Специалистами Нефтехимического института ОмГТУ разработан новый вид дизельного топлива. Оно представляет собой эмульсию, состоящую из дизельного топлива и этилового спирта. Отечественный трактор без всякой переделки, работая на таком топливе, делает выбросы на уровне стандартов "Евро-2"-"Евро-3".
Вячеслав Калекин со своим изобретением
Создание в Омске супертоплива было задумано еще пять-семь лет назад. Тогдашний генеральный директор АТТП "ОША" Александр Веретено заказал разработку возможности использования эфироальдегидной фракции, которой на спиртовом заводе был избыток, в качестве добавки к топливам. Работой занялся Александр Филатов, аспирант профессора Сергея Корнеева, нынешнего директора Нефтехимического института. Профессор и стал руководителем проекта. Продуктом совместной деятельности начинающего и уже состоявшегося ученых стала спиртотопливная эмульсия. Проблема была в том, что дизельное топливо со спиртом крепостью 95% и менее не образует раствора и может находиться лишь в неустойчивом эмульсионном состоянии. Зато присутствие в топливе спирта обеспечивает более полное его сгорание. Эффект объясняется тем, что спирт на горячих деталях испаряется с очень высокой скоростью, практически взрывается и, быстро сгорая, вовлекает в процесс горения тяжелые углеводороды. Черный дым из выхлопных труб машин и есть не полностью сгоревшие тяжелые углеводороды. Создание достаточно устойчивой эмульсии обещало очень интересные перспективы ее применения. Теоретическое обоснование было сделано, и осталось разработать способ смешивания двух компонентов. И это было сделано. Сконструировали и собрали агрегат для производства эмульсии под руководством заведующего кафедрой "Машины и аппараты химических производств" Вячеслава Калекина. В СибАДИ провели испытания смесевого топлива. Г-н Филатов всего за два года защитил кандидатскую диссертацию, закончил магистратуру университета в г. Оффенбурге (Германия) и сейчас работает в австрийской фирме AVL. Как выразился профессор Корнеев, "катает" двигатели на "Мерседесе". То есть проводит их стендовые испытания. Можно было бы пожалеть, что наш город потерял такого специалиста, но простое соображение, что работать механиком автобазы для кандидата наук и магистра техники и технологии маловато будет, не дает этого сделать. Да и кто бы ему тут дал жилье и нормальную зарплату? Судьба топлива была не столь успешной. Поскольку в нашей стране спирт не просто техническая жидкость, как везде, возникла большая проблема практического изготовления спиртотопливной эмульсии. Утверждают, что спирт имеет особые излучения, а у россиян есть специальный орган, их улавливающий. Гипотеза не имеет теоретического объяснения, но неоднократно подтверждалась практически. Так что у нас применение этанола в производственных целях всегда создает массу интересных сюжетов. Кроме того, цена этанола с учетом акцизов была неизмеримо велика по сравнению с традиционным топливом, что напрочь уничтожало все его преимущества. Таким образом, изобретение уткнулось в эти проблемы и осталось на бумаге. Сейчас ситуация меняется. Со строительством биоэтанольного завода и перевода усилиями "Титанов" спирта в разряд топлива появляются новые перспективы применения изобретения. Проектная стоимость установки для производства эмульсии, по словам профессора Корнеева, равна 300-400 тысячам рублей. Что вполне приемлемо для автопредприятий средних размеров. В ответ они получат все перечисленные выше преимущества. Но особенно это выгодно департаменту транспорта Омска, автобусный парк которого оснащен дизельными двигателями. В этой истории помимо технической информации два сюжета. Один из них - о молодом омском ученом, нашедшем применение своему таланту за границей. По этому поводу можно вспомнить фразу императора Александра II: "Кормить надо было, тогда бы не улетели". Второй сюжет касается руководителя компании "ОША". Ныне покойный Александр Константинович сделал несвойственное для российского бизнеса движение в сторону науки. И это очень интересно и показательно. Установка смешения сейчас запатентована и является собственностью ОмГТУ.
Мнение
Иван Ширлин, участник испытаний эмульсионного топлива, старший преподаватель кафедры "Теплотехника и тепловые двигатели" СибАДИ, кандидат технических наук:
- Испытания проводились на натурной установке. Измерялись мощность двигателя, установленного на стенде, часовой расход топлива, рассчитывали удельный расход на единицу мощности. Состав выхлопных газов определяли газоанализатором. Испытания проходили в соответствии со всеми требованиями ГОСТа. Топливо действительно показало хорошие результаты, отмеченные в статье. В то же время спиртотопливная эмульсия относительно нестабильна и гигроскопична. То есть имеет свойство по прошествии нескольких дней распадаться на составляющие компоненты и впитывать в себя воду из атмосферного воздуха. Мое мнение, что его рационально использовать на постоянно работающей технике. Тогда указанные недостатки будут сведены к минимуму.
Рассказывает доктор технических наук, профессор Сергей Корнеев:
- С помощью этой установки стало возможно изготавливать стабильную спиртотопливную эмульсию. Она не распадается на компоненты в течение четырех-пяти суток в зависимости от времени года. Этанол сам по себе требует доработки введением пакета присадок, поскольку содержит химически активные соединения и, хоть и в малой степени, воду. Все это может вредно влиять на основные агрегаты топливной системы двигателя. Пакет присадок нейтрализует вредное воздействие активных соединений, содержащихся в этаноле. Обычные дизельные двигатели работают на эмульсии в бездымном режиме, то есть без сажеобразования и нагаров. КПД дизеля на некоторых режимах повышается до 9%, а в среднем - на 4,5-5%. Дизелисты борются за каждый процент, так что это значительное достижение. Спирта в эмульсию вводят от 5 до 20%. Причем двигатель не надо переделывать. Добавки спирта увеличивают качество распыла топлива в камере сгорания и полноту его сгорания. Отсюда и повышение КПД, и высокая экологичность работы двигателя.
Михаил Бачурин
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич
email: pressxp00@tries55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru