Новости. Омск
bk55.ru
статья из журнала
Бизнес-курс
Рынок. "Живое" пиво
№ 20(247) от 28.05.2008

Нефильтрованный рынок

Согласно опросу, проведенному агентством "БК-рейтинг", почти каждый второй опрошенный омич, пробовавший "живое" пиво, теоретически готов в перспективе отказаться в его пользу от покупки бутилированного продукта. Впрочем, эксперты уверены: существенно потеснить конкурента "живому" пиву вряд ли удастся.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

Омский рынок "живого" пива, по оценкам экспертов, сегодня переживает своеобразный бум. Меньше чем за год в городе открылось порядка 250-300 специализированных точек по продаже разливного пива: "Бочка", "Пивзаправка", "Пивная лавка", Paradise beer, "Товарищ", "Гусар", "Пивкофф", "Живая кружка", "Пивоман" и другие. Увлеклись разливным пивом и супермаркеты - отделы по продаже "живого" пива уже открылись в сетях "Астор", "Наш магазин", "Семейный". Одним из первых установку по розливу поставил супермаркет "Океан" - мобильный танк дображивания одного из пионеров отрасли, компании "Пятый океан".
- "Живое" пиво - достаточно выгодный бизнес, причем у него быстро появляется своя аудитория, - уверенно заявляет директор сети супермаркетов "Астор" Виталий Харченко. - Сегодня из 14 наших магазинов в двух уже стоят установки, планируем расширить число точек. Сотрудничество с торговцами "живым" пивом нам интересно в финансовом плане (увеличивается оборот сети, плюс - дополнительная реклама)". С этим мнением согласна и Наталья Кондратенко, директор супермаркета "День и Ночь": "В идеале в супермаркете обязательно должно присутствовать "живое" пиво. Это положительно отражается на продажах и человекопотоке. Я бы с удовольствием установила у себя не менее 6 кранов, если бы позволяло место, но по площади мы ограничены, а устанавливать 2-3 крана не вижу смысла. Бизнес этот считаю перспективным и рентабельным".
Точки по продаже разливного пенного напитка появились на социальных рынках и в "магазинах у дома". Заинтересовались перспективным напитком некоторые рестораны, кафе, бары. Кажется, что уже "на каждом углу в городе работает пивная точка", однако игроки утверждают, что омский рынок "живого" пива еще далек от насыщения, он делает первые шаги в своем развитии. Например, в соседнем Новосибирске работает порядка 2000 специализированных точек по продаже разливного пива, немногим меньше их в Екатеринбурге. По уровню развития этого сегмента Омск ближе к Тобольску, Красноярску, где этот бизнес тоже только зарождается.
По мнению директора филиала "Евробир" Сергея Безродного, местный рынок насытится, когда из магазинов исчезнет пиво в ПЭТах и все перейдут на разливное. Впрочем, по прогнозам специалистов, до этого знакового момента Омску еще далеко, как минимум, 3-4 года. Тогда начнется период качественной конкуренции между игроками. Пока же ассортимент в однотипных павильончиках разных сетей весьма схож - почти везде льют "Чешское", "Бархатное", "Крюгер", "Глюкауф" и т.д. (редкий максимум - до трех десятков сортов) плюс нехитрая закуска (чипсы, соленая рыба, орешки, сухарики). Иногда ассортимент разбавляют "побочные" мороженое, лимонад и квас.
Мал, да удал
Отставание Омска в развитии этой индустрии игроки связывают с определенным дефицитом местных производителей "живого" пива (в основном его везут из соседних регионов: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Томска). Из местных производителей "живым" пенным напитком занимаются пивоваренный завод "Сибирь" (марки "Сибирь", "На Троих", "Губернское", "Жигулевское", "Баварское", "Хмельное", "Портер", "Чешское" и др.), компания "Пиво и напитки" (производит под брендом "Бирхаус" два сорта "живого": "Адмирал премиум" и "Портер") и несколько мини-пивоварен в области. Однако их объемы производства слишком малы для удовлетворения растущих запросов торговцев.
Для сравнения: в Новосибирской области непастеризованное пиво в больших объемах варят "Тогучинский пиввинкомбинат", "Краснозерский пивокомбинат"; на Алтае "Волчихинский" и "Бочкаревский" пивоваренные заводы, пивоварня "Артель"; в Красноярском крае ОАО "АЯН". Эти игроки освоили данный сегмент уже довольно давно, борясь за выживание с федеральными гигантами типа "Балтики" и "САН ИнБев", и сейчас уже успешно поставляют "живое" пиво в другие регионы.
Впрочем, и сами федералы начали проявлять определенный интерес к этой нише - "Балтика" пополнила свой портфель локальными марками типа "Самара Живое", "ДВ Живое", Очаковский комбинат запустил "Очаково Нефильтрованное". И это неудивительно: сегмент непастеризованного пива растет довольно быстро. Согласно расчетам специалистов компании "Бизнес Аналитика", доля "живого" пива, в сентябре 2006 г. едва превыша­вшая 0,1%, к осени 2007 г. достигла 0,6%. Что составляет порядка 6 млн. дал в год.
"Живое" против живота
Сами игроки утверждают: "живое" пиво - понятие весьма условное. Далеко не весь хмельной продукт, который так позиционируют, по сути является таковым. "До 80-90% ассортимента остановочных павильонов - обычное нефильтрованное или непастеризованное пиво, - рассказывает Сергей Безродный. - На долю действительно "живого" напитка приходится в среднем по 2-3 сорта от всего ассортимента каждой точки". "Живое" пиво - продукт капризный, как парное молоко, чуть что не так - сразу скисает", - соглашаются торговцы. Технология его изготовления исключает фильтрацию и тепловую обработку, а потому срок хранения и реализации сокращается до 3-5 дней. А значит, продавать только живое, скоропортящееся пиво рискованно, стоит один раз "проколоться" на качестве (продать испортившийся продукт) - и на точке можно ставить точку. "Число жалоб на плохое самочувствие после употребления живого пива в последнее время увеличилось, - рассказывает Евгений Новиков, директор "Пивкофф Маркет", - причем тень от работы недобросовестных торговцев падает на всех. Основная причина низкого качества, на мой взгляд, - продолжает мысль г-н Новиков, - в том, что живое пиво варят не на крупных известных заводах с высокой корпоративной культурой, отлаженным технологическим процессом и строгим контролем качества, а на мелких пивоварнях времен СССР, в которых оборудование не менялось с момента основания".
Не проиграю, так пропью
Стремительному росту сегмента разливного пива в Омске способствовала кажущаяся простота входа на рынок. На руку бизнесменам оказалось и достаточное число пустующих приостановочных павильонов - с запретом игровых автоматов многие из них продавались и сдавались в аренду по заманчивым ценам. Схема работы пивного павильона довольно проста: пиво закупается у поставщиков (реже напрямую у производителя) оптом и продается в розницу (чаще покупается до 15-20 ходовых сортов). Закупается оборудование (охладители или холодильные установки, тара, кассовый аппарат и прочее), нанимается продавец, придумывается название и - работа пошла. "В зависимости от расположения точки аренда стоит 10 000-60 000 рублей, а полностью открытие павильона - 250-500 тысяч, - подсчитывает затраты Алексей Банников, директор ООО "Сиббир-Бочка", - мои вложения пока еще не окупились, но, думаю, в течение года окупятся". Окупаемость этого бизнеса действительно неплохая: год-два максимум. К тому же спрос сразу же после открытия довольно большой.
Воевать — так уж с немцами
Основная задача, которую ставят перед собой некоторые омские торговцы "живым" пивом, - потеснить на рынке бутилированную продукцию. "Наша цель - отвоевать рынок у бутылочного пива - заявляет Алексей Банников, - ведь по качеству оно нам не конкурент". Впрочем, по оценкам экспертов, в достижении своей цели продавцы "живого" пока себе только мешают. "Во-первых, омские торговцы необоснованно завышают цену на 10-15 рублей за литр, - уверен г-н Безродный, - высокая цена отпугивает потенциальных покупателей. Для сравнения: в Новосибирске "живое" пиво сегодня стоит почти в два раза дешевле. Так, литр "Жигулевского" в Новосибе - 29 рублей, в Омске - 50 рублей. Более того, жажда максимально заработать подталкивает многих игроков даже к неформальному сговору между собой. Например, в мае с началом высокого сезона торговцы необоснованно подняли цену на напиток на 10 рублей. Во-вторых, далеко не все торговцы грамотно выстраивают ассортимент, следят за уровнем сервиса в точках и качеством продукции. "Живое" пиво вряд ли когда-нибудь вытеснит бутылочное, - считает Виталий Харченко, - хотя вначале перераспределение спроса было. Максимум, чего смогут добиться торговцы и производители при грамотной маркетинговой стратегии - заменить в будущем дорогие сорта бутылочного пива, сегмент премиум". В том, что "живое" пиво сумеет занять определенную нишу рынка, его участники не сомневаются. Мода на натуральные и более дорогие продукты постепенно растет. Любители пива все больше отдают предпочтение премиальным сортам "живого продукта".

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

Омский рынок "живого" пива, по оценкам экспертов, сегодня переживает своеобразный бум. Меньше чем за год в городе открылось порядка 250-300 специализированных точек по продаже разливного пива: "Бочка", "Пивзаправка", "Пивная лавка", Paradise beer, "Товарищ", "Гусар", "Пивкофф", "Живая кружка", "Пивоман" и другие. Увлеклись разливным пивом и супермаркеты - отделы по продаже "живого" пива уже открылись в сетях "Астор", "Наш магазин", "Семейный". Одним из первых установку по розливу поставил супермаркет "Океан" - мобильный танк дображивания одного из пионеров отрасли, компании "Пятый океан".
- "Живое" пиво - достаточно выгодный бизнес, причем у него быстро появляется своя аудитория, - уверенно заявляет директор сети супермаркетов "Астор" Виталий Харченко. - Сегодня из 14 наших магазинов в двух уже стоят установки, планируем расширить число точек. Сотрудничество с торговцами "живым" пивом нам интересно в финансовом плане (увеличивается оборот сети, плюс - дополнительная реклама)". С этим мнением согласна и Наталья Кондратенко, директор супермаркета "День и Ночь": "В идеале в супермаркете обязательно должно присутствовать "живое" пиво. Это положительно отражается на продажах и человекопотоке. Я бы с удовольствием установила у себя не менее 6 кранов, если бы позволяло место, но по площади мы ограничены, а устанавливать 2-3 крана не вижу смысла. Бизнес этот считаю перспективным и рентабельным".
Точки по продаже разливного пенного напитка появились на социальных рынках и в "магазинах у дома". Заинтересовались перспективным напитком некоторые рестораны, кафе, бары. Кажется, что уже "на каждом углу в городе работает пивная точка", однако игроки утверждают, что омский рынок "живого" пива еще далек от насыщения, он делает первые шаги в своем развитии. Например, в соседнем Новосибирске работает порядка 2000 специализированных точек по продаже разливного пива, немногим меньше их в Екатеринбурге. По уровню развития этого сегмента Омск ближе к Тобольску, Красноярску, где этот бизнес тоже только зарождается.
По мнению директора филиала "Евробир" Сергея Безродного, местный рынок насытится, когда из магазинов исчезнет пиво в ПЭТах и все перейдут на разливное. Впрочем, по прогнозам специалистов, до этого знакового момента Омску еще далеко, как минимум, 3-4 года. Тогда начнется период качественной конкуренции между игроками. Пока же ассортимент в однотипных павильончиках разных сетей весьма схож - почти везде льют "Чешское", "Бархатное", "Крюгер", "Глюкауф" и т.д. (редкий максимум - до трех десятков сортов) плюс нехитрая закуска (чипсы, соленая рыба, орешки, сухарики). Иногда ассортимент разбавляют "побочные" мороженое, лимонад и квас.
Мал, да удал
Отставание Омска в развитии этой индустрии игроки связывают с определенным дефицитом местных производителей "живого" пива (в основном его везут из соседних регионов: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Томска). Из местных производителей "живым" пенным напитком занимаются пивоваренный завод "Сибирь" (марки "Сибирь", "На Троих", "Губернское", "Жигулевское", "Баварское", "Хмельное", "Портер", "Чешское" и др.), компания "Пиво и напитки" (производит под брендом "Бирхаус" два сорта "живого": "Адмирал премиум" и "Портер") и несколько мини-пивоварен в области. Однако их объемы производства слишком малы для удовлетворения растущих запросов торговцев.
Для сравнения: в Новосибирской области непастеризованное пиво в больших объемах варят "Тогучинский пиввинкомбинат", "Краснозерский пивокомбинат"; на Алтае "Волчихинский" и "Бочкаревский" пивоваренные заводы, пивоварня "Артель"; в Красноярском крае ОАО "АЯН". Эти игроки освоили данный сегмент уже довольно давно, борясь за выживание с федеральными гигантами типа "Балтики" и "САН ИнБев", и сейчас уже успешно поставляют "живое" пиво в другие регионы.
Впрочем, и сами федералы начали проявлять определенный интерес к этой нише - "Балтика" пополнила свой портфель локальными марками типа "Самара Живое", "ДВ Живое", Очаковский комбинат запустил "Очаково Нефильтрованное". И это неудивительно: сегмент непастеризованного пива растет довольно быстро. Согласно расчетам специалистов компании "Бизнес Аналитика", доля "живого" пива, в сентябре 2006 г. едва превыша­вшая 0,1%, к осени 2007 г. достигла 0,6%. Что составляет порядка 6 млн. дал в год.
"Живое" против живота
Сами игроки утверждают: "живое" пиво - понятие весьма условное. Далеко не весь хмельной продукт, который так позиционируют, по сути является таковым. "До 80-90% ассортимента остановочных павильонов - обычное нефильтрованное или непастеризованное пиво, - рассказывает Сергей Безродный. - На долю действительно "живого" напитка приходится в среднем по 2-3 сорта от всего ассортимента каждой точки". "Живое" пиво - продукт капризный, как парное молоко, чуть что не так - сразу скисает", - соглашаются торговцы. Технология его изготовления исключает фильтрацию и тепловую обработку, а потому срок хранения и реализации сокращается до 3-5 дней. А значит, продавать только живое, скоропортящееся пиво рискованно, стоит один раз "проколоться" на качестве (продать испортившийся продукт) - и на точке можно ставить точку. "Число жалоб на плохое самочувствие после употребления живого пива в последнее время увеличилось, - рассказывает Евгений Новиков, директор "Пивкофф Маркет", - причем тень от работы недобросовестных торговцев падает на всех. Основная причина низкого качества, на мой взгляд, - продолжает мысль г-н Новиков, - в том, что живое пиво варят не на крупных известных заводах с высокой корпоративной культурой, отлаженным технологическим процессом и строгим контролем качества, а на мелких пивоварнях времен СССР, в которых оборудование не менялось с момента основания".
Не проиграю, так пропью
Стремительному росту сегмента разливного пива в Омске способствовала кажущаяся простота входа на рынок. На руку бизнесменам оказалось и достаточное число пустующих приостановочных павильонов - с запретом игровых автоматов многие из них продавались и сдавались в аренду по заманчивым ценам. Схема работы пивного павильона довольно проста: пиво закупается у поставщиков (реже напрямую у производителя) оптом и продается в розницу (чаще покупается до 15-20 ходовых сортов). Закупается оборудование (охладители или холодильные установки, тара, кассовый аппарат и прочее), нанимается продавец, придумывается название и - работа пошла. "В зависимости от расположения точки аренда стоит 10 000-60 000 рублей, а полностью открытие павильона - 250-500 тысяч, - подсчитывает затраты Алексей Банников, директор ООО "Сиббир-Бочка", - мои вложения пока еще не окупились, но, думаю, в течение года окупятся". Окупаемость этого бизнеса действительно неплохая: год-два максимум. К тому же спрос сразу же после открытия довольно большой.
Воевать — так уж с немцами
Основная задача, которую ставят перед собой некоторые омские торговцы "живым" пивом, - потеснить на рынке бутилированную продукцию. "Наша цель - отвоевать рынок у бутылочного пива - заявляет Алексей Банников, - ведь по качеству оно нам не конкурент". Впрочем, по оценкам экспертов, в достижении своей цели продавцы "живого" пока себе только мешают. "Во-первых, омские торговцы необоснованно завышают цену на 10-15 рублей за литр, - уверен г-н Безродный, - высокая цена отпугивает потенциальных покупателей. Для сравнения: в Новосибирске "живое" пиво сегодня стоит почти в два раза дешевле. Так, литр "Жигулевского" в Новосибе - 29 рублей, в Омске - 50 рублей. Более того, жажда максимально заработать подталкивает многих игроков даже к неформальному сговору между собой. Например, в мае с началом высокого сезона торговцы необоснованно подняли цену на напиток на 10 рублей. Во-вторых, далеко не все торговцы грамотно выстраивают ассортимент, следят за уровнем сервиса в точках и качеством продукции. "Живое" пиво вряд ли когда-нибудь вытеснит бутылочное, - считает Виталий Харченко, - хотя вначале перераспределение спроса было. Максимум, чего смогут добиться торговцы и производители при грамотной маркетинговой стратегии - заменить в будущем дорогие сорта бутылочного пива, сегмент премиум". В том, что "живое" пиво сумеет занять определенную нишу рынка, его участники не сомневаются. Мода на натуральные и более дорогие продукты постепенно растет. Любители пива все больше отдают предпочтение премиальным сортам "живого продукта".

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

Омский рынок "живого" пива, по оценкам экспертов, сегодня переживает своеобразный бум. Меньше чем за год в городе открылось порядка 250-300 специализированных точек по продаже разливного пива: "Бочка", "Пивзаправка", "Пивная лавка", Paradise beer, "Товарищ", "Гусар", "Пивкофф", "Живая кружка", "Пивоман" и другие. Увлеклись разливным пивом и супермаркеты - отделы по продаже "живого" пива уже открылись в сетях "Астор", "Наш магазин", "Семейный". Одним из первых установку по розливу поставил супермаркет "Океан" - мобильный танк дображивания одного из пионеров отрасли, компании "Пятый океан".
- "Живое" пиво - достаточно выгодный бизнес, причем у него быстро появляется своя аудитория, - уверенно заявляет директор сети супермаркетов "Астор" Виталий Харченко. - Сегодня из 14 наших магазинов в двух уже стоят установки, планируем расширить число точек. Сотрудничество с торговцами "живым" пивом нам интересно в финансовом плане (увеличивается оборот сети, плюс - дополнительная реклама)". С этим мнением согласна и Наталья Кондратенко, директор супермаркета "День и Ночь": "В идеале в супермаркете обязательно должно присутствовать "живое" пиво. Это положительно отражается на продажах и человекопотоке. Я бы с удовольствием установила у себя не менее 6 кранов, если бы позволяло место, но по площади мы ограничены, а устанавливать 2-3 крана не вижу смысла. Бизнес этот считаю перспективным и рентабельным".
Точки по продаже разливного пенного напитка появились на социальных рынках и в "магазинах у дома". Заинтересовались перспективным напитком некоторые рестораны, кафе, бары. Кажется, что уже "на каждом углу в городе работает пивная точка", однако игроки утверждают, что омский рынок "живого" пива еще далек от насыщения, он делает первые шаги в своем развитии. Например, в соседнем Новосибирске работает порядка 2000 специализированных точек по продаже разливного пива, немногим меньше их в Екатеринбурге. По уровню развития этого сегмента Омск ближе к Тобольску, Красноярску, где этот бизнес тоже только зарождается.
По мнению директора филиала "Евробир" Сергея Безродного, местный рынок насытится, когда из магазинов исчезнет пиво в ПЭТах и все перейдут на разливное. Впрочем, по прогнозам специалистов, до этого знакового момента Омску еще далеко, как минимум, 3-4 года. Тогда начнется период качественной конкуренции между игроками. Пока же ассортимент в однотипных павильончиках разных сетей весьма схож - почти везде льют "Чешское", "Бархатное", "Крюгер", "Глюкауф" и т.д. (редкий максимум - до трех десятков сортов) плюс нехитрая закуска (чипсы, соленая рыба, орешки, сухарики). Иногда ассортимент разбавляют "побочные" мороженое, лимонад и квас.
Мал, да удал
Отставание Омска в развитии этой индустрии игроки связывают с определенным дефицитом местных производителей "живого" пива (в основном его везут из соседних регионов: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Томска). Из местных производителей "живым" пенным напитком занимаются пивоваренный завод "Сибирь" (марки "Сибирь", "На Троих", "Губернское", "Жигулевское", "Баварское", "Хмельное", "Портер", "Чешское" и др.), компания "Пиво и напитки" (производит под брендом "Бирхаус" два сорта "живого": "Адмирал премиум" и "Портер") и несколько мини-пивоварен в области. Однако их объемы производства слишком малы для удовлетворения растущих запросов торговцев.
Для сравнения: в Новосибирской области непастеризованное пиво в больших объемах варят "Тогучинский пиввинкомбинат", "Краснозерский пивокомбинат"; на Алтае "Волчихинский" и "Бочкаревский" пивоваренные заводы, пивоварня "Артель"; в Красноярском крае ОАО "АЯН". Эти игроки освоили данный сегмент уже довольно давно, борясь за выживание с федеральными гигантами типа "Балтики" и "САН ИнБев", и сейчас уже успешно поставляют "живое" пиво в другие регионы.
Впрочем, и сами федералы начали проявлять определенный интерес к этой нише - "Балтика" пополнила свой портфель локальными марками типа "Самара Живое", "ДВ Живое", Очаковский комбинат запустил "Очаково Нефильтрованное". И это неудивительно: сегмент непастеризованного пива растет довольно быстро. Согласно расчетам специалистов компании "Бизнес Аналитика", доля "живого" пива, в сентябре 2006 г. едва превыша­вшая 0,1%, к осени 2007 г. достигла 0,6%. Что составляет порядка 6 млн. дал в год.
"Живое" против живота
Сами игроки утверждают: "живое" пиво - понятие весьма условное. Далеко не весь хмельной продукт, который так позиционируют, по сути является таковым. "До 80-90% ассортимента остановочных павильонов - обычное нефильтрованное или непастеризованное пиво, - рассказывает Сергей Безродный. - На долю действительно "живого" напитка приходится в среднем по 2-3 сорта от всего ассортимента каждой точки". "Живое" пиво - продукт капризный, как парное молоко, чуть что не так - сразу скисает", - соглашаются торговцы. Технология его изготовления исключает фильтрацию и тепловую обработку, а потому срок хранения и реализации сокращается до 3-5 дней. А значит, продавать только живое, скоропортящееся пиво рискованно, стоит один раз "проколоться" на качестве (продать испортившийся продукт) - и на точке можно ставить точку. "Число жалоб на плохое самочувствие после употребления живого пива в последнее время увеличилось, - рассказывает Евгений Новиков, директор "Пивкофф Маркет", - причем тень от работы недобросовестных торговцев падает на всех. Основная причина низкого качества, на мой взгляд, - продолжает мысль г-н Новиков, - в том, что живое пиво варят не на крупных известных заводах с высокой корпоративной культурой, отлаженным технологическим процессом и строгим контролем качества, а на мелких пивоварнях времен СССР, в которых оборудование не менялось с момента основания".
Не проиграю, так пропью
Стремительному росту сегмента разливного пива в Омске способствовала кажущаяся простота входа на рынок. На руку бизнесменам оказалось и достаточное число пустующих приостановочных павильонов - с запретом игровых автоматов многие из них продавались и сдавались в аренду по заманчивым ценам. Схема работы пивного павильона довольно проста: пиво закупается у поставщиков (реже напрямую у производителя) оптом и продается в розницу (чаще покупается до 15-20 ходовых сортов). Закупается оборудование (охладители или холодильные установки, тара, кассовый аппарат и прочее), нанимается продавец, придумывается название и - работа пошла. "В зависимости от расположения точки аренда стоит 10 000-60 000 рублей, а полностью открытие павильона - 250-500 тысяч, - подсчитывает затраты Алексей Банников, директор ООО "Сиббир-Бочка", - мои вложения пока еще не окупились, но, думаю, в течение года окупятся". Окупаемость этого бизнеса действительно неплохая: год-два максимум. К тому же спрос сразу же после открытия довольно большой.
Воевать — так уж с немцами
Основная задача, которую ставят перед собой некоторые омские торговцы "живым" пивом, - потеснить на рынке бутилированную продукцию. "Наша цель - отвоевать рынок у бутылочного пива - заявляет Алексей Банников, - ведь по качеству оно нам не конкурент". Впрочем, по оценкам экспертов, в достижении своей цели продавцы "живого" пока себе только мешают. "Во-первых, омские торговцы необоснованно завышают цену на 10-15 рублей за литр, - уверен г-н Безродный, - высокая цена отпугивает потенциальных покупателей. Для сравнения: в Новосибирске "живое" пиво сегодня стоит почти в два раза дешевле. Так, литр "Жигулевского" в Новосибе - 29 рублей, в Омске - 50 рублей. Более того, жажда максимально заработать подталкивает многих игроков даже к неформальному сговору между собой. Например, в мае с началом высокого сезона торговцы необоснованно подняли цену на напиток на 10 рублей. Во-вторых, далеко не все торговцы грамотно выстраивают ассортимент, следят за уровнем сервиса в точках и качеством продукции. "Живое" пиво вряд ли когда-нибудь вытеснит бутылочное, - считает Виталий Харченко, - хотя вначале перераспределение спроса было. Максимум, чего смогут добиться торговцы и производители при грамотной маркетинговой стратегии - заменить в будущем дорогие сорта бутылочного пива, сегмент премиум". В том, что "живое" пиво сумеет занять определенную нишу рынка, его участники не сомневаются. Мода на натуральные и более дорогие продукты постепенно растет. Любители пива все больше отдают предпочтение премиальным сортам "живого продукта".

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

Омский рынок "живого" пива, по оценкам экспертов, сегодня переживает своеобразный бум. Меньше чем за год в городе открылось порядка 250-300 специализированных точек по продаже разливного пива: "Бочка", "Пивзаправка", "Пивная лавка", Paradise beer, "Товарищ", "Гусар", "Пивкофф", "Живая кружка", "Пивоман" и другие. Увлеклись разливным пивом и супермаркеты - отделы по продаже "живого" пива уже открылись в сетях "Астор", "Наш магазин", "Семейный". Одним из первых установку по розливу поставил супермаркет "Океан" - мобильный танк дображивания одного из пионеров отрасли, компании "Пятый океан".
- "Живое" пиво - достаточно выгодный бизнес, причем у него быстро появляется своя аудитория, - уверенно заявляет директор сети супермаркетов "Астор" Виталий Харченко. - Сегодня из 14 наших магазинов в двух уже стоят установки, планируем расширить число точек. Сотрудничество с торговцами "живым" пивом нам интересно в финансовом плане (увеличивается оборот сети, плюс - дополнительная реклама)". С этим мнением согласна и Наталья Кондратенко, директор супермаркета "День и Ночь": "В идеале в супермаркете обязательно должно присутствовать "живое" пиво. Это положительно отражается на продажах и человекопотоке. Я бы с удовольствием установила у себя не менее 6 кранов, если бы позволяло место, но по площади мы ограничены, а устанавливать 2-3 крана не вижу смысла. Бизнес этот считаю перспективным и рентабельным".
Точки по продаже разливного пенного напитка появились на социальных рынках и в "магазинах у дома". Заинтересовались перспективным напитком некоторые рестораны, кафе, бары. Кажется, что уже "на каждом углу в городе работает пивная точка", однако игроки утверждают, что омский рынок "живого" пива еще далек от насыщения, он делает первые шаги в своем развитии. Например, в соседнем Новосибирске работает порядка 2000 специализированных точек по продаже разливного пива, немногим меньше их в Екатеринбурге. По уровню развития этого сегмента Омск ближе к Тобольску, Красноярску, где этот бизнес тоже только зарождается.
По мнению директора филиала "Евробир" Сергея Безродного, местный рынок насытится, когда из магазинов исчезнет пиво в ПЭТах и все перейдут на разливное. Впрочем, по прогнозам специалистов, до этого знакового момента Омску еще далеко, как минимум, 3-4 года. Тогда начнется период качественной конкуренции между игроками. Пока же ассортимент в однотипных павильончиках разных сетей весьма схож - почти везде льют "Чешское", "Бархатное", "Крюгер", "Глюкауф" и т.д. (редкий максимум - до трех десятков сортов) плюс нехитрая закуска (чипсы, соленая рыба, орешки, сухарики). Иногда ассортимент разбавляют "побочные" мороженое, лимонад и квас.
Мал, да удал
Отставание Омска в развитии этой индустрии игроки связывают с определенным дефицитом местных производителей "живого" пива (в основном его везут из соседних регионов: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Томска). Из местных производителей "живым" пенным напитком занимаются пивоваренный завод "Сибирь" (марки "Сибирь", "На Троих", "Губернское", "Жигулевское", "Баварское", "Хмельное", "Портер", "Чешское" и др.), компания "Пиво и напитки" (производит под брендом "Бирхаус" два сорта "живого": "Адмирал премиум" и "Портер") и несколько мини-пивоварен в области. Однако их объемы производства слишком малы для удовлетворения растущих запросов торговцев.
Для сравнения: в Новосибирской области непастеризованное пиво в больших объемах варят "Тогучинский пиввинкомбинат", "Краснозерский пивокомбинат"; на Алтае "Волчихинский" и "Бочкаревский" пивоваренные заводы, пивоварня "Артель"; в Красноярском крае ОАО "АЯН". Эти игроки освоили данный сегмент уже довольно давно, борясь за выживание с федеральными гигантами типа "Балтики" и "САН ИнБев", и сейчас уже успешно поставляют "живое" пиво в другие регионы.
Впрочем, и сами федералы начали проявлять определенный интерес к этой нише - "Балтика" пополнила свой портфель локальными марками типа "Самара Живое", "ДВ Живое", Очаковский комбинат запустил "Очаково Нефильтрованное". И это неудивительно: сегмент непастеризованного пива растет довольно быстро. Согласно расчетам специалистов компании "Бизнес Аналитика", доля "живого" пива, в сентябре 2006 г. едва превыша­вшая 0,1%, к осени 2007 г. достигла 0,6%. Что составляет порядка 6 млн. дал в год.
"Живое" против живота
Сами игроки утверждают: "живое" пиво - понятие весьма условное. Далеко не весь хмельной продукт, который так позиционируют, по сути является таковым. "До 80-90% ассортимента остановочных павильонов - обычное нефильтрованное или непастеризованное пиво, - рассказывает Сергей Безродный. - На долю действительно "живого" напитка приходится в среднем по 2-3 сорта от всего ассортимента каждой точки". "Живое" пиво - продукт капризный, как парное молоко, чуть что не так - сразу скисает", - соглашаются торговцы. Технология его изготовления исключает фильтрацию и тепловую обработку, а потому срок хранения и реализации сокращается до 3-5 дней. А значит, продавать только живое, скоропортящееся пиво рискованно, стоит один раз "проколоться" на качестве (продать испортившийся продукт) - и на точке можно ставить точку. "Число жалоб на плохое самочувствие после употребления живого пива в последнее время увеличилось, - рассказывает Евгений Новиков, директор "Пивкофф Маркет", - причем тень от работы недобросовестных торговцев падает на всех. Основная причина низкого качества, на мой взгляд, - продолжает мысль г-н Новиков, - в том, что живое пиво варят не на крупных известных заводах с высокой корпоративной культурой, отлаженным технологическим процессом и строгим контролем качества, а на мелких пивоварнях времен СССР, в которых оборудование не менялось с момента основания".
Не проиграю, так пропью
Стремительному росту сегмента разливного пива в Омске способствовала кажущаяся простота входа на рынок. На руку бизнесменам оказалось и достаточное число пустующих приостановочных павильонов - с запретом игровых автоматов многие из них продавались и сдавались в аренду по заманчивым ценам. Схема работы пивного павильона довольно проста: пиво закупается у поставщиков (реже напрямую у производителя) оптом и продается в розницу (чаще покупается до 15-20 ходовых сортов). Закупается оборудование (охладители или холодильные установки, тара, кассовый аппарат и прочее), нанимается продавец, придумывается название и - работа пошла. "В зависимости от расположения точки аренда стоит 10 000-60 000 рублей, а полностью открытие павильона - 250-500 тысяч, - подсчитывает затраты Алексей Банников, директор ООО "Сиббир-Бочка", - мои вложения пока еще не окупились, но, думаю, в течение года окупятся". Окупаемость этого бизнеса действительно неплохая: год-два максимум. К тому же спрос сразу же после открытия довольно большой.
Воевать — так уж с немцами
Основная задача, которую ставят перед собой некоторые омские торговцы "живым" пивом, - потеснить на рынке бутилированную продукцию. "Наша цель - отвоевать рынок у бутылочного пива - заявляет Алексей Банников, - ведь по качеству оно нам не конкурент". Впрочем, по оценкам экспертов, в достижении своей цели продавцы "живого" пока себе только мешают. "Во-первых, омские торговцы необоснованно завышают цену на 10-15 рублей за литр, - уверен г-н Безродный, - высокая цена отпугивает потенциальных покупателей. Для сравнения: в Новосибирске "живое" пиво сегодня стоит почти в два раза дешевле. Так, литр "Жигулевского" в Новосибе - 29 рублей, в Омске - 50 рублей. Более того, жажда максимально заработать подталкивает многих игроков даже к неформальному сговору между собой. Например, в мае с началом высокого сезона торговцы необоснованно подняли цену на напиток на 10 рублей. Во-вторых, далеко не все торговцы грамотно выстраивают ассортимент, следят за уровнем сервиса в точках и качеством продукции. "Живое" пиво вряд ли когда-нибудь вытеснит бутылочное, - считает Виталий Харченко, - хотя вначале перераспределение спроса было. Максимум, чего смогут добиться торговцы и производители при грамотной маркетинговой стратегии - заменить в будущем дорогие сорта бутылочного пива, сегмент премиум". В том, что "живое" пиво сумеет занять определенную нишу рынка, его участники не сомневаются. Мода на натуральные и более дорогие продукты постепенно растет. Любители пива все больше отдают предпочтение премиальным сортам "живого продукта".

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

 *По данным агентства «БК-рейтинг». Опрос населения. Метод опроса – уличное интервью. Опрошено 200 человек. Апрель, 2008 г.

Омский рынок "живого" пива, по оценкам экспертов, сегодня переживает своеобразный бум. Меньше чем за год в городе открылось порядка 250-300 специализированных точек по продаже разливного пива: "Бочка", "Пивзаправка", "Пивная лавка", Paradise beer, "Товарищ", "Гусар", "Пивкофф", "Живая кружка", "Пивоман" и другие. Увлеклись разливным пивом и супермаркеты - отделы по продаже "живого" пива уже открылись в сетях "Астор", "Наш магазин", "Семейный". Одним из первых установку по розливу поставил супермаркет "Океан" - мобильный танк дображивания одного из пионеров отрасли, компании "Пятый океан".
- "Живое" пиво - достаточно выгодный бизнес, причем у него быстро появляется своя аудитория, - уверенно заявляет директор сети супермаркетов "Астор" Виталий Харченко. - Сегодня из 14 наших магазинов в двух уже стоят установки, планируем расширить число точек. Сотрудничество с торговцами "живым" пивом нам интересно в финансовом плане (увеличивается оборот сети, плюс - дополнительная реклама)". С этим мнением согласна и Наталья Кондратенко, директор супермаркета "День и Ночь": "В идеале в супермаркете обязательно должно присутствовать "живое" пиво. Это положительно отражается на продажах и человекопотоке. Я бы с удовольствием установила у себя не менее 6 кранов, если бы позволяло место, но по площади мы ограничены, а устанавливать 2-3 крана не вижу смысла. Бизнес этот считаю перспективным и рентабельным".
Точки по продаже разливного пенного напитка появились на социальных рынках и в "магазинах у дома". Заинтересовались перспективным напитком некоторые рестораны, кафе, бары. Кажется, что уже "на каждом углу в городе работает пивная точка", однако игроки утверждают, что омский рынок "живого" пива еще далек от насыщения, он делает первые шаги в своем развитии. Например, в соседнем Новосибирске работает порядка 2000 специализированных точек по продаже разливного пива, немногим меньше их в Екатеринбурге. По уровню развития этого сегмента Омск ближе к Тобольску, Красноярску, где этот бизнес тоже только зарождается.
По мнению директора филиала "Евробир" Сергея Безродного, местный рынок насытится, когда из магазинов исчезнет пиво в ПЭТах и все перейдут на разливное. Впрочем, по прогнозам специалистов, до этого знакового момента Омску еще далеко, как минимум, 3-4 года. Тогда начнется период качественной конкуренции между игроками. Пока же ассортимент в однотипных павильончиках разных сетей весьма схож - почти везде льют "Чешское", "Бархатное", "Крюгер", "Глюкауф" и т.д. (редкий максимум - до трех десятков сортов) плюс нехитрая закуска (чипсы, соленая рыба, орешки, сухарики). Иногда ассортимент разбавляют "побочные" мороженое, лимонад и квас.
Мал, да удал
Отставание Омска в развитии этой индустрии игроки связывают с определенным дефицитом местных производителей "живого" пива (в основном его везут из соседних регионов: Новосибирска, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Томска). Из местных производителей "живым" пенным напитком занимаются пивоваренный завод "Сибирь" (марки "Сибирь", "На Троих", "Губернское", "Жигулевское", "Баварское", "Хмельное", "Портер", "Чешское" и др.), компания "Пиво и напитки" (производит под брендом "Бирхаус" два сорта "живого": "Адмирал премиум" и "Портер") и несколько мини-пивоварен в области. Однако их объемы производства слишком малы для удовлетворения растущих запросов торговцев.
Для сравнения: в Новосибирской области непастеризованное пиво в больших объемах варят "Тогучинский пиввинкомбинат", "Краснозерский пивокомбинат"; на Алтае "Волчихинский" и "Бочкаревский" пивоваренные заводы, пивоварня "Артель"; в Красноярском крае ОАО "АЯН". Эти игроки освоили данный сегмент уже довольно давно, борясь за выживание с федеральными гигантами типа "Балтики" и "САН ИнБев", и сейчас уже успешно поставляют "живое" пиво в другие регионы.
Впрочем, и сами федералы начали проявлять определенный интерес к этой нише - "Балтика" пополнила свой портфель локальными марками типа "Самара Живое", "ДВ Живое", Очаковский комбинат запустил "Очаково Нефильтрованное". И это неудивительно: сегмент непастеризованного пива растет довольно быстро. Согласно расчетам специалистов компании "Бизнес Аналитика", доля "живого" пива, в сентябре 2006 г. едва превыша­вшая 0,1%, к осени 2007 г. достигла 0,6%. Что составляет порядка 6 млн. дал в год.
"Живое" против живота
Сами игроки утверждают: "живое" пиво - понятие весьма условное. Далеко не весь хмельной продукт, который так позиционируют, по сути является таковым. "До 80-90% ассортимента остановочных павильонов - обычное нефильтрованное или непастеризованное пиво, - рассказывает Сергей Безродный. - На долю действительно "живого" напитка приходится в среднем по 2-3 сорта от всего ассортимента каждой точки". "Живое" пиво - продукт капризный, как парное молоко, чуть что не так - сразу скисает", - соглашаются торговцы. Технология его изготовления исключает фильтрацию и тепловую обработку, а потому срок хранения и реализации сокращается до 3-5 дней. А значит, продавать только живое, скоропортящееся пиво рискованно, стоит один раз "проколоться" на качестве (продать испортившийся продукт) - и на точке можно ставить точку. "Число жалоб на плохое самочувствие после употребления живого пива в последнее время увеличилось, - рассказывает Евгений Новиков, директор "Пивкофф Маркет", - причем тень от работы недобросовестных торговцев падает на всех. Основная причина низкого качества, на мой взгляд, - продолжает мысль г-н Новиков, - в том, что живое пиво варят не на крупных известных заводах с высокой корпоративной культурой, отлаженным технологическим процессом и строгим контролем качества, а на мелких пивоварнях времен СССР, в которых оборудование не менялось с момента основания".
Не проиграю, так пропью
Стремительному росту сегмента разливного пива в Омске способствовала кажущаяся простота входа на рынок. На руку бизнесменам оказалось и достаточное число пустующих приостановочных павильонов - с запретом игровых автоматов многие из них продавались и сдавались в аренду по заманчивым ценам. Схема работы пивного павильона довольно проста: пиво закупается у поставщиков (реже напрямую у производителя) оптом и продается в розницу (чаще покупается до 15-20 ходовых сортов). Закупается оборудование (охладители или холодильные установки, тара, кассовый аппарат и прочее), нанимается продавец, придумывается название и - работа пошла. "В зависимости от расположения точки аренда стоит 10 000-60 000 рублей, а полностью открытие павильона - 250-500 тысяч, - подсчитывает затраты Алексей Банников, директор ООО "Сиббир-Бочка", - мои вложения пока еще не окупились, но, думаю, в течение года окупятся". Окупаемость этого бизнеса действительно неплохая: год-два максимум. К тому же спрос сразу же после открытия довольно большой.
Воевать — так уж с немцами
Основная задача, которую ставят перед собой некоторые омские торговцы "живым" пивом, - потеснить на рынке бутилированную продукцию. "Наша цель - отвоевать рынок у бутылочного пива - заявляет Алексей Банников, - ведь по качеству оно нам не конкурент". Впрочем, по оценкам экспертов, в достижении своей цели продавцы "живого" пока себе только мешают. "Во-первых, омские торговцы необоснованно завышают цену на 10-15 рублей за литр, - уверен г-н Безродный, - высокая цена отпугивает потенциальных покупателей. Для сравнения: в Новосибирске "живое" пиво сегодня стоит почти в два раза дешевле. Так, литр "Жигулевского" в Новосибе - 29 рублей, в Омске - 50 рублей. Более того, жажда максимально заработать подталкивает многих игроков даже к неформальному сговору между собой. Например, в мае с началом высокого сезона торговцы необоснованно подняли цену на напиток на 10 рублей. Во-вторых, далеко не все торговцы грамотно выстраивают ассортимент, следят за уровнем сервиса в точках и качеством продукции. "Живое" пиво вряд ли когда-нибудь вытеснит бутылочное, - считает Виталий Харченко, - хотя вначале перераспределение спроса было. Максимум, чего смогут добиться торговцы и производители при грамотной маркетинговой стратегии - заменить в будущем дорогие сорта бутылочного пива, сегмент премиум". В том, что "живое" пиво сумеет занять определенную нишу рынка, его участники не сомневаются. Мода на натуральные и более дорогие продукты постепенно растет. Любители пива все больше отдают предпочтение премиальным сортам "живого продукта".
Мнение

Дмитрий Галас, управляющий ООО "Бревери" (сеть магазинов Paradise beer):

- Рынку "живого" пива в Омске около года. Развивается он довольно динамично, хотя качество продукта не всегда хорошее. Некоторые бизнесмены считают, что, вложив минимум затрат в дело, смогут много заработать. Редко кто устанавливает холодильную камеру, большинство ограничивается охладителями, поэтому качество пива получается хуже (летом при неправильном хранении пиво может скисать). Думаю, что часть таких мелких предпринимателей скоро отсеется. И все равно, бутилированное пиво нам не конкурент, так как в нем большая доля химикатов, концентратов, которые добавляют, чтобы увеличить срок реализации. Поэтому я убежден, что потребители, попробовавшие живое пиво, к бутылочному больше не вернутся.
Справка

Нефильтрованное пиво - дрожжевая культура не отфильтровывается после процесса дображивания, а остается в пиве.
Фильтрация (механическая обработка) - пиво проходит через специальные фильт- ры, которые задерживают дрожжи и большую часть микроорганизмов. В результате из пива удаляется почти вся живая среда.
Пастеризация - это плавный нагрев пива до 70 градусов, затем выдержка и плавное охлаждение. В результате вся живая микрофлора напитка погибает.
Консервация (химическая обработка). Используется после фильтрации и пастеризации. Если при фильтрации и пастеризации пива всего лишь ухудшаются вкус и аромат, а также удаляются полезные вещества, то при добавлении ингибиторов, стабилизаторов и др. консервантов пиво становится вредным для здоровья. Такое пиво хранится до года.
400 рублей
в месяц тратит на "живое" пиво каждый третий омский пивоман.

Марина Жучкова,"БК-рейтинг" В подготовке материала принимали участие Ольга Билаш и Анна Одношевина
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru