры - чиновники, отвечающие за малый бизнес, банки со своими кредитами, общественные организации с круглыми столами и, собственно, предприниматели, сам малый бизнес. Каждый день сталкивающийся с проверками Роспотребнадзора и налоговой, с нехваткой помещений для аренды, нерадивостью, воровством работников и текучкой кадров. И каждый день нужно решать тысячи проблем, о которых чиновники и банкиры даже не подозревают. Над ними в нашей области ломают головы, по данным облстата, 14 тысяч 831 собственник малых предприятий и 59 тысяч 400 индивидуальных предпринимателей. Кто о чем ­думает: 43,2% "малых" занимаются торговлей, 19,6% - операциями с недвижимостью, 12,2% - строительством, 11,8% - обрабатывающим производством, 4,3% - связью и транспортом, 3% - сельским хозяйством.
Легальные затраты на проверки - 10% от выручки
Новый президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета высказал ряд революционных идей. По его словам, к 2020 году 60-70% населения России должно переквалифицироваться в предпринимателей, а количество малых предприятий нужно увеличить в пять-шесть раз.
Но как этого достичь, если надзор за предпринимателями осуществляют 30 различных органов? По словам ­г-на ­Медведева, одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки.
Что предлагает президент? Два варианта решения проблемы: выдать "квоты на проверки", то есть в год всем органам дается несколько десятков часов на проверку. И если вдруг, к примеру, налоговая или Роспотребнадзор в начале года израсходуют всю квоту проверяющих органов, то пожарные или милиция посетить предприятие уже не смогут. Второй вариант, еще более радикальный - полностью запретить контролирующим органам навещать малые предприятия. В результате надзирающие органы будут только иметь право разбирать конкретные случаи, которые привели к нарушению прав и интересов третьих лиц, потребителей.
Г-н Медведев также предлагает полностью заменить лицензирование страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. Сократить на 30% перечень сертифицируемых видов продукции. Под сертификацию сегодня ­попадают гвозди, сковороды, молотки, гаечные ключи и т.д. Он предлагает перейти на систему декларирования соответствия продукции производителям. В планах президента также к 2011 году осуществить постепенный перенос платы за присоединение к техническим сетям в тариф на передачу электроэнергии. В ряде регионов с высокой платой за подключение субсидировать затраты на присоединение. Кроме этого, президент предлагает муниципалитетам заключать с предпринимателями долгосрочные договоры аренды - свыше трех лет, ввести уведомительный порядок начала деятельности, то есть никаких предварительных разрешений и согласований, кроме юридической регистрации и уведомления о начале работы.
Пожалел налогового инспектора
Но это, что называется, в теории. На практике один предприниматель рассказал "БК", что, к примеру, Роспотребнадзор проверяет организации общепита, руководствуясь нормативными документами 60-70-х годов прошлого века. Других-то просто нет! В результате количество моек для ресторана на 250 человек и для кафе на 20 человек должно быть одинаковым. А это увеличивает площадь подсобных помещений, которые нужно брать в аренду. И это только верхушка айсберга. Бывает, что проверяющие органы не брезгуют взятками. Случаются и анекдотичные ситуации. Старший аудитор компании "Юниаструм консалтинг" Сергей Зеленов рассказывал "БК", что однажды их клиент пришел на встречу с налоговым инспектором и специально изменил отчетную документацию, чтобы ему выписали минимальный штраф, но, когда ситуация повторилась, он просто подал в суд и выиграл его. "А проблема-то какая, - говорит г-н Зеленов. - Просто молодая девушка - налоговый инспектор - призналась клиенту, что она обязана найти на предприятии нарушение, иначе ее просто уволят". Смех смехом, но ведь планы и разнарядки по штрафам и недоимкам никто не отменял.
Две беды бизнеса: власти и федеральные сети
Отдельная статья работы "малышей" - взаимоотношения с властями. Как показывает практика, лучше всего для бизнеса, если его просто не замечают. В противном случае, к примеру, появляются сомнительные конкурсы на выдачу маршрутов для газелистов, в результате чего половина предпринимателей либо лишается бизнеса, либо работает нелегально. Хотя о какой законности может идти речь, когда сами условия конкурса ставятся под сомнения, а ­приближенные к власти бизнесмены организуют торговлю "голограммами" - разрешения на маршрут, которые нужно клеить на "Газель"? Сюжет из новейшей омской истории - рынок "Ассорти". Предпринимателей известили о том, что они должны срочно съезжать, хотя аренда у них была проплачена на месяц вперед. На месте рынка вырастет торговый комплекс, вход в который бывшим "ларечникам" заказан. Слишком высокая аренда, к тому же скорее всего и без них есть якорные арендаторы - федеральные сети.
"Лента", Metro, Castorama и т.д. - лебединая песня многих омских предпринимателей. Как утверждают омские ритейлеры, в радиусе 10 километров от такого гипермаркета неизбежно возникает выжженное поле - постепенно закрываются ларьки, киоски, магазинчики. Выживают в соседстве с монстром единицы. По словам гендиректора ТД "Шкуренко" Виктора Шкуренко, каждый гипермаркет лишает работы 3-4 тысяч человек: продавцов, грузчиков, собственников малого бизнеса. Можно ли и нужно противостоять сетям? Или возложить на них выполнение части социальной функции, необходимой городу? К примеру, Новосибирску это удалось. Можно ли дружить с сетями? Омские хлебопеки (кстати, представители далеко не всегда­ именно малого бизнеса) попробовали дружить с "Лентой", но очень быстро поняли, что продавать хлеб в этом гипермаркете - себе в убыток. Так продукция омских производителей во всех сетях занимает ничтожные проценты.
Очень сомнительно, что и в ­Castorama, и в IKEA будет продаваться продукция местных производителей.
Как крупный бизнес кредитуется как малый
Еще одна проблема малого бизнеса - кредитование. Г-н Медведев оценивает общие потребности в банковском кредитовании в сумму не менее 1 трлн. рублей, пока же реальное банковское кредитование "малышей" по России составляет 250 млрд. рублей.
Как-то на пресс-ланче, посвященном вопросам кредитования малого бизнеса, руководители омского филиала банка УРАЛСИБ подробно рассказывали о том, как легко получить кредит. И условия хорошие, и процедура несложная, и даже отчетность специалисты банка принимают не в официальном виде, а в том, что удобен самому бизнесмену, буквально написанную карандашом в тетрадке. А бизнесмены все равно за кредитами в очередь не выстраиваются. Почему? Да потому, что предприниматели предпочитают занимать деньги на открытие нового ларька по знакомым, а не в банках. За кредитами же приходит, как правило, средний и крупный бизнес, который, кстати, при выполнении ряда формальностей может кредитоваться на условиях малого бизнеса. К примеру, в одном из омских банков любой бизнес прокредитуют под относительно низкий процент - 12-14% годовых, если месячный оборот предприятия на счетах банка не будет превышать 35 млн. руб. Это значит, что в другом банке можно "крутить" хоть миллиард, тебе все равно дадут кредит как представителю малого бизнеса.
Помощью в реальном кредитовании "малышей" станет, по словам руководителя департамента развития предпринимательства и рекламно-выставочной деятельности, торговли, лицензирования и государственного контроля областного министерства экономики Вячеслава Федюнина, фонд поддержки предпринимательства. Его учредили областные министерства экономики и имущественных отношений. По словам г-на Федюнина, сегодня фонд заключил соглашение со Сбербанком, в ближайшее время будут заключены соглашения с ВТБ 24 и МДМ-Банком. В течение 2008 года областные чиновники ожидают увеличение кредитования субъектов малого бизнеса Омской области не менее чем на 90 млн. руб. за счет предоставленных фондом поручительств. Сумма поручительства - 1 млн. рублей, в редких случаях - 5 млн. рублей. Прежде всего поручительства будут предоставляться предпринимателям, работающим в сфере обрабатывающих производств, транспорта, строи­тельства, сельского хозяйства. Пока в фонд обратилось всего 10 человек.
Как будет работать фонд, покажет время. Главное, чтобы он не уподобился бизнес-инкубатору, который спустя почти два года так до конца и не заполнен начинающими бизнесменами.

Почти такая же, как и от круглых столов "ОПОРЫ России", когда приходят банкиры и рассказывают друг другу об условиях кредитования малого бизнеса, которого на мероприятии и в помине нет. Ну, не ходят "маршрутчики" и "ларечники" на круглые столы, где звучат умные речи (зачастую далекие от реальности). В лучшем случае аудиторией становятся те бизнесмены, кто развивает интеллектуальный бизнес, услуги. Тем нужен пиар, поэтому некоторые готовы прийти куда угодно и толкнуть речь на любую тему, лишь бы бесплатно пустили. Так и существуют параллельные миры - чиновники, отвечающие за малый бизнес, банки со своими кредитами, общественные организации с круглыми столами и, собственно, предприниматели, сам малый бизнес. Каждый день сталкивающийся с проверками Роспотребнадзора и налоговой, с нехваткой помещений для аренды, нерадивостью, воровством работников и текучкой кадров. И каждый день нужно решать тысячи проблем, о которых чиновники и банкиры даже не подозревают. Над ними в нашей области ломают головы, по данным облстата, 14 тысяч 831 собственник малых предприятий и 59 тысяч 400 индивидуальных предпринимателей. Кто о чем ­думает: 43,2% "малых" занимаются торговлей, 19,6% - операциями с недвижимостью, 12,2% - строительством, 11,8% - обрабатывающим производством, 4,3% - связью и транспортом, 3% - сельским хозяйством.
Легальные затраты на проверки - 10% от выручки
Новый президент России Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета высказал ряд революционных идей. По его словам, к 2020 году 60-70% населения России должно переквалифицироваться в предпринимателей, а количество малых предприятий нужно увеличить в пять-шесть раз.
Но как этого достичь, если надзор за предпринимателями осуществляют 30 различных органов? По словам ­г-на ­Медведева, одни только легальные затраты малых предприятий на проверки составляют около 10% от их выручки.
Что предлагает президент? Два варианта решения проблемы: выдать "квоты на проверки", то есть в год всем органам дается несколько десятков часов на проверку. И если вдруг, к примеру, налоговая или Роспотребнадзор в начале года израсходуют всю квоту проверяющих органов, то пожарные или милиция посетить предприятие уже не смогут. Второй вариант, еще более радикальный - полностью запретить контролирующим органам навещать малые предприятия. В результате надзирающие органы будут только иметь право разбирать конкретные случаи, которые привели к нарушению прав и интересов третьих лиц, потребителей.
Г-н Медведев также предлагает полностью заменить лицензирование страхованием ответственности или финансовыми гарантиями. Сократить на 30% перечень сертифицируемых видов продукции. Под сертификацию сегодня ­попадают гвозди, сковороды, молотки, гаечные ключи и т.д. Он предлагает перейти на систему декларирования соответствия продукции производителям. В планах президента также к 2011 году осуществить постепенный перенос платы за присоединение к техническим сетям в тариф на передачу электроэнергии. В ряде регионов с высокой платой за подключение субсидировать затраты на присоединение. Кроме этого, президент предлагает муниципалитетам заключать с предпринимателями долгосрочные договоры аренды - свыше трех лет, ввести уведомительный порядок начала деятельности, то есть никаких предварительных разрешений и согласований, кроме юридической регистрации и уведомления о начале работы.
Пожалел налогового инспектора
Но это, что называется, в теории. На практике один предприниматель рассказал "БК", что, к примеру, Роспотребнадзор проверяет организации общепита, руководствуясь нормативными документами 60-70-х годов прошлого века. Других-то просто нет! В результате количество моек для ресторана на 250 человек и для кафе на 20 человек должно быть одинаковым. А это увеличивает площадь подсобных помещений, которые нужно брать в аренду. И это только верхушка айсберга. Бывает, что проверяющие органы не брезгуют взятками. Случаются и анекдотичные ситуации. Старший аудитор компании "Юниаструм консалтинг" Сергей Зеленов рассказывал "БК", что однажды их клиент пришел на встречу с налоговым инспектором и специально изменил отчетную документацию, чтобы ему выписали минимальный штраф, но, когда ситуация повторилась, он просто подал в суд и выиграл его. "А проблема-то какая, - говорит г-н Зеленов. - Просто молодая девушка - налоговый инспектор - призналась клиенту, что она обязана найти на предприятии нарушение, иначе ее просто уволят". Смех смехом, но ведь планы и разнарядки по штрафам и недоимкам никто не отменял.
Две беды бизнеса: власти и федеральные сети
Отдельная статья работы "малышей" - взаимоотношения с властями. Как показывает практика, лучше всего для бизнеса, если его просто не замечают. В противном случае, к примеру, появляются сомнительные конкурсы на выдачу маршрутов для газелистов, в результате чего половина предпринимателей либо лишается бизнеса, либо работает нелегально. Хотя о какой законности может идти речь, когда сами условия конкурса ставятся под сомнения, а ­приближенные к власти бизнесмены организуют торговлю "голограммами" - разрешения на маршрут, которые нужно клеить на "Газель"? Сюжет из новейшей омской истории - рынок "Ассорти". Предпринимателей известили о том, что они должны срочно съезжать, хотя аренда у них была проплачена на месяц вперед. На месте рынка вырастет торговый комплекс, вход в который бывшим "ларечникам" заказан. Слишком высокая аренда, к тому же скорее всего и без них есть якорные арендаторы - федеральные сети.
"Лента", Metro, Castorama и т.д. - лебединая песня многих омских предпринимателей. Как утверждают омские ритейлеры, в радиусе 10 километров от такого гипермаркета неизбежно возникает выжженное поле - постепенно закрываются ларьки, киоски, магазинчики. Выживают в соседстве с монстром единицы. По словам гендиректора ТД "Шкуренко" Виктора Шкуренко, каждый гипермаркет лишает работы 3-4 тысяч человек: продавцов, грузчиков, собственников малого бизнеса. Можно ли и нужно противостоять сетям? Или возложить на них выполнение части социальной функции, необходимой городу? К примеру, Новосибирску это удалось. Можно ли дружить с сетями? Омские хлебопеки (кстати, представители далеко не всегда­ именно малого бизнеса) попробовали дружить с "Лентой", но очень быстро поняли, что продавать хлеб в этом гипермаркете - себе в убыток. Так продукция омских производителей во всех сетях занимает ничтожные проценты.
Очень сомнительно, что и в ­Castorama, и в IKEA будет продаваться продукция местных производителей.
Как крупный бизнес кредитуется как малый
Еще одна проблема малого бизнеса - кредитование. Г-н Медведев оценивает общие потребности в банковском кредитовании в сумму не менее 1 трлн. рублей, пока же реальное банковское кредитование "малышей" по России составляет 250 млрд. рублей.
Как-то на пресс-ланче, посвященном вопросам кредитования малого бизнеса, руководители омского филиала банка УРАЛСИБ подробно рассказывали о том, как легко получить кредит. И условия хорошие, и процедура несложная, и даже отчетность специалисты банка принимают не в официальном виде, а в том, что удобен самому бизнесмену, буквально написанную карандашом в тетрадке. А бизнесмены все равно за кредитами в очередь не выстраиваются. Почему? Да потому, что предприниматели предпочитают занимать деньги на открытие нового ларька по знакомым, а не в банках. За кредитами же приходит, как правило, средний и крупный бизнес, который, кстати, при выполнении ряда формальностей может кредитоваться на условиях малого бизнеса. К примеру, в одном из омских банков любой бизнес прокредитуют под относительно низкий процент - 12-14% годовых, если месячный оборот предприятия на счетах банка не будет превышать 35 млн. руб. Это значит, что в другом банке можно "крутить" хоть миллиард, тебе все равно дадут кредит как представителю малого бизнеса.
Помощью в реальном кредитовании "малышей" станет, по словам руководителя департамента развития предпринимательства и рекламно-выставочной деятельности, торговли, лицензирования и государственного контроля областного министерства экономики Вячеслава Федюнина, фонд поддержки предпринимательства. Его учредили областные министерства экономики и имущественных отношений. По словам г-на Федюнина, сегодня фонд заключил соглашение со Сбербанком, в ближайшее время будут заключены соглашения с ВТБ 24 и МДМ-Банком. В течение 2008 года областные чиновники ожидают увеличение кредитования субъектов малого бизнеса Омской области не менее чем на 90 млн. руб. за счет предоставленных фондом поручительств. Сумма поручительства - 1 млн. рублей, в редких случаях - 5 млн. рублей. Прежде всего поручительства будут предоставляться предпринимателям, работающим в сфере обрабатывающих производств, транспорта, строи­тельства, сельского хозяйства. Пока в фонд обратилось всего 10 человек.
Как будет работать фонд, покажет время. Главное, чтобы он не уподобился бизнес-инкубатору, который спустя почти два года так до конца и не заполнен начинающими бизнесменами.

Алена Булавка, Юлия Стрельская
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru